Украина никогда не смирится с аннексией Крыма. А любой украинский политик, который только усомнится, только попытается изобразить какую-нибудь "фигуру умолчания" вокруг этого, — должен перестать быть украинским политиком.

Удивительно: всего три месяца назад, когда в Кремле подписали шокирующий акт об аннексии, нам в Крыму казалось, что это на долгие-долгие годы. Сегодня, несмотря на все более жестокую и непредсказуемую агрессию РФ в Донбассе, представляется, что это произойдет быстрее. Историческое время ускорилось. День за месяц. А нередко и больше.

Часто говорят — и автор, не единожды работая над разными крымскими программами развития, тоже считал — стратегии надо делать с холодным рассудком. Неправда. Не всегда. Не везде и не во всем. Эмоции, драйв, дерзость, вера, политическая воля, пассионарность народа — называйте как угодно — мощнейший фактор успеха стратегического плана. Особенно такого уровня, как стратегия возвращения Крыма. И поэтому ее главный девиз, как и главный ее раздел, звучит так…

Активное наступление

В кратчайший срок — буквально чудом и на глазах — всем народом возрождая боеспособность Вооруженных Сил и сорвав кремлевский план "сухопутного коридора" в Крым по берегу Азовского моря, мы уже почти обеспечили неотвратимость успеха.

В результате этого оккупированный Крым из перспективного торгово-транзитного, туристического и санаторно-курортного центра Черноморского региона уже почти превратился в геоэкономический остров с крайне уязвимыми и совершенно недостаточными путями снабжения. Снабжения практически всем, кроме зерна и газа. Нам нужно убрать это "почти" и дать возможность работать "островным" факторам экономической географии Крыма, поддерживать и усиливать их эффективность. И называется это…

Экономическая война

Сразу скажем — да, придется бить, в том числе, и по своим. Но удивительно, что свои, крымские "политические украинцы" (а среди них и крымские татары, и украинцы, и евреи, и очень много этнических русских и смешанных семей), ярко и стремительно проявившиеся именно в эти драматические месяцы, не только понимают эту необходимость. Они буквально вызывают огонь на себя, спрашивая каждый день нас, уехавших на материк — когда, наконец, Украина начнет жесткую экономическую блокаду полуострова? Добавляя: "Мы потерпим, только верните нас быстрее…"

"Экономическая война" не есть что-то новое в исторической практике. В 1939 году, возглавив правительство в первые дни Второй мировой, британский премьер Уинстон Черчилль создал специальное министерство экономической войны с третьим рейхом. Оно быстро проанализировало все слабые места — экспортные и импортные коммуникации, активы за границей и суда в море, критические сырьевые и финансовые позиции. И действовало — изобретательно, жестко и быстро.

Блокада

Блокада Крыма уже существует. Применение и даже только угроза применения санкций, то есть эмоциональный фактор — страх перед возможными неприятностями, привели к коллапсу и деградации финансово-банковской системы в Крыму. С полуострова ушли все приличные и технологичные банки, а пришли те, которых не жалко — трехсотые и пятисотые в рейтингах, не имеющие даже корреспондентских счетов за границей, из тяжеловесов — только банк "Россия", уже попавший под санкции.

Четыре с лишним миллиона украинцев, составлявших до ¾ ежегодного туристического потока в Крым, оскорбились оккупацией и не поехали на отдых, создав цепную реакцию негативных последствий — сокращение числа поездов, денежной массы, доходов крымского бизнеса, местных бюджетов и населения, товарооборота и т.д.

Все — подчеркнем, все (!) — глобальные и маленькие круизные и почти все грузовые судоходные компании отменили заходы в крымские порты. Они выполнили рекомендацию Генассамблеи ООН "воздерживаться от любых действий или шагов, которые можно было бы истолковать как признание любого измененного статуса Автономной Республики Крым и Севастополя…" Точно так же поступили авиакомпании, кроме российских. Да и те делают большой крюк, заходя на аэропорт Симферополя со стороны Краснодарского края, над Керченским проливом.

Следом за приличными банками (плюс из-за опасений экспроприации собственности) ушли почти все инвестиционные проекты и перспективные контракты. Тоже — кроме российских.

Для логического завершения экономической блокады — подчеркнем, особенно с учетом последних решений ЕС и США о санкциях в связи с аннексией Крыма — нужно сделать еще несколько шагов.

Завершение транспортной блокады

Нужно и можно быстро и полностью остановить заходы в крымские порты иностранных торговых судов. Согласно мониторингу нашего проекта "Черный список", особенно грешат этим судовладельцы из Турции и Греции. А магнит, притягивающий, несмотря на оккупацию Крыма, их танкеры — терминал сжиженного газа в Керченском морском рыбном порту и уже попавшая в санкционный список Феодосийская нефтебаза.

Эти же две страны — Греция и Турция, а также Италия — члены НАТО, две — члены ЕС и одна, ассоциированная с ЕС, отличились в помощи оккупантам, предоставив им шесть больших паромов для перевозки автомобилей.

Три турецких парома, перепроданные с явными признаками фиктивности и сменившие после наших публикаций названия и флаги, ходят из Зонгулдака в Севастополь, а также на самом узком транспортном направлении — из Новороссийска в Феодосию. По крайней мере, по одному из них есть информация о перевозке в Крым русской военной техники. Оба греческих и итальянский паромы даже не считают нужным скрывать свою государственную принадлежность, перевозя автомобили с Тамани в Керчь.

Заставить их уйти, да еще и наказать — дело для украинских дипломатов и юристов несложное. Ну а если у госчиновников не хватает времени, то его найдут гражданские активисты и СМИ. Проверено на практике: после публикаций и заявления о совершении преступления от одного из активистов одесского Евромайдана в транспортную прокуратуру Ильичевска турецкий танкер, согрешивший заходом в Феодосию, не рискнул заходить в порт, опасаясь ареста.

Что касается морских судов российских судовладельцев, то их, естественно, немало среди нарушителей режима оккупированной территории. Если Министерство инфраструктуры вместе с Министерством юстиции Украины хорошо поработают, то вскоре эти судовладельцы ощутят, что угроза ареста "за подельника" нависнет над любым их судном, заходящим в порты любой из 100 стран мира, поддержавших резолюцию Генассамблеи ООН о территориальной целостности Украины. А в связи с этим можно получить и отказ компании-страховщика. Прецеденты уже есть.

С российскими самолетами, летающими в аэропорт Симферополя, дело не сложное, хотя и хлопотное — их очень много, в июле около 60 бортов ежедневно. Однако цель оправдает усилия: номер конкретного борта, зафиксированный на оккупированной территории и переданный в Евроконтроль и ICAO, должен закрыть этому лайнеру доступ в аэропорты приличных стран. И это время скоро наступит.

Инвестиционная блокада

Рассмотрим на свежем примере. Турецкая сеть гостиниц Rixos недавно начала работу по набору сотрудников, в том числе персонала со знанием турецкого языка, для нового 5-звездочного отеля, открытие которого ожидается в августе 2014 года.

Еще до оккупации Крыма "Сбербанк России" выступил инвестором гостиничного комплекса "Мрия" в поселке Оползневое, в 25 км от Ялты. Комплекс, в котором могут отдыхать до тысячи человек, спроектировал известный британский архитектор Норманн Фостер. Управляющей компанией станет турецкая гостиничная сеть, и объект в оккупированной Ялте получит название RixosYaltaMriya 5*.

Понимает ли будущий управляющий новым отелем, что для очень неравнодушных украинских граждан совершенно не секрет, что, кроме трех десятков гостиниц в десяти странах мира, он управляет гостиничным комплексом в украинском Прикарпатье? Понимает ли, что в этой ситуации, здесь и сейчас, принцип business as usual может не пройти? Даже точно не пройдет. А дальше — без комментариев...

И еще. Как известно, "Сбербанк России", опасаясь международных санкций за аннексию Крыма, свернул банковскую сеть на полуострове, чтобы, кроме прочего, остаться на украинском банковском рынке и не попасть под международные санкции. Но прямое участие в реализации крупного инвестиционного проекта в оккупированном Крыму вновь ставит его перед неприятной дилеммой. Ясно, что обидно. Но ему есть на кого обижаться…

Торговая блокада

А теперь об украинском бизнесе в Крыму. Конечно, оккупанты в своем рвении в короткий срок вытеснить с полуострова все украинское жестоко просчитались — с качественными и ценовыми параметрами и логистикой украинских продуктов питания, прежде всего. И уже не хотят стремительно от них отказываться. Ибо заменить в Крыму украинскую торговлю продуктами питания российским ритейлом с более дорогой и менее качественной продукцией, преимущественно импортной, оказалось не так-то просто. К тому же, ее невозможно доставить на полуостров в нужном количестве морским путем.

И на этом фоне у ряда украинских бизнесменов появилось непреодолимое желание продолжать работать в Крыму, будто ничего не произошло, делая вид, что оккупации и аннексии не существует.

Изменить это несложно. Нужно немедленно потребовать ответы на основные вопросы госполитики об экономической деятельности на оккупированной территории. Ответ на них должен был дать соответствующий закон, который до сих пор Кабмином в ВР не внесен, а вместо него вдруг появился проект авторства С. Терехина и К. Ляпиной о фейковой СЭЗ. Напомним главные вопросы, на которые срочно нужны ясные и четкие ответы:

а) как Украина относится к сотрудничеству отечественного и иностранного бизнеса с оккупантами на территории Крыма (в том числе в виде уплаты налогов), в каких случаях она это допускает, а в каких — вводит санкции;

б) какие виды предпринимательской деятельности на оккупированной территории Украина считает допустимыми для своих граждан (например, в критических сферах жизнедеятельности населения), а какие неприемлемыми, такими, которые подпадают под санкции;

Ответственный и патриотичный бизнес, на наш взгляд, должен был бы руководствоваться пониманием двух простых вещей:

1) платить налоги оккупантам означает финансировать продолжение агрессии РФ против Украины;

2) продолжение украинского бизнеса в Крыму означает дискредитацию обращений Украины к странам мира с требованием введения ими экономических жестких санкций в отношении агрессора.

Что же делать бизнесу?

Во-первых, осознать, что оккупационный режим не собирается терпеть их долго. Каждая украинская этикетка на макаронах — это агитация против РФ. Именно так они это воспринимают. Задачей выдавливания украинского бизнеса с украинскими товарами из Крыма, в том числе, было обусловлено внезапное вытеснение из оборота гривни на полтора года раньше объявленного срока.

Во-вторых, готовиться к выходу из Крыма на материк. А в государственной политике должны быть прописаны экономические стимулы для украинских предпринимателей, которые выводят свой бизнес с территории Крыма в другие регионы Украины.

И в завершение этой части — еще раз об ускорении исторического времени. У нас на глазах происходит очень любопытный процесс — ускорение понимания российскими оккупантами того, какую головную боль, какой чемодан без ручки они себе "прианнексировали". Ускорение раздражения, везде, кроме Москвы — тем, что средства на "развитие Крыма" надо не выделять, а изыскивать. В том числе, за счет бюджетов и инвестиционных программ субъектов РФ. Ускорение понимания все большим количеством людей в Крыму той грандиозной геополитической аферы, жертвами которой они стали.

* * *

Разумеется, это далеко не вся стратегия возвращения Крыма, над которой работают эксперты "Майдана иностранных дел", а только начало, как мы надеемся, широкой дискуссии, в том числе, и на страницах ZN.UA.

В блоке "Активное наступление" наши эксперты проанализируют правовую блокаду РФ для возмещения ущерба, нанесенного аннексией Крыма.

Мы видим совершенно ясную реальность дипломатической, военной и военно-морской изоляции РФ в Черноморском регионе. Предлагается пересмотреть характер участия Украины в международных организациях в Черноморском регионе (ОЧЭС и ПАЧЭС), предложить новое видение существующей Организации за демократию и экономическое развитие ГУАМ, привлечь к решению вопросов возвращения Крыма страны "Вышеградской четверки" и Балтии.

Второй блок стратегии мы называем "Человеческое измерение". Он касается политики Украины в отношении различных категорий своих граждан, которые находятся в Крыму. Мы предлагаем уже сегодня искать ответы на новые потенциальные угрозы. Например, что делать в ситуации, когда российские оккупанты переключат интернет-трафик с кабеля Укртелекома, с которого сейчас его берут провайдеры, на кабель Ростелекома, который уже перекинут через Керченский пролив? Ведь тогда в Крыму будет некий "информационный аквариум", куда будет поступать сигнал только "Путин ТВ". При этом украинские сайты будут блокироваться движением мышки, и люди окажутся в "электромагнитном заповеднике".

Ну и, наконец, существует еще один блок — "Государственно-правовое измерение Стратегии", в котором, в частности, мы говорим о том, что должен существовать Совет министров Автономной Республики Крым. Впрочем, как он в структуре КМ Украины будет называться — вице-премьер или Министерство по делам Крыма — не столь важно. Просто у этого министра или вице-премьера должно быть через дефис написано — "председатель Совета министров АРК". Это и будет тот орган, который, с одной стороны будет вести экономическую войну с оккупантом, а с другой — защищать права наших граждан, и оставшихся на оккупированной территории, и выехавших на материк.

И, наконец, мы должны перестать замалчивать "крымскотатарский вопрос" или продолжать прятаться от него, как было все эти годы. По мнению экспертов, которые работают по этой теме, нужно четко и ясно вписать в новую Конституцию Украины, что Автономная Республика Крым — это реализация права коренного народа Украины — крымских татар, на свое самоопределение. А вариант формата, который устроит основные группы населения полуострова, найти можно, и в международной практике такие варианты есть.

Конечно, можно дискутировать по любому из обозначенных вопросов, нельзя только продолжать ничего не делать в плане возвращения Крыма. В целом речь идет об очень серьезной политике, которая в течение всего периода оккупации должна проводиться и государством, и, подчеркнем, гражданским обществом. Потому что если не будет гражданской составляющей в этой стратегии — ничего не получится. И наоборот. Майдан это доказал.