Статьи
Киев уверенно лидирует по числу совершенных в стране преступлений. Столица Украины, ее самый большой и самый богатый город, неизбежно предоставляет широкое поле деятельности злоумышленникам всех мастей. Постреволюционная неразбериха усугубила криминальную ситуацию в Киеве.
Слышим не то, что видим
По словам начальника ГУ МВД Украины в г. Киеве генерал-майора милиции Александра Терещука, за девять месяцев текущего года количество преступлений, совершенных на территории Киева, составило 39 тыс., что на 14 тыс. меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Правда, статистика Генеральной прокуратуры сообщает, что только за первое полугодие 2014 года в Киеве было зарегистрировано 62 424 преступления, но это тоже намного меньше, чем за сопоставимый период прошлого года (90 252). Дело не в абсолютных цифрах, а в тенденции. И еще в том, что Киев уверенно удерживает первое место по грабежам и кражам среди всех регионов Украины.
«Криминогенная обстановка в Киеве заметно улучшилась. Сократилось количество преступлений. В частности, меньше стало краж, мошенничества, ограблений. Но вместе с тем увеличилось количество других преступлений», — сообщил генерал-майор Терещук.
Однако прекрасную картину сильно портят следующие данные. Тот же Александр Терещук констатировал, что в 2014 году по сравнению с прошлым годом увеличилось число тяжких преступлений, умышленных убийств, разбойных нападений с применением оружия. А также количество вымогательств, незаконного завладения автотранспортом. С начала 2014 года в столичную милицию поступило более 360 тыс. заявлений о совершении преступлений, из которых более 84 тыс. — с признаками уголовных правонарушений.
«Специалисты» также ударно потрудились над очищением квартир киевлян от драгоценностей, денег, техники. За семь месяцев 2014 года в Киеве обокрали 3740 квартир, в прошлом году за семь месяцев — только 2695 квартир. Разница существенная. Только за один июльский день квартирные воры побывали в гостях у 25 киевлян. И это логично: по данным НБУ, с начала года украинцы забрали банковских депозитов на сумму 101 млрд. грн. И эти деньги сейчас хранятся дома и становятся приманкой для квартирных воров. Неудивительно, что украинский криминалитет и «гастролеры» из соседних государств отдают предпочтение квартирным кражам. На второй план отходят налеты на банки и пункты обмена валют, столь популярные в последние несколько лет. Здесь тоже все понятно: в кассах из-за дефицита валюты взять практически нечего. Если грабители и нападают, то только на инкассаторов, достоверно зная, что там есть чем поживиться.
Квартиры, машины, дачи
«В понедельник, 10 ноября, в Киеве было совершено 500 преступлений, из них раскрыто 150», — сообщила пресс-секретарь киевской прокуратуры Алена Яхно.
В Киеве активизировались квартирные мошенники, жулики и угонщики иномарок. Автоугонов стало больше в полтора раза, а на улицах грабят еще чаще. Владельцы машин начали паниковать, а правоохранители регистрируют по три-пять случаев угонов ежедневно и объясняют: количество краж растет, потому что ухудшилось благосостояние людей.
В столичной ГАИ подтверждают: угонов действительно стало больше. По ее данным, с начала года в Киеве уже зарегистрировано 1238 угонов авто, из них 958 совершены на территории столицы, остальные — в регионах.
«Количество угонов выросло на 158%. Если в прошлом году подобных случаев было около 400, то сейчас — больше тысячи! При этом найти удалось только 80 авто. Чаще всего угоняют иномарки. Нередко виноваты и водители: они не закрывают авто, при этом оставляют ценные вещи на видном месте, а это — приманка для воров», — говорит замначальника ГАИ Киева Александр Ткаченко. Он назвал и самые популярные марки у автоугонщиков — Toyota, Land Rover, Mitsubishi и BMW. Кроме того, участились случаи афер во время продажи машин на авторынках. Если цена на машину сильно занижена, это может быть угнанное авто из восточных регионов Украины.
Печальна статистика и по уличным ограблениям: по сравнению с прошлым годом (данные с января по август) их стало больше на 12%. «Особенно часто воруют мобильные телефоны — люди пишут по 10–15 заявлений в день», — говорят в милиции. Кража мобилок — это основной показатель по кражам, а раскрываемость здесь очень низкая.
Стало больше злоумышленников и на рынке недвижимости, причем аферы проворачиваются самые разные. «Мы нарабатываем авторитет годами, а аферисты доверие к нам подрывают. Ведь часто они представляются риелторами и даже указывают название фирмы», — сетует агент по недвижимости Александр Шевеленко.
И традиционно привлекательным объектом для воров остаются дачи, которые продолжают взламывать в больших количествах.
Где в Киеве менее опасно
Генерал-майор милиции Терещук затруднился назвать самый криминогенный район столицы, отметив, что для такой статистики необходимо делать выборку по определенному виду преступлений.
«Так, например, если говорить об ограблениях — лидирует Днепровский район. Квартирные кражи чаще случаются в Деснянском, а вот автомобили угоняют преимущественно из Дарницкого района», — говорит он.
В марте киевская милиция опубликовала статистику преступлений, совершенных в столице за прошлый год. И наименее криминогенными оказались Соломенский и Печерский районы. Наибольшее количество правонарушений было зафиксировано в Шевченковском районе — 4723. Криминальными лидерами здесь стали воры и мошенники — они совершили 2860 и 581 преступление соответственно. Второе место в уголовном рейтинге занял Днепровский район — 4325 преступлений. К тому же именно в этом районе совершено больше всего убийств — 14. Еще один печальный рекорд поставили здесь домушники — 628 краж за год.
«Причины засилья уличной преступности в больших городах понятны, — говорит полковник милиции Валерий Корякин. — Это огромное количество приезжих, которых к тому же очень трудно задержать после совершения ими преступления, так как они обычно сразу уезжают в свой или другие регионы».
При этом главный милиционер Киева Александр Терещук отрицает связь между прибытием в Киев большого количества переселенцев из зоны проведения АТО и увеличением количества тяжких преступлений в столице. Напомним, Киевский городской совет заявил о 25 тыс. переселенцев из Крыма, Донецкой и Луганской областей.
- Информация о материале
Когда страна находится в состоянии войны, обычное для Европы явление двойного гражданства становится угрозой для государства. В чем могла убедиться и Украина: с одной стороны, Россия выказывает заботу о безопасности российских граждан, с другой — в событиях в Крыму и на Востоке принимают участие граждане, владеющие двумя паспортами. Может ли удивлять такая ситуация? Еще много лет назад эксперты и аналитики предупреждали о вызовах и угрозах, которые несет институт бипатризма (множественного гражданства): обретение лояльности к другой стране вместе с получением ее паспорта, выполнение публичных функций в Украине носителями гражданства других государств, формирование благоприятного фона для развития сепаратизма. И вполне естественной является крайне негативная реакция общества, когда украинцы узнают об иностранном гражданстве власть имущих и чиновников. (Напомним только о двух публичных скандалах, связанных с лицами из окружения Януковича, — предоставление израильского гражданства экс-министру энергетики Э. Ставицкому и сербского — бизнесмену С. Курченко).
Прежде всего, необходимо четко сказать: согласно нормам международного права, государства могут выбрать политику предотвращения множественного гражданства и даже запретить его или, наоборот, признать такой статус. Этот выбор обусловлен их географическим расположением, историко-культурными особенностями, демографической структурой населения.
В Европе есть государства, разрешающие множественное гражданство (например, Испания, Франция, которые поддерживают связи с населением государств — бывших колоний, заключая при этом двусторонние договоры). Другие страны (например, Армения, Литва, Румыния, Венгрия, Финляндия, Швеция) разрешают множественное гражданство при определенных условиях: этот статус большей частью получают лица этнического происхождения, что ассоциируется с «материнским государством», т.е. представители диаспоры.
В то же время есть ряд обществ (например, Австрия, Дания, Германия, Беларусь, Россия), в которых множественное гражданство не признается. Условием получения гражданства указанных стран является не только декларация об отказе от гражданства другой страны, но и предоставление соответствующих подтверждающих документов.
Практика многих стран свидетельствует, что владение множественным гражданством — дело обычное, в частности, если человек имеет родителей из разных стран, проживает в бывшей колонии определенной метрополии или вообще является «гражданином Вселенной».
Вместе с тем, кроме сугубо либеральных и экономических аргументов в пользу такого статуса — уклонения от уплаты налогов в «миноритарном» государстве, пользования правами относительно трудоустройства, получения образования, свободного передвижения — следует иметь в виду соблазн уклонения от воинской обязанности в стране постоянного проживания. Это было продемонстрировано летом т.г., например, на Закарпатье и Буковине, где мужчины призывного возраста использовали статус иностранного гражданина, чтобы переждать волну мобилизации в Украине в соседних государствах. Еще большая угроза заключается в том, что, владея иностранным паспортом, можно скрываться от ответственности за преступления, совершенные на территории одного государства, в других странах.
Но когда страна находится в состоянии военного конфликта с одним соседом, а на противоположных пограничных территориях местами звучат инспирированные извне сепаратистские заявления, обычное для Европы явление бипатризма приобретает иное звучание. В частности, кроме войны и ирреденты, данные о фактах шпионажа заставляют задуматься о возможности сотрудничества граждан других стран с их спецслужбами.
Даже если считать такую вероятность несущественной либо же примириться с фактом, что шпионаж «не имеет национальной окраски», все равно возникает вопрос выбора лояльности лицами, присягавшими на верность двум государствам. Тем более опыт Крыма и Донбасса показал, что «референдумную демократию» можно использовать для формирования квазигосударственных образований якобы для защиты этнических неукраинцев или же неукраиноязычных граждан.
Сейчас в нашем государстве институт гражданства регулируется редакцией Закона «О гражданстве Украины» от 18 января 2001 г., который, несмотря на фиксацию принципа «единственного гражданства», не содержит нормы о недопустимости случаев множественного гражданства.
Заметим, что положение о единственном гражданстве появилось в законодательстве Украины заимствованием из законодательства СССР, в котором это явление было связано с его федеративным устройством, а не с внешним фактором — гражданством иностранного государства. Т.е. если украинец приобрел гражданство другого государства, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь ее гражданином, что означает не запрет двойного гражданства, а его непризнание. Вместе с тем, добровольное обретение совершеннолетним лицом гражданства другой страны является основанием для потери украинского, но эту норму сложно применять, принимая во внимание отсутствие механизма подтверждения получения иностранного гражданства.
В течение последних лет в Верховной Раде было зарегистрировано несколько законопроектов. В общем, они предлагают ввести принцип запрета множественного гражданства в Украине, обязать гражданина сообщать государству о получении другого гражданства, ввести ограничение относительно работы в органах государственной власти и местного самоуправления для лиц, которые одновременно с гражданством Украины находятся в гражданстве (подданстве) другого государства, или близкие родственники которых имеют такой статус.
Например, 7 февраля 2014 г., т.е. накануне кровавых событий на Майдане, депутаты от фракции «Батькіщина» А.Бригинец, Л.Емец и А.Павловский, мотивированные обнародованной депутатом Европарламента Р.Хармс информацией о якобы множественном гражданстве Н.Азарова и А.Клюева, зарегистрировали законопроект, которым предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа или лишения свободы. Ожидалось, что наибольшую ответственность понесут высокие должностные лица, имеющие доступ к государственной тайне. Такая логика присуща законопроекту, зарегистрированному в июле т.г. народным депутатом Н.Катеринчуком.
В минувший четверг, 27 ноября, выступая в Верховной Раде с внеочередным посланием о внешнем и внутреннем положении Украины, президент П.Порошенко озвучил идею привлечь для работы на государственных постах граждан других государств – «путем изменений в законы предоставить право привлекать на госслужбу иностранцев, включительно аж до членства в правительстве, или расширить перечень лиц, которым президент Украины может предоставлять украинское гражданство, причем в ускоренном режиме». Думается, что данная идея требует широкого и всестороннего общественного обсуждения.
В условиях фактической войны с Россией необходимо создать все возможные законодательные препятствия для противоправных действий граждан Украины, одновременно имеющих паспорта других стран. В частности, принимая во внимание многочисленные случаи государственной измены либо саботажа служащих, террористические, шпионские или дестабилизационные акции в пользу других стран, совершаемые должностными лицами или обычными жителями.
В то же время следует иметь в виду, что тысячи граждан Украины прошли процедуру получения двойного гражданства (в частности венгерского, румынского или менее претенциозной «карты поляка»), руководствуясь мотивом доступа к свободному передвижению по Европе, получения определенных социальных льгот, например по части образования или трудоустройства. Мотива политической активности в пределах другой страны или причинения вреда Украине у большинства из них нет, как и сомнений относительно лояльности именно сине-желтому флагу. Возникли и новые обстоятельства. Соблазн оформить гражданство — на этот раз Молдовы — возрастает у жителей пограничных областей в связи с внедрением Европейским Союзом безвизового режима для соседей. Поскольку доступ к свободному передвижению по Шенгенскому пространству получат лишь обладатели биометрических паспортов, то возникает и возможность фальсифицировать эти документы.
Поэтому политика в отношении множественного гражданства, которую, наконец, необходимо выработать Киеву, должна принимать во внимание, прежде всего, угрозы государственной безопасности, учитывая при этом несколько обстоятельств. В частности, Украинское государство должно реагировать на содержание политики всесторонней поддержки зарубежных соотечественников, которую проводят соседние страны Центрально-Восточной Европы.
В настоящее время в Украине не ведется статистика относительно количества лиц, имеющих двойное гражданство. Органы власти могут обратиться с соответствующим запросом в другие государства, однако в большинстве случаев эти данные не предоставляются как имеющие персональный характер. Кроме того, их достоверность проверить невозможно. Вызовом для безопасности Украины является тенденция обретения ее жителями гражданства сопредельных государств, которые служат «этническими метрополиями», проводят активную политику поддержки зарубежных соотечественников, а также в полуофициальных заявлениях определяют своим приоритетом формирование территориальных автономий в соседних странах.
Добавим, что численностью бипатридов Россия манипулирует в дипломатической борьбе по части легитимации результатов референдумов в Крыму и на Донбассе, а — латентно или потенциально — это уже могут делать Будапешт и Бухарест. Сомнительная лояльность к Украине части бипатридов является возможным источником дестабилизации и социального напряжения, в частности в пограничных областях с Россией, Венгрией и Румынией. В таких условиях абсурдным является доступ к государственной, служебной тайне или выполнению публичных функций государства или местного самоуправления для носителей двойного гражданства. Именно поэтому Верховная Рада Украины прежде всего должна выработать более эффективный механизм служебной проверки лиц, которые претендуют на государственные должности, в частности в правоохранительных, военных структурах, судебных учреждениях или могут быть мобилизованы в армию.
Учитывая неурегулированность института двойного гражданства в Украине, при том, что на территории нашего государства действует Европейская конвенция о гражданстве, в украинском законодательстве следует, наконец, дать определение сущности понятия двойного (множественного) гражданства и принципов отношения к такому правовому феномену. Это необходимо сделать для их однозначного понимания субъектами применения процедуры подтверждения получения гражданства другой страны.
В условиях агрессии России было бы весьма уместно, чтобы правительства Украины и соседних государств начали политический диалог об отношении к институту множественного гражданства и инициировали заключение международных договоров с этими странами, чтобы урегулировать обязанности граждан перед государством. Содержание настоящих договоров должно отображать состояние отношений и угрозы, которые могут возникнуть в отношениях с конкретным государством, и быть направленным на защиту национальных интересов и, вместе с тем, соотечественников, пользующихся социальными правами за рубежом.
Подписание такого договора представляется нереальным с Россией не только из-за состояния военного конфликта и отличного от украинского официального восприятия событий на Юге и Востоке Украины Москвой, но и с точки зрения, как ни парадоксально, статуса временно оккупированной территории. Перед законодателями и высокими должностными лицами возникает задача выработать политику относительно гражданства России наших соотечественников в Крыму, которые приобрели его, не отказавшись от украинского, и таким образом, являются нашими соотечественниками. Введение административной или даже уголовной ответственности для всех крымчан было бы неоправданным шагом, принимая во внимание принудительный характер обретения российского паспорта многими из них и стратегическую цель Украины, которая заключается в возвращении фактического суверенитета относительно этих территорий. Тем более что с 1 января 2016 г. уголовная ответственность за двойной статус угрожает жителям временно оккупированной территории со стороны РФ.
Украинской власти, для уменьшения количества соотечественников, желающих получить статус бипатрида, необходимо, прежде всего, ставить цель повышения жизненного уровня для граждан, а в краткосрочной перспективе — обеспечить им возможность безвизового въезда в страны Европейского Союза. Не менее важная задача — поэтапное увеличение «статусного набора прав» зарубежных украинцев, упрощение процедуры обретения гражданства Украины зарубежными соотечественниками, регулирование форматов трудовой миграции украинцев, поиск баланса между вопросами национальной безопасности и обеспечением прав этнических меньшинств.
Достижение во время недавнего визита президента Украины в Братиславу согласия центральноевропейских лидеров на создание общих структур в сфере безопасности означает также шанс начать, наконец, диалог с соседями о статусе лиц, пользующихся гражданскими, а иногда и политическими правами двух стран. А ожидаемое внесение изменений в Конституцию Украины может иметь продолжением внесение изменений в законодательство, которое регулирует вопрос гражданства и явно является несовершенным.
- Информация о материале
В условия гибридной войны, которую Россия ведет в Украине, для достижения «цели» приемлемыми становятся гораздо большее количество средств. Активная диверсионная работа сторонников так называемой Новороссии в прифронтовой Харьковской области была неизбежной. Гнетуще ожидаемой была также террористическая атака – излюбленный и самый опасный метод «борьбы» сепаратистов.
И, вот, прорвало. В воскресенье, 9 ноября, с самого утра, в харьковских антимайдановских пабликах стали появляться сообщения похожие на своего рода предупреждения. Предупреждения о серии взрывов. В этот же день стало известно, что в Чугуевском районе области, на железнодорожной платформе «Эсхар», во время движения товарного поезда, в действие было приведено взрывное устройство. Поезд с рельс не сошел, пострадавших тоже не было. Следователи СБУ по этому факту открыли уголовное производство по статье 113 Уголовного кодекса Украины – «диверсия».
Еще более печальное сообщение поступило поздним воскресным вечером. В центре Харькова, около 21:45, в рок-пабе «Стена» на улице Рымарской (как раз напротив того места, де весной, во время стычек возле «Просвиты», погибли двое людей), прогремел взрыв – первый в современной истории Харькова террористический акт.
Директор паба Михаил Озеров сразу же связал взрыв с волонтерской помощью, которую сотрудники «Стены» и он лично оказывают переселенцам из Донбасса, а также бойцам, принимающим участие в АТО. По словам очевидцев, перед взрывом неизвестные оставили возле барной стойки пакет, в котором, скорее всего, находилась взрывчатка. СБУ открыла уголовное производство по ч. 2 ст. 258 Уголовного кодекса Украины – «террористический акт».
Бандиты использовали магнитную пластиковую бомбу российского производства. Вследствие взрыва пострадали 13 человек. Двое из них до сих пор находятся в реанимации с ожогами тела до 50%.
Череда диверсионной активности на этом не прекратилась. Уже через день, 11 ноября, неизвестные подорвали водопроводную трубу диаметром 10 см. Она не была объектом жизнеобеспечения города, однако сам факт стал для Харькова первым подобного рода. Следователи милиции открыли уголовное производство ч. 2 ст. 194 УК Украины – «умышленное уничтожение или повреждение имущества путем подрыва».
Реагируя на ситуацию, 12 ноября, на заседании правительства, министр внутренних дел Арсен Аваков заявил о принятии решения усилить охрану гособъектов особого значения. «Принято решения об усиленном режиме охраны государственных объектов особого значения. Это, в первую очередь, газопроводы, водопроводы и объекты энергетики, начиная от атомной станции и заканчивая гидроэлектростанцией», - подчеркнул Аваков.
В свою очередь, в отделе по связям с общественностью Главного управления МВД в Харьковской области УНИАН заверили, что, в связи с террористической угрозой, в городе и области усилены меры безопасности. В частности, скорректированы маршруты и увеличена частотность пеших и автомобильных патрулей милиции, проведены профилактические беседы о мерах предосторожности в местах массовых скоплений людей, в развлекательных заведения, кафе. Кроме того, в милиции, СБУ и прокуратуре усилили работу по выявлению каналов переправки оружия и взрывоопасных предметов.
Начальник ЦОС харьковского облуправления милиции Наталья Захарова подчеркнула, что бдительность харьковчан повысилась, теперь они массово сообщают о подозрительных предметах и людях. «На все сообщения мы оперативно реагируем, сразу же выезжаем и проверяем любую информацию», - заверила она.
При этом Захарова отметила, что успехи в работе уже имеются и об этом свидетельствует количество изъятого оружия.
Председатель Харьковской облгосадминистрации Игорь Балута, говоря о мерах безопасности, применяемых в связи с терактом в рок-пабе «Стена» и участившимися диверсиями, сообщил, что в Харькове автоперевозчикам предложено оборудовать маршрутки камерами внутреннего наблюдения. «Мы убедительно просим наших автоперевозчиков оборудовать - я понимаю, что это средства, но мы будем к этому идти - все маршрутки, все автобусы, камерами внутреннего наблюдения и записи для того, чтобы анализировать, чтобы это было, как во всех странах. Мы сейчас находимся в такой зоне, где угроза теракта очень высокая», - сказал Балута.
По его словам, подобными камерами видеонаблюдения необходимо также оборудовать все кафе, бары и рестораны.
Общие страхи привели к тому, что, в этот раз, власти, правоохранители и общественность сработали «на отлично». Уже 17 ноября СБУ заявила о задержании 12 членов диверсионно-разведывательной группы, которая действовала в Харьковской области и причастна к взрыву в пабе «Стена».
«Задержано, в целом, двенадцать человек, в том числе двух главарей группы. Речь идет об особо опасной ДРГ, у членов которой были обнаружены и изъяты автоматы АК-74 и патроны к ним, гранаты РГД-5 и ВОГ-25, детонаторы, наборы для установления растяжек, а также семь противопехотных мин с маркировкой российских производителей, которые запрещены к использованию Оттавской конвенцией 1997 года», - подчеркнули в СБУ.
Контрразведка СБУ также установила, что обезвреженная группа диверсантов была звеном в составе созданной, финансированной и управляемой спецслужбами Российской Федерации сети террористических групп, целью которых была дестабилизация ситуации в регионе.
По словам советника председателя СБУ Маркияна Лубкивского, «подавляющее большинство террористов прошли хорошую подготовку на территории Российской Федерации, в частности, в Тамбове»: «Там они получили минно-подрывную, снайперскую и стрелковую спецподготовку. На изъятых электронных носителях обнаружены методические материалы, предоставленные им инструкторами во время прохождения этой подготовки. Задержанные планировали и другие террористические акты, которые удалось предотвратить, благодаря согласованным действиям украинских спецслужб и правоохранителей».
По мнению Лубкивского, задержанные диверсанты напрямую причастны к взрыву в харьковском пабе «Стена», к взрыву водопроводной трубы на мосту возле клуба «Британия» и попыткам совершить другие террористические акты. «У одного, в частности, изъят видеоотчет об упомянутых выше диверсионно-террористических актах. Они также планировали массированное вооруженное нападение на один из блокпостов на границе Харьковской и Донецкой областей», - отметил он.
Во вторник, 18 ноября, председатель Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко добавил новые подробности относительно расследования деятельности бандитской группы. По его словам, одна диверсантка, из 12 задержанных, созналась, что планировалось покушение на делегацию Королевства Нидерландов во время посещения ею Завода имени Малышева в Харькове.
Наливайченко продемонстрировал журналистам фрагмент оперативного видео, где эта участница террористической группы сознается, что была завербована Главным разведывательным управлением Российской Федерации и что ей была поставлена задача создать в Украине диверсионную группу из антимайдановцев для совершения диверсий в Харьковской области.
В СБУ бьют в набат и призывают к бдительности – российские спецслужбы ведут прямую подрывную деятельность в Украине и, в частности, в Харькове.
Да, на раскрытие харьковского теракта у правоохранителей ушло 8 дней. Из источников, близких к следствию, УНИАН стало известно, что всего в Харькове ликвидировали несколько диверсионно-разведывательных групп, которые действовали не разрозненно, а в составе некой террористической организации. Удручает то, что следователям пока точно неизвестно, сколько всего было создано или заслано в Харьковскую область таких групп, а также о дальнейших планах «северного соседа».
Поэтому, как сказал губернатор Балута, «мы сейчас находимся в такой зоне, где угроза теракта очень высокая». Повышенные меры безопасности отменять пока никто не собирается, а жители Харькова продолжают опасаться новых неприятностей.
- Информация о материале
Вы не подготовились к банкротству CityCommerceBank и VAB Bank? Мы тоже. Обычный украинец не ожидал банкротства десятков других банков - от «Украины» до «Форума». Слава богу, деньги населения удастся вернуть через Фонд гарантирования. Это уникальный механизм снятия общественного напряжения там, где должны ставиться жесткие вопросы и делаться не менее жесткие выводы.
А вот деньги предприятий, которые обслуживались в этих «надежных» и «перспективных» банках, не вернутся никогда. Но им пожаловаться некому.
Платить за отсутствие в Украине здорового банковского надзора в любом случае придется населению. Фонд гарантирования выдаст депозиты, а потом возьмет эти деньги из бюджета и отчислений с новых депозитов. Фонд будет наполняться деньгами, чтобы снимать социальное напряжение от новых банкротств. В этом вся Украина.
За многочисленные банкротства ни единый человек не понес ответственности. Владельцы банков известны. Люди, которые приложились к их банкротству, - тоже.
По каждому учреждению своя история - по «Форуму» и «Родоводу» нужно разбираться по-разному. Однако совершенно точно, что концы найти можно. Правда, их упорно не находят. В этом тоже вся Украина.
Тогда давайте перестанем сажать за кражу телефонов и неуплату налогов. В чем логика? Ведь за пропажу миллиардов - никакой ответственности. Лишь прокурор достраивает гостевой домик на соседнем гектаре.
Давайте зададимся вопросом: зачем НБУ держит целый департамент банковского надзора?
Зачем нужна эта унылая математика? Зачем просиживают штаны и юбки сотни штатных сотрудников?
Почему для них закупают компьютеры, принтеры и бумагу? Чем они доказали свою полезность?
Зачем нужен надзор, который работает не в интересах экономики, а в интересах владельцев банков, закрывая глаза на чудовищный «инсайд» и массовые схемы.
Зачем НБУ терзает банки томами ежедневной отчетности, если предупредить вывод капиталов и громкие банкротства банков он все равно не в состоянии?
«Смотрящий» Игорь Соркин - где он сейчас?
Реформа Нацбанка - дело необходимое и давно назревшее. Валерия Гонтарева совершенно зря унижает подчиненных, но в этом вопросе она права на 100%.
Вот бы еще «потерять» весь нерадивый штат банковского надзора при «переезде» и сформировать полностью новый, настроенный работать, а не демонстрировать собственную значимость при вымогании отчетности. А попутно повысить им зарплаты и гарантировать личную безопасность. Возможно, тогда в Украине прекратится «банкопад».
CityCommerceBank и VAB Bank
Английские буквы в названии не спасают от плохого управления. В пятницу, 21 ноября. временные администрации введены еще в два банка: CityCommerceBank и VAB Bank. Вопрос на засыпку: давно ли надзор знал о надвигающемся счастье?
CityCommerceBank - это бывший Конверс-банк. Он когда-то принадлежал российскому олигарху Владимиру Антонову. Когда у Антонова начались проблемы с властями Литвы и России, он был вынужден бежать в Лондон. Украинские компаньоны поспешили «отжать» банк под себя.
Среди них, к слову, был Вадим Столар, который сегодня известен как наиболее влиятельный «решатель вопросов» при Виталии Кличко.
Со временем банк перешел под контроль Нурулислама Аркаллаева, соратника Рината Ахметова по Донецку и Верховной раде. Было ли банкротство CityCommerceBank предсказуемым? Для постороннего наблюдателя - точно да.
По данным источников ЭП, последний год учреждение выживало благодаря одному очень занятному финансовому механизму, который позволял ему выдерживать все нормативы НБУ.
Вопрос в другом: неужели регулятор не видел, что банк дышит на ладан? Видел. Даже не потому, что Нацбанк собирает тома отчетности за неделю, а потому, что описанный выше занятный финансовый механизм находится в ведении Нацбанка.
Предположим, до Майдана закрыть CityCommerceBank было невозможно, ведь Аркаллаев был в сердцевине власти Виктора Януковича.
Однако после победы Майдана прошло более чем полгода. Чем занимался банковский надзор при Степане Кубиве и Валерии Гонтаревой? Почему до банкротства дошло только сейчас, когда банк уже явно представляет из себя «высушенный» скелет без намека на живые активы?
VAB Bank - несколько другая история. Олег Бахматюк отвоевал его у Сергея Максимова в ходе корпоративных войн, которые продолжались с 2011 года по 2013 год, и закончились поражением Максимова. Бахматюк получил уже не слишком устойчивый VAB. После кризиса 2008 года он ходил в «калеках».
Была ли в этом вина менеджмента Бахматюка, заливались ли деньги банка на финансирование его агрохолдинга, пусть разбираются владелец и надзор. Явно не обошлось без талантливых управленцев и без использования банка в интересах группы.
Но вопрос в другом. Банк так и не встал на ноги, так что банкротство его также стало закономерным.
Видел ли НБУ, что VAB шагает в пропасть? Осмелимся предположить, что да.
Другие банки уже давно «закрыли лимиты» на VAB. Его уже давно обвиняли в задержке платежей. Одно время банк отчаянно пытался привлечь депозиты населения под ставки более 20%, но в последнее время перестал это делать.
О проблемах в его работе говорит и пресс-релиз VAB, которым располагает ЭП.
Тем не менее, по информации источников, несколько месяцев назад НБУ выделил этому банку рефинансирование. И все равно, теперь ФГВФЛ придется изыскивать многие миллиарды, чтобы вернуть депозиты населения.
Где логика? Если надзор понимает, что банк уже не сможет восстановиться, зачем ему давать рефинансирование?
Можно сколько угодно показывать пальцем вверх и намекать, что Бахматюк с кем-то договорился. Банкротство VAB 21 ноября говорит, что в конечном итоге не договорился. Значит, можно было сказать «нет», не вливая государственные миллиарды в «дыру». Но почему-то сказали «да».
Не стоит преуменьшать странную роль НБУ еще в одном вопросе.
«В сентябре 2014 года в «ВиЭйБи банк» были введены кураторы Нацбанка, и тем самым произошло отстранение руководства от управления финучреждением. Большинство решений принималось представителями, назначенными НБУ.
На наши неоднократные заявки на участие на межбанковском валютном рынке и валютных аукционах с целью удовлетворения потребностей клиентов НБУ отвечал отказом», - говорится в релизе банка, вышедшем после введения временной администрации.
Можно рассматривать это заявление как попытку бывшего менеджмента VAB снять с себя ответственность. А можно углубиться в вопрос и понять, что кураторы НБУ занимались чем-то еще, кроме стабилизации работы банка. Чем и как, к сожалению, останется тайной для широкой общественности.
Самым активным вкладчикам депозиты вернут через Фонд гарантирования, а остальные переживут без выяснения подробностей работы НБУ в VAB.
Кто следующий?
Проблемы с устойчивостью испытывают практически все крупные и крупнейшие банки. По результатам стресс-тестов буквально несколько счастливчиков сравнительно в неплохом состоянии, и это не значит, что они процветают.
На фоне девальвации в 100% трудно сохранить здоровые активы и прибыльность. Отсюда и огромные объемы рефинансирования, которые «подвисли» в банках.
По сведениям источников, вопрос временной администрации может обсуждаться в отношении двух крупнейших учреждений - «Надра банка» и «Дельта банка».
Первый, как известно, принадлежит Дмитрию Фирташу, который вынужденно находится в Вене под подпиской о невыезде. Пока олигарх изолирован от своего бизнеса, его активы активно атакуют «доброжелатели».
Среди них стоит выделить Игоря Коломойского. Последний уже отобрал у Фирташа контроль над двумя ильменитовыми ГОКами и в данный момент активно пытается «отжать» для себя долю в телеканале «Интер».
«Надра» давно не выплачивают депозиты в полном объеме. Фирташ долго и честно пытается удержать банк на плаву, но, видимо, в пределах разумного - не отдавать же населению свои деньги.
Недавно банк сообщил об увеличении капитала на 5,5 млрд грн путем размещения допэмиссии среди существующих и неких новых частных инвесторов. О чем идет речь, пока не понятно.
Если верить источникам ЭП в НБУ, отказываться от версии о временной администрации пока не стоит. Банк продолжает привлекать депозиты по сверхвысоким ставкам, что не является признаком здорового учреждения.
Для банка и самого Фирташа временная администрация стала бы способом снять с себя лишнее напряжение. Как минимум полгода после этого банк сможет на законных основаниях отказывать в выплате депозитов и возврате средств предприятий, а через полгода или падишах умрет, или ишак сдохнет.
ЭП обратилась за комментариями в «Надра банк», и в редакцию пришел бравый ответ в духе «все отлично». Верить в эту риторику непросто.
Фирташ точно не собирается «класть» свой банк. Он наверняка намерен ждать и работать. В случае прихода частных инвесторов банк продолжит работать, и опасения будут излишни.
Если же речь пойдет о временной администрации, то клиентам «Надр» стоит морально подготовиться не к потере денег, а к повторению старой истории с игнорированием их интересов. Наверняка не будут исполняться даже решения судов. Исполнители странным образом не будут их выполнять.
В отношении «Дельта банка» уже несколько месяцев ходят разговоры, что более чем успешный до сих пор Николай Лагун испытывает сложности. Какие именно - история умалчивает. Говорят, на него оказывают сильное давление некоторые люди, близкие к нынешней власти.
Остается лишь надеяться, что руководитель банка решится пролить свет на то, почему его преследуют неприятности, и какова в этом процессе роль Нацбанка.
Тревожные сигналы в отношении банка также поступают давно. Совсем недавно «Дельта» под предлогом перехода на собственный процессинг - дорогое удовольствие, особенно в кризис, - задерживал платежи по собственным платежным карточкам. Высокие ставки по депозитам - тоже неспроста.
Вполне может быть, что для «Дельты» вариант с временной администрацией окажется спасительной гаванью. Банк огромный, системный и агрессивный. Вряд ли его акционер, которым за глаза считают Валерия Хорошковского, захочет терять такой бизнес. Скорее, речь идет о преодолении временных проблем.
«Дельта банк» на запрос «Экономической правды» не ответил.
Национализация вместо временной администрации?
Еще Вадим Новинский предлагал национализировать «Форум», присоединив его к государственному Укргазбанку. Спустя несколько месяцев трезвая идея передать учреждение в пользу государства начинает реализовываться.
На прошедшей неделе Кабмин рассмотрел проект постановления, который позволяет выкупать коммерческие банки в обмен на государственные облигации. По сути, это и есть национализация. С той разницей, что механизм позволяет выкупать как все акции, так и их часть.
К чему бы это? Наверняка, какие-то системные банки может ожидать не ликвидация, а национализация или докапитализация.
Вполне возможно, это могут быть «Надра» или «Дельта» - они подходят по масштабам для такой сделки. Их куда выгоднее наполнить ОВГЗ, чем ликвидировать, ведь тогда пропадут деньги огромного количества предприятий.
Вполне возможно, что по данной процедуре пройдут сразу несколько банков, которые не имеют другой возможности докапитализироваться.
Под критерий «2% и более активов банковской системы» подпадают 13 банков, из которых 11 не являются государственными. Последними в этом списке стоят «Финансы и кредит», самочувствие которых давно вызывает вопросы.
В крайнем случае, в государственный капитал может быть трансформирован долг учреждений по рефинансированию. Это было бы разумно, поскольку НБУ в ближайшие годы не сможет вернуть более 100 млрд грн выданного рефинансирования. Отсюда, по природе этих денег, они куда больше подходят под определение капитала, а не кредитов.
В этой связи возникает лишь один вопрос: кто будет руководить национализированными банками? Это явно не должны быть прежние собственники, при которых банки собственно стали проблемными.
Например, Лагун вовсе не был посторонним человеком для прежней власти. Он пользовался режимом благоприятствования со стороны НБУ, скупая проблемные учреждения ради получения рабочих активов.
Учитывая ужасное качество банковского надзора в Украине, где НБУ собирается взять достаточное количество менеджеров высокого класса для управления национализированными банками? Круг замыкается самым некрасивым образом.
Нацбанк на вопросы ЭП не ответил.
Комментарии
Пресс-служба «Надра банка»
- Действительно ли «Надра банк» испытывает острые проблемы с платежеспособностью? Действительно ли в ближайшее время в него может быть введена временная администрации? Если нет, какие меры по стабилизации состояния банка рассматривает Нацбанк?
- Финансовое состояние банка «Надра» является стабильным и адекватным текущей рыночной ситуации. Банк в полном объеме выполняет обязательства перед клиентами в рамках текущих ограничений, введенных Нацбанком.
Ввиду внешних рыночных факторов, состояния экономики и финансового сектора страны, на внеочередном общем собрании акционеров банка «Надра», которое состоялось 19 ноября 2014 года в Киеве, было принято решение об увеличении уставного капитала финучреждения на 5,5 млрд грн путем частного размещения дополнительных акций существующей номинальной стоимости за счет дополнительных взносов.
Размещение акций осуществляется среди существующих акционеров банка «Надра», а также частных инвесторов, которые намерены принять участие в капитализации финучреждения.
Дополнительная капитализация проводится без участия государства. Поддержку капиталом и ликвидностью банку «Надра» обеспечивает акционер финучреждения Дмитрий Фирташ.
Дополнительные инвестиции в капитал позволят банку с достаточным запасом прочности пережить период общей финансовой, экономической и политической дестабилизации в Украине, продолжая развивать новые банковские продукты и программы для клиентов, в том числе в части кредитования, гарантировать платежеспособность банка как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективах, а также его способность рассчитываться по своим обязательствам перед вкладчиками и клиентами.
Какие-либо не отвечающие действительности данные о деятельности нашего финучреждения и слухи о финансовых проблемах банка «Надра», введении в учреждение временной администрации считаем информационной провокацией, направленной на дискредитацию банка в глазах клиентов, партнеров, общественности.
- Какие объемы рефинансирования и стабкредитов предоставлены «Надра банку» на 20 ноября 2014 года? Назовите сумму долга перед НБУ.
- Информация об объемах полученного украинскими банками рефинансирования не является информацией, подлежащей раскрытию. Согласно договоров, подписанных в установленном порядке, банк «Надра» соблюдает согласованный с НБУ график предусмотренных платежей по возврату полученных ранее кредитов рефинансирования.
- Выдавались ли в последние шесть месяцев кредиты рефинансирования и стабкредиты «Надра банку»? Если да, то когда, и какие суммы задолженности есть именно по этим займам?
- Банк «Надра» не получал от Национального банка Украины кредиты рефинансирования или стабилизационные кредиты, и не относится к числу банков, получивших поддержку ликвидности от НБУ за последние шесть месяцев.
- Какие меры по недопущению банкротства и вывода капитала из банка предприняли руководство «Надра банка» и Нацбанк? Какова была эффективность этих мер?
- В отношении банка «Надра» можно говорить только о капитализации, а не о выводе средств. За текущий год капитальная база была увеличена на 300 млн грн субдолга, и по решению последнего собрания акционеров капитал банка будет увеличен на 5,5 млрд грн.
Банк «Надра» имеет достаточный уровень текущей ликвидности, поддержку которой обеспечивает акционер и предприятия Group DF, частью которой является и банк «Надра», путем системного обслуживания своих кредитных обязательств.
Предприятия не только своевременно обслуживают кредиты, но и заводят средства на их погашение, что обеспечивает стабильную поддержку текущей ликвидности банка.
Банк «Надра» остается одним из крупнейших системных банков страны, который обслуживает более полутора миллиона украинцев и десятки тысяч компаний корпоративного сектора. Финучреждение планомерно продолжает стратегическое развитие, работая не только в рамках существующих продуктов и программ, но также разрабатывая и внедряя новые востребованные рынком продукты и услуги.
С целью обеспечения притока свободной ликвидности с внутреннего рынка, с ноября банк «Надра» предложил своим заемщикам ряд кредитных программ лояльности, в рамках которых берет на себя выполнение ряда обязательств в отношении специфических (жители проблемных территорий, переселенцы) категорий заемщиков и обеспечивает возможность льготного погашения кредитов в размере до 70%, а также в отношении добросовестных заемщиков, желающих оптимизировать свои выплаты.
Это позволяет активизировать процесс взаимодействия банка и заемщика даже в условиях инфляционных трендов последнего времени.
Кроме того, в сентябре банк презентовал своим валютным заемщикам новую программу «Кредитная лояльность» - погашение кредитов по льготному курсу иностранной валюты. В течение первого месяца действия программы ее условиями воспользовалось более 2 тыс клиентов - валютных заемщиков.
Прес-служба VAB Bank
З вересня 2014 року керівництво ПАТ «ВіЕйБі банк» було усунуто від управління установою, а до критичного стану банку призвели дії НБУ.
Національний банк з 21 листопада 2014 року ввів тимчасову адміністрацію у «ВіЕйБі банк». Протягом останніх місяців банк переживав складні часи, пов'язані з критичною ситуацією у фінансовому банківському секторі.
Головними чинниками кризи у галузі стали неконтрольована девальвація гривні та запровадження НБУ регулятивних обмежень.
Проте керівництво банку протягом тривалого часу знаходило можливості вирішення поточних питань з ліквідністю для вчасного обслуговування зобов'язань перед вкладниками та кредиторами. Так, у червні 2014 року було успішно проведено реструктуризацію випуску міжнародних облігацій банку.
Утім, вже у вересні «ВіЕйБі банк», як і інші банки та комерційні компанії, зіткнувся із суттєвими обмеженнями, запровадженими НБУ щодо клієнтських операцій, в тому числі на міжбанківському валютному ринку.
Такі кроки НБУ призвели до затримок обслуговування клієнтських рахунків фізичних та юридичних осіб. Як результат, банк не зміг вчасно виплатити купон за облігаціями.
У вересні 2014 року у «ВіЕйБі банк» було введено кураторів від Нацбанку, і цим самим відбулося фактично усунення керівництва від управління установою. Більшість рішень погоджувалися і ухвалювалися призначеними представниками Національного банку.
Рішенням комітету з управління активами і пасивами НБУ з 18 вересня 2014 року було закрито ліміт для операцій регулятора з «ВіЕйБі банком» на міжбанківському валютному ринку України, що призвело до зупинки операцій клієнтів та паніки вкладників.
На наші неодноразові заявки щодо участі на міжбанківському валютному ринку та валютних аукціонах з метою задоволення потреб клієнтів НБУ відповідав відмовою.
З метою підвищення ліквідності «ВіЕйБі банку» акціонерами було запропоновано додатково капіталізувати установу на суму понад 3,2 млрд грн.
Керівництво банку разом із Міністерством фінансів за підтримки акціонерів розробило детальну програму оздоровлення, згідно з якою вдалося б додатково внести капітал на зворотній основі 4 млрд грн.
Програма передбачала суттєве поповнення ліквідності, що дозволяло у повному обсязі виконати зобов'язання перед вкладниками та контрагентами.
Під час брифінгу, якій відбувся 10 жовтня 2014 року, керівництво НБУ заявило про підтримку програми. Як наслідок, було підписано меморандум між Кабінетом міністрів, НБУ та «ВіЕйБі банком» щодо підтримки ліквідності установи.
Проте надалі реальні кроки НБУ призвели до фактичного зриву домовленостей та погіршення ситуації у банку відповідно.
Саме дії регулятора стали головною причиною, що попри таку підтримку з боку Міністерства фінансів та акціонерів програма докапіталізації банку не була схвалена Міжнародним валютним фондом. Нині відповідальність за стан фінансової установи повністю лежить на керівництві Нацбанку.
Проте, незважаючи на сьогоднішню ситуацію, керівництво ПАТ «ВіЕйБі банк» та акціонери продовжать роботу з Фондом гарантування вкладів фізичних осіб та НБУ щодо пошуку оптимальних рішень збереження установи та забезпечення виплати заощаджень вкладникам і кредиторам.
- Информация о материале
Децентрализация в Украине стала ощутимой перспективой. Таковы планы Кабмина, Президента и, если судить по коалиционному соглашению, новоизбранных депутатов. Это значит, что уже в следующем году украинцы будут выбирать местную власть трех уровней и привыкать к ее новым полномочиям. Но для начала нужно понять, что же избиратели смогут требовать от самостоятельных органов власти на каждом уровне.
Громада
По подсчетам Кабмина сейчас на территории Украины существует 12068 городских, сельских и поселковых громад. Их возглавляют такие органы власти, как сельсоветы (их больше 10 тыс.), поселковые советы (почти 800) и городские советы (больше 400).
Вот только в половине из этих громад живет до 1 тыс. человек. Эксперты установили прямую связь – чем меньше жителей в громаде, тем больше она зависит от поступлений из госбюджета. Но ведь децентрализация подразумевает способность обеспечивать себя самостоятельно. Так что такого количества жителей очень мало. Позиция правительства в этом вопросе дублирует опыт других стран – громады нужно укрупнять. В результате реформы их количество хотят довести до 1500-1800, и количество жителей в каждой из них составит около 9 тыс. человек.
В каждой из громад планируют создать избранный совет, которым будет руководить также избранный глава. В маленьких населенных пунктах, где живет от 50 человек, интересы людей в совете будет представлять староста.
Совет должен будет сформировать исполком. Эти органы местного самоуправления и будут выполнять возложенные на него функции. А их список достаточно обширный.
В ведении громады будут дошкольное, школьное и внешкольное образование, первичная медицина и скорая помощь, охрана правопорядка силами муниципальной полиции. Эти правоохранители будут подчиняться именно совету громады, а не напрямую МВД. Также в ведении громады будет пожарная охрана, соцзащита, обслуживание коммунального хозяйства, вопросы застройки и благоустройства, местное экономическое развитие и пассажирские перевозки по территории.
Район
Следующая ступень местного самоуправления – районы. Сейчас органы власти работают в 490 районах и 178 городах областного значения. Так что имеем огромное количество органов власти, у которых есть один большой изъян – неопределенность полномочий. Например, во многом полномочия райсоветов пересекаются с полномочиями горсоветов.
Правительство и тут планирует пойти по пути укрупнения и сформировать от 120 до 150 районов с избранными органами местного самоуправления – советом района, его главой. Они, также как и громады, создадут исполкомы. Но на этом уровне власть будет выполнять уже другие функции.
Райсоветы будут курировать вопросы специализированного школьного образования (спорт школы и интернаты), вторичной медицины (стационары общего профиля). Также в их сфере ответственности будут транспортная инфраструктура районного значения (дороги и перевозки) и содержание объектов общей собственности районных громад.
Регион
Количество и численность регионов после реформы не изменится. После реформы страна будет по-прежнему разделена на 27 регионов.
Публичную власть тут будут представлять избранные депутаты областного совета, его глава и исполком. На этом уровне она будет обеспечивать доступность профтехобразования, специальной медпомощи (например, онкологических и кардиоцентров). В ее ведении будут охрана природных ресурсов, обслуживание дорог и региональной инфраструктуры, а также планирование регионального развития.
Риски от центра
План по децентрализации выглядит почти идеально. Но его удастся воплотить только при соблюдении двух главных условий. Первый – финансы.
Для того чтобы каждый уровень власти обеспечил себя необходимыми средствами, нужно внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодекс и распределить налоговые поступления так, чтобы большая их часть оседала на уровне громады. Проект изменений в кодексы есть, новое распределение тоже, но насколько оно будет справедливым, покажет время и качество избранной местной власти.
На местах хотят оставлять, среди прочего, налог на недвижимость. Но ведь количество объектов недвижимости у каждой громады будет разным. Значит, громада должна расти и строиться. Также в местных бюджетах осядет больше поступлений от налога на доходы физлиц и 10% от налога на прибыль предприятий. Соответственно, чем больше работающих людей и предприятий будет в громаде, тем больше будут и поступления. Так что и этому местная власть должна способствовать - подстегивать развитие громады, создавать там благоприятные условия для бизнеса, привлекать инвесторов и т.д. Именно так и должна выглядеть самостоятельность регионов.
Выходит, что со временем, пусть и не в первые месяцы и, пожалуй, даже не в первые годы, с финансовой точки зрения децентрализация себя оправдает. Но это будет возможно, если центральная власть будет соблюдать и другое условие – исключит риск своего избыточного вмешательства.
Дело в том, что кроме избранных органов местной власти на уровнях громады, района и региона будут работать еще и представители центральной власти - Президента. Они будут контролировать законность решений местной власти, предоставление административных и социальных услуг, координировать их работу в случае чрезвычайных ситуаций. Перечень неплох. Но очень важно, чтобы представители Президента не злоупотребляли своим правом заворачивать решения местной власти. В противном случае после реформы мы получим обратный процесс – рецентрализацию.
Волнует и еще один момент – привычка подчиняться центру. Президент и Кабмин хотят ввести в Конституцию понятие субсидарности. Она подразумевает, что основные полномочия и средства должны осесть именно в громаде – на самом малочисленном административно-территориальном уровне. Но в Украине вертикаль десятилетиями выстраивалась иначе – все права передавались в центр или на уровень области. Силу привычки преодолеть непросто. Поэтому очень важно, чтобы представители Президента следили за тем, чтобы власть на каждом уровне работала по новым законам и тогда удастся избежать перегибов на местах.
- Информация о материале
Победители парламентских выборов и президент за одно первое заседание новой Рады постарались, чтобы их повзрослевшие избиратели уже захотели ее переизбрать.
Хоровым исполнением присяги нардепы сделали достаточно, чтобы поставить легитимность ВР Украины нового созыва и все принимаемые впредь решения под сомнение по высшему разряду — нарушили Конституцию. И тем самым лишили себя права именоваться проевропейским большинством. Потому как если бы старая-новая власть следовала определяющему принципу верховенства права, то «проблемы Звягильского» вообще бы не было. Как и выборов по смешанной системе в целом и в мажоритарном округе №45 в частности, потому как он был слит Звягильскому. А сами выборы в этом округе превратились в фарс с нарушением закона и конституционных прав граждан-избирателей.
Округ не вошел в список ЦИК, где выборы не проводились ввиду оккупации территории, — ведь Авдеевка была освобождена от террористов еще 29 июля. И коксохимический завод (входящий в группу «Метинвест» Ахметова—Новинского) не только возобновил работу в августе, но и наращивал мощности. Однако в середине октября руководство завода, как рассказывали корреспонденту ZN.UA сотрудники, сообщило на оперативке мастерам, а те — рабочим, что выборов в городе не будет, и посоветовали желающим принять в них участие ехать в Селидово или Красноармейск. Дважды — ибо сначала надо было еще подать заявление на изменение места голосования. Об этом и о самих «выборах» и их потрясающем результате СМИ сообщали немало, да, думается, в ГПУ должны были знать, кто отменил выборы в Авдеевке. Т.е. оснований и времени, чтобы обжаловать нарушения до регистрации Ефима Звягильского избранным народным депутатом, было предостаточно. У тех, кто потом крутил носом и Конституцией, разглагольствуя о ценностях Революции достоинства и моральных страданиях народа ввиду их обязанности приносить присягу вслед за Звягильским. Но даже квалифицированное предостережение Виктора Мусияки, опубликованное ZN.UA накануне, об угрозе утраты парламентом легитимности со всеми вытекающими не уберегло нардепов от группового преступления закона по предварительному сговору. Или прямое нарушение прямой нормы Конституции квалифицируется иначе?
По большому счету, эта Рада заслужила того, чтобы ее привел к присяге именно Ефим Звягильский. Он — на сегодня — ее олицетворение. Со всеми светлыми и темными сторонами, живое свидетельство правового грехопадения в первый же день на службе народу. Дальше видно будет. Не сомневаюсь, «зеркал» прибавится — президент тоже старается.
Петр Порошенко с трибуны парламента огласил новость, которая уже витала в кулуарах, утекая в СМИ: на посту главы Национального антикоррупционного бюро он видит иностранца.
«Я предлагаю пригласить на эту должность человека из-за пределов Украины. У него будет одно преимущество: отсутствие связей в украинской политической элите, никто никому не является кумом, сватом и братом», — сказал президент, отметив, что это будет «равноудаленный от всех политических сил технократ».
И не только он — Порошенко намерен инициировать изменение законодательства, которое запрещает не гражданам Украины занимать высшие руководящие госдолжности, включая правительственные.
«Моя идея заключается в том, чтобы через изменения в законах предоставить право привлекать на государственную службу иностранцев, включая членов правительства. Или расширить круг лиц, которым президент Украины может предоставлять украинское гражданство. Причем, в ускоренном режиме», — сообщил президент свои ближайшие планы по перекраиванию действующего законодательства.
В принципе, идея Петра Порошенко не нова, в мире практикуемая, и для него вполне закономерна. Во-первых, общеизвестно, что команды «технократов» у президента нет, в ближнем окружении в основном — бизнес-партнеры. В 40-миллионной стране, конечно же, они есть и в достаточном количестве для формирования целого правительства технократов. Но Петр Алексеевич, как тоже известно, весьма, мягко говоря, недоверчив, а местами и крайне подозрителен. И чужих не жалует, особенно если они имеют собственное мнение и принципиальную позицию. Это, во-вторых. А в- третьих, идея может быть даже и не ему принадлежит, а, допустим, нашим американским друзьям, которые почти каждый день публично напоминают украинской власти о реформах и борьбе с коррупцией. Как условие поддержки. В этом случае объявление рекрутинга «не кума, не свата и не брата» должно было продемонстрировать готовность власти бороться с коррупцией в своих рядах, назначая на отдельные вкусные должности в Кабмине прозрачных и профессиональных менеджеров. Ну, а если и у них ничего с нашими реформами не получится — то тут уж извините…
По логике (да и по закону отчасти) следовало бы в случае набора технократов объявить конкурс и отобрать лучших из лучших — как это было в Грузии, к примеру, у которой получилось быстро провести реформы, побороть коррупцию и почти полностью сменить поколение управленческого сословия. К тому же, творцы этого чуда были все эти трудные месяцы рядом — команда во главе с Кахой Бендукидзе многое сделала для того, чтобы наши реформы как можно быстрее стартовали. Увы…
Однако в день открытия сессии ВР СМИ опубликовали инсайдерскую информацию о том, что АП, оказывается, уже ведет поиск кандидатов в члены правительства — без конкурса и с помощью рекрутинговой компании. Источник Kyiv Post сообщил, что «администрация Порошенко обратилась с просьбой подобрать кандидатуры потенциальных министров к международной консультативную компании WE Partners — местному партнеру глобальной рекрутинговой компании Korn Ferrу». В то же время, как пишет Insider после предсессионного заседания фракции БПП со ссылкой на свой источник, компаний привлекли даже две, а среди претендентов — американцы, грузины и литовцы: «Ложкин сказал, что они привлекли две всемирно известные хантер-конторы, которые им подыскивали кандидатуры. Там есть еще украинцы, которые в международных корпорациях работали».
Назывались и фамилии (американку украинского происхождения Наталью Яресько (инвесткоммпания Horizon Capital) WE Partners якобы рекомендует на должность министра финансов, но директор компании Татьяна Фурцева пока что отказалась комментировать кандидатов. Однако отрицания факта такой работы издание не приводит.
Итак, кто же отбирает нам членов правительства «по-новому»?
СМИ сообщали, что WE Partners было создано компанией Rosexpert. Не совсем так, и уточнение существенное.
Полное и краткое название этой компании, как свидетельствует госреестр, — ООО «Ворлд эксзекьютив партнерз». Но это название она носит всего несколько месяцев — с июня 2014 года. С момента основания в 2008 году ООО называлось «Мейн.Серч энд девелопмент», а с июля 2011 года было переименовано в «Росэксперт».
Точно такое же название носит и московская рекрутинговая компания, работающая с 1996 года и представляющая интересы на рынках России, Украины и Казахстана уже упоминавшейся глобальной компании Korn Ferrу. И в том, что киевский «Росэксперт» (а с недавних пор и «Ворлд эксзекьютив партнерз») может считаться «дочкой» московского, сайт российской компании не оставляет никаких сомнений.
«В 2012 году Татьяна Фурцева присоединилась к команде RosExpert в качестве партнера и директора RosExpert в Украине. В 2014 году Татьяна возглавила WE Partners — новый бренд, консалтинговый альянс, созданный по инициативе RosExpert для развития своего бизнеса за рубежом. В качестве Старшего партнера и директора Татьяна Фурцева отвечает за развитие бизнеса и операционную деятельность WE Partners в Украине», — сообщает сайт компании.
«По документам», то есть, по данным ЕДРПОУ, московский «Росэксперт» в учредителях киевской фирмы не значится — с 2008 года (именно его называет началом своей работы в Украине «Росэксперт») учредителем бессменно является кипрская компания «Сieva сonsalting Limited (Лимасол), заведенная, по данным реестра Кипра, на траст ASG PREMIER TRUSTEES LIMITED. Но это дело житейское, как говорят. Для нас важно другое. Получается, что подбором кандидатур на высшие госдолжности, включая членов правительства Украины, занимается российская компания?! Или ее киевский офис, если говорить точно в соответствовии с информацией, расположенной на сайте московского ООО.
К слову, никоим образом не ставя под сомнение профессиональные качества WE Partners и ее репутацию, заметим: официального сайта компании, зарегистрированной в Украине, которой АП Порошенко доверило подбирать кадры в Кабмин, найти не удалось. По адресу http://wepartners.com/открывается только одна страничка с контактами WE Partners в Украине и Казахстане (регистратор — nik.ru). Вся остальная информация — на российском сайте, к которому она подвязана, и это логично: как следует из того же источника, именно компания RosExpert создала «консалтинговый альянс WE Partners (World Executive Partners), который объединит компании, работающие в области формирования, оценки и развития успешных управленческих команд в России и странах бывшего СНГ».
К сожалению, связаться с руководством WE Partners по телефонам, указанным в украинском госреестре и на сайте Росэксперта, на момент сдачи материала нам не удалось. Поэтому ряд вопросов пока остаются без ответов. Тем не менее, еще раз подчеркнем — никоим образом не сомневаемся, что эта компания оказывает качественные услуги по подбору персонала. Иначе бы она не была многолетним партнером Korn Ferrу и не получала госзаказы в России. По данным деловых порталов, заказчиком услуг Росэксперта, к примеру, является «РосНАНО». Однако нам нигде не встретилась информация, что компания или созданный ею альянс оказывали услуги по подбору госслужащих самого высокого ранга — только бизнес. В крайнем случае — государственный, то есть те же госкомпании.
Но это, как мы понимаем, две большие разницы. А в период войны — вообще за пределами здравого смысла и безопасности. Или «гибридный мир» Петра Порошенко предполагает, что подбором министров для подвергшейся военной агрессии страны может заниматься только компания, уходящая корнями в столицу страны-оккупанта?
Отдельная тема — иностранцы на должностях в правительстве, где нужен допуск к гостайне и «бухгалтерии» страны. Страны, в которой идет война, и которая поражена коррупцией и опутана сетями спецслужб страны-агрессора. Хотя, к сожалению, нам известны многочисленные примеры, когда украинцы до пятого колена оказывались продажными изменниками, а рожденные за пределами Украины и не имеющие паспорта ее гражданина, отдавали за ее свободу и независимость свою жизнь.
И последнее. Так совпало, что приглашение президентом нескольких иностранцев в правительство с готовностью быстрого изменения законодательства поступило вскоре после вступления в силу закона о СЭЗ в Крыму, который сделал нерезидентами десятки тысяч граждан Украины с оккупированных территорий. То есть, приравнял их к иностранцам. Объединение страны, говорите?
Р.S. 29 ноября 2014 г.
К вечеру пятницы на сайте российского «Росэксперта» вдруг стали происходить недвусмысленные изменения. На нем стала исчезать информация о старшем партнере компании и директоре «Росэксперта» в Украине Татьяне Фурцевой и, следовательно, связи украинской фирмы, нанятой АП Порошенко, с российской «родственницей». В частности, полностью зачищена страница в закладке «команда», которая содержала текст о «старшем партнере, директоре WE Partners в Украине Татьяне Фурцевой» и ее фотографию. Именно этот текст мы цитировали в статье, проводя связь между киевским ООО «Ворлд эксзекьютив партнерз» (брендовое имя WE Partners), которое возглавляет Т.Фурцева, и московским «Росэкспертом» (RosExpert, юрлицо – ЗАО «Росэксперт-персонал»).
Но копия этой страницы сайта, у нас, конечно же есть, и наши читатели могут сравнить, как она выглядела до «зачистки» (см. рис. ниже) и после http://www.rosexpert.ru/people/411/.
Ссылка на зачищенную страницу пока еще на первом месте в поисковике Google при поиске «Татьяна Фурцева». «Чистильщики» явно спешили – во «второстепенных» закладках сайта на утро субботы еще оставался контент (интервью и новости) о Т.Фурцевой как старшем партнере российской компании и генеральном директоре «Росэксперта» в Украине.
Зачем зачищается эта информация? Ответ уже был сформулирован в статье: Татьяна Фурцева – это связь между украинской и российской рекрутинговыми компаниями. Благодаря ей эта связь становится очевидной, несмотря на некоторую путаницу, которую создают употребления брендовых имен компаний и названий юридических лиц, несмотря на смену названия юрлица в Киеве и отсутствие в нем напрямую российских учредителей. Потому что Фурцева, следуя зачищаемой информации на сайте RosExpert, - и директор офиса этой компании в Украине, и партнер, а с 2014 года – и старший партнер. «Зачистка» информации об этой связи после того, как WE Partners и Татьяна Фурцева засветились в СМИ в связи с подрядом АП на поиск «новых лиц» в «список БПП» в Кабмине, конечно же, не случайное совпадение. А потому требует продолжения наших изысканий.
- Информация о материале
Страница 694 из 1561
