Децентрализация в Украине стала ощутимой перспективой. Таковы планы Кабмина, Президента и, если судить по коалиционному соглашению, новоизбранных депутатов. Это значит, что уже в следующем году украинцы будут выбирать местную власть трех уровней и привыкать к ее новым полномочиям. Но для начала нужно понять, что же избиратели смогут требовать от самостоятельных органов власти на каждом уровне.
Громада
По подсчетам Кабмина сейчас на территории Украины существует 12068 городских, сельских и поселковых громад. Их возглавляют такие органы власти, как сельсоветы (их больше 10 тыс.), поселковые советы (почти 800) и городские советы (больше 400).
Вот только в половине из этих громад живет до 1 тыс. человек. Эксперты установили прямую связь – чем меньше жителей в громаде, тем больше она зависит от поступлений из госбюджета. Но ведь децентрализация подразумевает способность обеспечивать себя самостоятельно. Так что такого количества жителей очень мало. Позиция правительства в этом вопросе дублирует опыт других стран – громады нужно укрупнять. В результате реформы их количество хотят довести до 1500-1800, и количество жителей в каждой из них составит около 9 тыс. человек.
В каждой из громад планируют создать избранный совет, которым будет руководить также избранный глава. В маленьких населенных пунктах, где живет от 50 человек, интересы людей в совете будет представлять староста.
Совет должен будет сформировать исполком. Эти органы местного самоуправления и будут выполнять возложенные на него функции. А их список достаточно обширный.
В ведении громады будут дошкольное, школьное и внешкольное образование, первичная медицина и скорая помощь, охрана правопорядка силами муниципальной полиции. Эти правоохранители будут подчиняться именно совету громады, а не напрямую МВД. Также в ведении громады будет пожарная охрана, соцзащита, обслуживание коммунального хозяйства, вопросы застройки и благоустройства, местное экономическое развитие и пассажирские перевозки по территории.
Район
Следующая ступень местного самоуправления – районы. Сейчас органы власти работают в 490 районах и 178 городах областного значения. Так что имеем огромное количество органов власти, у которых есть один большой изъян – неопределенность полномочий. Например, во многом полномочия райсоветов пересекаются с полномочиями горсоветов.
Правительство и тут планирует пойти по пути укрупнения и сформировать от 120 до 150 районов с избранными органами местного самоуправления – советом района, его главой. Они, также как и громады, создадут исполкомы. Но на этом уровне власть будет выполнять уже другие функции.
Райсоветы будут курировать вопросы специализированного школьного образования (спорт школы и интернаты), вторичной медицины (стационары общего профиля). Также в их сфере ответственности будут транспортная инфраструктура районного значения (дороги и перевозки) и содержание объектов общей собственности районных громад.
Регион
Количество и численность регионов после реформы не изменится. После реформы страна будет по-прежнему разделена на 27 регионов.
Публичную власть тут будут представлять избранные депутаты областного совета, его глава и исполком. На этом уровне она будет обеспечивать доступность профтехобразования, специальной медпомощи (например, онкологических и кардиоцентров). В ее ведении будут охрана природных ресурсов, обслуживание дорог и региональной инфраструктуры, а также планирование регионального развития.
Риски от центра
План по децентрализации выглядит почти идеально. Но его удастся воплотить только при соблюдении двух главных условий. Первый – финансы.
Для того чтобы каждый уровень власти обеспечил себя необходимыми средствами, нужно внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодекс и распределить налоговые поступления так, чтобы большая их часть оседала на уровне громады. Проект изменений в кодексы есть, новое распределение тоже, но насколько оно будет справедливым, покажет время и качество избранной местной власти.
На местах хотят оставлять, среди прочего, налог на недвижимость. Но ведь количество объектов недвижимости у каждой громады будет разным. Значит, громада должна расти и строиться. Также в местных бюджетах осядет больше поступлений от налога на доходы физлиц и 10% от налога на прибыль предприятий. Соответственно, чем больше работающих людей и предприятий будет в громаде, тем больше будут и поступления. Так что и этому местная власть должна способствовать - подстегивать развитие громады, создавать там благоприятные условия для бизнеса, привлекать инвесторов и т.д. Именно так и должна выглядеть самостоятельность регионов.
Выходит, что со временем, пусть и не в первые месяцы и, пожалуй, даже не в первые годы, с финансовой точки зрения децентрализация себя оправдает. Но это будет возможно, если центральная власть будет соблюдать и другое условие – исключит риск своего избыточного вмешательства.
Дело в том, что кроме избранных органов местной власти на уровнях громады, района и региона будут работать еще и представители центральной власти - Президента. Они будут контролировать законность решений местной власти, предоставление административных и социальных услуг, координировать их работу в случае чрезвычайных ситуаций. Перечень неплох. Но очень важно, чтобы представители Президента не злоупотребляли своим правом заворачивать решения местной власти. В противном случае после реформы мы получим обратный процесс – рецентрализацию.
Волнует и еще один момент – привычка подчиняться центру. Президент и Кабмин хотят ввести в Конституцию понятие субсидарности. Она подразумевает, что основные полномочия и средства должны осесть именно в громаде – на самом малочисленном административно-территориальном уровне. Но в Украине вертикаль десятилетиями выстраивалась иначе – все права передавались в центр или на уровень области. Силу привычки преодолеть непросто. Поэтому очень важно, чтобы представители Президента следили за тем, чтобы власть на каждом уровне работала по новым законам и тогда удастся избежать перегибов на местах.