Министерство здравоохранения в 2014 году стало одним из самых скандальных ведомств. Из-за бюрократии и коррупции оно провалило почти все закупки лекарства по госпрограммам. Такая же ситуация была с тендерами для нужд АТО.
Назначенный министром в феврале организатор медицинской службы Евромайдана Олег Мусий за полгода так и не смог изменить ситуацию к лучшему. 1 октября его освободили, а и. о. министра стал его заместитель - кардиохирург Василий Лазоришинец.
Но вскоре МОЗ может возглавить другой человек. В рамках переговоров относительно коалиционного соглашения называют имена трех основных кандидатов.
«Народный фронт», в частности, настаивает на том, чтобы оставить министром Лазоришинца, а от Блока Петра Порошенко предлагают советника президента Ольгу Богомолец или гендиректора фармкомпании «Дарница» Глеба Загория.
Переговоры относительно окончательного состава Кабмина длятся до сих пор, поэтому однозначного ответа на вопрос, кто будет руководить МОЗ, пока что тоже нет. Лучше всего это станет известно уже на следующем заседании Верховной Рады.
Несмотря на это, в неформальных разговорах фармацевты давно намекают, что среди кандидатов на кресло министра лидерство уверенно держит Глеб Загорий.
Основные претенденты
О временно исполняющем обязанности министра Лазоришинце рассказывали журналисты программы «ЗИК. Наши деньги». Как оказалось, в помещениях Национального института сердечно-сосудистой хирургии им. Амосова, где он работает не один год, расположенная частная «Клиника новых технологий». Совладелицей этой клиники есть жена Лазоришинца.
Несмотря на то, что этот факт подтверждают данные из Государственного реестра юрлиц, чиновник откровенно солгал на камеру журналистам, что ни он, ни его жена никакого бизнеса не имеют.
Правнучка академика Александра Богомольца Ольга была одним из руководителей медицинской службы киевского Евромайдана. После бегства Януковича ей первой предложили возглавить Министерство здравоохранения. Но она отказалась и решила идти в президенты.
Когда президентом стал Петр Порошенко, он назначил Богомолец своим советником и поставил на третье место в избирательном списке своего блока.
Согласно Госреестра юридических лиц, ей принадлежат «Институт дерматокосметологии доктора Богомолец», «Институт теледерматологии доктора Богомолец» и «Сеть диагностических клиник доктора Богомолец».
Глеб Загорий - №52 в избирательном список БПП. Он - владелец фармкомпании «Дарница», одной из самых больших в Украине.
Спорный пункт
Когда текст коалиционного соглашения, парафированного пятью фракциями, выложили в свободный доступ, стало известно, что в разделе запланированных медицинских реформ в нем есть пункт о полном запрете рекламы лечебных средств.
Такое намерение привело в негодование представителей СМИ. В тот же день несколько самых больших медиа-объединений обратились к президенту и другим подписантам соглашения с просьбой изъять этот пункт.
Согласно заявлению, размещение рекламы лекарства, в зависимости от вида СМИ, представляет от 15% до 40% их дохода. Поэтому потеря этих прибылей может иметь очень тяжелые следствия. Кроме того, это может отразиться на потребителях, которые не смогут узнать о новых средствах.
Еще через несколько дней стало известно, что этот пункт в соглашении появился не просто так. «Украинские новости», ссылаясь на собственные источники, сообщили, что поправку лоббировал один из кандидатов на кресло министр - Глеб Загорий.
Эту информацию подтвердили и источники INSIDER на фармацевтическом рынке.
Запрет рекламы лекарства для «Дарницы» стала бы очень полезной. Компания вырабатывает много препаратов, которые известны еще со времен СССР и не нуждаются в лишней рекламе. А вот об их аналогах, разработанных позднее, потребители знают не всегда.
Первые скандалы
Скандалы вокруг «Дарницы» и семьи Загориев начались еще в 2007 году, когда компания перешла из государственной собственности в частную.
По информации«Дня», к тому времени Глеб Загорий возглавлял надзорный совет предприятия, а его отец Владимир был гендиректором. Получив значительную часть акций, они использовали свое положение и с помощью махинаций завладели контрольным пакетом предприятия через датскую фирму Nord Star Pharmashare. Настоящие же инвесторы остались почти ни с чем.
В 2009 году отец и сын поменялись местами - старший возглавил наблюдательный совет, а младший стал генеральным директором фирмы.
В 2011 году правительством Николая Азарова была создана Государственная служба лечебных средств, которую возглавил Алексей Соловьев. Эта структура получила почти безграничные полномочия в области фармацевтики, что открыло широкое поле для махинаций и коррупции.
ГСЛС могла по собственному усмотрению запретить любому предприятию производить определенные препараты или вообще остановить его работу. А пока фирма отстаивала свои права в суде, на рынок с лекарством аналогичной группы выходил конкурент, продажи которого сразу возрастали.
Кроме того, служба ввела новые европейские стандарты контроля качества препаратов GMP, но использовала их, опять же, по собственному усмотрению. Кроме украинских производителей, она проверяла и импортеров. Большинство из них проходили контроль качества в собственной стране, а в Украине их продукцию могла «забраковать» Гослекслужба.
В СМИ Соловьева неоднократно связывали с Загорием. А когда первый попал под действие закона о люстрации, именно гендиректор «Дарницы» стал защищать и оправдывать его перед тогдашним министром Мусием.
«В завышенной цене на лекарство заложены множество коррупционных составляющих. Особенно это касается Гослекслужбы, которая насквозь коррупционная, которая проверяет абсолютно необоснованно европейских производителей на GNP и берет за это колоссальные средства. Если Гослекслужба вымывает из вас, производителей, 2 млрд. в год, без сомнения, вы закладываете эти 2 млрд. в цену. Поэтому МОЗ будет системно бороться с коррупцией и за снижение цены на медикаменты», - заявлял Мусий в апреле.
Панацея от ВИЧ
Еще несколько конфликтов было в 2013 году. В одном из них «Дарница» судилась с австрийской фармкомпанией Megainpharm за нарушения прав интеллектуальной собственности.
Австрийцы обвинили украинскую фирму в незаконном использовании технологий производства лекарства от глазных инфекций и выигралисуд первой инстанции в Киеве. Чем закончился конфликт, сейчас неизвестно.
За год до этого состоялось другое судебное заседание при участии компании Загориев. Оно стоило «Дарнице» 16 миллионов гривен. Такой штраф наложила на нее Госпотребинспекция за пропаганду незащищенного секса.
Дело в том, что фирма решила прорекламувати свое антисептическое средство «Мирамистин», но продвигала его как альтернативу презервативам под лозунгом: «Секс для удовлетворения без инфекций».
В рекламе звучала фраза: «Мирамистин» для профилактики эффективен даже против вируса ВИЧ». Это утверждение привело в негодование членов организации ЛЖВ («Люди, живущие с ВИЧ»), поэтому они и обратились в Госпотребинспекцию, чтобы та провела экспертизу рекламы.
Первое дело «Дарница» выиграла, но апелляцию инспекции суд удовлетворил.
Эта история может получить продолжение уже в ближайшее время. Когда о скандале все забыли, а Глеб Загорий стал нардепом от БПП, среди фармацевтов распространились слухи, что он начал продвигать «Мирамистин» в список обязательных препаратов по госпрограмме борьбы с ВИЧ.
INSIDER попытался получить комментарии по поводу «Мирамистина» и запрета рекламы лекарства у самого Загория. Несмотря на обещание, на момент публикации он так и не перезвонил.