Главная
Контрабанда сигарет — куда и откуда и как с ней борются в Украине
В нескольких украинских газетах появились статьи о том, что в Украину хлынул поток контрабандных сигарет. В этих статьях приводятся факты о многих случаях конфискации правоохранительными органами Украины российских, молдавских и белорусских сигарет.
Украина как страна транзита для контрабандных сигарет
В 2011 году на границе с Беларусью сотрудники Госпогранслужбы Украины задержали более 13 млн. штук сигарет.
И в этом году уже было много сообщений о том, что белорусские и украинские пограничники задерживают сигареты при попытке их ввоза в Украину. Представляется, что дешевые белорусские сигареты переправляются для продажи в Украину, где сигареты дороже. Однако почти все случаи конфискации контрабандных сигарет зафиксированы в Брестской области Беларуси либо Волынской области Украины.
Если бы сигареты предназначались для украинского рынка, то логичнее было бы гнать их из Гомельской области в Черниговскую и далее по всей Украине. В реальности же почти вся контрабанда белорусских сигарет сконцентрирована на крайнем западном участке совместной границы. Причины этого явления объясняют факты конфискации белорусских сигарет при попытке переправить их через украинско-польскую границу.
Первый заместитель председателя Государственной пограничной службы Украины Павел Шишолин сообщил, что очень часто отмечаются попытки переместить сигареты в районе стыка границ Украины, Беларуси и Польши, соответственно, — из Беларуси в Польшу через Украину.
Его белорусский коллега, начальник пресс-службы Брестской пограничной группы Александр Кислов говорит: «Обычно перевозчики провозят (белорусские) сигареты через Украину небольшими партиями. Они потом складируются в арендованных у местных жителей помещениях. Откуда большими партиями идут дальше».
Поведение контрабандистов представляется нелогичным, ведь у Беларуси есть собственная граница с Польшей. Перевозка сигарет через Украину мало того, что удорожает транспортировку, но и несет дополнительный риск, так как выявленные на украинской территории сигареты с белорусскими акцизными марками подлежат конфискации. Такое поведение может объясняться тем, что риск быть выявленным при пересечении украинско-польской границы намного меньше, чем при пересечении белорусско-польской границы.
Аналогичная ситуация наблюдается и на стыке границ Украины, Молдовы и Румынии. Украинские пограничники систематически перехватывают при попытке вывоза из Украины в Румынию молдавские сигареты. Но большинство случаев перехвата происходят в Черновицкой области неподалеку от молдавской границы. То есть напрямую везти молдавские сигареты в Румынию почему-то неудобно, хотя у половины граждан Молдовы есть румынские паспорта. Лучше делать это через Украину, хотя украинским гражданам для посещения Румынии требуется виза.
Транзитная контрабанда не ограничивается ближайшими соседями. Например, за последние годы в Украине неоднократно задерживали крупные партии сигарет марки Regal. Эту марку сигарет в Украине никто не курит. Но такие сигареты очень популярны в Англии, и они, очевидно, направлялись именно туда. Кружной маршрут через несколько стран не нов для контрабандистов, но при этом они почему-то любят использовать Украину для транзита.
Украина как поставщик контрабандных сигарет
Судя по сообщениям украинских правоохранительных органов, при борьбе как с незаконным ввозом, так и с незаконным вывозом им приходится иметь дело в основном с неукраинскими сигаретами. Правда, 2 июля 2012 года пограничники выявили 35 тыс. пачек украинских сигарет при попытке вывоза их в Румынию, 3 апреля — 12,5 тыс. пачек при попытке вывоза их в Венгрию. Партии сигарет небольшие, и, может быть, украинские сигареты стали настолько дорогими, что их нелегальный вывоз прекратился? Если бы так…
18 июня 2012 года в Латвии был арестован грузовик, в котором находилось 310320 сигарет Bond с украинскими акцизными марками. Очевидно, что ранее этот грузовик успешно прошел через украинскую таможню.
Во время Евро-2012 Польша ввела первую степень террористической угрозы в связи с обнаружением взрывного устройства вместе с фотографией национального стадиона. А обнаружено это устройство было в очередной выявленной партии сигарет, изготовленных в Украине.
12 апреля 2012 года польские пограничники задержали TIR, в котором было обнаружено 1,7 млн. сигарет с украинскими акцизными марками.
24 июля 2012 года работники польской пограничной службы задержали на границе с Украиной 1,2 млн. сигарет.
Минфин Польши сообщил, что в 2011 году польские службы выявили внутри страны и на границах 680 млн. штук контрабандных сигарет, 40% которых (270 млн.) были из Украины. Отметим, что с украинской стороны за весь 2011 год на всех границах с ЕС таможенной службой было изъято всего 37,5 млн. сигарет на сумму 1,2 млн. евро.
А только за один день, 18 июня 2012 года, сотрудниками румынского спецназа в Бухаресте была изъята партия сигарет из Украины на общую сумму 2,6 млн. евро.
В Румынии отмечают, что Украина занимает первое место, опережая даже Молдову, как поставщик контрабандной табачной продукции, поставляя 27% ее объема. В Румынии в 2011 году было легально продано 25 млрд. сигарет. Доля контрабандных сигарет на рынке Румынии в 2011 году составляла 12—15%, то есть около 4 млрд. сигарет.
Получается, что в Румынии было выкурено не менее 1 млрд. нелегально завезенных туда украинских сигарет. При этом за весь 2011 год сотрудниками украинского пограничного ведомства на румынском участке задержано около 35 млн. сигарет, то есть украинские пограничники задержали лишь 3,5% контрабанды. А если учесть, что значительная часть задержанных сигарет была молдавского производства, то препятствий для продвижения отечественных сигарет в Румынию с украинской стороны почти не было.
Необходимо отметить, что доля контрабандных сигарет на рынке Румынии сильно сократилась. Если в январе 2010 года она составляла 36,2%, то через год сократилась до 22,5%, а в мае 2011-го — до 11,8%. Одной из причин этого сокращения стала решительная борьба с теми, кто способствует контрабандистам. В феврале 2011 года в Румынии на границе с Украиной было задержано 77 полицейских и таможенников. Их подозревают в коррупции и контрабанде сигарет.
В других странах Европы также борются с контрабандистами украинских сигарет. В июне 2011 года Европол сообщил об арестах украинцев — участников преступной сети. С помощью фиктивных фирм контрабандисты спекулировали сигаретами в Европе. Руководитель сети из Ужгорода был задержан в Венгрии. Десятки арестов и обысков по этому делу проведены в Чехии, Словакии, Германии, Италии. В Словакии таможенники нашли в тайниках 3942200 пачек сигарет.
Опыт других стран показывает, что для пресечения массовой контрабанды сигарет нужно выявлять и наказывать сотрудников правоохранительных органов, которые потворствуют контрабандистам. В Украине же их пока просто увольняют. Например, в ноябре 2011 года уволили сотрудника волынского УБОП, которого обвинили в контрабанде большой партии сигарет из Беларуси в Польшу. На трассе Одесса—Новоазовск сотрудниками МВД были задержаны грузовики с крупной партией молдавских сигарет. Расследование показало, что эти грузовики успешно прошли через таможню, и пропустившие эти грузовики три инспектора таможни в феврале 2011 года были уволены. Сообщений о задержании сотрудников правоохранительных органов, которые содействовали контрабанде сигарет украинского происхождения, нам за последние два года обнаружить не удалось. Правда, народный депутат Г.Москаль передал для расследования полученное им анонимное письмо о том, что контрабандисты действуют при полной поддержке начальника Мукачевского погранотряда, но, видимо, аноним клеветал.
Самолетом, поездом, машиной, лодкой, тоннелем, дельтапланом…
А тем временем контрабанда украинских сигарет ширится по всей Европе…
Британские службы выявили, что сигареты, производимые на заводах Украины и Молдовы, перебрасывались через румынскую границу. Далее товар поступал в Афины и оттуда под видом продовольственных товаров сигареты поставлялись на территорию Британии.
В мае 2011 года СБУ разослала письмо, в котором отмечает значительное увеличение числа случаев задержания транспортных средств украинских перевозчиков таможенными и правоохранительными органами стран Европейского Союза в связи с незаконным перемещением через границу сигарет.
26 апреля 2012 года в Австрии полиция задержала украинца после ДТП и обнаружила в его машине 200 тыс. сигарет.
У проводницы поезда Москва—Киев—София на границе нашли 8,8 тыс. пачек контрабандных сигарет с украинскими акцизными марками. В феврале 2011 года словацкие пограничники заметили надувную лодку, плывшую по реке со стороны Украины. На берег лодку удалось вытащить только в Венгрии, и в ней обнаружили 13 тыс. блоков сигарет. При этом в Чопском погранотряде, который охраняет данный участок государственной границы Украины, сообщили, что информацией о задержании лодки с сигаретами пока не располагают.
18 июля 2012 года словацкие таможенники сообщили украинским коллегам об обнаружении криминальной полицией Словакии подземного тоннеля, который использовался для контрабанды табачных изделий.
28 марта 2012 года неподалеку от государственной границы Украины и Румынии обнаружен труп мужчины рядом с обломками дельтаплана, оборудованного двигателем, и 7 ящиков сигарет LМ с акцизными марками Украины.
В январе 2012 года гражданка Украины была осуждена в Ирландии на тюремное заключение сроком 15 месяцев за то, что уже в четвертый раз попалась в аэропортах этой страны при попытке провоза сигарет. В ноябре 2011 года в аэропортах Израиля было поймано 14 «курьеров» с огромным количеством табачных изделий. Двое из них — сотрудники украинской авиакомпании «Аэросвит».
Украина как лидер по контрабанде сигарет
О том, насколько привлекательной для контрабандистов является граница Украины со странами ЕС, свидетельствует недавний отчет Европейского агентства по сотрудничеству на внешних границах стран ЕС (FRONTEX). Сотрудники агентства проверили пункты пропуска на восточных границах Евросоюза от финско-российской до молдавско-румынской и обнаружили, что 72% случаев контрабанды сигарет было выявлено на украинско-польской и еще 6% — на украинско-венгерской границах.
В отчете Всемирной таможенной организации (ВТО) «Customs and Tobacco Report 2011» сказано, что в 2011 году было конфисковано 115 крупных (более 100 тыс. сигарет) партий произведенных в Украине сигарет. По этому показателю Украина уже в пятый раз за последние шесть лет занимает первое место в мире. Всего в 2006—2011 годах, по данным ВТО, было задержано 1756 крупных партий украинских сигарет, причем за этот же период было задержано всего 734 партии сигарет, где страной происхождения была Россия, Беларусь или Молдова. Согласно отчетам ВТО, в 2002—2008 годах, когда табачные акцизы в Украине почти не росли, число задержанных крупных партий сигарет украинского происхождения выросло более чем в десять раз: с 49 до 573. В 2008—2011 годах акцизы на сигареты в Украине были существенно повышены, и число таких партий сократилось до 115, хотя Украина все еще остается мировым лидером по нелегальному вывозу сигарет.
Оценка объема вывоза сигарет из Украины
Оценить этот объем в целом можно лишь примерно, используя данные о рынке сигарет в Украине. В 1990-х годах табачные производители оценивали рынок Украины (включая контрабанду в страну) на уровне 60—75 млрд. сигарет. В 2001 году в Украине было произведено 70 млрд. сигарет, и тогда контрабанда в страну и из страны примерно уравновешивали друг друга. А далее начался стремительный рост, и в 2008 году в Украине было легально продано 124 млрд. сигарет. Разумеется, украинцы не стали курить вдвое больше, хотя, по оценке представителя фирмы «Бритиш Америкен Тобакко» (БАТ), в 2008 году объем рынка вырос до 85 млрд. сигарет, из которых 1% был контрабандой в страну. Получается, что в 2008 году 124 — 85 + 1 = 40 млрд. сигарет были проданы, но не выкурены в Украине. Эти сигареты разными способами — как легально по блоку на человека, так и нелегально большими партиями — вывезли из Украины. Член Европарламента Чарлз Таннок заявил, что в 2008 году из 80 млрд. сигарет, нелегально поступивших в страны ЕС, 30 млрд. были произведены в Украине.
После ряда существенных повышений ставок акцизов в Украине начиная с сентября 2008 года реализация сигарет в Украине стала постепенно снижаться: до 112 млрд. в 2009 году, 96 млрд. — в 2010-м и 88 млрд. — в 2011 году. Существенную часть этого снижения обусловило падение потребления сигарет в Украине. По данным Госстата, в 2008—2011 годах число курильщиков в возрасте 12 лет и старше сократилось в Украине с 10,1 млн. до 8,6 млн. человек, или почти на 15%. Также зафиксировано некоторое снижение количества сигарет, выкуриваемых курильщиками в день, что неудивительно, учитывая, что сигареты резко подорожали.
В 2009 году БАТ на своем сайте оценивала объем украинского рынка в 76 млрд. сигарет. Согласно результатам Глобального опроса взрослых о табаке, проведенного в Украине в 2010 году, объем рынка был оценен в 64 млрд. выкуренных в стране сигарет. При этом только 1,5% опрошенных курильщиков предъявили пачки без предупреждений о вреде для здоровья на украинском языке, то есть доля нелегально завезенных в Украину сигарет составляла 1,5%, а объем незаконных продаж — примерно 1 млрд. сигарет.
Второй причиной сокращения реализации сигарет в последние годы стало снижение их нелегального вывоза из Украины, что вынужден был признать в своем отчете даже финансируемый табачными корпорациями Международный центр налогов и инвестиций (ITIC). В этом же отчете, выпущенном в октябре 2011 года, доля нелегально ввезенных в Украину сигарет в общем потреблении оценена в 3—3,5%, хотя методика оценки не приведена. Если общее потребление сигарет в Украине составляет до 70 млрд. штук, то 3—3,5% — это менее 2,5 млрд. сигарет.
Но объем нелегально вывезенных из Украины сигарет остается большим. В 2011 году было продано 88 млрд. сигарет. Если было выкурено 65 млрд. сигарет, включая 2 млрд. нелегально завезенных, то получается, что незаконный вывоз составил: 88 — 65 + 2 = 25 млрд. сигарет.
Отметим, что поскольку эти 25 млрд. сигарет были легально проданы в Украине, за них был заплачен акциз. Кому-то может показаться, что вызванное повышением ставок акциза сокращение объемов нелегального вывоза невыгодно для Украины. Однако даже если забыть о вреде сигарет для здоровья и о международном имидже нашей страны, то элементарный расчет покажет, что такое мнение неверно даже с фискальной точки зрения. В 2008 году средний акциз составлял около 30 грн. на 1000 сигарет, то есть с 40 млрд. незаконно вывезенных сигарет в госбюджет было уплачено 40 х 30 = 1,2 млрд. грн. В 2011 году объем контрабанды из страны уменьшился до 25 млрд. сигарет, но поскольку размер акциза вырос до 175 грн. на 1000 сигарет, то поступления в бюджет составили 4,4 млрд. грн. Разница в 3 млрд. грн. — это не просто дополнительные доходы бюджета, это также утраченные прибыли контрабандистов. А если учесть сокращение объемов вывоза, то потери контрабандистов еще больше. Неудивительно, что контрабандисты и их союзники будут сопротивляться любым попыткам снова повысить ставки табачных акцизов в Украине. Они будут инспирировать появление статей о контрабанде сигарет в Украину, лишь бы скрыть более масштабный феномен контрабанды сигарет из Украины.
Бороться, конечно, надо со всеми видами контрабанды. Опыт Румынии, Венгрии и других стран, которым удалось в последние годы существенно снизить объемы реализации контрабандных сигарет, одновременно повышая ставки акцизного сбора, показывает, что это возможно при решительной позиции не только таможенников, но и правоохранительных органов по всей стране. Такой опыт есть и в Украине. Например, сообщалось, что в Виннице благодаря инициативе мэра города «бабушки» уже не торгуют на улицах сигаретами. В Киеве же и других городах одни и те же уличные торговцы годами незаконно торгуют сигаретами в одном месте. Очевидно, что милиционеры их знают, но почему-то не трогают, хотя сейчас минимальный штраф за торговлю сигаретами с рук составляет 510 грн. Возможно, одной из причин является самый гуманный в мире украинский суд, который в тех случаях, когда милиционеры приводят туда уличную торговку, великодушно отправляет ее далее продолжать свою деятельность по снабжению граждан контрабандными сигаретами. Но эта тема СМИ не интересует, хотя общественные активисты в Черкассах, Сумах, Симферополе и других городах пытались привлечь к ней внимание. Видимо, СМИ находят гораздо больше вдохновляющих аргументов для борьбы против роста табачных акцизов, хотя такой рост, как показывает опыт Украины и других стран, успешно снижает потребление табака и повышает доходы бюджета. И снова встает извечный вопрос: кому выгодно?
По поводу приведенных в статье фактов ZN.UA направило запрос в Государственную таможенную службу Украины. Ниже мы приводим ответ, который было прислан ГТСУ в адрес редакции:
— Одной из основных задач, которые стоят перед Гостаможслужбой Украины, является недопущение незаконного перемещения табачных изделий через таможенную границу государства.
Однако в последнее время источники средств массовой информации распространяют активную критику о недостаточном уровне противодействия незаконному перемещению через таможенную границу Украины табачных изделий, ссылаясь на отчет Всемирной таможенной организации (Customs and Tobacco Report 2011), обнародованный в июле текущего года.
В целом выводы, содержащиеся в критике, являются ошибочными и не отвечают действительности. Упомянутый отчет формируется на основании информации, полученной Всемирной таможенной организацией от таможенных органов с помощью специальной компьютерной сети Cencomm. Активным пользователем этой сети является Гостаможслужба Украины, которая вносит туда информацию о своих достижениях по противодействию контрабанде, в том числе незаконному перемещению табачных изделий. Исходя из этого, Украина уже в который раз занимает одно из первых мест по уровню противодействия незаконному перемещению табачных изделий среди стран — участниц Всемирной таможенной организации.
Указанное в очередной раз подтверждается и ростом статистических показателей работы Гостаможслужбы Украины в этом направлении в течение последних пяти лет. Так, если в 2008 году таможенными органами был выявлен только 3461 случай незаконного перемещения табачных изделий, то уже в течение 2011-го — 5025 случаев. В целом на протяжении прошлого года таможенными органами изъято 84,7 млн. шт. различных табачных изделий на общую сумму 28,3 млн. грн.
Вместе с тем, как уже сообщалось ранее, в течение января—июля текущего года таможенными органами Украины выявлено 2003 случая незаконного перемещения через таможенную границу Украины табачных изделий общим количеством 41,2 млн. шт. на сумму около 13 млн. грн.
Также следует отметить, что в большинстве случаев правонарушений Украина является страной отправления или назначения, а не происхождения незаконно перемещаемых табачных изделий. Задержания, осуществленные таможенными органами Украины, свидетельствуют, что чаще всего для незаконного перемещения используются табачные изделия белорусского, молдовского и российского производства, которые значительно дешевле и рентабельнее, чем отечественные. Наибольшая активность, связанная с незаконным перемещением табачных изделий, наблюдается на украинско-румынском, украинско-молдовском, украинско-польском, украинско-русском и украинско-белорусском участках границы.
В целом работа Гостаможслужбы Украины в направлении противодействия незаконному перемещению табачных изделий не сводится только к обычной фиксации правонарушения.
Так, во исполнение пункта 9 поручения премьер-министра Украины от 8 февраля 2012 года №5665/0/1-12 Государственной таможенной службой Украины, администрацией Государственной пограничной службы Украины, Службой безопасности Украины, Министерством внутренних дел Украины и Государственной налоговой службой Украины разработан и введен в действие план организационно-практических мероприятий по недопущению незаконного ввоза через таможенную границу Украины табачных изделий и реализации их на внутреннем рынке на 2012 год. В ходе его выполнения заинтересованными органами создано 27 региональных оперативных штабов, которыми непосредственно осуществляется координация общих мер в зонах своей деятельности, в том числе на государственной границе, по недопущению незаконного перемещения через таможенную границу Украины табачных изделий. В результате за первое полугодие текущего года таможенными органами и территориальными подразделениями других правоохранительных органов в целом изъято около 4 млн. пачек на сумму 29,3 млн. грн.
С целью оценки и улучшения сотрудничества, обсуждения других важных вопросов Гостаможслужбой Украины и Украинской ассоциацией производителей табачных изделий «Укртютюн» в рамках Меморандума о сотрудничестве, подписанного сторонами в прошлом году, на постоянной основе проводятся ежеквартально встречи и совещания.
Кроме этого, Гостаможслужба Украины активно сотрудничает в данном направлении с Европейским офисом по борьбе с мошенничеством (OLAF), Миссией Европейского Союза по пограничной помощи Молдове и Украине (EUBAM) и другими компетентными органами зарубежных стран.
- Информация о материале
Партия Королевской: в поисках людей Ахметова
Избирательный список Наталии Королевской взыскивает странное впечатление. Первая пятерка включительно с футбольной звездой Андреем Шевченко составляется из витринных лиц, которые должными служить главной приманкой для избирателя. А дальше - непонятный набор фамилий. Люди, которые заняли места с 5 по 30, то есть входят в потенциально проходную часть, практически никому неизвестны.
Только с четвертого десятка начинаются более или менее узнаваемые лица. Так, на 31 позиции расположили Евгения Корнейчука - многострадального экс-первого заместителя министра юстиции, который успел посидеть в СИЗО, а после выхода на волю уступил Наталии Королевской лидерство в Украинской социал-демократической партии. Которая со временем и была переименована в монобрендовый проект "Украина - Вперед".
На 32 позиции - экс-бютовец из Одессы Дмитрий Певец. Немного выше - на 29 позиции - экс-руководитель государственного предприятия "Уголь Украины" времен правительства Тимошенко Олег Погодин - правая рука Королевской в этой области.
Экс-министр финансов правительства Тимошенко Игорь Уманский, который на начальном этапе был с Королевской, вообще не попал в список.
Аж на 36 месте - топ-менеджер Королевской Сергей Гомоненко, который управляет торговой маркой "Королевское мороженое".
Если Королевская вынужденная была поставить доверенного человека на явно бесперспективное место, возникает очевидный вопрос - кому она делегировала право быть на проходных позициях? Насколько соответствуют действительности слухи о финансировании проекта Королевской Ринатом Ахметовым?
Тот факт, что руководительница фонда Ахметова Наталия Изосимова стала крестной младшего сына Наталии Королевской - лишь один из многих аргументов о близости проекта "Украина - вперед!" к "королю Донбасса".
2009 год. Королевская сопровождает Тимошенко на открытии стадиона " Донбасс-Арена"
Фото Александра Прокопенко
Чтобы держать марку условно оппозиционного проекта, Королевская ни в коем случае не должна выдать своих связей с представителями "правящего режима".
Проходная часть ее списка пестрит кандидатами, которые имеют очень нехарактерные должности, как для кандидатов потенциально проходного списка. "Главный инженер", "начальник юридического департамента", "главный специалист по логистике", "руководитель отдела продаж". После ознакомления со списком Королевской возникает естественный вопрос - кто все эти люди?
В отличие от Партии регионов, в списке которой очень легко идентифицировать людей Ахметова, у Королевской " зачищены" хвосты. Причем, если у регионалов они имеют прямое отношение к СКМ, то у Королевской это скорее "друзья друзей" Ахметова.
Впрочем, "Украинская правда" нашла, по меньшей мере, семь человек, которых так или иначе можно приписать к условной "группе Ахметова" через их связи с лицами, приближенными к владельцу ФК "Шахтер".
Конечно, это можно назвать стечением обстоятельств - но оно лишь усиливает подозрения об особых отношениях Королевской с главным олигархом страны.
Итак, первая фамилия - это Александр Шевцов, девятый номер списка.
Господин Шевцов является креатурой Ирины Акимовой, главного экономиста Рината Ахметова во власти.
Александра Шевцова и Ирину Акимову связывает работа в общем проекте "Голубая лента" Программы развития ООН. Согласно профайлу Шевцова в профессиональной социальной сети LinkedIn, он работал старшим экономическим советником представительства ООН в Киеве с 2004 по 2007 год. Вместе с тем Акимова на протяжении 2004-2006 годов возглавляла в столице аналитический центр Программы развития ООН "Голубая лента".
Похоже, именно Шевцов заменил Акімову на этой должности - в интернете можно найти упоминания за 2006 год о нем как об и.о. директора центра "Голубая лента".
Перед этим Шевцов и Акимова были соавторами отчета "Предложения президенту – новая волна реформ", подготовленному "Голубой лентой" ООН. Они вдвоем также осуществляли ознакомительные визитыв регионы как сотрудники представительства ООН.
В целом же аналитический центр "Голубая лента" плотно сотрудничает с Фондом Рината Ахметова "Эффективное Управление", которое возглавляет упомянутая Изосимова - кума Наталии Королевской.
Следующий участник проекта Королевской из около-ахметовских кругов - это Оксана Кононова, 12 номер списка.
Согласно документам, представленным Кононовой в Центральную избирательную комиссию, она является директором Информационно-аналитического агентства "Инфопоинт".
По словам источников Украинской правды, "Инфопоинт" - это структура, которая делает мониторинг СМИ и готовит подборку сообщений масс-медиа персонально для Ахметова и топ-менеджеров СКМ. Поскольку Ахметов не имеет времени регулярно отслеживать информационный поток, интернет, газеты и телевидение существуют для него в виде мониторинга.
Кроме того, "Инфопоинт" делала общий проект с газетой Ахметова "Сегодня"относительно рейтингов вспоминания политиков в масс-медиа.
Еще один человек, который имеет связи с окружением Ахметова - это 19 номер списка Королевской Наталия Игнатченко. В документах она фигурирует как глава наблюдательного совета финансового учреждения со странным названием " Диапазон-Максимум банк".
Миноритарным акционером на 0,02% в " Диапазон-Максимум банк", который представляет в списке Королевской госпожа Игнатченко, напрямую записано Ирину Сафиуллину - жену Равиля Сафиуллина, экс-министра молодежи и спорта, также ставленника Ахметова.
По состоянию на 31 декабря прошлого года 99% этого банка принадлежали семье Валерия Букаева - умершего депутата от Партии регионов.
Букаев был владельцем футбольного клуба "Зоря" (Луганск), который после смерти в 2009 году возглавила его вдова - при чему Марина Букаева полностью поддержала Ахметова в борьбе с Коломойским за избрания лояльного руководства Премьер-лиги.
После Букаева клуб "Зоря" взял под свой патронат другой регионал Евгений Геллер - стопроцентный человек Ахметова.
Иван Остапченко, номер 29 списка Королевской - человек из орбиты Бориса Колесникова - политического соратника Ахметова. В документах, представленных в Центральную избирательную комиссию, Остапченко значится как "советник по вопросам проектного финансирования представительство "Кларентко Инвестментс Лимитед".
Упомянутая фирма - это кипрский офшор, который без конкурентного тендера был привлечен подчиненными Колесниковак работам по подбору персонала для построенного под Евро-2012 аэропорта "Львов".
Еще два человека в списке Королевской можно связать с бывшим собственником "VAB Банка" Сергеем Максимовым, который, в свою очередь, является партнером семьи Раисы Богатыревой - еще одной соратницы Ахметова.
Так, на высокой восьмой позиции в списке Королевской находится Алексей Кочерев, представленный как "начальник юридического департамента ООО "Каспелла". На самом деле он является владельцем этой фирмы, а последний его большой клиент - это "VAB Банк" времен Максимова, где Кочерев отвечал за информационную безопасность.
Вторая креатура Максимова - под 25 номером в списке - Анна Грегори. В документах она значится как президент-глава надзорного совета "Киевского речного порта", который принадлежит Максимову.
Вместе с тем в последнем отчете самого Киевпорта Грегори фигурирует как глава представительства кипрской офшорки "Юкапитал Партнерс Холдингс" - эта фирма также причастна к харьковскому фармацевтическому заводу "Биолек", которым упомянутый банкир Максимов владеет вместе с сыном Раисы Богатыревой.
И, в конце концов, еще одно свидетельство неравнодушия Ахметова к проекту Королевской - это представительница партии "Украина - вперед" в Центральной избирательной комиссии.
Данную миссию поручили юристу Александре Павленко, которая уже два года является советником Дмитрия Тевелева - главы Государственной комиссии ценных бумаг и фондового рынка, напрямую человека Ахметова.
О принадлежности этого органа к Ахметову указывает еще одна интересная деталь - в этом году членом Государственной комиссии ценных бумаг и фондового рынка стал Евгений Воропаев - сын персонального адвоката Ахметова Юрия Воропаева, который прославился историей с письмом о способах получения женой Ахметова британского гражданства.
"Украинская правда" обратилась в пресс-службу Наталии Королевской прокомментировать наличие в ее политическом проекте "людей Ахметова", но ответ не получила, учитывая отсутствие политика в Киеве.
Мы подозреваем, что нам удалось показать не все связи, которые объединяют Королевскую с Ахметовым.
Особенно смешно в свете этих разоблачений выглядит предвыборная программа партии "Украина - вперед": "Мы выступаем за введения налога на операции с офшорными компаниями и социальную ответственность большого капитала: богатые должны платить больше налогов, чем бедные".
Ринат Ахметов, который активно использует Кипр в бизнес-деятельности и является богатейшим гражданином Украины, в случае воплощения программы Королевской должны больше всех пострадать от этих предвыборных идей. Конечно, если верить написанному...
- Информация о материале
Как обманывают наивных талантов
10 приемов недобросовестных заказчиков, чтобы поменьше заплатить за проделанную работу. А в идеале - получить ее бесплатно.
К сожалению, людям творческих профессий особенно важно быть осторожными, что бы не остаться без оплаты за сделанную работу. Поскольку такой труд часто неосязаем, а сложность трудно поддается оценке, особенно важно оговаривать детали и условия работы.
Часто творческим талантам приходится сталкиваться с нечестными заказчиками. Хорошо, когда есть агент или менеджер, но в большинстве случаев, приходится самостоятельно договариваться о работе, упуская множество важных деталей и не имея большого опыта и достаточной проницательности.
1. "Сделайте эту работу со скидкой (или бесплатно), а потом мы вам на следующем заказе это возместим"
Ни один уважающий себя деловой человек не будет бесплатно раздавать свою работу и тратить время в надежде, что в будущем получит за это компенсацию. Ну представим себе, чтобы сказал какой-нибудь сантехник, которому вы предложили бы следующее: "Давайте, вы мне установите раковину бесплатно, а в следующий раз, когда мне понадобится раковина, я вам это возмещу". Он бы рассмеялся вам в лицо!
2. "Мы никогда не платим и рубля, пока не увидим окончательный вариант"
Похоже на правду, если только это не попытка оставить лазейку, чтобы "кинуть" вас с оплатой. Практически каждый профессионал просит оплатить задаток или оплачивать работу поэтапно, за исключением только самых мелких проектов. После того, как у вас установятся прочные деловые отношения, вы можете выработать с клиентом какое-либо другое правило оплаты. Но новый клиент не имеет права требовать от вас без оплаты большего, чем первоначальная встреча и, пожалуй, нескольких предварительных набросков!
3. "Сделайте это для нас и о вас узнает весь мир! И заказы так и посыплются на вас!"
Чушь. Попробуйте сказать сантехнику: "Установите эту раковину у меня, ее увидит мой друг, и у вас появится куча заказов!". Наш друг сантехник ответил бы: "Вы хотите сказать, что даже если я делаю хорошо свою работу, мне ее надо сделать бесплатно, чтобы ее заметили?" Кроме того, заказчик потом начнет хвастаться любому встречному о том, что такая работа стоит обычно ХХХ долларов, а он, такой прекрасный бизнесмен, получил ее бесплатно! Если кто-то и позвонит, то только в надежде на такую же бесплатную работу.
4. Разглядывая наброски или эскизы: "Ну что ж, мы не уверены, хотим ли мы с вами работать, но оставьте пока свои материалы у нас, чтобы я мог обсудить их со своим партнером, инвестором, женой"
Можете быть уверенными, что 15 минут спустя после вашего ухода он будет звонить другим дизайнерам, имея на руках уже готовые наброски, и спрашивать их о ценах. Когда вы позвоните снова, вам скажут, что ваши цены слишком высоки, поэтому этой работой будет заниматься студия "Рога и Копыта". Что тут удивительного, что они дали более низкую цену? Вы же сэкономили им несколько часов консультаций, на оплату которых они и не смели надеяться! Пока вы не договоритесь о сделке, не оставляйте НИЧЕГО в офисе клиента.
5. "Ну, мы не отменили заказ, а просто перенесли. Подождите немножко, мы продолжим через месяц – другой"
М-м, скорей всего – нет. Если что-то до этого надо было сделать срочно, а теперь – нет, скорей всего дело погибло. Наилучшим решением было бы выставить счет за выполненную на данный момент работу, а затем преспокойно следить за тем, что будет! В противном случае вы позвоните через два месяца, и окажется, что вашей работой давно занимается кто-то другой. И знаете, что будет? Они вас даже не узнают...
6. "Контракт? Какой к черту контракт! Мы же друзья..."
Да, конечно друзья, но до тех пор, пока что-либо пойдет не так или будет понято не так. И тогда вы станете "уродом в костюме", а я превращусь в "дизайнера-придурка". Так что, договор – важная деталь. Ну если только вам не все равно – заплатят вам или нет. Любой уважающий себя предприниматель закрепляет свои отношения на бумаге, так же должны поступать и вы.
7. "Вышлите мне счет после того, как работа будет напечатана"
Зачем для этого ждать срока, не имеющего к делу никакого отношения? Вы сделали свою работу, так? Вы честный человек, так? Зачем тогда вам привязываться к этому сроку? После того, как вы сдали работу, и она была принята, выставляйте счет. Эта фраза может оказаться всего лишь тактикой оттягивания оплаты. Если парень ждет, когда работа будет напечатана, а вы соглашаетесь вносить необходимые изменения, тогда он может просто забыть о вас и не заплатить за работу по внесению изменений.
8. "В прошлый раз нам это сделали за ХХХ долларов"
Ну и что? Если в прошлый раз им сделали работу хорошо, стали бы они сейчас разговаривать с вами? И то, сколько взял с них предыдущий исполнитель, к вам никакого отношения не имеет. Люди, берущие за свое время слишком мало, выпадают из бизнеса (либо разоряются, либо просто меняют занятие), и кто-то должен занять их место. Давайте честную цену и придерживайтесь ее.
9. "Мы можем выделить лишь ХХХ долларов, и точка"
Удивительно, не правда ли? Этот парень, наверное, отправляясь покупать раковину в точности знает, сколько ему придется потратить, еще даже не посмотрев на товар и не походив по рынку. Сомнительно. Определенное количество работы стоит определенное количество денег. Если у них меньше денег, сделайте меньше работы (если можете), и, таким образом, все равно получите заказ. Но убедитесь, что заказчик понимает, что вы сделаете меньше работы, так как получили меньше денег, чем ожидали. Дайте им меньше возможностей выбора, сделайте что-то по-простому, отошлите их за какой-либо работой к другой фирме.
10. "У нас сейчас проблемы с финансами. Дайте нам результаты вашей работы, мы получим деньги, и расплатимся с вами"
Ну как же! Вот только, когда деньги появятся, можете быть уверенными, что в очереди счетов к оплате ваш будете в самом хвосте. Когда кто-то достигает такого положения, что признается о наличии проблем, это значит, что дела у них идут еще хуже, чем они стараются показать. Но даже в лучшем случае, вы что - банк? Разве вы достаточно компетентны, чтобы разобраться, не врут ли их финансисты? Если компания дошла до такой точки, что не может получить кредит ни в каком кредитном учреждении или банке, тогда какой смысл вам продлять им кредит? Если вы будете играть в благородство, вы наверняка проиграете. Но если вы уж разрешили им тянуть до последнего, то уж как минимум потребуйте дополнительных денег за свое ожидание. Банки взимают проценты за предоставленный кредит, вам следует поступить также. Может быть с вами и имеют дело именно поэтому: получить по сути дела беспроцентный кредит вместо того, чтобы расплачиваться по процентам с банком. Не разбрасывайтесь своими деньгами.
- Информация о материале
Кем прокуроры работают после громких скандалов и какие взятки берут
Одним из самых громких коррупционных скандалов последних лет стала детективная история с прокурором Львовской области Алексеем Баганцом. Некогда он был заместителем генпрокурора, курировал расследование убийства Георгия Гонгадзе. Поочередно возглавлял ряд облпрокуратур, затем был переведен во Львов, где уже работал в 90-х годах. И вот пару лет назад львовские журналисты раскопали, что якобы через него из Львова в Киев служебным автомобилем переправлялись крупные суммы денег, происхождение которых оставалось неизвестным. А сам он лично контролировал их перемещение, совершая регулярные перелеты из Львова в «Борисполь», где встречал автомобиль и сопровождал его по назначению получателю. Свою причастность к коррупции Баганец отрицал. Но в конце концов из органов прокуратуры ему пришлось уволиться.
После чего из прокуроров он переквалифицировался в адвокаты. Причем взявшись защищать экс-главу МВД Юрия Луценко и став ярым обличителем ГПУ, которая, по его словам, грубо нарушает закон и конституционные права опального министра.
— Когда слышу его обвинения в адрес прокуратуры в том, что она якобы выполняет политические заказы, то вспоминаю 2005 год — после «оранжевой революции» в Донецкую область был направлен прокурор Баганец, чтобы «разобраться» с представителями местной политической элиты, — говорит первый замгенпрокурора Ренат Кузьмин. — Количество возбужденных им и его командой уголовных дел в отношении так называемых донецких говорит о том, что в выполнении политических заказов и использовании правоохранительных органов для политрепрессий он разбирается. А то, что он оттуда уехал, и то, что делал после этого, характеризует его как человека и прокурора. Не случайно он ведомство покинул. А сейчас пытается изображать из себя великого демократа, юриста и правозащитника. Цену ему уже знают. Но то, как он поливает грязью прокуратуру и неуважительно к ней относится, вовсе не означает искренности его мотивов. У нас по сегодняшний день продолжают работать его близкие родственники, кстати, на серьезных, ключевых должностях. Все у них хорошо. Никто их не обижает, не преследует. Поэтому к заявлениям таких людей, как Баганец, я бы относился с известной долей иронии. Поговорит и перестанет...
На уточнение, были ли все-таки деньги, которые якобы переправлял в Киев бывший прокурор Львовской области, и назначалась ли служебная проверка по его же заявлению (впоследствии им же отозванному), в ГПУ упорно ничего не рассказывают. Виктор Пшонка обмолвился лишь однажды, что увольнялся Баганец до того, как он стал генеральным, еще при Медведько.
Отмалчивается и сам Баганец, избегая комментариев. Но когда-нибудь, наверное, тайну приоткроет...
Кстати, Баганец не единственный, кто прокурорской стезе предпочел адвокатскую. Тем же путем пошли бывшие первые заместители генерального Богдан Ференц и Юрий Гайсинский. Но их уход не был столь громким.
Взятки: а все равно берут...
Керченский транспортный прокурор, обвинявшийся в получении $19 тысяч взятки за принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела, приговорен Бахчисарайским райсудом Крыма к двум с половиной годам лишения свободы с конфискацией имущества. Он лишен также права в течение 3 лет занимать должности, связанные с осуществлением властных полномочий.
На взятке в 10 тысяч долларов попался прокурор Коминтерновского района Харькова.
За 3 тысячи долларов были задержаны судья и прокурор Белгород-Днестровской межрайонной прокуратуры Одесской области.
7 тысяч «зелени» вымогал за принятие решения об отказе в возбуждении дела помощник прокурора Подольского района Киева.
1700 долларов требовали от владельца СТО сотрудники прокуратуры Киева и Голосеевского района столицы.
Как показывает практика, реальные сроки заключения для прокурорских работников суды выносят не часто, ограничиваясь, в основном, условным наказанием.
«Важняк»: у многих — хватательный рефлекс
Уволившийся из органов прокуратуры старший следователь по особо важным делам рассказал нам: «Все они одинаковы — что судьи-взяточники, что налоговики или прокуроры. У этих людей очень развит хватательный рефлекс. Вроде ж и живут покруче других, не от получки до получки, и детей пристроили на жирные места, а только запахнет большой денежкой — тут как тут, своего не упустят. Мне таких «хватателей» нисколько не жаль, особенно тех, что хорохорятся, надеясь, что их прикроют и отмажут. Да, отмазывают. Но не всех. Боятся, что сами с должностей слетят. И кормушка прекратится».
Сидят в ресторане налоговик, милиционер и прокурор. Едят, пьют — все самое изысканное, дорогое. Наконец, подзывают официанта: «Счет!» Тот приносит. Налоговик долго всматривается в названия блюд, напитков и укоризненно качает головой: «Вы что — там же почти все без акциза. Перепишите!» Официант уходит и возвращается, протягивая счет милиционеру. Служивый вертит бумажку и говорит: «Да мы половину из этого вообще не заказывали!» Когда официант снова приносит счет, то отдает его уже прокурору. Строгий блюститель закона держит книжечку прямо перед собой, но молчит. Проходит минута, другая, третья. Официант вежливо напоминает: «Это счет». Прокурор недоуменно: «Вижу, что счет. Но деньги где?»
- Информация о материале
Фантастическая реальность или «Доступное жилье» по-украински
Программа «Доступное жилье», которая была внедрена еще в 2010 году и рассчитана до 2017 года, вселила надежду в сотни тысяч семей. Надежду на то, что в ближайшее время они смогут получить жилье. Однако сегодня немногие граждане готовы воспользоваться льготными программами правительства.
В Украинском доме многолюдно. К 21-ой годовщине Независимости Украины строительные компании устроили показательный смотр. Три дня, от государства к человеку, от идеи до квартиры». Проекты и макеты жилья на любой вкус, лояльнее программы рассрочки и ипотеки. Однако статистика говорит о том, что украинцы не спешат воспользоваться государственными новациями.
По словам Сергея Комнатного, директора Ипотечного центра Киева и области, за все время действия программы к ним обратилось около 2 тысяч граждан. «Если брать среднестатистического участника программы,- говорит он, - то его возраст 35-40 лет, семья состоит из трех человек и имеет доход около 7 тысяч гривен. Средний размер кредита составляет 320 тысяч гривен, получается, что семья ежемесячно выплачивает 1800 грн. тела кредита и еще 500 грн. составляют 3%».
Такие условия по силам многим киевлянам. Ведь аренда даже плохинькой «однушки» в столице не меньше 3 тысяч гривен. Воспользовавшись льготной ипотекой, платишь уже за свою. Если посмотреть на причины отказа от участия в программе, то на первый план выходит отсутствие возможности внесения первого взноса по ипотечному договору, который составляет 25%. Далее, по словам Сергея Комнатного, следует отказ банка, в связи с несоответствием финансового положения заемщика, и отсутствие квартир определенного Кабинетом министров метража. Но более всего пробуксовывание программы связано с незнанием граждан условий государственной ипотеки.
Не многие, как оказалось, следят за изменениями в Порядке удешевления стоимости ипотечных кредитов для обеспечения доступным жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Последние правки, и далеко не окончательные правительство внесло 15 августа. Например, в программе конкретизированы критерии к заемщикам. Теперь льготной ипотекой могут воспользоваться граждане, находящиеся на квартирном учете, а также те, кто не стоят в квартирной очереди, но обеспечены по месту жительства жилой площадью, меньше 9 кв. м на одного члена семьи. В программе также могут участвовать граждане, проживающие в общежитиях.
Сергей Соловей – первый вице-президент «Холдинговой компании «Киевгорстрой», которая одной из первых поддержала правительственную инициативу, акцентирует внимание инвесторов на том, что пути решения первого взноса, как самой основной преграды на пути к своему жилью, рассматриваются как в сторону его увеличения, так и в сторону уменьшения. «Обязательный собственный взнос заемщика: 25% стоимости жилья - по желанию заемщика может быть увеличен, в счет его могут зачисляться средства, уплаченные за превышение нормативной площади и расчетной стоимости квартиры. А вот тем, кто не имеет такой сумы, это касается работников бюджетной сферы, поможет город. Из городского бюджета им будет предоставлена компенсация порядка 20%, а остальную сумму – под 3% годовых в течение 15 лет придется выплачивать собственнику жилья».
В Государственном бюджете на компенсацию процентной ставки по этой ипотечной программе в 2012 год предусмотрено 1 млрд. грн. В следующем, обещает министр регионального развития, строительства и ЖКХ Анатолий Близнюк, сумма увеличится в разы. Обещают в правительстве позаботиться и о застройщиках, которые принимают участие в государственной программе «Доступное жилье». «Мы предлагаем на 10 лет всех, кто строит доступное жилье для людей, освободить от налога на прибыль», - сказал министр. - Только для тех, кто строит доступное жилье. И для социально ответственного бизнеса, который будет средства из своей прибыли вкладывать для своих людей. Такой вариант мы тоже рассматриваем », - сказал А. Близнюк.
«Такая программа выгодны и людям и строителям, - говорит Сергей Соловей, первый вице-президент «Холдинговой компании «Киевгорстрой», - мы уже передали 182 квартиры по программе «Доступное жилье», на 80 квартир заключены договора с их будущими владельцами, около 100 заемщиков зарезервировали квартиры и ждут решения банка. Очень надеюсь, что организованный Минрегионом и Украинским домом строительный форум сможет донести до всех, кто нуждается в собственном жилье главный посыл программы – она вам по силам. Три дня будут работать консультационные окна здесь, и наши, и других строительных компаний, представители банков, Ипотечного центра смогут ответить на все вопросы по кредитным программам, практически без выходных работает наш отдел продаж, приходите, «спрос, как говорится, не бьет в нос».
- Информация о материале
Предвыборные «хотелки» и бюджетные переделки
Покупка электоральных симпатий за казенные средства — явление вовсе не новое. Вот и нынешний Кабмин всеми силами пытается подсобить «родственным» выдвиженцам по партийным и мажоритарным спискам. В последние месяцы правительство приняло ряд решений о значительном увеличении так называемых государственных капитальных расходов, главное предназначение которых, судя по срокам принятия, — именно усиление ощущения в отдельных избирательных округах аккурат перед выборами, что руину таки «подолано».
Однако из-за не слишком благоприятной экономической и бюджетной ситуации для этого приходится скрести по всевозможным сусекам. Одним из них оказался государственный резервный фонд, предусмотренные бюджетом объемы которого майско-июльскими постановлениями правительства были урезаны почти на миллиард гривен.
На нынешней неделе в распоряжении ZN.UA оказалась весьма любопытная справка — об остатке средств резервного фонда государственного бюджета в 2012 году. Согласно вышеназванному документу, из 1,5 млрд. грн., предусмотренных для резервного фонда бюджетным законом на нынешний год, после каких-то не совсем понятных изменений (на 591,82 млн. грн.) остаток средств непосредственно фонда по состоянию на 30 июля 2012 года снизился до 908,18 млн. грн.
Из этой суммы 18 правительственными решениями на статьи расходов, для которых предназначаются средства резервного фонда, было выделено 297,19 млн. грн. (или 32,7%, а реально открыто ассигнований на 245,555 млн. грн.). Итого остаток в фонде — 610,991 млн. грн.
Однако и это еще не все. Согласно вышеуказанной справке, сейчас в стадии разработки в различных госведомствах находятся распоряжения о выделении средств на сумму еще в 392,515 млн. Из этой суммы 50,715 млн. грн. уже предусмотрены на ликвидацию последствий различных стихийных бедствий, жителям аварийных домов и т.п. А вот еще 341,8 млн. проходят под титулом «О перераспределении средств» резервного фонда госбюджета.
Итого прогнозируемый остаток средств в резервном фонде — 218,476 млн. грн. Вопрос достаточности этой суммы для так называемого аварийного запаса страны с 45-миллионным населением и чрезвычайно изношенной инфраструктурой практически всего — тема отдельного исследования.
Мы же задались вопросом оснований для подобного изменения целевого назначения бюджетных средств. Долго искать не пришлось. В перечне достаточно свежих кабминовских документов числится, например, распоряжение №533-р от 25 июля 2012 года («О перераспределении некоторых расходов государственного бюджета, предусмотренных Министерству финансов на 2012 год, и внесении изменений в распоряжение КМУ от 21 марта 2012 г. №177»).
В первом же пункте оного документа говорится о перераспределении 327,821 млн. грн. в пользу программы 3511090 «Государственные капитальные расходы, распределяющиеся Кабинетом Министров Украины», за счет программы 3511030 «Резервный фонд».
Единственное условие — согласование такого перераспределения с комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета.
Ранее аналогичное перераспределение, но на значительно более внушительную сумму — 532,820 млн. грн., было утверждено распоряжением Кабмина №464-р от 25 июня 2012 года. Еще в общей сложности 55 млн. грн. были перераспределены двумя майскими распоряжениями (№299-р от 17.05.2012 г. и №338-р от 28.05.2012 г.).
Крупнейшими реципиентами последних июльских правительственных щедрот стали центральный и юго-восточный регионы Украины. Наибольшие суммы
получат Днепропетровская (плюс 76,8 млн. грн.), Черниговская (+58 млн.), Донецкая (+50 млн.), Запорожская (+36 млн.), Николаевская (+32 млн.), Сумская (+26 млн.), Харьковская (+25,5 млн.), Луганская (+20 млн.), Черкасская (+ 20 млн. грн.) облгосадминистрации.
Из явно обделенных вниманием западных областей выделяется только Волынь — тамошняя администрация получила более 40 млн. грн. Однако эти средства в основном пойдут на приобретение аниографа для центра кардиоваскулярной патологии и тромболизиса (17 млн.), а также магнито-ядерного томографа для областной клинической больницы (18 млн.). Остальное (5,3 млн.) — на осуществление противопаводковых мероприятий.
Львиная же доля инъекций по всем облагодетельствованным областям предназначена «для строительства, реконструкции, ремонта и содержания улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах», «капитального ремонта внутриквартальных проездов», достройки и ремонта школ и домов культуры, больниц. Ну и еще, как и в волынском примере, — для закупки медицинского оборудования.
Понятное дело, что долгие годы ждавшие подобных улучшений граждане (а нынче — избиратели) должны быть несказанно благодарны за это властям и их территориальным выдвиженцам.
Вот только фактически ручной кабминовский режим такого перераспределения оставляет тайной за семью печатями критерии выделения этих средств. Да и закон при этом, очевидно, нарушается тоже — ведь соответствующие решения принимались правительством без их утверждения в парламентском зале. Следует отметить, что согласно существующим законодательным процедурам, резервный фонд государственного бюджета формируется для осуществления непредвиденных расходов, которые не имеют постоянного характера и не могли быть предусмотрены при составлении проекта государственной сметы страны. Порядок использования средств из резервного фонда бюджета определяется Кабинетом министров Украины. Для этого существует специальный регламент, определяющийся Бюджетным кодексом, а также специальным кабминовским постановлением.
Вот, например, 21 августа поступило сообщение, что Кабмин выделил 14,854 млн. грн. для привлечения авиации и пожарно-спасательной техники на мероприятия по предотвращению возникновения и тушению пожаров в пожароопасных районах в 2012 году. При этом Минфину поручено осуществить расходы за счет средств резервного фонда госбюджета (кстати, остаток его средств в результате составит лишь немногим более 200 млн. грн.), а Министерству чрезвычайных ситуаций — согласовать с Минфином и Минэкономразвития перечень соответствующих расходов и до 30 ноября подать им, а также Государственной казначейской службе отчет об использовании выделенных средств.
Подобная процедура — в полной компетенции правительства. И резервный фонд, надо сказать, специально для этого и существует. Ведь при составлении госбюджета на очередной год действительно по объективным причинам невозможно предусмотреть и учесть все расходы, которые необходимо будет осуществить на продолжении следующего года. Это расходы, характеризующиеся двумя признаками:
— они не носят постоянного характера;
— не могли быть предусмотрены при составлении проекта бюджета.
Так, невозможно наперед предусмотреть стихийные бедствия, катастрофы, техногенные аварии и т.п. «чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера», ликвидация последствий которых может требовать значительных денежных расходов именно из государственной казны.
Однако к непредусмотренным не могут быть отнесены:
— мероприятия по обслуживанию и погашению государственного долга или долга органов местного самоуправления;
— дополнительные мероприятия, обеспечивающие выполнение бюджетной программы (функции), назначение на которую утверждено в бюджете;
— капитальный ремонт или реконструкция, кроме случаев, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
— приобретение жилья, кроме случаев отселения жителей из аварийных домов вследствие чрезвычайной ситуации;
— предоставление гуманитарной или другой помощи, кроме случаев, когда решение о предоставлении такой помощи принято Верховной Радой Украины, президентом Украины, Верховным Советом Автономной Республики Крым, соответствующим советом.
Утверждение парламентом требуется (см. комментарий эксперта) и при перераспределении средств резервного фонда на любые другие не входящие в вышеупомянутый перечень статьи госрасходов (особенно таких прогнозируемых и заранее планируемых, как государственные капитальные расходы).
Ссылка на согласование соответствующих изменений с бюджетным комитетом ВР здесь неприемлема. Эта процедура правомочна только в случае перераспределения бюджетных средств из одной статьи аналогичных затрат на другую одним и тем же их распорядителем (и Минфин в данном случае за такового не сойдет — речь в случае с резервным фондом идет об общегосударственных расходах). Например, тех же капитальных — с достройки школы на ремонт больницы и т.п. Но здесь ведь случай совсем другой! Да и «подушка безопасности» уже почти совсем сдулась…
Когда чиновники клеймят наших граждан за нежелание честно платить налоги — в этом, несомненно, есть рациональное зерно. Если требовать от власти честности, то начинать надо с себя. С другой стороны, тот факт, что рыба гниет с головы, тоже общеизвестен. Поэтому и государственным мужам, взывая к законопослушности и фискальной честности граждан, не мешало бы подавать пример открытости и прозрачности в принятии решений, на что заплаченные украинцами налоги потом тратятся.
Конечно, на фоне многочисленных многомиллиардных скандалов в сфере госзакупок нынешний пример может показаться «легкой чиновничьей шалостью». Да и деньги вроде бы тратятся на благие цели, улучшая в конечном итоге быт простых граждан. Вот только почему одни украинцы при этом оказываются в числе облагодетельствованных (или получивших своеобразную электоральную взятку) счастливчиков, а другие — могут продолжать ждать подобных жестов долгие годы? Честный и прозрачный ответ на этот вопрос у властей (впрочем, не только нынешних) вряд ли найдется.
Мнение эксперта
Игорь Уманский, бывший и.о. министра финансов
— В данном случае речь идет о нецелевом использовании средств Резервного фонда способом, не предусмотренным бюджетным законодательством. Безусловно, Кабмин должен был бы пойти предусмотренным законом путем, а именно — согласования подобных изменений в сессионном зале. Тем более что на последней внеочередной сессии Верховной Рады вносились изменения в закон о госбюджете, в частности о предоставлении госгарантий по двум «китайским» позициям на общую сумму около 55 млрд. грн., и эти изменения прошли. (Речь идет о предоставлении госгарантий на 3,656 млрд. долл. на реализацию финансируемых Госбанком развития КНР проектов по реконструкции, модернизации и т.д. шахт. А также 24,3 млрд. грн. — на проекты в сельском хозяйстве, в частности, как было указано в официальном релизе, на закупку китайских средств защиты растений, семян для сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственных орудий и другой сельхозпродукции в Украину и т.п.)
При рассмотрении этих бюджетных поправок правительство могло (и обязано было!) внести и соответствующие корректировки относительно Резервного фонда, если хотело перераспределить его средства на направления, которые не предусмотрены действующим бюджетным законом.
То есть если мы говорим о законном способе перенаправить эти средства на капитальные вложения, то это должно было быть сделано с разрешения Верховной Рады (ссылка на согласование с профильным бюджетным комитетом в данном случае не правомочна). Этого не сделали, и перераспределение этих денег исключительно решением Кабмина, без изменения закона о госбюджете, выглядит как превышение полномочий правительства, предоставленных ему Бюджетным кодексом.
Бюджетный кодекс, как и существующее специальное кабминовское постановление, очень четко регламентирует направления использования средств Резервного фонда. Эти документы определяют процедуру подачи заявок на использование соответствующих бюджетных денег, в том числе критерии того, что может финансироваться за счет этих средств госбюджета, а что — нет.
В данном случае речь идет о расходных статьях, которые точно могли быть предусмотрены на момент принятия закона о госбюджете или в ходе внесения поправок в него. Соответственно, деньги на эти цели и эти объекты перенаправлены быть не могут.
К сожалению, и вся программа государственных капвложений распределяется и перераспределяется в Киеве, а не местными органами власти. Там нет никакого четко установленного квотного критерия выделения средств, исходя, например, из доходов или численности населения претендующих на эти средства регионов, городов и т.п.
Поэтому сейчас правительство, скорее всего, исходя из каких-то предвыборных побуждений и аппетитов, было вынуждено чрезмерно спешить, приняв соответствующие решения о перенаправлении средств с нарушением бюджетного законодательства.
- Информация о материале
Страница 1469 из 2102
