Украина за 21 год создала систему власти, ее законодатели написали законы и унифицировали их по международным стандартам, однако за это время мы так и не стали государством, которым гордятся все его граждане. Украинцы не отучились от привычки плакаться и сетовать на свою судьбу, им так и не удалось выдавить из своей психологии «совок». Но на самом деле у нас не все так плохо, поскольку все познается в сравнении. «Комментарии» обратились к известным и уважаемым людям с одним вопросом: «Что ждет Украину еще через 21 год?». Мы получили интересные, а иногда и парадоксальные ответы.
Леонид Кравчук, первый президент Украины: «У нас не будет людей, чье физическое тело в Украине, а мысли – за ее пределами»
Я вижу ее, прежде всего, единым государством, единой нацией. У нас не будет людей, живущих в Украине только для того, чтобы зарабатывать здесь финансовые ресурсы, пользоваться украинской землей, но при этом не любить эту землю. Сейчас у таких людей физическое тело находится в Украине, но голова и мысли - за ее пределами.
Я вижу Украину такой, какой я ее хотел ее видеть в 1991 году. И когда я стоял на трибуне Верховной Рады 24 августа 1991 года во время принятия Акт о Независимости, и когда подписывал Беловежское соглашение, я видел Украину иной, чем сейчас. Через 21 год Украина будет демократическим государством, которое примет и духовные, и правовые, и экономические, и политические принципы организации жизни по нормам, установленным в цивилизованном мире. Я вижу ее, прежде всего, единым государством, единой нацией. У нас не будет людей, живущих в Украине только для того, чтобы зарабатывать здесь финансовые ресурсы, пользоваться украинской землей, но при этом не любить эту землю. Сейчас у таких людей физическое тело находится в Украине, но голова и мысли - за ее пределами. У одних в Европе, у других – в России.
Ярким подтверждением моих слов является состав парламента, его работа, а также выполнением им своего основного конституционного задания – принятия законов. Это происходит на наших глазах, где как в капле воды отражается сегодняшняя Украина. Какой бы вопрос вы бы не взяли – выборы, язык, Черноморский флот, газ, Европа, уголовные кодексы – все это находится очень далеко от моей мечты. Но я верю, что все это изменится. Я верю, что украинцы будут исповедовать известный гуманистический принцип Тараса Шевченко «І чужому научайтесь й свого не цурайтесь». Видите, когда Тарас Григорьевич жил, а мечтал именно о такой стране. Я вижу Украину молодой. Люди будут жить в среднем до 80 лет. Семьи будут рожать не менее пяти детей. Дети будут здоровыми. Будем уважать женщин, матерей. Будем верить в Бога, будем жить нормальной человеческой жизнью: любить, наслаждаться жизнью и быть здоровыми.
Левко Лукьяненко, диссидент, автор Акта о независимости Украины: «Украина покажет Европе новый моральный пример жизни»
По моему мнению, еще две-три избирательные кампании, и новая генерация политиков вытеснит старую генерацию. Уже 21 год нами руководят люди, воспитанные в антиукраинском духе. Все это время они грабят Украину, уничтожая ее. Еще лет 10-15 и на арену выйдет новое поколение политиков. Они будут иметь хорошее образование и определенный политический опыт. И тогда начнется настоящий период национального возрождения – языка и культуры. Они будут знать, куда идти. Почему так долго? Если взять евреев, то они из Египта выходили сорок лет, пока не умерло старое поколение. У нас заторможен процесс возврата украинцев к собственной культуре, родному языку.
Но через 21 год Украина будет высокоразвитым, сильным, культурным, европейским государством. Если верить Нострадамусу, то Украина должна дать Европе новый толчок. И это может произойти, поскольку сейчас Европа морально разлагается – однополые браки, разврат и прочие гадости. Украинцы менее испорчены. Поэтому Украине будет легче вернуться к нормальной человеческой морали. И возможно, что в этом плане Украина покажет новый пример жизни Европе.
Блаженнейший Любомир Гузар: «Руководящие должности должны занять люди, для которых человек представляет неповторимую ценность»
Когда в 1990 году я впервые посетил свой родной Львов после 46-летнего отсутствия, и прошелся центральным улицам города, меня очень удивили и огорчили лица львовян. Большинство людей шли с поникшей головой, с каким-то угнетенным выражением, никто не улыбался. Я почувствовал, что это не тот город, каким я его помнил с детства. Из года в год это ощущение усиливалось, жизнь шла каким-то другим чередом. И чем дальше, тем хуже. Мои соседи, мои новые знакомые мне говорили: «Вы ничего не понимаете, потому что вы здесь не были, а мы продолжаем жить по советским образцам». Действительно, многие проявления общественной жизни были отличными от тех, которые я переживал в других обстоятельствах, и главным образом это касалось взаимоотношений между людьми. Между ними не было контакта. Это очень ярко выражалось в отсутствии свойственного общения между политиками, чиновниками, бизнесменами, представителями правоохранительных органов или просто богатыми людьми. Наиболее поразительным для меня было и все еще остается отношение к отдельным людям - выглядит, что отдельная личность не представляет собой никакой ценности. Это очень отличалось от моих впечатлений, полученных в Западной Европе, Северной и Южной Америке. Да, мы все еще переживаем советские времена.
Вы мне задали вопрос, как будет выглядеть жизнь в Украине через 21 год. Ситуация должна измениться, но как? С одной стороны должна закончиться советская ментальность, а это значит, что должны отойти от ответственных постов люди, на ней воспитанные. А с другой стороны руководящие должности должны занять люди, для которых человек представляет неповторимую ценность, люди воспитанные на этических и моральных принципах.
Владимир Горбулин, политик и ученый, советник президента Леонида Кучмы:«При разумном управлении и при определенном изменении менталитета мы должны выйти на высокий уровень демократического развития»
Я верю, что Украина будет занимать достойное место и в Европе, и в мире. Для этого у нее есть все предпосылки. При разумном управлении, которое постепенно появится и будет формироваться в стране, при определенном изменении менталитета, который давит нашу экономику и политику по определенным вопросам, мы должны выйти на высокий уровень демократического развития. И тогда мы будем занимать достойное место. Я в это верю.
Богдан Гаврилишин, экономист и общественный деятель, советник нескольких президентов Украины, член Римского клуба: «Трансформации в Украине начнутся раньше, чем через 21 год»
Через 21 год Украина станет нормальной страной. В ней будет определенный уровень благосостояния для всего населения. Это будет страна социальной справедливости. В ней будет развита система здравоохранения. Думаю, трансформации в Украине начнутся раньше, чем через 21 год.
Игорь Митюков, экономист, вице-премьер-министр и министр финансов в нескольких правительствах: «Украина будет ведущим игроком на мировых рынках в своей традиционной продукции»
Я думаю, что через 21 год Украина будет ведущим игроком на мировых рынках в своей традиционной продукции. Прежде всего – в горно-металлургической промышленности и агросекторе. И мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы повысить эффективность в этих секторах. Но вместе с тем я думаю, что в ближайшие два десятилетия за счет привлечения финансовых ресурсов в стране должны появиться новые сектора, потенциал которых в нашей стране либо еще не окончательно раскрыт, либо не раскрыт вообще. Это все, что связано с транзитной ролью Украины и научно-техническим потенциалом.
Владимир Лановой, народный депутат, член нескольких правительств: «Через 21 год это будет страна, построенная не на металле, не на угле, не на поту и смертях шахтеров»
Пока все идет к тому, что страна теряет свое положение в мире, происходит депопуляция населения, идет расслоение по имущественному состоянию, творческая инициативная молодежь выезжает за границу. То, что сегодня происходит, не обещает благоприятных перспектив. Нам всем нужно очень серьезно пересмотреть свое отношение к нашей стране, к своим сегодняшним ценностям. В общем-то – перестроить порядок в стране. Я так пессимистически настроен, потому что в 1990 году нам отводили первое место среди стран Центральной и Восточной Европы по экономическому уровню, по социально-экономическим перспективам, по уровню образования, по производительности наших предприятий. К сожалению, мы не оправдали этих надежд и находимся в самом конце такого перечня, если не считать Беларусь. Однако я надеюсь, что мы переживем еще один очень серьезный стресс в стране и выйдем к каким-то новым целям. Мои надежды связаны с новым поколением, с новыми идеалами патриотической молодежи, с новыми знаниями, которые она с собой принесет. Потому что то, что у нас было и есть в политике – это абсолютное невежество. Они не знают о чем говорить с мировой общественностью, на каком языке – я имею в виду содержательный характер отношений. Через 21 год это будет страна, построенная не на металле, не на угле, не на поту и смертях шахтеров. Это будет совершенно другая экономика и совершенно другие города.
Богдан Бенюк, актер театра и кино: «Люди наши и изменят эту страну к лучшему, потому что если бы не наш народ, то и страны этой не существовало»
Я верю, что наше государство будет существовать в центре Европы, и это самое главное. И оно будет действительно украинской независимым государством. И территориально оно останется целостным. Мы с некоторым опозданием принимаем всю информации о событиях, которые вокруг нас происходят. Мы чуть-чуть древние люди, но все равно украинский разум и те вещи, которые нам приписывают - хотя сомневаюсь, что они у нас существуют - мудрость, толерантность, наивность, вера в будущее - все же победят. Думаю, люди наши и изменят эту страну к лучшему, потому что если бы не наш народ, то, пожалуй, и страны этой не существовало. А если мы говорим о том, что через 21 год она будет, значит, народ будет умнее, он ее удержит.
Андрей Шевченко, футболист, обладатель «Золотого мяча»: «Через 21 год люди будут гордиться, что они Украинцы»
Через 21 год я вижу Украину экономически сильной страной, в которой люди будут гордиться, что они Украинцы. И я буду делать все, чтобы осуществить эту мечту.
Анатолий Заяев, заслуженный тренер Украины, тренер «Таврии» - первого чемпиона независимой Украины по футболу: «Для успеха надо развивать детско-юношеский спорт, строить площадки, проводить турниры. Тогда в будущем мы будем гордиться нашими детьми»
Если говорить о развитии страны, то можно посмотреть на то, чего мы добились благодаря Евро-2012. Согласитесь, страна изменилась, она стала уже немножко другой. В Украине появились великолепные стадионы, причем не только в принимающих городах. В дальнейшем инфраструктуру Евро-2012 можно успешно использовать, она будет служить во благо страны. Считаю, что стране стоит побороться за право провести зимнюю Олимпиаду. Я хорошо помню Олимпийские игры 1980 года. Ведь именно тогда вокруг Симферополя, Севастополя появились хорошие объездные дороги, которые позволили сделать путешествие более комфортным. Поэтому Украине надо проводить побольше разных спортивных мероприятий.
Хотел бы, чтобы через 21 год люди у нас имели возможность, как говорят, построить дом, вырастить достойных детей, которые бы потом приносили славу стране. Хотелось бы, чтобы через 21 год все наши чемпионаты по разным видам спорта, а не только футбольная Премьер-лига, были интересными, популярными. Тогда не будет вопросов о том, куда и правильно ли мы двигаемся. Для успеха надо развивать детско-юношеский спорт, строить площадки, спортивные школы, проводить турниры. Тогда в будущем мы будем гордиться нашими детьми и сильными спортсменами. А к Олегу Блохину, дай Бог ему здоровья руководить сборной еще 21 год, в команду стояла бы очередь сильных отечественных игроков.
Василий Вирастюк, стронгмен, заслуженный мастер спорта Украины и телеведущий: «Пока все решают «понятия» и деньги справедливости и нормальной жизни в Украине не будет»
Я не экстрасенс, чтобы прогнозировать будущее Украины, это сложно. Могу только пожелать, чтобы все было хорошо, хочется верить в это. Очевидно, для успеха страны необходима сильная экономика и правовая система. Тогда все украинцы будут гордиться своей страной, нацией. Это произойдет в том случае, если люди будут доверять власти, милиции, судам. Человек должен иметь право на защиту. Обратиться в правоохранительные органы и отстоять свою позицию. Пока же все решают «понятия» и деньги справедливости и нормальной жизни в Украине не будет.
Сергей Жадан, поэт и писатель: «Не уверен, что через 21 год будет существовать такая страна. Так же как остальные страны»
- Какой тебе видится Украина сейчас и через 21 год? Может, наконец, пройдут те 40 лет Моисея и мы, наконец, выползем из пустыни?
- Не уверен, что через 21 год будет существовать такая страна. Так же как остальные страны.
- Считаешь, индейцы правы и все закончится в этом году?
- Да нет, у нас же выборы президента через два года.
- То есть до новых президентских выборов никакого конца света?
- Это никому не выгодно.
- Или все-таки экономический коллапс мирового фондового рынка принесет полную анархию и разрушение государств как институтов?
- Как вариант. Или наоборот - мировой капитал все унифицирует.
- То есть через 21 год будет один большой мировой мегахолдинг?
- Скорее всего.
- Или несколько мегахолдингов? И один международный сленг на всех для обмена информацией?
- Да, британский вариант китайского.
- Или через 21 год все будет унифицировано, стандартизировано и инвентаризовано?
- Большинство именно это и устраивает.
- А как же личности, как же индивидуалисты?
- Они останутся, просто будут стоить дороже.
- Будет ли в этом мире какое-то место для аутентичного?
- На фестивалях аутентичного искусства.
- То есть, упоминания об Украине, украинской культуре и языке будут только на этно-фестивалях в некоем буффонадно-шароварном стиле на потеху публике?
- Как и сегодня.
- Может, все же будут существовать какие-то украинские гетто? Где-то в Карпатах или в Канаде?
- В Канаде - бесспорно.
- Будет ли в этом мире место для революций?
- Бесспорно. Нервная система капитала базируется на революциях.