Главная
Мажоритарка. Десять лет спустя
Каждый кандидат в депутаты равен перед законом одинаково, а не равен — по-своему. С одной стороны, у всех кандидатов в депутаты есть ряд объединяющих признаков. Все 3109 претендентов на 225 мандатов — граждане Украины (что, впрочем, не исключает возможности наличия и иных паспортов). Никто из них не имеет судимости (во всяком случае, непогашенной). И все без исключения 389 женщин и 2720 мужчин, которые стремятся стать главными законодателями страны, в течение последних пяти лет жили в Украине. Но с другой стороны, каждый из тех, кто рискнул вступить в бой за право давить на кнопку под куполом, идет к победе своим личным путем.
Внимательное изучение, на первый взгляд безумно нудных данных Центризбиркома о кандидатах по мажоритарным округам, дает возможность получить весьма познавательную картину. Позволяет, так сказать, заглянуть, не вставая с кресла, за кулисы предвыборных интриг. А заодно оценить реальный уровень цивилизованности Украины.
Уровень, увы, низок. Исследуя предвыборное мажоритарное поле, нельзя не признать, что за десять лет, прошедших с момента последних выборов по смешанной системе, Украина вперед не продвинулась. Более того — если цинизм не считать благодетелью, то даже регрессировала. Изучение материалов ЦИК создает впечатление, что страна, в которой нынче проходят выборы, либо только готовится обрести независимость, либо обрела ее пару недель назад.
Во-первых. Опыт парламентских демократий четко указывает, что наиболее качественные парламентарии получаются, в основном, из юристов, экономистов, управленцев, руководителей крупных профсоюзов. Словом, всех тех, кого среди кандидатов в украинский парламент до неприличия мало. Ну, нельзя на 22-м году существования (пусть и постсоветского) государства по-прежнему отталкиваться от старого ленинского тезиса о том, что страной может (и должна мочь) управлять любая кухарка. Ведь для опровержения этой сентенции потребовалось 70 непростых лет. Так что — вперед в прошлое? Если занести список кандидатов в Мавзолей, думается, Ильич от радости поднялся бы из гроба.
Впрочем, судите сами: в парламент навострились слесари, шахтеры, егеря, таможенники, гаишники, судебные исполнители, водолазы, водители, фельдшеры, секретарши, охранники, маклеры. Особенно внимательными рекомендуется быть жителям тех городов, чьи мэры тоже решили побороться за депутатский мандат: с чего бы это им вздумалось бросать своих горожан, за чьи любовь и признание они еще не так давно были готовы рвануть последнюю рубаху? У вас не возникает дополнительной уверенности в завтрашнем дне, когда вы узнаете, что в Раду очень хочет беспартийная девушка-бармен 1988 года рождения? А 293 безработных? Это что, ярмарка невест или женихов?
Создается впечатление, что частью народонаселения овладел массовый психоз. Потому что качественный состав кандидатского корпуса говорит о чем угодно, только не о плановых выборах парламента в цивилизованном государстве.
Во-вторых. Про массовый психоз — это только кажется. Ветераны циковских бдений всех кандидатов делят на три группы. Первая — это фавориты — те, кто имеет реальные шансы бороться за победу. Их имена в подавляющем большинстве округов известны были еще до старта кампании. Вторая группа — это донкихоты; амбициозные, начинающие политики, решившие «засветиться» на старте политического взлета; и «городские сумасшедшие» (но не настолько, чтобы не найти денег на залог). И, наконец, третья группа, самая многочисленная, — технические кандидаты. Эти люди ни в какие депутаты не собираются. Они просто либо за мзду, либо по велению партии, либо по распоряжению всерьез баллотирующегося руководства отдали свои паспортные данные для оформления кандидатства в ЦИКе. В подавляющем большинстве случаев именно этим обстоятельством объясняются и экзотические для парламентариев профессии, и огромное количество «парашютистов» — кандидатов, не имеющих никакого отношения к округу в котором они зарегистрированы. Вот один из ярких примеров о которых писал ZN.UA. По 29 округу в Киевской области идет представитель НАК «Нафтогаз» С.Кацуба. Его отец является главой районной госадминистрации г.Дергачи, Харьковской области. Может быть, поэтому среди кандидатов по 29 округу зарегистрированы три уроженца этого славного города плюс один житель соседнего города Лозовая? Включая, скажем, двух безработных, беспартийных граждан 1983 и 1988 г.р. соответственно. Причем один из них выдвинут аграрной партией, а второй — партией с весьма показательным названием — «Справедливая Украина».
Для чего нужны технические кандидаты? Для увеличения шансов при формировании участковых комиссий в пользу того или иного кандидата, а зачастую той или иной партии. 21 сентября окружные комиссии проведут жеребьевку, в ходе которой определят — чьи кандидаты сформируют ту или иную участковую избирательную комиссию. И чем больше будет зарегистрировано «своих» кандидатов, тем больше своих членов комиссий и наблюдателей получит реальный кандидат в депутаты.
Разумеется, и десять лет назад технология технических кандидатов в Украине использовалась. Однако количество их, по словам ветеранов политических боев, было гораздо меньше. Разумеется, и в 2002-м к парламенту не относились как к храму законодательства. Но мечеными картами на его ступеньках играло существенно меньше людей.
В-третьих. Анализ кандидатов показывает, что почти половина из них является... беспартийными. А именно 1453 человека! Не надо их путать с самовыдвиженцами, ибо у многих из самовыдвиженцев в кармане лежит партийный билет. 1453 человека не нашли себе политическое товарищество по вкусу? Не захотели участвовать в борьбе за выживание в жесткой среде местных партийных царьков? У каждого свой ответ. Однако будем помнить, что 1656 партийных кандидатов в депутаты по округам на самом деле представляют не только проходные пять-шесть партий, а десятки технических обслуживающих партий-сателлитов. А это означает, что нынешние партии-лидеры с большой натяжкой могут претендовать на репрезентативность общественных настроений.
Вот так и живем. Со считанными юристами и экономистами и с 1,5 тысячами беспартийных кандидатов. Как будто не было 21 года госстроительства. Не принимались пакеты законов. Не формировались (пусть и не в самом лучшем виде) государственные институты. Не работали несколько созывов парламента. Понятно, что все эти десять лет власть делала все для того, чтобы народ при упоминании о парламенте пробивала коллективная судорога. А слово «депутат» ассоциировалось с чем угодно, только не с нанятым на пять лет гражданином, главной задачей которого является создание законов, призванных постоянно улучшать жизнь населения страны.
В-четвертых. Нынешний кандидатский корпус от своего собрата десятилетней давности количественно почти не отличается. Разница пустяковая — 25 душ. Иное дело — качественный состав. Одно из наиболее ярких отличий — вопиющий гендерный дисбаланс. Т.е. соотношение представителей мужского и женского пола.
И в 2002 году число кандидаток в депутаты — 456 — никак не соответствовало европейским устремлениям народа и декларациям властей. Но тогда, помнится, говорилось, мол, Украина страна молодая, ошибки будут учтены, и к следующим выборам все станет тип-топ. Или, как любят говорить некоторые депутаты-мужчины, чики-пики.
Но, увы. Украина не стала ни Швецией, где в парламенте, как известно, превалируют дамы, ни, скажем, Норвегией. Украинский матриархат продолжает оставаться теневым, как экономика. На берегах Днепра по-прежнему в чести странный праздник имени Восьмого марта. И, кто знает, может быть, и поэтому на выборах-2012 зарегистрировано аккурат на 67 женщин меньше, чем 10 лет назад. Т.е. 389 женщин на 2720 мужчин.
И, конечно же, нельзя не обратить внимание на закрепившуюся традицию родственно-обслуживающей кандидатской массы — секретарши, охранники, водители по прежнему гнездятся в списках, главным образом, Партии регионов. Но крепят заложенную традицию и родственники — сестры, братья, отцы и дети. Звание депутата все больше становится наследным. Но почему-то, чем больше в нем наследственности, тем меньше в нем дворянства.
В-пятых. Впрочем, если партийные бонзы имеют абсолютное влияние на состав кандидатов в списке, то моду в округах диктуют главным образом избиратели. Можно долго спорить — это такое убогое предложение породило изувеченный электоральный спрос, либо меркантильный электоральный спрос породил соответствующее предложение? Однако появление среди 3 тыс. кандидатов 1082 разнокалиберных бизнесмена произошло неспроста. По своему статусу и предназначению депутат, избранный от округа, ничем не отличается от депутата, избранного по партийному списку. Однако если к списку часть граждан еще предъявляет политические требования, то идеальный мажоритарщик для очень многих избирателей — это Рокфеллер в кресле начальника жэка.
Согласно результатам опроса, для жителей Голосеевского района столицы наиболее острой местной проблемой является «проблема уборки территории и вывоза мусора» — ее назвали 29,0% респондентов. Второй по актуальности местной проблемой для жителей округа являются «плохие дороги» (отметили 21,2% опрошенных). Третье место по упоминаемости среди респондентов заняла «проблема плохого состояния домов, подъездов, придомовых территорий» (16,6%).
«Проблема плохого состояния или отсутствия детских садов и детских площадок» (12,5%), «проблемы, связанные с бездомными и домашними животными» (8,0%), «проблемы водоснабжения и качества воды» (7,4%), «проблемы транспортного обслуживания (в т. ч. строительства метро)» (6,6%), «проблемы, касающиеся торговли» (5,7%), «проблемы с освещением улиц» (5,2%).
Избиратели требуют от мажоритарщиков вложений, и поэтому каждый третий кандидат из 3109, а именно представляющий бизнес, является в большинстве округов наиболее конкурентоспособным.
Что ж, в оправдание любой депутат расскажет о тяжелом историческом прошлом, отсутствии традиций и медленном подтягивании общества к цивилизационным стандартам: «Вот дайте мне еще лет десять, и вы просто не узнаете страну…». И депутата вполне можно понять. Для чего в сессионный день достаточно пройти мимо Верховной Рады, дабы полюбоваться на выставку последних достижений немецкого и японского автопрома. Или заглянуть в холл гостиницы «Киев», где квартируют народные избранники. Там прямо напротив входа стоят два прилавка с ювелирным добром. Где среди колец и серег затесались и депутатские значки. Один — для местных советов, второй — для парламента. Стоит это счастье 6400 гривен. «Два вида золота плюс эмаль, — расскажет вам милая продавщица, — новые депутаты берут очень хорошо…».
Так что конкурс 13,8 человека на одно кресло вполне объясним. Только почему-то раньше в этом конкурсе зачастую побеждали те, кому такая цацка на лацкан была ни к чему. А теперь таковые попадают в меньшинство.
И, наконец, в-шестых. Не нужно быть большим специалистом, чтобы глядя на предвыборную карту Украины, оценить и понять разницу между дрессурой и демократией (или же вольницей, кому что ближе). Сравните, скажем, количество кандидатов в Донецкой и Киевской областях. Понятно, что 48 человек на один округ — это перебор. Но четыре кандидата — это даже не секвестр... Да еще и заточенных под конкретного претендента. В целом по Донецкой области, насчитывающей 21 округ, самовыдвиженцами зарегистрировались 40 человек. Во Львовской же, насчитывающей 12 округов, самовыдвиженцев 70. Зачем так пугать админресурсом в день выборов, когда он уже использован по полной программе?
Понятно, что на этих выборах решить все проблемы уже не удастся. Но до выборов остается еще больше месяца. А сорока дней более чем достаточно, чтобы хотя бы увеличить в разы посещаемость сайта Центральной избирательной комиссии Украины…
Подробнее — смотрите карту.
- Информация о материале
Не ищите дураков. Почему власти пора перестать считать избирателей серой массой
За два последних месяца предвыборная кампания из подковёрной борьбы превратилась в масштабное реалити-шоу. По законам жанра в нём всего в избытке: есть многомиллионный бюджет, приглашённые звёзды мирового масштаба, динамичные сцены ожесточённых драк в Верховной Раде, голодающие на холодном граните и, конечно, внушительная аудитория, равная числу граждан страны. В обмен на зрелищное действо политики надеются добавить процентов к своему рейтингу, а в перспективе — получить победу на парламентских выборах. И зря. Недавние соцопросы доказывают: рассчитанные на дурака примитивные предвыборные трюки больше не работают и сводят все усилия оппозиции, власти и идущих по их стопам новичков к нулю.
Привычка делать из предвыборной кампании то ли праздник, то ли шоу в Украине укоренилась в 2004 году. Мозгами и руками опытных политтехнологов холодный и грязный Майдан, покрытый утоптанным тысячами ног слоем серого снега, стал триумфом оранжевого цвета. Правильные песни «Океана Эльзы» и яркая символика и тогда сделали важное дело: даже далеко от Крещатика, в маршрутках спальных районов по оранжевым лентам было понятно, что митингующих на самом деле «багато» и их «не подолати». Посильную лепту в дело революции внесли и звёзды: Руслана, Виталий Кличко и Святослав Вакарчук очень убедительно объясняли, почему они сами пришли на главную площадь страны и ради чего здесь нужно стоять всем остальным. Их слушали и слушались.
Успешный опыт восьмилетней давности нынешняя власть, которая от революции пострадала больше всего, конечно, не забыла, но интерпретировала по-своему, превратив его в триумф формы над содержанием. В начале июля, проголосовав за языковой закон, ПР попыталась разбудить в своих избирателях подзабытое чувство единства угнетённого «оранжевыми» востока, а затем ступила на проторенный путь: запустила серию концертов с приглашёнными российскими звёздами, включая Иосифа Кобзона, и отдала второе место в списке народной во всех значениях певице Таисии Повалий.
Ещё дальше пошла экс-бютовка Наталья Королевская. Её главная ставка — даже не сын легендарного актёра Богдана Ступки Остап, а герой Евро-2012, второй номер «Украины — Вперёд!» Андрей Шевченко. Забыв о главном — своей предвыборной программе, на волне народной любви к Шеве бывшая соратница Тимошенко увешала билбордами с их совместным фото полстраны. А чтобы создать эффект абсолютного присутствия редко бывающего на родине новоиспечённого политика, в соцсетях пресс-служба партии запустила фотопроект — Шева и Наталья в опере, поле, забое.
Вся эта кампания с далёким от политики футболистом-пенсионером, поющим вторым номером регионалов и агитирующим за Королевскую Ступкой — даже не реалити-шоу, а театр абсурда. Но вкладывая в дорогостоящую постановку миллионы, её заказчики были уверены: народ «схавает» и проголосует за своих медийных любимцев. Они просчитались. Согласно данным совместного опроса Центра Разумкова и Фонда «Демократические инициативы» за два месяца (с 6 июня по 15 августа) рейтинг партии Королевской упал на 0,6 процентных пункта до 4% (процент от тех, кто примет участие в выборах). Практически не изменился, с учётом статистической погрешности, и рейтинг ПР: 28,1% в начале августа против 27,6% в начале июня. На одной отметке — 25,6% застыла и сделавшая ставку на единственный лозунг о борьбе с преступной властью ВО «Батьківщина». Почему? Потому что уроки Майдана те, кто на нём никогда не стоял или стоял по ту сторону сцены, усвоить не могли. Песни, оранжевые ленточки и уважаемые миллионами личности хороши при наличии у политиков правильных и понятных идей, которых ни у Шевченко, ни у Повалий нет.
В промежуточной борьбе неуверенную, но всё-таки победу одержали коммунисты, рейтинг которых за два месяца вырос на 1,1 процентный пункт, и партия Кличко «УДАР» — 11,5% в начале августа против 9,7% в июне. Секрет их успеха прост: коммунисты очень доступно, ориентируясь на свой немолодой электорат, со своих билбордов объяснили, чем плоха нынешняя власть. А Кличко, как и Ющенко в 2004 году, получил крупный кредит доверия от тех, кого примитивные политические технологии остальных партий откровенно оскорбили. И если коммунисты практически достигли своего рейтингового потолка в 9–10%, то молодому во всех отношениях «УДАРу» есть куда расти. И для этого Кличко не нужны звёзды, концерты и бесплатные бои во всех областных центрах. Нужно просто понять, что дураков в стране не осталось, и побороться за 14–15% голосов неопределившихся вполне вменяемых соотечественников.
- Информация о материале
Нотариат в Украине: очередная перезагрузка
Учитывая значение нотариальной деятельности в построении правового государства, защите законных прав и интересов украинцев, а также в поддержку инициативы Министерства юстиции Украины и Украинской нотариальной палаты два года назад главой государства был подписан Указ «О Дне нотариата» №211/2010. Согласно этому документу, в Украине был установлен профессиональный праздник – День нотариата, который ежегодно отмечают второго сентября. Следует отметить, что нотариат сегодня находится на пороге изменений. В мае с. г. Кабинет министров подал в Верховную Раду законопроект о внесении изменений в Закон «О нотариате» (относительно государственного регулирования нотариальной деятельности) (р. №10364), а 5 июня 2012 г. он уже был принят парламентом в первом чтении.
Нотариат – не бизнес
Законопроект №10364 разработан с целью последующего реформирования нотариата Украины, совершенствования механизма допуска граждан к нотариальной деятельности, а также улучшения доступа граждан к нотариальным услугам. Документом предусмотрен более требовательный и взвешенный подход к организационно-правовым принципам деятельности нотариусов, расширен круг правовых оснований для привлечения их к ответственности при невыполнении или неподобающем выполнении своих профессиональных обязанностей.
Важнейшими задачами регулирования нотариальной деятельности являются предотвращение ее «монополизации» и использования нотариата как одного из видов бизнеса, препятствование развитию ряда негативных тенденций, которые нарушают принципы независимости и непредубежденности нотариуса, его организационной и экономической самостоятельности. Кроме того, для стимулирования повышения нотариусами уровня своей профессиональной квалификации и предотвращения обоснованных жалоб на действии нотариусов законопроектом установлены дополнительные основания приостановления и прекращения частной нотариальной деятельности.
Согласно документу, проверка организации нотариальной деятельности в Украине, соблюдения ими порядка совершения нотариальных действий и выполнения правил нотариального делопроизводства возлагается на органы Министерства юстиции.
А в чем отличия?
По сравнению с действующей в Украине системой нотариата, законопроектом №10364 предложены значительные и радикальные нововведения. В частности, в документе закреплены дополнительные основания для осуществления государственного контроля в сфере регулирования нотариальной деятельности. Так, дополнены положения о статусе нотариуса и помощника нотариуса и допуске их к профессии, о порядке допуска граждан к осуществлению нотариальной деятельности и приостановления или прекращения частной нотариальной деятельности, об осуществлении контроля за порядком совершения нотариальных действий, о специальных требованиях к поведению нотариусов, а также об определении размеров и порядке взимания нотариусами платы за совершения нотариальных действий.
Немаловажно также, что законопроект №10364 предусматривает необходимость провести сокращение перечня нотариальных действий. Так, предлагается исключить из этого перечня следующие действия, которые утратили свою актуальность в связи с установлением иного порядка урегулирования указанных гражданско-правовых отношений: снятие запрета на отчуждение недвижимого имущества (имущественных прав на недвижимое имущество), подлежащего государственной регистрации; наложение и снятие запрета на отчуждение транспортных средств, которые подлежат госрегистрации; выдача свидетельств на основании совместного заявления супругов на долю в общем имуществе супругов, приобретенном ими за время брака; удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии; принятие чеков для предъявления к платежу и удостоверение неоплаты чеков.
Также предлагается закрепить статус нотариуса как публичного официального лица и создать профессиональную самоуправляемую организацию нотариусов – Нотариальную палату Украины, которая будет защищать права и интересы нотариусов и представлять их профессиональные интересы, в частности, в государственных органах. Наряду с этим Нотариальная палата будет осуществлять защиту интересов физических и юридических лиц при причинении им вреда вследствие незаконных действий или небрежности нотариуса.
Среди прочего, предлагается ввести новый прозрачный порядок подготовки лиц к нотариальной деятельности и допуска к этой деятельности, который будет отвечать требованиям ст. 43 Конституции Украины и международно-правовым актам по правам человека и обеспечивать реальную возможность реализации этого права гражданами Украины.
Необходима доработка
Однако, по мнению специалистов Главного научно-экспертного управления ВР, законопроект №10364 хоть и содержит ряд прогрессивных и необходимых сегодня положений, в некоторых частях требует доработки. Так, в ч. 1 ст. 2 документа одной из форм государственного регулирования нотариальной деятельности определено установление размера и порядка нотариального сбора. Однако далее в проекте эти вопросы не рассматриваются. Специалисты считают, что нужно либо прописать этот вопрос в проекте более подробно, либо вообще изъять упоминание об «установлении размера и порядка уплаты нотариального сбора».
Также, по мнению экспертов, ч. 5 ст. 3 документа, в которой определяются вопросы ведения и хранения регистрационного дела частного нотариуса, целесообразнее перенести в ст. 24, поскольку именно в этой статье сосредоточены вопросы регистрации частной нотариальной деятельности. Кроме того, в связи с тем, что нотариусы, согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», признаны субъектами ответственности за коррупционные правонарушения, эксперты предлагают дополнить обязанности нотариуса соблюдением требований соответствующего законодательства.
Специалисты ГНЭУ не поддерживают внесение предложенных проектом №10364 изменений в ст. 11 Закона Украины «О нотариате». В частности, речь идет об отказе в выдаче свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью. Согласно действующей норме, такой отказ может быть обжалован в суде в месячный срок со дня его получения. Законодатели предлагают исключить слова «в месячный срок со дня его получения». По мнению экспертов, в случае принятия таких нововведений станет непонятно, в какой именно срок может быть обжалован отказ в выдаче свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью.
Документом предлагается также внедрить аннулирование свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью за нарушение правил профессиональной этики. Специалисты ГНЭУ предлагают определить в проекте, кто именно должен устанавливать эти правила, а также согласовать это положение с изменениями, которые вносятся в ст. 5 законопроекта №10364, согласно которым на нотариусов возлагается обязанность придерживаться «специальных требований к поведению нотариусов, установленных законодательством».
По мнению экспертов, установленные в ч. 2 ст. 13 ограничения относительно занятия помощником нотариуса другими видами деятельности должны быть согласованы с установленными в ч. 4 новой редакции ст. 3 законопроекта №10364 соответствующими ограничениями относительно деятельности нотариуса. Кроме этого, непонятным является предписание, по содержанию которого частные нотариусы и их помощники могут заниматься преподавательской, научной и творческой деятельностью лишь «в свободное от работы время».
Согласно ч. 6 ст. 13, отбор кандидатур и принятие на работу помощника нотариуса является исключительным правом нотариуса. Однако нотариусы, которые работают в составе государственных нотариальных контор и государственного нотариального архива, не имеют права принимать кого-то на работу. В связи с этим в эти нормы также следует внести необходимые уточнения.
Впрочем, несмотря на недостатки законопроекта, по мнению его авторов, главные последствия его принятия будут заключаться в установлении гарантий реализации права гражданина на занятие нотариальной деятельностью. Кроме того, будут урегулированы на законодательном уровне правоотношения государство – нотариус; лицо (физическое, юридическое) – нотариус; нотариус – органы самоуправления нотариусов. Принятие данного документа будет способствовать правовому обеспечению организационных условий для присоединения Украины к Международному союзу латинского нотариата и развитию международного сотрудничества. А если учесть то, что законопроект без замечаний согласован с Министерством экономического развития и торговли Украины, Министерством финансов, Министерством иностранных дел, Антимонопольным комитетом Украины, Государственной службой по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства Украины, предполагается, что второе чтение документ пройдет без особых трудностей.
Топ-5 новелл реформы нотариата
1. Новые квалификационные требования к лицу, которое может быть нотариусом: профессиональный стаж — не менее 6 лет (против нынешних трех), из которых 3 года лицо должно проработать помощником нотариуса (сейчас — год стажером нотариуса).
2. Нотариус сможет иметь только одного помощника.
3. Устанавливается система нотариального самоуправления, которое осуществляется через Нотариальную палату Украины и ее структурные подразделения — региональные нотариальные палаты.
4. Сокращение перечня нотариальных действий.
5. Четко выписано, что нотариус не несет ответственности в случае, если лицо, обратившееся к нотариусу за совершением нотариального действия:
подало неправдивую информацию относительно любого вопроса, связанного с совершением нотариального действия;
подало недействительные и/или поддельные документы;
не заявило об отсутствии или наличии лиц, прав или интересов которых может касаться нотариальное действие, за совершением которого обратилось лицо.
- Информация о материале
Конституционный суд продолжает поддерживать власть
КС обнародовал еще одно решение, имеющее большое значение и для украинских судов, и для всего украинского общества. В частности, судьи КС признали конституционным, что Высшему админсуду (ВАСУ) как суду первой инстанции подсудны дела о досрочном прекращении полномочий народного депутата (при невыполнении требований о несовместимости), а также дела касательно обжалования актов, действий или бездеятельности Верховной Рады, президента, Высшего совета юстиции (ВСЮ) и Высшей квалификационной комиссии судей.
Для понимания всей подноготной данного решения КС следует обратиться к событиям двухгодичной давности, когда юридическая команда нынешней власти совершила своеобразный блицкриг в судах и взяла под свой безусловный контроль все ключевые рычаги влияния на судебную систему. Так, с приходом к власти нового президента Виктора Януковича регионалы быстро продемонстрировали конкретный и недвусмысленный интерес к судебной системе и перераспределению сфер влияния в ней. В считаные месяцы была утверждена и разработана судебная реформа — кстати, первая реформа, осуществленная нынешней властной командой.
Одной из ключевых составляющих данной реформы было усиление полномочий и возможностей ВСЮ, вследствие чего появились основания считать данный орган верхушкой судебной системы. Этот процесс проходил в несколько этапов. Сначала в рекордные сроки и с сомнительной процедурной чистотой был принят закон №2181-VI, который был направлен на точечную коррекцию деятельности ВСЮ. Ключевая идея закона — отладить процедуру привлечения судей к ответственности за нарушение присяги, которая до сих пор работает как швейцарские часы.
Одной из ключевых составляющих отлаживания этой процедуры была законодательная новация, фактически замыкавшая все дела, связанные с увольнением судей за нарушение судейской присяги, на ВАСУ. В данном суде была создана специальная пятая палата, рассматривавшая (и до сих пор рассматривающая) иски против президента, Верховной Рады, ВСЮ, а со временем — и ВККС. Излишне напоминать, что речь идет об органах, являющихся ключевыми игроками во всех процедурах, связанных с назначением, избранием и увольнением судей. Правда, под шумок на пятую палату нагрузили не только «судейские» иски против президента и парламента, но и вообще все иски против них. И при этом у судей из пятой палаты полностью забрали возможность останавливать действие актов президента, Верховной Рады, ВСЮ и ВККС.
В дальнейшем события уже фактически развивались по инерции. В кратчайшие сроки новая властная команда добилась реального ухода из судебной системы целого ряда примечательных судей: судьи ВСУ Александра Волкова, судьи Киевского апелляционного админсуда Игоря Бараненко, главы Окружного админсуда Киева Олега Бачуна, судьи этого же суда Петра Ковзеля, судьи Святошинского райсуда Киева Нины Бабич и прочих. Часть из них до сих пор пытается доказать несправедливость своего увольнения — в Европейском суде по правам человека.
Тем самым было наглядно продемонстрировано, что отныне в самые быстрые сроки можно уволить за нарушение присяги судью из любого суда — местного, апелляционного или даже высшего. Служители Фемиды — люди, как правило, понятливые и, кажется, быстро усвоили преподанный им урок.
Судьи КС по уже чуть ли не сложившейся за последние годы традиции не стали ломать конструкции, выстроенные нынешней властной командой. КС в последние годы вообще становится все более значимым двигателем внутренней политики действующей власти. Важнейшие решения данного суда, обязательные к исполнению по всей территории Украины и не подлежащие обжалованию, как правило, удивительным образом совпадают с точкой зрения регионалов по этим же вопросам.
Тем самым последние уже неоднократно получали железобетонно-легитимную основу для тех действий, которые они и без того страстно хотели предпринять в Украине. Ну чем плохая иллюстрация истинной цели и сути нынешней власти, а также ее реального отношения ко всему прочему украинскому обществу.
- Информация о материале
Украина собирается отказаться от внеблоковости
В конце лета 2012 года произошло мало замеченное прессой событие — Украина отвергла полученное в июне предложение Исламской Республики Иран активизировать свое неучастие в военных блоках в рамках Организации движения неприсоединения (ОДН). По замыслу Ирана, активизировать эту политику можно было бы благодаря квалифицированному участию украинской делегации высшего уровня в очередном XVI саммите глав государств ОДН, который 26–31 августа проходил в Тегеране. Такие саммиты внеблоковых государств мира проходят раз в три года. Следующий из них состоится в 2016 году, как раз после того, как в Украине пройдут очередные президентские выборы. Успешно сыграть на них, среди прочего, украинской власти помогло бы своевременное подключение к инициативам ОДН еще в 2012 году, но Киев решил пойти другим путем. Вместо участия в официальной церемонии открытия Тегеранского саммита внеблоковых государств глава внеблоковой Украины предпочел 29 августа посетить с рабочей поездкой не менее внеблоковую Донецкую область.
Ситуативная внеблоковость
Отказ Киева от полнокровного присоединения к клубу внеблоковых стран мира сопровождался шумихой в российской и украинской прессе, которая была поднята по формально далекому от проблематики ОДН поводу. Основной новостью стала якобы имевшая место техническая ошибка в тексте официального поздравления президентом Ирана своего украинского коллеги. Если верить этой информации, 26 августа, в День независимости Украины, на сайте иранского президента несколько часов висело поздравление, которое было адресовано бывшему президенту Украины Виктору Ющенко, а не нынешнему Виктору Януковичу.
Но подобный казус мало повлиял на реальную перспективу активизации роли Украины в клубе внеблоковых государств. Хотя в отличие от нынешнего 2012 года на прошедших в 2003–2009 годах предыдущих конференциях ОДН (в Малайзии, на Кубе и в Египте), руководители внеблоковых государств не проявляли особой настойчивости в приглашении высших руководителей Украины к работе саммитов. Дело ограничивалось участием полномочных послов и представителей. Всем было предельно ясно, что Киев не хочет быть белой вороной в регионе и твердо намерен вслед за всей остальной Восточной Европой вступить в оборонный блок НАТО.
С 2010 года ситуация кардинально изменилась. Под предлогом необходимости сотрудничества Киева одновременно и с НАТО, и с Китаем, и с пророссийским военным Ташкентским пактом Украина официально закрепила приверженность принципам внеблоковой политики в ряде законов и документов. На первых порах такая внешнеполитическая всеядность обеспечила стартовый комфорт для кланов, заполонивших украинские властные коридоры. Хорошим завершением этого стартового периода могло было стать продолжение инициатив внеблоковости и начало полноценного участия Украины в ОДН. Но Украина оставалась в клубе внеблоковых стран всего лишь наблюдателем.
Украинские эксперты все чаще пытаются найти объяснение тому, что лежит в основе поглотившего Киев спектакля с «кратковременной внеблоковостью». По версии провластных экспертов, затягивание паузы с развитием нового статуса — это не что иное, как доказательство того, что к власти в Украине пришли профессионалы, умеющие выйти на полезный национальным интересам результат. Оппоненты власти настаивают, что нынешняя половинчатая внеблоковость Украины — это всего лишь весьма незатейливый способ добиться максимального сокращения ее Вооруженных сил, чтобы потом расписаться в их беспомощности и втянуть страну в паутину военных блоков, созданных РФ.
На двух стульях
Такие пессимистические прогнозы в августе подтвердились официально обнародованными планами беспрецедентного сокращения украинской армии к 2017 году на 170 тыс. человек — до чуть больше 70 тыс. Критики таких намерений власти подсчитали, что подобное массовое сокращение армии не имеет аналогов в истории Европы со времен Средневековья. Как контраргумент, украинские эксперты приводят практику сокращения вооруженных сил стран Восточной Европы, которым удалось сократить численный состав армии не за счет внеблоковости, а наоборот, за счет вхождения в НАТО и начала оборонной опоры на силы коллективной безопасности. Венгрии при населении в 10 млн. человек при вступлении в блок удалось сократить армию со 130 тыс. до 30 тыс. человек. Польша при населении 38 млн. человек и наличии непосредственных границ НАТО с РФ сократила армию незначительно и удерживает численный состав своей армии на уровне 150 тыс. Что касается Румынии, то она при населении менее 22 млн. человек после вступления в НАТО сократила армию с 200 тыс. до 90 тыс. человек и намерена поддерживать ее на таком уровне. А внеблоковая Украина, так и не добившись опоры на коллективные силы Атлантической обороны, намерена за пять лет при населении более 40 млн. человек сократить армию до 70 тыс., то есть ниже уровня даже соседней Румынии.
По предварительным расчетам, суммарные затраты казны на социальное обеспечение сокращаемых военнослужащих, полный отказ от призыва в армию и переход на контактную службу плюс ассигнования на то, чтобы армия смогла сохранить свой боевой потенциал, в 2012–2017 годах должны достичь неподъемных для нынешней власти сумм. Это минимум по 31 млрд. грн. в год плюс текущие оборонные затраты, обещающие составить в 2012 году до 16 млрд. грн. Далее, через пять лет — до 27 млрд. грн. В целом получается, что необходимо изыскать ассигнований на сумму 155 млрд. грн. Но экономические реформы, способные обеспечить такую расходную часть бюджета, в 2010–2012 годах Киев развернуть не смог. А попутно власть полностью провалила проведение демократических реформ, от которых зависит темп интеграции с коллективной обороной НАТО.
К этим реалиям следует добавить, что нынешнее инертное отношение Киева к ОДН показало, что сама идея внеблоковости Украины на поверку оказывается филькиной грамотой, а не демонстрацией реальных намерений. Таким образом, многие ныне пророчат очень скорое скатывание Украины в фарватер внешней и оборонной политики РФ.
- Информация о материале
Директор комбината «Украина»: «Производство паспортов перейдет под полный контроль государства»
Наведение порядка в производстве документов строгой отчетности — давняя тема расследований ZN.UA. Мы неоднократно писали о том, что организованная преступная группа коррумпированных чиновников и народных депутатов создала схему по расхищению бюджета при производстве документов. Создание новых документов и удостоверений по неслыханно высоким ценам стало очень выгодным бизнесом, и украинская бюрократия поставила его на поток. Производство государственных паспортов передано частному консорциуму «ЕДАПС», в распоряжении которого находится государственная база данных всех граждан Украины. И, судя по постоянным перебоям с обеспечением граждан паспортами, постоянным скандалам вокруг «ЕДАПСа» и совершенно непрозрачным завышенным ценам на паспорта, эта схема работает неэффективно. Предполагалось, что согласно проекту закона «Об административных услугах», производство паспортов и всех других документов будет передано в полном объеме государственному предприятию — полиграфкомбинату «Украина». Таким образом, коммерческая структура «ЕДАПС» на законных основаниях, по идее, наконец-то должна быть лишена каких-либо прав на работу с государственными документами.
Однако, во время парламентского ночного голосования 6-го сентября, после повторного президентского вето, был рассмотрен закон об административных услугах, который содержал в себе пункт о том, что бланки строгой отчетности могут печататься только на государственных предприятиях. Ночная неразбериха не дает возможности четко определить какие правки были внесены в закон, а какие — нет. Ведь окончательный текст закона пока на сайте Рады отсутствует. Известно лишь, что поправок было шесть. Одна из них определяла механизм ценообразования стоимости паспортов, прав и т.д. (чего и требовал президент в своем втором вето), а большинство остальных сводились к праву печатать бланки строгой отчетности всем, у кого есть лицензия, а не только государственными предприятиями!
Более того, депутат от Партии регионов Василий Грицак внес законопроект «О едином государственном демографическом реестре», как брат похожий на законопроект Владимира Толстенко, ранее отвергнутый Радой. Но на этот раз в первом чтении Верховная Рада поддержала законопроект едапсовского патрона...
Вот лишь маленький отрывок из анализа проекта Грицака, проведенного Минюстом: «Принятие законопроекта будет иметь негативный резонанс в обществе, учитывая его отдельные положения, которые:
— несут риски нарушений конституционных прав граждан и гарантий этих прав, общепризнанных прав личности, основополагающих фундаментальных основ существования демократического правового государства, которым является Украина;
— нарушают взятые Украиной международные обязательства, что является шагом назад на пути внедрения европейских и международных стандартов в сфере защиты прав человека, реализации Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины;
— негативно скажутся на бюджете каждой семьи;
— не отвечают актуальным потребностям и чего являются необоснованными».
Заберет ли государство производство паспортов и документов строгой отчетности от сомнительных дельцов под свой контроль? Для того, чтобы понять перспективы мы обратились к директору полиграфкомбината «Украина» Максиму Степанову.
— Максим Владимирович, почему постоянно происходят перебои с поставками заграничных и внутренних паспортов? Кто несет ответственность за эти сбои и вынуждает граждан платить взятки за внеочередное оформление паспортов? Сейчас дочь сотрудника ZN.UA не может получить паспорт. Говорят, их нет, и когда будут, никто не знает.
— Мне сложно ответить на этот вопрос. Та часть технологической работы по производству паспортов, которая лежит на полиграфкомбинате «Украина», выполняется четко в поставленные сроки, и никаких рекламаций мы от наших заказчиков и контрагентов никогда не получали. Свои обязательства по паспортам мы выполняем вовремя.
— Почему государство все еще не взяло под свой контроль всю технологическую цепочку производства паспортов?
— Согласно поручениям президента Украины от 29 ноября 2011 года и 3 мая 2012 года, соответствующим актам Кабинета министров, полный цикл производства паспортов должен быть налажен на полиграфкомбинате «Украина». Производство паспортов и других документов будет полностью находиться под контролем государства. Соответствующие изменения внесены в финансовый план полиграфкомбината. Были заключены контракты на поставку комплекса оборудования для производства от ведущих компаний Германии и Японии. В том числе для производства поликарбонатной страницы для паспорта и документов на пластике. Все платежи по контракту осуществлены вовремя, контракт выполняется в установленные сроки. Для эксплуатации каждой производственной линии прибывают зарубежные специалисты, которые будут полностью контролировать весь процесс наладки, проводить обучение и сопровождать тиражный выпуск продукции. В течение ноября печатные и ламинирующие линии будут инсталлированы. Надеемся, если все обойдется без сбоев, приступить к выпуску продукции в конце декабря нынешнего года.
— Возрастет ли стоимость паспортов и документов?
— Уверен, что нет. Поэтому мы как государственное предприятие гарантируем максимально низкую себестоимость производства. Причем цена не вырастет даже при производстве документов с электронным чипом. Кстати, в этом году мы закупили новейшую немецкую линию для выпуска паспортов с электронным чипом—носителем информации фирмы «Куплер» — это производитель №1 во всем мире. Линия будет поставлена в конце октября.
— Цены на паспорта должен регулировать закон об административных услугах, но на прошедшей неделе президент В.Янукович его заветировал. Насколько оправданно вето президента?
— С моей точки зрения, вето главы государства абсолютно логично. Закон должен быть приведен в соответствие с существующей нормативной базой. Не вижу в этом проблемы. Насколько мне известно, новый, доработанный закон об админуслугах будет снова вынесен на рассмотрение парламента в ближайшее время. Принципиальное значение закона состоит в том, что все цены на административные услуги, в том числе стоимость паспорта, будут определяться государством.
— Но цены и сейчас определяются государством. Какой-нибудь замминистра подписывает договор с «ЕДАПСом» и там ставит новые цены. И никто этого договора не видит — это закрытая информация от общества.
— Согласно законопроекту, цены будут устанавливаться максимально прозрачно — нормативными актами Кабмина. И стало быть, станут доступны каждому гражданину онлайн. Думаю, в этих условиях будет обеспечена максимальная прозрачность ценообразования на паспорта и любые другие документы.
— За счет чего будет обеспечена рентабельность работы полиграфкомбината и окупаемость вложенных средств, если вы обеспечите низкие цены на документы?
— Окупаемость будет достигнута за счет производства банковских карт, которые мы сможем производить по самым высоким мировым стандартам качества, которые не имеют аналогов в Украине. Наши производственные линии смогут полностью обеспечить потребности Украины в выпуске банковских карт.
- Информация о материале
Страница 1459 из 2102
