Главная
Сочетание приятного с очень приятным - депутаты работают
Напряженный график работы народных депутатов на поверку оказался не таким уж и тяжелым. Так, в неделю, отведенную для работы в комитетах, свои заседания провели лишь 4 из 29, и то на выезде. Большинство же депутатов просто отдыхали и получали зарплату. Более всех отличился аграрный комитет, который заседал на частном винзаводе с фуршетом, дегустацией вин и развлечением от фольклорного коллектива "Веселка".
87% парламентских комитетов на прошлой неделе сделали себе выходные. Оплачиваемые. Неделя без заседаний, хотя в графике депутатов - работа в комитетах. Большинство из тех комитетов, которые в итоге провели заседание, - сделали это на выезде, некоторые - на территории офиса частного бизнеса. Всего состоялось 4 из 29 заседаний комитетов.
…уж лучше вы к нам…
Так, председатель комитета по вопросам прав человека Валерий Пацкан провел заседание в Закарпатье, по месту своего жительства.
Руководительница комитета по вопросам экологической политики Ирина Сех - во Львовском областном совете, на своем предыдущем месте работы. Туда приехала только часть депутатов комитета.
Заседание комитета по вопросам финансов провели в "ИМЭКСБАНК", в Одессе - на прежней работе депутата комитета Леонида Климова. Он остается почетным президентом банка.
Сын премьер-министра - Алексей Азаров - работает именно здесь первым заместителем председателя комитета. Почему у одесского банка прошло заседание парламентского комитета, и какие результаты заседания - широкой общественности неизвестно. Этот комитет - один из тех, которые не имеют своего сайта. Узнать о его работе сложно.
Но более всех, отличился комитет по вопросам аграрной политики. В пятницу депутаты этого комитета поехали проводить заседание на винный завод в Шабо. В Одесской области.
Пятница, вино, Одесская область – идет работа
Как же проводятся заседания на выезде?
Какова цель выездного заседания?
Не лучше ли обсуждение провести на рабочих местах в Киеве и сэкономить деньги плательщиков налогов?
Попытался снять комитетское заседание на винзаводе "Шабо" в Одесской области.
Не вышло.
Это за 15 минут до начала. Работники винного завода моют и подметают. На фото - гендиректор "Шабо".
20-я минута от начала заседания аграрного комитета. Депутаты все еще в ресторане, куда их пригласили от винного завода.
На винный завод - на заседание - нашу съемочную группу не пропустили. Охранник вытолкал за решетку завода. Депутаты никак не отреагировали на призыв прекратить нарушение прав журналистов. Пресс-секретарь завода Татьяна, отказавшаяся назвать свою фамилию, объяснила это тем, что "завод является режимным объектом". "Заседание комитета открыто, но территория завода закрыта", - сказала она. При этом внутри завода беспрепятственно находились корреспонденты канала "Рада".
С нами поделились программой пребывания депутатов аграриев представители завода.
Проживали депутаты, согласно программе, в пятизвездочном отеле. Это "Палас дель Мар" в Одессе. Слоган отеля - "Воплощение роскоши".
Часть депутатов заехала за один день и уехала на следующий после заседания. Несколько опрошенных депутатов рассказали, что платили за путешествие самостоятельно.
Само заседание должно было продолжаться на заводе полтора часа.
После - ВИП экскурсия с дегустацией вина из квеври. Продолжительность - полтора часа.
Отдельно - дегустация вин на 30 минут.
Отдельно - знакомство с комплексом игристых вин.
Выступление фольклорного коллектива "Веселка".
Отдельное внимание в программе - наличие логотипа винодельческой компании во время заседания комитета. Действительно, на сайте комитета по вопросам аграрной политики - на всех фотографиях - депутаты сидят на фоне логотипов.
И напоследок - о гостях и журналистов. Единственные, кто попал на заседание, как было указано выше - представители государственного парламентского телеканала "Рада". Они должны были получить подарки. По 3 бутылки вина. Название подарков - прилагается.
Какие вопросы рассматривали депутаты?
На сайте ВР информация о теме заседания комитета представлена кратко - "О ситуации в винодельческой отрасли". На сайте самого комитета - "О состоянии и перспективах развития отечественного виноделия как приоритетной отрасли сельского хозяйства". В программе от винзавода детализируется - рассмотрение законопроекта "О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно виноделия)" и "Проблематика в рамках взаимоотношений владельцев многолетних насаждений и земли: на примере ООО "Промышленно-торговая компания Шабо". Очевидно, винодельческий завод был заинтересован провести на своей территории такое важное заседание.
Есть в Украине винодельческие заводы и в Крыму, и на Херсонщине, и в Закарпатье. Проведение депутатского заседания на одном из заводов не добавляет событию беспристрастности и незаангажированности.
За двумя зайцами
"Знаете, как говорит пословица: лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Мы имели прекрасную возможность узнать о проблемах виноделов изнутри", - прокомментировал выездное заседание замглавы аграрного комитета Верховной Рады Василий Кравчук.
Большинство депутатов не приняли участие ни в одном заседании комитета. Потому что их просто не было. Депутаты придумали отличный способ сократить количество рабочих часов вдвое. Вместо проведения заседания в неделю работы комитетов, они это делают на пленарной недели. Часто - просто во время перерыва между пленарными заседаниями. И такие заседания проходят, как правило, от получаса до часа. Можно только порадоваться за изобретательность народных избранников, которые экономят себе время и получают те же деньги за полмесяца работы. Ведь согласно регламента, две недели в месяц в графике депутатов - это работа в комитетах.
Есть и недостатки - впопыхах проведены заседания, нередко в коридоре, возле зала пленарных заседаний - это поспешно принятые решения. Часто заседания проходят без доступа общественности, без анонсирования, без стенографирования разговоров.
Нормой стало выделять полдня на пленарной неделе по средам - на работу комитетов. Для тех, кто хочет провести заседание дольше, чем на час. На этой неделе, например, состоится 22 (!) заседания комитетов. И эта неделя - пленарная. Сравните - в неделю официальной работы комитетов - всего 4!
Да, многие депутаты – почетные президенты фабрик и заводов, которые неофициально продолжают совмещать главную, но неофициальную работу. Их, наверное, можно понять.
Единственное, о чем они забывают это то, что народный депутат – это ежедневная работа, на которую их выбирают избиратели и за которую они получают зарплату от плательщиков налогов, льготы и статус неприкосновенных.
- Информация о материале
Куда уходят деньги с мобильного: изучаем причины потерь на счету
Как минимум раз в жизни каждый из нас задавался вопросом о том, куда внезапно исчезают деньги с его мобильного телефона. И если абоненты во всех бедах винят операторов мобильной связи, то те, в свою очередь, сетуют на невнимательность самих пользователей. В реальности с равной вероятностью виноватыми могут оказаться и первые, и вторые.
Когда ошибаются абоненты
Зачастую, в пропажах средств со счета виноваты сами абоненты. В тройке самых популярных способов «обнулить» баланс:
незаблокированная клавиатура
Как бы банально это ни звучало, но наши телефоны, болтаясь в женских сумочках или карманах джинсов, очень любят звонить сами при случайных нажатиях. Заканчиваются такие звонки только когда на другом конце сбросят вызов, или на счету вашего телефона больше не будет денег;
звонки на городские номера
Во-первых, стоимость звонков с мобильного на городской номер, как правило, в несколько раз дороже, чем между мобильными номерами. Они могут стоить более гривны за минуту разговора, о чем многие пользователи забывают. Во-вторых, большинство современных городских телефонных аппаратов оборудовано АОН (автоматическим определителем номера). А при звонке на номер с АОН время разговора отсчитывается с той секунды, когда определяется ваш номер, хотя для вас еще идут гудки. Таким образом, пытаясь дозвониться на городской номер, и пару минут послушав гудки, можно легко расстаться с суммой в 5-10 гривен в зависимости от особенностей тарификации вашего оператора.
Стоимость одной минуты звонка на городские номера у отечественных операторов в зависимости от тарифного плана. По исследованию компании «Простобанк Консалтинг» на 31.07.2013 г.
| Оператор | Стоимость звонка на номера фиксированной связи, грн/мин |
| от 0 до 0,75 (3 тарифа ) | |
| Киевстар | от 0 до 1,25 (3 тарифа ) |
| life:) | от 0 до 0,69 («Супер life:) 20» ) |
По данным компании "Простобанк Консалтинг"
обновления мобильного контента
Смартфоны уже давно научились сами «залазить» в сеть за обновлениями программного обеспечения и новыми настройками. И если вы не отключили автоматическую передачу данных, то каждый день ваш телефон может «подъедать» ваш баланс. А стоимость одного мегабайта мобильного интернета у отечественных операторов колеблется от нескольких копеек до 15-ти гривен.
Стоимость одного мегабайта мобильного интернета у отечественных операторов в зависимости от тарифного плана. По исследованию компании «Простобанк Консалтинг» на 31.07.2013 г.
| Оператор | Тип протокола | |
| WAP | GPRS | |
| МТС | 15 грн/мб (13 тарифов ) | 0-10 грн/мб (10 тарифов ) |
| Киевстар | 0-15 грн/мб (6 тарифов ) | 0-10 грн/мб (7 тарифов ) |
| life:) | 0-12 грн/мб (3 тарифа ) | 0-12 грн/мб (3 тарифа ) |
По данным компании "Простобанк Консалтинг"
Однако самое худшее начинается, если вы решите воспользоваться мобильным интернетом от отечественных операторов за рубежом. Телефон-то найдет настройки сети автоматически, а вот того, что вам пришлют расценки СМС-кой – никто не гарантирует. А стоимость мегабайта мобильного интернета в роуминге может достигать и 100 гривен. Следовательно, просто проверив почту уже можно «попасть» на полтысячи.
Впрочем, и это не рекорд. Украинские СМИ пестрят историями о том, как абоненты, приехав из летнего отпуска, получали извещение о фантастических суммах долга в 100-200 тысяч гривен за пользование мобильным интернетом за границей. Виной всему – тонкости пользовательских соглашений, согласно которым оператор оставляет за собой право отключать сервис, когда превышен лимит, но это не обязательно. Следовательно, вам могут предоставить услугу в кредит. Хотя стоит отметить, что иногда операторы признают свои ошибки при выставлении счетов за подобные услуги.
Когда хитрят операторы
изменение тарифов
Самый простой способ оператору мобильной связи поднять себе ARPU (средний доход с одного пользователя) – это сменить тарифный план пользователю. Согласно украинскому законодательству операторы мобильной связи имеют право изменять сами тарифные планы и стоимость услуг, а также переводить абонента на другой тарифный план.
Например, оператор «Киевстар», по информации СМИ, в августе-2013 начал переводить абонентов нескольких тарифных планов на пакеты «Страна Киевстар» и «Диджус стайл». В результате у одних пользователей мобильной связи этого оператора ежедневная абонплата увеличится на 10 копеек, другие потеряют бонусные 30 минут для звонков на номера других операторов по 0,15 грн/мин. Вместо этого желающим позвонить на номера, отличные от Киевстар или djuice, придется сразу платить по 1,25 грн/мин.
Похожие действия предпринимает и оператор МТС, который повышал стоимость своих услуг в прошлом году. Тогда цена внутрисетевых и межсетевых звонков у этого оператора выросла на 20-50%. А в январе-2013 по тарифным планам «МТС Первый» и «МТС Свободный» оператор добавил ежедневную абонплату в размере 0,5 гривен. Абонентам компенсировали это 20-ю дополнительными бесплатными минутами на звонки внутри сети. Но абонплату будут списывать, даже если абонент их не использует.
У самих же украинцев мало рычагов, чтобы повлиять на политику операторов. Даже сменить оператора, если не устраивает его политика, сохранив номер телефона, пока не возможно. Так, общепринятое в Европе положение о MNP (Mobile Number Portability) вступит в силу в нашей стране только с 20.12.2013 г. В теории регулятор обещает, что любой украинец сможет уже в декабре-2013 бесплатно в течение суток сменить оператора, сохранив за собой прежний номер мобильного. Как же будет реализовано данное положение на практике, и когда операторы будут готовы к массовым миграциям абонентов – неизвестно.
Хорошая же новость для абонентов в том, что операторы мобильной связи обязаны информировать пользователей о грядущих изменениях. «Мы информируем абонентов о любой услуге или любом изменении – на сайте, с помощью рассылки текстовых сообщений, при звонке на номер информационно-справочной службы, и так далее», – рассказывает начальник отдела взаимоотношений с клиентами компании «Киевстар » Владимир Терехов.
«бесплатные» акционные услуги
Сами операторы мобильной связи утверждают, что никогда и ни при каких обстоятельствах не подключают своим клиентам платные услуги без их ведома. «У нас нет такой практики. Абоненты нашего оператора должны сами подключить любую платную услугу», – комментирует начальник пресс-службы life:) Оксана Рудюк.
Теоретически это так, однако никто не мешает оператору мобильной связи безвозмездно «подарить» вам некую платную услугу по акции. Пробный период пользования такой услугой может быть бесплатным, а через месяц-другой абонент уже и забудет о том, что у него подключена платная услуга. Пример подобного маркетингового хода, недавно обнародованный в СМИ – история с услугой «GOOD’OK» от МТС, которую оператор дарил своим абонентам. Первый месяц она была бесплатной, в дальнейшем же пользователю мобильного приходилось платить от 3 до 12 гривен за то, что вызывающий его человек вместо гудков слушал мелодию.
Минимизируем потери
Общие выводы очевидны. Во-первых, стоит внимательно читать условия договора, который вы заключаете с мобильным оператором. Но и здесь не все гладко. Условия типового договора с оператором МТС можно найти на сайте . Что же касается мобильных операторов Киевстар и life:), то они предлагают ознакомиться с договором непосредственно в своих центрах обслуживания. На сайтах же указана лишь общая информация по тарифам для контрактных абонентов.
Во-вторых, если вы хотите избежать непредвиденных убытков из-за смены тарифного плана, следует периодически мониторить расценки вашего пакета на сайте оператора. Ведь известить об изменении ценовой политики вас могут любым способом (СМС, информация на официальном сайте или другим), и не обязательно самым удобным для вас.
В-третьих же, стоит деактивировать автоматические обновления на вашем «умном» телефоне и отключать мобильный интернет за рубежом. А кроме того, не забудьте изучить расценки на роуминг, если вы собираетесь пользоваться мобильной связью за границей.
Кроме того, не забывайте блокировать клавиатуру телефона и сведите к минимуму звонки на городские номера.
- Информация о материале
Происхождение семьи, частной собственности и государства
История с серверами Министерства юстиции, на которых хранятся данные о сделках с собственностью украинских граждан, прекрасная иллюстрация отношения государства к правам собственности.
На первый взгляд она показывает, насколько уязвимым является формализованый институт собственности, если государство недобросовестно. Какие-то люди проникают в серверную, начинают играться с BIOS`ом, об этом сообщают сотрудники, затем министр всех успокаивает, говоря, что «то були наші». Общественность рада успокоиться, ибо, если это были все-таки не «наши», то непонятно как жить дальше– сообщает Контракты.UA.
На самом же деле, этот случай показывает ошибочность идеи, что только государство в состоянии «защитить права собственности». Эта идея, в свою очередь, порождается господствующими представлениями о том, что государство каким-то образом связано с собственностью, причем не только с формально-юридической ее стороной, но и с собственностью, как экономическим явлением.
Эти представления в наиболее популярном виде изложены в книжке Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». По версии Энгельса и его последователей, некогда были счастливые времена, когда люди бродили по Земле и питались подножным кормом. Все у них было общим, включая жен и детей, и никакой собственности не было. Затем появились разные хитрецы и негодяи, которые начали присваивать себе больше и утверждать, что «это мое». Особенно много их появилось, когда свершился «фазовый переход» к аграрному земледелию и, возникла, например, проблема наследства, что привело, в том числе, к собственности на женщину и институту брака. Хитрецам нужно было защищать награбленную собственность, поэтому появился институт принуждения — государство. То есть, последовательность тут проста — собственность постепенно порождает государство, причем происходит это объективно, в силу природы вещей.
В настоящее время происхождение государства от частной собственности (или факт того, что только оно способно устранить гоббсовскую войну всех против всех и установить права собственности) не подвергается сомнению. Отличаются лишь оценки и выводы. Левые ратуют за первобытный коммунизм, утверждая, что причина всех зол в собственности, как таковой, «либералы», напротив, говорят о том, что государство должно заботиться о собственности и только оно в состоянии это делать, а коль скоро оно теперь не злое, а демократическое и подконтрольное народу, то, стало быть, этом народу и флаг в руки.
Все это очень обширная и интересная тема. В этой небольшой колонке я хочу лишь сделать несколько замечаний. Главное из них состоит в том, что никакого «первобытного коммунизма» никогда не было. Идея собственности возникает вместе с самосознанием человека. Если человек осознает свое «я», значит ему известна и концепция собственности, отделяющая «я» от «не я». Права собственности возникают в отношениях между людьми и определяют, кто будет использовать те или иные ресурсы. В большинстве случаев, даже в современном «продвинутом» обществе, они определяются здравым смыслом, обычным правом, этикетом и тому подобными вещами, чаще всего, вообще не рефлексируемыми и не осознаваемыми как некие регуляторы. Писаные же «права собственности», понимаемые в узкоюридическом смысле, охватывают лишь незначительную долю таких правоотношений.
Тот факт, что некоторые «дикие племена» совместно обрабатывают землю и сообща используют инструменты друг друга, не говорит о том, что им «неизвестна идея собственности». Этот факт говорит лишь о том, что права собственности для этих групп людей не нуждаются в какой-либо специальной фиксации.
Вообще говоря, мало кто отдает себе отчет в том, насколько часто в нашей жизни мы имеем дело с правами собственности и насколько часто они регулируются неписанными правилами. Пропустить даму вперед является не только элементом этикета, но и правилом, регулирующим право собственности. Правило «первой в дверь проходит дама» облегчает возможные конфликты по использованию ресурса «дверь». В случае двух джентльменов действует, например, правило «проходит старший».
Общество, а не государство является главным производителем и «поддержателем» прав собственности. Например, в Копенгагене сумка с документами и деньгами пролежала в парке на скамейке почти сутки, пока за ней не пришла моя знакомая, которая ее там забыла. В Киеве такая сумка не пролежит и часа. При этом как в Дании, так и в Украине государство строго наказывает за воровство. Думаю, в Украине даже строже.
То есть, идея собственности и механизмы, регулирующие, кто и когда использует те или иные блага, есть неотъемлемая часть того, что называется «общество». «Первобытного коммунизма», не замутненного идей собственности, никогда не существовало, он просто невозможен логически. Государство не возникает «из собственности», поскольку собственность появляется вместе с личностью и обществом, она не требует для своего существования никакого институционализированного монопольного насилия, то есть государства.
Отметим еще один момент. Если бы государство «возникало из собственности», то «защита собственности» была бы лучше там, где государство больше и сильнее. История говорит об обратном. Права собственности лучше всего работают не в деспотиях или диктатурах, а в европейских странах, где государство утвердилось в условиях жесткой внутренней конкуренции. В странах англосаксонского мира, где общество еще относительно недавно значительно превосходило государство, дело обстояло еще лучше. Но лучше всего права собственности были определены, причем уже на уровне юриспруденции, в безгосударственной Ирландии, где, как утверждают историки, в XVII веке дело с собственностью обстояло лучше, чем 200 лет спустя в благословенную для многих викторианскую эпоху в Англии.
Новейшая история Украины ясно демонстрирует справедливость этого наблюдения. За 20 лет состояние дел с правами собственности только ухудшилось. Рейдерство – это ведь довольно недавнее изобретение. Ошибаются те, кто говорит о том, что государство якобы бессильно в таких ситуациях. Оно бездеятельно, но отнюдь не бессильно. Когда ему что-то от вас нужно, оно проявляет чудеса настойчивости и сноровки. Никакое рейдерство невозможно без участия или пособничества государства. Захват серверов Минюста – это просто продолжение этой практики на новом уровне. Уровне, который может окончательно уничтожить робкие ростки прав собственности в Украине в их юридической ипостаси. Если мы хотим минимизировать последствия такого состояния дел, мы должны понимать, что права собственности возникают в обществе и поддерживаются им. Государство же есть продукт военной агрессии, институт, предназначенный не для «защиты» собственности, а для ее изъятия и перераспределения. Бессмысленно искать у него защиты. Лучше, например, задуматься о создании тех же частных реестров.
- Информация о материале
Правительство согреет батареи векселями
Отопительный сезон, подготовка к которому, если верить заявлениям членов правительства, активно велась еще с весны, начался далеко не так спокойно, как хотелось бы. В частности, в столице управление магистральных газопроводов «Киевтрансгаз» по поручению Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» 3 октября снизило давление газа на ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 теплопоставляющей компании «Киевэнерго» в связи с задолженностью за газ, которая на 1 октября составила 2,1 млрд. грн. В свою очередь «Киевэнерго» пояснило наличие долга задолженностью потребителей бюджетной сферы и государства. В частности, некомпенсированная разница в тарифах на тепловую энергию составила, по данным компании, 1,6 млрд. грн.
При этом, в остальных регионах Украины ситуация не лучше, ведь средств на компенсацию разницы в тарифах на отопление и водоснабжение в госбюджете попросту нет. Если в 2012 году на эти цели было выделено по факту 14,4 млрд. грн., то в госбюджете текущего года на соответствующие субвенции местным властям средств предусмотрено втрое меньше. Но и эта сумма не финансируется. Согласно последнему отчету Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства о состоянии финансирования по бюджетным программам министерства, по состоянию на начало октября из предусмотренных на 2013 год 5,125 млрд. грн. средств на субвенции местным властям для покрытия разницы в тарифах выделено лишь 211 млн. грн. или чуть более 4% от плана.
При этом задолженность за потребленный природный газ на 1 сентября 2013 года уже составила 17,1 мрлд. грн. Напомним, что ранее Кабмин поручил НАК «Нафтогаз Украины» немедленно ограничивать поставки газа предприятиям, производящим тепловую энергию, при неполных расчетах. В свою очередь «Нафтогаз Украины» потребовал от предприятий теплокомунэнерго (ТКЭ) снизить потребление природного газа, иначе утвержденного на 2013 год правительством на эти цели предельного объема в 6,3 млрд. куб. м. хватит лишь до ноября. А за все, что будет использовано сверх нормы, придется платить по тарифу для промышленных предприятий – в 3,5 раза больше.
В итоге, для решения проблемы текущих задолженностей в сфере теплоэнергетики правительство решило использовать принятый летом закон о казначейских векселях, несколько «покращив» его для этих целей. В частности, на рассмотрение парламента внесен правительственный законопроект №3358, которым предлагается внести изменения в закон «О Государственном бюджете Украины на 2013 год». При этом, по словам главы Минрегионстроя Геннадия Темника, принять законопроект планируется в крайне сжатые сроки – ожидается, что рассмотреть его парламент может уже сегодня.
Согласно законопроекту, предлагается разрешить финансирование с помощью финансовых казначейских векселей не только задолженности госбюджета, существующей по состоянию на 1 января 2013 года, но и возникшей после этого срока, в частности, в сфере компенсации из госбюджета разницы в тарифах на газ и тепловую энергию для населения.
«Учитывая, что задолженность за потребленный природный газ на 1 сентября 2013 года уже составляет 17,1 мрлд. грн., а объем задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию для населения по состоянию на 1 января 2013 года составлял лишь 3,9 млрд. грн., возникает необходимость предоставить возможность предприятиям теплоснабжения погашать казначейскими финансовыми векселями задолженность за потребленные энергоносители не только возникшую на 1 января 2013 года, но и ту, которая возникает в течение текущего года», - отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
При этом основным фактором задолженности предприятий теплоэнергетики за газ названа именно невозмещенная задолженность госбюджета по разнице в тарифах на тепловую энергию для населения, общий объем которой по состоянию на 1 января 2013 года составлял 3,9 млрд. грн., а по состоянию на 1 сентября 2013 года уже достиг 10,6 млрд. гривен. «Это приводит к критическому финансовому состоянию предприятий теплоэнергетики и угрожает срывом отопительного сезона 2013/2014 года во всех регионах Украины, что недопустимо», - отмечается в пояснительной записке.
Как подчеркивают авторы законопроекта, задолженность предприятий теплоэнергетики за импортированный природный газ делает фактически невозможным обеспечение Национальной акционерной компанией «Нафтогаз Украины» потребностей в природном газе льготных категорий потребителей, а также лишает НАК возможности обеспечить своевременные расчеты с поставщиками импортированного природного газа.
Назад в девяностые?
При этом, согласно Постановлению Кабмина от 21 августа «О некоторых вопросах выпуска финансовых казначейских векселей», предприятия теплоэнергетики смогут рассчитываться векселями по задолженности за поставленные энергоносители, в частности, природный газ, а также использовать в виде залога в банках для получения кредита на эти цели. Таким образом, полученные предприятиями ТКЭ в счет покрытия задолженности по разнице в тарифах векселя в итоге скорее всего достанутся НАК «Нафтогаз Украины». Вот только как это улучшит финансовое положение НАК, которая уже практически не в состоянии обслуживать собственные долги, до конца не понятно.
Как отмечает экс-министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко, оплачивая текущую задолженность по разнице в тарифах векселями, правительство пытается лишить предприятия теплокоммунэнерго поводов не проводить платежи и обеспечить текущую оплату счетов. «Это свидетельство того, что правительство понимает, что задолженность, которая по оценкам НАК составляет 17 млрд. грн., не будет погашена и они готовы выпустить векселя, чтобы обеспечить текущую стопроцентную оплату. Векселями они закроют существующую ситуацию, но проблему разницы в тарифах это не решает, она останется нагрузкой для бюджета», - считает Кучеренко.
В том, что выпуск векселей не решит проблемы в расчетах между теплокоммунэнерго и НАК «Нафтогаз Украины» уверен и глава подкомитета по вопросам стратегии развития отрасли и инвестиций Комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Сергей Пашинский. «Векселя – это псевдоденьги и они не решают базовых вопросов. Как векселями рассчитаться с шахтерами по зарплате или с Россией, или с Польшей, или с Венгрией за газ? Это коллапс, потому что для проведения отопительного сезона необходимы не векселя, а тепло, которое производится путем сжигания угля, за который нужно платить не векселями, получения электроенергии, которую мы получаем из угля и атомной энергетики, где мы топливо покупаем у России, и газа, который мы покупаем в России и в Европе. Я не слышал, чтобы одна из стран, которые поставляет энергоресурсы на рынок Украины, согласились брать плату векселями», - отмечает народный депутат.
Теоретически, государственные ценные бумаги можно будет превратить в реальные деньги, но в любом случае в убыток себе, считает старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. «Главная идея – векселя можно будет продавать и покупать. Сейчас рынка еще нет, потому что они еще не выпущены официально. Но ожидается, что дисконт по векселям будет примерно 10%, то есть их сейчас будет продать за 90% стоимости», - считает эксперт.
В то же время старший экономист CASE Украина, старший консультант Киевской школы экономики Владимир Дубровский считает, что дисконт при продаже векселей может быть значительно больше 10%, потому что вероятность выполнения государством своих обязательств сегодня невелика: «Расчет векселями по государственным обязательствам, это такая мягкая форма дефолта, поскольку вексель – это неполноценные деньги и он продается с дисконтом. Это фактически означает, что государство выполняет свои обязательства на сколько-то процентов, а не полностью», - отмечает эксперт.
При этом Владимир Дубровский напоминает, что подобные схемы дорого обошлись украинской экономике полтора десятилетия назад и вполне могут привести к схожим результатам в будущем: «Мы помним еще период 90-х годов, когда такие схемы практиковались повсеместно и привели к тому, что нечем было выплачивать зарплаты бюджетникам, нечем было оплачивать пенсии, поскольку векселями их выплачивать нельзя. Фактически это все есть уже начало дефолта. Если эти векселя будут принимать в уплату налогов или если их будет принимать «Нафтогаз Украины» в качестве расчета за энергоносители, то тогда мы возродим собственно ту же схему «виртуальной экономики», которая тогда довела страну до дефолта. Пока что мы видим все шаги в этом направлении».
- Информация о материале
Не рынком единым
К началу 90-х полки последних советских магазинов были так скудны, а рассказы о щедрости невидимой руки рынка столь заманчивы, что отдаться ей хотела, казалось, вся страна. Сложно сказать, насколько реальность обманула былые надежды. Но то, что в них не было места заброшенным предприятиям, вымирающим селам, массовому "заробитчанству" и бездомным детям, — абсолютно точно.
Отечественный переход к рынку оказался неожиданно разрушителен, а его результаты — весьма противоречивы. Причин тому так много, что одно их перечисление является непростой задачей. Но по гамбургскому счету часть ответственности, безусловно, лежит на экономистах. Их слепая вера в совершенство рыночных инстинктов, конечно, не была ни двигателем хозяйственных трансформаций, ни их направляющей силой. Но то, что массированная пропаганда этих инстинктов влияла на ожидания общества, формировала его предпочтения, оттачивала логику политических аргументов, не вызывает никаких сомнений.
Последствия этого мистического поклонения предельно болезненны. И не для одной лишь Украины. Продолжающийся седьмой год подряд кризис индустриальных экономик — яркое проявление масштабных дефектов свободного рынка и прославлявших его теорий. Все это время США и ЕС пытаются "перезагрузить" свои экономики. Однако бремя долгов, накопленных частным бизнесом, так велико, что он никак не может оторваться от финансовых костылей государства.
Стакан воды
Согласно рыночным представлениям, деньги — лучший инструмент распределения всевозможных благ. Ведь кто за них больше платит, тот в них больше нуждается, а купив, удовлетворяет наибольшие потребности. В силу этого полагается, что конкурентная продажа идеально сочетает важнейшие потребности общества и финансовую выгоду производителей.
Отдавая должное указанной логике, приходится отметить, что в целом ряде случаев она серьезно хромает. Так, следуя ей, стакан простой воды должен достаться тому, кто за него больше платит. Но что, если один человек готов отдать деньги, чтобы ополоснуть руку, а второму нечем платить, однако эта вода — его последний шанс на спасение от обезвоживания? Решится ли кто-то сказать, что свежесть рук важнее человеческой жизни? Или деньги в данном случае загоняют ситуацию в тупик, делая ее безысходной, и для предотвращения трагедии надо следовать иной логике?
В не обделенной водными ресурсами Украине этот пример кажется надуманным. Между тем, согласно Всемирному банку, сегодня около четверти населения планеты (1,6 млрд человек) живет в условиях абсолютного дефицита воды. Причем к 2025 г. их число может вырасти до 2,8 млрд, превысив треть всего человечества. Для этих людей доступ к водным ресурсам — вопрос ежедневного балансирования на грани физического выживания. Попытка решить его путем простого взвинчивания цен на воду приведет к тому, что сотни миллионов на этой грани не удержатся.
Плата за плату
Во второй половине 90-х одна из киевских газет сообщила о старшекласснице, которая добровольно ушла из жизни, поскольку не видела возможности поступить в вуз, обучение в котором стало платным, а достаточных средств у нее с матерью не было. В связи с этим возникает риторический вопрос, какую функцию благосостояния "максимизирует" рынок, закрывая дверь высшей школы перед толковыми детьми из небогатых семей?
Провокационность вопроса очевидна, как и то, что общество должно стремиться дать высшее образование не самым обеспеченным, а наиболее жаждущим его и способным. Если это так, то отбор студентов по толщине кошелька их родителей порочен в принципе. Хотя для зажиточных граждан, их чад и финансового состояния вузов ситуация может представляться совершенно иначе.
Независимое внешнее тестирование — попытка непредвзято оценить знания абитуриентов, а не их платежеспособность. К сожалению, его результаты далеко не всегда являются решающими при зачислении в вуз. Денежная катаракта продолжает "максимизировать общественную полезность" экзаменационных комиссий. Гипертрофированные же масштабы платного обучения привели к тому, что из исключения — приема недостаточно подготовленных, но состоятельных студентов — оно стало общим правилом, извращающим общественную ценность высшей школы и принцип интеллектуального отбора ее слушателей.
Искривляющие эффекты рынка еще очевиднее при гипотетическом переводе на платную основу школьного образования. Согласно рыночным резонам, от него должны выиграть многие: дети, получающие доступ к эксклюзивному преподаванию; их зажиточные родители, покупающие — сообразно доходам — услуги лучших учителей; отдельные педагоги и школы, улучшающие свои финансовые возможности; бюджет, избавляющийся от "тягот" содержания школ.
Между тем побочным продуктом такой селекции является рост безграмотных детей в беднейших семьях — благодатная среда для беспросветной нищеты, криминала и социальной агрессии. В Бразилии подобная смесь представлена фавелами — современной иллюстрацией "Отверженных" В.Гюго. Такой результат заставляет усомниться в его общественной ценности. Неудивительно, что рынок образования, его формы, масштабы и сферы действия порождают острейшие дискуссии. Моральный аспект при этом отнюдь не противоречит финансовому: обществу во всех отношениях выгоднее вкладывать в образование, чем в колонии и тюрьмы. Попытки же свести вопрос к бюджетным дефицитам и врожденной неэффективности государства — ложные приемы, маскирующие общественные цели и ценность образования.
Без права на выбор
Направляющая сила денег, возможно, была бы идеальной в условиях совершенного рынка. В этом случае не было бы ни бедных, ни богатых, а структура денежных расходов могла бы ранжировать общественную полезность товаров. Но реальный рынок — не райский сад. На доходах сплошь и рядом лежит печать не только эффективности труда, но и отраслевой (региональной, имущественной, образовательной, политической и т.п.) ренты. Так, в 2012 г. среднемесячная зарплата в Тернопольской области была в 1,4 раза меньше, чем в Киевской, а в Киевской — в полтора раза меньше, чем в Киеве. В условиях совершенного рынка этого не могло произойти в принципе — он бы моментально выровнял условия труда и его оплаты не только в различных регионах Украины, но и в разных странах.
Если не учитывать этих реалий, легко прийти к циничному выводу, что резкое ухудшение социальных и бытовых услуг в украинском селе явилось не следствием беспорядочного дерегулирования, а нежеланием селян за эти услуги платить. Так сказать, "спецификой" деревенских предпочтений, якобы игнорирующих медицинское обслуживание, транспортную инфраструктуру, качество водо- и электроснабжения, канализацию и т.п.
В связи с этим примечательно, что учение о мудром рынке лоббирует не особое регулирование естественных монополий, а их приватизацию. Поскольку их также рекомендуется дробить, на смену сотням государственных монополий идут тысячи монополий частных, с еще худшим внешним контролем над ними. Общественная "ценность" подобных реформ остается загадкой: ведь монопольная рента — это всегда чужие деньги, вынутые из чужих карманов.
Неприкасаемые
Вопрос "слишком больших для банкротства" компаний далеко не нов. Он дебатировался как в середине 80-х, так и в ходе финансового кризиса 1997–1998 гг. Однако системный характер таких компаний, их эффекты масштаба и политическая мощь способствовали тому, что дальше разговоров о феномене "too big to fail" дело часто не шло.
Очаг нынешнего мирового кризиса вновь пришелся на "слишком большой" бизнес: занявшись "переупаковкой" бросовых ценных бумаг с последующей их маркировкой своими высшими кредитными рейтингами, крупнейшие банки США и Европы вогнали в ступор весь глобальный рынок финансов. Причем их деятельность была лишена малейшей невинности. Согласно Bloomberg, с 2008-го по 2013 г. шестерка ведущих банков США (Bank of America, JP Morgan Chase, Citigroup, Wells Fargo, Goldman Sachs и Morgan Stanley) заплатила своим клиентам за манипуляции с ипотечными облигациями и причиненный ущерб 47 млрд долл., еще 56 млрд составили их судебные издержки. Помимо этого, UBS, Credit Suisse, Barclays, RBS и др. были вынуждены выплатить миллиардные штрафы за махинации с базовыми ставками рынка Libor и Euribor.
Между тем, спровоцировав кризис, первыми в очереди за помощью государства оказались те же VIP-структуры. Даже примерные оценки поражают, в сколь масштабной поддержке нуждался загнанный ими рынок.
В США ее предоставление сопровождалось ростом государственного долга с 66,5% ВВП в 2007 г. до 106,5% в 2012-м; в ЕС, соответственно, с 59 до 85,3%; в Японии — с 183 до 237,9%; Канаде — с 66,5 до 85,6% ВВП. Таким образом, спасение эталонных рыночных экономик уже обошлось их налогоплательщикам в почти 15 (!) трлн долл. (без процентов), или примерно 23% мирового ВВП — сегодняшняя Украина такую стоимость способна произвести за 90 лет. Вместе с тем спасательная операция не закончена, и государственный долг развитых стран продолжает пополняться новыми обязательствами.
Должно ли было государство устраниться от роли тягача застрявшего бизнеса? Конечно, нет. Поскольку речь шла не о единичном, а о массовом банкротстве, прямой функцией государства являлось его предотвращение. При худшем варианте развития событий оно должно было минимизировать масштабы рецессии.
Но индустриальные страны не готовились ни к первому, ни ко второму сценарию. Этому немало способствовала доктрина пассивного государства и рыночной самонастройки, к которой они десятилетиями приучали весь мир. Неудивительно, что антикризисные действия США и ЕС дали серьезные поводы для их последующей критики. Однако еще большей критике следовало бы подвергнуть постулаты экономической политики, которая привела к Великой рецессии. Парадоксально, но именно эта тема — за редчайшим исключением — остается на периферии экономического анализа.
В силу этого не теряет остроты вопрос неплатежеспособности системно важного бизнеса. С одной стороны, его нельзя лишать права на банкротство. С другой — приходится учитывать массу сопутствующих условий: идет ли о нем речь во время всеобщего подъема или же спада; какая часть рынка приходится на долю потенциального банкрота; есть ли ему замена и т.д.
Как показал печальный опыт Lehman Brothers, взорвавший мировые финансы, пренебрежение этими нюансами может дорого стоить. Даже если речь идет о торжестве рыночной конкуренции. Думается, что сегодня США — и не только они одни — много бы дали за возможность переиграть историю банкротства Lehman. Но еще больше предложили бы за то, чтобы проблем у этого инвестиционного банка в сентябре 2008-го не было вообще.
Очевидно поэтому двадцатка ведущих экономик (G-20), производящих около 80% мирового ВВП, договорилась о системном ограничении рисков крупнейших финансовых корпораций. Решение вполне логичное: коль скоро их банкротство является непозволительной роскошью, и мировое сообщество берет их под свою защиту, это же сообщество должно усилить контроль над своими избранниками, дабы те не злоупотребляли рыночными преимуществами и не подвергали излишнему риску мировую экономику.
В 2011 г. было принято решение о введении усиленного надзора над 29 банками и финансовыми корпорациями, преимущественно из США и Европы. Насколько результативным окажется этот шаг — большой вопрос, хотя в теоретическом плане ничего новаторского в нем нет. Но планируемая неспешность его реализации — 2012–2019 гг. — рождает подозрение, что указанную инициативу могут провалить стараниями все тех же финансовых гигантов — после того, как государство переберет на себя их безнадежные долги, реанимирует глобальную экономику и вновь заговорят о чудотворной силе нерегулируемого рынка.
Иностранный — не всегда лучший
Рука об руку с неконтролируемым рынком идут неограниченные предпринимательские свободы. Дифирамбы им в экономической среде стали нормой приличия. Причем особая роль отводится международной миграции капитала. Именно с ней, например, связывается процветание развивающихся стран. Сегодня ни один курс по экономике не обходится без ритуального упоминания их зависимости от иностранного капитала, а любая мысль о возможных его ограничениях рассматривается как клиническая аномалия.
Между тем капитал капиталу рознь. Если он создает в развивающихся странах производственные мощности и рабочие места, это одно, и совершенно другое, когда капитал этим странам предлагается в виде кредитов для импорта ширпотреба. Только уже это позволяет говорить о необходимости контроля над ним. Помимо этого, не стоит забывать, что капитал индустриальных стран небезгрешен и у себя дома.
Так, пузырь на рынке недвижимости в США и Западной Европе был ничем не лучше таких же пузырей в Украине, Казахстане, России, Венгрии, Латвии, Румынии, Эстонии и т.д. Более того, во многих постсоциалистических странах эти пузыри до 2009 г. старательно надувались капиталом и усердием западных инвесторов. В этом случае все их хваленые знания и "инновации" свелись к тому, что капитал материнских компаний загонялся на вспухающие рынки недвижимости восточных соседей. Разрекламированные же финансовые технологии и хеджирование (страхование) рисков оказались банальными валютными кредитами, которые массово раздавались на строительство и приобретение недвижимости. Причем хитроумных западных инвесторов нимало не смущало, что все курсовые риски перекладывались на местных заемщиков, не имевших доходов в иностранной валюте.
Во всей этой истории финансовый анализ и экономическая прозорливость ведущих западных банков оказались такими же скверными, как и у их восточных коллег. Председатель правления "ОТП Банка" отметил недавно УНИАН: "Ни одно финучреждение с иностранным капиталом не строило долгосрочной стратегии присутствия в Украине. Международные финансовые группы пришли в страну с целью получения быстрой спекулятивной прибыли. Банки с иностранным капиталом вводили в Украину дешевые ресурсы и выдавали кредиты под завышенные проценты. После финансового кризиса… данная модель перестала работать, поэтому иностранные банки массово покидают страну".
Продолжающиеся на этом фоне призывы международных финансовых организаций и "просто серьезных" экономистов к предоставлению иностранному капиталу неограниченных свобод — только потому, что он иностранный — вызывают искреннее недоумение.
Делай, что я говорю, а не то, что я делаю!
Из-за отсутствия опыта бизнес в чужой стране всегда рискован. Неудивительно, что иностранный инвестор рассчитывает на дополнительные гарантии, включая свободу вывода своего капитала и прибыли. По этой же причине принимающая сторона, если она, конечно, заинтересована в инвестициях, создает им разумный комфорт. Но всегда ли надо распространять свободу оттока и на национальный капитал?
До кризиса экономическая мода была категорична, признавая порочными любые ограничения на движение капитала, независимо от его государственной принадлежности. Для индустриальных экономик, чей избыточный капитал, собственно, и рыщет по свету в поисках сверхприбыли, эти свободы — обязательное условие успеха при пересечении как своих национальных границ, так и границ развивающихся стран. Но у последних ситуация совершенно иная: испытывая острую потребность в технологиях и валюте, они не могут и не должны благодушно взирать на эмиграцию местного капитала.
Его право питаться ресурсами родной страны и бежать из нее при первой опасности — игра на истощение "третьего" мира. Последний к этой "теории" приучают давно и упорно. При этом используются не только "академические" аргументы, но и мощь финансового принуждения международных организаций. Но как только весной этого года речь зашла о стране не "третьего", а "первого" мира, МВФ и ЕС "в порядке исключения" благословили драконовские запреты на отток капитала из Кипра как одно из условий его финансовой стабилизации и предоставления помощи.
Мораль подобной политики вполне очевидна. Но защитники свободного рынка предпочитают не замечать ее двуличия, как и того, что индустриальный мир огородил свой рынок труда частоколом виз и административных запретов, боясь наплыва конкурентной рабочей силы из развивающихся стран. Хотя, согласно их учению, именно она могла бы сегодня снизить чрезмерные производственные издержки в Европе, придав дополнительный импульс ее стагнирующей экономике.
Бегство капитала из развивающихся стран вкупе с внешним блокированием их рабочей силы усугубляет и без того низкую ее фондовооруженность, производительность и уровень оплаты. Но для идеологов свободного рынка это не проблема, поскольку их — "первый" — мир наслаждается многомиллиардными валютными потоками из бедных стран, не отвечая за их стареющее производство, безработицу и нищету. Сколь неплохо живется гражданам "особых финансовых зон" (Люксембург, Лихтенштейн, Андорра, Швейцария, Кипр, Монако, Мальта и т.п.), стало очевидно в ходе мирового кризиса. Как и то, что добровольно расставаться со своим статусом они не намерены.
Согласно устоявшимся взглядам, бегство капитала — результат чрезмерных предпринимательских рисков, взращенных самими развивающимися странами, а бегущий капитал — их невинная жертва. Но является ли жертвой владелец миллионов, который скрывает их за границей, являясь при этом членом парламента (правительства, муниципалитета и т.д.)? Или же это банальное бегство от ответственности за политические льготы, извращенные законы, их избирательное применение, гнетущий бизнес-климат, неконкурентную продукцию, низкие международные рейтинги страны? И чего стоит "теория", оправдывающая это бегство?
Обманчивые формы, ложные ориентиры
Культ малого предпринимательства — особая фишка экономической моды. Технологии, эффекты масштаба и глобальное торжество крупного бизнеса — Boeing, Siemens, Airbus, IKEA, Mitsubishi, Samsung, General Electric, General Motors, Caterpillar, Fiat, Electrolux, Peugeot, Microsoft etc. — ею не учитываются. Налицо погоня за формой в ущерб содержанию. В условиях "капитального" и технологического истощения развивающихся стран она оправдывает и поощряет их деиндустриализацию.
Сотни тысяч киосков, ларьков, палаток, облепившие города и села Украины, без малейшего намека на санитарию и с загаженной вокруг землей — тот самый малый бизнес, которому призывают поклоняться более 20 лет. Этот бизнес — вынужденное (нередко полу- и нелегальное) пристанище миллионов бывших и несостоявшихся инженеров, физиков, химиков, математиков. Их удел — выживание после массовой остановки промышленного производства. Их ходовой товар — китайский и турецкий ширпотреб. Результат деятельности — агрессивное продавливание импорта (часто контрафактного) и личная профессиональная деквалификация. Сплошь и рядом все эти "малые архитектурные формы" — капилляры и сосуды, питающие финансовые потоки, которые уносят из страны значительную часть ее доходов.
Указанная картина — не украинское ноу-хау, а типичный пример деиндустриальной ловушки. Но если это действительно торжество рынка и экономической мысли, то что же тогда кризис? И если это триумф малого бизнеса, то кто из его идеологов поставил своего ребенка к лотку в подземном переходе?
Для успеха необходимы технологии. Размер бизнеса определит конкуренция, а вот без технологий ему не выжить. По свидетельству австрийских экономистов, промышленность их страны во многом зависит от небольших высокотехнологичных компаний, настолько конкурентных, что их продукция востребована Национальным управлением по аэронавтике США (NASA). Значительная доля немецкой промышленности также представлена технологически развитыми малыми и средними фирмами, ориентированными на экспорт. По числу занятых они, возможно, неотличимы от украинских предприятий, а вот в части технологий, продукции и будущего между ними пролегает пропасть.
Экономический аргумент морали
Адам Смит объяснил, что сапожник старательно тачает сапоги не потому, что хочет угодить ими булочнику, а тот печет пышные пироги не из-за мечты порадовать сапожника. В их усердии нет и капли альтруизма. Но, преследуя личные корыстные цели — выгодно продать свою продукцию, они повышают ее качество и благосостояние всего общества.
Социальный выигрыш от эгоизма — феноменальная догадка! Она столь впечатляет, что нравственный аспект в экономике стали относить к разряду досадных атавизмов, вопреки тому, что хозяйственные нормы Запада покоятся на библейской заповеди "не укради", а культ достатка без почитания упорного труда легко уравняет протестантскую мораль и этику разбоя.
При всей кажущейся бездушности хозяйственной жизни она прямо зависит от ткани нравственных отношений между ее участниками. Эрозия этих отношений разрушает основу бизнеса. В США и ЕС уверены, что сегодняшний кризис — кризис доверия. Его питают умышленные пузыри на рынках недвижимости и аферы, подобные финансовой пирамиде Б.Мэдоффа, нагревшего своих друзей и партнеров на 50 млрд долл. Поправ предпринимательскую этику, западный бизнес оказался жертвой собственной всеядности. Фискальная и денежная накачка, которую уже пятый год проводят правительства в США и ЕС, — отчаянная попытка укрепить его дух путем резкого снижения долговых и кредитных рисков. Но залечит ли она надругательство над собственной моралью и верой?
В Европе кризис усугубляют громкие политические скандалы. Речь идет не только о коррупционных разоблачениях. Европейцы негодуют, узнав, что их лидеры уклоняются от уплаты налогов и скрывают свои зарубежные счета (Греция, Кипр, Франция, Италия, Испания). Для рядовых граждан такая свобода движения капитала… аморальна, тем более когда их самих призывают потуже затянуть пояса для преодоления кризиса, к истокам которого они не имеют никакого отношения. Их ярость на улицах Афин, Мадрида и Лиссабона вызвана не столько реформами, сколько несправедливым распределением их финансового бремени. Однако для защитников свободного рынка подобные оценки и реакция — всего лишь досадное "недоразумение".
Аналогичная картина прослеживается и с укрытием капитала в офшорах. В связи с этим премьер-министр Великобритании Д.Камерон был вынужден призвать к налоговому приличию подконтрольные его стране офшорные территории — Виргинские, Бермудские, Каймановы о-ва, Гибралтар, о-ва Джерси, Гернси, Мэн и т.д.
Между тем индустриальный мир демонстрирует и другие достойные внимания примеры. Опрос жителей швейцарской деревушки Вольфеншиссен (2100 чел.), проведенный в 1993 г. относительно размещения на территории их общины хранилища ядерных отходов, показал, что 51% опрошенных поддержат его строительство при наличии соответствующего решения парламента. После того, как в условия опроса было включено положение о денежной компенсации, доля сторонников строительства сократилась вдвое — до 25%. На этот результат никак не повлиял предложенный рост компенсации — до 8,7 тыс. долл. в год на каждого жителя, что намного превышало их среднемесячные доходы.
Согласно всем рыночным резонам, это упорство было совершенно абсурдным. Однако жители объяснили, что ими двигало чувство ответственности, тогда как компенсация смахивала на взятку, а ее предложение — на попытку подкупа.
Был ли прав Адам Смит? Безусловно. Просто его догадка не отменила той очевидной истины, что для общества не всякая корысть полезна, а нравственная составляющая обладает мощным экономическим потенциалом.
О вкусах спорят
Звонить в колокола по рынку глупо. Как было глупо десятками лет отпевать государственное регулирование. Для индустриального мира эта нелепость обернулась глубочайшей рецессией, а для Украины — еще и двумя десятилетиями упущенных возможностей. Если после 1990 г. ее ВВП сократился на 30%, то в Китае он за это время вырос в 8 (!) раз. Причем Пекин никогда не скрывал своей приверженности активному госрегулированию, что не мешало ему закладывать и укреплять основы своего рыночного хозяйства.
Китайские реформы без стеснения игнорируют жесткие неолиберальные догмы. Гибкое сочетание Китаем государственного регулирования и частной инициативы позволило ему преодолеть за 40 лет путь от "банды четырех" до крупнейшего в мире производства компьютеров (Lenovo), разворачивающего сегодня свои мощности в… Соединенных Штатах.
Один из парадоксов рыночного фундаментализма состоит в том, что он в упор не замечает этих успехов, призывая развивающийся мир не обращать на них внимания. Доверяться ли подобным поводырям — выбор личного вкуса. Другое дело, что в таких вопросах о вкусах не только можно, но и нужно спорить.
- Информация о материале
Как милиция запуталась в собственных показаниях (эпистолярная сага с картинками)
Ви любите синематограф? Так как его любит Министерство внутренних дел?
Если вы бывали на мирных собраниях, хотя бы в качестве участника, или как журналист или еще кто-то, вероятно вы замечали похожих один на другого, будто из одного инкубатора, ребят и дядь (почему-то гендерное равенство здесь не срабатывает), которые маленькими видеокамерами снимают событие: ораторов, участников, лицо крупным планом, флаги, транспаранты и неизвестно что еще. Это - милицейские [видео]"топтуны" (бывает возможно, что и не только милицейские, но сейчас - именно о милиции).
Информационному центру "Майдан Мониторинг", который благодаря любезной поддержкеМеждународного фонда "Возрождение" интересуется свободой мирных собраний в Украине, стало, ясное дело, интересно, а по каким правилам, согласно каким правовым нормам и предписаниям это происходит. Откуда "топтун"знает, кого снимать, кого нет, в каком ракурсе, что в дальнейшем происходит с этими видео- или фотоматериалами? Иными словами, как создаются и кому и зачем демонстрируются милицейские фильмы об украинцах, которые реализуют свое конституционное право на мирные собрания.
Итак мы спросили у МВД, существуют ли ведомственные нормативные акты, которые это все регулируют. Нам ответили:
Это мы и сами знаем, поэтому переспросили, так что же все-таки с ведомственными актами самого МВД. И здесь выяснилось кое-что интересное: "киношный акт" в милиции есть, но он имеет гриф ограниченного доступа"для служебного пользования":
Вот так! Акт регулирует не только"кино", но и вообще "основы деятельности" милиционеров на наших мирных собраниях, а его нельзя прочитать? А не нарушает ли это основной принцип правовой определенности, согласно которому каждый имеет право предусматривать следствия своего определенного поведения, то есть иными словами, когда "беркут" еще будет "предотвращать", а когда уже дубинкой "прекращать" и где та тонкая и чувствительная граница между первым и вторым? На наш взгляд - несомненно нарушает. Поэтому мы попросили предоставить нам текст этого, надо понимать, такого же прекрасного, как и неуловимого, документа. Здесь стало еще интереснее:
Упс. Акт был, а вдруг исчез – от него словно остался только неутвержденный проект. А как же быть с предыдущим письмом, где утверждалось противоположное? Ми переспросили еще раз. Милиция "ушла в отказ":
Что делать… Подавать жалобу на отказ в предоставления информации министру. Господин Захарченко, правда, почему-то не ответил, но руководитель управления Департамента общественной безопасности извинился и сообщил такое, что мы даже не сразу поняли:
То есть, в центральном аппарате МВД не знают, действующий акт ли, или не действующий - надо спрашивать в научно-исследовательском институте. Беда.
Здесь, с помощью представителя Уполномоченного ВР по правам человека г. Михаила Чаплыги, МВД получило соответствующий запрос от Омбудсмена: так являются ли наконец действующими те "рекомендации", или не является? Заместитель министра ответил так:
То же самое, в конце концов, подтвердил нам и Департамент общественной безопасности:
Но наиболее интересной оказалась присланная нам копия еще одного документа. Обратите внимание на три волшебных буковки "ДСК":
Три волшебных буковки свидетельствуют, что еще не утвержденные "методические рекомендации" милицейским киношникам и (что еще более существенно) беркутятам-"прекращателям"уже имеют гриф ограниченного доступа "для служебного пользования", то есть увидеть их – не смей.
Дело в том, что согласно Закона "О доступе к публичной информации" (о котором было много нафанфарено как о небывалом "успехе гражданского общества") и в самом деле может быть отнесено к служебной информации информация, "которая содержится в документах субъектов властных полномочий, которые представляют <…> рекомендации <…> и предваряют принятие решений".
То есть, спрятав под грифом "ДСК" этот формально не утвержденный акт, МВД формально ничего не нарушило. И украинцам остается только гадать, может им уже пару лет понемногу не руководствуются, что там было, что дальше будет и чем сердце успокоится.
Основная мораль этой эпистолярной саги, как она нам представляется, такова: очень плохо, когда деятельность власти, в частности и прежде всего - ее силовых структур, не является прозрачной для общества и понятной для него. Можно раздать милиционерам новые красивые и удобные дубинки, гламурнейшие наручники, газовые баллончики с более тонким ароматом, можно наснимать груду роликов соцрекламы о прекрасном гуманном как мать Тереза "беркуте", можно, наконец, переименовать милицию в полицию (или на джедаев и т.п.), но без обеспечения прозрачности, доступности, понятности общественному доверию к Министерству внутренних дел взяться неоткуда. Без вариантов.
- Информация о материале
Страница 1186 из 2102
