Как минимум раз в жизни каждый из нас задавался вопросом о том, куда внезапно исчезают деньги с его мобильного телефона. И если абоненты во всех бедах винят операторов мобильной связи, то те, в свою очередь, сетуют на невнимательность самих пользователей. В реальности с равной вероятностью виноватыми могут оказаться и первые, и вторые.

Когда ошибаются абоненты

Зачастую, в пропажах средств со счета виноваты сами абоненты. В тройке самых популярных способов «обнулить» баланс:

незаблокированная клавиатура

Как бы банально это ни звучало, но наши телефоны, болтаясь в женских сумочках или карманах джинсов, очень любят звонить сами при случайных нажатиях. Заканчиваются такие звонки только когда на другом конце сбросят вызов, или на счету вашего телефона больше не будет денег;

звонки на городские номера

Во-первых, стоимость звонков с мобильного на городской номер, как правило, в несколько раз дороже, чем между мобильными номерами. Они могут стоить более гривны за минуту разговора, о чем многие пользователи забывают. Во-вторых, большинство современных городских телефонных аппаратов оборудовано АОН (автоматическим определителем номера). А при звонке на номер с АОН время разговора отсчитывается с той секунды, когда определяется ваш номер, хотя для вас еще идут гудки. Таким образом, пытаясь дозвониться на городской номер, и пару минут послушав гудки, можно легко расстаться с суммой в 5-10 гривен в зависимости от особенностей тарификации вашего оператора.

Стоимость одной минуты звонка на городские номера у отечественных операторов в зависимости от тарифного плана. По исследованию компании «Простобанк Консалтинг» на 31.07.2013 г.

Оператор

Стоимость звонка на номера фиксированной связи, грн/мин

МТС 

от 0 до 0,75 (3 тарифа )

Киевстар

от 0 до 1,25 (3 тарифа )

life:)

от 0 до 0,69 («Супер life:) 20» )

По данным компании "Простобанк Консалтинг"

обновления мобильного контента

Смартфоны уже давно научились сами «залазить» в сеть за обновлениями программного обеспечения и новыми настройками. И если вы не отключили автоматическую передачу данных, то каждый день ваш телефон может «подъедать» ваш баланс. А стоимость одного мегабайта мобильного интернета у отечественных операторов колеблется от нескольких копеек до 15-ти гривен. 

Стоимость одного мегабайта мобильного интернета у отечественных операторов в зависимости от тарифного плана. По исследованию компании «Простобанк Консалтинг» на 31.07.2013 г.

Оператор

Тип протокола

WAP

GPRS

МТС

15 грн/мб (13 тарифов )

0-10 грн/мб (10 тарифов )

Киевстар

0-15 грн/мб (6 тарифов )

0-10 грн/мб (7 тарифов )

life:)

0-12 грн/мб (3 тарифа )

0-12 грн/мб (3 тарифа )

По данным компании "Простобанк Консалтинг"

Однако самое худшее начинается, если вы решите воспользоваться мобильным интернетом от отечественных операторов за рубежом. Телефон-то найдет настройки сети автоматически, а вот того, что вам пришлют расценки СМС-кой – никто не гарантирует. А стоимость мегабайта мобильного интернета в роуминге может достигать и 100 гривен. Следовательно, просто проверив почту уже можно «попасть» на полтысячи.

Впрочем, и это не рекорд. Украинские СМИ пестрят  историями о том, как абоненты, приехав из летнего отпуска, получали извещение о фантастических суммах долга в 100-200 тысяч гривен за пользование мобильным интернетом за границей. Виной всему – тонкости пользовательских соглашений, согласно которым оператор оставляет за собой право отключать сервис, когда превышен лимит, но это не обязательно. Следовательно, вам могут предоставить услугу в кредит. Хотя стоит отметить, что иногда операторы признают  свои ошибки при выставлении счетов за подобные услуги.

Когда хитрят операторы

изменение тарифов

Самый простой способ оператору мобильной связи поднять себе ARPU (средний доход с одного пользователя) – это сменить тарифный план пользователю. Согласно украинскому законодательству операторы мобильной связи имеют право изменять сами тарифные планы и стоимость услуг, а также переводить абонента на другой тарифный план.

Например, оператор «Киевстар», по информации СМИ, в августе-2013 начал  переводить абонентов нескольких тарифных планов на пакеты «Страна Киевстар» и «Диджус стайл». В результате у одних пользователей мобильной связи этого оператора ежедневная абонплата увеличится на 10 копеек, другие потеряют бонусные 30 минут для звонков на номера других операторов по 0,15 грн/мин. Вместо этого желающим позвонить на номера, отличные от Киевстар или djuice, придется сразу платить по 1,25 грн/мин.

Похожие действия предпринимает и оператор МТС, который повышал стоимость своих услуг в прошлом году. Тогда цена внутрисетевых и межсетевых звонков у этого оператора выросла  на 20-50%. А в январе-2013 по тарифным планам «МТС Первый» и «МТС Свободный» оператор добавил  ежедневную абонплату в размере 0,5 гривен. Абонентам компенсировали это 20-ю дополнительными бесплатными минутами на звонки внутри сети. Но абонплату будут списывать, даже если абонент их не использует.

У самих же украинцев мало рычагов, чтобы повлиять на политику операторов. Даже сменить оператора, если не устраивает его политика, сохранив номер телефона, пока не возможно. Так, общепринятое в Европе положение о MNP (Mobile Number Portability) вступит  в силу в нашей стране только с 20.12.2013 г. В теории регулятор обещает, что любой украинец сможет уже в декабре-2013 бесплатно в течение суток сменить оператора, сохранив за собой прежний номер мобильного. Как же будет реализовано данное положение на практике, и когда операторы будут готовы к массовым миграциям абонентов – неизвестно.

Хорошая же новость для абонентов в том, что операторы мобильной связи обязаны информировать пользователей о грядущих изменениях. «Мы информируем абонентов о любой услуге или любом изменении – на сайте, с помощью рассылки текстовых сообщений, при звонке на номер информационно-справочной службы, и так далее», – рассказывает начальник отдела взаимоотношений с клиентами компании «Киевстар » Владимир Терехов.

«бесплатные» акционные услуги

Сами операторы мобильной связи утверждают, что никогда и ни при каких обстоятельствах не подключают своим клиентам платные услуги без их ведома. «У нас нет такой практики. Абоненты нашего оператора должны сами подключить любую платную услугу», – комментирует начальник пресс-службы life:)  Оксана Рудюк.  

Теоретически это так, однако никто не мешает оператору мобильной связи безвозмездно «подарить» вам некую платную услугу по акции. Пробный период пользования такой услугой может быть бесплатным, а через месяц-другой абонент уже и забудет о том, что у него подключена платная услуга. Пример подобного маркетингового хода, недавно обнародованный  в СМИ –  история с услугой «GOOD’OK» от МТС, которую оператор дарил своим абонентам. Первый месяц она была бесплатной, в дальнейшем же пользователю мобильного приходилось платить от 3 до 12 гривен за то, что вызывающий его человек вместо гудков слушал мелодию.

Минимизируем потери

Общие выводы очевидны. Во-первых, стоит внимательно читать условия договора, который вы заключаете с мобильным оператором. Но и здесь не все гладко. Условия типового договора с оператором МТС можно найти на сайте . Что же касается мобильных операторов Киевстар и life:), то они предлагают ознакомиться с договором непосредственно в своих центрах обслуживания. На сайтах же указана лишь общая информация по тарифам для контрактных абонентов.   

Во-вторых, если вы хотите избежать непредвиденных убытков из-за смены тарифного плана, следует периодически мониторить расценки вашего пакета на сайте оператора. Ведь известить об изменении ценовой политики вас могут любым способом (СМС, информация на официальном сайте или другим), и не обязательно самым удобным для вас.

В-третьих же, стоит деактивировать автоматические обновления на вашем «умном» телефоне и отключать мобильный интернет за рубежом. А кроме того, не забудьте изучить расценки на роуминг, если вы собираетесь пользоваться мобильной связью за границей.

Кроме того, не забывайте блокировать клавиатуру телефона и сведите к минимуму звонки на городские номера.