Отопительный сезон, подготовка к которому, если верить заявлениям членов правительства, активно велась еще с весны, начался далеко не так спокойно, как хотелось бы. В частности, в столице управление магистральных газопроводов «Киевтрансгаз» по поручению Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» 3 октября снизило давление газа на ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 теплопоставляющей компании «Киевэнерго» в связи с задолженностью за газ, которая на 1 октября составила 2,1 млрд. грн. В свою очередь «Киевэнерго» пояснило наличие долга задолженностью потребителей бюджетной сферы и государства. В частности, некомпенсированная разница в тарифах на тепловую энергию составила, по данным компании, 1,6 млрд. грн.
При этом, в остальных регионах Украины ситуация не лучше, ведь средств на компенсацию разницы в тарифах на отопление и водоснабжение в госбюджете попросту нет. Если в 2012 году на эти цели было выделено по факту 14,4 млрд. грн., то в госбюджете текущего года на соответствующие субвенции местным властям средств предусмотрено втрое меньше. Но и эта сумма не финансируется. Согласно последнему отчету Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства о состоянии финансирования по бюджетным программам министерства, по состоянию на начало октября из предусмотренных на 2013 год 5,125 млрд. грн. средств на субвенции местным властям для покрытия разницы в тарифах выделено лишь 211 млн. грн. или чуть более 4% от плана.
При этом задолженность за потребленный природный газ на 1 сентября 2013 года уже составила 17,1 мрлд. грн. Напомним, что ранее Кабмин поручил НАК «Нафтогаз Украины» немедленно ограничивать поставки газа предприятиям, производящим тепловую энергию, при неполных расчетах. В свою очередь «Нафтогаз Украины» потребовал от предприятий теплокомунэнерго (ТКЭ) снизить потребление природного газа, иначе утвержденного на 2013 год правительством на эти цели предельного объема в 6,3 млрд. куб. м. хватит лишь до ноября. А за все, что будет использовано сверх нормы, придется платить по тарифу для промышленных предприятий – в 3,5 раза больше.
В итоге, для решения проблемы текущих задолженностей в сфере теплоэнергетики правительство решило использовать принятый летом закон о казначейских векселях, несколько «покращив» его для этих целей. В частности, на рассмотрение парламента внесен правительственный законопроект №3358, которым предлагается внести изменения в закон «О Государственном бюджете Украины на 2013 год». При этом, по словам главы Минрегионстроя Геннадия Темника, принять законопроект планируется в крайне сжатые сроки – ожидается, что рассмотреть его парламент может уже сегодня.
Согласно законопроекту, предлагается разрешить финансирование с помощью финансовых казначейских векселей не только задолженности госбюджета, существующей по состоянию на 1 января 2013 года, но и возникшей после этого срока, в частности, в сфере компенсации из госбюджета разницы в тарифах на газ и тепловую энергию для населения.
«Учитывая, что задолженность за потребленный природный газ на 1 сентября 2013 года уже составляет 17,1 мрлд. грн., а объем задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию для населения по состоянию на 1 января 2013 года составлял лишь 3,9 млрд. грн., возникает необходимость предоставить возможность предприятиям теплоснабжения погашать казначейскими финансовыми векселями задолженность за потребленные энергоносители не только возникшую на 1 января 2013 года, но и ту, которая возникает в течение текущего года», - отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
При этом основным фактором задолженности предприятий теплоэнергетики за газ названа именно невозмещенная задолженность госбюджета по разнице в тарифах на тепловую энергию для населения, общий объем которой по состоянию на 1 января 2013 года составлял 3,9 млрд. грн., а по состоянию на 1 сентября 2013 года уже достиг 10,6 млрд. гривен. «Это приводит к критическому финансовому состоянию предприятий теплоэнергетики и угрожает срывом отопительного сезона 2013/2014 года во всех регионах Украины, что недопустимо», - отмечается в пояснительной записке.
Как подчеркивают авторы законопроекта, задолженность предприятий теплоэнергетики за импортированный природный газ делает фактически невозможным обеспечение Национальной акционерной компанией «Нафтогаз Украины» потребностей в природном газе льготных категорий потребителей, а также лишает НАК возможности обеспечить своевременные расчеты с поставщиками импортированного природного газа.
Назад в девяностые?
При этом, согласно Постановлению Кабмина от 21 августа «О некоторых вопросах выпуска финансовых казначейских векселей», предприятия теплоэнергетики смогут рассчитываться векселями по задолженности за поставленные энергоносители, в частности, природный газ, а также использовать в виде залога в банках для получения кредита на эти цели. Таким образом, полученные предприятиями ТКЭ в счет покрытия задолженности по разнице в тарифах векселя в итоге скорее всего достанутся НАК «Нафтогаз Украины». Вот только как это улучшит финансовое положение НАК, которая уже практически не в состоянии обслуживать собственные долги, до конца не понятно.
Как отмечает экс-министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко, оплачивая текущую задолженность по разнице в тарифах векселями, правительство пытается лишить предприятия теплокоммунэнерго поводов не проводить платежи и обеспечить текущую оплату счетов. «Это свидетельство того, что правительство понимает, что задолженность, которая по оценкам НАК составляет 17 млрд. грн., не будет погашена и они готовы выпустить векселя, чтобы обеспечить текущую стопроцентную оплату. Векселями они закроют существующую ситуацию, но проблему разницы в тарифах это не решает, она останется нагрузкой для бюджета», - считает Кучеренко.
В том, что выпуск векселей не решит проблемы в расчетах между теплокоммунэнерго и НАК «Нафтогаз Украины» уверен и глава подкомитета по вопросам стратегии развития отрасли и инвестиций Комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Сергей Пашинский. «Векселя – это псевдоденьги и они не решают базовых вопросов. Как векселями рассчитаться с шахтерами по зарплате или с Россией, или с Польшей, или с Венгрией за газ? Это коллапс, потому что для проведения отопительного сезона необходимы не векселя, а тепло, которое производится путем сжигания угля, за который нужно платить не векселями, получения электроенергии, которую мы получаем из угля и атомной энергетики, где мы топливо покупаем у России, и газа, который мы покупаем в России и в Европе. Я не слышал, чтобы одна из стран, которые поставляет энергоресурсы на рынок Украины, согласились брать плату векселями», - отмечает народный депутат.
Теоретически, государственные ценные бумаги можно будет превратить в реальные деньги, но в любом случае в убыток себе, считает старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. «Главная идея – векселя можно будет продавать и покупать. Сейчас рынка еще нет, потому что они еще не выпущены официально. Но ожидается, что дисконт по векселям будет примерно 10%, то есть их сейчас будет продать за 90% стоимости», - считает эксперт.
В то же время старший экономист CASE Украина, старший консультант Киевской школы экономики Владимир Дубровский считает, что дисконт при продаже векселей может быть значительно больше 10%, потому что вероятность выполнения государством своих обязательств сегодня невелика: «Расчет векселями по государственным обязательствам, это такая мягкая форма дефолта, поскольку вексель – это неполноценные деньги и он продается с дисконтом. Это фактически означает, что государство выполняет свои обязательства на сколько-то процентов, а не полностью», - отмечает эксперт.
При этом Владимир Дубровский напоминает, что подобные схемы дорого обошлись украинской экономике полтора десятилетия назад и вполне могут привести к схожим результатам в будущем: «Мы помним еще период 90-х годов, когда такие схемы практиковались повсеместно и привели к тому, что нечем было выплачивать зарплаты бюджетникам, нечем было оплачивать пенсии, поскольку векселями их выплачивать нельзя. Фактически это все есть уже начало дефолта. Если эти векселя будут принимать в уплату налогов или если их будет принимать «Нафтогаз Украины» в качестве расчета за энергоносители, то тогда мы возродим собственно ту же схему «виртуальной экономики», которая тогда довела страну до дефолта. Пока что мы видим все шаги в этом направлении».