Главная
Дорогие противоречия
Обострившиеся политические противоречия Украины и России быстро выливаются в масштабную взаимную экономическую блокаду. Обе страны закрывают свои рынки для продукции соседа. Для РФ, ввиду масштабов внутреннего рынка, такой удар по экономике будет менее болезненный. А вот для ряда украинских предприятий, которые полностью сориентированы на постсоветский рынок сбыта, экономическая блокада РФ закончится летальным исходом.
Большое количество таких предприятий сосредоточены на Донбассе. И потеря российских рынков уже стала ударом для региона.
По данным Директора регионального филиала Национального института стратегических исследований в г. Донецке Юрия Макогона, больше всего пострадало машиностроение (снижение объемов производства более, чем на 40%), легкая промышленность, пищевая.
Эксперт считает, что в случае прекращения в ближайшее время боевых действий экономику Донбасса удастся возродить (вернуться к уровню, который был до начала АТО) не раньше 2016 года. Причем для этого необходимо восстановление экономических связей с Российской Федерацией.
«Если бы сейчас можно было поставить вопрос о том, что будут заморожены эти боевые действия, попытаются найти консенсус, то только в этом случае можно в 14-м году организовать экономико-реорганизационные меры по выведению экономики в более-менее стабильное состояние. Для того, чтобы в 15-м - 16-м году можно было бы вернуться к тому объему производства, какой был. То есть 2 года потеряны полностью», - подчеркнул Юрий Макогон.
По его мнению, для этого экономика Донбасса (как и всей Украины) должна ориентироваться и на восток (Россию, Таможенный союз), и на запад (ЕС, США и др. страны). Отказ от экономического сотрудничества с Россией в значительной мере затруднит возрождение Донбасса. Например, почти 40% внешнеэкономических связей Донецкой области связаны с РФ (в целом по Украине этот показатель составляет более 30%). Есть целые отрасли, которые чрезвычайно зависимы от поставок продукции северному соседу. Прежде всего, это касается машиностроения.
Например, как отметил Юрий Макогон, продукция Новокраматорского машзавода востребована лишь в России и других странах постсоветского пространства. Подобная ситуация и с единственным отечественным производителем тепловозов «Лугансктепловозом» - львиная доля его продукции поступает на железные дороги России, а не Украины.
Что касается предложений по перепрофилированию производства предприятий, ориентированных на российский рынок, то это очень сложная задача, тем более в условиях восстановления экономики.
«Это предприятия, которые работают по своим направлениям десятки лет, у них инженерные, технологические службы, оборудование настроено на выпуск конкретной продукции и они являются успешными в этом деле», - отметил Юрий Макогон.
На перепрофилирование предприятий, переориентирование их на другой рынок нужны колоссальные затраты (особенно с учетом соответствия евростандартам). И все это не будет гарантировать успеха - европейские или американские производители не собираются уступать рынок украинским новичкам.
После обострения отношений не все просто будет и с российскими партнерами. РФ уже подыскивает альтернативу сотрудничества с Украиной в оборонном комплексе. Но, считает Юрий Макогон, перспективы сотрудничества в «гражданских» отраслях сохраняются.
«Мы, безусловно, обречены на векторы сотрудничества и с Европой, и с Россией», - уверен эксперт.
Схожие прогнозы и у харьковского экономиста, эксперта общественного движения «Альянс Республика» Игоря Силинского. Исторически сложившаяся производственные интеграция между предприятиями Харьковской области и восточных партнеров, не позволяет на сегодняшний день допустить единомоментного полного прекращения отношений.
Если посмотреть на показатели внешнеторговых операций предприятий Харьковской области, можно отметить, что, к примеру, за период с января по май 2014 года, по данным ХОГА, экспортных оборот ХО составил 833,6 млн. долл., при этом, экспорт товаров в страны ЕС, хоть и увеличился на 29,8% по сравнению с тем же периодом 2013 года, все же составил всего $148,9 млн. или 17,8% от общего объема экспорта. Доля экспорта в страны СНГ кратно превышает этот Показатель.
По данным эксперта, от разрыва экономических взаимоотношений с РФ на Харьковщине сильнее всего пострадают машиностроительные заводы, а также предприятия производящие продукты растительного происхождения, минеральные и готовые пищевые продукты.
Экономист считает, что смещение направленности экспортных потоков - вопрос средне и долгосрочной перспективы, очень серьезных затрат на модернизацию производств, на выход на рынки западных стран и т.д.
«Многие предприятия - экспортеры в принципе окажутся под угрозой полной остановки текущей деятельности, а это - тысячи рабочих мест», - резюмирует Игорь Силинский.
Если обобщить потери во всеукраинском масштабе, то, по данным Минэкономразвития Украины, объем экспорта украинских товаров и услуг в Российскую Федерацию уже сократился на 24%. Министерство аграрной политики и продовольствия зафиксировало 35%-ное падение экспорта украинской агропродукции в РФ. И если сейчас не осознать, что переориентация на сытые мировые рынки займет многие годы и не перестать рушить многолетние связи с Россией, Украина с нынешнего экономического дна выберется очень не скоро.
- Информация о материале
Государство и переселенцы: безразличие и люди?
Опасаясь за свою жизнь и безопасность, тысячи людей, оказавшихся в зоне АТО, оставляют почти все, что у них есть, и переезжают жить в другие регионы Украины. Часто в полную неизвестность, преодолевая огромное количество опасностей и страхов. На волонтера сегодня в этой связи смотрят с надеждой. Потому что он всегда на передовой. На государство — с опаской. Ибо непростительно долго раскачивается.
К тому же, последние обращения СНБО к жителям оккупированных городов покинуть свои жилища, а их только в Донецке более 750 тысяч (всего же около 3 миллионов), без уточнения — куда выезжать и кто им при этом может помочь, говорит о главном: государство не осознало масштаб проблемы, с которой столкнулось, и до сих пор не скоординировало свои действия.
Сразу скажу, что активность и неравнодушие обычных украинцев по отношению к своим попавшим в беду согражданам впечатляет и вдохновляет. Названия общественных организаций уже давно и громко прозвучали в медиа. Донбасс SOS, Крым SOS, Восток SOS сопровождают своих подопечных из оккупированного города до кабинета социальной службы, где люди могут обратиться уже за официальной помощью. Множество неизвестных простых украинцев помогают переехать, обустроиться и хоть капельку почувствовать себя как дома часто незнакомым людям, волей обстоятельств вынужденным покинуть оккупированную территорию или зону военного конфликта.
Тем не менее, масштаб проблемы таков, что ее немыслимо решить только волонтерскими усилиями. По данным УВКБ ООН в Украине, на 5 августа количество вынужденных переселенцев уже перевалило за 117 тысяч. Уменьшения потока переселенцев с востока в ближайшее время ожидать не приходится, поскольку военные действия в зоне АТО продолжаются. Во многих городах Донецкой и Луганской области не только опасно находиться из-за обстрелов и преступлений террористов, но и нет элементарно необходимых вещей для жизни — воды, еды, газа, света...
У проблемы переселенцев есть не только количественное, но и временное измерение. И хотя покидающие свои дома люди надеются, что это ненадолго и что они вот-вот туда вернутся, на самом деле подавляющее большинство из них находятся вдали от дома уже по нескольку месяцев и все больше понимают, что в ближайшее время возвращаться им будет некуда.
Даже если военная фаза операции на Донбассе завершится, неизвестно, сколько времени уйдет на окончательное восстановление порядка. Как долго займет восстановление разрушенных домов, школ, магазинов? Сколько времени и средств понадобится на восстановление инфраструктуры и промышленности? Ответ на вопрос, сколько лет продлится оккупация Крыма, найти еще сложнее. Но жизнь вынужденных переселенцев на это время не останавливается. Им нужно растить детей, учиться, работать и быть полноправными членами общества, особенно если их пребывание вдали от родных мест затянется на годы.
Украина — не первое государство, столкнувшееся с массовой миграцией населения вследствие оккупации части территории и/или военного конфликта. В международной практике различают беженцев, то есть граждан, решивших искать безопасности за границей собственного государства, и внутренне перемещенных лиц (или вынужденных переселенцев), то есть тех, кто решил не покидать территорию собственного государства. Ответственность за создание условий, в которых права вынужденных переселенцев будут защищены наравне с правами всех граждан, но с учетом особых потребностей, возникших в результате внезапного переезда, полностью ложится на государство, чьими гражданами они являются.
Казалось бы, очевидно, что, несмотря на множество стоящих перед страной вызовов, государство за несколько месяцев проведения АТО все-таки уже должно было создать законодательную базу для защиты прав переселенцев. Определить или создать орган государственной власти, который будет решать текущие проблемы, а также предлагать долгосрочные решения, связанные с пребыванием вынужденных переселенцев в местах временного проживания и их возвращением домой. Вести учет переселенцев, разъяснять жителям страны различные аспекты проблемы вынужденного переселения, привлекать внутренне перемещенных лиц к разработке решений их проблем. Однако ни специального закона, ни органа исполнительной власти пока нет.
В то же время, было бы несправедливым сказать, что государство вообще ничего не делает в вопросе переселенцев. Действительно, при Государственной службе чрезвычайных ситуаций создан координационный штаб для решения социальных проблем переселенцев. Работают его региональные представительства. В областях, прилегающих к зоне АТО, созданы транзитные пункты для переселенцев. Большое количество граждан получили временное жилье в санаториях и домах отдыха, находящихся в государственной собственности.
Существует государственная горячая линия и государственный информационный ресурс для желающих выехать. Есть постановления Кабмина и регуляторные акты министерств, направленные на решение некоторых проблем (таких как перевод детей в детские сады и школы, поступление в вузы, выплата пенсий). Но скоординированной государственной политики по отношению к вынужденным переселенцам в Украине нет. Уже хотя бы потому, что обращение СНБО к гражданам абсолютно оторвано не только от реальности — ну как вообще и куда можно сразу вывезти три миллиона людей, — но и от какой-либо информации, каким образом можно выехать хоть части людей и куда при этом обратиться.
С вопросом, почему так произошло, ZN.UA обратилось к первому вице-премьеру, министру региональной политики и ЖКХ Владимиру Гройсману.
— Очевидно, что наша страна еще никогда не сталкивалась с подобными проблемами. Процесс организовывался Кабмином с колес. Мы работаем и учимся. Делаем ошибки и исправляем их. Уже два месяца работает штаб при Государственной службе ЧС, куда входят представители министерств. Создан ситуационный центр "101", куда можно позвонить и получить всю исчерпывающую информацию.
Если человек принимает решение выехать, у него есть два пути — самостоятельно выехать или воспользоваться пятью коридорами и пунктами пропуска. Там можно переночевать и также получить полную информацию. Оттуда же человек может быть доставлен туда, куда ему необходимо.
Для того же, чтобы сориентироваться, куда ехать, где жить и определить ребенка в школу или детский сад, с 10 июля работает электронный ресурс для граждан http://vpo.gov.ua.Там достаточное количество предложений для расселения в разных областях Украины. Мы масштабно презентовали его в медиа. Наверное, было бы правильно, если бы средства массовой информации помогли нам и разместили постоянные тематические баннеры на этот счет. Там же полная информация о том, как найти работу, пусть даже не по специальности, не высококвалифицированную, а временную.
В отношении социальных выплат, переведения пенсий и прочего — отлажен механизм на уровне министерства социальной политики. То есть, система работает. Идеальна ли она? Думаю, что нет. Но, опять-таки, мы стараемся и без сожаления расстаемся с теми чиновниками, которые проявляют равнодушие.
Сегодня важные задачи — 1 сентября и расселение людей на период холодов. Конечно, надо надеяться на лучшее, но быть готовым к худшему. У нас по стране зарезервировано 3,5 тысячи жилых объектов. По ним уже готовы паспорта и 80% рапортуют о том, что готовы к зиме. Уже есть поручение создать совместную комиссию ГосЧС и ГАСК. Наши специалисты в ближайшее время выедут на места и подтвердят или опровергнут эту информацию.
Как вариант, на уровне штаба и правительства рассматривается и предложение о том, что вместо строительства воздушных замков и обещаний людям нового жилья пойти реальным оперативным путем и компенсировать временным переселенцам аренду жилья. Однако тем, кто действительно в этом нуждается и не может самостоятельно платить. Да, не в столице, в каких-то маленьких городах, зато стопроцентно.
Теперь самое главное — практически уже создан специальный отдельный центральный орган исполнительной власти, который будет заниматься проблемами переселенцев. На самом деле существующий штаб как временный оперативный механизм хорошо ли, плохо ли, но уже выполнил свои задачи. Нам потребуется не больше недели для того, чтобы у этого органа появился руководитель, — заключил Гройсман.
Безусловно, ответственность за ситуацию с переселенцами с Кабмином разделяет парламент.
Очень показательна в этом смысле ситуация с принятием закона, призванного защитить права переселенцев. Несмотря на то, что массовый переезд из Крыма на материковую часть Украины начался еще в марте, первый законопроект №4998 "Про забезпечення прав і свобод внутрішньо переміщених осіб" авторства Владимира Арьева был зарегистрирован в парламенте только 3 июня. Текст законопроекта был доработан при участии правозащитников и активистов организаций, занимающихся вопросами вынужденных переселенцев, и 19 июня Рада должна была вынести его на голосование. Абсолютно неожиданно для всех участников процесса в течение 52 секунд без обсуждения в первом чтении и в целом был принят законопроект 4998-1 авторства депутатов Валерия Пацкана и Сергея Соболева. Проект Арьева даже не рассматривался. В нарушение норм регламента законопроект 4998-1 не прошел необходимых парламентских процедур, а скорость его рассмотрения в зале была едва ли не рекордной.
Нарушение норм регламента при его принятии — далеко не единственная проблема этого законопроекта. Ознакомившись с его текстом, сложно отделаться от впечатления, что львиная его часть посвящена не столько защите прав переселенцев, сколько регулированию процедур выдачи и отмены удостоверения "вынужденного мигранта". Также интересен момент, что человеку могут отказать в выдаче удостоверения, если "отсутствуют обоснованные причины" для того, чтобы покинуть место своего жительства. Но кто и как будет решать, какие причины являются обоснованными? Если снаряд попал в твой дом — это обоснованная причина? А если в соседний — то уже нет? А если твой дом цел, но на твоей земле хозяйничают оккупанты?
Неправительственные организации, работающие в сфере защиты прав человека, раскритиковали законопроект за декларативность (законопроект даже не предполагает выделения государственных средств на его реализацию) и за то, что он не содержит процедур, которые помогли бы вынужденным переселенцам адаптироваться на новом месте. Обязательство разработать эти нормы возлагается на Кабмин, что как правило, ведет лишь к тому, что вопрос откладывается в долгий ящик.
В результате, прислушавшись к мнению общественных организаций, президент вернул законопроект в парламент с предложением его отклонить. Вопрос преодоления вето президента был внесен в повестку дня 24 июля, но развал коалиции и громкое заявление премьер-министра об отставке так и не позволили парламентариям рассмотреть его. Голосование состоялось только 12 августа, вето преодолено не было, и закон был отклонен. В Администрации Президента сейчас работают над другим законопроектом, в написании которого принимают участие эксперты международных и украинских правозащитных организаций, а также организаций переселенцев. В ближайшее время он должен быть зарегистрирован в парламенте. Остается лишь надеяться, что его принятие не затянется надолго, ведь его отсутствие значительно усложняет адаптацию на новом месте сотням тысяч граждан. Бюрократическая машина неповоротлива и зациклена на себе, она просто не в состоянии адекватно реагировать на проблему.
Наверное, можно было бы пойти и другим — коротким путем, о котором также сообщил ZN.UA Владимир Гройсман. Не дожидаясь большого громоздкого закона, принять постановление Кабмина, где существенно упростить и ускорить процедуру регистрации, а также определить статус и документ (справку), который бы реально помогал человеку, попавшему в экстремальную ситуацию, дрейфовать в кабинетах власти, а чиновнику указывал на приоритетность решения его проблем.
Пока же многие проблемы переселенцев остаются либо нерешенными, либо по ним принимаются полумеры. Например, министерство образования упростило процедуру перевода студентов из Крыма в вузы на материковой части Украины, но к студентам из зоны АТО эти правила неприменимы, и от них требуют полный пакет документов, который зачастую собрать невозможно, потому что в университетах обосновались террористы.
Нерешенным остается вопрос увольнения людей с места работы в зоне АТО, что необходимо для получения пособия по безработице — хоть какого-то источника дохода для людей, оказавшимся вдали от дома без денег и работы. Вопрос перерегистрации бизнеса без регистрации места жительства решить невозможно, но переселенцы зачастую живут, не оформляя регистрации, особенно если они проживают в квартирах волонтеров и вынуждены часто переезжать. Далеко не всем посчастливилось найти бесплатное жилье, а денег выделенных Кабмином на эти нужды, явно недостаточно. Список проблем можно продолжать.
Ни для кого из украинцев не секрет, что наше государство унаследовало советские традиции управления. В результате существует множество запутанных и бессмысленных бюрократических процедур, которые создают большие сложности для переселенцев. Обычно граждане отвечали государству тем, что эти процедуры обходили всеми возможными способами, но никогда еще не было такого, чтобы так много граждан столкнулись с одинаковыми проблемами одновременно.
И если сейчас им не помочь, не проявить участия, мы рискуем получить очередной социальный взрыв и раскол, а не единую Украину. Что на фоне еще продолжающейся АТО может окончательно подорвать наше и без того расшатанное государство.
- Информация о материале
Что такое Новороссия и как с ней быть
Слово "Новороссия", которое почти не звучало в Украине в предыдущие годы, в последнее время упоминается пророссийскими и российскими политтехнологами, как заклинание. Похоже, это понятие надолго вошло в антиукраинский политический дискурс. При этом, многие в Украине совершенно не понимают, откуда эта самая мифическая Новороссия взялась. Ведь заговорили о ней только в 2014 году, а до того зачастую и слова-то такого не знали.
Откуда оно взялось, и что такое на самом деле "Новороссия"? Насколько перспективна она, как проект?
Уже сам факт массированного вброса в украинское медиапространство этого термина говорит об искусственности его происхождения. Несколько лет назад это слово практически не употребляли. Даже программа Word, в которой автор набирал этот текст, подчеркивает слово "Новороссия" красным, как незнакомое.
Статьи о Новороссии стали множиться в интернете, как колонии бактерий, только после памятного заявления Владимира Путина 17 апреля, которого вдруг посетила мысль, что южные области Украины были присоединены к ней большевиками "несправедливо".
В 2004 году мятеж региональных элит Юго-восточных областей, утративших власть и собравшихся на съезд в Северодонецке, также, как и теперь, привел к политическому кризису и всплеску сепаратистских настроений в Украине. Однако, призрак Новороссии в то время вызывать никто не додумался.
Контрреволюционеры намеревались провозгласить так называемый ПиСУАР — Юго-восточную автономную республику. Совершенно очевидно, что термин "Новороссия" является куда более благозвучным и удобным в использовании, нежели ЮВАР (а тем более ПСАР или ПСУАР), однако его словно не существовало.
Даже самые радикальные идеологи юго-восточного сепаратизма практически не обращались к нему при разработке своих деструктивных планов.
Например, известный противник украинской государственности и симпатик донецких сепаратистов Владимир Корнилов в качестве прообраза государственности Юго-востока Украины всегда воспевал ДКР — Донецко-Криворожскую республику, которая простиралась у него аж до Херсона.
Не признавали никакой Новороссии долгое время и нынешние члены "правительства ДНР". Донецкие сепаратисты, как известно, начали свою активную деятельность еще в 2006 году, когда была основана общественная организация "Донецкая республика", символика которой стала впоследствии символикой ДНР.
Как следует из брошюр, которые в то время распространялись сепаратистами, тогда их целью было создание Донецкой Федеративной Республики (!!!) на территории почти всего Юго-востока. Но вот узнаваемой организации или массового движения с названием "Новороссия" в Украине до 2014 года не было.
Налицо очевидный логический вывод — если бы проблема так называемой Новороссии, как отдельного, самобытного региона, действительно существовала, она проявилась бы гораздо раньше. Но глашатаи Кремля стали употреблять слово "Новороссия" только после того, как из России пришла соответствующая отмашка.
Сегодня бренд "Новороссия" активно раскручивается при помощи соответствующих пиар-технологий, например, через рекламные вирусы. В сети для таких искусственно внедряемых концепций употребляется название "forsed meme", то есть, некий мем, который искусственно и навязчиво продвигается среди пользователей.
Именно так сепаратисты распространяют соответствующие агитационные материалы, печатают газету "Новороссия", тиражируют придуманную ими символику несуществующего образования. Термин активно внедряется в обиход, буквально навязывается целевой группе.
Делается это понятно для чего. Новороссию вспомнили (а фактически — придумали заново) затем, чтобы обеспечить ложную самоидентификацию жителей Юго-востока Украины, оправдать навязываемую им идею региональной розни и создать новую национальную идентичность, альтернативную украинской.
До последнего времени попытки России и ее украинских сателлитов разжечь сепаратизм на Юго-востоке Украины стабильно терпели крах. Что не удивительно, ведь что предлагалось жителям условно пророссийских областей?
Считать себя русскими?
Но они очевидно не являются русскими. Во всех социологических опросах и переписях населения, жители юго-восточных областей в большинстве своем называли себя украинцами, за исключением Крыма. Более того, в сельской местности люди в основном говорят на украинском языке и суржике.
Бороться за автономию в составе Украины?
Но какую? ДНР, ДКР, ПиСУАР? Все это явно провальные идеи. Все вышеперечисленные проекты выглядят абсолютно беспомощно и не имеют никакого идеологического фундамента.
Автономия украинцев в украинском национальном государстве?
Это явный абсурд. Люди в Харькове и Днепропетровске крутили пальцем у виска, заслышав о том, что кто-то собирается включить их в некую "Донецкую республику".
Слепить хоть что-то удобоваримое из ДКР у ее популяризаторов так и не вышло в виду изначальной убогости материала. Стало ясно, что для того, чтобы в самом деле расколоть Украину и серьезно расшатать ее государственность, нужно что-то другое.
Такой альтернативой и стала "Новороссия".
Этот проект, по признанию отдельных политтехнологов, косвенно принимавших участие в его разработке, возник следующим образом.
Большинство российских маркетологов-криэйторов, как и все россияне, знают историю Украины только в российской интерпретации. То есть, фактически черпают свои знания о нашей стране из тех материалов, которые создавались до них такими же российскими пиарщиками. По этой причине они искренне убеждены, что Украина — искусственное государство, придуманное в австрийском генштабе назло России, чтобы "ослабить и расколоть русский мир".
Исходя из этого представления об Украине, они считают ее не страной, а удачным пиар-проектом, и свою работу строят на том, чтобы построить такой же искусственный проект внутри самой Украины. То есть выдумывают Новороссию и "новоросов".
Сейчас этот проект воплощается лишь на начальном этапе, но уже в скором будущем мы все станем свидетелями его дальнейшей эволюции.
Следующий ход — постепенное внедрение нового тезиса, что братьями русских и белорусов всегда являлись именно новоросы, а вовсе не украинцы, которые всегда были скрытыми врагами и иудами.
Собственно, в этом тоже нет ничего нового. До настоящего времени Москвой продвигалась фактически эта же концепция "хороших и плохих украинцев", в которой плохими были объявлены жители Западной Украины, а хорошими — все остальные. Но эта теория потерпела очевидное поражение, и после двух Майданов границу "хорошей Украины" пришлось отодвинуть подальше на юго-восток.
Исторический фундамент проекта "Новороссия" крайне ничтожен, что подтвердит любой не ангажированный Кремлем историк. Полноценной самобытной земли или республики с таким названием никогда не существовало.
Это подтверждается хотя бы тем фактом, что герб и флаг Новороссии пиарщики выдумали только в этом году. Причем, выдумали с явной издевкой, так как знамя Новороссии какой-то остряк просто передрал у американских конфедератов, подчистив с него фотошопом звезды.
Получается как бы ремейк американской войны Севера и Юга, в которой сепаратисты украинского Юго-востока с подачи неизвестного шутника выступают под флагом американских южан-работорговцев.
У Новороссии не существует ни исторической столицы, ни исторических границ. Каждый очерчивает ее абстрактную территорию на свое усмотрение, в зависимости от политической конъюнктуры и собственной фантазии.
Даже в лагере "новоросов" не существует единого мнения по поводу того, где начинается и заканчивается этот кусок земли. Да и как это определить?
Отдельного этноса, ареал обитания которого мог бы обозначить границы Новороссии, не существует. В разные годы на разных картах ее рисовали абсолютно от фонаря, как пятна на тесте Роршаха.
Вот, к примеру, карта, нарисованная членами организации "Донецкая республика" в 2006 году, и напечатанная в их брошюре. Тут Новороссия занимает относительно небольшой кусочек украинской земли возле Николаева и Одессы, а на большую часть ее территории претендует некий топографический уродец под названием ДФР.
А вот за спиной у Павла Губарева - более современная карта 2014 года. Здесь в состав Новороссии каким-то неучем безосновательно включена Слобожанщина, а также Крым, к этому моменту уже оккупированный Россией.
В Москве это хамство быстро заметили, объяснили сепаратистам, что с Крымом парни, что называется, "попутали рамсы". В Донецке отреагировали быстро, отказавшись от территориальных претензий к РФ. Карту решено было переделать. В газетах "Новороссию" публиковали уже без Крыма.
Откуда на самом деле взялось название "Новороссия"?
Так именовали Северное Причерноморье, присоединенное к Российской Империи в результате русско-турецких войн. Название собирательное, и относилось не только к землям южной Украины, но и к южным землям РФ (Кубань).
Новороссия, то есть "Новая Россия" - это дань тогдашней моде. По этому принципу называли свои колониальные владения все европейские страны. Так появились Новая Англия, Новая Каледония, Новая Зеландия, города Нью-Амстердам (позже переименованный в Нью-Йорк) и Новый Орлеан.
Все эти топонимы, разумеется, не фиксируют никакого исторического права первообладателей на эти земли, и являются лишь своеобразными памятниками колониальным завоеваниям. Термин "Новороссия", впрочем, не прижился, так как эта область была сразу же включена в границы Российской Империи.
Разумеется, люди, которые жили в этом диковинном краю, не подозревали о том, что они живут в Новороссии, и продолжали именовать свои земли на старый лад - Украиной, Запорожьем или Кубанью.
Новороссия никогда не вела национально-освободительной борьбы, не требовала автономии. Даже в Гражданскую войну, когда республики-однодневки множились, как инфузории, Новороссия никак не напомнила о себе. На ее территории возникали и умирали Одесская республика, ДКР, УНР, республика Гуляй поле, Донская казачья область, но провозглашать независимость Новороссии никому в голову не пришло. Даже батька Махно называл свою армию Украинской Революционной Повстанческой Армией, но никак не армией Новороссии.
Необходимо все же признать, что выдумка политтехнологов Кремля, несмотря на всю свою фантастичность, является перспективным брендом, который может ожидать успех. В отличие от курьезной Донецкой республики, от которой за версту веет Полиграфом Полиграфовичем, "Новороссия" вызывает у соответствующей публики романтические ассоциации.
Для пророссийской части украинского населения она вполне может стать равноценной альтернативой бренду "Майдан", также символизирующему новую жизнь и надежду на перемены. Очевидно, владельцы бренда вскоре смогут сделать немалый гешефт на продажах футболок, магнитиков, брелоков и ручек в России.
Само слово "Новороссия" состоит из двух слов, вызывающих позитивные ассоциации у жителей Востока — это, собственно, слово "Россия", которая всегда своя и родная, и слово "Новая", которое как бы отметает все недостатки России старой и обещает позитивные перемены.
Этот термин также понятен и удобен для Запада, так как говорит по сути сам за себя. Для европейцев вся история Украины — темный лес, поэтому они вполне могут принять на веру новороссийские сказки, не особо разбираясь в их происхождении.
Насколько успешным окажется проект "Новоросссия" в конечном счете будет зависеть от самих украинцев. Кремль сделал правильный ход — он предложил Юго-востоку Украины, в целом недовольному уровнем жизни, новый, альтернативный путь.
Если окажется, что Майдан не добился поставленных целей, не перезагрузил государство, не привел к реформации, многие разочаровавшиеся станут все больше поглядывать в сторону соблазнительных московских коврижек.
Ведь проект "Новороссия" также предлагает радикальную перезагрузку государства. И пускай за этой упаковкой скрываются все те же старые бандиты и казнокрады, многие могут купиться на яркий красный фантик, перевязанный синей ленточкой.
Ничего нового, обычный маркетинг.
- Информация о материале
Агрессия Кремля. Экономические мотивы Путина
Сегодня многие спрашивают себя или пытаются найти в медийном пространстве ответ на вопрос: какова конечная цель Путина относительно Украины? В чем его истинный мотив? Есть много мнений по этому поводу. Преимущественно они объясняют поведение Кремля сквозь призму истории, внутренней и внешней политики или геополитики.
Кремль, мол, пытается доказать мировым лидерам, что Украина остается в сфере его влияния. Или например: как бы там ни было, Кремль хочет как минимум "нейтрализовать" Украину, не допустив ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС и заблокировав ее вступление в НАТО.
Однако, по моему мнению, такая информация однобока и порой совершенно искажена. Не хватает сведений о том, что происходит с экономикой России на фундаментальном уровне и как это влияет и будет влиять на политику Кремля на всех ее участках - во внутренней и внешней плоскости, в геополитической игре.
Итак, приведу несколько ключевых тенденций, о которых надо знать.
Россия в зоне охлаждения
В мае 2012 года граждане РФ в очередной раз избрали Владимира Путина президентом. Не в последнюю очередь их ожидания были разогреты предвыборными обещаниями по увеличению зарплат, пенсий, инвестиций в гражданскую инфраструктуру, финансирование оборонного комплекса и т.д. Эти обещания просчитывались в Кремле на ожиданиях, что экономика будет расти как минимум на 5% в год.
Но дела пошли наперекор планам Кремля. С 2012 по 2014 год включительно каждый следующий год имел худшие показатели роста, чем предыдущий. Если в 2011 году экономика выросла чуть больше 4%, то в 2012 году - всего на 3,5%, а в 2013-м - только на 1,3%.
Что же касается этого года, то даже перед санкциями (перед тем вводились еще в ответ на аннексию Крыма и которые вызывали только шутки) ожидания были в диапазоне от нуля до 1%. После трагедии с самолетом Malaysia Airlines прогнозы скатываются все дальше вниз.
Таким образом, из-за макроэкономического "охлаждения" обещания Путина остаются пустыми, поскольку их выполнение откладывается. Есть часть обещаний, которые были выполнены, но за счет региональных бюджетов, которые, не имея дополнительных источников дохода, были вынуждены увеличивать свой долг для финансирования таких расходов. Стремительно растущая долговая нагрузка на регионы сейчас решено попытаться сбалансировать с помощью нового налога.
Что же касается реальной жизни, то охлаждение российской экономики уже проявилось в напряженности на рынке труда.
Уже в 2013 году поступало больше и больше новостей из России о сокращении штата негосударственных предприятий из-за снижения спроса на продукцию. Но каждый раз правительство РФ находило убедительные слова в разговорах с собственниками о сохранении "социального равновесия". На так называемом микроэкономическом уровне Кремль пытался избежать неприятных тенденций, то есть всячески демонстрировал социальную направленность.
Но на макроэкономическом уровне эти шаги имели один результат - ухудшали способность экономики РФ адаптироваться к новым условиям, которые складываются в мире.
Сейчас официальная российская статистика говорит, что занятость в целом по экономике улучшалась в течение последних нескольких лет, а безработица, соответственно, снижалась - в июне 2014 года до 4,9%. Это даже ниже показателей докризисных 2007-2008 годов - тогда экономика была на уровне 6%.
Такая комбинация - снижение безработицы и долговременное снижение темпов роста экономики - говорит о договоренности политических и бизнес-лидеров страны по поддержанию недееспособной экономической модели. Такое себе "принуждение к стабильности".
"Экономика РФ в рецессии". Запрещенная фраза
Власть всячески демонстрирует неприятие словосочетания "экономика РФ в рецессии". Казалось бы, что здесь такого? Но факт остается фактом - власти РФ почти тотально вытеснили его из медиапространства. Даже экономические журналисты и экономисты инвестбанков подчиняются этому табу.
Экономика РФ официально оказалась в рецессии во втором квартале 2013 года. Об этом в то время сообщила Федеральная служба государственной статистики РФ, показав "в минусе" два квартала подряд. Однако уже осенью эта информация была обновлена - данные пересчитали с учетом "обновленной методики" – таким образом, что факт рецессии просто исчез.
Перед этим "исчезновением" я имел разговор с коллегой-экономистом из Москвы, работающим в одном из крупнейших инвестиционных банков страны, который контролируется государством. Ответ на вопрос, почему компания не обращает внимания на официальную статистику о рецессии, была такая: мол, статистическая служба имеет неправильный метод расчета. И действительно - со временем эта "брешь" была устранена.
Вывод: Кремль является очень уязвимым в отношении всех проявлений негативного оценивания результатов его работы.
Даже сегодня, после публикации данных о ВВП во втором квартале 2014 года, очевидно, что теперь Кремлю трудно будет избежать официального объявления о рецессии. Но в очередной раз срабатывает табу, и в обиходе появляется фраза "техническая рецессия" (якобы это казус, не стоящий внимания).
На мой взгляд, фундаментальная проблема российской экономики заключается в долговременной потере конкурентоспособности из-за таких факторов, как политический популизм, расширение государственного сектора и, соответственно, сужение частного.
Высокие цены на энергоресурсы - нефть и природный газ - стали тем инструментом, который позволил этому случиться. Неэффективность стала нормой экономики. Алексей Улюкаев, министр экономразвития РФ, публично и довольно эмоционально признал это в своем выступлении на российском "Давосе" в Санкт-Петербурге, заявив, что "мы потеряли контроль над управлением расходами".
Говоря "мы", российский министр имел в виду всю экономику. Вместе со всем вышеприведенным это негативно отражается на инфляции, которая превышает 7% и является недопустимо высокой для РФ. Почему? Потому что основные торговые партнеры РФ - ЕС и Китай - имеют инфляцию в разы меньшую. Такая разница в инфляции является и будет оставаться бременем для экономики РФ в целом. С течением времени, если не провести кардинальные экономические изменения (читай, реформы), конкурентоспособность будет страдать, а зависимость от экспорта энергоресурсов будет расти.
Геополитический кризис как прикрытие
Проявлениями экономического кризиса в РФ являются все без исключения запреты в отношении импорта продукции из Украины и других государств.
Нам говорили осенью прошлого года, что они внедряются для блокировки нашего движения в Европу. На самом деле это - не что иное, как скрытый торговый протекционизм страны, которая страдает от более конкурентоспособной импортируемой продукции.
В конце концов, ярким проявлением экономического кризиса в РФ является динамика рейтингаподдержки Путина, который в течение 2013 года был дважды - в январе и ноябре - на историческом минимуме (!) в 24 пункта. Поскольку он олицетворяет власть в РФ, то, соответственно, у Кремля в конце 2013 года напрочь отсутствовал политический капитала хотя бы для начала длительных экономических реформ, которые среди прочего осуществят необходимую макроэкономическую коррекцию.
Идеология и мировоззрение Кремля не предполагают, что он прибегнет к либеральных методов реформирования экономики. Выбор пути реформ является отражением сущности российской власти.
Ничто так не популярно среди граждан РФ, как обуздание внешних врагов, которые мешают развитию национального величия.
Более того, нынешний геополитический кризис привел к расширению пространства российской власти для маневра внутри страны.
Поэтому аннексия Крыма и проект "Новороссия" стали тем инструментом, который - так же, как войны в Чечне и Грузии, - быстро поднял рейтинг Кремля до сногсшибательно высоких уровней.
Рост патриотизма и консолидация вокруг Кремля среди граждан РФ позволяют более мягко продвигать идею "покупай российское", даже если оно менее качественное.
Кроме того, центральный банк РФ, сдерживая нежелательную стремительную девальвацию рубля, все же уже дал ориентир рынку, что он будет достаточно толерантно относиться в недалеком будущем к ситуации, когда курс рубля будет понижаться до 40 руб./$. Главное, чтобы при этом влияние на инфляцию был минимальным.
Имеем еще один небанальный вывод.
По моему мнению, так называемые "мягкие санкции" Запада против экономики РФ были весьма желательны для Кремля. Они помогали продвигать определенные экономические изменения, которые без внешнего раздражителя разбивали бы рейтинг Путина среди избирателей.
Так что с "помощью Запада" Кремль попытался менять экономику. Другими словами - попытался выжить. Такая стратегия имела место и результат до тех пор, пока не произошло неожиданное событие.
Трагедия с малайзийским самолетом как "Черный лебедь"
Катастрофа Boeing-777 была неожиданностью для Кремля, потому что она стала фактором пробуждения для Запада. Есть такой термин - событие типа "Черный лебедь", то есть реализация сценария, вероятность которого до сих пор считалась чрезвычайно малой.
С одной стороны, Кремль не собирался отступать на Донбассе. Он все равно продолжал вести эту гибридную войну, но не пересекая тот воображаемый рубеж, за которым может начаться серьезное противостояние с Западом.
Путину нужен был конфликт с внешним врагом, который несет в себе только "мягкие" или "умеренные" санкции.
После трагедии с пассажирским самолетом, который скорее всего сбили с помощью российского оружия, Кремль, сам того не желая, перешел черту, за которой начинают действовать более серьезные санкции.
Торговые операции РФ с внешним миром уже закрыты для определенных видов товаров. Пока это не касается торговли энергоресурсами. Но определенные товары (продукты), импорт которых запрещен в РФ, как только позволят увеличить спрос на свою продукцию местным производителям, повлияют на инфляцию. Баланс этих двух факторов, по моему мнению, все же негативный для РФ. То есть следует и в дальнейшем ожидать растущего давления на инфляцию.
Санкции США и ЕС, то есть запрет на определенные капитальные операции, тоже являются достаточно серьезными для экономики РФ.
Однако у Кремля есть подушка валютной ликвидности, которая позволит некоторое время обходиться собственными ресурсами, избегая дефолтов, судов и замораживания государственных активов.
В такой ситуации в монетарной сфере РФ следует ожидать более длительного переходного периода из неконкурентоспособного состояния к более сбалансированному (конкурентоспособному). Ключевыми здесь будут усилия с целью обуздать инфляцию, которые, скорее всего, будут напрасными.
Все это обусловит дальнейшую длительную девальвацию рубля. Темпы роста экономики РФ в ближайшие несколько летбудут вялыми.
Выводы
Относительно политического и военного давления на Украину позиция Кремля является неизменной - ему нужен конфликт, тлеющий и незаконсервированный. Это удобный механизм Кремля для собственного самосохранения.
Между тем зависимость Украины от российского рынка означает "экспорт" в нашу страну российских экономических болезней.
Новой Украине нужно понять, что один из соседей и основных торговых партнеров - не только военный агрессор. Он также передает нам экономические проблемы, продуцируя рецессию и депрессию.
Украине в этой ситуации нужны быстрые шаги и быстрые изменения. Именно такой шанс дает стране ассоциация с Евросоюзом.
Подписание и, самое главное, выполнение этого документа позволят Украине уже в краткосрочной перспективе избавиться от зависимости от российского рынка и от эффектов, которые генерирует российская экономика.
В противном случае Украина будет оставаться заложником российской экономики, что не сулит ничего хорошего ни национальному производителю, ни потребителям.
- Информация о материале
Украине – кранты?
– Юрий, вчера в передаче Виктора Топаллера «Рикошет» на нью-йоркском «Дэвидзон-радио» вы сказали, что Украине – кранты, Путин пойдет на Киев и далее на Прибалтику, и, скажем, Латвии надо включаться в боевые действия, и лучше их провести на территории Украины – так выгоднее для Латвии. Мол, все пусть перемелется на территории Украины, и Украина тоже перемелется, Украина – собственно, мелочи… Правильно я передала смысл ваших слов, хоть точно и не цитировала?
– Скажем так, я картинку показывал по цветному телевизору, а вы ее сейчас демонстрируете по черно-белому. Ничего нового по отношению к тому, что я говорю и пишу, начиная с марта этого года, я не сказал. Я определил срок начала Третьей мировой сентябрем 2015 года и считаю, что всё, что предшествует этим событиям – в том числе и российско-украинская война, – это подготовительные операции Путина. Главная война еще впереди. Подготовительный период большой войны это март 2014 – август 2015: Украина, Белоруссия, Латвия. И да, я считаю, что единственный для мира шанс остановить Третью мировую – если считать, что у человечества бывает шанс остановить мировую войну – это встретить агрессора на территории Украины и вести войну на территории Украины, имея Украину своим союзником, а не союзником покорившей ее и подчинившей ее себе России. Конечно, я не говорил, что Украина это «мелочь», потому что Украина – европейская страна размером с Францию, и по территории и по населению.
– Вы сказали, что поставку вооружения Пентагоном в Украину надо усилить. Мол, хоть украинская армия и никакая, но в последнее время она показывает зубки, – значит, есть смысл задействовать в месиве именно ее, зачем же гробить американских солдат. Да и Обама американцев в Украину не пошлет, на фиг ему Украина. Так? Это ваши слова?
– Двинувшись на восток Украины после блицкрига в Крыму, Путин, конечно, надеялся на столь же легкую победу. Надежда ведь всегда есть у всех. И изначально казалось, особенно если судить по российскому телевидению, что всё продвигается быстро и без особых проблем. Затем как-то забуксовало: Украина дала понять, что капитулировать не собирается. А план блицкрига на материковой Украине строился на том, что Украина капитулирует еще до президентских выборов. Но Украина стала сопротивляться: как может, как умеет, без армии (которой нет), без техники (которая давно заржавела), без доктрины (какая может быть у Украины доктрина в войне с Россией?). Ну представьте себе, что Чехия, добровольно разошедшаяся со Словакией, вдруг соберет армию и пойдет войной на Словакию исправлять «историческую ошибку». Бред, да и только. Вот в этом бреду мы и оказались благодаря Путину. И реальность этого бреда состоит в том, что помощь Украине никто не начнет оказывать пока, во-первых, Россия не начнет полномасштабную агрессию; во-вторых, не начнут гибнуть тысячами украинцы; в-третьих, не начнут гибнуть сотнями и тысячами российские военнослужащие. Только после этого Украине начнут поставки по мелочам. Воздушного и морского присутствия НАТО, думаю, не будет. И солдат в Украину тоже никто не пошлет. А в остальном помогут, если Украина будет держаться и не капитулирует.
Если рассуждать хладнокровно (что очень сложно), чем дольше будет длиться противостояние российской агрессии в Украине, чем дольше Украина будет держать удар, тем больше будет времени у НАТО собраться с силами и переосмыслить тот новый мир, в котором мы оказались в марте 2014 года, после оккупации Крыма. Потому что история XXI века разделится теперь на период «до» и «после» Третьей мировой; или на «до» и «после» марта 2014 года, если мы сумеем этой войны избежать – благодаря Украине. Сейчас всё зависит только от Украины, так как российскими выстрелами разбужена сегодня только Украина. Остальные пока мирно спят.
– Значит ли это, что приведенный вами сценарий – это сценарий похорон Украины? Он действительно таков? Реален? И заведомо был ясен Западу?
– Запад в данном случае не виноват. Пока что не виноват. Пока что во всем происходившем виновата Украина. И в том, что не использовала период с 1991 года для создания действительно независимого государства, не оглядывающегося вечно на Россию; и в том, что не смогла создать стабильную политическую систему. Потому что ситуация, когда президента каждый раз избирают с перевесом в один голос и половина страны считает, что выборы несправедливые, губительна для страны. Политические амбиции лидеров естественная и ожидаемая в конкурентной борьбе вещь. Но ведь должна же быть еще и государственная мудрость, а ее никогда не было, ни у одного из политических лидеров Украины. Я помню, как спросил у Юлии Тимошенко: «Скажите, Ющенко ваш союзник?» «Скорее, соперник», – ответила Тимошенко. Это было в 2004 году, еще до начала предвыборной кампании. Это был честный ответ, я был очень признателен за него Юлии Владимировне, потому что мне эти два слова прояснили всю последующую историю Украины: что на выборах победит Ющенко, победит благодаря поддержке Тимошенко; что в благодарность он назначит ее премьер-министром; что чуть позже он снимет ее с поста, потому что она продолжает оставаться его соперником; и что на очередных выборах Тимошенко будет пытаться стать президентом и проиграет, потому что уверена в победе.
В том, что Янукович победил на выборах, Запад не виноват. В этом виновата Украина. Ну про кланы, олигархов, коррупцию я вам рассказывать не буду. В этом, кстати, Запад тоже не виноват. В этом тоже виновата Украина. И в том, что памятники Ленину и улицы Ленина везде остались, и у них сегодня собираются сторонники вхождения в СССР (именно в СССР, а не в Россию, потому что люди, которые ратуют за аншлюс с Россией, считают, что они возвращаются в старый СССР) – в этом Запад тоже не виноват. Запад виноват только в том, что не предвидел марта 2014 года и отказывался верить, что Путин – офицер КГБ, пришедший к власти по заданию КГБ для реализации внешнеполитических и внутриполитических планов КГБ. Но этого, откровенно, никто не видел (кроме меня с Литвиненко).
А теперь про похороны Украины. Представьте себе Путина. Он сегодня пребывает в абсолютной уверенности, что и Америка слаба, и Европа еле дышит, что в России всё определяет ФСБ и администрация президента (подконтрольная ФСБ, благо генерал ФСБ Сергей Иванов ею руководит) и что изголодавшиеся по орденам, новым чинам и премиям армейские генералы по приказу полководца Шойгу двинут танки, куда скажут. Как вы думаете, находясь в такой эйфории, может он считать, что Украина, которой почти никогда и на карте не было, как независимого государства, окажется преградой на пути реализации великих планов Путина по захвату человечества? Не может он так считать. Он считает, что Украину сметут за летние месяцы, пока холода не наступили. Сколько Путин готов ради этого народа положить? Да вообще его это не волнует. В Чечне положили десятки, а то и сотни тысяч людей – своих и чеченцев, и никто не требует точных подсчетов жертв. Нет такого вопроса: а сколько потеряла Россия в этой гражданской войне? Никто точно не знает. Кадыров получает деньги из Кремля и на эти деньги посылает новых чеченцев то в Грузию в 2008-м, то в Украину в 2014-м. И украинцы, по мысли Путина, тоже за деньги будут потом своих посылать в Молдавию, Беларусь и Прибалтику и далее, куда скажут. Главное, чтобы деньги были. А деньги, если всех захватить, будут. Главное – чтобы всех захватить. Такой вот у Путина калькулятор в руках.
– От кого Украине надо спасаться – от России Путина, от Запада, от мировой олигархии, которая живет и работает исключительно на свой живот, или от мирового маразма – а значит, включать мозги и лететь к чертовой матери на Марс, искать другие галактики, а вы тут, Запад и Восток, хоть за*битесь?
– Сейчас от себя уже поздно спасаться. Этот поезд ушел, когда Януковича выбрали. А с марта 2014 года определено направление украинского главного удара: Россия. Другое дело, что для Украины это чисто оборонительная война, в то время как для России грядущая война – наступательная. Украина ведь на российские территории не претендует. Но для того чтобы Украину оставили в покое, нужно сменить режим в России, т.е. избавиться от Путина и его сторонников. Получается, что для победы в войне с Россией Украина должна спасти Россию от Путина. И это самый легкий и дешевый путь к военной победе над Россией.
– У вас корни – все в России? В Украине – нет? А вот, кроме путинской России и кроме «гибнущей» Украины, – реальных людей, жителей этих территорий – никого не любите, ни к кому не успели прикипеть? Вообще что для вас – страна, государство, гражданство? Может, это искусственные понятия? Стоит ли людям драть за госграницы сердца и глотки и омывать свои судьбы кровью, если они, люди, на фиг никому не нужны, даже таким, как они сами, а не только правительствам?
– Конечно, по общечеловеческой наивности мне кажется, что, если бы я управлял миром, я осчастливил бы максимальное количество людей и избежал бы максимального количества ошибок. Именно потому, что не мыслю в категориях границ, я не ввязывался бы в территориальные конфликты; из-за безразличия к религиям я избежал бы религиозных войн; а не разделяя классовых теорий, не наказывал бы бедных за их безденежье, а богатых за желание быть богатым. И подавляющее большинство населения мира, поверьте, точно такое же, как я. Суть в том, что в человеке – в любом человеке – есть хорошее и плохое начало. Примитивно рассуждая, есть люди, которых мы считаем добрыми, а есть – которых считаем злыми. Но и в злом человеке присутствует доброта (злой человек искренне может любить жену, ребенка, родителей, собаку); и в добром человеке может проявляться злоба, искры негодования и ненависти. Государственные тирании держатся на том, что с помощью имеющихся в их руках инструментов (например, власти или пропаганды) возбуждают, развивают и поддерживают в своих подданных исключительно плохое начало, и хорошее постепенно отходит на задний план и со временем исчезает. Задача любого диктатора натравить одну часть населения на другую. Ленин использовал для этого классовую теорию (богатых на бедных, горожан на сельских, бескультурных на образованных, большевиков на меньшевиков). Главное – найти линию для раскола. Ленин всегда ее находил, как и Сталин после него. Гитлер раскалывал по национальному принципу: немцы против евреев; немцы против поляков; немцы против французов; немцы против всех. Путин в этом плане не придумал ничего нового и пытается объединить опыт Ленина – Сталина и Гитлера. В Чечне бились с чеченцами; в Украине – с украинцами. Но когда доходит до противостояния США, Путину вспоминается прежде всего советский опыт, в основе которого лежит сталинизм 1923–1953 годов. Можно ли, скрестив худших диктаторов ХХ века – Гитлера и Сталина – стать супердиктатором в XXI веке? Мне кажется, что это невозможно. Никаких аргументов и доказательств в пользу того, что это невозможно, у меня нет. Но не вижу я Путина президентом государства, в состав которого входят (например) Украина, Молдавия, Белоруссия, Прибалтика и Армения – этот как минимум. Не вижу я такого «союза нерушимых республик свободных», даже когда зажмуриваюсь. Потому что единственный талант, которым обладает Путин, это гэбистская «разводка». Развести Борю с Володей, НТВ с ОРТ, Сибнефть с ЮКОСом, русских с чеченцами, чеченцев с грузинами, грузин с осетинами, Европу с Америкой (тут пока сложности), русских с украинцами, всех остальных – с русскими. Других приемов в карманах Путина нет, только «разводка».
– И что? Что вы предлагаете? Вам самому доставляет удовольствие анализировать войну, передел мира? А мирные процессы и борьбу с невежеством, тупостью войны – неинтересно? Ведь от вашего ответа тоже многое зависит. Вот представьте, Юрий: вам, Пионтковскому, Илларионову, другим сильным политологам вдруг опротивеет анализировать войну. Потому что – войну. Потому что война – дикость и к человеческой жизни новых лет уже не имеет никакого отношения. Уже даже информационные войны скоро почиют в бозе за ненадобностью и глупостью оных. Вам опротивеет, надоест журналистам, ТВ перестанет гоняться за картинками со стволами и кровью… Представляете? Таким образом, все пишущие-думающие покажут большую дулю всем правительствам вместе взятым. И, таким образом, перестанут работать на войну. Что тогда будет?
– Ой-ой-ой… Вы не хотите сказать, что войны возникают из-за того, что Фельштинский, Пионтковский и Илларионов их анализируют или даже предсказывают? Вы ведь не хотите сказать, что Путин прочитал мою статью «Третья мировая» и подумал: «А что, неплохая идея! А не рвануть ли мне действительно в материковую Украину, Белоруссию, Молдавию, Прибалтику? Не мелко ли для меня ограничиваться одним Крымом, как я изначально планировал?»
Послушайте, я вот тоже смотрю на нас троих – Илларионова, Пионтковского и себя, вывешивающих, как часы, новые и новые тексты на запрещенном в России Kasparov.ru, и на ум лезут одни пословицы да поговорки: «плетью обуха не перешибешь», «как об стенку горох», «как с гуся вода», «а Васька слушает, да ест» – это всё про Путина. Потому что ни власти, ни силы, ни даже денег у нас троих нет. Есть у каждого по компьютеру, стоящему в разных уголках земного шара, и все, что мы можем, это высказывать свою точку зрения и «вывешивать» ее в интернет, причем ни один из моих текстов в России ни в бумажном, ни в электронном виде никто не публикует, и между прочим (не знаю про Пионтковского и Илларионова, разумеется), но денег за все мои публикации мне тоже никто не платит, ни доллара, ни рубля, ни гривны. Я подозреваю, что мы занимаемся очисткой собственной совести: чтобы нам троим никто не мог сказать, что мы молчали и не предупредили мир о грозящей ему катастрофе. Мы предупредили: грядет катастрофа, давайте противостоять ей, кто как умеет; кто-то, как США и Европа, на государственном уровне, кто-то – на индивидуальном. Кто-то – с оружием в руках; кто-то – с пером. У нас троих – перья. Лучше бы, конечно, у нас были крылья. Но крыльев нет. Есть только перья.
– Ваши предложения на этот час, Юрий. Вот представьте себе, что вы руководите мировым правительством и вашему слову подчинятся все. Мое такое: отдать власть в руки программистов. Пусть они изобретут такой искусственный интеллект, за неимением человеческого, который будет способен останавливать глупые войны (а все войны как преступления с кровью – глупые, несомненно) в три счета. И пусть программисты правят, а искусственный интеллект работает. Пока искусственный ум не приведет в порядок мозги людей. Но это мое предложение. А ваше?
– На этот час, как вы предлагаете, у меня есть предложение, даже два. Они вызваны в том числе моими теплыми чувствами к киевлянам и Киеву, где я неоднократно бывал: перестать выплачивать России долги, в том числе за газ (потому что украинцы России уже ничего не должны), и любой ценой включить в Киеве только что отключенную горячую воду. Потому что без горячей воды войну можно только проиграть.
- Информация о материале
Санкции принесут обратный эффект
Поданный 8 марта на рассмотрение ВР правительственный законопроект «О санкциях» среди прочих предусматривает возможные меры по ограничению экспорта из Украины или транзита через ее территорию сырья и продукции двойного назначения. В первую очередь это – украинский кремний и гафний для производства электронных плат, применяемых в военной радиоэлектронике, а также, руды титана и алюминия, которые служат главным конструкционным материалом для оборонного авиастроения.
Критическое обогащение
С учетом ведущих позиций, которые Украина занимает в экспорте глинозема, титановых руд и кремниевых материалов, предложенные правительством меры больше всего опоздали по времени в отношении титановой промышленности. Уже через месяц, в сентябре, правительству предстоит найти новых потребителей для государственных Иршанского ГОК и Вольногорского ГМК, которые добывают сырье для производства титана и других редких металлов.
Их арендатор, «Крымский титан» и компания Дмитрия Фирташа Ostchem, минувшей весной в установленный законом трехмесячный срок были уведомлены о предстоящем разрыве договоров аренды. В случае разрыва отношений в сентябре, государству за несколько месяцев придется найти нового покупателя сырья для своих ГОКов. И ныне, когда ВР предложено ввести закон «О санкциях», с очень большой долей вероятности можно предположить, что покупатели руды поменяются.
По целому ряду причин очевидно, что структуры Дмитрия Фирташа или их основные экспортные компании-контрагенты, расположенные на Кипре, Австрии и РФ, вряд ли смогут брать участие в покупке или перепродаже на экспорт украинских руд титана, гафния и циркона.
В лучшем случае, конечные центры закупки этих стратегических материалов сместится от компаний Вены, Гамбурга и Соликамска, и перейдут на Дальний Восток. В таком случае, возращенные из аренды гиганты украинской добычи редких металлов смогут повторить путь единственного в Украине крупного частного титанового ГОКа, который расположен в Кировоградской области, и работает почти исключительно на азиатский рынок. В худшем случае, разрыв аренды в сумме с принятием закона о санкциях грозит ГОКам существенным сокращением производства, которое заметно ударит по экономике.
Исключить подобный негативный сценарий развития в 2015 году могло бы своевременное обновление Кабинетом Министров отраслевых программ, которые определили бы политику развития цветной металлургии и производства стратегических материалов, но сделать это перед разработкой закона «О санкциях» правительство так и не успело. Или не захотело.
Кремниевая долина
Полное отсутствие обновленных программ развития, после принятия закона о санкциях, обещает погрузить с зону риска еще одну стабильно работающую экспортную отрасль – производство кремнийсодержащих руд и кристаллического кремния для электронной промышленности. Долгие годы, почти все усилия государства по развитию этой отрасли концентрировались сугубо на отражении частных интересов компаний Андрея Клюева и Александра Едина. Результатом такого государственно-частного партнерства стало падение собственного производства, и гипертрофированный рост доходов от экспорта услуг аренды ростовых установок, выращивания кристаллов кремния на запорожском Заводе полупороводников и Светловодском «Силиконе». Географические направления работы этих предприятий предполагают, что их экспортные операции смогут стать объектами применения санкций. К тому же, никто не отзывал объявление в международный розыск их собственника Андрея Клюева. Таким образом, как и в случае с экспортом редких металлов, правительству Украины уже в ближайшие месяцы предстоит достаточно незавидная перспектива поиска новых экспортных рынков для этих предприятий – обозначить критерии поиска могло бы обновление разработанной в 2005-2007 годы отраслевой кремниевой программы. Но, этого тоже не было сделано.
Перемены, которые в самое ближайшее время ожидают украинский рынок экспорта товаров двойного назначения, далеко не ограничены только сектором производства стратегического сырья. Поиска новых экспортных направлений уже через несколько месяцев потребуют как минимум два крупных предприятия турбостроения, а также те заводы авиаракетной промышленности, которые работали преимущественно на российский рынок. Как и все остальные перспективные конечные адресаты закона о санкциях, эти предприятия требуют достаточно быстро разработанных и четких отраслевых программ политики государства. Вполне закономерно, что правительство Арсения Яценюка, которое со старта своей работы назвало себя «техническим», не имеет ни времени, ни кадровых возможностей для решения всех этих задач. Теоретически, оказать поддержку Кабмину могла бы президентская администрация и местные власти. Они как никто другой заинтересованы в стабильной загрузке мощностей предприятий, экспорт которых обещает стать объектом применения ныне представленных парламенту санкций. Однако грядущие парламентские выборы сводят такое сотрудничество между различными вестями украинской власти к минимуму.
- Информация о материале
Страница 976 из 2102
