Обострившиеся политические противоречия Украины и России быстро выливаются в масштабную взаимную экономическую блокаду. Обе страны закрывают свои рынки для продукции соседа. Для РФ, ввиду масштабов внутреннего рынка, такой удар по экономике будет менее болезненный. А вот для ряда украинских предприятий, которые полностью сориентированы на постсоветский рынок сбыта, экономическая блокада РФ закончится летальным исходом.
Большое количество таких предприятий сосредоточены на Донбассе. И потеря российских рынков уже стала ударом для региона.
По данным Директора регионального филиала Национального института стратегических исследований в г. Донецке Юрия Макогона, больше всего пострадало машиностроение (снижение объемов производства более, чем на 40%), легкая промышленность, пищевая.
Эксперт считает, что в случае прекращения в ближайшее время боевых действий экономику Донбасса удастся возродить (вернуться к уровню, который был до начала АТО) не раньше 2016 года. Причем для этого необходимо восстановление экономических связей с Российской Федерацией.
«Если бы сейчас можно было поставить вопрос о том, что будут заморожены эти боевые действия, попытаются найти консенсус, то только в этом случае можно в 14-м году организовать экономико-реорганизационные меры по выведению экономики в более-менее стабильное состояние. Для того, чтобы в 15-м - 16-м году можно было бы вернуться к тому объему производства, какой был. То есть 2 года потеряны полностью», - подчеркнул Юрий Макогон.
По его мнению, для этого экономика Донбасса (как и всей Украины) должна ориентироваться и на восток (Россию, Таможенный союз), и на запад (ЕС, США и др. страны). Отказ от экономического сотрудничества с Россией в значительной мере затруднит возрождение Донбасса. Например, почти 40% внешнеэкономических связей Донецкой области связаны с РФ (в целом по Украине этот показатель составляет более 30%). Есть целые отрасли, которые чрезвычайно зависимы от поставок продукции северному соседу. Прежде всего, это касается машиностроения.
Например, как отметил Юрий Макогон, продукция Новокраматорского машзавода востребована лишь в России и других странах постсоветского пространства. Подобная ситуация и с единственным отечественным производителем тепловозов «Лугансктепловозом» - львиная доля его продукции поступает на железные дороги России, а не Украины.
Что касается предложений по перепрофилированию производства предприятий, ориентированных на российский рынок, то это очень сложная задача, тем более в условиях восстановления экономики.
«Это предприятия, которые работают по своим направлениям десятки лет, у них инженерные, технологические службы, оборудование настроено на выпуск конкретной продукции и они являются успешными в этом деле», - отметил Юрий Макогон.
На перепрофилирование предприятий, переориентирование их на другой рынок нужны колоссальные затраты (особенно с учетом соответствия евростандартам). И все это не будет гарантировать успеха - европейские или американские производители не собираются уступать рынок украинским новичкам.
После обострения отношений не все просто будет и с российскими партнерами. РФ уже подыскивает альтернативу сотрудничества с Украиной в оборонном комплексе. Но, считает Юрий Макогон, перспективы сотрудничества в «гражданских» отраслях сохраняются.
«Мы, безусловно, обречены на векторы сотрудничества и с Европой, и с Россией», - уверен эксперт.
Схожие прогнозы и у харьковского экономиста, эксперта общественного движения «Альянс Республика» Игоря Силинского. Исторически сложившаяся производственные интеграция между предприятиями Харьковской области и восточных партнеров, не позволяет на сегодняшний день допустить единомоментного полного прекращения отношений.
Если посмотреть на показатели внешнеторговых операций предприятий Харьковской области, можно отметить, что, к примеру, за период с января по май 2014 года, по данным ХОГА, экспортных оборот ХО составил 833,6 млн. долл., при этом, экспорт товаров в страны ЕС, хоть и увеличился на 29,8% по сравнению с тем же периодом 2013 года, все же составил всего $148,9 млн. или 17,8% от общего объема экспорта. Доля экспорта в страны СНГ кратно превышает этот Показатель.
По данным эксперта, от разрыва экономических взаимоотношений с РФ на Харьковщине сильнее всего пострадают машиностроительные заводы, а также предприятия производящие продукты растительного происхождения, минеральные и готовые пищевые продукты.
Экономист считает, что смещение направленности экспортных потоков - вопрос средне и долгосрочной перспективы, очень серьезных затрат на модернизацию производств, на выход на рынки западных стран и т.д.
«Многие предприятия - экспортеры в принципе окажутся под угрозой полной остановки текущей деятельности, а это - тысячи рабочих мест», - резюмирует Игорь Силинский.
Если обобщить потери во всеукраинском масштабе, то, по данным Минэкономразвития Украины, объем экспорта украинских товаров и услуг в Российскую Федерацию уже сократился на 24%. Министерство аграрной политики и продовольствия зафиксировало 35%-ное падение экспорта украинской агропродукции в РФ. И если сейчас не осознать, что переориентация на сытые мировые рынки займет многие годы и не перестать рушить многолетние связи с Россией, Украина с нынешнего экономического дна выберется очень не скоро.