Опасаясь за свою жизнь и безопасность, тысячи людей, оказавшихся в зоне АТО, оставляют почти все, что у них есть, и переезжают жить в другие регионы Украины. Часто в полную неизвестность, преодолевая огромное количество опасностей и страхов. На волонтера сегодня в этой связи смотрят с надеждой. Потому что он всегда на передовой. На государство — с опаской. Ибо непростительно долго раскачивается.
К тому же, последние обращения СНБО к жителям оккупированных городов покинуть свои жилища, а их только в Донецке более 750 тысяч (всего же около 3 миллионов), без уточнения — куда выезжать и кто им при этом может помочь, говорит о главном: государство не осознало масштаб проблемы, с которой столкнулось, и до сих пор не скоординировало свои действия.
Сразу скажу, что активность и неравнодушие обычных украинцев по отношению к своим попавшим в беду согражданам впечатляет и вдохновляет. Названия общественных организаций уже давно и громко прозвучали в медиа. Донбасс SOS, Крым SOS, Восток SOS сопровождают своих подопечных из оккупированного города до кабинета социальной службы, где люди могут обратиться уже за официальной помощью. Множество неизвестных простых украинцев помогают переехать, обустроиться и хоть капельку почувствовать себя как дома часто незнакомым людям, волей обстоятельств вынужденным покинуть оккупированную территорию или зону военного конфликта.
Тем не менее, масштаб проблемы таков, что ее немыслимо решить только волонтерскими усилиями. По данным УВКБ ООН в Украине, на 5 августа количество вынужденных переселенцев уже перевалило за 117 тысяч. Уменьшения потока переселенцев с востока в ближайшее время ожидать не приходится, поскольку военные действия в зоне АТО продолжаются. Во многих городах Донецкой и Луганской области не только опасно находиться из-за обстрелов и преступлений террористов, но и нет элементарно необходимых вещей для жизни — воды, еды, газа, света...
У проблемы переселенцев есть не только количественное, но и временное измерение. И хотя покидающие свои дома люди надеются, что это ненадолго и что они вот-вот туда вернутся, на самом деле подавляющее большинство из них находятся вдали от дома уже по нескольку месяцев и все больше понимают, что в ближайшее время возвращаться им будет некуда.
Даже если военная фаза операции на Донбассе завершится, неизвестно, сколько времени уйдет на окончательное восстановление порядка. Как долго займет восстановление разрушенных домов, школ, магазинов? Сколько времени и средств понадобится на восстановление инфраструктуры и промышленности? Ответ на вопрос, сколько лет продлится оккупация Крыма, найти еще сложнее. Но жизнь вынужденных переселенцев на это время не останавливается. Им нужно растить детей, учиться, работать и быть полноправными членами общества, особенно если их пребывание вдали от родных мест затянется на годы.
Украина — не первое государство, столкнувшееся с массовой миграцией населения вследствие оккупации части территории и/или военного конфликта. В международной практике различают беженцев, то есть граждан, решивших искать безопасности за границей собственного государства, и внутренне перемещенных лиц (или вынужденных переселенцев), то есть тех, кто решил не покидать территорию собственного государства. Ответственность за создание условий, в которых права вынужденных переселенцев будут защищены наравне с правами всех граждан, но с учетом особых потребностей, возникших в результате внезапного переезда, полностью ложится на государство, чьими гражданами они являются.
Казалось бы, очевидно, что, несмотря на множество стоящих перед страной вызовов, государство за несколько месяцев проведения АТО все-таки уже должно было создать законодательную базу для защиты прав переселенцев. Определить или создать орган государственной власти, который будет решать текущие проблемы, а также предлагать долгосрочные решения, связанные с пребыванием вынужденных переселенцев в местах временного проживания и их возвращением домой. Вести учет переселенцев, разъяснять жителям страны различные аспекты проблемы вынужденного переселения, привлекать внутренне перемещенных лиц к разработке решений их проблем. Однако ни специального закона, ни органа исполнительной власти пока нет.
В то же время, было бы несправедливым сказать, что государство вообще ничего не делает в вопросе переселенцев. Действительно, при Государственной службе чрезвычайных ситуаций создан координационный штаб для решения социальных проблем переселенцев. Работают его региональные представительства. В областях, прилегающих к зоне АТО, созданы транзитные пункты для переселенцев. Большое количество граждан получили временное жилье в санаториях и домах отдыха, находящихся в государственной собственности.
Существует государственная горячая линия и государственный информационный ресурс для желающих выехать. Есть постановления Кабмина и регуляторные акты министерств, направленные на решение некоторых проблем (таких как перевод детей в детские сады и школы, поступление в вузы, выплата пенсий). Но скоординированной государственной политики по отношению к вынужденным переселенцам в Украине нет. Уже хотя бы потому, что обращение СНБО к гражданам абсолютно оторвано не только от реальности — ну как вообще и куда можно сразу вывезти три миллиона людей, — но и от какой-либо информации, каким образом можно выехать хоть части людей и куда при этом обратиться.
С вопросом, почему так произошло, ZN.UA обратилось к первому вице-премьеру, министру региональной политики и ЖКХ Владимиру Гройсману.
— Очевидно, что наша страна еще никогда не сталкивалась с подобными проблемами. Процесс организовывался Кабмином с колес. Мы работаем и учимся. Делаем ошибки и исправляем их. Уже два месяца работает штаб при Государственной службе ЧС, куда входят представители министерств. Создан ситуационный центр "101", куда можно позвонить и получить всю исчерпывающую информацию.
Если человек принимает решение выехать, у него есть два пути — самостоятельно выехать или воспользоваться пятью коридорами и пунктами пропуска. Там можно переночевать и также получить полную информацию. Оттуда же человек может быть доставлен туда, куда ему необходимо.
Для того же, чтобы сориентироваться, куда ехать, где жить и определить ребенка в школу или детский сад, с 10 июля работает электронный ресурс для граждан http://vpo.gov.ua.Там достаточное количество предложений для расселения в разных областях Украины. Мы масштабно презентовали его в медиа. Наверное, было бы правильно, если бы средства массовой информации помогли нам и разместили постоянные тематические баннеры на этот счет. Там же полная информация о том, как найти работу, пусть даже не по специальности, не высококвалифицированную, а временную.
В отношении социальных выплат, переведения пенсий и прочего — отлажен механизм на уровне министерства социальной политики. То есть, система работает. Идеальна ли она? Думаю, что нет. Но, опять-таки, мы стараемся и без сожаления расстаемся с теми чиновниками, которые проявляют равнодушие.
Сегодня важные задачи — 1 сентября и расселение людей на период холодов. Конечно, надо надеяться на лучшее, но быть готовым к худшему. У нас по стране зарезервировано 3,5 тысячи жилых объектов. По ним уже готовы паспорта и 80% рапортуют о том, что готовы к зиме. Уже есть поручение создать совместную комиссию ГосЧС и ГАСК. Наши специалисты в ближайшее время выедут на места и подтвердят или опровергнут эту информацию.
Как вариант, на уровне штаба и правительства рассматривается и предложение о том, что вместо строительства воздушных замков и обещаний людям нового жилья пойти реальным оперативным путем и компенсировать временным переселенцам аренду жилья. Однако тем, кто действительно в этом нуждается и не может самостоятельно платить. Да, не в столице, в каких-то маленьких городах, зато стопроцентно.
Теперь самое главное — практически уже создан специальный отдельный центральный орган исполнительной власти, который будет заниматься проблемами переселенцев. На самом деле существующий штаб как временный оперативный механизм хорошо ли, плохо ли, но уже выполнил свои задачи. Нам потребуется не больше недели для того, чтобы у этого органа появился руководитель, — заключил Гройсман.
Безусловно, ответственность за ситуацию с переселенцами с Кабмином разделяет парламент.
Очень показательна в этом смысле ситуация с принятием закона, призванного защитить права переселенцев. Несмотря на то, что массовый переезд из Крыма на материковую часть Украины начался еще в марте, первый законопроект №4998 "Про забезпечення прав і свобод внутрішньо переміщених осіб" авторства Владимира Арьева был зарегистрирован в парламенте только 3 июня. Текст законопроекта был доработан при участии правозащитников и активистов организаций, занимающихся вопросами вынужденных переселенцев, и 19 июня Рада должна была вынести его на голосование. Абсолютно неожиданно для всех участников процесса в течение 52 секунд без обсуждения в первом чтении и в целом был принят законопроект 4998-1 авторства депутатов Валерия Пацкана и Сергея Соболева. Проект Арьева даже не рассматривался. В нарушение норм регламента законопроект 4998-1 не прошел необходимых парламентских процедур, а скорость его рассмотрения в зале была едва ли не рекордной.
Нарушение норм регламента при его принятии — далеко не единственная проблема этого законопроекта. Ознакомившись с его текстом, сложно отделаться от впечатления, что львиная его часть посвящена не столько защите прав переселенцев, сколько регулированию процедур выдачи и отмены удостоверения "вынужденного мигранта". Также интересен момент, что человеку могут отказать в выдаче удостоверения, если "отсутствуют обоснованные причины" для того, чтобы покинуть место своего жительства. Но кто и как будет решать, какие причины являются обоснованными? Если снаряд попал в твой дом — это обоснованная причина? А если в соседний — то уже нет? А если твой дом цел, но на твоей земле хозяйничают оккупанты?
Неправительственные организации, работающие в сфере защиты прав человека, раскритиковали законопроект за декларативность (законопроект даже не предполагает выделения государственных средств на его реализацию) и за то, что он не содержит процедур, которые помогли бы вынужденным переселенцам адаптироваться на новом месте. Обязательство разработать эти нормы возлагается на Кабмин, что как правило, ведет лишь к тому, что вопрос откладывается в долгий ящик.
В результате, прислушавшись к мнению общественных организаций, президент вернул законопроект в парламент с предложением его отклонить. Вопрос преодоления вето президента был внесен в повестку дня 24 июля, но развал коалиции и громкое заявление премьер-министра об отставке так и не позволили парламентариям рассмотреть его. Голосование состоялось только 12 августа, вето преодолено не было, и закон был отклонен. В Администрации Президента сейчас работают над другим законопроектом, в написании которого принимают участие эксперты международных и украинских правозащитных организаций, а также организаций переселенцев. В ближайшее время он должен быть зарегистрирован в парламенте. Остается лишь надеяться, что его принятие не затянется надолго, ведь его отсутствие значительно усложняет адаптацию на новом месте сотням тысяч граждан. Бюрократическая машина неповоротлива и зациклена на себе, она просто не в состоянии адекватно реагировать на проблему.
Наверное, можно было бы пойти и другим — коротким путем, о котором также сообщил ZN.UA Владимир Гройсман. Не дожидаясь большого громоздкого закона, принять постановление Кабмина, где существенно упростить и ускорить процедуру регистрации, а также определить статус и документ (справку), который бы реально помогал человеку, попавшему в экстремальную ситуацию, дрейфовать в кабинетах власти, а чиновнику указывал на приоритетность решения его проблем.
Пока же многие проблемы переселенцев остаются либо нерешенными, либо по ним принимаются полумеры. Например, министерство образования упростило процедуру перевода студентов из Крыма в вузы на материковой части Украины, но к студентам из зоны АТО эти правила неприменимы, и от них требуют полный пакет документов, который зачастую собрать невозможно, потому что в университетах обосновались террористы.
Нерешенным остается вопрос увольнения людей с места работы в зоне АТО, что необходимо для получения пособия по безработице — хоть какого-то источника дохода для людей, оказавшимся вдали от дома без денег и работы. Вопрос перерегистрации бизнеса без регистрации места жительства решить невозможно, но переселенцы зачастую живут, не оформляя регистрации, особенно если они проживают в квартирах волонтеров и вынуждены часто переезжать. Далеко не всем посчастливилось найти бесплатное жилье, а денег выделенных Кабмином на эти нужды, явно недостаточно. Список проблем можно продолжать.
Ни для кого из украинцев не секрет, что наше государство унаследовало советские традиции управления. В результате существует множество запутанных и бессмысленных бюрократических процедур, которые создают большие сложности для переселенцев. Обычно граждане отвечали государству тем, что эти процедуры обходили всеми возможными способами, но никогда еще не было такого, чтобы так много граждан столкнулись с одинаковыми проблемами одновременно.
И если сейчас им не помочь, не проявить участия, мы рискуем получить очередной социальный взрыв и раскол, а не единую Украину. Что на фоне еще продолжающейся АТО может окончательно подорвать наше и без того расшатанное государство.