Поданный 8 марта на рассмотрение ВР правительственный законопроект «О санкциях» среди прочих предусматривает возможные меры по ограничению экспорта из Украины или транзита через ее территорию сырья и продукции двойного назначения. В первую очередь это – украинский кремний и гафний для производства электронных плат, применяемых в военной радиоэлектронике, а также, руды титана и алюминия, которые служат главным конструкционным материалом для оборонного авиастроения.
Критическое обогащение
С учетом ведущих позиций, которые Украина занимает в экспорте глинозема, титановых руд и кремниевых материалов, предложенные правительством меры больше всего опоздали по времени в отношении титановой промышленности. Уже через месяц, в сентябре, правительству предстоит найти новых потребителей для государственных Иршанского ГОК и Вольногорского ГМК, которые добывают сырье для производства титана и других редких металлов.
Их арендатор, «Крымский титан» и компания Дмитрия Фирташа Ostchem, минувшей весной в установленный законом трехмесячный срок были уведомлены о предстоящем разрыве договоров аренды. В случае разрыва отношений в сентябре, государству за несколько месяцев придется найти нового покупателя сырья для своих ГОКов. И ныне, когда ВР предложено ввести закон «О санкциях», с очень большой долей вероятности можно предположить, что покупатели руды поменяются.
По целому ряду причин очевидно, что структуры Дмитрия Фирташа или их основные экспортные компании-контрагенты, расположенные на Кипре, Австрии и РФ, вряд ли смогут брать участие в покупке или перепродаже на экспорт украинских руд титана, гафния и циркона.
В лучшем случае, конечные центры закупки этих стратегических материалов сместится от компаний Вены, Гамбурга и Соликамска, и перейдут на Дальний Восток. В таком случае, возращенные из аренды гиганты украинской добычи редких металлов смогут повторить путь единственного в Украине крупного частного титанового ГОКа, который расположен в Кировоградской области, и работает почти исключительно на азиатский рынок. В худшем случае, разрыв аренды в сумме с принятием закона о санкциях грозит ГОКам существенным сокращением производства, которое заметно ударит по экономике.
Исключить подобный негативный сценарий развития в 2015 году могло бы своевременное обновление Кабинетом Министров отраслевых программ, которые определили бы политику развития цветной металлургии и производства стратегических материалов, но сделать это перед разработкой закона «О санкциях» правительство так и не успело. Или не захотело.
Кремниевая долина
Полное отсутствие обновленных программ развития, после принятия закона о санкциях, обещает погрузить с зону риска еще одну стабильно работающую экспортную отрасль – производство кремнийсодержащих руд и кристаллического кремния для электронной промышленности. Долгие годы, почти все усилия государства по развитию этой отрасли концентрировались сугубо на отражении частных интересов компаний Андрея Клюева и Александра Едина. Результатом такого государственно-частного партнерства стало падение собственного производства, и гипертрофированный рост доходов от экспорта услуг аренды ростовых установок, выращивания кристаллов кремния на запорожском Заводе полупороводников и Светловодском «Силиконе». Географические направления работы этих предприятий предполагают, что их экспортные операции смогут стать объектами применения санкций. К тому же, никто не отзывал объявление в международный розыск их собственника Андрея Клюева. Таким образом, как и в случае с экспортом редких металлов, правительству Украины уже в ближайшие месяцы предстоит достаточно незавидная перспектива поиска новых экспортных рынков для этих предприятий – обозначить критерии поиска могло бы обновление разработанной в 2005-2007 годы отраслевой кремниевой программы. Но, этого тоже не было сделано.
Перемены, которые в самое ближайшее время ожидают украинский рынок экспорта товаров двойного назначения, далеко не ограничены только сектором производства стратегического сырья. Поиска новых экспортных направлений уже через несколько месяцев потребуют как минимум два крупных предприятия турбостроения, а также те заводы авиаракетной промышленности, которые работали преимущественно на российский рынок. Как и все остальные перспективные конечные адресаты закона о санкциях, эти предприятия требуют достаточно быстро разработанных и четких отраслевых программ политики государства. Вполне закономерно, что правительство Арсения Яценюка, которое со старта своей работы назвало себя «техническим», не имеет ни времени, ни кадровых возможностей для решения всех этих задач. Теоретически, оказать поддержку Кабмину могла бы президентская администрация и местные власти. Они как никто другой заинтересованы в стабильной загрузке мощностей предприятий, экспорт которых обещает стать объектом применения ныне представленных парламенту санкций. Однако грядущие парламентские выборы сводят такое сотрудничество между различными вестями украинской власти к минимуму.