Сегодня многие спрашивают себя или пытаются найти в медийном пространстве ответ на вопрос: какова конечная цель Путина относительно Украины? В чем его истинный мотив? Есть много мнений по этому поводу. Преимущественно они объясняют поведение Кремля сквозь призму истории, внутренней и внешней политики или геополитики.

Кремль, мол, пытается доказать мировым лидерам, что Украина остается в сфере его влияния. Или например: как бы там ни было, Кремль хочет как минимум "нейтрализовать" Украину, не допустив ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС и заблокировав ее вступление в НАТО.

Однако, по моему мнению, такая информация однобока и порой совершенно искажена. Не хватает сведений о том, что происходит с экономикой России на фундаментальном уровне и как это влияет и будет влиять на политику Кремля на всех ее участках - во внутренней и внешней плоскости, в геополитической игре.

Итак, приведу несколько ключевых тенденций, о которых надо знать.

Россия в зоне охлаждения

В мае 2012 года граждане РФ в очередной раз избрали Владимира Путина президентом. Не в последнюю очередь их ожидания были разогреты предвыборными обещаниями по увеличению зарплат, пенсий, инвестиций в гражданскую инфраструктуру, финансирование оборонного комплекса и т.д. Эти обещания просчитывались в Кремле на ожиданиях, что экономика будет расти как минимум на 5% в год.

Но дела пошли наперекор планам Кремля. С 2012 по 2014 год включительно каждый следующий год имел худшие показатели роста, чем предыдущий. Если в 2011 году экономика выросла чуть больше 4%, то в 2012 году - всего на 3,5%, а в 2013-м - только на 1,3%.

Что же касается этого года, то даже перед санкциями (перед тем вводились еще в ответ на аннексию Крыма и которые вызывали только шутки) ожидания были в диапазоне от нуля до 1%. После трагедии с самолетом Malaysia Airlines прогнозы скатываются все дальше вниз.

Таким образом, из-за макроэкономического "охлаждения" обещания Путина остаются пустыми, поскольку их выполнение откладывается. Есть часть обещаний, которые были выполнены, но за счет региональных бюджетов, которые, не имея дополнительных источников дохода, были вынуждены увеличивать свой долг для финансирования таких расходов. Стремительно растущая долговая нагрузка на регионы сейчас решено попытаться сбалансировать с помощью нового налога.

Что же касается реальной жизни, то охлаждение российской экономики уже проявилось в напряженности на рынке труда.

Уже в 2013 году поступало больше и больше новостей из России о сокращении штата негосударственных предприятий из-за снижения спроса на продукцию. Но каждый раз правительство РФ находило убедительные слова в разговорах с собственниками о сохранении "социального равновесия". На так называемом микроэкономическом уровне Кремль пытался избежать неприятных тенденций, то есть всячески демонстрировал социальную направленность.

Но на макроэкономическом уровне эти шаги имели один результат - ухудшали способность экономики РФ адаптироваться к новым условиям, которые складываются в мире.

Сейчас официальная российская статистика говорит, что занятость в целом по экономике улучшалась в течение последних нескольких лет, а безработица, соответственно, снижалась - в июне 2014 года до 4,9%. Это даже ниже показателей докризисных 2007-2008 годов - тогда экономика была на уровне 6%.

Такая комбинация - снижение безработицы и долговременное снижение темпов роста экономики - говорит о договоренности политических и бизнес-лидеров страны по поддержанию недееспособной экономической модели. Такое себе "принуждение к стабильности".

"Экономика РФ в рецессии". Запрещенная фраза

Власть всячески демонстрирует неприятие словосочетания "экономика РФ в рецессии". Казалось бы, что здесь такого? Но факт остается фактом - власти РФ почти тотально вытеснили его из медиапространства. Даже экономические журналисты и экономисты инвестбанков подчиняются этому табу.

Экономика РФ официально оказалась в рецессии во втором квартале 2013 года. Об этом в то время сообщила Федеральная служба государственной статистики РФ, показав "в минусе" два квартала подряд. Однако уже осенью эта информация была обновлена - данные пересчитали с учетом "обновленной методики" – таким образом, что факт рецессии просто исчез.

Перед этим "исчезновением" я имел разговор с коллегой-экономистом из Москвы, работающим в одном из крупнейших инвестиционных банков страны, который контролируется государством. Ответ на вопрос, почему компания не обращает внимания на официальную статистику о рецессии, была такая: мол, статистическая служба имеет неправильный метод расчета. И действительно - со временем эта "брешь" была устранена.

Вывод: Кремль является очень уязвимым в отношении всех проявлений негативного оценивания результатов его работы.

Даже сегодня, после публикации данных о ВВП во втором квартале 2014 года, очевидно, что теперь Кремлю трудно будет избежать официального объявления о рецессии. Но в очередной раз срабатывает табу, и в обиходе появляется фраза "техническая рецессия" (якобы это казус, не стоящий внимания).

На мой взгляд, фундаментальная проблема российской экономики заключается в долговременной потере конкурентоспособности из-за таких факторов, как политический популизм, расширение государственного сектора и, соответственно, сужение частного.

Высокие цены на энергоресурсы - нефть и природный газ - стали тем инструментом, который позволил этому случиться. Неэффективность стала нормой экономики. Алексей Улюкаев, министр экономразвития РФ, публично и довольно эмоционально признал это в своем выступлении на российском "Давосе" в Санкт-Петербурге, заявив, что "мы потеряли контроль над управлением расходами".

Говоря "мы", российский министр имел в виду всю экономику. Вместе со всем вышеприведенным это негативно отражается на инфляции, которая превышает 7% и является недопустимо высокой для РФ. Почему? Потому что основные торговые партнеры РФ - ЕС и Китай - имеют инфляцию в разы меньшую. Такая разница в инфляции является и будет оставаться бременем для экономики РФ в целом. С течением времени, если не провести кардинальные экономические изменения (читай, реформы), конкурентоспособность будет страдать, а зависимость от экспорта энергоресурсов будет расти.

Геополитический кризис как прикрытие

Проявлениями экономического кризиса в РФ являются все без исключения запреты в отношении импорта продукции из Украины и других государств.

Нам говорили осенью прошлого года, что они внедряются для блокировки нашего движения в Европу. На самом деле это - не что иное, как скрытый торговый протекционизм страны, которая страдает от более конкурентоспособной импортируемой продукции.

В конце концов, ярким проявлением экономического кризиса в РФ является динамика рейтингаподдержки Путина, который в течение 2013 года был дважды - в январе и ноябре - на историческом минимуме (!) в 24 пункта. Поскольку он олицетворяет власть в РФ, то, соответственно, у Кремля в конце 2013 года напрочь отсутствовал политический капитала хотя бы для начала длительных экономических реформ, которые среди прочего осуществят необходимую макроэкономическую коррекцию.

Идеология и мировоззрение Кремля не предполагают, что он прибегнет к либеральных методов реформирования экономики. Выбор пути реформ является отражением сущности российской власти.

Ничто так не популярно среди граждан РФ, как обуздание внешних врагов, которые мешают развитию национального величия.

Более того, нынешний геополитический кризис привел к расширению пространства российской власти для маневра внутри страны.

Поэтому аннексия Крыма и проект "Новороссия" стали тем инструментом, который - так же, как войны в Чечне и Грузии, - быстро поднял рейтинг Кремля до сногсшибательно высоких уровней.

Рост патриотизма и консолидация вокруг Кремля среди граждан РФ позволяют более мягко продвигать идею "покупай российское", даже если оно менее качественное.

Кроме того, центральный банк РФ, сдерживая нежелательную стремительную девальвацию рубля, все же уже дал ориентир рынку, что он будет достаточно толерантно относиться в недалеком будущем к ситуации, когда курс рубля будет понижаться до 40 руб./$. Главное, чтобы при этом влияние на инфляцию был минимальным.

Имеем еще один небанальный вывод.

По моему мнению, так называемые "мягкие санкции" Запада против экономики РФ были весьма желательны для Кремля. Они помогали продвигать определенные экономические изменения, которые без внешнего раздражителя разбивали бы рейтинг Путина среди избирателей.

Так что с "помощью Запада" Кремль попытался менять экономику. Другими словами - попытался выжить. Такая стратегия имела место и результат до тех пор, пока не произошло неожиданное событие.

Трагедия с малайзийским самолетом как "Черный лебедь"

Катастрофа Boeing-777 была неожиданностью для Кремля, потому что она стала фактором пробуждения для Запада. Есть такой термин - событие типа "Черный лебедь", то есть реализация сценария, вероятность которого до сих пор считалась чрезвычайно малой.

С одной стороны, Кремль не собирался отступать на Донбассе. Он все равно продолжал вести эту гибридную войну, но не пересекая тот воображаемый рубеж, за которым может начаться серьезное противостояние с Западом.

Путину нужен был конфликт с внешним врагом, который несет в себе только "мягкие" или "умеренные" санкции.

После трагедии с пассажирским самолетом, который скорее всего сбили с помощью российского оружия, Кремль, сам того не желая, перешел черту, за которой начинают действовать более серьезные санкции.

Торговые операции РФ с внешним миром уже закрыты для определенных видов товаров. Пока это не касается торговли энергоресурсами. Но определенные товары (продукты), импорт которых запрещен в РФ, как только позволят увеличить спрос на свою продукцию местным производителям, повлияют на инфляцию. Баланс этих двух факторов, по моему мнению, все же негативный для РФ. То есть следует и в дальнейшем ожидать растущего давления на инфляцию.

Санкции США и ЕС, то есть запрет на определенные капитальные операции, тоже являются достаточно серьезными для экономики РФ.

Однако у Кремля есть подушка валютной ликвидности, которая позволит некоторое время обходиться собственными ресурсами, избегая дефолтов, судов и замораживания государственных активов.

В такой ситуации в монетарной сфере РФ следует ожидать более длительного переходного периода из неконкурентоспособного состояния к более сбалансированному (конкурентоспособному). Ключевыми здесь будут усилия с целью обуздать инфляцию, которые, скорее всего, будут напрасными.

Все это обусловит дальнейшую длительную девальвацию рубля. Темпы роста экономики РФ в ближайшие несколько летбудут вялыми.

Выводы

Относительно политического и военного давления на Украину позиция Кремля является неизменной - ему нужен конфликт, тлеющий и незаконсервированный. Это удобный механизм Кремля для собственного самосохранения.

Между тем зависимость Украины от российского рынка означает "экспорт" в нашу страну российских экономических болезней.

Новой Украине нужно понять, что один из соседей и основных торговых партнеров - не только военный агрессор. Он также передает нам экономические проблемы, продуцируя рецессию и депрессию.

Украине в этой ситуации нужны быстрые шаги и быстрые изменения. Именно такой шанс дает стране ассоциация с Евросоюзом.

Подписание и, самое главное, выполнение этого документа позволят Украине уже в краткосрочной перспективе избавиться от зависимости от российского рынка и от эффектов, которые генерирует российская экономика.

В противном случае Украина будет оставаться заложником российской экономики, что не сулит ничего хорошего ни национальному производителю, ни потребителям.