Юлия Тимошенко, Николай Азаров и Сергей Арбузов говорили, что да. Они проводили общественные слушания, собирали рабочие группы, готовили проекты. А потом все заканчивалось ничем. Достигнутый максимум - это принятие Налогового кодекса, который объединил в себе многие документы. При этом налоговое давление из года в год только росло.

Правительство Арсения Яценюка ничем не отличается от своих предшественников. На словах оно обещает реформы и собирает экспертов, которые пишут некие проекты. Но на практике очень похоже, что реализовывать налоговую реформу никто не собирается.

Разница лишь в том, что Тимошенко, Азаров и Арбузов использовали налоговую реформу в качестве предвыборного транспаранта. А Яценюку нужно создать иллюзию бурной деятельности в глазах Майдана и МВФ.

Минфин расправился с Шереметой

Правительство отказалось от варианта налоговой реформы, который разрабатывал министр экономического развития и торговли Павлом Шереметой.

Напомним, МЭРТ занималось подготовкой концепции. Последний ее вариант (есть в распоряжении ЭП) предполагал введение дифференциальных ставок НДС - до 7 % при расчетах междуплательщиками, и до 17 % между неплательщиками.

Также в нем прописывалось снижение единого социального взноса (ЕСВ) с 36,76-49,7% до 18%, и сокращении девяти налоговых сборов, генерирующих 2% доходов госбюджета.

Вполне предсказуемо, стратегия МЭРТ напоролась на жесткую критику со стороны Министерства финансов. Минфин оказался против того, чтобы уменьшать налоговую нагрузку. Интересы бизнеса и населения, естественно, никто не учитывал - в этом двуличная суть того, что нынешний Кабмин называет "налоговой реформой".

По оценкам главы Минфина Александра Шлапака, введение дифференциальной ставки НДС обошлось бы госбюджету в 33 млрд грн недопоступлений. А оптимизация численности налогов и сборов была чревата дополнительной дырой в бюджете в 1,1 млрд грн.

В итоге общий объем поступлений в бюджет сократился бы на 2,3 % ВВП,подсчитали ранее в Минфине.

Проект концепции Павла Шереметы до сих пор находится в Секретариате Кабмина. Дальше он пока не продвинулся. Обнародованный на днях новый вариант - это в большей степени креатив ГФС и Министерства финансов, и пока у него больше шансов на реализацию или одобрение в Кабмине", - сообщил ЭП источник в аппарате правительства.

Таким образом, Украина нарушила главный принцип: налоговую реформу начали готовить налоговики. А это, как известно, не может дать бизнесу никакого облегчения.

Сокращение налогов, которого не будет

В понедельник 11 августа руководитель Государственной фискальной службы (ГФС) Игорь Билоус представлял будущую налоговую реформу.

Никакой конкретики. За полгода пребывания у власти, власть смогла создать только концепцию - то есть общий эскиз.

Странным образом власть побрезговала наработками Реанимационного пакета реформ и экспертных групп при Минэкономики. Представляя концепцию, Билоус ограничился пересказом представленной в ней информации и общими фразами - ничего нового глава ГФС не добавил.

Цель концепции – реализовать ранее анонсированные обещания Кабмина. Напомним, правительство поклялось сократить количество налогов в стране, снизить единый социальный взнос (ЕСВ), реформировать налог на доходы физлиц и налог на прибыль.

Глава ГФС рассчитывает, что на публичное обсуждение концепции уйдет месяц, и уже 2 сентября соответствующие законопроекты будут рассмотрены в парламенте. Старт налоговой реформы запланирован на начало 2015 года. Позволим себе усомниться в этих обещаниях.

Главное новшество, которое анонсировало правительство, - сокращение количества налогов с 22 до 9. На самом деле, это фикция.

По словам Романа Жарко, ведущего специалиста Baker Tilly Ukraine в сфере налогообложения и налогового консультирования, уменьшение количества налогов будет скорее номинальным, нежели реальным.

Оно произойдет за счет отмены ряда сборов, которые уплачивает незначительное количество налогоплательщиков. Но в основном сокращение случится за счет укрупнения налогов.

Много старых платежей сведут в мало новых. Вот и вся реформа.

Так, экологический налог с топлива, сбор за первую регистрацию транспортных средств, сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на тепловую и электрическую энергию Кабмин предлагает включить в акциз.

Сбор за использование лесных ресурсов - в экологический налог.

Плату за пользование недрами, плату за пользование радиочастотным ресурсом и сбор за использование воды консолидирует в себе рентная плата.

Налог на недвижимое имущество, отличное от земли, и плата за землю будут включены собственно в единый налог на недвижимость.

Фиксированный сельскохозяйственный налог будет поглощен единым налогом.

Таким образом, сокращение числа налогов не приведет к уменьшению налоговой нагрузки. "Скорее это может привести к неразберихе на первичных этапах реализации реформы, и увеличению административных затрат налогоплательщиков", - считает Жарко.

Никаких стимулов для выхода из "тени"

Желание изобразить реформу, но нежелание ее проводить привели к причудливым экспериментам.

Cогласно Коцепции, правительство просчитало два возможных сценария снижения ЕСВ - с нынешних 36,76-49,7% до 37% или же 41% от минимальной зарплаты.

В случае реализации этих сценариев, бюджет недополучит 45,5 млрд грн и 47,9 млрд грн соответственно. Поступления от ЕСВ составят 143,5 или 141,1 млрд грн, вместо собираемых сейчас 189 млрд грн.

Не вполне понятно, зачем нужна такая реформа. Ведь такие незначительные изменения ЕСВ точно не заставят выйти зарплаты из "тени".

Более того, налоговики решили запутать бизнес окончательно. Все трудовые доходы крестьянства и рабочего класса сверх минимальной зарплаты будет облагаться дополнительно по ставке 19% или 15% налога.

Можно смело предсказывать, что идея снизить ставки единого социального взноса (в частности до 18%) обречена на неудачу. Идея обсуждается не первый год. Но до сих пор ее реализация упиралась в отсутствие компенсаторов ожидаемых для казны потерь.

Точно так же, их нет и сейчас - в условиях войны и падения экономики.

Но в нынешнем проекте речь не идет даже о компенсаторах. Классическая налоговая реформа предполагает, что ставки налогов снижаются, но их сбор остается высоким, потому что предприятия и население выводят обороты из "тени". Тогда нужны компенсаторы на время выхода из тени. Это убытки, которые государство покрывает из других источников ради общего блага.

Но Кабмин Яценюка предлагает не компенсаторы, а замену налогов. "Дыру" в ЕСВ он предлагает закрыть за счет налога на доходы физлиц (НДФЛ). Таким образом, через время бюджет даже начнет получать больше: ведь предприятия должны что-то вывести из тени, а население продолжит платить подоходный.

Концепция предлагает шесть возможных вариантов НДФЛ. Они должны обеспечить от 2,5 до 14,7 млрд грн дополнительных поступлений в бюджет.

Все модели сводятся к введению прогрессивной ставки подоходного - чем больше зарплата, тем больше налог. В текущем году, ставки НДФЛ составляют 15% при доходе в размере десяти минимальных зарплат (12 180 грн) и 17% к части свыше этого объема.

Помимо прочего предлагается унифицировать ставки НДФЛ для всех видов пассивных доходов, в частности к дивидендам, выплачиваемых физлицам-неплательщикам налога на прибыль, и вместо ставки 5% применять ставку 15%.

Интересно, о каком выходе из "тени" говорит Кабмин? Никаких стимулов для этого правительство не создает. Вот и получается, что единственный способ заставить население подоходный с "теневых" доходов – это придумать монстра вроде Службы финансовых расследований.

В отличие от нереальной налоговой реформы, Яценюк проталкивает СФР настойчиво и методично. Этим он очень напоминает Азарова, который с такой же безжалостностью "закручивал гайки" для бизнеса.

Креатив в налоге на прибыль

Точно так же, Кабмин не создал никаких стимулов для того, чтобы бизнес вывел из тени реальную прибыль.

При учете налога на прибыль Кабмин предлагает сократить количество налоговых разниц при учете с 49 до трех. По предложенной правительством схеме налог будет рассчитываться с учетом амортизации, формирования резервов и финансовых операций (операции с ценными бумагами, процентные расходы).

По мнению Романа Жарко,эта идея имеет мало шансов быть реализованной на практике.

Например, в налоговом законодательстве существуют ограничения на отнесение к налоговым затратам целого ряда операций – таких, как приобретение товаров (работ, услуг) у "офшорных нерезидентов", затраты на выплаты роялти и затраты на возмещение стоимости услуг инжиниринга. В то же самое время, стандарты бухгалтерского учета таких ограничений не содержат.

Это же касается корректировок цен операций в результате применения правил трансфертного ценообразования.

"Нужно или отказаться от ограничения уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, что маловероятно, или ввести указанные ограничения в бухгалтерский учет, превратив его в учет налоговый" – говорит эксперт.

Налоговики остаются прежними

Планы ГФС провести налоговую реформу на практике рискуют обернуться совсем не тем, что заявлено. Бизнес об этом осторожно, но заявляет.

"Мы считаем, что в целом позиция правильная. Снижение ЕСВ позволит вывести часть зарплат из тени. А система дополнительного контроля за возвратом НДС путем его электронного администрирования может устранить некоторые незаконные схемы с налогом.

Однако мы пока с осторожностью относимся к озвученным правительством планам", – заместитель главы Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник.

По словам руководителя ФРУ, до сих пор все положительные начинания в налоговой сфере заканчивались соображениями о том, как пополнить государственный бюджет, в том числе за счет невозврата НДС и переплат по налогу на прибыль. Существует риск, что потребности бюджета будут превалировать над желанием упростить налоговую систему и в этот раз.

Подобные опасения со стороны бизнеса вполне обоснованы. По словам Игоря Билоуса, на сегодня объем переплат по налогу на прибыль составляет 25 млрд грн, а к концу года ожидается его рост до 27 млрд грн. То есть, налоговики закладывают по сути противоправный механизм в план своей деятельности.

Кроме того, основная проблема отношений с Налоговой в Украине - это не размер платежей, а их администрирование. Какие существуют гарантии того, что это изменится после "налоговой реформы"?

Сейчас основная задача ГФС - во что бы то ни стало выполнять доведенные Минфином индикативные показатели по налоговым и таможенным поступлениям в бюджеты всех уровней - "в безусловном порядке с привлечение всех возможных резервов".

Чиновникам, которые не справились, грозит увольнение или понижение в должности. Такие предупреждения зафиксированы в копии протокола по итогам совещания в ГФС.


Налоговики отменили налоговую реформу

Налоговики отменили налоговую реформу

Налоговики отменили налоговую реформу

Налоговики отменили налоговую реформу

Налоговики отменили налоговую реформу

Налоговики отменили налоговую реформу

 (кликните по изображению для просмотра в полном размере)

 

 

 

Как следует из документа, в опалу уже попали и.о. начальников главных управлений ГФС в трех областях Украины. "Признать неудовлетворительной работу и.о. начальников главных управлений ГФС в Кировоградской (Воленшчак Н.А.), Хмельницкой (Зеленского М.Г) и Полтавской (Храмова В.В.) областях по отработке предприятий рискованных категорий, в частности "налоговых ям" - сказано в протоколе.

Ответственным за координацию работы подразделений фискальной службы по мобилизации доходов в бюджет назначен Алексей Любченко. Ранее в разговорах с журналистами глава ГФС Игорь Билоус упоминал его фамилию в качестве кандидата на должность одного из своих заместителей.

Однако по итогам подготовки положения о ГФС расширить количество замов не удалось, и Любченко занимается консолидацией доходов в госбюджет в популярном для представителей новой власти статусе советника, в данном случае, главы ГФС. По итогам июля выполнить их не удалось.

"В июле по индикативам мы промахнулись на 1,5 млрд грн - по налоговым платежам недополучили 0,9 млрд грн, по таможенным - 0,6 млрд грн. Однако в июле этого года мы собрали больше средств, чем в 2013 году", - уточнил ЭП Игорь Билоус.

По августу, отметил он, пока сложно прогнозировать, какими будут таможенные сборы из-за военных действий в стране. "По налоговым платежам мы сейчас идем по плану, но наблюдаем усугубление проблем с уплатой налогов в восточных регионах", - сказал он.

Будет ли реформа

Крайне мало шансов на то, что в условиях нехватки средств на социальные нужды и военные расходы, правительство решится провести даже эту "липовую" реформу. Ведь даже в этом случае возникнет дефицит бюджета, который нечем покрывать.

"Это реформа не одного года. Непонятно еще, насколько она будет выполняться. Я пока не вижу, как Кабмин будет ее воплощать, и 2015 год для ее старта - это самый оптимистичный вариант. Весьма вероятно, что она начнется позже", - отметил исполнительный директор "CASE-Украина" Дмитрий Боярчук.

Успех реформы, особенно в части снижения ставок ЕСВ, может упереться в отсутствие компенсаторов ожидаемых убытков, что в свою очередь еще больше разбалансирует бюджет.

Дополнительные поступления от введения дифференциальных ставок НДФЛ даже на половину не покрывают потери казны в случае реализации какого-либо из предложенных сценариев реформы ЕСВ.

Реальным препятствием на пути реализации реформы может стать Международный валютный фонд (МВФ), который традиционно выставляет жесткие требования к дефициту госбюджета и дефициту Пенсионного фонда. При отсутствии четких компенсаторов он может включить красный свет, в частности на снижение ЕСВ.

"У нас были переговоры с МВФ по этим вопросам. Мы не пытаемся доказывать МВФ то, что мы предложили по ЕСВ, полностью перекроет дефицит Пенсионного фонда", - подчеркнул Билоус.

В ГФС пока что заверяют, что реформа будет. Что касается компенсаторов, то налоговики рассчитывают на повышение подоходного налога. Также глава ГФС уточнил, что дополнительными компенсаторами могут послужить доходы от повышенных 31 июля ставок платы за пользование недрами, и некоторых других налогов.

И конечно же, налоговики делают ставку на детенизацию. О ней, по словам Билоуса можно будет говорить спустя три месяца после принятия необходимых законов. Однако у экспертов другое мнение на этот счет.

"В случае с ЕСВ и налогом на прибыль, в выигрыше окажутся те плательщики, особенно крупные, которые сейчас официально выплачивают заработную плату. Для них это однозначный плюс, потому что они смогут снизить свои затраты", - отмечает руководитель комиссии УСПП по вопросам экономической политики Юлия Дроговоз.

А для бизнеса, который платит небольшие зарплаты, например в тех же регионах с более низким уровнем жизни, 37% или тем более 41% ЕСВ - это, наоборот, увеличение нагрузки.

Плательщики, которые работают в "тени", по ее словам, там же и останутся.

В случае введения уголовной ответственности за выплату зарплат в конвертах - что планируется в рамках реформы - малому бизнесу будет дешевле "договориться" с ревизорами об избежании ответственности, чем платить 37% или 41% налога. Таким образом, ожидаемой детенизации может и не произойти.

Есть еще один момент. Для бизнеса, который выплачивает зарплаты выше средней (стартуя от трех минимальных в зависимости от модели), повышается ставка НДФЛ. Таким образом, снижение ЕСВ нивелируется повышением ставок подоходного налога.

Есть еще один пункт, которым налоговики оправдывают собственную реформу. "Нам сообщили, что во всей этой реформе легализация зарплат - не первоочередная задача. Вопрос в том, чтобы уменьшить для плательщиков налоговую нагрузку в преддверии введения электронного администрирования НДС", - говорит Дроговоз.

Однако, странное дело, механизм прописан таким образом, что в первое время после запуска бизнесу придется платить НДС авансом. Они должны будут пополнять спецсчета без электронного возмещения со стороны государства и налогового кредита.

Для того, чтобы облегчить "белому" бизнесу извлечение "живых денег" из оборота, и компенсировать связанные с таким изъятием потери, предлагается изменить правила уплаты "зарплатных" налогов.

Но как это будет выглядеть на практике, пока сложно представить. Само по себе увязывание администрирования двух платежей - крайне изощренный ход, если речь идет об упрощении.