Главная
Олигархи так и остались священными коровами
Говоря «Александр Бондарь», тут же вспоминается Фонд госимущества. Сколько бы ни было руководителей ФГИ после него, именно Бондарь будет всегда ассоциироваться с этой организацией. Точно так же, как его последователь Михаил Чечетов - со своей правой рукой. Бондарь не баллотируется в парламент. Его не приглашают во власть, как многих других профессиональных чиновников эпохи Кучмы-Ющенко. По словам собеседника ЭП, он знает слишком много, но проявляет слишком мало послушания.
Экс-глава ФГИ всегда охотно комментирует инициативы правительства Арсения Яценюка в сфере приватизации, и не только. По его мнению, нынешняя власть не оправдала ожиданий второго Майдана, поэтому нельзя исключать повторения волнений, но в куда более усугубленной форме.
- Я на днях нашел очень показательную цитату Альберта Эйнштейна: «Самая большая глупость - это делать то же самое и надеяться на другой результат».
Мне кажется, эти слова сжато иллюстрируют то, что сейчас происходит. С момента прихода новой команды меня больше всего поражает, что никто ничего не хочет менять.
Это люди, которые вместе со мной находились в оппозиции весь период правления Януковича, которые критиковали все, что делали Азаров и Янукович, собирали майданы. Мы в пух и прах бомбили пенсионную реформу - и никто ее не отменил. Из-за налоговой реформы собирался Майдан - ничего не отменили.
Все новации Яценюка, которые у него называются «антикризисными мерами», это один к одному предложения Азарова. Причем даже в худшем варианте, который тот не смог бы провести через парламент.
- Как вы думаете, почему так получается?
- Первое - они пришли без идей. Они не знали, что делать. То же самое можно сказать о президенте. Тот пакет реформ, который он предложил, - это набор фраз. Уже сто дней он у власти. Можно было хотя бы два закона подготовить и подать.
У них нет людей, которые знают болевые точки в управлении государством. Нельзя проводить реформы в общем, делать все сразу. Нужно знать, по каким конкретно болевым точкам бить, чтобы их нейтрализовать.
Второе - опять на должности пришли люди по квотам. Мало того, что они не знают, что делать, так еще и остались все смотрящие от Януковича.
- На каких должностях они находятся?
- Не на первых ролях, но их знают по фамилиям. В каждом министерстве и ведомстве они занимались сбором денег и сидели на схемах. Поэтому я согласен, что всех людей, которые работали на руководящих должностях при Януковиче, надо убирать. Хотя это спорный вопрос, что такое руководящая должность.
Я знал отбор кадров при Януковиче. Ты приходишь к руководителю и говоришь схему, по которой будешь зарабатывать для него деньги. Если схему не приносишь, тебя никто на работу не возьмет. То есть все знатоки схем должны быть уволены поголовно. Кстати, они могут быть не руководящими людьми.
- В министерствах их знают?
- Конечно. Они могут быть советниками. Кстати, они не попадают под люстрацию, потому что не занимали первых ролей. А многие первые руководители вообще были не в теме, что происходило. Они будут люстрированы, а у них сидел смотрящий, который за них все делал. Эти - останутся.
После Майдана такие смотрящие быстренько понесли схемки новым руководителям. Рассказали, что раньше собранные деньги шли прежней власти, а сейчас пойдут новой, и все продолжило работать дальше. Сколько публикаций уже было по налоговой, по таможне, по Фонду госимущества…
- Сейчас замкнулась вертикаль по передаче доходов на самый верх?
- Думаю, ее нет, и вряд ли она будет. Для этого нужно сконцентрировать такую власть, как у Януковича, и иметь криминальное давление на подчиненных. Тогда знали: не принес - на тебя заводят уголовное дело, которое закончится посадкой.
- Сейчас тоже немало уголовных дел заводится.
- Это идут разборки между разными людьми, потому что нет единства власти.
- Где сейчас останавливаются восходящие потоки?
- Говорят, что Павел Шеремета ушел, потому что раскрыл схему двух структур, которые работали на финансирование двух партий. Приблизительно так я себе это и представляю. Здесь - квота одной партии, она обеспечивает свою предвыборную кампанию. Там - квота другой партии.
- Могут ли люди, которые сидят на схемах, замыкать деньги на себе?
- Естественно. Сейчас же нет такой дисциплины, как раньше. При бандитской власти за «крысятничество» (воровство у своих. -ЭП)наказывали. Сейчас такого нет, поэтому есть уголовные дела. Тем, кто делится, дела закрывают.
Я бы не хотел много об этом говорить, я в этом не большой специалист. Просто исходя из экономических показателей, ничего не изменилось. Приведу примеры.
У всех на слуху 200 млрд долл, украденные властью Януковича и вывезенные на грузовиках. В общем, воровалось из бюджета. Все поверили в это. Новая власть пришла и закрыла все эти схемы. 200 млрд долл должны были появиться в бюджете. Где они? Их нет. Поступлений стало даже меньше.
Напрашиваются два вывода: либо никто не крал, хотя мы знаем, что крали, либо это каким-то образом оседает в других кабинетах.
Сейчас к власти пришли в основном «гарвардские мальчики». Они сказали, что наведут порядок и не будут красть. Деятельность Фискальной службы - хороший показатель того, как выполняются такие обещания.
Поступления падают, хотя все схемы вроде закрыли, а налоги подняли так, как не сумел бы поднять сам Азаров. Исходя только из этих показателей деньги должны где-то появиться. Однако деньги не появились - вот в чем загадка. Новые налоги полностью «положили» экономику и банковскую систему.
Зато мы знаем, что показатели вывода денег за границу за семь месяцев деятельности новой власти сопоставимы со временами Азарова и Януковича. Тогда за год 100 млрд долл вывели, с начала 2014 года - 70 млрд долл.
Это показатели, которые дают независимые эксперты. Власть ничего не говорит. То есть нет доверия к банковской системе, к гривне и к новой власти.
- Брошу камень в огород ваших однопартийцев. Говорят, по квоте «Свободы» во власть тоже зашли люди. При них тоже не прекратились схемы, в частности, по аграрному министерству. Многие критикуютИгоря Швайкуза то, что никаких изменений аграрии не почувствовали.
- Я остаюсь членом партии «Свобода», но уже долгое время никаких контактов с ней не поддерживаю и не отслеживаю их деятельность. Оценку их работе дадут избиратели. Судя по тому, что я читаю, ситуация в партии не отличается от общей. Не скажу, что одни проявились чем-то особым, а другие нет.
Мы много читаем обОлеге Махницком, но главный фигурант - глава ГоскомземаСергей Рудык. Знаю их лично, мне трудно давать оценку своим однопартийцам. Я просто говорю, что они находятся в системе общей власти, о которой мы говорим.
- Способна ли эта система измениться? Может, Украина так построена, что когда доходишь до среднего уровня, то уже повязан по рукам и ногам?
- Менять нужно не людей, а систему. Это аксиома. Систему может поменять только руководство страны, имея на то политическую волю.
По анализу действий правительства и президента, по назначениям я такой воли не вижу. Если говорят, что мы будем привлекать бизнес на каких-то льготных условиях к власти, то вы мне покажите хоть один пример привлечения из бизнеса руководителей, которые дали положительный результат.
Могу привести пример Леонида Черновецкого, когорту в правительстве Николая Азарова, которые миллиардерами были. Главный был аргумент, что они богатые и воровать не будут. Они воровали больше, чем бедные, потому что у них другие были уровни. Вряд ли из бизнеса придут грамотные менеджеры и все изменят.
Кстати, почему-то ссылаются на опыт Грузии, но там совершенно несопоставимые вещи. Там пришли молодые ребята с западным образованием, которые к бизнесу вообще отношения не имели. Они не знали, как зарабатывать деньги.
Им просто четко сказали, что нужно изменить, они знали, как, и все. Они это сделали моментально, кстати, не принимая десятки законов.
Исполнительная власть портит людей. Не каждый к ней подготовлен, особенно если ты с рядового гражданина попал в министры. Я тоже не эталон, но я к власти шел поэтапно. Сначала работал на уровне района, города, потом перешел в центральную власть. У меня уже был иммунитет и не было звездной болезни.
Когда я в 1990 году пришел работать заместителем райисполкома единственного демократического района в Киеве - Московского, там «Рух» возглавлял, я полгода учился у коммунистов. Узнавал, как работать в исполнительной власти.
Это сложная система, но это детали. Когда неподготовленный человек попадает в эту систему, он портится моментально. Тем более, когда тебя обседают коррупционеры, показывают суммы, которые ты в глаза никогда не видел и не представлял, и начинают рисовать, что я вот это буду делать и тебе заносить.
Вы можете представить реакцию человека? Как он себя поведет? Тем более, что новая власть смотрит на это сквозь пальцы.
- Это правительство уже уходящее, потому что после выборов оно поменяется. Как оно себя показало с точки зрения управления?
- Я могу такую цитату выдать: они назвали себя «правительством камикадзе». Так вот: они каждым своим действием делают харакири экономике и народу Украины. Не себе. За семь месяцев можно было хоть что-то полезное сделать.
Главное, что они берут все самое худшее, что придумал Азаров. Все законы, которые они подавали, - это калька того, что предлагал Азаров. Это то, что рубили оппозиционеры, и многие вещи они провести не могли.
Это говорит о том, что клерки правительства Азарова остались. Вот, скажем, пришел министр, предположим, министр финансов. Он никогда министром финансов не был, он к финансам имеет такое отношение, как я не знаю к чему. Хотя он был министром экономики, но это совсем другое.
Собрал вот этих ребят: хотите у меня работать? Да, хотим. Принесите мне за сутки - больше же не дают - предложение по наполнению бюджета. Что они сделали? Достали из шкафов то, что уже запылилось со времен Азарова, выдали ему, показали, сколько дополнительно денег придет. Все, ура.
Он отдал Яценюку. Яценюк говорит: это пакет реформаторский, давай в парламент. И что мы имеем? Посадили доверие к депозитам у людей, посадили банковскую систему, а бизнес практически не работает. С таким курсом гривны работать нельзя. Они закладывают такие дельты в курсе, что это же нереально.
- Случайно ли происходят такие колебания в курсе, или кто-то имеет доступ к Национальному банку и зарабатывает?
- Думаю, падение абсолютно прогнозировано. Когда любая критика в этот адрес воспринимается как «чернуха» и «агентура», значит, у людей нет аргументов. Если ты совершаешь действия, которые изначально приведут к падению гривны, и ты об этом не знаешь, то неизвестно, кто агент ФСБ. Или ты знаешь, но делаешь.
Когда есть особые люди, допущенные до продаж от Нацбанка до аукциона, то будет спекуляция. Когда дается рефинансирование непонятно кому и как. Пусть его называют однодневным кредитом, это все равно выдача денег.
Смотрите, такой явный показатель для всех людей: начался Майдан, началась паника на валютном рынке, начал падать доллар и начали снимать депозиты. Вполне естественная реакция. Приходит новое правительство, знает, что идет отток депозитов, особенно валютных. Что оно делает?
Оно вводит налог на доходы от депозитов. Что нужно делать после этого людям? Они положили деньги, никогда не думали, что у них будут за это брать налог, а тут им вдруг влупили. Они побежали опять в банки, опять забирать.
Что делать правительству и Нацбанку? Тем банкам, у которых большой отток депозитов, давайте рефинансирование, чтобы они покрывали этот отток. Они дают им рефинансирование, те с этим рефинансированием бегут на межбанк, покупают доллар, поднимают курс, после чего народ еще больше боится.
То есть идет обычная экономическая спираль, которую спровоцировало правительство. Больше того: остановитесь, подумайте, может что-то не так?
Нет, давайте ограничим снятие денег с депозитов ежедневными 15тыс грн. После этого какая реакция у человека? Надо побыстрее забирать. Потому что если уже ограничивают, значит, уже совсем плохо.
Дальше. Есть приток валюты от заробитчан, которую родственники получают в валюте. Им сказали: нет, вы будете получать в гривне, которая обесценивается.
Кто-то будет пересылать валюту сюда? Он будет передавать наличными, черный рынок формировать. Самое интересное: вы положили доллары и евро, а вам выдают гривны. Это абсурд. Люди будут бежать от банков, как черт от ладана.
Вы спрашиваете, делается ли это специально. Я не вхож в эти круги, но там есть специалисты, которые ловят рыбку в мутной воде. Однако руководство страны смотрит на это как-то так снисходительно. Можно ударить кулаком и сказать, что будет курс такой, но ты его, реальный курс, загоняешь в тень.
- Во временаВладимира Стельмахаговорили, что много людей получали рефинансирование НБУ, из-за чего пострадали резервы регулятора.
- Думаю, сейчас происходит почти то же самое. Единственное, что разворовывают не резервы. Резервы держат, их почти не дают, потому что курс скачет, поднимается доллар. Однако я назвал цифры вывода денег за границу. Только сейчас прикрыли схему по фиктивным импортным контрактам.
- Интересно, почему только сейчас?
- Наверное, уже кто-то важный вывел средства, а остальные обойдутся. Либо поняли, что кранты настанут: если дальше так пойдет, то вообще все завалится.
Теперь о реформах: все действия, которые я перечислил по Нацбанку, ничем не отличаются от того, что делали Стельмах,Арбузов, потомКубив. Что предложили эти международные эксперты, которые работают во всех учреждениях?
Меня как экономиста, который много лет проработал в исполнительной власти, имел дело с международными организациями, убивает эта никчемность наших руководителей, которые сами признаются, что они все делают по указке МВФ.
Мы в свое время стеснялись в этом признаться. Даже когда МВФ на чем-то настаивал, я находил аргументы, чтобы объяснить, что это надо. Вот страшно не хотел проводить сертификатную приватизацию, они мне ее постоянно навязывали. Вот я на пресс-конференциях начинал как-то оправдываться.
Однако мне в голову не могло прийти сказать, что это же условие МВФ для получения кредита. А эти говорят, им не стыдно! Им не стыдно, что они вообще ничего не решают, что они поставлены международными организациями.
Что те приезжают и говорят: делай так. Если они этого делать не могут, они должны туда обратиться и согласовать. Кто тогда у нас руководит страной? И вообще: что эти эксперты вообще понимают в нынешней нашей ситуации?
Они дают общие советы для всех стран. Как можно у нас дальше обкладывать налогами население и бизнес? Теневой сектор от этого лишь увеличивается.
Нет ни одного предложения, как убрать теневую часть, которой на Западе нет вообще. У них все деньги держат в банках, у них никто не держит в офшорах, у них все предприятия зарегистрированы в той стране, в которой работают.
Они вообще не понимают, что у нас экономика находится в тени. Они продолжают облагать налогами то, что уже десять раз люди показали. Их наказывают за то, что люди ведут легальный бизнес и имеют легальные доходы.
Хоть один руководитель заикнулся, что пора бы, ребята, поделиться средствами из офшоров, хоть что-то сюда завести, хоть бы для приличия?
Страна в опасности, курс рушится. Если бы пять-десять олигархов 10% вкладов в кипрских банках завели сейчас в Украину, у нас бы не было проблем с валютой, не было бы падения курса. Это же не так сложно.
Ребята, у вас же есть там выручка, вы ее годами там откладывали. Переведите 10% на счет в своем банке. Все, не надо никакого рефинансирования, это элементарные вещи. Однако ничего этого не делается.
- Инициативы предыдущего правительства потрансфертному ценообразованиюне способны были решить такую проблему?
- Те инициативы хоть какой-то шажок делали для легализации капитала и запрета офшора как класса в Украине. Нынешняя власть о них забыла.
- Им не дают ход?
- Не дают. Избирательный подход. Все, что у Азарова было плохое, мы подадим и не дай бог вы не проголосуете, вы пособники агрессии. Здоровое зерно - отложим.
Есть две причины подать документы в парламент. Во-первых, хотели уже обложить, позабирать у олигархов. Во-вторых, понимали, что экономика на грани. Деньги уходят, и надо что-то возвращать, прикрывать дырки. Ничего не сделано.
Они рассказывают, сколько миллиардов выводится с депозитов, сколько из банков выведено, обвиняют в этом спекулянтов. Только они отлично знают, что население, снимая все свои сбережения в банках, не снимет столько, сколько выводят за границу главные олигархи.
Они выводят легально по этим контрактам, и никто об этом даже не заикается. Олигархи как были священными коровами, так и остались.
- С апреля больше всего возмещения НДС получают предприятия Рината Ахметова. Его людей не поснимали ни в энергорынке, ни в коммунальных руководящих структурах. О чем это может говорить? Человек, который, по большему счету, позволил разгореться огню, до сих пор на коне.
- Для меня это самое удивительное. Ко мне обращались по поводу того, сколько украли в Донбассе, сколько предприятий вывели, и сколько надо денег на восстановление. Я вообще не понимаю, почему этот вопрос нас, обычных граждан, должен волновать. Пусть за это платят те, кто все это организовал.
Это их предприятия, это их территория, которую они доили годами. Они устроили это все. Я не скажу, что они инициаторы, но они подпитывали это все. Вот обратитесь к ним, пусть они это все восстанавливают.
Пусть они возьмут в конце концов на себя ответственность за восстановление этой территории. Ничего подобного, государство будет это все восстанавливать. Вывозят заводы в Россию, а мы потом будем за это платить.
Почему такое снисходительное отношение? Наверное, нашему руководству виднее, но почему люди, которые ближе всего стояли к Януковичу и финансировали сепаратизм, вне зоны досягаемости и критики?
Я не предлагаю их сажать, расстреливать и забирать у них все. Я считаю, что абсолютно морально и справедливо, чтобы они приняли долевое участие в восстановлении. Гуманитарная помощь - просто отмазка, чтобы хорошо выглядеть. Тем более, сейчас все носит предвыборный характер.
Я участия в выборах не принимаю, поэтому могу спокойно высказываться. Это никакая ни пиар-акция, я даже не помогаю ни одной партии. Главное, что вся критика, которая идет из уст нынешней оппозиции, бывшей власти, цинична, потому что все, за что она критикует власть, они делали сами.
Я точно так же критиковал предыдущую власть. Считаю, что я имею на это право. Хотя людей, которые критикуют нынешнюю власть, уже остались единицы - из тех, которые не в нынешней оппозиции. Просто закрывают рот, и очень сильно.
- Как это происходит?
- Знаете, чем еще отличается прошлая власть от нынешней? Прошлая не была такой языкатой. Она молча делала, крала и на критику не обращала внимания.
Эта власть более языкатая, более нахальная. Нахальство связано с агрессивностью. Сейчас стоит только открыть рот, вспоминается война, агрессия России, начинаются обвинения во всех грехах. Ты лишний раз подумаешь, стоит ли говорить: вроде как действительно правильно, нельзя же сейчас критиковать.
Тут же все должны быть заодно. Когда же я смотрю, что под шумок делаются такие вещи, которые приведут к краху экономики и обнищанию населения, я считаю, что мы должны говорить. Единственное, что эта критика должна быть не предвыборной, а аргументированной и экспертной.
- После прихода новой власти было много организаций, которые готовили экономические реформы, программы для правительства. Сейчас об этом не слышно. Что это было: грантоедство, популизм или реальное движение?
- Поверьте моему опыту: каждая власть приходит и изобретает велосипед. Они думают, что они первые. То, что происходит сейчас, это уже десятки раз было.
Есть много аналогий. Есть снимки 1999 года, где Виктор Ющенко возглавлял НБУ. Мы готовили много реформ. Я участвовал в такой реформаторской группе, работая в киевской администрации начальником управления приватизации. Кабмин возглавлялМарчук, а нашу группу -Ландык, который возглавляет «Норд».
- «Регионал»?
- Да, тогда он был первым вице-премьером. Он нас собрал, всех башковитых молодых реформаторов, и сказал: я в этом ни хрена не понимаю, подготовьте. И мы подготовили несколько указов, законов. И подписали, что-то начало двигаться.
Потом я много всяких реформ готовил вместе с учеными и международными экспертами. Если в этой группе нет практиков, это все бред.
Если я говорю, что все наши предприятия, зарегистрированные в офшорах, нужно перерегистрировать в Украине, то я знаю, о чем говорю. Они не понимают, какая разница? Они эксперты великие, в Гарварде учились! Их нужно посадить на землю, а некому. Когда я слушаю эти презентации, мне смешно становится.
При президенте сейчас создан комитет реформ. Эти яйцеголовые из Гарвардов подготовят какие-то реформы и подадут в парламент, который их в глаза не видел. Поскольку будет свое большинство, они их проголосуют, а потом спустят Кабмину, который их вообще не готовил, и они начнут их исполнять.
Вы можете это представить? Как можно готовить реформы без исполнительной власти? Никак, они не будут их исполнять. Они просто увязнут. Я не говорю, что нужно нынешних брать. Возьмите людей, которые когда-то там работали.
Расскажу конкретный пример. Сейчас в этой группе находится Александр Пасхавер. Я его знаю с начала 1990 годов, с начала приватизации. По заданию президента Кучмы мы готовили указ по ускорению малой приватизации.
Я был заместителем уЮрия Еханурова, он - советником президента, там присутствовал представитель МВФ, Международной финансовой корпорации.
Они предлагали варианты. Я говорю: это не будет работать. Пока мы не дадим местным органам заинтересованность в получении денег и принятии решений, ничего не пойдет. Как только вы им дадите указания, они все заблокируют.
А как это сделать? Говорю, элементарно: 80% полученных денег идут в местный бюджет, 20% государству, и принятие решений по продаже вам передают местные советы. Ну, это неправильно, надо все быстро, централизованно.
Я говорю: не будет быстро. И что? За два года мы продали все, и я как автор лучшего проекта малой приватизации в странах Восточной Европы был награжден специальным отличием Мирового банка. Именно за этот указ и его реализацию я отвечал у Еханурова. Это ответ.
Не надо каких-то глобальных законов, нужно просто дать механизм, который заработает. И все. Я понимаю, что у нас чиновники заблокируют все, но им надо дать стимул: деньги и должности, если ты будешь исполнять. Если ты не будешь исполнять, тебя увольняют. Все, больше ничего не надо.
- Хорошо, а что вы скажете о программе, которую презентовал Порошенко?
- Это набор фраз, которые подходят для всех стран и ко всем временам, там ничего конкретного. Я не получил ответы на главные вопросы.
- Какие?
- Что вы делаете для того, чтобы деньги не выводились из Украины, а заводились. Что вы делаете, чтобы вернуть несколько бюджетов Украины из Кипра. Что вы делаете с полной монополией частного капитала в целых отраслях экономики. И потом - что вы делаете, чтобы люди не бежали из банка, а туда бежали.
- Вы больше говорите об инструментах, а он представил некую стратегию.
- Правильно. Представленную стратегию можно реализовать с 2015 года, но если вы не сделаете главные вещи в 2014 году, ваша стратегия никому не будет нужна - у вас экономика завалится. Поэтому каждая реформа должна быть поэтапная.
Есть ключевая проблема, которую нужно решить. Объясните МВФ, который волнуется, чтобы деньги с Кипра не попали в Украину. Не нужны нам ваши кредиты. Вы разрешите нам оттуда забрать деньги наших граждан. Не в бюджет, а чтобы они просто в банки завели. Тогда у нас не будет недостатка валюты.
О приватизации. Я слушал высказывания Яценюка и уже высказался, может, грубо. Чувствую, там ни одного специалиста по фондовому рынку и приватизациям нет, либо они рот боятся открыть.
Мы проводим самую масштабную приватизацию за 20 лет, сказал Яценюк. Я в шоке! Во время войны, когда все упало, когда нет доверия инвесторов. Хорошо, проводим. В 2014 году запланированы 19 млрд грн в бюджет, в 2015 году запланированы 1,7 млрд грн. Масштабная приватизация и 1,7 млрд?
Самое главное заявление: мы все будем продавать на международной фондовой бирже. Я вообще в ауте! Это любимый конек покойной Семенюк.
Она не хотела Одесский припортовый продавать, говорила: «Давайте спочатку 5% продамо на фондових біржах Заходу», зная, что туда их не пустят года три, потому что нужно пройти определенные процедуры. Вот он заявляет опять.
- О чем это может говорить?
- Люди не несут ответственности за каждое слово. Сегодня премьер заявляет: если курс будет выше 12, экономика не выдержит, я срочно встречаюсь с руководителем НБУ и решаю этот вопрос. После его заявления курс падает до 14.
ВыходитШлапаки говорит: я считаю, что реальный курс - 13-13,5 грн. Для кого реальный? Только что премьер, твой руководитель, сказал, что 13 - это уже все, кранты. Он уже к 15 приближается. Завтра выйдет Яценюк и скажет: экономика нормально работает при 20 гривнах за доллар.
Они считают, что это нормально. Только не понимают, что месяц, два, три, а потом на тебя просто никто не будет обращать внимание.
Я пока не нашел ни одного заявления Нацбанка, которое бы успокоило банковскую среду и собственников депозитов. Курс мы отпустили, и пусть он себе катится. Значит, я сразу побегу снимать гривну и обращать ее в доллар.
- Нацбанк говорит: пусть люди привыкают к тому, что курс каждый день может быть другим. Они придумали аксиому про плавающий курс.
- Это требование МВФ, которое свято исполняют наши руководители. Однако они не могут объяснить, что у нас несколько другая ситуация. Наверное, не только поэтому - это еще кому-то выгодно. Если курс так плавает, то всегда есть дельцы, которые на этом зарабатывают. Вокруг этого коррупция.
Нельзя просто отпустить курс и наблюдать, куда он дальше катится. Для этого есть много рыночных механизмов, которыми Нацбанк должен пользоваться. Главная функция НБУ - удержание курса. Если он этим не занимается, то зачем вообще этот орган нужен? Тем временем люди паникуют.
- Будет ли все же массовая приватизация?
- Чтобы состоялась массовая приватизация, нужно вернуть доверие к этому процессу и ее будущим участникам. С 2005 года у нас ни одного прозрачного конкурса не было. Последней была повторная продажа «Кривожстали».
Остальные конкурсы шли под заказ конкретной структуры с конкретными условиями. Зная эту систему, люди не то что не хотели участвовать, просто не могли. У них бы были проблемы. Их бы не пустили. Они не побегут сейчас.
За семь месяцев правительство могло провести хотя бы одну открытую продажу. Как тогда продавалась «Криворожсталь» с трансляцией по телевидению. Взять какой-то небольшой объект и постараться пригласить максимум желающих, хотя бы картинку показать. Ничего не продавалось, вообще.
Дальше, кто будет покупать? За какие деньги? Если все выводят деньги туда, кто их заведет сюда? Только наши олигархи, которые держат деньги на Кипре. Так дайте им возможность хотя бы поучаствовать, но открыто, прозрачно.
Это же не пройдет. Последний пример - продажа «Сумыхимпрома». Все знали, что купит Фирташ, все готовилось при той власти.Рябченкоспокойно выставляет для Фирташа. Тут возникает, как черт из табакерки, Коломойский и ломает всю схему. Все, аукцион закончился, все отменили. Вот такая открытая приватизация.
- Коломойский активно отбирает активы у Фирташа: Дальнегорский и Иршанский ГОКи, «Сумыхимпром», Одесский НПЗ…
- У него есть большой специалист - Корбан, он это умеет. Он заявляет, что сделает это в интересах государства. Однако у него ничего не получится.
Давайте подумаем, в чьей команде Фирташ, кто его поддерживает, и сколько его людей в разных списках. Фирташ сейчас не последний человек, и у Коломойского пока нет возможности отобрать у него активы. Коломойский и у Ахметова с удовольствием бы все отобрал, но опять же…
- Фирташ, есть предположение, с Левочкиным. А на чем держится Ахметов? Взяли стародонецкую элиту и подпилили под корень? Можно ли считать оппозиционный блок совместным проектом Левочкина и Ахметова?
- Конечно, по людям - да. Понятно, что там нет Коломойского, но он в других блоках представлен. И у Порошенко, и у «Батьківщини», и у «Народного фронта».
Кто подпитывает Ахметова, я бы однозначно не сказал, это для меня большая загадка. Если посмотреть на предвыборную кампанию президента, по позиционированию и высказыванию в его адрес, думаю, он ближе к «Батьківщині».
Хотя и «Народный фронт» не чужд интересам Ахметова. Заявления Яценюка в адрес олигархов резкие, но по действиям этого особо не видно.
Если бы президент и Фирташ хотели «нагнуть» Ахметова, они бы, наверное, этим занялись, но этого пока нет. Скорее всего, Порошенко держит нейтралитет, чтобы не было конфликтов между олигархами, чтобы прошли выборы. Уже потом, когда начнется формирование коалиции, вылезет наружу, кто кого будет предлагать.
Ахметов сильно представлен в исполнительной власти. Его старые люди остались, и он новых назначил. Думаю, половина структур - его.
Мы повторяем ситуацию 2005 года, когда начались заигрывания, меморандумы… После революции 2014 года, когда погибло столько людей, я думал, что олигархи исчезнут. Ничего подобного, они хорошо себя чувствуют, все в Киеве, занимаются бизнесом. Своих людей оставили, расставляют новых. Никто с этим не борется.
Проводить выборы во время кризиса и войны аморально. Когда гибнут люди, ездить, агитировать и заниматься пропагандой - аморально. Ты врешь людям, что-то рассказываешь, обещаешь. В период войны это просто кощунство. Главное, что ничего не изменится в новом парламенте - это однозначно.
Осталась мажоритарка, и там будет еще та плеяда. Результат окажется такой, что все идет по шагам Януковича. Самая большая партия будет у президента. Мажоритарщики всех цветов лягут под президента. Это богатые люди, которые зависят от власти и всегда будут под президентом. Но дальше что?
- Информация о материале
Мир оказался на пороге «революции лентяев»
Начиная с эпохи промышленной революции заработок наемного работника зависел в основном от количества часов, проведенных на производстве. И даже в случае сдельной оплаты труда его размер в классической промышленной экономике коррелировал все с теми же трудочасами. Но современная экономика, основанная на совершенных средствах связи, информации, творчестве и услугах, уже потребовала иных подходов.
По пятницам не работаем?
Новый тренд в менеджменте — сокращение рабочей недели ради повышения эффективности и производительности труда через повышение качества жизни работников. О глобальности данной тенденции свидетельствует доклад Международной организации труда (МОТ) на последней сессии ООН, в котором в среднесрочной перспективе прогнозируется установление четырехдневной рабочей недели в экономически развитых странах.
Собственно говоря, идея трудиться по восемь часов пять дней в неделю, по большому счету, появилась благодаря конвейерному производству Генри Форда и хронометражу Фредерика Тейлора. Но в постиндустриальном мире рабочие места у конвейеров давно заняли роботы, а эффективность работника не зависит напрямую от количества выполненных им производственных операций.
Сегодня же более актуальным выглядит, к примеру, подход основателя и владельца корпорации Virgin Ричарда Брэнсона, одного из богатейших людей Британии: Брэнсон рассказал об эффективности своей политики предоставления неограниченного количества дней отпуска своим подчиненным. «Решение об отпуске принимает работник — когда чувствует, что ему нужны несколько часов, день, неделя или месяц отдыха. Идея заключается в том, что сотрудник примет такое решение только в том случае, если он на сто процентов уверен, что его отсутствие на работе не повредит делу», — объясняет миллиардер. Брэнсон также отмечает, что производительность труда при таком подходе лишь возрастает, поскольку люди получают возможность заниматься личными вопросами в удобное для них время, а на работе думать только о бизнесе.
Кроме того, с идеей сокращения рабочего времени ранее выступали глава Google Ларри Пейдж и мексиканский мультимиллиардер (второе состояние планеты) Карлос Слим. Если ввести трехдневную рабочую неделю, можно нанять двух сотрудников на одно место, при этом у обоих будет больше личного времени, объясняли они.
Понятно, что переход к четырехдневной неделе потребует мощного сдвига в психологии руководителей и подчиненных. Менеджменту придется научиться по‑новому мотивировать сотрудников, а сотрудникам — стать более дисциплинированными, самостоятельными, ответственными и социально мобильными.
Как показывает практика, переход к новой культуре управления может потребовать до 20–30 лет — но это если речь об обществах, которые впервые сталкиваются с подобными вызовами (например, если речь идет об Украине). Там новые социокультурные паттерны приходят в социум уже с новым поколением. В случае же стран, где передовые компании уже практикуют нечто подобное, речь может идти о пяти–десяти годах, необходимых для того, чтобы модный тренд стал нормой. В этой связи можно вспомнить, как быстро соцсети и мобильный Интернет изменили социальную и бизнес-среду.
Подобный оптимизм разделяют в МОТ. Согласно исследованию, проведенному организацией, в банковском секторе Германии сокращение рабочих часов с 39 до 31 в неделю возможно в ближайшие десять лет. В целом же рабочие часы в развитых экономиках могут быть сокращены на 15–20%.
Инвестиции в досуг
Переход к четырехдневной рабочей неделе будет означать и глобальное разворачивание инвестиционных потоков в сторону индустрии отдыха и развлечений. Причем речь будет идти не только о традиционных видах активного или культурного времяпровождения (от занятий спортом и туров выходного дня до посещений кинотеатров и устройства пикников). Ведь, к примеру, даже если дополнительный еженедельный выходной потребитель посвятит пассивному отдыху (не выходя из квартиры), массмедиа, и прежде всего телевидению, придется менять сетки вещания, увеличивая количество развлекательного продукта.
Тенденция к увеличению времени, которое человек будет посвящать себе и проводить вне работы, затронет буквально любую отрасль экономики. Можно прогнозировать увеличение спроса на доставку еды на дом, на книжную продукцию, образовательные курсы, онлайн-игры и даже… на товары интимного назначения.
Кстати говоря, не следует в этой связи впадать в крайность, полагая, что дополнительный выходной однозначно приведет к поголовному росту интереса к самосовершенствованию и удовлетворению когнитивных, эстетических или духовных потребностей. Так, согласно социологическим опросам, проведенным во Франции, одним из заметных преимуществ эволюции рабочего графика стал… адюльтер: ведь появилось больше времени для любовных интриг. Третий выходной с неменьшим успехом может быть использован и для обжорства, и для алкогольных излишеств, и для шопинга, и для виртуальной лудомании.
А как на практике?
Следует признать, что для Украины перспектива сокращения рабочих дней выглядит более отдаленной, чем для развитых экономик. Но это не означает, что постепенный переход к четырехдневке невозможен. И в нашей стране он может быть осуществлен двумя различными вариантами.
Первый предусматривает перераспределение сорока часов рабочего времени на четыре дня. В принципе, не секрет, что во многих сферах, особенно в частном секторе, рабочий день и так намного превышает стандартные восемь часов. Кстати, именно вариант увеличения количества рабочих часов в день при сокращении рабочих дней в рамках инициативы МОТ вполне официально обсуждают в Госдуме РФ. Впрочем, такой вариант довольно спорный — увеличение нагрузок в день скорее негативно сказывается на эффективности труда.
Второй вариант — дальнейшая интеграция мобильной коммуникации в рабочий процесс. Предоставить большинству офисных сотрудников четырехдневный рабочий формат в мягкой версии уже сегодня реально по схеме: четыре дня — в офисе, еще один день — формат home office, при котором часть сотрудников в пятницу выполняет работу через Интернет и постоянно находится в контакте с начальством. Впрочем, с другой стороны, многие компании, чья деятельность как раз и связана с хай-теком и креативом, уже практикуют для работников «работу на удаленке», а 2% компаний, по данным портала HeadHunter, действительно перешли на четырехдневный формат работы.
И еще один нюанс. Эффективность работы органов госуправления и предоставления административных услуг в Украине известна и не выдерживает никакой критики. Можно только представить, насколько бы удлинились бюрократические проволочки, если бы отечественные министерства, управления и департаменты перешли на сокращенную рабочую неделю при сохранении нынешней организации делопроизводства и скорости принятия решений.
- Информация о материале
Участник боевых действий. Нереальная мечта участника АТО
Они были в «котлах», видели смерть и страдания, они стояли за себя, за Украину и ее народ. Они, бойцы АТО, — герои уже потому, что не побоялись взять в руки оружие и стать на защиту своей страны. Но по возвращении домой не всех будут ждать награды. Большинство ожидает новая война. На этот раз на административном фронте с бюрократической машиной государственного аппарата. За право получить статус участника боевых действий (УБД).
20 августа 2014 г. Кабинет министров принял постановление №413, которым утвердил Порядок предоставления статуса участника боевых действий участникам АТО. Кроме официального признания, статус участника боевых действий дает право на ряд социальных и материальных льгот, в частности: скидку на коммунальные платежи, бесплатное медицинское обслуживание, в том числе лекарства, обследование и лечение, проезд в транспорте, санаторно-курортное обеспечение.
Военнослужащие ждали этого постановления с 6 мая 2014-го, когда Верховная Рада Украины впервые внесла изменения в статью 6 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», которыми приравняла военнослужащих участников АТО к участникам боевых действий. 1 июля 2014 г. Верховная Рада приняла закон, которым расширила пункт 19 статьи 6 Закона Украины «О статусе ветеранов войны», установив, что «порядок предоставления статуса участника боевых действий лицам (…), категории таких лиц и сроки их участия (…) в антитеррористической операции, а также районы антитеррористической операции определяет Кабинет министров».
Почти два месяца Кабмин готовил Порядок предоставления статуса участника боевых действий. Однако официально опубликованный 10 сентября текст постановления стал очередным разочарованием.
Первое, что сразу бросается в глаза, — это приложения к постановлению: образцы справок об участии в АТО, которые должны выдавать командиры воинских частей. Любой, кто общался с участниками антитеррористической операции, подтвердит, что на сегодня большинство уже имеет справки об участии в АТО. Однако ни одна из этих справок не похожа на установленный законом образец.
Фактически до вступления в силу постановления, командиры воинских частей на многочисленные запросы личного состава выдавали справки об участии в АТО произвольного образца. Как правило, справки написаны на узкой бумажке (экономили бумагу), где указаны ФИО военнослужащего (без указания военного звания и должности) и период (с какого и по какое число принимал участие в АТО). Справка выдавалась для предъявления по месту требования. Эту информацию скрепляют только подпись командира части и круглая гербовая печать Министерства обороны. Справка имеет регистрационный номер и дату. Кроме того, на основании такой справки в военном билете делалась отметка в форме печати об участии в АТО.
В принятом Кабинетом министров Порядке предоставления статуса участника боевых действий участникам АТО нет ни одного положения о справках об участии в АТО, выданных до вступления в силу этого Порядка. В пункте 4 Порядка указан перечень документов, подтверждающих участие в операции. Однако в этом перечне не упоминаются ни военный билет с печатью, поставленной на основании справки об участии в АТО, ни собственно сама справка.
Ошибка, нехватка консультаций с юристами-практиками или умышленно созданное препятствие?
Процедура разработки и принятия постановлений Кабмином предусматривает проведение консультаций, совещаний, рабочих встреч, привлечение специалистов и общественных объединений (пункты 6 и 7, параграфа 33 Регламента Кабинета министров Украины). На протяжении двух месяцев подготовки Порядка предоставления статуса участника боевых действий участникам АТО процедура была полностью выдержана. Консультации с экспертами и практиками проводились. Более того, вопрос об уже выданных справках поднимался. Однако разработчик проекта этот момент не учел. Напрашивается предположение, что это было сделано умышленно.
Военнослужащему, уже имеющему на руках справку, в военном билете которого четко указано, что он участвовал в АТО, будет сложно объяснить, почему его документы (полученные вполне легитимно) вдруг стали ничего не значащими. Не поймут парни, почему им придется снова ехать — в большинстве случаев за несколько сот километров от их места жительства — в воинскую часть, снова писать рапорт на выдачу справки, которая у них уже и так есть. Более того, непонятно, выдадут ли эту новую справку сразу на месте, или придется еще подождать ее какое-то время.
Учитывая путаницу, трудности и длительность процесса, можно быть уверенным, что часть претендентов на статус участника боевых действий отсеется уже на этапе вынужденного переделывания справок.
Никто не спорит, что единый формат справок об участии в АТО нужен. Это сделает невозможной их подделку, упростит этап изучения документов, подтверждающих участие в операции, комиссиями, уполномоченными принимать решения о предоставлении статуса участника боевых действий. Однако единый образец надо было устанавливать раньше. А если уж так случилось, что справки выдавали и до того, то, наверное, стоило бы учесть это обстоятельство при разработке образца документа.
Немало вопросов и по выдаче справки нового формата. Пункт 6 Порядка предусматривает, что командиры воинских частей в месячный срок после завершения выполнения лицом заданий антитеррористической операции в районах ее проведения обязаны подать на рассмотрение комиссий справки по форме согласно приложению 1 и документы, являющиеся основанием для предоставления лицам статуса участника боевых действий.
Во-первых, если внимательно вчитаемся в п. 6 Порядка, придем к выводу, что справки об участии в АТО командиры частей должны передавать непосредственно комиссиям, уполномоченным рассматривать документы, подтверждающие участие лица в АТО. О выдаче таких справок на руки самим военнослужащим в Порядке не говорится. То есть, вполне возможна ситуация, когда справки старого образца не примут, а новые не выдадут. Что не совсем правильно, особенно учитывая то, что Порядок предусматривает возможность доказательства участия в АТО лицом-участником самостоятельно.
Во-вторых, в Порядке не определено, что именно понимать под завершением выполнения лицом заданий антитеррористической операции. Огромное количество военнослужащих получили ранения во время выполнения боевых заданий в зоне АТО. Во многих случаях характер ранений не позволяет вернуться в строевую часть и далее выполнять обязанности военной службы. С момента такого ранения, а собственно с момента завершения выполнения заданий антитеррористической операции, во многих случаях месяц давно прошел. Означает ли этот факт истечения указанного в Порядке срока, что командир воинской части уже не имеет права выдать справку об участии в АТО и передать документы на рассмотрение комиссий? И что обязанность доказательства факта участия в АТО ложится на военнослужащего? Каковы последствия того, что справка об участии в АТО не была выдана в течение месяца?
Имеющиеся упущения связаны с органами, которые рассматривают документы и принимают решения о предоставлении статуса УБД. Предусмотрена двухуровневая проверка документов. На первом этапе документы участников АТО рассматривают комиссии, созданные в министерствах, других центральных органах исполнительной власти или других государственных органах, в ведении которых находились воинские части (органы, подразделения), учреждения и организации, в составе которых проходили службу или работали военнослужащие. На втором этапе межведомственная комиссия рассматривает присланные комиссией документы, принимает решение о предоставлении статуса участника боевых действий, о чем сообщает комиссии.
Очевидный вопрос, вытекающий из текста Порядка: сколько времени займет рассмотрение документов и предоставление статуса УБД. Дело в том, что в Порядке временные рамки для этого определены только для межведомственной комиссии. Так, согласно пункту 6 (5) и 7 (2) у межведомственной комиссии есть месяц на рассмотрение документов, заслушивание объяснений лиц, свидетелей и представителей государственных органов, после чего она должна принять решение. Для комиссий, созданных в министерствах, других центральных органах исполнительной власти или других государственных органах, Порядок не устанавливает временных рамок. Отмечается лишь, что эти комиссии изучают представленные документы, а в случае отсутствия оснований, которые подтверждаются документами, возвращают их в воинские части (органы, подразделения), учреждения, заведения для дальнейшей доработки.
Неопределение в Положении срока рассмотрения документов комиссиями первого уровня фактически создает почву для промедления с рассмотрением документов лиц, участвовавших в АТО. Вполне возможны ситуации, когда комиссия каждый раз будет выявлять ошибки в документах одного и того же человека, и отправлять их на доработку в воинскую часть.
Ввиду того, что Кабинет министров постановил создать единый реестр участников антитеррористической операции (п. 2 постановления №413 от 20 августа 2014 г.), встает вопрос о целесообразности проверки документов двумя комиссиями. Создание единого реестра участников АТО предусматривает, что Государственная служба по делам ветеранов войны и участников антитеррористической операции уже проверит списки участников, представленные и выверенные командирами частей. А так получается, что закон на самом деле устанавливает четыре уровня проверки документов лица, претендующего на статус участника боевых действий, а именно: внутренняя проверка при формировании списков и выдаче справок участника АТО командирами воинских частей; проверка списков при формировании единого реестра Государственной службой по делам ветеранов войны и участников антитеррористической операции; проверка документов комиссией при соответствующих министерствах; проверка документов межведомственной комиссией.
Конечно, тщательная проверка документов лиц, претендующих на статус участника боевых действий, нужна. Во-первых, речь идет о миллиардных расходах Государственного бюджета. Во-вторых — о справедливости, ведь недопустимо предоставлять статус УБД лицам, которые в зоне АТО находились только формально. Межведомственная комиссия, которая согласно п. 5 Порядка создается Государственной службой по делам ветеранов войны и участников антитеррористической операции с включением в ее состав специалистов Минобороны, МВД, Национальной гвардии, СБУ, Службы внешней разведки, Администрации Госпогранслужбы, Администрации Госспецтрансслужбы, Управления государственной охраны, Администрации Госспецсвязи, ГСЧС, ГПтС, воинских формирований, абсолютно способна принять взвешенное объективное решение. Особенно, если на момент заседания межведомственной комиссии уже будет сформирован единый реестр участников АТО, и командиры частей передадут в комиссию собственные списки участников АТО и соответствующие документы в подтверждение. Наличие одного органа принятия решения а) ускорит процедуру предоставления статуса УБД; б) сэкономит административно-человеческий ресурс министерств и ведомств; в) уменьшит вероятность искусственного затягивания процесса манипуляций с документами.
Разработчик Порядка исходил из того, что списки участников АТО и соответствующие документальные доказательства в комиссии будут подавать командиры частей, начальники органов, подразделений или другие руководящие лица. Однако на практике в ходе антитеррористической операции не всегда придерживались правил ведения документации: учет военнослужащих велся с нарушениями, не все дислокации документировались, не всегда заполнялись графики несения службы и т.п. Поэтому весьма вероятно, что не все лица, принимавшие участие в АТО, найдут себя в представлениях на предоставление статуса УБД.
Очевидно, что учитывая именно такую ситуацию, в пункте 8 Порядка предусмотрена возможность самостоятельно обратиться в комиссию. Из текста Порядка следует, что разработчик отнесся к самостоятельному обращению скорее как к исключению, чем правилу. Однако можно быть уверенным, что таких обращений будет много.
Для того чтобы человек мог сам обратиться в комиссию или в межведомственную комиссию, он должен собрать необходимые документы. Это означает, что воинским частям следует готовиться к многочисленным обращениям с просьбой сделать выписки из приказов, директив, распоряжений, удостоверений о командировках, журналов боевых действий, боевых сводок, дислокаций, книг нарядов графиков несения службы, отчетов, сводок, материалов специальных (служебных) расследований по фактам получения ранений. То есть, как минимум нужно расширить штат кадрового обеспечения и получить бюджетное обеспечение канцелярских нужд (в частности принтеров и бумаги).
Кроме того, отметим, что в Порядке игнорируется возможность обращения в комиссии родственников людей, погибших во время участия в АТО. Этот вопрос особенно важен для семей, потерявших в АТО кормильцев. Не предусмотрена также возможность самостоятельного обращения в комиссии третьих лиц. Таким образом, семьи погибших просто обделили правом воспользоваться льготами, закрепленными за участниками боевых действий.
Настораживает и отсутствие норм по определению оснований для отказа в предоставлении статуса участника боевых действий межведомственной комиссией. Это свидетельствует о непрозрачности механизма предоставления статуса УБД.
Также в пункте 8 Порядка недостаточно четко выписана процедура обжалования отрицательных решений межведомственной комиссии. В случае отказа предоставить статус участника боевых действий вопрос о предоставлении лицу указанного статуса может повторно выноситься на рассмотрение межведомственной комиссии по решению министра социальной политики. Лицо, которому отказали в таком статусе, должно подать ходатайство или обращение министру. Однако ни порядок такого обращения, ни сроки его рассмотрения не предусмотрены. Обычному военнослужащему, без опыта общения с органами государственной власти, составить такое обращение без четко определенных правил и процедуры будет фактически невозможно!
В связи с порядком обжалования решений межведомственной комиссии возникает еще один вопрос. По сути, лишь в пункте 8 Порядка, касающемся самостоятельных обращений в межведомственную комиссию, предусмотрена возможность обжалования решений. Значит ли это, что в случае передачи справок и документов, подтверждающих участие лица в АТО, командирами воинских частей, начальниками органов, подразделений и т.д. отказ в предоставлении статуса участника АТО невозможен? Очевидно, что ответ на этот вопрос все же отрицателен. Таким образом, для четкости рекомендуется перенумеровать абзацы 2 и 3 пункта 8 в отдельный пункт 9 Порядка.
Последнее замечание касается нынешнего пункта 9, где указано, что удостоверения выдаются органами Минобороны, МВД, СБУ, Службы внешней разведки, Администрации Госпогранслужбы, Администрации Госспецтрансслужбы, Управления государственной охраны, Администрации Госспецсвязи, ГСЧС, ГПтС. Порядок выдачи, опять-таки, не предусмотрен. Остается только надеяться, что после передачи удостоверения и нагрудного знака в соответствующие органы, человеку позвонят и сообщат, когда он должен прийти их получить.
Возможно, последнее предложение покажется абсолютной утопией в реалиях административного механизма органов государственной власти. Однако его имплементация была бы свидетельством настоящего уважения к людям, которые мужественно защищали суверенитет и территориальную целостность Родины.
Целесообразно было бы:
— признать действительным доказательством участия лица в АТО справку, выданную командиром части и скрепленную печатью до вступления в силу Порядка об участии в АТО;
— дополнить перечень документов, подтверждающих участие в АТО, военным билетом с печатью и справкой об участии в АТО;
— создать единый реестр участников АТО;
— обеспечить ускоренную и упрощенную процедуру рассмотрения документов одним органом — межведомственной комиссией;
— установить четкие сроки рассмотрения документов и принятия решений комиссиями — 10 дней с момента подачи справки участника АТО и документов командиром части, начальником подразделения; 30 дней с момента подачи документов лицом самостоятельно;
— сформулировать критерии отказа в предоставлении статуса УБД;
— предусмотреть четкий пошаговый механизм обжалования решений комиссии;
— предоставить право обращения в комиссии родственникам погибших участников АТО;
— обеспечить выдачу удостоверения участника боевых действий соответствующими органами без необходимости обращения военнослужащего за таким удостоверением.
Участники АТО не претендуют на большее, чем предусмотрено для них законом. Искусственное создание условий, при которых защитникам страны фактически придется в каждой инстанции доказывать, убеждать, просить, — издевательство и унижение.
- Информация о материале
Как украинская Фемида французских инвесторов обокрала
Судебная система Украины, доставшаяся в наследство от режима Януковича, не только выставляет страну в неприглядном свете, но и может стать стоп-краном для прихода иностранных инвесторов, на помощь которых так уповает новая власть. Показательный кейс – решение Верховного Суда Украины, которое позволило Василию Полякову и Дмитрию Святашу, нардепам-«регионалам» команды Януковича и одновременно бизнесменам, не возвращать $100 млн своим кредиторам.
Мытарства инвестора
Складывается впечатление, что дела формата «Поляков и Святаш против кредиторов» возбуждены только ради того, чтобы продемонстрировать всему миру глубину нашего правового нигилизма. Напомним, что начало ярким эпизодам этой эпопеи было положено решением одного из самых «честных» районных столичных судов - Печерского, который прославился на весь мир процессом над экс-премьером Юлией Тимошенко. Судьи отменили действие личного поручительства владельцев АИСа, депутатов-«регионалов» по кредитам для автокорпорации. Получилось, что Святаш и Поляков не в ответе за свой бизнес, а сама корпорация начала резво выводить заложенное кредиторам имущество в процессе вереницы фиктивных банкротств.
Благодаря упорству банковских юристов, которые, как принято в Европе, подавали жалобу за жалобой, апелляцию за апелляцией на неправосудные решения, дело дошло до высшей инстанции - Верховного суда Украины. А там, руководствуясь сугубо отписочным принципом подтвердили: депутаты не являются поручителями по кредиту. И, несмотря на то, что процесс сопровождался громкими коррупционными скандалами, в прессе неоднократно была обнародована информация о подкупе судей и даже назывались суммы, вердикт был вынесен в пользу бизнесменов от политики, щедро финансировавших и всячески защищавших преступный режим Семьи. В общем, «говорите-говорите, вы мне не мешаете». Основанием для отмены поручительства стала формальная зацепка. Впрочем, уверенные в своей безнаказанности и прочности своей «крыши» должники не собирались возвращать долги при любой погоде. А уступчивая и корыстолюбивая украинская Фемида им помогла.
Юридическая казуистика
Чтобы понять, чем руководствовался Верховный Суд, предпримем экскурс в дебри юриспруденции. Поводом для пересмотра дела в высшей судебной инстанции является ситуация, при которой та или иная нижестоящая инстанция по-разному применяла законодательство при вынесении вердикта по аналогичным делам. По сути, цель каждого такого обращения - добиться единой трактовки законодательства применительно к одинаковым правонарушениям.
В деле Полякова-Святаша проблемный вопрос касается поручительства бизнесменов-«регионалов» по долгам АИС. А камнем преткновения является период времени, в течение которого банк должен подать в суд с момента отправки требования поручителю. По одной из версий это должно быть только 6 месяцев, по второй - 3 года.
Пикантность решения ВСУ по владельцам АИС, во-первых, в том, что по Полякову и Святашу решения служителей Фемиды по параллельным искам одного из кредиторов оказались разными. В случае Василия Полякова судьи просто решили, что прецедентные дела, представленные банком, не аналогичны, и поэтому оставил в силе «нижестоящее» решение. А по иску против Святаша «вдруг» применили другую логику, и обозначили в вердикте, что 6 месяцев с момента требования прошли, а кредит можно не возвращать и штраф за его просрочку не платить.
И, во-вторых, результат разбирательства в ВСУ показателен тем, что его поддерживают далеко не все судьи. Потому что в законе четко указано, что в 6-месячный срок нужно обратиться к поручителю с требованием (т.е. в несудебном порядке), а потом в течение 3 лет, если поручитель не вернет долг, идти и требовать возврата долга в суде. И такой же точки зрения, кстати, придерживаются светила юриспруденции, которые недавно обирались на закрытый круглый стол при все том же Верховном Суде. Да, и сами судьи ВСУ (к примеру, Сенин или Гуменюк) фиксировали корректность 3-летнего срока подачи иска как свое особое мнение. Так что решение ВСУ на двух десятках страниц сшито одной белой ниткой - выдернуть ее и потраченные Василием Поляковым и Дмитрием Святашем миллионы на «смазку» - на ветер, и долги на 100 миллионов долларов въедливым французам ответчикам придется отдавать. Если, конечно, в стране победила революция достоинства. А не гидра контрреволюции.
И еще. Давайте на секундочку, вспомним одну простую вещь: решения Верховного суда являются своего рода шаблоном, руководством к действию, при правоприменении судебной системой. Любой должник банка, опираясь на трактовку решения ВСУ в деле «Кредиторы против АИС» перестает погашать кредит. Но теперь любой районный суд любого города Задрипанска, ссылаясь на трактовку Верховного суда «прощает» заемщику его долг перед кредитором лишь на том основании, что имеет перед глазами «высочайший» прецедент.
Этот юридический нонсенс в исполнении высшей судебной инстанции дает карт-бланш всем желающим, кто в один прекрасный день просто передумает погашать кредит перед банком. Владельцы депозитов уже могут начинать прощаться со своими деньгами - это большой и теплый привет всем от нелюстрированной судебной системы...
Люстрация Фемиды
Эксперты уверены - корень зла в том, служители Фемиды, годами бравшие взятки за «правильные» решения, до сих пор остаются в своих креслах, несмотря на усилия общественных активистов и движений. Ведь именно судебная система должна не только защищать инвесторов, но и само общество от тех людей, которые за последние десятилетия вели страну к социальной и политической пропасти. Но сговорчивость украинского правосудия полностью перечеркивает эту надежду.
Следует отметить, что судьи, вынесшие сомнительное с правовой точки зрения по делу Полякова-Святаша решение, уже не первый месяц пребывают в поле зрения общественных активистов, которые активно занимаются процессом очистки власти. Судьи Верховного суда уже оказались под личной опекой представителей движения «Правый сектор», который заявил о готовности отслеживать наиболее резонансные судебные процессы, а в случае выявления фактов коррупции передавать данные о судьях-нарушителях в Люстрационный комитет. Один из руководителей «Правого сектора» Борислав Береза заявил о готовности организации содействовать очищению судебной власти от коррупционеров.
Контрреволюция бесчестья
В общем, вердикт Верховного Суда Украины по искам «Кредиторы против Полякова и Святаша» подтвердил: долги в Украине можно не платить. Даже когда «крыша» имени Януковича в бегах, всегда найдутся добрые люди, которые помогут обобрать заграничного буржуя. Вот только вы никогда не задумывались, почему в пакете реформ, которые предусмотрены Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС, один из главных блоков отведен реформе судебной системы? А потому что именно правовой произвол является тем тормозом, который, похоже, еще долгие годы будет отпугивать от Украины инвесторов.
И если кредиторы АИС, как прогнозируют эксперты, будет сейчас обращаться в международный арбитраж, дело может закончиться иском уже не к Полякову&Святашу, а к государству Украина. То есть взыскание будет обращено, по сути, на личные деньги каждого налогоплательщика. И за долги «регионалов» Полякова и Святаша, которые французскими кредитами спонсировали режим Януковича, будут расплачиваться те, кто стоял на Майдане. В то время, как сами эти персонажи и дальше будут развлекаться на Лазурном берегу и фигурировать в рейтингах богатейших толстосумов Украины.
О какой революции достоинства может идти речь, когда справедливости в стране как не было, так и нет? Вертикаль судебной власти от районного уровня до высшей инстанции погрязла в коррупции, а сильные мира сего при содействии сговорчивой Фемиды могут себе вертеть законом, что дышлом и при «диктатуре», и при «демократах»? Недавно президент Петр Порошенко во время встречи с американским коллегой Бараком Обамой вынужден был обещать, что Украина создаст «специальную программу политического страхования американских инвестиций в украинскую экономику».
Для страны, которая претендует на статус цивилизованной и демократической, само по себе появление такого института «политического страхования инвестиций» означает, что новая власть уже расписывается в своем бессилии в борьбе со «старыми кадрами», перед их коррупционными замашками.
Не проще ли власти «прочистить» хотя бы судебную систему от тех людей, которые и создают те самые политические риски? Потому что вынесенное, как минимум, по Дмитрию Святашу решение ВСУ лишит многие банки возможности вернуть долги недобросовестных заемщиков. А их особенно много накопилось за 2008-2009 гг., и судебные разбирательства того периода еще продолжаются. Причем практика была разная - 6 месяцев требование или иск, банки выбирали, как хотели. И после «АИСовского» вердикта ВСУ оказывается, что все, кто из кредиторов не обратился в течение полугода с иском, тот и прогорел.
Для полноты картины жителям Харькова, проживающим на территории округа № 170, осталось проголосовать на выборах 26 октября за самовыдвиженца Дмитрия Святаша. А всем украинцам без территориальной привязки - за «Сильную Украину», где под номером 17 партийного списка значится Василий Поляков. Чтобы фарисействующие политики смогли окончательно убедиться - с этой быдловатой лоховствующей биомассой можно делать что угодно. Хоть дустом - оботрутся и поблагодарят.
- Информация о материале
Банкротство взысканию не помеха
3 июня с. г. Верховный Суд Украины вынес постановление №3-24гс14, в котором фактически решил дилемму взыскания долга по кредиту за счет предмета ипотеки с имущественного поручителя, находящегося в процедуре банкротства. Дилемма возникла в связи популярностью схем, при которых ипотечный кредит оформляется на частного предпринимателя (физлицо-предпринимателя), или же на лицо, поручителем по займу которого выступает частный предприниматель, поручающийся своей недвижимостью. Далее заемщик перестает платить по кредиту и либо сам (если заемщик и был предпринимателем), либо же его поручитель инициирует процедуру банкротства, лишая банк возможности взыскать долг. Очевидно, именно такая схема и стала основанием для того, что расставить точки над і и принять постановление №3-24гс14.
В какую очередь?
Речь идет о том, что в 2012 г. Банк (названия юридических лиц в статье не указываются) обратился в суд с заявлением о признании денежных требований к Должнику на сумму более чем 1,5 млрд грн и включении в реестр кредиторов. В своем заявлении Банк указывал, что должник выступает имущественным поручителем в обеспечении исполнения обязательств некоего лица на основании кредитного договора, заключенного между Должником и этим лицом. Ликвидатор Должника уведомил суд, что Должник не признает требований Банка. Банк, в свою очередь, обратился в этот же суд с жалобой на действия арбитражного управляющего.
По результатам рассмотрения жалобы в абз. 3 резолютивной части своего определения суд первой инстанции установил, что денежные средства, полученные от реализации имущества должника, находящегося в залоге (ипотеке) у Банка, в случае его отчуждения во время процедуры банкротства должны быть направлены исключительно на погашение требований Банка. Позже абз. 3 был исключен из определения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Пересматривая дело в кассационном порядке, Высший хозяйственный суд Украины отметил, что Банк не может являться кредитором по делу с требованиями к имущественному поручителю, поскольку в отношении физлица-предпринимателя применяется сокращенная процедура банкротства, предусмотренная ст. 47–49 Закона Украины №2343-XII «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), а требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества физлица-предпринимателя, удовлетворяются в третью очередь.
Позиция Верховного Суда
Основанием для обращения в ВСУ стало заявления Банка о неодинаковом применении судом кассационной инстанции положений Закона Украины №2343-XII. Обосновывая постановление №3-24гс14, ВСУ сослался на:
- ч. 1 ст. 554 Гражданского кодекса Украины (далее – ГК), в которой установлено, что в случае нарушения должником обязательства, обеспеченного поручительством, должник и поручитель отвечают перед кредитором как солидарные должники, если договором поручительства не установлена дополнительная (субсидиарная) ответственность поручителя;
- ч. 1 ст. 541 ГК, в которой уточняется, что солидарная обязанность или солидарное требование возникают в случаях, установленных договором или законом, в частности, в случае неделимости предмета обязательства;
ст. 543 ГК, предусматривающую, что в случае солидарного обязательства должников (солидарных должников) кредитор вправе требовать исполнения обязательства частично или в полном объеме как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, а солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока их обязательство не будет исполнено в полном объеме;
- п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона Украины №898-IV «Об ипотеке», согласно которому имущественный поручитель – лицо, передающие в ипотеку недвижимое имущество для обеспечения выполнения обязательства другого лица-должника;
- ч. 1 ст. 11 Закона Украины №898-IV, где предусмотрено, что имущественный поручитель несет ответственность перед ипотекодержателем за невыполнение должником основного обязательства исключительно в пределах стоимости предмета ипотеки.
Исходя из анализа указанных норм законодательства, говорится в постановлении №3-24гс14, имущественный поручитель и основной должник, обязательства которого перед кредитором обеспечены ипотекой имущества, принадлежащего на праве собственности имущественному поручителю, отвечают перед кредитором солидарно.
При таких обстоятельствах, считают судьи ВСУ, ипотекодержатель как кредитор имеет право требовать исполнения основного обязательства как от должника и его имущественного поручителя вместе, так и от любого из них в отдельности, а в случае предъявления таких требований к имущественному поручителю последний отвечает в пределах взятых на себя обязательств перед ипотекодержателем.
Таким образом, ВСУ приходит к выводу, что если должник не выполнил основного обязательства, денежные требования Банка, обеспеченные залогом имущества должника, согласно ч. 6 ст. 14 и пп. а п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона Украины №2343-XII, включаются в реестр требований кредиторов отдельно и удовлетворяются в первую очередь.
Залог, а не поручительство?
Многие юристы уверены, что практика, утвержденная постановлением ВСУ, будет широко применятся судами нижестоящих инстанций, что позволит пресечь использование кредитных схем с банкротствами в масштабах всей Украины. Впрочем, есть и такие специалисты, которые усматривают в постановлении ВСУ противоречия действующему законодательству. Фактически, считают они, ВСУ указал на то, что ипотека – это поручительство, на которое распространяется действие ст. 541, 543 и 554 ГК. Соответственно, суд сделал вывод, что ипотекодатель несет солидарную ответственность с должником перед ипотекодержателем. Однако это не так.
Дело в том, что ч. 1 ст. 546 ГК четко установлены и разграничены способы (виды) обеспечения выполнения обязательств: неустойка (штраф или пеня), поручительство, гарантия, залог, придерживание, задаток. Для каждого вида существует отдельная глава. Виды не смешиваются. Так вот, согласно ст. 575 ГК, ипотека – это залог имущества, т. е. вид залога, а не поручительства. Учтет ли ВСУ мнение этих юристов в дальнейшем, пока остается неизвестным.
- Информация о материале
Лавочка закрывается
Помните школьные сочинения? Наступила осень, и в тёплые края потянулись стаи... российских солдат. Серыми громадинами, роняя холодные капли... солярки, плывут к горизонту... танки и броневики. На осеннюю землю печально опадают... трупы боевиков, все еще пытающихся штурмовать донецкий аэропорт. Ночью над опустевшими полями слышится плач... сепаратистов. которые, наконец-то, поняли, что Путин и их "переиграл".
Извините, увлёкся. Я, конечно, ни разу не Пушкин, но осень и меня приводит в лирично-депрессивное настроение. Хотя поводов для депрессии как раз нет. Судите сами.
Вопреки истерикам на тему "путиннведивойска", Путин войска как раз потихоньку выводит. Причем, со свойственным ему здоровым цинизмом, официально объявляет об этом через грустного усатого человека по фамилии Песков. Разумеется, Путину никто не верит. За исключением, наверное, нашего Президента.
Ну, а собственно, почему бы не поверить? У вас есть основания не верить словам Путина? Что-то? Всегда врёт? Когда же, если не секрет? Нет, ребятушки. Этот скользкий пустоглазый муд... рец никогда ещё не допускал прямой лжи. Дипломатичные недомолвки, двусмысленные фразы, крючкотворство - всегда пожалуйста. А вот откровенно соврать - никогда. Что случилось с подлодкой "Курск"? - Она утонула! И ведь не поспоришь... Как так российских солдат не было в Крыму в марте сего года?! - А вот так, ибо на время "спецоперации" все они были уволены. И формально так оно и есть.
Да и логически рассудить... Войска нужны - внезапно - для боевых действий. Чтобы наступать. Или обороняться. Наступать мятежники, вроде, не пытаются. И обороняться не от кого: украинские силовики тоже не наступают - напротив, набили трубку мира мирным планом, и дымят изо всех сил. По всему видно, что ситуация будет решена как-то иначе. Как именно иначе - об этом ниже. А пока что признаем простой факт: военные на востоке Украины стали не нужны. Так что, когда ВВХ говорит, что отвёл войска - скорее всего, так оно и есть.
Впрочем, тут же в "экспертной среде" заговорили о том, что на самом деле всё это - гнусный обман. Что, в лучшем случае, Москва продолжит спонсировать террористов, чтобы окончательно превратить огрызок Донбасса в Южную Осетию. А в худшем - очень скоро орды "моторолы" на русских танках поедут на Одессу. Заговорили все, кому не лень. От Тымчука - до бывшего "министра капитуляции" (ну не обороны же) Ежеля. От Мустафы Джемилева до непутёвого сына великого отца Тараса Черновола.
Здесь надо понимать одну простую вещь. До выборов в Верховную Раду осталось менее двух недель. Как когда-то политиков разделяло мнение по "крестьянскому" и "земельному" вопросам - так теперь их делит отношение к войне в Донбассе. Нет в Украине сейчас других партий, кроме "партии мира" и "партии войны". Точнее, даже не так: "партии миролюбивой риторики" и "партии воинственных заявлений". Понятно, что миру в Донбассе альтернативы нет. Понятно, что, кто бы ни пришел к власти - всё уже решено, и нужно быть полным отморозком, чтобы ломать выстроенную схему кирзовым сапогом. Но, к власти еще надо прийти. Поэтому часть политиков делает ставку на "воинственный" электорат. И всячески запугивает его. Посмотрите, кто стращает нас историями о дальнейшем наступлении русских. Эти люди баллотируются либо по спискам, либо по мажоритарке, либо просто каким-то образом связаны с той или иной политсилой. За сим тему истерик Джемилевых и Ежелей считаю исчерпанной.
Кстати, именно по той же самой причине Порошенко вещает о "линиях обороны" между Украиной и "ДыРой". Здраво рассудив, что жители Донбасса всё равно за его партию не проголосуют, а большинство проукраинского электората совсем не против отделиться от мятежного региона колючей проволокой, он говорит ровно то, что от него хотят услышать.
Я же вижу кое-что иное. "ДНР" в преддверии окончательной договоренности активно очищается от всякого "чуждого элемента". Как в военном отношении, так и в политическом. О "скотобойне" в аэропорту, думаю, в курсе уже все. Даже обкуренные и пропитые "ополченцы" потихоньку начинают понимать, что билет до улицы Взлетной, скорее всего, будет в один конец. За последние недели при штурме бывших воздушных ворот Донбасса полегла едва ли не четверть городских боевиков. И это не считая тех, кого отправили в страну вечной "Путинки" украинские и российские диверсанты, пресловутые партизаны и другие, более "правильные" коллеги.
Гораздо веселее проходит "политическая борьба" в "свободной республике". Это же просто праздник какой-то! А всего-то и надо:
1. Наделать партий под броскими названиями.
2. Собрать под их знаменами колерованных кретинов типа Губарева.
3. А потом просто взять - и не допустить их до "выборов"! Апелляция? Засуньте её в... дуло вот этого автомата, который на вас наставили.
На "выборах" в "ДНР" никаких случайностей быть не должно. Стать "говорящими головами" в псевдореспублике должны строго определенные люди. Которые, впоследствии, похоронят уродливого кадавра по имени "новороссия" и правильно объяснят это слегка опешившему народу.
Украина обязательно вернётся в Донецк. Правда, тихо и постепенно. Сперва вышвырнут на мороз радикалов и перебьют самых буйных. Затем Захарченко и какой-нибудь Пургин расскажут, что независимость - это классно, но кушать что-то надо, поэтому, хрен с ним, остаёмся в составе Украины на правах конфедерации. Рядовому примату что конфедерация, что трепанация - всё едино. Зарплаты платить начнут? На украинском разговаривать не заставят? "Бандеровцев" и "педиков всяких" в Донбассе не будет? Пиво дешёвое завезут? Вот и ладушки, а нюансы интересны единицам. Люмпены еще долго будут уверены, что живут в "богоспасаемой новопроссии". Некоторых, правда, удивят украинские бланки документов - но они убедят себя, что просто "республиканские" закончились.
А дальше захарченки и пургины как-то незаметно уйдут в тень, в Донбасс вернутся старые-новые чиновники, и будут ̶г̶р̶а̶б̶и̶т̶ь̶ править по-прежнему. В рамках закона об "особом статусе", разумеется. Бывшие боевики (из вменяемых) станут "народной милицией" - не зря ведь в МВД хвастают, что уволили в Донбассе 4 тысячи сотрудников, не иначе, освободили место.
Всё это произойдет где-то в промежутке между 9-м ноября и Новым Годом. В полном смысле Украиной этот странный анклав, конечно, не будет ещё долго - но простой обыватель, скорее всего, не заметит особенной разницы. Донбасс всегда был "самостийным халифатом" - только теперь это закрепят официально.
P.S. Ещё один аргумент в пользу мира. Даже самые сепаратистски настроенные из дончан адски устали от войны. На вчерашний митинг за "продолжение наступления новсроссии" и "против предателя Захарченко" вышло аж 50-70 придурков. Не взирая на хорошую погоду и отсутствие иных развлечений. Уровень поддержки населением "ополченцев" и прочих "недороссов" можете прикинуть сами.
- Информация о материале
Страница 936 из 2102
