Главная
Местное строительство
Народные депутаты приняли за основу проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно децентрализации полномочий в сфере архитектурно-строительного контроля и совершенствования градостроительного законодательства», тем самым начав децентрализацию системы архитектурно-строительного контроля.
Коррупционная пирамида
Украина — постсоветское государство, унаследовавшее все плюсы и минусы годами создававшейся системы. Одной из отличительных черт советской модели регулирования была высокая степень централизации власти, то есть максимальная концентрация функций управления и контроля над всеми сферами жизни, в том числе и строительной отрасли, которая жестко контролировалась «сверху».
За годы независимости госархинспекция не утратила свой авторитарный стиль, а вдобавок приобрела сомнительную славу одного из самых коррумпированных ведомств. Застройщики неоднократно заявляли о вымогательстве взяток за получение разрешительной документации. Ситуацию усугубляло многоступенчатая пирамида согласований, на каждой ступени которой приходилось или мучительно долго ждать своей очереди или «решать вопрос».
Еще в марте нынешний спикер Верховной Рады, а тогда министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Гройсман заявил, что главная цель реорганизации архинспекций – вернуть их функции органам местного самоуправления.
«Все функции ГАСК уходят к общинам, для всех объектов. Но могут быть созданы дополнительные комиссии по принятию стратегически важных объектов в эксплуатацию. Можно привлекать специализированные институты, экспертизы. Но объективно ГАСК страны ничем не отличается от ГАСК местного. Там работают люди с той же квалификацией, не глупее, чем в центре», - отметил Гройсман в одном из интервью.
Строители в частных беседах признаются, что давно ждут возвращения архинспекций на места.
«Вариант существования этой структуры до 2008 года в целом устраивал гораздо больше чем сейчас. Тогда ГАСКи находились под управлением местных советов. Местные чиновники знали специфику работы в них и совместно со строителями могли планировать развитие территорий. Поэтому возвращение архгосконтроля на места – это правильная инициатива», - говорит сотрудник одной из харьковских строительных компаний.
В самой архинспекции признались, что децентрализация необходима.
«Сегодня у органов местной власти колоссальные проблемы из-за отсутствия полномочий в сфере архстройконтроля, - отметил глава ГАСИ Максим Мартынюк. – Они не могут контролировать строительство на своей территории. Поэтому от децентрализации мы ожидаем положительных изменений. Но после принятия закона полномочия на места будут передавать постепенно, по мере внесения дополнительных изменений в законодательную базу и готовности органов местного самоуправления взять на себя эти функции».
Законные основания
Принятый в первом чтении правительственный законопроект № 1546 позволит строителям быстрее и удобнее решать разрешительные вопросы на местах.
Законопроект предусматривает передачу исполкомам местных советов и подразделениям райгосадминистраций права создавать у себя органы архстройконтроля и предоставлять, получать и регистрировать документы, дающие право на выполнение подготовительных и строительных работ, осуществлять контроль и принимать в эксплуатацию законченные объекты строительства.
Также законопроект совершенствует процедуры представления деклараций о начале выполнения подготовительных и строительных работ путем установления исчерпывающего перечня оснований для их возврата и сокращает срок выдачи технических условий с 15 до 10 рабочих дней. Устанавливается и исчерпывающий перечень документов, предоставляемых для приема в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Также снимаются ограничения по привлечению к контролю специалистов только научно-исследовательских и научно-технических организаций, аттестованных Минрегионом.
В итоге, разрешительные процедуры упростятся. Центр принятия всех решений смещается на места, и получение разрешений будет более оперативным, а вдобавок, произойдет минимизация коррупционной составляющей. Это в свою очередь, даст возможность застройщикам пересмотреть цены на квадратные метры в сторону уменьшения.
Все это, естественно, станет возможным, если чиновники местного самоуправления будут ориентированы на развитие своей территории.
- Информация о материале
Со щитом или на щите
Ничуть не умаляя определенных достижений украинской власти на политико-дипломатическом фронте российско-украинской войны, некоторых успехов в организации информационного противодействия пропагандистской машине Путина и вполне оформленного контрразведывательного сопровождения, невозможно пройти мимо некоторых белых пятен оборонного строительства. В силу того, что эти риски носят долговременный и стратегический характер и, естественно, взаимосвязаны между собой.
Вызов номер один — это оформляющийся курс на создание громоздкой призывной армии советского типа.
Вызов номер два — отсутствие признаков формирования внятной военно-технической политики государства.
В сумме оба вызова могут породить печальный результат — обнаружение через год-два, что единственным фактором сдерживания путинского Кремля, как и прежде, остается голый патриотизм народа.
«Многоточие шинели. Вместо мозга — запятая»
Кажется, ни у кого нет возражений, что Россия Путина в создавшихся условиях и дальше будет идти по пути постепенного наращивания масштабов провокаций и агрессии. Одержимость хозяина Кремля на фоне полумер Запада набирает обороты. Оттого военный кулак остается практически единственным аргументом Киева.
Не вызывает сомнений, что война Украины за независимость будет успешной, если она будет всенародной. Да, сегодня мобилизация необходима — как минимум как залог вовлеченности значительной части населения, включая неминуемую волну волонтерского движения. Правда, что невозможно создать профессиональную армию за год-два. Как невозможно за такой же период оснастить ее новыми системами вооружений. Но также известно, что не количество людей с автоматами, а современные системы и профессиональное их использование сможет обеспечить отказ Кремля от военной агрессии. Кстати, только такой подход может приблизить Украину к членству в НАТО или стратегическому союзу с США. Даже стотысячная, хорошо оснащенная профессиональная армия однозначно эффективнее призывного войска численностью в 300, или даже 400 тыс. Патриоты с автоматами — это вынужденная необходимость. Но патриоты-профессионалы с ракетами, современной авиацией и системами ПВО — надежнее. Только в рамках курса на профессиональную армию можно решить две глобальных задачи для армии: переход к бесконтактной войне и организацию успешных боевых действий ночью.
Для этого нужен четкий курс на построение такой армии (включая и структуры других силовых ведомств). Большинство представителей неправительственного Экспертного совета по вопросам национальной безопасности, созданного по инициативе Центра исследования армии, конверсии и разоружения, ратует за более серьезный подход к реформе оборонной сферы. Кроме известных в стране профильных экспертных организаций и оборонных аналитиков к данному форуму присоединился ряд директоров крупных оборонных предприятий и народных депутатов Верховной Рады Украины.
Специалисты сходятся на том, что предлагаемая Минобороны Украины концепция возвращения к призыву и увеличения численности ВСУ не решит задачу усиления обороноспособности страны. Более того, уже сейчас особенностью комплектования подразделений в зоне боевых действий должны стать разработанные механизмы стимулирования и схемы привлечения перспективных кадров в будущую профессиональную армию. Это не противоречит идее доразвертывания, доукомплектования военных частей, проведения мобилизации как временного мероприятия. Но уже к весне есть все возможности, чтобы порядка 40 тыс. задействованных в АТО людей в погонах стали ядром будущей профессиональной армии. С учетом изменения статуса, получения совсем иного денежного содержания и мотивационного пакета. Последнее должно включать возможности получения на льготных условиях жилья (бесплатно для семей погибших и Героев Украины), получение бесплатного образования, ранней пенсии по выслуге лет (а также пенсии вследствие ранения и пенсии семьям погибших), медицинское страхование, страхование жизни.
«Лучший вид на этот город — если сесть в бомбардировщик»
Вооружение профессиональной армии — самый крупный козырь, который со времен обретения независимости способен прикупить Киев.
«В развитии оборонного потенциала Украины следует разделить стратегические и оперативные задачи», — высказался в конце прошлого года Владимир Горбулин, советник Президента Украины и директор Национального института стратегических исследований. Он добавил: «Что же касается стратегической перспективы, Украине, в которой сохранилась школа ракетостроения, несомненно, следует ориентироваться на применение ракетных технологий». Да, есть некоторые нюансы ракетного строительства, сообщать о которых несподручно в де-факто военное время. Но есть и способы их решения. И если бы у оборонной промышленности был достойный хозяин… Его отсутствие выглядит более чем странным для такого ответственного периода. Гораздо более рискованным, чем длительное отсутствие секретаря СНБОУ или в свое время руководителя Антитеррористического центра. Потому что речь идет о гособоронзаказе (ГОЗ) на 2015 год. И если он будет подписан к началу июля, как в прошлом году, вопрос перевооружения армии вообще поднимать не стоит. Но даже если ГОЗ будет подписан в феврале, первый месяц нового года уже потерян. Именно поэтому эксперты который год твердят: ГОЗ должен приниматься на 2-3 года и ежегодно уточняться. Чтобы не было досадных провалов в работе оборонной промышленности. В настоящий момент нет ориентиров ни для промышленников, ни для спецэкспортеров, ведущих переговоры по приобретению иностранного оружия.
Почему нужен единый хозяин ОПК? Во всех кабинетах говорят о важности сбалансированного финансирования потребностей обороны, проработке проектов военно-технического сотрудничества (ВТС) с западными государствами — чтобы получить приток технологий для решения непосильных задач. Более того, в Коалиционном соглашении указано на необходимость скорейшего создания межведомственного органа по ОПК при Кабинете министров Украины (независимо от названия это должен быть центральный орган исполнительной власти со специальным статусом).
Сразу оговорюсь: загнать управление ОПК в Минэкономразвития и торговли (как намереваются некоторые менеджеры) — означает заведомо убить идею государственной координации оборонной промышленностью. Только построение жесткой межведомственной вертикали управления ОПК с вице-премьер-министром Украины на вершине пирамиды может позволить решить задачу координации для задач оперативного перевооружения предприятий ГК «Укроборонпром», Государственного космического агентства, Минобороны, отдельно стоящих научно-промышленных структур (типа ГП «Антонов») и ряда частных предприятий. Кстати, нелишне перевести управленческое звено «Укроборонпрома» с коммерческих рельсов на чиновничьи — включив в состав нового органа. На всякий случай. А также вывести из-под его юрисдикции спецэкспортеров, чем поставить точку над существующим нонсенсом. И ограничить роль государства следующими функциями: формированием и реализацией военно-технической политики в виде распределения ГОЗ и выдачи лицензий на ВТС (речь не только об экспорте и импорте оружия, а о совместных проектах, лицензионном производстве, закупке недостающих технологий). Только тогда можно будет получить внятный ответ по поводу реальных возможностей предприятий ОПК Украины, приоритетности и очередности программ закупок у своих и иностранных предприятий. А также приоритетности и очередности перевооружения подразделений различных ведомств. И тогда наступит справедливая эра государственно-частного партнерства, потому что три десятка частных оборонных предприятий производят две трети всей оборонной продукции страны. Частники традиционно более гибки и готовы потратиться — традиционно они проводят испытания нового оружия за свой счет. Они гораздо лучше чиновников знают, как запустить в стране производство редукторов и лопастей для вертолетов, как купить тепловизор у китайцев и т.д. До сих пор они находятся как бы вне системы, узнают о готовящихся решениях или ориентирах путем «внедрения своих людей в правительственные структуры». Проблема обоюдоострая: заказчики вооружений из наших силовых ведомств нередко попросту не знают, что способны производить частные предприятия. Известен случай лоббирования покупки израильской разведывательной машины, в то время как образец с такими же характеристиками есть у украинской негосударственной компании.
Сегодня же вследствие отсутствия хозяина никто не ответит, что важнее, модернизировать с французами пять вертолетов, чтобы они могли воевать ночью, или купить несколько десятков старых британских бронемашин. И взять в партнеры по апгрейдингу Ми-24 Францию или ЮАР (ведь при приблизительно равных характеристиках важна стратегия). Что более приоритетно — наладить серийное производство высокоточного артиллерийского боеприпаса «Квитник» (он хоть и адаптирован к стандартам НАТО, имеет ряд комплектующих российского происхождения), или оперативно завершить подготовку к серийному производству высокоточной системы для штурмовика Су-25. Что более важно –— снять с внешнего контракта пять новых танков «Оплот» (увеличив риски потери покупателя) или дать армии 20 «Булатов» (Т-64-Б). Опытные танкисты твердят: танковые дуэли с российскими Т-72 уверенно выигрывают «Булаты», а для введения в боевой строй новых дорогих «Оплотов» нужна подготовка наводчиков как минимум пару месяцев. Иначе их можно легко потерять.
Еще есть вопросы перевооружения сугубо военного времени, которые необходимо решать на ходу волевым решением — тем более что проект Закона «О производстве вооружений и военной техники» несколько лет пылится в столе у начальника управления Минэкономразвития и торговли. К примеру, ХК «Укрспецтехника», успешно отгрузившая военным четыре десятка РЛС «Барсук», оперативно сделала «защищенную» версию локатора — когда оператор может вести разведку из укрытия благодаря автоматическому опорно-поворотному механизму. Но, оказывается, военное ведомство не может закупить улучшенную версию до проведения серии испытаний — несмотря на то, что на реальной войне РЛС подтвердила характеристику. И таких примеров по всей линии фронта хоть отбавляй.
«Кремль маячит, точно зона; говорят, в миниатюре»
Сегодня НАТО и значительная часть западных оборонных компаний активно изучает возможности расширения ВТС с Украиной, включая вопросы передачи технологий, замещения поставок комплектующих и узлов, которые Украина получала от России. А также налаживания совместных производств. Несмотря на эту готовность западных оборонных компаний к ВТС с Украиной, для многих украинских менеджеров все сводится к организации оперативных закупок преимущественно недорогой номенклатуры вооружений. Кроме нескольких добротных эпизодов ВТС-работы с польскими компаниями (и то по инициативе предприятий), за 11 месяцев войны никто не озаботился возможностью налаживания совместных производств или получения критических технологий. А ведь некоторые, важнейшие для войны вооружения можно получить именно путем оперативного сотрудничества. Выше упоминался «Квитник», который, как выяснилось, довольно несложно довести до серии (без РФ) за счет ВТС с польскими партнерами. Этим просто никто не занимался, и это следствие отсутствия все того же решения.
Вряд ли Украина выйдет на уровень соревнования с РФ в уровне или масштабах перевооружения. Но этого и не нужно. Только на днях Путин заявил, что в 2015 году ВВС России получат более 150 самолетов и вертолетов. Не говоря о сотнях других систем — сухопутных, военно-морских. Но и не состязаясь с Кремлем в этой области, Украина может добиться условий гарантированного уничтожения 50–60 тыс. российских военных в случае начала Кремлем полномасштабной линейной войны (это критическая черта, ведущая к детонации внутри российского общества). При максимальном сохранении жизней украинских защитников. Вот для чего необходимо создавать факторы сдерживания.
Среди прочего, для этого давно пора доставать покрытые пылью законопроекты, которые во времена президентства Януковича априори не могли превратиться в законы. Это законы «О производстве вооружений и военной техники», «О военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами, «Об офсетных сделках» и еще ряд других.
Сегодня в парламенте появились свежие силы и готовность влиять на обороноспособность страны. И если, увы, исполнительная власть тормозит важнейшие для организации борьбы с агрессором решения, то, может быть, следует принять их на законодательном уровне, а путем резонного и законного парламентского контроля добиться их выполнения.
Очень желательно, чтобы этап новейшей истории развития украинской государственности изменил и подходы к оборонному строительству. Например, чтобы, среди прочего, депутатский корпус видел проекты основополагающих документов и законопроектов не накануне голосования, а хотя бы за несколько недель. И чтобы каждый осознал: чем раньше будет возобновлен оборонный потенциал Украины, чем скорее иссякнут шансы Путина выйти сухим из воды.
- Информация о материале
Неприкосновенность схем и олигархов: итоги работы налоговой
Наполнение доходной части бюджета в 2014 году оказалось катастрофически провальным. Как и предсказывала ЭП, недобор доходов в общий фонд госбюджета составил почти 20 млрд грн, а в госбюджет в целом - более 36 млрд грн. Если не учитывать, что в Украине произошла девальвация гривны в два раза, то особой катастрофы не наблюдается.
В общий фонд собрано 354 млрд грн, что на 9 млрд грн больше, чем годом ранее. Однако с учетом девальвации успехом это назвать нельзя.
Помимо количественных, есть качественные показатели. Они также не говорят в пользу налоговиков и таможенников.
Государственная фискальная служба полностью провалила задачи по улучшению администрирования налогов, а также по борьбе с уклонением от уплаты налогов, ликвидацией схем, легализации теневых сегментов бизнеса.
Да, исчезли вопиющие факты контрабанды топлива, которой занимался Сергей Курченко. Но разве это заслуга, которую новой власти стоит поднимать на флаг?
Недоработки по качественным характеристикам нашли отражение в официальных показателях. В целом ГФС собрала в общий фонд госбюджета 315,1 млрд грн при плане 334,8 млрд грн, то есть недобрала 19,7 млрд грн или 5,9%. В этом есть исключительная вина налоговой части службы.
С одной стороны, у руководителя ГФС Игоря Билоуса есть оправдание: Украина потеряла сначала Крым, а следом за ним - "кормильца всей страны" Донбасс.
К тому же, война ударила по прибыльности предприятий, и многие из них сработали в убыток. И все же коррупционные и преступные механизмы никуда не исчезли. Значит, можно было сработать лучше даже в столь суровые времена.
Таможенные подразделения ГФС собрали 120,3 млрд грн, недобрав в бюджет 3,8 млрд грн или 3% от запланированного. Однако в сравнении с 2013 годом все же принесли добавку - 11,9 млрд грн или 11%.
Добавка эта объясняется в первую очередь ростом курса доллара к гривне. Среднегодовой официальный курс доллара (а растаможка производится именно по официальному курсу) в 2014 году составил 11,87395 грн за долл, тогда как в 2013 году - 7,993 грн за долл. То есть курс доллара вырос на 48,55%.
С другой стороны, негативно на таможенные поступления повлияло падение импорта - оно ставило примерно 30%.
То есть при сохранении в 2014 году порядков, которые действовали на таможне в 2013 году (с серыми и контрабандными схемами, которые контролируются группами влияния "на местах"), арифметически сбор таможенных платежей должен был составить 112,7 млрд грн. Собрано все же на 7,6 млрд грн больше.
Примерно 1,5-2 млрд грн из этой суммы добавило введенное налогообложение фармацевтических товаров. Остальное, около 6 млрд грн, видимо, было собрано за счет улучшения администрирования. Это немного, но хоть что-то.
Однако следует иметь в виду, что за сбор таможенных платежей отвечает заместитель главы ГФС Анатолий Макаренко. Глава же службы Игорь Билоус руководит сбором налогов внутри страны, и главный провал - именно здесь.
Налоговые подразделения ГФС в 2014 году собрали в общий фонд госбюджета 194,8 млрд грн - на 15,9 млрд грн или на 7,6% меньше плана. Это на 1,9 млрд грн меньше, чем в 2013 году. И это при потребительской инфляции, которая к декабрю достигла 25% и росте цен производителей, который превысил 30%.
Дело не только в росте цен, который сам по себе без улучшения администрирования (то есть без закрытия криминальных схем уклонения от уплаты налогов) должен был добавить поступлений в казну.
Об объективности ожидаемого роста поступлений свидетельствует тот факт, что на 18,9% вырос объем поставок товаров и услуг, облагаемых НДС. При этом сбор НДС уменьшился на 8%. Это наиболее красноречивый показатель того, что с налоговыми ямами руководство не совладало.
Наконец, "почти не коррупцией" является возможность договориться с инспектором ГФС о том, чтобы доплаты и штрафы оказались не столь велики.
Следует также учитывать, что 2014 год был богат на изменения в налоговое законодательство.
1. Введен военный сбор - 1,5% с доходов физических лиц.
2, Введено налогообложение пассивных доходов физических лиц, включая проценты по депозитам, на уровне 15-17%.
3. Подняты ставки налогов:
- ставки акцизов почти на все виды подакцизных товаров в 1,25, 2 и более раз,
- ставка сбора за пользование радиочастотным ресурсом в два раза,
- ставки платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в 2-8 раз.
Только за счет этих мер бюджет должен был дополнительно получить 7-8 млрд грн. Билоус, вопреки своим многократным публичным обещаниям открыть информацию о результатах работы своего ведомства, продолжает ее скрывать.
Видимо, он действительно слабо влияет на ситуацию в ГФС, которая реально управляется несколькими группами влияния. Но и это не дает ему оправдания - ведь если руководитель ведомства не контролирует его, но молчит об этом и продолжает царствовать, он явно имеет для этого сильную мотивацию.
Немного из "тайного".
С начала 2014 года на 4 млрд грн выросли объемы НДС, не возмещенного на текущие счета плательщиков. При этом 6,8 млрд грн было возмещено "бумагой" - НДС-облигациями. То есть суммарно в 2014 году только по возмещению НДС налоговая залезла в "карман" плательщиков почти на 11 млрд грн.
А в декабре по указанию то ли Минфина, то ли налоговой возмещение НДС было противозаконно заблокировано: на счета плательщиков поступило лишь 1,2 млрд грн при плане 4,9 млрд грн.
Сделали это путем ручной "корректировки" реестров на автоматическое возмещение. Предприятия, по праву претендовавшие на "автомат", из реестров удалили.
Видимо, за счет манипуляции с возмещением удалось сильно наполнить бюджет за декабрь, но выбор инструментария более чем показателен. Безнаказанность порождает рост противозаконных действий.
По некоторым данным, в январе происходит то же самое, что в декабре. Кроме "своих" фирм, все заявители больших объемов возмещения исключены из реестра.
Превышение налогового кредита над налоговыми обязательствами, а это деньги, которые в любой момент могут быть заявлены к возмещению, выросло за 2014 год на 6,5 млрд грн. Оправдание руководителей ГФС, наверное, то же самое: "в бюджете нет денег".
Очень часто в 2014 году звучал тезис, что большинство предприятий сработали с убытками. Война, общее падение экономики - не лучшая среда для развития.
Пожалуй, исключением стали только экспортеры, и то они могли задерживать выручку на офшорных счетах и тоже официально работать с "минусом". Тем не менее, переплаты по налогу на прибыль за 2014 год выросли еще больше - на 11,5 млрд грн, приблизившись к 40 млрд грн.
Учитывая переплаты прошлых лет, ГФС незаконно заставляет бизнес кредитовать указанными способами госбюджет уже почти на 100 млрд грн. Астрономическая сумма, которая никогда не вернется плательщикам.
Хотя у налоговиков наверняка есть своя версия объяснения. Дескать, все уклоняются от уплаты денег в бюджет, а за счет переплат восстанавливается социальная справедливость. Хорошо звучит, но на практике всегда есть нюансы.
Теперь давайте займемся арифметикой, которая должна показать, насколько хорошо сработала ГФС в 2014 году. От собранной суммы доходов отнимем все виды выбитых с налогоплательщиков переплат и те 6-7 млрд грн, которые должны были сами собой поступить в бюджет за счет повышения налоговой нагрузки.
При этом суммы, которые должны были поступить за счет инфляции и роста объема поставок облагаемых НДС товаров и услуг, мы не будем учитывать, поскольку они примерно соответствуют объективному падению поступлений по налогу на прибыль вследствие падения прибыльности работы бизнеса.
194,8 млрд грн реально собранных налоговиками в 2014 году доходов минус 6-7 млрд грн естественного роста минус 11 млрд грн невозмещенного НДС минус 6,5 млрд грн свежих сумм превышения налогового кредита над налоговыми обязательствами и минус 11,5 млрд грн переплат равно158,8-159,8 млрд грн.
Это и есть реальная эффективность налогового направления ГФС. То есть провал в сборе налоговых платежей в 2014 году по сравнению с 2013 годом составляет целую пропасть - 19-20%.
Казалось бы, за такой катастрофический провал ответственность должны понести два главных лица: заместитель министра финансов Денис Фудашкин, курирующий налоговую политику, и глава ГФС Игорь Билоус, отвечающий за администрирование налогов и сборов.
Однако в действительности все в точности до наоборот. Оба добрых молодца продолжают занимать свои кресла. Более того, они продолжают мучить экономику своими законодательными инициативами, направленными на дальнейшее усиление фискального давления на легальный бизнес и простых украинцев.
Не говоря уже о том, что главный инструмент давления на олигархов - контроль трансфертного ценообразования- так и не был введен. У государства всегда есть уважительная причина, чтобы не трогать главных уклонистов от уплаты налогов.
В итоге, как можно оценивать налоговые новации 2014 года? Вот яркий пример. Отныне любой олигарх может приватизировать прибыль пребывающего в его собственности предприятия, уплатив лишь 5%.
При этом выплата дохода в виде зарплаты для простого украинца будет сопровождаться уплатой 20% НДФЛ, 1,5% военного сбора, до 5% ЕСВ с зарплаты самого работника плюс еще уплатой 40% ЕСВ работодателем. Вот, оказывается, как выглядит истинная социальная справедливость в понимании Кабмина.
Также в конце 2014 года появились изменения в Налоговый кодекс, за которые депутаты не голосовали. Речь идет о подозрении в совершении служебного подлога сотрудниками налогового комитета парламента в пользу олигархов.
Что же произошло в конце 2014 года? Некоторые пункты, которые ужесточают налоговый режим для отдельных операций исчезли или сильно изменились.
Наиболее ярко результаты подлога проявились в расширении льгот для институтов совместного инвестирования (ИСИ или в данном случае так называемых "венчурных фондов"), протягивании льготной ставки обложения дивидендов, выплачиваемых физлицам, и еще в некоторых моментах.
Об этом говорят вполголоса весь парламент и Кабмин. Но слышали ли вы публичные заявления ГФС, Кабмина или Администрации президента о том, что произошло нечто недопустимое? Мы тоже нет.
- Информация о материале
«За тортури полонених на Донбасі відповідає Росія»
Олег Веремієнко, вочевидь, не потребує особливого представлення. Він активно брав і бере участь у найрезонансніших подіях України. Голодував під «Українським домом», протестуючи проти мовного закону Колесніченка-Ківалова (хоча в побуті спілкується здебільшого російською), був поранений «Беркутом» рік тому, висвітлюючи події Майдану як журналіст.
Нині він очолює групу волонтерів-юристів проекту Prisoners of War UA Project (в перекладі — військовополонені), котрі займаються юридичним супроводженням в Європейському суді з прав людини процесу звільнення полонених на Донбасі. Вони працюють при Українській Гельсінській спілці з прав людини.
Проект має партнерські офіси в Рівному, Дніпропетровську, Одесі і Лондоні. Допомогу у звільненні полонених надають британські юристи на чолі з відомим адвокатом Філіпом Лічем (Philip Leach). «За дев'ять місяців роботи сформувалась і база таємних волонтерів, котрі і вдень, і вночі дістають дуже важливу для нас інформацію про заручників на Донбасі. А далі - справа за нашою групою молодих юристів», - зазначає Веремієнко.
Він порівнює волонтерів-юристів з самураями: «Самурай без клану не самурай, - писав Ямамото Цунетомо в своєму трактаті з бусидо. Наша правозахисна група також нагадує клан. По одному працювати дуже складно, бо система тебе «з'їсть»... Україна, як на мене, недалеко відійшла від Середньовіччя, живемо за законами феодалізму, де немає судів, а майже все вирішують олігархи, групи впливу...»
У досить непримітному і маленькому приміщенні Української Гельсінської спілки на Подолі в Києві, де і працює група волонтерів проекту щодо полонених, працює з два десятки юристів. Столи і шафи заставлені кодексами і папками.
«Як тільки ми почали працювати, то не мали навіть приміщення, де збиратися, не кажучи вже про те, що не було коштів і технічної можливості відправляти запити в Євросуд, - згадує адвокат. - Через знайомих знайомих знаходили якихось підприємців, котрі, бувало, посеред ночі відкривали нам свої офіси, і ми відправляли «полотнища» факсів в Страсбург».
В одній із кімнат на стіні прикріплені фотографії десятка полонених.
«Таку практику візуалізації я побачив в одній американській адвокатській конторі, - показує Веремієнко. - Це слугує своєрідним нагадуванням, щоб всі, починаючи від адвокатів і закінчуючи тьотьою Наталею - прибиральницею, розуміли, для чого ми працюємо».
З кінця серпня минулого року волонтери-юристи подали понад 100 індивідуальних позовів до Євросуду стосовно полонених і зниклих без вісті бійців на Донбасі. Крім цього, звернулися до міжнародного суду з двома колективними позовами в інтересах полонених бійців батальйону «Донбас» проти Російської Федерації.
Понад вісімдесят звільнених солдат — підопічні цієї групи волонтерів. Близько 50 із них — полонені під Іловайськом «донбасівці», яких звільнили під час останнього масового обміну.
Про проект
Проект зі звільнення полонених Prisoners of War виник ще з часів анексії Криму, коли на півострові почали викрадати журналістів і активістів.
«Тоді ми ще не знали, що ситуація розгортатиметься настільки масштабно, скоріше сподівалися на одиничні такі випадки. Як тільки побачили масові викрадення людей в Криму, звернулися до міжнародної правозахисної практики», - розповідає Веремієнко.
Зокрема, у 2004 році Євросуд прийняв рішення у справі «Ілашку та інші проти Молдови та Росії», яким визнав незаконним затримання та утримування в місцях несвободи кількох громадян в Придністров'ї, де на той час перебувала 14-а Армія РФ.
«Цим рішенням Євросуд визнав відповідальність Росії за незаконне тримання під вартою цих людей. Крім цього, ЄСПЛ визнав, що територія Придністров'я перебуває de facto під контролем РФ, з огляду на те, що там розміщені її регулярні війська та військова техніка, і на ту підтримку, яку вона надає сепаратистам. А отже, за незаконні арешти, незаконне тримання під вартою людей на цій території відповідає та країна, чиї війська там перебувають. Ця ситуація дуже подібно проектується на події в Криму і тепер на Сході. Ніхто не сумнівається в присутності там російських регулярних військ. А отже, за все, що там відбувається, несе відповідальність РФ», - зауважує адвокат.
Про полонених
«Женевські конвенції встановлюють правила поводження з полоненими, як з комбатантами, так і некомбатантами. Як одних, так і інших не мають права катувати, калічити, їм повинні забезпечити мінімальні умови для нормального існування: опалювати приміщення, виводити в туалет, давати воду і годувати хоча би двічі на день. Якщо особа вчинила військовий злочин, то її мають судити. Але забезпечити їй право на захист, провести досудове слідство і т.д. Що твориться на Донбасі? Повний правовий хаос!» - каже адвокат.
У Женевській конвенції, додає він, також йдеться про те, що не можна тримати людей в полоні більше трьох місяців.
«Ще з часів Першої світової війни лікарі помітили, що полонені дуже стрімко худнуть через нерви, відсутність сну, погане харчування тощо. За місяць-два, як правило, втрачають до половини ваги тіла. Я вже не кажу про постравматичний синдром і потребу у допомозі психіатра, психолога, щоб вийти з цього стану», - каже адвокат.
«Для утримування заручників, як правило, використовують приміщення військоматів, інтернатів, РАЦСів, тобто будівлі, котрі укріплені віконними гратами, міцними дверима тощо - розповідає Веремієнко. - Влітку деяких полонених взагалі тримали у відкритих клітках 2х2 метри на вулиці. Поміщали туди 15 солдатів. В РАЦСі в Луганську тримали близько 30 людей в кімнаті площею 15 квадратних метрів, тобто по півквадратного метра на людину».
«А в Маринівці Донецкої області хлопців посадили в глибокий резервуар для води, зверху накритий люком. Вночі приходили бойовики і кидали цеглу їм на голови. Одному сплячому солдату вибили око. Такі тортури над людьми - неприпустимі!» - зазначає адвокат і додає:
«Хоча в ЛНР, за нашими даними, вже не знущаються над полоненими. Зараз на рівні керівництва самопроголошених республік уже є розуміння Женевської конвенції, а тому мінімальних стандартів намагаються дотримуватися. Але над полоненими можуть познущатись ще під час перевезення їх до приміщення, в якому їх утримуватимуть».
Веремієнко практично не розповідає історії полонених, справами яких займається. Аби не нашкодити їм чи їхнім родичам. Та переконаний, що за тортури бойовики повинні нести покарання.
«Але хто ж буде відповідати? Як довести ці факти? І до кого звертатись?» - питаю.
«Ми живемо в XXI столітті. При великому бажанні можна все довести. Є фото, відео, свідки, за допомогою яких можна відновити картину подій. Найабсудніше те, що бойовики самі і виставляють ці матеріали в інтернет... Тому знайти матеріали, котрі підтверджують їхні злочини, нескладно. Поки Україна і Росія є членами Ради Європи, до тих пір наші громадяни мають право добиватися справедливості через Євросуд», - зазначає адвокат.
«Я впевнений, що поки не будуть звільнені з полону всі наші солдати та цивільні заручники – війна не закінчиться», - додав він.
Про добровольців
Стосовно добровольців, котрі перебувають в полоні, Веремієнко каже: «Спасибі, що живі!»
«Не таємниця, що терористичні угрупування на Донбасі, захоплюючи в полон артилеристів, розвідників чи добровольців, часто розправляються з ними одразу. Тому основне правило — у випадку потраплення в полон називати себе добровольцем не можна, навіть якщо ви самі прийшли в військомат. Тим паче, що всіх добровольців офіційно закріплюють за певними військовими частинами», - каже він.
Згідно з Женевською конвенцією, якою керується Євросуд, учасники бойових дій, котрі потрапили в полон, під час допитів зобов’язані назвати лише своє прізвище, ім'я, по батькові, дату народження і військове звання. Офіцери мають віддавати честь тільки рівним за військовим званням та начальнику тюрми.»Решту інформації про себе, своїх бойових побратимів, військовий підрозділ і так далі конбатанти можуть не розповідати», - додає.
Про Євросуд
Звернення в Євросуд тепер, за словами адвоката, відбуваються за напрацьованою схемою.
«Коли ми подавали перші скарги до Страсбургу про викрадення людей в Криму чи в Слов'янську, потрібно було довести, що до цього причетна і Росія, оскільки її війська зайшли на ці території. РФ же активно відхрещувалась від цього. Навіть російський уповноважений з прав людини при Євросуді Георгій Матюшкін присилав нам під копірку написані відповіді, мовляв, я — не я і хата — не моя... Тепер у присутності російських військових на території України ЄСПЛ не сумнівається», - розповідає Веремієнко.
Для подачі скарги в Євросуд юристи збирають пакет документів.
«Перше — родичі чи знайомі особи, котра потрапила до рук терористів, повинні написати відповідну заяву в будь-якому райвідділку міліції. Якщо її відмовляються приймати, записуйте прізвище та ім'я міліціонера, дзвоніть за номером «102» і повідомляєте про це. Йому повинні передзвонити і нагадати про наказ міністра МВС Арсена Авакова приймати такі заяви в терміновому порядку. З міліції потрібно взяти довідку або талон-повідомлення, яка підтверджує, що ви там були», - зауважує адвокат.
«Друге — потрібно відправити телеграму в СБУ, де є спеціальна робоча група з питань полонених. У заяві пишете: прошу зайнятися пошуком мого родича чи знайомого. І залишаєте свої контакти. Третє — нашим юристам потрібно максимум інформації про людину, котра зникла. Важливі, зокрема, докази потраплення її в полон. Це може бути інформація щодо телефонного дзвінка полоненого чи покази свідків, котрі його бачили в підвалі бойовиків, а також будь-які фото чи відеодокази, на яких можна впізнати розшукувану людину», - пояснює адвокат.
Більше того, за словами Веремієнка, нещодавно терористичні угрупування ЛНР і ДНР утворили спеціальні комісії з питань полонених, де можна уточнити інформацію про полонених бойовиків і навіть передати передачу з харчів чи ліків.
Звернення в Євросуд скоріше субсидіарна міра допомоги тим, про кого «забули» силовики чи переговорщики, зізнається Веремієнко.
«Євросуд відповідає дуже оперативно — впродовж доби - максимум двох надсилає листа (так звана комунікація), в якому наказує урядам РФ і України зробити певні кроки, щоб встановити, де перебуває зникла людина і впевнитися в терміновому її звільненні у випадку потрапляння в полоні», - додає адвокат.
А далі — справа за силовими відомствами Росії і України. «Фактично через Євросуд ми можемо тиснути на уряди двох країн, а особливо Росії, представники силових відомств якої часто особисто допитують полонених на Донбасі. На практиці лист Євросуду змушує уряди двох країн розпочинати переговори щодо звільнення конкретного полоненого», - пояснює адвокат.
Про помилки полонених
Юристи радять родичам чи знайомим полоненого дотримуватися їхніх рекомендацій та постійно повідомляти будь-яку «свіжу» інформацію про нього.
«У нас було звернення щодо однієї жінки, котра потрапила в полон на Луганщині. Ми подали скаргу в Євросуд, її звільнили, - розповідає Веремієнко. - Вона не мала документів, як і всі ті, хто виходять з полону. Тому виникли проблеми з евакуацією. Ми просили по можливості зупинитись в когось зі знайомих, поки не знайдемо можливості забрати її з окупованої території. Однак, вона не послухала і наступного ж дня після звільнення вирішила сама забрати свій паспорт в бойовиків. Прийшла до комендатури, і її знов забрали в підвал, звинувативши в тому, що вона начебто шпигунка. Це — приклад, як робити не треба...»
«А тепер треба пройти той самий шлях для її звільнення. Будемо сподіватися, що визволити її з полону вдасться оперативно», - додав він.
Про «умовно» звільнену частину Донбасу
Частину Донецької і Луганської області, що перебуває під контролем українських військових, Веремієнко називає умовно звільненою, але не менш небезпечною.
«До нас звертаються стосовно зникнення людей і на цій території, де ніби-то діють українські закони. Був випадок, коли солдат вийшов з бази ввечері в магазин і зник. Такі випадки – непоодинокі. Тому правила безпеки там також ніхто не відміняв», - зазначив він.
«У таких містечках співробітники МВС переходили на сторону ДНР\\ЛНР цілими райвідділами. Після звільнення територій від бойовиків і регулярних військ РФ, нікого із зрадників так і не притягнули до юридичної відповідальності. Люди можуть «перефарбуватись», повісити інший прапор, але в серці залишаються такими ж. Кожен – при своїх поглядах. Вдень - це мирне населення, а вночі — помічники бойовиків-терористів», - додав він.
Як приклад адвокат згадує історію затримання одного із мешканців Донецької області: «Наші хлопці затримали в полі дідуся на велосипеді, в якого в кишені було чотири «мобілки». Коли він бачив скупчення українських військових, він непомітно кидав неподалік від техніки ці телефони, а через 5 хвилин починався обстріл, долітали «Гради», «Урагани».
Про шахраїв
«На темі полонених намагаються нажитися шахраї. Вони полюють в соцмережах на будь-яку інформацію про рідних, дзвонять їм і вимагають грошей», - розповідає Веремієнко.
Щоб перевірити достовірність інформації від людини, котра телефонує, Веремієнко дає кілька порад:
«По-перше, попросіть дати трубку своєму рідному, мовляв, щоб впевнитися, що з ним все в порядку. А потім поставте контрольне запитання, відповідь на яке можете знати тільки ви і ця людина. Якщо йдеться про чоловіка, то запитайте, наприклад, де і за яких обставин ви познайомилися. Впевнившись, що це справді людина, яку ви шукаєте, намагайтесь дізнатися, де вона перебуває, хто її утримує. І ще. За жодних обставин – не обіцяти і не платити терористам викупи, тому що можете не отримати полоненого і втратити гроші».
«Будь-яку інформацію передавайте своїм адвокатам, а також - силовикам (переговорникам, СБУ або Міноборони), котрі формують списки на обміни в порядку пріоритетності», - додав він.
***
Контакти волонтерів проекту:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., fax (044) 417-4118, tel. 0633600911 (SMS) або 099-302-7566.
Helsinki.org.ua Prisoners of War UA Project\\ Поштова адреса: Київ, індекс 02206, а\\с №42
Картка Приват Банку для пожертв волонтерам: 5211 53 74 1676 4863
Картка FIDOBank (штука) №2520020156450.
- Информация о материале
Пожалуйста, не спешите ненавидеть Донбасс
Россия провоцирует нас на вечную ненависть. Своими «парадами пленных», эфирами с допросами наших киборгов, постановками с участием местных жителей. Но мы должны устоять.
Украинцам хочется ненавидеть жителей Донбасса, особенно тех, кто живет все это время под властью оккупантов. И причин – зарубок на украинском сердце - на самом деле очень много. Они сильнее обнажаются после страшных дней, когда душа разрывается от боли, а глаза наливаются ненавистью и яростью.
Этого действительно не забыть.
Истеричные крики беснующихся женщин на пророссийских митингах в начале «русской весны» в Енакиево, Горловке, Макеевке, Донецке и других городов. Толпы местной гопоты, отсидевшей после разгула в 90-х, не реализовавших себя из-за лени и беспробудного пьянства городских гениев, проворовавшихся чиновников, которые выступали на разогреве у диверсантов перед штурмами управлений милиции и мэрий.
Пляски с воем и бездумная готовность ложиться под танки, на которых украинские солдаты заехали в Краматорск. Нечеловеческие мучения и избиения в камерах захваченных отделов СБУ и ОБОПов всех, кто с «ними не одной крови» и не ждал пришествия Путина на донецкую землю. Истерзанные пытками тела патриотов, выловленные в реках и найденные в посадках вблизи Славянска и Красного Лимана.
Сдержанное поведение шахтеров, годами получавших многомиллионные дотации от государства и хорошие зарплаты, но не решившихся стать преградой на пути диверсантов. Сбежавшие из городов мэры, предавшие Украину начальники милиции и СБУ, трясущиеся в страхе за свои заводы и пароходы олигархи, не пожелавшие открыто вступать в схватку за независимость своей страны.
Парады военнопленных на улицах Донецка и опять-таки беснующиеся в животной ненависти донецкие мужики, пинающие наших героев-киборгов для сюжетов российских телеканалов.
Да, причин ненавидеть предостаточно. Чего греха таить, мне самому иногда хочется откреститься от земляков, забыть о родном городе и начать все с чистого листа. Пусть пожирают себя сами, обвиняя во всех грехах кого угодно – киевских карателей и хунту, шоколадного короля и Кровавого Пастора, сбежавшего Батю, но только не самих себя, свое слабоумие и предательство.
Но затем я смотрю фотографии со знакомыми с детства «пятиэтажками» с вылетевшими стеклами, разрушенными подъездами и лежащими рядом телами мирных жителей в родной Горловке. Перечитываю статьи с доказательствами обстрела российскими наемниками жилых массивов, нахожу десятки похожих ситуации во время чеченских и грузинской войны. Раз за разом прокручиваю видео, на котором боевики устанавливают «Грады» на парковке возле двух супермаркетов и озаряют вечернее небо смертельными залпами, а наутро выясняется, что погибла семья в соседнем Дебальцево.
Тысячи людей стали вначале пешками, затем – пехотой, а теперь заложниками. Город – в беспросветном мраке. Сбежали в Крым и Россию те, кто по весне раскачивал сепаратистскую лодку. Убили тех, кто рвался в бой «За родину, за Славянск, за Путина». Остались без средств к существованию их семьи. Разрушены квартиры.
Российские артиллеристы возле окон их домов лупят куда глаза глядят, а затем экстренно уезжают. Чиновники, поддерживающие сепаратизм, отводят глаза или скрываются, когда у них интересуются об обещанных соцвыплатах, пенсиях, стипендиях, заработной плате.
Да, это расплата. За предательство своей страны, за призывы к Путину ввести войска, за желание вернуться в СССР.
После январского ада, наблюдаемого уже на протяжении недели в Горловке, многие вновь собрали чемоданы в надежде выбраться живыми из ловушки. Их ожидают километровые очереди на выезде из города. Слезы, мольбы и крики у пограничных постов из-за отсутствия пропусков. Искры ненависти в глазах украинцев, потерявших настоящих патриотов в этой войне. Необъявленной, но возникшей отчасти и по вине тех, кто в эти дни в срочном порядке бегут из оккупированных городов.
По-настоящему война никому не нужна, всем нужна ненависть. Эта фраза писателя Макса Фриша иллюстрирует нынешнюю ситуацию на Донбассе.
Россия провоцирует нас на вечную ненависть. Своими «парадами пленных», своими эфирами с допросами наших киборгов, своими постановками с участием местных жителей.
Но нам необходимо выиграть это сражение.
Власти в городах еще могут найти свободные помещения для расселения беженцев. Волонтеры – помочь с питанием и одеждой. Владельцы агентств недвижимости не брать комиссионные, а сами хозяева квартир не драть три шкуры. Директора предприятий не морщиться при приеме на работу с донецкой пропиской.
Россия уже списала этих людей – мирных жителей. Их боль и слезы - лишь материал для эфиров, разжигающих вражду. России не привыкать уничтожать надежды «заблудившихся» уроженцев Донбасса. Вскоре многие макеевчане, горловчане, дончане выберутся из российских окраин – Карелий и Бурятий, где они оказались в такой беспросветной дыре, что по два-три месяца собирают на билеты назад домой.
Они на собственной шкуре ощутили братскую любовь. Их Россия учит Украину любить.
Главное, чтобы Украина тоже не отвернулась.
- Информация о материале
Донбасс: эквилибристика на грани мира и войны
В действиях всех сторон, принимавших участие в конфликте на востоке Украины в минувшем году, есть нечто общее — они все, каждый со своей стороны, пытались разрубить донбасский узел одним махом.
В итоге к концу года стало ясно, что ни «блицкриг», ни быстрое установление прочного мира в регионе на данный момент невозможны. Второй очевидный вывод: «восточноукраинская проблема» должна решаться на международном уровне. Украинская власть предпочла бы ее обсуждать в «женевском» или «нормандском» форматах, но пока наиболее перспективным является «минский». Причина в том, что в «минском» формате в качестве посредника выступает ОБСЕ, в прочих — представители конкретных стран. В случае же дипломатической неудачи западным лидерам выгоднее переложить ответственность на международную организацию, чем брать ее на себя.
Впрочем, проведение переговоров в других форматах не исключено, но определяющим остается то, что именно минские договоренности рассматриваются как базовая модель для достижения взаимопонимания. По крайней мере, именно к ним апеллируют стороны конфликта — особенно когда упрекают противников в нарушении достигнутых соглашений.
Военные эксперты в большинстве своем уверены, что в зимний период эскалация конфликта в Донбассе маловероятна — именно по военным причинам. Соответственно, возможное обострение ситуации прогнозируют к весне. С другой стороны, это дает возможность за оставшиеся зимние месяцы предпринять ряд шагов к закреплению успехов в деле достижения перемирия. Кстати сказать, даже если обе стороны используют холодное время года для и наращивания сил, то тем самым в определенной степени обезопасят себя от попыток решения проблемы силовым путем — как раз из-за вероятности слишком высоких потерь с обеих сторон.
2015‑й должен стать годом пересмотра и выработки новой позиции украинской власти относительно неконтролируемых ею территорий. Судя по одобренной программе действий правительства, этот вопрос пока отложен на будущее, а точнее сказать — частично возложен на внешнеполитическое ведомство, ответственность за которое в итоге несет глава государства.
Есть вероятность, что участники конфликта в ближайшее время будут настолько поглощены решением собственных социально-экономических проблем, что сил, времени и ресурсов для противостояния у них просто не останется. Это, с другой стороны, не означает, что в Донбассе автоматически наступят мир и спокойствие. Ведь в вооруженное противостояние вовлечено слишком много рядовых участников, преследующих разнообразные цели: от бытовой мести до личного обогащения, многие из них игнорируют и Киев, и руководство самопровозглашенных республик. И здесь никуда не деться — условием для их возвращения к мирной жизни в первую очередь будет именно экономическая ситуация как в регионе, так и в Украине в целом.
Принятие же в конце осени решения о прекращении финансирования социальных выплат в регионе, по своей сути, тактически довольно болезненное решение. В 2015 году оно станет предметом для торга и переговоров — вопрос в том, какие именно уступки будут признаны приемлемыми и насколько эффективными окажутся усилия международного сообщества (прежде всего, речь о Европе) для разрешения конфликта.
- Информация о материале
Страница 864 из 2102
