Наполнение доходной части бюджета в 2014 году оказалось катастрофически провальным. Как и предсказывала ЭП, недобор доходов в общий фонд госбюджета составил почти 20 млрд грн, а в госбюджет в целом - более 36 млрд грн. Если не учитывать, что в Украине произошла девальвация гривны в два раза, то особой катастрофы не наблюдается.
В общий фонд собрано 354 млрд грн, что на 9 млрд грн больше, чем годом ранее. Однако с учетом девальвации успехом это назвать нельзя.
Помимо количественных, есть качественные показатели. Они также не говорят в пользу налоговиков и таможенников.
Государственная фискальная служба полностью провалила задачи по улучшению администрирования налогов, а также по борьбе с уклонением от уплаты налогов, ликвидацией схем, легализации теневых сегментов бизнеса.
Да, исчезли вопиющие факты контрабанды топлива, которой занимался Сергей Курченко. Но разве это заслуга, которую новой власти стоит поднимать на флаг?
Недоработки по качественным характеристикам нашли отражение в официальных показателях. В целом ГФС собрала в общий фонд госбюджета 315,1 млрд грн при плане 334,8 млрд грн, то есть недобрала 19,7 млрд грн или 5,9%. В этом есть исключительная вина налоговой части службы.
С одной стороны, у руководителя ГФС Игоря Билоуса есть оправдание: Украина потеряла сначала Крым, а следом за ним - "кормильца всей страны" Донбасс.
К тому же, война ударила по прибыльности предприятий, и многие из них сработали в убыток. И все же коррупционные и преступные механизмы никуда не исчезли. Значит, можно было сработать лучше даже в столь суровые времена.
Таможенные подразделения ГФС собрали 120,3 млрд грн, недобрав в бюджет 3,8 млрд грн или 3% от запланированного. Однако в сравнении с 2013 годом все же принесли добавку - 11,9 млрд грн или 11%.
Добавка эта объясняется в первую очередь ростом курса доллара к гривне. Среднегодовой официальный курс доллара (а растаможка производится именно по официальному курсу) в 2014 году составил 11,87395 грн за долл, тогда как в 2013 году - 7,993 грн за долл. То есть курс доллара вырос на 48,55%.
С другой стороны, негативно на таможенные поступления повлияло падение импорта - оно ставило примерно 30%.
То есть при сохранении в 2014 году порядков, которые действовали на таможне в 2013 году (с серыми и контрабандными схемами, которые контролируются группами влияния "на местах"), арифметически сбор таможенных платежей должен был составить 112,7 млрд грн. Собрано все же на 7,6 млрд грн больше.
Примерно 1,5-2 млрд грн из этой суммы добавило введенное налогообложение фармацевтических товаров. Остальное, около 6 млрд грн, видимо, было собрано за счет улучшения администрирования. Это немного, но хоть что-то.
Однако следует иметь в виду, что за сбор таможенных платежей отвечает заместитель главы ГФС Анатолий Макаренко. Глава же службы Игорь Билоус руководит сбором налогов внутри страны, и главный провал - именно здесь.
Налоговые подразделения ГФС в 2014 году собрали в общий фонд госбюджета 194,8 млрд грн - на 15,9 млрд грн или на 7,6% меньше плана. Это на 1,9 млрд грн меньше, чем в 2013 году. И это при потребительской инфляции, которая к декабрю достигла 25% и росте цен производителей, который превысил 30%.
Дело не только в росте цен, который сам по себе без улучшения администрирования (то есть без закрытия криминальных схем уклонения от уплаты налогов) должен был добавить поступлений в казну.
Об объективности ожидаемого роста поступлений свидетельствует тот факт, что на 18,9% вырос объем поставок товаров и услуг, облагаемых НДС. При этом сбор НДС уменьшился на 8%. Это наиболее красноречивый показатель того, что с налоговыми ямами руководство не совладало.
Наконец, "почти не коррупцией" является возможность договориться с инспектором ГФС о том, чтобы доплаты и штрафы оказались не столь велики.
Следует также учитывать, что 2014 год был богат на изменения в налоговое законодательство.
1. Введен военный сбор - 1,5% с доходов физических лиц.
2, Введено налогообложение пассивных доходов физических лиц, включая проценты по депозитам, на уровне 15-17%.
3. Подняты ставки налогов:
- ставки акцизов почти на все виды подакцизных товаров в 1,25, 2 и более раз,
- ставка сбора за пользование радиочастотным ресурсом в два раза,
- ставки платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в 2-8 раз.
Только за счет этих мер бюджет должен был дополнительно получить 7-8 млрд грн. Билоус, вопреки своим многократным публичным обещаниям открыть информацию о результатах работы своего ведомства, продолжает ее скрывать.
Видимо, он действительно слабо влияет на ситуацию в ГФС, которая реально управляется несколькими группами влияния. Но и это не дает ему оправдания - ведь если руководитель ведомства не контролирует его, но молчит об этом и продолжает царствовать, он явно имеет для этого сильную мотивацию.
Немного из "тайного".
С начала 2014 года на 4 млрд грн выросли объемы НДС, не возмещенного на текущие счета плательщиков. При этом 6,8 млрд грн было возмещено "бумагой" - НДС-облигациями. То есть суммарно в 2014 году только по возмещению НДС налоговая залезла в "карман" плательщиков почти на 11 млрд грн.
А в декабре по указанию то ли Минфина, то ли налоговой возмещение НДС было противозаконно заблокировано: на счета плательщиков поступило лишь 1,2 млрд грн при плане 4,9 млрд грн.
Сделали это путем ручной "корректировки" реестров на автоматическое возмещение. Предприятия, по праву претендовавшие на "автомат", из реестров удалили.
Видимо, за счет манипуляции с возмещением удалось сильно наполнить бюджет за декабрь, но выбор инструментария более чем показателен. Безнаказанность порождает рост противозаконных действий.
По некоторым данным, в январе происходит то же самое, что в декабре. Кроме "своих" фирм, все заявители больших объемов возмещения исключены из реестра.
Превышение налогового кредита над налоговыми обязательствами, а это деньги, которые в любой момент могут быть заявлены к возмещению, выросло за 2014 год на 6,5 млрд грн. Оправдание руководителей ГФС, наверное, то же самое: "в бюджете нет денег".
Очень часто в 2014 году звучал тезис, что большинство предприятий сработали с убытками. Война, общее падение экономики - не лучшая среда для развития.
Пожалуй, исключением стали только экспортеры, и то они могли задерживать выручку на офшорных счетах и тоже официально работать с "минусом". Тем не менее, переплаты по налогу на прибыль за 2014 год выросли еще больше - на 11,5 млрд грн, приблизившись к 40 млрд грн.
Учитывая переплаты прошлых лет, ГФС незаконно заставляет бизнес кредитовать указанными способами госбюджет уже почти на 100 млрд грн. Астрономическая сумма, которая никогда не вернется плательщикам.
Хотя у налоговиков наверняка есть своя версия объяснения. Дескать, все уклоняются от уплаты денег в бюджет, а за счет переплат восстанавливается социальная справедливость. Хорошо звучит, но на практике всегда есть нюансы.
Теперь давайте займемся арифметикой, которая должна показать, насколько хорошо сработала ГФС в 2014 году. От собранной суммы доходов отнимем все виды выбитых с налогоплательщиков переплат и те 6-7 млрд грн, которые должны были сами собой поступить в бюджет за счет повышения налоговой нагрузки.
При этом суммы, которые должны были поступить за счет инфляции и роста объема поставок облагаемых НДС товаров и услуг, мы не будем учитывать, поскольку они примерно соответствуют объективному падению поступлений по налогу на прибыль вследствие падения прибыльности работы бизнеса.
194,8 млрд грн реально собранных налоговиками в 2014 году доходов минус 6-7 млрд грн естественного роста минус 11 млрд грн невозмещенного НДС минус 6,5 млрд грн свежих сумм превышения налогового кредита над налоговыми обязательствами и минус 11,5 млрд грн переплат равно158,8-159,8 млрд грн.
Это и есть реальная эффективность налогового направления ГФС. То есть провал в сборе налоговых платежей в 2014 году по сравнению с 2013 годом составляет целую пропасть - 19-20%.
Казалось бы, за такой катастрофический провал ответственность должны понести два главных лица: заместитель министра финансов Денис Фудашкин, курирующий налоговую политику, и глава ГФС Игорь Билоус, отвечающий за администрирование налогов и сборов.
Однако в действительности все в точности до наоборот. Оба добрых молодца продолжают занимать свои кресла. Более того, они продолжают мучить экономику своими законодательными инициативами, направленными на дальнейшее усиление фискального давления на легальный бизнес и простых украинцев.
Не говоря уже о том, что главный инструмент давления на олигархов - контроль трансфертного ценообразования- так и не был введен. У государства всегда есть уважительная причина, чтобы не трогать главных уклонистов от уплаты налогов.
В итоге, как можно оценивать налоговые новации 2014 года? Вот яркий пример. Отныне любой олигарх может приватизировать прибыль пребывающего в его собственности предприятия, уплатив лишь 5%.
При этом выплата дохода в виде зарплаты для простого украинца будет сопровождаться уплатой 20% НДФЛ, 1,5% военного сбора, до 5% ЕСВ с зарплаты самого работника плюс еще уплатой 40% ЕСВ работодателем. Вот, оказывается, как выглядит истинная социальная справедливость в понимании Кабмина.
Также в конце 2014 года появились изменения в Налоговый кодекс, за которые депутаты не голосовали. Речь идет о подозрении в совершении служебного подлога сотрудниками налогового комитета парламента в пользу олигархов.
Что же произошло в конце 2014 года? Некоторые пункты, которые ужесточают налоговый режим для отдельных операций исчезли или сильно изменились.
Наиболее ярко результаты подлога проявились в расширении льгот для институтов совместного инвестирования (ИСИ или в данном случае так называемых "венчурных фондов"), протягивании льготной ставки обложения дивидендов, выплачиваемых физлицам, и еще в некоторых моментах.
Об этом говорят вполголоса весь парламент и Кабмин. Но слышали ли вы публичные заявления ГФС, Кабмина или Администрации президента о том, что произошло нечто недопустимое? Мы тоже нет.