Главная
Децентрализация: давление и сопротивление
Кажется, все складывалось бы очень удачно, и с реформой не было бы проблем, если бы по поводу децентрализации не было такого сопротивления и спекуляций как в самой Украине, так и за ее пределами. Кроме Кремля, войны, памяти о Крыме, всяческого политиканства, сопротивления управленческого планктона, а также той категории людей, которые всегда против, появились и этакие «изобретатели велосипеда».
В сфере децентрализации это так называемые регистраторы громад — люди, которые твердо убеждены, что все проблемы нашей неэффективной системы власти порождены «отсутствием зарегистрированных территориальных громад». То есть достаточно просто «создать и зарегистрировать территориальные громады» — и все станет на свои места, наступит процветание и благополучие.
Этот, на первый взгляд, чисто схоластический юридический крючок, который очень просто разрушается в открытой публичной дискуссии, положен в основу уже конкретных действий конкретных людей в разных городах и селах. Такие действия однозначно неконструктивны, поскольку, как правило, направлены не «ЗА» что-то, а «ПРОТИВ» чего-то — прежде всего против местного совета, городского, поселкового, сельского головы, против решений, принятых этими органами.
Эти люди утверждают: поскольку в городе (селе) территориальная громада не создана, то и соответствующий городской (сельский) совет — самозванец и даже узурпатор. Затем начинают «создавать и регистрировать территориальные громада» как альтернативу настоящим территориальным громадам, существующим у нас по праву. От таких «образованных» территориальных громад они пытаются сформировать «органы власти», а также «реализовывать право собственности территориальной громады на землю, недра, движимое и недвижимое имущество».
Мы не беремся оценивать такие действия в конкретных городах и селах, так как это полномочия скорее правоохранительных органов, а попробуем проанализировать «идеологические постулаты» людей, которые, имея небезупречную юридическую подготовку, формируют в Украине почву для разрушения всей основы общественного покоя.
Посмотрим, какие доводы для этого используются.
Тезис первый: «В Украине не созданы территориальные громады, как это предусмотрено Конституцией».
Его используют как аксиому для вербовки своих сторонников. Ставится вопрос такого плана: «А вы слышали, чтобы во Львове (Одессе, Зачепиловке…) проводили собрание с повесткой дня об образовании львовской (одесской, зачепиловской…) территориальной громады?» Конечно, никто о таком не слышал. Тогда сразу вывод — значит, львовской территориальной громады не существует! (Именно о «не создании» львовской территориальной громады автор узнал из телепередачи телеканала ЗІК.) Если не существует территориальной громады, то кого представляют Львовский городской совет и городской голова Львова?
Получается, ответ готов уже заранее: нужно создать львовскую территориальную громаду, мы знаем, как это сделать, и мы это сделаем!
Но это абсолютно ложный тезис. Ведь согласно статье 140 Конституции Украины, территориальные громады у нас не создаются никакими решениями, они существуют по праву.
«Статья 140. Местное самоуправление является правом территориальной громады — жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка и города — самостоятельно решать вопрос местного значения в рамках Конституции и законов Украины».
По-простому эту правовую конструкцию следует понимать так: все жители города, поселка, села или нескольких сел, входящих в состав сельсовета, являются территориальной громадой, которая наделена правом на местное самоуправление.
Таким образом, украинский законодатель, действуя в соответствии с европейскими традициями и Европейской хартией местного самоуправления, признал территориальной громадой (в европейских странах это звучит как «местное сообщество») всех жителей, проживающих в населенных пунктах, которые входят в состав определенной административно-территориальной единицы или определенной территории.
Итак, в Украине «территориальные громады» существуют по праву или по факту существования заселенных людьми населенных пунктов, и создавать их не нужно.
К тому же, возникает сугубо технический вопрос: каким образом создать территориальную громаду такого города как Хмельницкий, не говоря уже о Харькове или Днепропетровске?
Пионеры движения «регистраторов территориальных громад» из организации «Украинский выбор» предлагают многоступенчатую конструкцию: сначала выборы от домов до квартала, потом от квартала до микрорайона, дальше — на районную или городскую конференцию по созданию «территориальной громады». Такая конструкция вообще не имеет ничего общего как с украинской Конституцией и законодательством, так и с европейской практикой. Прямые выборы органов местного самоуправления, которые как раз и характеризуют демократический характер этих органов, пробуют заменить непрямыми выборами, как это происходит при диктаторских и коммунистических режимах.
Тезис второй: «Большинство территориальных громад Украины не оформлены как юридические лица, поэтому не могут реализовать право собственности на имущество громады».
Здесь правдиво лишь то, что территориальные громады в Украине до сих пор действительно не являются юридическими лицами публичного права. Это потому, что украинское законодательство формировалось на основе еще советского, согласно которому только органы, которые создавались по закону или по решению органа власти, становились юридическим лицом публичного права.
Но даже такое отличие постсоветского и европейского права в отношении юридических лиц публичного права не является непреодолимой проблемой.
Действительно, признание за территориальной громадой права юридического лица с точки зрения философии — это важно. В этом случае именно совокупность людей, каковой является территориальная громада, через местный референдум осуществляет прямое управление местными делами и признается субъектом, от лица которого действуют избранные и сформированные органы — местный совет, исполком, сельский, поселковый голова.
Однако это просто красивая философская конструкция, ведь непосредственно — территориальной громадой — очень сложно принимать решения. Одно дело, когда такая громада состоит из ста человек, и можно созвать общее собрание для обсуждения и решения любого вопроса, принадлежащего к компетенции громады. Однако же территориальных громад на 100–200 человек не так и много. А главное, у них настолько мало ресурсов, бюджетных учреждений и имущества, что даже постоянное «прямое народовластие» не сделает их более состоятельными.
Что же касается городских громад, особенно крупных городов — городов областного значения, то здесь механизмы прямого народовластия не очень-то и применишь. Ведь невозможно воспользоваться таким инструментом как общее собрание громады, поэтому возможен только референдум. А принимать любой акт референдумом — сложно и очень дорого. Представим ситуацию, когда тысячи решений о выделении земельных участков, аренде имущества, предоставлении согласия на строительство, предоставлении льгот отдельным категориям граждан, установлении тарифов на разные услуги в Киеве или Одессе нужно проводить через референдум. Представили? Сколько на это нужно времени и денег?
Именно поэтому в Украине, как и в любой европейской стране, где именно коммуны, гмины, громады являются юридическими лицами, большинство вопросов местного самоуправления решают либо советы, либо вообще исполнительные органы советов.
То есть с точки зрения простого жителя украинской территориальной громады способы принятия решений в системе местного самоуправления от предоставления статуса юридического лица публичного права территориальной громаде существенно не изменятся.
Рабочая группа экспертов, которая сейчас работает над подготовкой юридической основы децентрализации власти, применяет европейский подход к признанию громады юридическим лицом публичного права. Интересно, что против этого выступает как значительная часть юристов старой советской школы, так и нынешние молодые юристы-практики, а также работники органов местного самоуправления, которым сложно представить, что принесет в их жизнь такая новация.
Однако реальное применение в Украине европейского подхода покажет, что эти системы очень близки. Определенным образом будет оптимизировано движение бюджетных средств, организован лучший контроль над их расходованием.
Что касается собственности, то в украинской Конституции есть статья 13, второе предложение части первой которой устанавливает: «От лица украинского народа право собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных настоящей Конституцией». Эта норма расшифровывается в части 1 статьи 143: «Территориальные громады села, поселка города непосредственно или через образованные ими органы местного самоуправления управляют имуществом, находящимся в коммунальной собственности… решают другие вопросы местного значения, отнесенные законом к их компетенции».
Итак, и здесь никакой правовой проблемы нет. Закон определяет, каким образом осуществляется управление имуществом и реализуются другие полномочия территориальных громад. В основном эти вопросы регулируются законом «О местном самоуправлении в Украине».
Тезис третий: «Собственность в Украине зафиксирована незаконно, акты на право собственности нелегитимны, поскольку выданы нелегитимными органами».
Он особо опасен для общественной стабильности, поскольку может стать детонатором для нового революционного передела собственности, особенно земли, хотя авторы этого тезиса считают, что так они защищают «народ, а не олигархов».
На самом деле — это чистой воды ненаучные упражнения. Ведь для обоснования своей правоты адепты «создания и регистрации» территориальных громад откровенно перекручивают правовые нормы, свободно оперируют международным опытом.
Цитата
«В развитых странах административно-территориальное деление осуществляется исходя прежде всего из интересов людей: гмина в Польше, гемайнде в Германии, коммуна во Франции — это объединения людей (громады), за которыми закреплена часть территории государства, где они ведут хозяйство. Земля (за исключением приватизированных с согласия громады участков) либо иное имущество является собственностью этой громады. Эти объединения людей являются юридическими лицами публичного права, правоспособными и дееспособными. А на картах отмечается только территория, которой владеет и на которой ведет хозяйство громада. То есть основой административно-территориальной единицы в демократических странах являются люди».
Здесь столько сложных и ложных конструкций, что для их опровержения можно написать тома научных работ. Но ограничимся лишь несколькими замечаниями и примерами.
Интересный в цитате тезис «о закреплении части территории» за громадой. Кто закрепил и каким образом? На это ответ не дан, так как авторам доподлинно известно, что в любой европейской стране территориальная основа для громады определяется законом или (в большинстве стран) — актом правительства. Так зачем писать неправду, что «на картах отмечается только территория, которой владеет и на которой ведет хозяйство громада»? Ведь на административных картах показано размежевание громад, гмин, коммун… Собственность на землю показывают не на картах, ее фиксируют землеустроительные документы. К тому же в большинстве европейских стран муниципальных земель не так уж и много. В основном земли частные и государственные. Главная задача муниципалитета — не «хозяйствование», а предоставление людям услуг в рамках полномочий муниципалитета.
Сомнителен также тезис, согласно которому именно «объединение людей» является юридическим лицом публичного права. Вот, например, в польском законе «О гминном самоуправлении» гмина определена так:
«1. Население гмины образует (образует или уже является) самоуправляемую громаду, согласно законодательству.
2. В этом законе под гминой следует понимать самоуправляемую громаду, а также соответствующую территорию».
Дальше часть 2 статьи 2 этого закона устанавливает: «2. Гмина наделена правосубъектностью». Так что поляки под гминой — юридическим лицом понимают не только «людей». Ну а утверждения, что «основой административно-территориальной единицы в демократических странах являются люди», вообще представляется «слишком научным», поскольку можно привести много цитат из законов европейских государств.
Например, в Эстонии «Администpативной единицей является основанная на администpативно-теppитоpиальном устpойстве единица, имеющая установленные законами и иными пpавовыми актами статус, наименование и гpаницы, на теppитоpии котоpой осуществляется госудаpственное упpавление или самоупpавление».
Латвийский закон «Об административных территориях…»: «Административная территория — это единица территориального деления Латвии, в которой местное самоуправление осуществляет управление в пределах
своей компетенции».
Что тут можно добавить? К сожалению, в Украине до сих пор не принят закон об административно-территориальном устройстве. Поэтому наши районы, города, поселки и села существуют де-факто на основе решений органов еще Украинской ССР. Но это не лишает их легитимности, поскольку еще в сентябре 1991 г. законом о правопреемстве были урегулированы вопросы применения законодательства бывшего СССР и УССР.
То есть можно утверждать, что все административно-территориальные единицы в Украине легитимно образованы, органы местного самоуправления — созданы согласно украинскому законодательству, а территориальные громады существуют по праву и не нуждаются в никаком дополнительном акте об их образовании.
Наиболее провокационным из утверждений, распространяемых «регистраторами громад», является следующее. «Де-юре за народом Украины, за территориальными громадами, а также за физическими или юридическими лицами право собственности не закреплено или закреплено со значительными нарушениями. Поэтому даже если у вас и есть бумажка, которая удостоверяет ваше право собственности на недвижимость, вероятнее всего, она не имеет юридической силы».
Таким образом, несколько человек, которые считают себя учеными и юристами, утверждают, что документы, которые имеют украинские граждане и которые заверяют право собственности на квартиры, дома, земельные участки, НЕ ИМЕЮТ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ! То есть мы, все украинцы, не имеем законно полученного имущества, которое требует юридического засвидетельствования. Миллионы украинцев должны задуматься, кто и почему так решил. Почему появились люди, которые так считают? Может, они готовят почву для очередного «кровавого большевистского переворота», когда у наших прадедов отбирали землю и загоняли в ненавистные колхозы, чтобы выморить украинцев голодом?
В ХХІ в. это более чем удивительно, однако эти люди утверждают, что «есть несуществующее юридическое лицо «Кабинет Министров Украины» с ЕГРПОУ 00031101 (регистрация такого лица вообще отсутствует в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей)». Для них индикатором существования правительства является не Конституция, закон, акты о формировании правительства, акты самого правительства, а отсутствие записи в «едином реестре юридических лиц».
И последний удар в основу украинской социальной стабильности, который фактически может стать детонатором социального взрыва: «право собственности на государственное, коммунальное и частное имущество в Украине должным образом не закреплено. Решение о передаче объектов в частную собственность после 1996 г. осуществляют государственные органы и органы местного самоуправления, основанные, как выяснилось, нелегитимным способом, а значит не уполномоченные народом Украины или территориальными громадами управлять и распоряжаться государственным или коммунальным имуществом. Регистрацию права собственности тоже осуществляют юридические лица, не имеющие на это делегированных от народа или громад полномочий, поэтому выданные акты на право собственности не являются законными документами. Соответственно, решения о приватизации, актах на право собственности, выданные гражданам Украины, юридическим лицам такими учреждениями, могут быть отменены, поскольку были приобретены незаконно».
И в завершение. Квазинаучные упражнения о «создании и регистрации громад», «нелегитимности права собственности» можно было бы оставить без внимания, но эти теоретические умозаключения служат причиной реальных последствий в отдельных украинских регионах, где уже созданы и зарегистрированы «правильные» территориальные громады.
Эти «правильные» территориальные громады уже выдают свидетельства о рождении, свидетельства народного предпринимателя, имеют какие-то договора о присоединении человека к громаде и т.п. (Например здесь есть много таких разработок и бланков).
А дальше — еще серьезнее. Некоторые «зарегистрированные территориальные громады», пытаясь нивелировать понятие «гражданин Украины», уже начали выдавать паспорта «человека конфедерации объединенных народов». (Здесьхорошо видно на 14 минуте 38 секунде).
Не хочется думать, что все сторонники идеи «регистрации территориальных громад» являются противниками существования Украины как государства, но их аргументы слишком уж очевидно согласуются с попытками Кремля превратить Украину в территорию управляемого хаоса — без легитимной власти, но где в каждом регионе по атаману, а то и по несколько.
- Информация о материале
Антикоррупционное бюро - гордиев узел надежд
Так уж вышло, что тема антикоррупционной правоохранительной структуры разворачивалась на моих глазах и с моим участием с 1996 года. Тогда Гаврилов, помощник по нацбезопасности президента Кучмы, продвигал идею Национального бюро расследований, этакую «панацею» от преступлений высших должностных лиц. А на деле это было элементом острейшей борьбы за лидерство в окружении Леонида Даниловича. Дошло до того, что Литвак был назначен главой НБР, но вот само ведомство свет так и не увидело - победил здравый смысл во главе с секретарем СНБОУ Горбулиным, который противостоял сырой идее.
Серьезный возврат к теме состоялся в 2006 году - тогда при министре МВД Луценко была разработана реформа всего правоохранительного блока. В ее рамках планировалось Антикоррупционное бюро (АБ) в параметрах, близким к сегодняшним. Президент Ющенко принял реформаторские предложения благосклонно. Этим же, по своему обыкновению, и ограничился.
И вот очередной пикирующий заход, по масс-медийной поддержке весьма серьезный. Комиссия заседает, кандидатуры взвешивает. На аптекарских весах, как ядовитое снадобье...
Но что характерно: коррупционеры почему-то не толпятся на границе в попытке улизнуть. Даже чемоданы с золотыми батонами не пакуют. А ведь их чутью могут позавидовать даже пограничные собачки, вынюхивающие наркотики внутри грузовых контейнеров.
Нынешний закон об АБ является вариациями на тему предыдущего, который во многом списан с законов о милиции и об организованной преступности. Новации - в основном, в назначении главы бюро.
В отношении прав и полномочий АБ закон вполне рабочий. Даже с меньшими возможностями Налоговая администрации могла кошмарить и бизнесменов, и чиновников любого калибра. Все дело - в практике применения. В ограничениях, заложенных законом, а также нашей правой и административной системой.
Вот здесь - целина. Поле нежелательных чудес и неприятных открытий.
На уровне следователей АБ априори заложена масштабная коррупционная площадка. Поскольку реформы прокуратуры с изменением функций нет и в помине, то на уровне надзирающих прокуроров - еще одна, побогаче. А далее наши суды, которые даже Революции Достоинства продержались в глухой обороне уже год и не сдали ни пяди коррупционных возможностей. Более того, прокуратура и суд внаглую сращиваются на уровне кадров, взять того же зам генпрокурора Бачуна.
Этот укрепрайон лобовой атакой не взять. Только хитрым обходным маневром.
Между прочим, продажные судьи - не украинский эксклюзив.
Существует устойчивая легенда, что в тридцатые годы американская мафия прикупила себе достаточно судей, чтобы чувствовать себя «сухо и комфортно». Это было очевидно, но недоказуемо. И вот с нечистоплотными судьями стали приключаться трагические случаи: один под машину угодил, другого в уличной перестрелке укокошили, третий съел что-то очень не то...
Разумеется, ФБР было ни при чем. Но почему-то количество проплаченных приговоров в США резко сократилось.
А уже потом наладилось это штатовское правосудие, в котором ушлый адвокат влияет больше, чем президент страны. Система не идеальная, но куда привлекательнее нашей - «Купи себе приговор по возможностям».
Отнюдь не призываю расстреливать украинских судей и прочих чиновников, погрязших в злоупотреблениях, боже упаси! Не только потому, что не цивилизованно. Но и потому что неэффективно, с учетом национальных особенностей.
Наши казнокрады не то чтобы не боятся смерти, просто они деньги любят больше жизни.
Опять же украинский коррупционер смахивает на бесхитростное дитя. Он ведь как мыслит: «все умрут, а я останусь». В смысле, «только дураки на взятках попадаются, а я-то - умный». Так что стрельба по «берущему кабану» не поможет.
Разумнее использовать грузинский подход. Тем паче, что Грузия у нас нынче - главный путеводный маяк и бездонный кадровый резерв (еще не вечер!).
Когда в пореформенной Грузии выявляли коррупционера - чиновника или привластного бизнесмена, то его арестовывали и прессовали с разной степенью жесткости. А потом доходчиво объясняли: мы знаем, что ты украл столько-то. Поэтому верни в бюджет и на свободу с чистой совестью. Если хочешь по суду, то сядешь и из зоны не выйдешь. Выбирай.
И что поголовно выбирали коррупционеры, догадайтесь?
Это было демократично и по-европейски? Ни в коем случае! Но работало.
Украина, находящая в состоянии необъявленной войны, без колебаний идет на многие отступления от цивилизованных норм. Свежайший пример - экзекуция над подпавшим под раздачу замом министра регионального развития и строительства Исаенко, которого премьер Яценюк публично растоптал и подвел под уголовку. Возможно, и поделом, но ведь до суда и даже до следствия.
Только толку в масштабах страны от такой показушной справедливости - на один телерепортаж. В отличие от излагаемого.
Исходя из грузинского опыта, следствие в Антикоррупционном бюро - на самом первом месте. В костяк бюро должны войти не бравые спецназовцы в крутой экипировке. А бухгалтеры-ботаники в очочках, с ноутом в обнимку, которые обучались в гарвардах, владеют языками и знают, к примеру, государство Белиз не только по названию, а и по коду телефонного доступа. Преимущественно экономисты-юристы из банковской сферы и серьезного бизнеса.
Важно, что коррупционеры увидиле и почувствали, что до всего «нажитого непосильным трудом» докопаются - и здесь, и по офшорам. Из желудка достанут и отберут - и у него, и жен-мужей-детей и прочих укрывателей краденого. Причем, в духе Правого сектора: не церемонясь и без надежды «порешать, как уважаемые люди».
И тогда начнется цепная реакция. Начнут сдаваться оптом и в розницу, сдавать подельщиков и организаторов в обмен на гарантии государства оставить малое, чтобы не потерять все. И радоваться, что легко отделались.
Для запуска процесса будет достаточно десятка резонансных расследований. Но таки резонансных.
И еще Антикоррупционному бюро необходима криминальная разведка с уклоном в экономические преступления. С вербовкой агентуры. Потому что в узком мирке высокопоставленных госслужащих и прикормленных бизнесменов все про всех все знают. В том числе, сколько, от кого и за что.
А чтобы не получалось, как с Клименко, пытающихся скоропостижно покинуть страну придется отслеживать и паковать. Так что и для спецназовцев дело найдется.
В бюро должны стремиться лучшие. Чтобы стремились, они должны получать процент от «добычи»: сотни тысяч за возвращенные миллионы. Но и работать в бюро строго ограниченное время, чтобы не размякнуть и не поддаться искушениям. Прежде всего, искушению власти над сильными мира сего.
Соответственно, многократно возрастают требования к будущему главе Антикоррупционного бюро, который должен управлять и контролировать коллектив из весьма неординарных, порой уникальных работников с огромными возможностями.
И вот здесь начинается главный конфликт здравого смысла с принятым законом.
В идеале шеф Антикоррупционного бюро должен быть, как разведчик-нелегал: никому не известен, общаться только со своими замами и несколькими руководителями государства, да и то в закрытом режиме. Потому что коррупционеры ради сохранения украденного попытаются оказаться на него, а также родных и близких, максимальное давление. Но закон выставляет этого человека под общественные прожектора еще на стадии отбора.
Необходимо, чтобы бюро под руководством своего шефа действовало решительно, изобретательно, бескомпромиссно. Примерно так, как команда Коломойского, когда привычными рейдерскими методами выпалывала антиукраинские элементы в Днепропетровске. Что и стало первым организованным шагом по сопротивлению путинской агрессии.
И здесь не об Игоре Валерьевиче персонально разговор! Тем паче, что он сейчас демонстративно занялся футболом, подчеркивая, насколько недоволен происходящим во власти и отношением к себе.
Речь о том, что рулить АБ обязан масштабный менеджер, подобный Коломойскому: энергичный, цепкий, устойчивый к влияниям, не цепенеющий от суммы миллиард долларов и в хорошем смысле без тормозов. Но совсем не обязательно юрист по образованию. Вот с какой стати главы МВД, СБУ, НАУ могут не быть юристами, а шеф АБ - обязан?
Да еще и обязательный стаж юридической работы не менее 10 лет плюс стаж госслужбы! Вдумайтесь: работник, призванный разрушить существующую систему коррупционных отношений, обязан быть плоть от плоти этой системы, многолетним порождением ее, гарантированно отягощенный деловыми и дружескими связями в ней.
Ну не абсурд ли? Или умысел?
Складывается устойчивое подозрение, что требования закона выписали под конкретного, уже выбранного президентом кандидата. Очередного «декретного украинца». А это, как минимум, унизительно. И вовсе не гарантирует успех.
А вдобавок еще и скверный цирк вокруг назначения-увольнения шефа бюро!
Шеф АБ должен иметь иммунитет от увольнения, подтверждаемый ежегодно. Иначе рискуем вместо непреклонного борца получить гуттаперчевого приспособленца, учитывающего пожелания президента, премьера, спикера и каждого министра с депутатом... А с кем тогда бороться?
Если подытожить.
В прежней системе, когда нависают и вяжут руки прокуратура и суды, Антикоррупционное бюро эффективно работать не сможет.
Антикоррупционная эффективность сегодня значит не меньше, чем военные победы на Донбассе - и то, и другое определяет саму выживаемость Украины и ее европейского выбора. А значит, работать придется на грани фола.
Тем более, что украинское общество и мир скорее готовы простить недостаточную корректность в действиях, чем нынешнее бездействие по отношению к системной коррупции.
Предпринимая попытка завести на должность главы АБ человека «приятного во всех отношениях», то есть, преданного и послушного, вроде Гелетея, напрочь похоронит антикоррупционную тему. Вместе с независимой Украиной.
Вот интересно узнать у Петра Алексеевича, что для него лично страшнее: Украина, в которой влиятелен эффективный патриот вроде Коломойского, либо Украина, в которой безраздельным влиянием пользуется Путин?
Складывается впечатление, что для нашего президента Путин - меньшее зло...
- Информация о материале
Деякі думки невійськової людини
Коли протягом тривалого часу ти вовтузишся з одним пацієнтом, історія хвороби розбухає до непристойних розмірів, а в голові відбувається справжнісінький «броунівський рух» думок, треба сісти, покласти перед собою чистий аркуш паперу та написати етапний епікриз.
Так мене вчили ті, хто зробив з мене лікаря, так сьогодні я кажу своїм студентам. Слід з купи інформації, що отримано відібрати те, що дійсно слід аналізувати, що дасть можливість відповідати на запитання, на ті запитання, що їх ставиш собі сам.
Абсолютно не з власної волі та ініціативи, але довелось влізти в те, чим я давно вже не розраховував займатися – в медицину катастроф, оскільки одна з катастроф Україну спіткала – війна.
Суцільним подивом для мене було те, що військові медики збирались використовувати для медичного забезпечення війська прийоми часів другої світової війни.
Ось уявіть собі, що у вас залишились деталі для лампового телевізора. Лампи всі нові, абсолютно придатні до експлуатації. Чи зможете ви використати їх для ремонту сучасної «плазми»?
Тож і медичні організаційні документи, які ми мали, не змогли відповісти на питання цієї війни. Стало зрозуміло, що доведеться створювати повністю всю систему військової медицини, починаючи з вихідного документу – доктрини.
Доктрина – це «правила гри», це технічне завдання, де ми прописуємо, що хочемо отримати наостанок.
Майже півроку йде робота по створенню воєнно-медичної доктрини України. Працюють декілька різних груп, які створили абсолютно незалежно одне від одного різні документи.
Тобто «історія хвороби розбухла». Час писати етапний епікриз. Я не можу бути об’єктивним, бо працюю в складі однієї з команд, але є деякі речі, які мене турбують і які я маю пояснити.
Хотів би почути думки колег щодо деяких формулювань документа, що народжується…
Я абсолютно не є прихильником демократії під час створення документів такого рівня, але в деяких місцях потрібний «лакмусовий папірець».
Якщо відкинути різні фразеологічні нашарування, основним видом діяльності армії є бойові дії. Якщо армія сьогодні не воює, то вона вчиться воювати. Тобто, у солдата є два функціональні стани: бій та навчання бою.
Відповідно до цього, у медичної служби армії так само мають бути два стани: надання всіх видів медичної допомоги пораненим та постраждалим під час бойових дій та навчання цим діям.
Щодо першого – зрозуміло. Ну, не повністю, але повернемось до цього трохи згодом. А де взяти друге?
Питання: Як постійно навчати воєнних медиків, щоб вони були здатними виконати свою роботу?
Бойові дії, незалежно від історичних обставин, – це завжди «епідемія травматизму». Виходячи з цього постулату Пирогова, військовий медик вирішує задачу лікування травми різного походження – механічної, термічної, тощо в умовах театру воєнних дій.
Тобто – на полі бою та безпосередньо поруч з ним. Він зупиняє кровотечі, накладає пов’язки, шини, бореться з пневмотораксом.
Розпочинає протишокове лікування. Все це треба робити дуже швидко та впевнено.
Чи треба комусь пояснювати, що для цього треба бути добре тренованим?
А тепер скажіть мені, заради Бога, чи можна натренуватись цим речам, якщо ти перевіряєш їдальню, контролюєш якість миття особового складу в лазні, ходиш в наряд черговим по частині, інколи лікуєш нежить та пронос?
Я сам був у цій «шкурі» і добре знаю, чим пропонувалось займатися медичному складу медпункту батальйону та полку.
Перепрошую, я забув про господарську діяльність! Треба правильно ставити на облік та списувати майно. Ну, і про який пневмоторакс йдеться?
Останнім цвяхом було чиєсь геніальне рішення, що готувати лікарів для збройних сил треба за програмою «лікар загальної практики – сімейної медицини».
То чого ж ми дивуємось, що найменш готовими до реальної роботи в умовах бойового зіткнення виявились саме військові медики? Я не говорю зараз про персонал госпіталів…
Звісно, можна їх лаяти, але ж вони просто не навчені. Ми самі зробили їх профнепридатними.
Тепер щодо положення, яке ми заклали в документ – доктрину. Для забезпечення постійної готовності надавати допомогу при травмах військових медиків треба відрядити туди, де ці травми є постійно: до цивільних центрів травми.
І там вони мають працювати безперервно, в разі відсутності бойових дій або польових навчань. Лікарі мають працювати в операційних та перев’язувальних стаціонарів, фельдшери мають працювати в складі бригад швидкої допомоги.
Вони не мають права знаходитись в розслабленому стані. Стан військового медика – це стан «стиснутої пружини». Для мене особисто, військовий лікар може бути або хірургом, або лікарем медицини невідкладних станів, або реаніматологом.
На цьому перелік має закінчитися. Лікар медицини невідкладних станів працює або безпосередньо на полі бою, в складі спеціальних груп, або на сортуванні.
Місце хірурга та реаніматолога – мобільний госпіталь. Бо саме там можна використати їх кваліфікацію. Без обладнання вони безсилі.
Щодо іншого медичного персоналу. Цей персонал працює безпосередньо разом з солдатами і задача цього персоналу дуже проста: не дати померти до евакуації в госпіталь.
Задля цього в світі використовується персонал добре навчений лише цим речам: як надати допомогу на полі бою та відправити в госпіталь. Все.
Вони прийшли до висновку, що немає ніякої потреби в знаннях з патології людини та інших дисциплінах, які викладають в наших медичних коледжах.
Тому у них немає посади військовий фельдшер, а є військовий парамедик.
Так само, як військовий лікар, він має в мирний час кожного дня тренуватись, і місце цього тренування – бригади швидкої допомоги.
В радянській армії, а сьогодні в армії України, на жаль, збережені фельдшери і є така позиція, як санітарний інструктор.
Ті хто служив, пам’ятає, що зазвичай на цю посаду була оформленою дружина одного з офіцерів, особливо в тому випадку, коли мала середню медичну освіту.
Сподіваюсь не треба пояснювати, що такі санінструктори та фельдшери не можуть врятувати життя солдата на полі бою. Їх цьому не вчили.
Якщо підсумувати, то виходить досить несподіваний висновок: військовим медикам нема чого робити в частинах в мирний час. Їх місце – цивільні установи травми та швидкої допомоги.
Амбулаторну та всі інші види допомоги військовим під час відсутності бойових дій мають надавати звичайні цивільні установи. В мене є підозра, що анатомія військовослужбовця не відрізняється від інших представників нашого біологічного виду аж занадто.
Є ще один аспект таких змін в організації медичного забезпечення – фінансовий. Мої критики, яких я дуже поважаю, мені закидали такий контраргумент: за які гроші цивільні медичні установи мають лікувати?
Гроші на військовослужбовців вже давно отримало Міністерство оборони.
Відповідаю: на страхові. Моє особисте переконання: кожний військовик має бути застрахований з того моменту, як погодився одягнути форму. А для страхової компанії глибоко байдуже, кому скерувати гроші за виконану роботу.
Сподіваюсь, всім зрозуміло, що якщо є страхування, то є гроші і на ліки, і на протези, бо ці витрати закладаються у вартість поліса.
Тепер деякі думки щодо медичного забезпечення під час бойових дій незалежно від їх назви. В доктрині, яку маємо у спадок від Радянського Союзу, чітко вказано: в разі оголошення війни (!) утворюється ставка Верховного головнокомандувача, яка перебирає на себе всі важелі керування державою, в тому числі, медициною, утворюються територіальні госпітальні бази до яких входять військові та цивільні лікувальні заклади і там організується лікувальний процес.
Тобто, якщо ми не маємо оголошеного стану війни, в нас немає цих госпітальних баз, яких ми конче потребуємо. Поясню, чому ми не можемо використовувати лише лікувальні заклади Міністерства оборони: вони не придатні для лікування травми.
За роки, які минули після другої світової війни, на території України не було військових дій, але військовики були. Ці військовики потроху ставали військовими пенсіонерами, яких треба було десь лікувати, бо одним з мотиваційних факторів, задля чого люди погоджувались стати військовими, було право користуватись військовою медициною, яка на порядок була багатшою ніж звичайна.
Завдяки цьому відбулась поступова трансформація військових госпіталів в госпіталі для ветеранів, чим вони і були на час початку бойових дій.
Якщо подивитись, які підрозділи входять до госпіталів, скажімо, Бундесверу, то побачите там всілякі хірургії, травматології, реанімації, побачите психіатрію та шкірне відділення, проте не побачите кардіології, пульмонології, онкології…
Військові госпіталі лікують лише ті стани, що можуть виникнути у діючого військовика внаслідок бойових дій.
Тепер подивимось на ситуацію в цій галузі в Україні. Ми увійшли в стан війни не маючи в структурі військової медицини системи лікування травм – головного, задля чого цю галузь утворено.
Зараз ми стоїмо перед вибором: утворювати дві системи лікування травм, цивільну та військову, чи максимально раціонально використати те, що є в країні.
Але що є? Є центри травми всіх обласних лікарень, є інститути травматології, є лікарні швидкої допомоги великих міст України.
Я вважаю, що саме на них ми маємо спиратись сьогодні, використовуючи підготовлений штат для лікування поранених та постраждалих.
До речі, саме так працює медицина держави, яка воює з моменту утворення. Маю на увазі Ізраїль. Там взагалі немає жодного військового госпіталю! Всіх поранених лікують цивільні лікарні, які завжди до цього готові.
Коли я розповідав про це колегам з великими зірками на плечах, вони дуже поважним тоном розповідали мені, що цивільні лікарі не знають особливостей бойової травми та ще багато іншого.
Як людина не воєнна, я шанобливо слухав, але, перепрошую, хто лікує поранених в лікарні імені Мечникова в Дніпропетровську?
Останнім, що повністю переконало мене в вірності власних висновків, це були випадки реплантації кінцівок солдатам армії оборони Ізраїлю після травматичних ампутацій на полі бою.
Система лікування травми від моменту її отримання до стаціонарного етапу вибудовано таким чином, що це можливо. Головне в цій системі – це адекватна допомога одразу після травматизації та швидка евакуація в центр лікування травми.
Вони позбулись всіх проміжних етапів, які лише уповільнювали евакуацію – медпункт батальйону, полку, тощо, максимально озброїли медиків переднього краю – аж до створення блоку інтенсивної терапії на базі танку – tank-bulance, та почали широко використовувати авіацію для евакуації.
Нам заважає створити кальку з цієї моделі, яка викликає саму лише повагу, лише один об’єктивний фактор – розміри країни. Всі інші фактори є надуманими.
Виходячи з цієї обставини, в українській моделі має з’явитись одна проміжна інстанція – мобільний військовий госпіталь.
Одразу маю пояснити значення слова мобільний: той, що може швидко пересуватись, міняти дислокацію.
Виходячи з цього, всі медичні установи, які розташовані в будівлях за визначенням не є мобільними.
Ми можемо говорити про мобільність лише використовуючи модульні жорсткі конструкції, що можуть бути переміщеними автотранспортом, залізницею, тощо.
Середній час до початку роботи такого госпіталю на новому місці – менше 2-х годин! Ці госпіталі дуже добре обладнані – мають томографи, нейрохірургічну та судинну операційні з мікроскопами та повністю автономні.
Вони не використовують жодних потужностей цивільних лікувальних закладів, які є поруч.
Одразу після стабілізації стану, поранені з цих госпіталів евакуюються, але повний об’єм допомоги вже наданий.
Оці госпіталі має створювати саме Міністерство оборони, саме в цих установах мають працювати військові медики, що були в мирний час відрядженими до цивільних центрів травми.
Звісно, що фінансування цих структур може бути виключно бюджетним. Після евакуації з мобільного госпіталю всі етапи лікування має оплачувати виключно страхова компанія.
Ось це і є основні положення, які ми заклали в документ, що може стати державним.
- Информация о материале
Киборг Николай Воронин: «Во время войны я обрел Украину. Это мой самый ценный урок»
«Я, Николай Воронин, живший долго в России и считавший себя русским, стою здесь. Защищаю украинскую землю от этой гадости, которая с вами, оккупантами, ползет. Видал я, что вы сделали с моей родной Горловкой. Под вашей властью гибнет и загибается мой город. Я знаю все окрестности. И лично видел плоды ваши. И ой как я не хочу, чтобы гадость, которую вы производите, распространилась на остальную часть моей страны. И буду делать все, чтобы вы, гады, ушли. До победы. А победа будет наша».
Это отрывок из письма к сепаратистам, которое прямо на передовой написал один из киборгов, в прошлом — учитель математики Николай Воронин. В то время, когда боевые действия велись в нескольких десятках километров от его родного дома.
Николай всегда был романтиком. Получив диплом магистра экологии, мечтал спасти Землю от экологической катастрофы — строил экопоселения. «Главная идея — жить как можно ближе к природе, растить деревья. Приходишь на пустырь, а через некоторое время благодаря твоим стараниям там вырастает сад. 40 млн человек возьмется — 40 млн садов вырастет. Представляете, как изменилась бы наша жизнь?» Вместе с молодой женой Николай построил в своем поселении небольшую хижину с прозрачной крышей — жена хотела видеть звезды.
До того как получить диплома эколога, Николай получил еще два — бакалавра по физике и специалиста по компьютерным технологиям. Преподавал математику в школе и в одном из ПТУ Горловки. На работу из своего поселения ездил на велосипеде. Вставать приходилось рано, в 5 утра, поскольку путь был неблизкий. Но он ни о чем не жалел.
Вскоре парню пришлось перенести тяжелое испытание судьбы — рак. Победить его смог благодаря поддержке товарищей по университету: «Весь вуз скидывался мне на операцию. Тогда я понял, что такое дружба, поддержка. В благодарность за свое исцеление я создал свой собственный Фонд критической помощи. Я был его единственным членом. Это был даже не фонд, а идея. Он не был официально зарегистрирован, не имел средств. Но все знали — в критической ситуации я могу организовать любую помощь: найти хорошего врача, собрать пожертвования, просто поддержать. И эта инициатива отлично работала».
Увлекшись книгами российского писателя Владимира Мегре из серии «Звенящие кедры России», Николай стал солнечным бардом. Вместе с товарищами в обнимку с гитарой объездил Украину, Россию, Беларусь, Литву. Долгое время жил на Алтае: «Среди солнечных бардов были поэты, певцы, музыканты. Мы выступали в детских домах, тюрьмах, на улицах, в электричках. Пели о любви, мире, дружбе. Я был пацифистом. И если бы мне кто-то сказал, что когда-нибудь я возьму автомат и пойду воевать — ни за что бы не поверил».
В АТО Николай Воронин получил позывной Сепар. Наверное, в память о том, что когда начались тревожные события на Донбассе, он поддержал сепаратистов. «Когда-то я стоял на Помаранчевом Майдане. Разочаровался. В этот раз я не поддерживал Майдан. Сначала был за Путина. Ходил на пророссийские митинги в Донецке. Я видел, как хорошо обученные люди захватили Донецкую ОГА. Они постояли и ушли, подставив тех, кого удалось сагитировать из местных. Точно так же были захвачены и другие здания в городе. Сначала я помогал сепарам. Стоял в охране на входе в ОГА. Но ровно через день понял, что эти люди пришли не строить, а грабить и разрушать. Здание ДонОГА превратилось в туалет — здесь везде курили и гадили. Я пошел ради интереса на местный проукраинский митинг. Там была очень разномастная публика — студенты, мамы с детьми, бабушки и дедушки. Они поддерживали друг друга, очень искренне молились за Украину. Я почувствовал огромную разницу. С этого момента для меня не стоял вопрос, с кем я должен быть. Но еще два дня я пробыл в ОГА. Все это время изучал, как охраняется здание, какие есть возможности для его освобождения. Пытался передать все это украинским военным. Даже в соцсетях выкладывал. Но потом стало опасно, и мне пришлось уйти».
Увидев в интернете объявление о том, что в батальон «Донбасс» набирают добровольцев, Николай, не раздумывая, записался туда. Когда террористы в родном городе узнали, что учитель математики из местной школы воюет добровольцем, над его семьей нависла опасность. Пришлось срочно вывозить ее из города.
После «Донбасса» парень попал в добровольческую роту 79-й отдельной аэромобильной бригады. Но даже на передовой не забывал о гитаре. Когда была возможность — писал стихи, песни. Сочинил гимн своей бригады. В нем поется не только о мужестве защитников, но и о тех, кто им помогает. Николай говорит: «Каждого в своей стране, даже тех, кто не воюет, а как может, помогает бойцам (кто деньгами, кто салом, кто телефоном и прибором ночного видения, кто аккумуляторной батареей, вкусняхами, перчатками, носками, трусами и еще Бог знает чем), я считаю Героем. И считаю, что мы живем в Стране Героев».
В Донецкий аэропорт Николай гитару не повез. То, что попал в такую горячую точку, считает честью. Служить в ДАП хотело все подразделение, но командир взял не всех. В аэропорту Николая назначили корректировщиком огня. Ведь делать это было некому, а он был учителем математики. Времени на то, чтобы войти в курс дела, было мало — ребята прибыли днем, а вечером уже принимали бой. У Николая был артиллерийский планшет. Парень во всем разобрался и несколько дней корректировал огонь.
Воронин не раз поднимался и с товарищами, и в одиночку на третий, «сепарский» этаж нового терминала. «Сепарским» он назывался потому, что туда иногда захаживали сепаратисты, и был риск нарваться на засаду. Но там находилась очень удобная позиция, с которой легче было отбивать атаки на старый терминал. Угловая площадка, продуваемая всеми ветрами, стены из гипсокартона. Но на ней была «мертвая зона» — укрытие за бетонной опорой, куда не попадали снаряды.
Николай вспоминает: «Я любил сидеть на этой позиции и выслеживать сепаров. Ждал, когда противник начнет стрелять, чтоб целиться наверняка. Отстреляю полрожка и перебегаю на другое место. А противник открывает огонь там, где меня уже нет. Правда, один раз пришлось очень туго — по мне открыли огонь одновременно с двух сторон (площадка-то угловая). Стреляли из пулеметов Калашникова ПКМ 7,62 мм. Довольно мощное орудие. Было тяжело. Но все обошлось. Как-то сепары выстрелили в мою сторону из станкового противотанкового гранатомета. Я видел, как летела ракета — долго, где-то секунду. Спрятался за столб. Ракета попала в перегородку. На площадке стоял туман из осколков и пыли. Пришлось отстреливаться наугад».
Во время ротаций Николай спешит в отпуск к родным: «Жена часто говорит мне, обнимая: «Не уходи на войну. Ты у меня один». И каждый раз я ей отвечаю: «Не переживай, родная. Обещаю вернуться». Хотя иногда так хочется смалодушничать, не пойти. Честно, как на духу говорю. Знаю, никто не осудит. Некоторые даже будут рады. Особенно сепарюги. Те вообще жаждут, чтобы мы по домам разошлись... Но как подумаю о совести — и возвращаюсь в АТО. Совесть у меня есть. Иначе после первой же ротации я остался бы дома».
В эту ротацию Николай по просьбе командира вернулся из отпуска раньше. Его направили на курсы боевых медиков. Парень смеется: «Становлюсь все более опытным бойцом!» Теперь он умеет не только останавливать кровотечения, но и делать интубацию, трахеотомию, орудовать хирургической иглой и делать еще много очень важного и полезного, что может спасти жизнь раненых товарищей во время боя.
Но самое главное, чему научился Николай на войне, не в этом: «Во время войны я обрел Украину. Это мой самый ценный урок».
Свое письмо сепаратистам Николай закончил так: «Да я, отрицал оружие и убийство. И сейчас мне крайне неприятно убивать. Но я стрелял и буду стрелять в вас, взявших оружие против моей страны. Насилующих и грабящих. В вас, дорогие мои опытные военные из РФ. Что же, может быть я и мои товарищи не так накачаны и не так обучены, как вы. Но война научила нас многому. Хороший учитель — Война. С тех пор стоим на своих позициях и, как вы ни стараетесь, не сдаемся. И не сдадимся. Поскольку Страна у нас такая. Героическая. С деревянными щитами победили снайперов на Майдане. И с вами как-то управимся. Мой дед бежал в 16 лет из берлинского концлагеря. Прадед мой прошел две войны, кавалер всех степеней георгиевских крестов. Разведчик. Три ранения в грудь и одно в горло. Дожил до глубоких седин, продав все георгиевские кресты и купив хлеба в Голодомор, который устроил очередной тиран, которых ты так любишь, Россия... Но ничего у тебя не получится. Говорю тебе, как есть. Слава Украине!»
- Информация о материале
Машинная борьба
Украинское машиностроение, созданное во времена СССР, конечно же, ориентировано на сбыт продукции на территории союза. Большинство стандартов и ТУ разработанные еще в те времена действуют до сих пор, поэтому соответствуют стандартам СНГ, но при этом в ЕС вряд ли будут конкурентоспособны.
В поисках рынков
Больше всего повезло в машиностроительной отрасли таким гигантам, как харьковский «Турбоатом», выпускающий агрегаты для электростанций, и производящий вертолетные двигатели запорожский завод «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева. Оба предприятия сумели удержаться на плаву и даже увеличить прибыль. Однако, по мнению экспертов немалая заслуга в улучшении их финансовых результатов принадлежит девальвации гривни.
Кроме того, в тяжелый для всего машиностроения год «Турбоатом» и «Мотор Сич» смогли удержать ситуацию «в силу уникальности производства». Конкурировать с ними в состоянии лишь считанные компании в мире.
Однако, надо понимать, что дальнейшее продвижение на мировые рынки, для того же завода «Мотор Сич» дело весьма проблематичное. Ведь для нормальной эксплуатации и обслуживания авиадвигателей нужна соответствующая инфраструктура и специалисты, знакомые с особенностями конкретной техники. Естественно, что в Европе и США техники специализируются на двигателях привычных мировых брендов. Не стоит забывать и о жесткой конкуренции – крупные мировые корпорации так просто согласятся пустить на давно «обжитой» ими рынок нового участника. Поэтому для успешного развития «Мотор Сичи» нужно сделать мировому рынку уникальное предложение, от которого будет сложно отказаться. Однако есть путь проще - продолжить сотрудничество с российскими авиастроителями.
Машиностроительное пике
На многих машиностроительных предприятиях на сегодняшний день стоит вопрос не развития, а выживания. По данным экспертов из-за закрытия рынка с РФ украинское машиностроение стремительными темпами сокращает производство.
Как показывает статистика, наибольшее падение производства зафиксировано в транспортном машиностроении. Особенно это касается производства железнодорожного транспорта. Например, в 2013 г. в Россию отправлялось 71 %всей экспортной продукции для железных дорог.Впечатляет также динамика уменьшения выпуска грузовых вагонов. По данным Госстата, в первом полугодии 2014 г. предприятия этой подотрасли изготовили всего 3,5 тыс. вагонов, в то время как мощности вагоностроителей составляют около 38 тыс. вагонов в год. Не менее сильно пострадал и украинский автопром.
Если говорить о конкретных предприятиях и их потерях, то, к примеру, харьковский Завод «Электротяжмаш», который выпускает турбогенераторы, электродвигатели, шахтные подъемники, буровые установки и т.д., после аннулирования заказов из РФ потерял $41 млн.
Крупнейшее предприятие по выпуску кабельно-проводниковой продукции на Украине - завод «Южкабель», две трети партнеров которого находятся на территории России, после разрыва связей недополучил $ 12,4 млн. Для некоторых предприятий разрыв связей с Россией и возникшие из-за этого проблемы привели к закрытию.
Уже понятно, что продукцию машиностроения так просто переориентировать на мировые ринки не получится – для этого нужно пройти долгий путь. Если же говорить о текущих проблемах, сейчас сбывать предназначенную для России продукцию машиностроения на других рынках Украине вряд ли удастся.
- Информация о материале
Стать Давидом, чтобы победить Голиафа
Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца.
Виктор Гюго
В условиях необъявленной войны России против нашего государства чрезвычайную актуальность приобретает вопрос выработки адекватной и эффективной стратегии противодействия.
По мнению «Майдана иностранных дел», ответ Украины на российскую «гибридную войну» должен быть оперативным и нестандартным, ибо шаблоны здесь вряд ли принесут большую пользу.
В газете ZN.UA от 23 января с.г. была опубликована основательная статья Владимира Горбулина «Гибридная война» как ключевой инструмент российской геостратегии реванша».
Соглашаясь во многом с оценками уважаемого государственного деятеля, «Майдан иностранных дел» считает их неким приглашением к широкой дискуссии и именно поэтому хотел бы поделиться некоторыми предложениями о возможных дальнейших шагах Украины.
Стратегия противодействия
Принимая во внимание существенное различие в потенциалах сторон, стратегия противодействия Российской Федерации должна быть асимметричной (ασυμμετρία — гр., несоответствие), т.е. должна предусматривать постоянное, активное и системное давление именно на «уязвимые места» Москвы и параллельно — действенные меры по надежной защите важнейших национальных интересов Украины.
В этом контексте следует вспомнить, что асимметрию как стратегическую концепцию подробно описывает определение Института стратегических исследований США (Asymmetry and U.S. Military Strategy: Definition, Background, and Strategic Consepts — Steven Metz, Douglas Jonson, 2001): «Асимметрия в военной сфере и сфере национальной безопасности — это способность действовать, организовывать свою деятельность и мыслить отличным от оппонентов образом для максимизации собственных преимуществ и использования уязвимых мест оппонента, захвата инициативы или обеспечения пространства для маневрирования. Она может быть политико-стратегической, военно-стратегической, оперативной или их комбинацией. Она может включать различные методы, технологии, ценности, организационные структуры, временные рамки либо их комбинации. Она может быть коротко- или долгосрочной. Она может быть анонсирована как заранее подготовленная или представлена как случайное развитие событий. Она может быть дискретной или осуществляться во взаимодействии с симметричными подходами. Она может иметь как психологические, так и физические измерения».
Классическим примером асимметрии являются террористические атаки против США 11 сентября 2001 г. и Великобритании 7 июля 2005 г. Сегодня примером асимметричной войны долгосрочного характера являются действия исламских террористов против Запада. Показательно, что для фанатически настроенного игрока, который реализует стратегию асимметричного противодействия, ресурсы не имеют решающего значения даже в течение значительного отрезка времени.
Психологическое измерение стратегии асимметричного противодействия означает деморализацию противника, в частности запугиванием (террористические акты во Франции 7–9 января 2015 г.), шантажом и т.п.
Политико-стратегическое измерение в данном случае означает использование невоенных средств для достижения победы. Большое значение в этом контексте имеет «завоевание» одним из оппонентов морального преимущества и наличие превосходящей решительности (морального духа) в противодействии врагу (примером этого может быть известная война США во Вьетнаме, которая, фактически, стала первой т.н. телевизионной войной и показала, каким может быть влияние общественного мнения на международную политику).
Стратегия асимметричного противодействия Украины Российской Федерации должна быть многоуровневой, многоцелевой и гибкой (быстро адаптированной) и в части конкретных мероприятий иметь конфиденциальный характер.
Лишь при условии ее реализации в таком виде можно успешно противостоять Москве, которая значительно превосходит нас практически во всех компонентах, ведет «гибридную войну» и осуществляет курс на активное навязывание нам выгодной для нее собственной «реальности», по правилам которой победа для нас ни концептуально, ни практически невозможна.
При этом главным оружием Киева в противодействии российской агрессии должно стать развитие новой Украинской республики на началах идей Майдана. Ведь известно, что демократические страны экономически успешнее, а, следовательно, и сильнее во всех сферах. Кроме этого, они более устойчивы и способны к самообновлению и самовосстановлению, тогда как в авторитарной системе любая серьезная ошибка может стать роковой.
Как показали события 2014 г., мощное сопротивление со стороны патриотически настроенного украинского гражданского общества во время агрессии оказалось большой и реальной неожиданностью для Москвы. Можно констатировать, что оно сыграло важную роль в ключевые моменты конфликта, и их следует рассматривать как неотъемлемый компонент этой стратегии.
«Майдан иностранных дел» считает, что стратегия асимметричного противодействия Российской Федерации, в свою очередь, должна быть интегральной частью Стратегии национальной безопасности Украины и предусматривать перечень конкретных мероприятий как во внутренней, так и во внешней плоскости.
В частности, такие меры должны способствовать лишению российского капитала влияния на стратегические отрасли украинской экономики, противодействию информационному влиянию Москвы и нейтрализации российской «пятой колонны», а также концентрироваться на «болевых точках» России и дестабилизировать ее внутриполитическое и экономическое положение, одновременно подрывая и уменьшая влияние Кремля в международной сфере, в частности блокированием антиукраинских действий Российской Федерации в Евросоюзе.
Новая национальная безопасность
Как уже подчеркивалось, стратегия асимметричного противодействия РФ должна стать неотъемлемой составляющей Стратегии национальной безопасности Украины, проект которой в настоящее время разрабатывает Национальный институт стратегических исследований. Мы считаем, что этот документ должен иметь единый план действий, охватывать куда более широкое проблемное поле, чем это предусмотрено классическим подходом, а также опираться на ценности, ставшие краеугольным камнем Революции достоинства.
Новая Стратегия национальной безопасности должна быть увязана с Конституционной реформой демократичного характера и реформой местного самоуправления, учитывать имеющиеся ресурсы и иметь перспективное видение развития Украины в контексте главных тенденций общемировой эволюции. При этом элементы системы национальной безопасности должны инкорпорироваться в управленческую, экономическую и другие сферы таким образом, чтобы они способствовали развитию, а не только потребляли ограниченные ресурсы.
По нашему мнению, ключевым направлением реализации политики национальной безопасности, направленной на адекватный ответ угрозам и вызовам, стоящим перед нашим государством, должны быть внешнее и внутреннее измерения, а также обеспечение стратегии постоянного развития. Приоритет следует отдать не констатации внутренних и внешних безопасных условий настоящего и ближайшего будущего, а концептуальным подходам, которые позволят нейтрализовать имеющиеся и потенциальные вызовы и угрозы. При этом необходимо преодолевать известную интеллектуальную ловушку, которую можно сформулировать как «подготовку к прошлой войне», и выстраивать такую систему, которая позволит адекватно и оперативно реагировать на сюрпризы, подготовленные агрессором.
Внешнее измерение
Учитывая существующий консенсус российской правящей элиты о недопустимости существования суверенной и независимой Украины, избравшей курс на европейскую интеграцию и обретение членства в ЕС и НАТО, а также готовность противодействовать этому всеми средствами, включая военную агрессию, Российская Федерация в кратко- и среднесрочной перспективе является и будет оставаться самой большой внешней угрозой национальной безопасности нашего государства.
Таким образом, угроза самому существованию государства Украина со стороны Москвы становится аксиомой, а вопросы национальной безопасности и обороны в ближайшие годы будут относиться к фундаментальным принципам выживания и развития страны.
Украинско-российская война остро поставила вопрос не только немедленного создания военной организации для отражения военной агрессии на Донбассе, но и ее внешнего политического обеспечения.
Формула нынешней войны, когда мощное российское государство с деформированным обществом воюет против Украины со слабыми государственными институтами и необычайно мощным гражданским обществом, не может обеспечить окончательную победу и надежные гарантии безопасности в будущем. Более того, вопросы восстановления территориальной целостности, обеспечения способности успешно противостоять вероятной широкомасштабной военной агрессии со стороны России, а также необходимость достичь соответствия критериям членства в Организации Североатлантического договора ставят перед нами трудные задачи, справиться с которыми без усиления институционных механизмов невозможно.
К сожалению, сегодня эта работа усложняется отсутствием адекватной реакции, противодействия официального Киева концептам ограниченного суверенитета (финляндизация, федерализация и пр.), навязываемым кремлевскими стратегами и кругами, которые предпочитали бы решить нынешнюю кризисную ситуацию за счет национальных интересов нашего государства.
Глубинные разногласия между цивилизованным миром и путинской Россией, с точки зрения как ценностей, так и безопасных приоритетов, дают широкие возможности найти modus vivendi и modus operandi со странами-партнерами, осознающими всю опасность неадекватного поведения Кремля.
Очевидно, следует также привлечь внимание Беларуси и других «союзников» Москвы, чье руководство, наверное, уже поняло, какую угрозу их личной власти и пусть даже относительной независимости их стран несет «русский мир»; использовать благоприятную ситуацию для реализации идеи развития Балто-Черноморской оси, да и вообще искать новые форматы взаимодействия без участия России. В частности, необходимо отказаться от такого инструмента как BLACKSEAFOR, ведь расширение в оккупированном Крыму самой мощной военной базы в Европе с ядерным компонентом кардинально меняет безопасную ситуацию не только в Черноморском, но и в Средиземноморском регионе, и на Ближнем Востоке.
Крайне важен, с точки зрения национальной безопасности, переход от традиционно присущего украинской внешней политике и финансово затратного подхода «должны дружить со всеми» — к прагматической оценке отношений под углом общих ценностей и реальной поддержки Украины.
Также видится необходимым уже в ближайшее время путем доверительного диалога о гарантиях безопасности и военной помощи со странами — союзниками Украины, особенно со США, основательно осмыслить и определить роль Киева в построении качественно новой системы международного взаимодействия на европейском континенте. Без этого любая стратегия станет лишь компиляцией пожеланий, не объединенных общей целью, а значит — малополезных.
Внутреннее измерение
Создание системы стратегического управления, как в секторе безопасности и обороны, так и в других сферах, — чрезвычайно актуальная задача. Архитектура такой системы должна объединять уже имеющиеся элементы с такими, которые необходимо создать, в частности целостную законодательную базу по вопросам стратегического прогнозирования, стратегирования, планирования; определение иерархии правовых норм, порядка подготовки стратегических прогнозов, стратегий, доктрин, осуществления комплексных обзоров и т.д.; реформирование и создание соответствующих учреждений, которые будут отвечать за процессы в этой сфере; создание системы подготовки и усовершенствования профессионального уровня соответствующих кадров; а также внедрение механизмов должного финансирования.
Внедрение стратегической культуры, инкорпорирование ее в систему государственного управления имеет не меньший приоритет, чем вопрос противодействия военной агрессии. Показательным в этом плане является неадекватный сложной ситуации, в которой находится государство, медленный процесс осуществления комплексного обзора сектора безопасности и обороны, на основе которого должна была бы выстраиваться эффективная система управления этим сектором, а значит и четкая программа реформирования соответствующих государственных органов.
Более того, во многих случаях, по нашему мнению, следует отдать предпочтение не реформированию старых, постсоветских ведомств, а созданию новых учреждений на кардинально иных принципах.
Очевидно, что устранение угроз, стоящих перед Югом и Востоком Украины, а также нормализация военно-политической ситуации в регионе зависят, в том числе, от вопроса деокупации Крыма, приближение которой должно стать стратегической задачей власти и общества. Идеи, изложенные в подготовленной «Майданом иностранных дел» «Стратегии возврата Крыма», могут стать основой концептуальных документов государственных органов не только сектора безопасности, но и всего правительства вообще. При этом особое внимание необходимо уделить крымскотатарскому вопросу, который нуждается в исключительной политической мудрости и взвешенности, в частности относительно принятия законов о статусе коренного народа и создания национальной автономии, включительно с определением юридического статуса Курултая и Меджлиса крымскотатарского народа, формирование в Украине параллельных структур управления социально-политическими процессами в Крыму и т.п.
Эффективный контроль над линией государственной границы, ее обустройство, а еще больше — создание сил и средств оперативного реагирования и дистанционного поражения вдоль всей протяженности границы с Республикой Беларусь, РФ, а также Приднестровского участка украинско-молдовской границы является критически важной задачей.
В процессе обновления Военной доктрины необходимо определиться с созданием реальных и мощных средств сдерживания агрессора. При этом, исходя из действий Москвы, направленных на окончательное разрушение международно-правовых принципов безопасности в Европе, а также развертывание новейшего вооружения, которое ощутимо будет менять баланс сил в регионе, Украина должна оставить за собой право выйти из режимов, ограничивающих возможности обеспечить нашу безопасность и/или безопасность союзников.
Очевидно, пришло время переосмыслить подходы и разработать стратегию развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК), что отвечало бы критическим задачам обеспечения национальной безопасности и обороны государства.
Комплексный подход к вопросам экономической безопасности должен предусматривать, в частности, создание механизма мониторинга и регулирования прямых зарубежных инвестиций, а также усовершенствование механизмов антимонопольного регулирования для недопущения и урегулирования непропорционального доминирования отдельных стран, юридических или физических лиц в критически важных отраслях экономики и инфраструктуры, прежде всего — в ОПК, энергетике, банковской сфере, связи и т.п.
Необходимо уже сейчас предусмотреть разработку комплексной стратегии реинтеграции части Донецкой и Луганской областей, временно оккупированных российскими войсками и подконтрольными им вооруженными формированиями, поскольку эти территории, очевидно, будут не только служить источником нестабильности, но и нуждаться в постоянном внимании со стороны Киева, если он серьезно настроен на реальное обеспечение суверенитета в нынешних границах.
Стратегия развития
Демонтаж олигархической модели, создание новой системы политических сдерживаний и противовесов, разработка и внедрение целостных и системных экономических реформ, модернизация государственного управления, а также борьба с коррупцией имеют исключительное значение для дальнейшего существования украинского государства.
Без действенных шагов на этих направлениях вряд ли можно ожидать улучшения предпринимательского климата, привлечения иностранных инвестиций и развития высокотехнологических отраслей экономики, которые должны способствовать выходу из глубокого экономического кризиса и улучшению благосостояния украинцев.
У Украины есть положительная перспектива, поскольку подавляющее большинство граждан уже имеют общее видение будущего государства и своего места в нем.
Очевидно, что нас ожидает тяжелая борьба с коварным путинским режимом, который ненавидит и вместе с тем боится новой, свободной Украины, считая ее реальной угрозой собственному господству.
Бесспорно, мы непременно победим, если будем действовать патриотически, профессионально и последовательно. Одним из инструментов нашей победы должно стать асимметричное противодействие Российской Федерации как неотъемлемая часть Стратегии национальной безопасности Украины.
- Информация о материале
Страница 854 из 2102
