Главная
Украина возвращается в атмосферу налогового беспредела конца 1990-х годов
К ноябрю 2011 года в госбюджет поступило на 30% больше денег, чем годом ранее, — это официальная статистика Госказначейства. По данным казначейской службы, в январе–октябре общий фонд госбюджета получил 211,6 млрд грн — на 48,9 млрд грн больше, чем за аналогичный период 2010-го. Более половины всех поступлений приходится на налоги.
Теоретически налоговые поступления 2011-го должны были оказаться на уровне или меньше прошлогодних. Рост экономики Украины в этом году будет на уровне реальной инфляции. Кроме того, с января 2011 года в стране действует Налоговый кодекс, которым были снижены ставки основных налогов, введены налоговые каникулы и т. п. Тем не менее факт остается фактом: доходы бюджета в нынешнем году выросли на треть, а по отдельным налогам — к примеру, по НДС — платежи увеличились более чем на 60%*.
Темная сторона
«Коррупционное, административное, налоговое, в том числе и уголовное давление на бизнес намного увеличилось», — заявил в ноябре глава Совета Нацбанка Петр Порошенко.
Заявление главы Совета НБУ было сделано не на пустом месте. После недолгой налоговой оттепели 2005–2008 гг. налоговики снова перешли к работе по принципу «наполнить бюджет любой ценой» — так, как они работали, когда Государственную налоговую службу возглавлял нынешний премьер Николай Азаров.
Происходящее уже отразилось на индексе инвестиционной привлекательности, ежеквартально рассчитываемом Европейской бизнес-ассоциацией (ЕБА): в III квартале 2011-го он упал до значения 2,56 — это худший показатель за последние два года.
«Одной из ключевых причин столь резкого падения стала проблема коррупции и усиления давления на бизнес со стороны государственных органов, — говорит исполнительный директор ЕБА Анна Деревянко. — Беспокойство вызывает массовость этого явления, ведь мы говорим не о единичных случаях — это ощущается в каждой отрасли, в каждом сегменте бизнеса».
Действительно, по данным опроса, основные причины падения инвестпривлекательности — усиление давления со стороны властных структур, которое отметили 12% опрошенных, коррупция (11%) и сложности в сфере налогообложения, прежде всего с возмещением НДС (9%).
«Особенно возросло давление со стороны налоговой, — объясняет руководитель налогово-юридической практики Ernst&Young в Украине Владимир Котенко. — Увеличилось количество внеплановых проверок, поменялся характер взаимодействия налогового инспектора и предпринимателя. Сейчас налоговику достаточно просто прийти и объяснить предпринимателю, какие отныне перед ним стоят задачи. По закону о Госналогслужбе и Налоговому кодексу, налоговики вправе проводить внеплановые проверки практически в неограниченном количестве случаев и ситуаций. Им даже не нужно напрягаться, чтобы изобрести повод».
Впрочем, в официальной статистике такие данные не фигурируют — пресс-служба и первые лица налоговой в своих заявлениях оперируют исключительно плановыми проверками. К примеру, Александр Клименко практически сразу после назначения на должность главы налоговой поспешил заявить, что число плановых проверок в 2011 году будет сокращено почти на 60% — до 12,2 тыс. против 23,3 тыс. год назад. Правда, глава Государственной налоговой службы (ГНС) не уточнил, что плановые проверки составляют только треть от общего числа.
Так, по последним данным самой ГНС**, в первом полугодии 2011-го налоговиками было проведено 9079 плановых и 18 058 внеплановых проверок. Число плановых проверок в первом полугодии действительно сократилось на 14,4% год к году, но количество внеплановых выросло на 45,3% по сравнению с аналогичным периодом 2011-го. И, судя по всему, продолжает расти.
К этому стоит добавить 2078 уголовных дел, которые расследовала налоговая милиция в первом полугодии. На первый взгляд, по сравнению с январем–июнем 2010-го их число увеличилось незначительно — всего на 232 дела. Но это смотря с чем сравнивать.
Дело в том, что в 2005–2008 гг. случаи уголовного преследования налогоплательщиков сократились втрое по сравнению с концом 1990-х. Если в 1999 году по статье «неуплата налогов» расследовалось 10,5 тыс. дел, то в 2008-м лишь 3099 — это официальная статистика ГНС. В 2011-м этот показатель — впервые за последние лет шесть — может превысить 4 тыс. дел в год. Но налоговая милиция, скорее всего, не остановится на достигнутом.
Граждане уголовники
«Возбуждение уголовного дела — один из самых распространенных примеров незаконного давления на бизнес. Как правило, налоговая милиция возбуждает уголовные дела по ст. 212 Уголовного кодекса. МВД и прокуратура чаще всего преследуют предпринимателей по ст. 190 УК (мошенничество) или ст. 367 УК (служебная халатность)», — рассказывает старший партнер юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Роман Марченко.
Уголовное преследование — самый простой способ выбить из налогоплательщика дополнительные деньги.
Старший партнер юридической фирмы «КМ Партнеры» Александр Минин рассказывает об этом так: «Налоговики работают по разным схемам. Есть «цивилизованные продавцы», которые при проверках соблюдают практически все формальности и не устраивают маски-шоу. Они проводят обыск, выемку документов на основании постановления следователя. При этом следователь «по-дружески» предлагает бизнесмену просто уплатить налоги побыстрее, до предъявления обвинения, наперед согласившись с ч. 4 ст. 212 Уголовного кодекса. Иначе, как объясняют предпринимателю, он будет находиться на подписке о невыезде на весь период рассмотрения дела в суде, будут дополнительные обыски, санкции и т. д.».
В преамбуле к ст. 212 речь идет об умышленном уклонении от налогообложения. В большинстве случаев стопроцентно обосновать умысел можно, лишь получив соответствующее признание от подследственных. Добиться таких показаний крайне сложно (мало кто в здравом уме и трезвой памяти решается оговорить себя и сослуживцев), что подтверждается цифрами. К примеру, в недоброй памяти в 1999 году обвинительными приговорами, по данным Верховного Суда, заканчивалась едва ли пятая часть таких уголовных дел, сейчас — и того меньше: 215 в первом полугодии 2010-го и 180 в январе–июне 2011-го.
На первый взгляд ситуация выглядит парадоксальной: количество уголовных дел растет, но число приговоров падает. Однако в налоговой ничего не делают просто так. Дело в том, что согласно четвертой части ст. 212, подозреваемый освобождается от уголовной ответственности, если уплатит начисленные налоговой налоги, санкции и штрафы. Суд фиксирует согласие подследственного, налоговое обязательство считается согласованным, налоговики получают деньги и красивую отчетность, а пострадавший предприниматель — свободу. Все, казалось бы, довольны, если бы не одно «но»: последнее время уголовные дела все чаще возбуждаются на крайне зыбких основаниях.
Другими словами, ст. 212 УК может использоваться в качестве узаконенного инструмента шантажа. Неудивительно, что по наблюдениям Александра Минина, следователи все чаще не затрудняют себя соблюдением законности. «Следователь может угрожать бизнесмену чуть ли не немедленной посадкой в присутствии адвоката», — рассказывает он.
Правда, по словам юриста, пока на жалобы в отношении силовиков в налоговой еще реагируют: самых рьяных следователей все же меняют.
По живому
Украинской власти плевать на то, как она выглядит в глазах мирового сообщества, — в противном случае несколько министров лишились бы должностей сразу после публикации индекса инвестпривлекательности за III квартал.
Никаких послаблений для бизнеса в 2012 году ожидать не стоит. При плановом росте экономики на 4–4,5% только официальные налоговые поступления в проекте госбюджета2012 увеличены по сравнению с 2011 годом на 12–14%. За счет чего в правительстве рассчитывают покрыть разницу, объяснять не надо. Особенно тем, кого налоговая проверяла в 2010–2011 гг.
Причем в следующем году бизнес может оказаться в ситуации даже худшей, чем в конце 1990-х. Поскольку в то время у возглавляемой Николаем Азаровом налоговой все же имелись противовесы — в виде Госкомпредпринимательства, более-менее независимых судов и общественных организаций, к мнению которых тогдашний президент Леонид Кучма все же прислушивался — в конце концов, именно при них в Украине появился единый налог.
Сегодня из всех противовесов остались разве что общественники, но их выводы, исследования и предостережения никак не воспринимаются ни нынешним президентом, ни премьером. Им, выросшим и состоявшимся во времена СССР, просто непонятно, чему возмущаются все «эти торговцы».
* Из выступления Александра Клименко (тогда еще заместителя главы Государственной налоговой службы), 13 октября процитированного пресс-службой ГНС. По данным налоговой, в январе–сентябре поступления налога на добавленную стоимость выросли на 21,6 млрд грн, или на 60,8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
** Аналитическая записка «Относительно динамики показателей сводной информации «Основные статданные о деятельности ГНСУ» за первое полугодие 2011 года.
- Информация о материале
Экономите на налогах? Тогда мы идем к вам…
Государственная налоговая служба, кажется, на неопределенный срок наняла музу, которая время от времени подсказывает все более оригинальные идеи о наполнении бюджета страны. Трендом нынешних налоговых будней стал мониторинг частных объявлений, рабочие результаты которого свидетельствуют, что каждый третий проверенный уклоняется от уплаты налогов. Налоговики, образно говоря, убеждают эту же музу в необходимости платить налоги — так же, как парикмахеров, репетиторов, переводчиков, слесарей, дизайнеров, народных целителей и других самозанятых работников, размещающих объявления о своих услугах в СМИ и на досках объявлений.
С кого начинать?
Решение о таком мониторинге инициировало руководство налоговой службы, которая пытается «идти навстречу» украинскому «заробітчанину», чтобы тот, наконец, понял, что «работа без документов — это эксплуатация, а не цивилизованные трудовые отношения». По словам Александра Клименко, главы ГНС Украины, местные бюджеты на две трети состоят из налога на прибыль физических лиц, поэтому налоговая будет делать все для того, чтобы у общин эти деньги были: «Если надо будет читать все рекламные объявления — будем читать».
Самым большим спросом сейчас пользуются два вида объявлений. Первый — с предложениями конкретных услуг (ремонт бытовой техники, работа швеи, массаж и т.п.). Якобы заинтересованные клиенты — а на самом деле сотрудники ГНС — просят у распространителей таких объявлений резюме, а потом по базе идентификационных кодов проверяют факт наличия уплаты налогов. (По этим же базам, вероятно, удобно также выявлять и владельцев «приличных» сумм, которые засветились при обмене валют. Правда, в ГНС уверяют, что банковская тайна для них — табу.)
Вторая разновидность объявлений — о замещении вакансий. По ним работники налоговых получают информацию об учреждении: осуществляет ли оно отчисления в Пенсионный и другие фонды, какую зарплату выплачивает и отвечает ли ее сумма заявленной в декларации. Если проверенный субъект кладет заработок исключительно в свой карман или же пополняет государственную казну символическими сумами, сначала ему делают предупреждение, но со временем незадекларированные средства могут стать основанием для штрафа или даже судебной волокиты.
Однако заявленный метод, логично, вызывает сомнения в части его финансирования: во-первых, сколько сотрудников инспекций нужно задействовать, чтобы проверить тысячи подозреваемых в неуплате налогов граждан? И, во-вторых, хватит ли средств, взысканных с нарушителей трудовых отношений, хотя бы на зарплату налоговикам, которые непосредственно будут заниматься таким мониторингом? Сколько же газет, сайтов о трудоустройстве, объявлений у подъездов и в метро нужно перечитать! И это тогда, когда есть более значительные нарушения налогового законодательства, которые нуждаются в устранении.
В Греции, например, проверяли большие рекламные агентства, в Бельгии налоговые инспекторы занимаются раскрытием махинаций бриллиантовых магнатов. В этих случаях речь идет о миллионных суммах, которые обходят государственную казну. Это не скрытый заработок наемного работника, работодатель которого вместо реальной суммы зарплаты — 1200 грн. — указывает в отчете 400 грн. Не 80 грн. за стрижку, которые три-пять раз в неделю может получить так называемый домашний парикмахер. Не подработка женщины в декрете, студента-аспиранта или выпускника иняза, которых обстоятельства заставляют время от времени «подхалтуривать». Это до абсурдности не те люди и не те суммы, которых так не хватает дырявым местным бюджетам.
Ведь не перевелись еще в Украине предприимчивые граждане, которые не гнушаются зарубежных счетов, предпочитают крупные офшорные аферы, нарушая порядок уплаты отчислений в бюджет. Неужели они не достойны энергии и внимания налоговых органов? Впрочем, как ни банально, но дело, похоже, снова упирается в наличие авторитетов, отдельно отложенных средств на случай проверки и, конечно же, «крыши». В то время как некоторые фрилансеры, которые зарабатывают по несколько тысяч отечественных гривен в месяц да еще и арендуют жилье, собственной крыши не имеют даже в буквальном смысле. С их заработком на квартиру откладывать надо долго. Можно, конечно, пойти и честно признаться в неуплате налогов, — тогда жилье удастся приобрести еще через более неопределенный и длительный срок, если вообще удастся… Потому стоит ли удивляться, а тем более негодовать по поводу того, что люди не колеблясь соглашаются быть «социально незащищенными», без отпускных, больничных и декретных. Они уже почти не страдают от угрызений совести, что, дескать, а как же инфраструктура. И если красиво оформленный сверток с надписью «Инициированная властью альтернатива, госгарантии и социальная защита» положить на весы рядом с утверждением «Я сам», перевесит, скорее всего, последнее. (Марка весов называется «Выбор».)
Текущие итоги
Время от времени должностные лица называют вполне правдивые цифры, которые свидетельствуют об экономическом росте. Но не всегда он сказывается на материальном состоянии обычных граждан. Скажем, из-за уменьшения спроса закрываются целые рынки. Поэтому некоторые бывшие предприниматели вспоминают о своем высшем образовании — становятся частными репетиторами, а кто-то начинает мастерить, строить, чинить, работать в сфере обслуживания, дизайна или развлечений. Но и там не все просто.
Уже не нова практика рассылки сообщений с просьбой задекларировать доходы, чтобы людям спокойно работалось в правовом поле.
Следует вспомнить и о предварительно одобренном Верховной Радой в середине октября законопроекте «О внутренней торговле», который сейчас находится на доработке. Его отдельной статьей регулируется работа интернет-магазинов: их владельцы обязаны иметь офисное помещение, в частности для сохранения и оформления документов о ведении хозяйственной деятельности. Некоторые предприниматели при этом убеждены, что делается это исключительно для большего удобства будущих проверок: «офис нужен, чтобы было куда спецназ запускать с захватом».
Активизация налоговой службы в текущем году дала свои результаты — объемы сбора налогов превысили прошлогодние более чем в полтора раза. Говоря об успехах деятельности украинских налоговых инспекций в цифрах, глава ГНС в одном из интервью отметил, что за январь—июнь 2010-го было собрано около 50 млрд. грн., тогда как за приблизительно такой же период 2011 г. — 90,5 млрд. грн. При этом тремя главными составляющими такой тенденции он назвал изменения, связанные с действием Налогового кодекса, рост экономики и вывод экономики из «тени».
По информации ГНС, с начала 2011 г. из «тени» вышли свыше 170 тыс. лиц: 98 тыс. из них — наемные работники без трудовых соглашений, около 44 тыс. граждан — уже зарегистрировались как частные предприниматели, а 28 тыс. подали декларации о доходах.
При этом остаются 9% киевлян, то есть 230 тыс. населения одной только столицы, которые вообще не декларируют доходы, и это без учета значительного количества нелегалов, — сообщила директор Департамента налогового контроля ГНС Украины Ирина Носачева на совместном совещании ГНСУ и Киевской горгосадминистрации. Местный бюджет Киева за текущий год пополнен на 7 млрд. грн., 70% из которых — это налог на прибыль физических лиц вместе с земельным налогом. Впрочем, могло бы быть больше, ведь столица считается одним из основных источников наполнения бюджета. «Тесное сотрудничество и четкое взаимодействие налоговиков и городской власти Киева, — отметил глава Киевской городской государственной администрации Александр Попов на упомянутом совещании, — важный рычаг в наполнении бюджета столицы».
***
На одном из ресурсов по трудоустройству объявление: «Налоговая проверка — это «поединок» инспектора и частного предпринимателя. Побеждает тот, кто лучше подготовлен. А это, как правило, инспектор, поскольку он лучше владеет нюансами нашего многогранного налогообложения. Я имею огромный опыт как контрольно-проверочной, так и аудиторской работы и могу комплексно подготовить вас к проверке налоговой, а также сопровождать вас во время проведения проверки». (Ниже — номер телефона.) Еще один претендент — подозреваемый в неуплате. Подготовлен, говорит. Может ему удастся отстоять свой заработок?..
Будет мониторинг, организованный ГНС, показательным (чтобы напугать трудовых мигрантов-нелегалов), или станет монотонным куском неблагодарной работы для работников инспекций, еще неизвестно. И окупятся ли усилия тех же инспекций — тоже. А может, здесь речь идет о попытке прекратить деятельность неплательщиков в пользу предпринимателей аналогичных отраслей, которые все же хоть как-то работают на госбюджет? А он, так или иначе, нужен всем, даже тем, кто ни копейки в него не вкладывает. И, наверное, не потому, что очень жадный, — просто не адаптирован еще, условия не те, чтобы мог класть столько, сколько требуется.
Комментарий юриста
Сергей БОЯРЧУКОВ, управляющий партнер ЮКК «Алексеев, Боярчуков и партнеры»:
— Сегодня каждый третий украинец уклоняется от уплаты налогов. Это побудило органы ГНС реализовать оригинальные идеи относительно наполнения бюджета страны через мониторинг частных объявлений. Однако применение указанных мер не совсем отвечает нормам налогового законодательства, скорее, приводит к их нарушению.
И все же — что делать, если работники органов ГНС применили такие проверки к лицам, уклонившимся от уплаты налогов?
Избежание налогов рассматривается как таковое, которое является следствием минимизации налоговых обязательств законным путем с использованием налоговых лазеек. В отличие от него, уклонение трактуется как утаивание налоговой базы и/или предоставление в налоговые органы заведомо недостоверной информации.
Согласно нормам Налогового кодекса, органы государственной налоговой службы имеют право проводить камеральные, документальные и фактические проверки.
Согласно п. 80.1. ст. 80 НК, фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика (лица). Она проводится на основании решения руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под расписку до начала проведения такой проверки.
Однако при проведении налоговой проверки путем мониторинга частных объявлений лицо, к которому применяется такая проверка, должно востребовать у работников ГНС решение руководителя структурного подразделения, оформленного приказом до начала проведения указанной проверки.
Поскольку же такая проверка не предусмотрена действующим налоговым законодательством, то, соответственно, решение руководителя структурного подразделения тоже будет предоставлено с нарушением норм НК, что и является правовым основанием для отказа в таких проверках и обжалования решений об их проведении в суде.
Так что налогоплательщик имеет право обжаловать решение налоговых органов, обратившись в суд в любой момент после получения соответствующего налогового сообщения, но с учетом сроков давности.
Если лицо, относительно которого осуществлялась проверка, действительно не задекларировало незначительные суммы заработка, но органами ГНС не было документально установлено имущественное состояние, вид доходов, из которых получена эта сумма, — такое судебное дело имеет все шансы быть решенным положительно.
И все же физические лица, как парикмахеры, репетиторы, переводчики, слесари, дизайнеры и другие самозанятые работники, уклоняясь от уплаты налогов, нарушают действующее налоговое законодательство. Действующее законодательство предусматривает такие виды ответственности за нарушения налогового законодательства: штрафные (финансовые) санкции, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Таким образом, чтобы уменьшить масштабы избежания налогов и уклонения от их уплаты, необходимо тщательно настроить налоговое законодательство на нужды обеспечения его прозрачности и предотвращения налоговой дискриминации, повысить вероятность выявления фактов уклонения, прежде всего путем анализа деятельности посредников, чьи операции сегодня во много раз снижают предельные затраты уклонения для налогоплательщиков. На практике нужно не увеличивать количество проверок и суммы штрафов, а совершенствовать демократические институты, активизировать борьбу с коррупцией, устранить позорные явления, когда политики и чиновники вместе с олигархами, злоупотребляя властью в личных корыстных интересах, прикрывают существование разных посреднических структур, нарушают правила честной рыночной конкуренции, добиваясь налоговых льгот и разного рода преимуществ для «своих» предприятий, территорий, областей.
Даже незначительный рост вероятности наказания посредников приведет к положительному эффекту в сужении масштабов уклонения.
- Информация о материале
Уроки истории: секреты тарифов на воду в Киеве
Уходящий год запомнится многим украинцам повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Повышали и говорили о грядущих повышениях на все услуги без исключения. Не стоял в стороне и «Киевводоканал». Так, тарифы на холодную воду и водоотвод в столице были повышены с марта на 9,8-11%. А в июне на предприятии заговорили о новом повышении – уже более чем на 80%. При этом, по данным Минрегионстроя и ЖКХ, действующие в столице тарифы на воду покрывают 88,2% реальной себестоимости услуг.
В ожидании новых «справедливых» тарифов на воду «Комментарии» вооружились историческим опытом тарифообразования в столице Украины. Водопровод в Киеве появился в 1872 году благодаря инженеру и предпринимателю Аманду Струве, который подсчитал, что для города хватит 175 тысяч ведер воды (одно ведро - 12 литров) в сутки. Прайс, который выставил Струве городской управе, был следующим: за бочку воды – 9 копеек, за ведро – четверть копейки, за водопой скота – копейку с головы.
Первыми «воду от Струве» получили владельцы 83-х усадеб на Крещатике, Большой Васильковской, Бибиковском (ныне Шевченко) бульваре. Богатые должны были заплатить за бедных, и тариф им выставили по тем временам приличный: за 100 ведер с них брали по 23,5 копейки (есть, правда, источники, которые утверждают, что тариф был на копейку меньше). Кроме того, частным пользователям водопровода было категорически запрещено (грозило даже судебное преследование) перепродавать воду. Торговать водой могли водовозы, которым жидкость отпускали дешевле: самая маленькая бочка (20-25 ведер) стоила пять копеек, самая большая (45-50 ведер) – 10 копеек.
Спустя два года к водопроводу были подключены 147 усадеб, а тарифы начали снижаться. В 1895 году город заключил договор с Акционерным обществом водоснабжения, согласно которому киевляне могли платить по двум тарифам, – оптовому и розничному. В розницу вода продавалась сначала по 15 коп. за 100 ведер, через 3 года – по 14 коп., еще через 6 лет – по 13 коп., а дальше по 12 коп. за 100 ведер. «Оптовикам» нужно было договариваться с обществом водоснабжения в индивидуальном порядке, на основании специальной таблицы расчетов.
Тогда же установилась практика, согласно которой малообеспеченные киевляне, получив в городской управе соответствующую справку о доходах, предоставляли ее в общество водоснабжения, и получали возможность лимитировано пользоваться водоразборными кранами бесплатно. Таковых, правда, было всего четыре, и экономные малообеспеченные киевляне употребляли дармовую воду из фонтанов. Особо экономные в тех же фонтанах мылись, что было строжайше запрещено властями, но «строгость законов на Руси компенсируется лояльностью к их неисполнению».
К 1914 году Киев был полностью подключен к центральному водоснабжению. Для сравнения в суровом Челябинске водопровод только появился в 1913 году. Тамошний тариф составлял 20 копеек за сто ведер, но основная масса населения даже эти копейки не могла позволить себе тратить.
Но вернемся в Киев. После установления советской власти в городе решено было ввести в действие 7 тарифов на воду. То есть, было сформировано семь категорий жителей, «платежки» которым приходили с разными суммами. Причем, категории на этот раз были поделены не по принципу материального достатка (как в царские времена), а использовался и фактор социальный. Например, самые «идеологически правильные» получали скидки и субсидии. Например, 100 ведер бесплатно воды в месяц. Рабочим «беспартийным» приходилось платить уже за воду. Но весь груз «субсидирования» пролетариата был возложен на плечи интеллигенции. Такое тарифообразование действовало в Киеве почти до начала Второй Мировой войны.
Сегодняшние городские власти уверяют, что очередное повышение тарифов не затронет малообеспеченные слои киевлян: им будут предоставляться субсидии в зависимости от доходов. Правда, простому украинцу еще придется доказать свое право на получение помощи из бюджета. А вот большинство из власть имущих уже давно оформили себе коммунальные скидки. Под различными предлогами.
- Информация о материале
Ствол переговоров. Какое оружие находится в частных руках
В этом году количество оружия и боеприпасов, которое граждане Украины добровольно сдали в милицию, перевалило за 10 тыс. При этом на руках у населения остаётся в разы больше.
В начале октября в один из полтавских райотделов милиции явился мужчина с мешком. В мешке лежал автомат Калашникова и несколько десятков патронов к нему. Как объяснил обладатель оружия Василий, в 1993‑м его зять пригнал из воевавшей тогда Абхазии подержанный форд, а спустя год, когда чинил автомобильную дверцу, обнаружил внутри АКС-74У. Василий решил забрать у зятя находку – от греха подальше – и спрятал у себя дома под диваном, на всякий случай. Спустя 17 лет в семье случился конфликт, и зять пригрозил тестю тюрьмой. Тесть сыграл на опережение, принёс «калаш» в милицию. За незаконное хранение оружия дают до пяти лет тюрьмы, но в октябре продолжался месячник добровольной сдачи, и Василия не посадили.
Эхо войны
Это нетипичный случай, говорит начальник Управления разрешительной системы и лицензирования Департамента гражданской безопасности МВД Валентин Медведь, – военное оружие приносят крайне редко. Как правило, украинцы избавляются от охотничьих ружей, травматических и газовых пистолетов, холодного оружия. «Владельцы охотничьих карабинов стареют, умирают, а оружие пылится на чердаке. Родственники о нём и не вспоминают. До тех пор, пока участковый не составляет протокол и не заводит уголовное дело, тогда и начинаются проблемы. Чтобы этого не случалось, мы проводим месячники добровольной сдачи», – рассказывает Валентин Медведь.
Помимо охотничьих карабинов часто приносят советское или немецкое оружие времён Второй мировой войны, чаще всего исправное. Спустя полвека милиция продолжает изымать у граждан целые арсеналы таких запасов. Вот случай двухнедельной давности: в Одесской области стражи порядка изъяли у торговца оружием шесть гранат, четыре миномётные мины и сотню патронов калибра 7,62 времён войны.
Тех, кто сдаёт боеприпасы во время месячника, освобождают от ответственности. Если только экспертиза не покажет, что оружие было задействовано в преступлении. Стволы в хорошем состоянии отправляют в оружейные магазины (вырученные средства идут на оплату коммунальных услуг МВД), негодные – уничтожаются в плавильных печах, взрывчатка утилизируется. У оружия, изъятого из незаконного оборота, другой путь: его направляют в Государственный научно-исследовательский экспертно-криминалистический центр (НИЭКЦ) МВД.
Недобровольная сдача
Замначальника лаборатории криминальной экспертизы НИЭКЦ полковник милиции Игорь Игнатьев показывает Фокусу некоторые экземпляры. «Вот луганский пистолет-пулемёт бандитских девяностых, а вот, – он указывает на орудия, внешне похожие на немецкий автомат МП-40, – два чеченских «Борза», их выпуск был налажен ещё во время первой войны». По словам эксперта, в ходе любого конфликта с участием незаконных военных формирований появляются новые образцы оружия – простые, дешёвые, стреляющие распространённым пистолетным патроном. Армянский пистолет-пулемёт К6‑92 – детище войны в Нагорном Карабахе, хорватский «Аграм» был создан в начале войны в Югославии. Со временем такое оружие перекочёвывает в преступный мир. «Например, «Борзы» клепали большими партиями на консервном заводе, только в Украине их было изъято несколько тысяч», – говорит Игнатьев. Кроме контрабандного импорта в музее есть и отечественное самодельное оружие. Эксперт демонстрирует кустарно изготовленный пистолет, внешне неотличимый от заводского изделия. «Парень двадцать штук таких сделал. Думаю, изначально это было увлечением, удовлетворением интереса, что ли, а уже потом превратилось в бизнес», – предполагает эксперт.
На соседнем стенде – ещё более необычные образцы: австрийский пистолет «Колибри» для развлекательной комнатной стрельбы (таких было выпущено всего двести штук), бельгийский револьвер «Велодог» для защиты велосипедиста от уличных собак. Поскольку в Украине нет закона, позволяющего коллекционеру оружия хранить дома боевые стволы, а коллекционеров очень много, музей НИЭКЦ постоянно пополняется раритетными пистолетами. «Даже за хранение вот этих дуэльных пистолей грозит уголовная ответственность, хотя это дорогие коллекционные образцы, которые, по сути, не представляют опасности для общества», – говорит начальник лаборатории. Есть в музее и более мощное оружие – гранатомёты, противопехотные и противотанковые мины. «Всё, что хранится на военных складах, вполне может быть украдено», – отмечает Игорь Игнатьев.
Домашний арсенал
Впрочем, чтобы завладеть военным оружием, в Украине не обязательно разворовывать армейские склады – в любом крупном оружейном магазине за 6–7 тыс. грн. можно купить автомат Калашникова, модифицированный под охотничий карабин: он не стреляет очередью, имеет заклёпку в прицельной планке (прицельный огонь можно вести на расстоянии до 300 м), в него невозможно вставить магазин на 30 патронов (только на 10), и он не стреляет при сложенном прикладе. Однако на специализированных форумах в Интернете можно найти подробную инструкцию по восстановлению исходных функций АК – для этого потребуются три оригинальные детали, напильник и 20 минут времени. На специализированных форумах в Интернете можно найти подробную инструкцию по восстановлению исходных функций АК – для этого потребуются три оригинальные детали, напильник и 20 минут времени.
Между тем автоматы покупают отнюдь не для походов на вепря. Михаил Кайдан, работающий инструктором по стрельбе в крупнейшем спортивно‑стрелковом комплексе «Сапсан», говорит, что далеко не все владельцы оружия в Украине – охотники. Если в СССР при покупке гладкоствольного охотничьего ружья нужно было предъявить охотничий билет, а иметь нарезную винтовку могли только охотники-промысловики в глухой тайге, то сегодня приобрести гладкоствол может любой гражданин без судимостей и психических расстройств. «С винтовкой сложнее, – утверждает Михаил Кайдан, – нужно иметь пятилетний опыт владения гладкостволом и получить разрешение не в районном, а в областном департаменте». На форумах пишут, что красная цена разрешения на оружие в Украине – $400. На этом фоне невозможность коллекционировать мушкеты XIX века кажется абсурдной.
Киевлянин Дмитрий хранит в своей квартире немецкий автомат MР-40, пулемёт MG-42, парабеллум и ещё несколько экземпляров оружия Третьего рейха. Он коллекционирует массогабаритные модели (ММГ) – оригинальные орудия в небоеспособном состоянии. Дмитрий, как и многие другие коллекционеры ММГ, недоволен тем, что ему приходится собирать сувениры, а не боевые стволы. Мотивы законодателей, запретивших гражданам хранить дома огнестрельное оружие, кажутся ему неубедительными. «Когда возникает задача кого‑нибудь пристрелить, пистолет для этого всегда найдётся», – подчёркивает он.
- Информация о материале
Чего стоят новые судьи
В Украине уже год не назначаются судьи на первый пятилетний срок — настолько эффективной оказалась новая процедура, внедренная регионалами в рамках их судебной реформы. И ставшая уже неприличной пауза с заполнением вакансий в судах не может не вызывать тревогу. Особенно в свете того, что в последнее время, кажется, все больше проявляются истинные причины этой паузы, связанные далеко не с декларируемым стремлением нынешней власти обеспечить суды высококвалифицированными и высокопрофессиональными кадрами.
Недавно члены Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС), возглавляемой судьей Верховного суда (ВСУ) Игорем Самсиным, наконец-то начали делать то, что от них с нетерпением ожидали в последние три-четыре месяца. Так, в понедельник и во вторник Комиссия дала первые рекомендации для лиц, претендующих на назначение в судейское кресло. По состоянию на вчерашний день данные рекомендации получили 75 человек.
В рамках этого набора речь идет о закрытии более 600 вакансий в разных судах страны. Сама же процедура назначения судьи на первый пятилетний срок выглядит сегодня таким образом. ВККС дает рекомендацию в Высший совет юстиции (ВСЮ). На основании этой рекомендации ВСЮ делает представление президенту, которое тот фактически не может отклонить.
Данные рекомендации примечательны тем, что кандидаты на должности судей в первый раз получили их согласно новой процедуре назначения судей, введенной регионалами летом 2010 г. Не менее важно, что именно окончательная конфигурация данной процедуры стала причиной мощного конфликта в стане провластных юристов, окончательную и примирительную точку в котором пришлось ставить лично президенту Виктору Януковичу.
Что и неудивительно, поскольку назначение судей — это краеугольный камень отечественной судебной системы. Люди, которые сегодня получат судейские мантии, будут фактически на десятки лет вперед определять и фиксировать традиции работы украинских судов. Посему провластные юристы, определяющие сегодня правила игры в судах, с особым вниманием и трепетом относятся к грядущим судейским назначениям.
Ключевой вопрос, который следует задавать сегодня причастным к данной процедуре лицам: почему все происходит так неоправданно долго? Изначально все ждали, когда будет сформирована и заработает ВККС в новом составе — в соответствии с новым законом о судоустройстве и статусе судей.
Затем, в начале ноября 2010 г., последовало резонансное заявление главы парламентского комитета по правосудию Сергея Кивалова, что отныне судьями могут становиться только лица со специальным судейским образованием. Правда, такого рода образование в Украине могут дать только два вуза, среди которых и Одесская национальная юридическая академия, где статус почетного президента имеет господин Кивалов. Как следствие, с такой юридической трактовкой не согласились остальные влиятельные юристы из президентской команды — Андрей Портнов и Александр Лавринович. Борьба юридических мировоззрений была более чем накаленной, и подчас даже создавалось невольное и явно ошибочное впечатление, что несколько бизнесменов не могут договориться между собой о разделе сотен миллионов долларов.
В итоге в начале декабря 2010 г. Виктор Янукович усадил своих юристов за стол переговоров, после чего и состоялось окончательное распределение долевых участий в процедуре назначения судей. Законодательно данный компромисс был закреплен уже в январе 2011 г.
Правда, в ноябре 2010 г. председатель ВСЮ Владимир Колесниченко в интервью «і» сообщил, что в его ведомстве остались материалы лишь на 24 кандидатов в судьи, идущих на назначение на первый пятилетний срок. При этом, по его данным, на тот момент в Украине оставались незакрытыми около 1000 вакансий, из которых приблизительно 300 — в судах первой инстанции. Это все дает возможность констатировать, что процедура назначения судей на первый пятилетний срок де-факто не работает уже год, а последствия этого становятся все более ощутимыми для судебной системы.
В течение этого года все внимание было приковано к ВККС. Сначала ее члены проводили тестирование и квалификационный экзамен среди кандидатов на должность судьи. Но в середине этого лета все эти мероприятия были завершены и каждый кандидат получил свои заветные баллы и рейтинг. Вопрос оставался за малым — почему ВККС не дает рекомендации на этих кандидатов в ВСЮ? И этот вопрос становился все более острым в течение всей осени текущего года.
А ответ, вероятно, следует искать в последних публичных выступлениях Игоря Самсина, где он подчеркивал, что ВСЮ не имеет права вновь проверять знания кандидатов на должность судьи, уже рекомендованных ВККС по результатам конкурса. «і» рискнут сделать предположение, что из этих слов, скорее всего, проистекает следующий вывод — дайте нам гарантии, что расклады не будут нарушены. Под «раскладами» «і» понимают ту совокупность кандидатов в судьи, которые под эгидой ВККС прошли тестирование, сдали квалификационный экзамен и получили рекомендацию Комиссии для работы в конкретном суде.
Правда, в этом случае де-факто именно за ВККС будет оставаться наиболее весомое слово по поводу того, кто будет судьей, а кто — нет. Естественно, что ВСЮ, в который входят все ключевые юристы-регионалы, вряд ли согласится на то, чтобы в автоматическом режиме передавать президенту рекомендации ВККС на судей. И это при том, что, по информации «i», ВККС не планирует передавать все документы, которые хотел бы видеть у себя ВСЮ при принятии решений по кандидатам в судьи.
Остается только надеяться, что рекомендации, принятые членами ВККС на этой неделе, все-таки будут означать их скорейшее попадание в ВСЮ. Иначе чересчур очевидным становится предположение, что ответственные лица пекутся не о том, чтобы как можно быстрее заполнить пустующие вакансии в судах и тем самым разгрузить от сверхурочной работы действующих судей. И, как следствие, слишком проблемным становится вопрос, собираются ли эти самые лица строить действительно независимую систему правосудия в интересах всего украинского общества либо же банально блюдут во всей этой ситуации свои личные интересы и выгоду.
- Информация о материале
Златые «американские горки»
Работы по реконструкции Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО) им. Горького в Харькове идут ударно, поспешая за тендерами. Остается только гадать — как умудряется руководство одноименного коммунального предприятия с этими делами управляться, планировать и координировать: только-только морозным утром бетон привезли для фундамента будущих аттракционов, глядь — уже другие подрядчики энергетические сети прокладывают, наверное, для подогрева бетона в зимнее время. Не успели оглянуться, как немцы у итальянцев тендер выиграли на поставку американских горок, а те, в честь кого у нас называют эти горки, уже готовят к отправке из Сент-Луиса «комнату страха» за 770 тыс. долл. и т. д.
По горло занятые харьковские коммунальщики тем не менее находят время отвечать на запросы «2000». Мы поинтересовались: как так — фирмы Gifts from a Far в Лос-Анджелесе по адресу, указанному в тендерной документации, не оказалось, а номер телефона, представленный в том же источнике, принадлежит другой организации? Сотрудники КП «ЦПКиО им. М. Горького» нас утешили — «...в регистрационных документах участника содержится еще один адрес, а именно: «807 N.Hayworth ave #2, LA, CA 90046, USA».
Но и в небольшом жилом домике в Мелроуз производителя каруселей с мировым именем Gifts from a Far также не обнаружилось. Да и откуда ему — с его станками, электоросварками и болгарками — взяться в фешенебельном районе.
Впрочем, возможно, в тендерной документации найдутся и третий, и четвертый адрес... Мало, что ли, домов в Лос-Анджелесе? Не на один тендер хватит.
А 191 тыс. долл. — не такие уж большие деньги для харьковских чиновников, чтобы из-за них проверять контактные данные каждого американского карусельщика.
Подняли «2000» тендерную документацию — и аж дух захватило. Но не от американских горок 20-метровой высоты, а от масштабов работ по реконструкции парка. Они ведутся сразу по нескольким направлениям: строительно-монтажные работы (СМР); озеленение; финансы, кредиты; поставка каруселей и аттракционов; сооружение декораций. И по каждому есть чем впечатляться.
ГОЭЛРО по-слобожански
Самые масштабные и затратные работы — СМР — уже обошлись в 61 414 137,94 грн.
Лидером по объемам планируемых работ стало АО «Трест «Жилстрой-1», услуги которого обойдутся в 53 810 050 грн. (тендер 128(574) от 26.10.2011). Эта сумма будет потрачена на снос всех сооружений на хозяйственном дворе и строительство новых. Согласно проектной документации по комплексной реконструкции планируется построить:
кассу подсобного помещения — 45,58 кв. м, пункт управления — 7,48 кв. м;
5 кафе быстрого обслуживания с площадкой — по 176 кв. м каждое;
2 павильона проката спортивного инвентаря (тип 1) — по 6 кв. м каждый;
павильон проката спортивного инвентаря (тип 2) — 67,39 кв. м;
павильон тематического фото — 40,65 кв. м;
тир —93,22 кв. м;
2 вокзала для паровозиков — по 6 кв. м каждый;
аттракцион «Дом ужасов» (коробка) — 431,16 кв. м;
санузел — 54,32 кв. м.
Да, чуть не забыли — не обойдется без установки новых лавочек и фонарных столбов.
При ознакомлении с проектной документацией возник ряд вопросов. Например, если площадь кафе — 176 кв. м, а павильона проката — 6 кв. м, то почему для покрытия пола требуется соответственно 356 и 12 кв. м плитки?
При строительстве павильона проката спортивного инвентаря (тип 1), проводятся работы по разработке 16 куб. м грунта. Тут же засыпают траншею вручную теми же 16 кубометрами. Для чего выполнялись эти работы?
Планирование вручную 100 кв. м грунта при строительстве вокзалов для паровозиков несколько удобнее, но дороже, чем с помощью техники.
Городские власти не только побеспокоились о строительстве ресторанов и «Дома ужасов», но не забыли и о сети энергоснабжения. Цена вопроса — 4 608 716,34 грн. (тендер 67(513) от 06.06.2011 № 080729).
Победителем ГОЭЛРО по-слобожански стало ЧП «Укрбудснаб 2005». «Не у тендера» оказалось ООО «Гамма—Будінвест». Оно, видать, и правильно — ведь не может фирма, не рассчитавшаяся с долгами за рекламные услуги (аж 1307.60 грн.), принимать участие в таком проекте. Как сообщили еженедельнику «2000» в издательстве «Металлика», «Мы знаем всех в городе, кто торгует металлом, а эти уже пару лет как пропали и деньги не возвращают. Может, в другую сферу переключились».
Наверное, участие в тендере помогло бы ООО «Гамма—Будінвест» рассчитаться с «рекламными» долгами, но, увы, цена в 5 049 497,00 грн. оказалась слишком высокой, и победа досталась «Укрбудснабу 2005».
Осталось подождать немного — согласно документации работы должны быть выполнены до декабря. Тогда и увидим фундаментальные результаты освоения 4,6 млн. грн.
Фундамент — уже другая статья расходов, не связанная с энергетикой. Здесь шла борьба за 2 995 371,60 грн., предусмотренных на выполнение работ по строительству фундамента под аттракционы и декорации, а также конструкций под декорации в количестве 25 объектов (тендер 94/4 (540/4) от 08.08.2011 № 139357). Победа досталась ООО «Стальконструкция», которое участвовало в таких проектах, как «Стадион «Металлист», «Аэровокзал» и др. Работы нужно выполнить с октября 2011-го по май 2012 г. Будем надеяться, что все будет сделано в срок и качественно. Работать с бетоном в мороз соглашаются немногие строительные организации. Но некоторые смельчаки берутся даже ухаживать за зелеными насаждениями с октября по декабрь.
Зелень в декабре
В то время как одни ревностно сносят старое и ненужное и готовят площадки под новые аттракционы, другие пекутся о зеленых насаждениях и уходе за ними. И находят тех, кто станет заботиться о деревьях и газонах. Да искать-то особо и не надо — ведь есть КП «Харьковзеленстрой». Но в комитете по тендерным торгам КП «ЦПКиО им. М. Горького» принимают другое решение — и 1 598 519,0 грн. уходят ООО «СОЮЗЭНЕРГО-8». Нужно, конечно, давать возможность развиваться малому бизнесу. Тем более если удача не на его стороне: упомянутое ООО со дня своей регистрации — 21.03.2011 — проиграло уже два тендера: сначала от 18.04.2011 № 036458 на поставку кровельных материалов, а потом тендер 88(534) от 25.07.2011 № 121576 — на поставку электрического высоковольтного оборудования (в обоих случаях — для харьковской ТЭЦ-5).
Согласитесь — многопрофильное ООО. И в такой сфере, как уход за зелеными насаждениями, конкурентов у ООО «Союзэнерго-8» не нашлось. По условиям конкурса услуги по уходу должны быть предоставлены с октября по декабрь 2011 г. Ожидаем результатов.
Метро в залог за карусели
Непосредственно на реконструкцию выделено 40 млн. грн. из областного и городского бюджетов. Кроме того, КП заключило соглашение на открытие невозобновляемой мультивалютной кредитной линии в размере 20 млн. евро. Из них в евро — 12 500 000, в гривне — эквивалент 7 500 000 евро. «Проминвестбанк» выдаст кредит до 5 лет под залог недвижимого имущества территориальной общины Харькова, стоимость которого не должна превышать 430 млн. грн. Годовые ставки по кредиту составят в гривне 17%, в евро — 9%. Заметьте — физлица берут сейчас кредиты по меньшим ставкам.
Поручителем выступает КП «Харьковский метрополитен», которое является убыточным — 68,5 млн. грн. за первое полугодие.
Интерес для кредиторов представляют рекламные и торговые площади метрополитена, а также объекты недвижимости.
Аттракцион и его петли
Пока харьковские градоначальники прикидывают, что бы еще заложить, поставщики со всего мира везут аттракционы в первую столицу.
В тендере на поставку американских горок принимали участие две компании: Zierer Karussell und-Spezialmaschinenbau GmbH (Германия) и ANTONIO ZAMPERLA S.P.A. (Италия). Немцы предложили аттракционы по цене в 2 186 640 евро, а итальянцы — за 2 300 000 евро.
У каждой из компаний есть официальные веб-сайты, где они предлагают свою продукцию: www.zamperla.com/ и www.zierer.com/en. Среди клиентов фирмы Zierer значатся, в частности, «Диснейленд» в Калифорнии, «Тиволи» в Копенгагене, «Самсунг Эверленд» в Корее, «Леголенд» и многочисленные «Сикс Флэгс» в США.
Согласно требованиям заказчика, в ЦПКиО им. Горького должен появиться такой вот экстремальный аттракцион: «Катальна («американська» або еквівалент) гірка, в якій пасажири рухаються у спеціальних візках рейками висотою не менше 20 м, довжиною колії не менше 390 м. Траєкторія колії не повинна мати петель. Обладнана магнітними гальмами та вокзалом для посадки та висадки пасажирів. Пропускна спроможність не менш — 500 ч/год».
Из всего предложенного мы выбрали горки на сайте компании-победителя Zierer, которые соответствуют параметрам, указанным в тендерной документации:
Модель: Custom (ESC)
Габариты:
Длина: 52,5м
Ширина: 58м
Высота: 22м
Длина пути: 535м
Максимальная скорость: 65 км/час
Вместимость: 1 поезд с 8 вагончиками по 2 чел. в каждом, 16 чел. в поезде.
Стоимость горок с подобными техническими показателями у других производителей варьирует от $60 000 до $1 200 000.
Основные ценообразующие параметры горок — длина кольца, высота горки и наличие петель (при прохождении которых пассажиры переворачиваются вверх ногами), конструкция кабинок, а также время набора максимальной скорости. Отсутствие петель в конструкции горки существенно снижает стоимость. К примеру, французская компания Sunrides за свою горку, подходящую по параметрам харьковским заказчикам, просит 1,1 млн. евро.
Харьковским градоначальникам есть к чему стремиться — некоторые производители предлагают горки и по $5 000 000!
Ужасы нашего парка
На оборудование «Дома ужасов» площадью 419,16 кв. м потратят $770 000, т. е. на 1 кв. м придется $1837.
На сайте победителя тендера «2000» подобрали необходимую продукцию и проанализировали ее стоимость, ориентируясь на запросы заказчика: «Обладнання для одноповерхового будинку жахів, що має включати в себе: декорацію для щонайменше 2 фасадів; анімовані фігури; відеоефекти; спеціальне освітлення; меблі; рухомі та нерухомі фігури; декорації для стін; систему розповсюдження запахів; необхідні компресори; відео-інтегровані, анімовані ефекти, а також маски та костюми для щонайменше 5 акторів. Учасник має забезпечити транспортування вказаного обладнання до місця монтажу та надати потрібну кількість фахівців для проведення шефмонтажу».
Компания Pale Night Production выставила на сайте такие цены:
анимированные фигуры — $4500, $1500 и $250;
статичные фигуры — $500, $300 и $75;
эффекты: видеоплеер — $280 + распределительный ящик для звуковых эффектов — $750; генератор тумана — $175, эмулятор испорченного света — $315;
грим и декоративные элементы: 3 литра искусственной крови — $120, декоративные элементы — от $100 комплект;
видеоэффекты — $3000 (самый дешевый — $300).
Итого: от $2365 до $9700.
Полная цена будет, понятно, выше — ведь еще нужны костюмы и маски для актеров, возможно, потребуются несколько комплектов оборудования, доставка, установка и наладка. Кроме того, доставка из США, например, по морю, обойдется в $5 за 1 кг груза. Поэтому 1 т «ужасной» американской продукции, пока начнет пугать харьковчан, подорожает на $5000.
Какие еще компоненты для этого аттракциона понадобится приобрести харьковчанам, чтобы набежало $770 000, — пока остается ужасной тайной.
Ценовая карусель
Борьба за поставку каруселей и других аттракционов развернулась между двумя итальянскими компаниями. Лот № 1 — 6 296 910 евро (без ПДВ) — достался компании Zamperla, тогда как Amusement Rides Manufacturer заполучила два: № 2 и 3 на 2 206 600 евро.
В лоты входила следующая продукция для парка:
№1 — 17 аттракционов, в том числе карусели, автодромы для детей и для взрослых, парковый поезд, башни свободного падения;
№2 — 12 аттракционов, включая американские горки, карусель на цепях, детскую железную дорогу, пиратский корабль;
№3 — 10 детских аттракционов «за монетку» и водные американские горки.
На сайтах компаний большой выбор оборудования для парков с подробными техническими параметрами, но, к сожалению, без указания цен. Вероятно, так удобнее: при каждой новой сделке можно выгодно сторговаться.
Китайские производители чаще предоставляют прайс-листы, где средняя цена за одну горку/карусель/аттракцион $10 тыс. (по данным каталога фирм на сайте www.alibaba.com/ home.vhtml).
Сравним для примера цену колеса обозрения. Харьков купит 55-метровое колесо на 40 пассажирских кабинок за 1 822 200 евро ($2 462 941). Аналогичный аттракцион китайская компания «Ali Brothers» предлагает по цене $1 000 000. То есть итальянское «чертово колесо» не из самых дешевых, остается надеяться, что это компенсируется его качеством, безопасностью и комфортом.
P.S. У харьковских чиновников уже стало традицией в той или иной степени искажать адреса и наименования иностранных фирм-поставщиков. Предлагаем небольшую работу над ошибками.
Так, в SBF s.r.1. Amusement Rides Manufacturer странное сочетание s.r.1. оказалось итальянской аббревиатурой «S.R.L.» — Societa` a Responsabilita` Limitata, обозначающей то же, что и привычное для нас сокращение «ООО», — общество с ограниченной ответственностью.
А в представленном нам новом адресе компании Gifts From a Far (название, которое, по правилам грамматики, следовало бы писать Gifts From Afar) — «807 N. Hayworth ave #2, LA, CA 90046, USA» cокращение от «авеню» всегда пишется с заглавной — Ave. Не говоря о том, что «#2» сервис Google maps по указанному адресу тоже не нашел. Может, не успели еще внести?
- Информация о материале
Страница 1657 из 2102
