Главная
Cлужу народу!
Какой избитый и затасканный штамп менее всего применим к украинскому руководству? "Профессионалы"? "Крепкие хозяйственники"? "Антифашисты"?
Пожалуй, наиболее фальшиво звучит классическая формула "слуги народа". В последние годы ее попытались осовременить, заговорив о найме чиновников обществом. Но лучше от этого не стало. Отечественная власть не обнаруживает сходства ни с расторопной челядью, ни с командой наемных менеджеров.
Президент Янукович нисколько не напоминает старательного управляющего, а украинские министры не похожи на распорядительных дворецких, расстилающихся перед народом. В налоговой службе вас не встретит учтивый слуга, а Укравтодор не скажет вам "Ездить подано!" Справедливости ради стоит заметить, что и в оранжевую эпоху дела обстояли немногим лучше.
Почему государственные люди так плохо служат обществу, которое якобы предоставило им работу? Для начала разберемся, является ли общество реальным работодателем.
Человек работает на того, кто вправе его сократить или дать повышение, от чьей воли зависит его материальное благополучие. Любой назначаемый чиновник нанимается отнюдь не "обществом", а своим непосредственным начальством. И служит именно ему.
Характер выполняемой работы всегда определяется фактическим нанимателем.
Гражданин, нанявший штукатуров, требует от них оштукатуренных стен. Хозяйка, нанявшая кухарку, требует от нее вкусной стряпни. Фирма, нанявшая менеджера, требует от него прибыли. А чиновник, нанимающий другого чиновника, требует от подчиненного хорошей отчетности для передачи наверх. Подчиненный старается как может.
Все, что бюрократическая машина делает для людей, – это побочный продукт при изготовлении отчетности. Для начальства создается требуемая отчетность, попутно обществу приносится польза или наносится вред.
Ради галочки можно отремонтировать разбитую дорогу, а можно и залатать ее грязью. Можно раскрыть уголовное преступление, а можно его просто не регистрировать. Можно повысить урожайность, а можно сфальсифицировать нужные показатели.
Расхождение между номинальным служением обществу и фактическим служением начальству, между пользой и отчетностью – неустранимый порок системы. Бюрократия не в состоянии работать по-другому. Сколько бы пикетов ни устраивали гражданские активисты, сколько бы разоблачительных статей ни писали, они не станут нанимателями бюрократа. В лучшем случае можно скомпрометировать его в глазах реального хозяина. Авось начальство разберется с нерадивым подчиненным – если сочтет нужным.
Госчиновник распоряжается нанятым персоналом, исходя из своих собственных интересов. Так происходит не только в Украине, но и в развитых западных странах.
Англичанин Сирил Норткот Паркинсон еще в 1950-х выявил железную закономерность: бюрократу выгоднее нанимать не одного помощника, который со временем сможет его заменить, а нескольких подчиненных с ограниченными функциями. Это приводит к неуклонному разрастанию госаппарата. Тот факт, что персонал оплачивается из кармана налогоплательщиков, лишь усугубляет ситуацию. Поскольку подчиненные не приносят государственному человеку ни прибыли, ни убытков, его ничто не сдерживает.
Как быть? Логика подсказывает, что нужно по возможности заменять назначаемых чиновников избираемыми и развивать местное самоуправление. Кто-то вспомнит опыт США, где выборными являются свыше 18 тысяч должностей различного уровня.
Выбирая должностное лицо, мы вроде бы нанимаем его на службу, а отказывая ему в переизбрании – как будто увольняем. По идее, это должно способствовать добросовестной работе нашего избранника. К тому же начальник, зависящий от избирателей, будет тщательнее контролировать собственных подчиненных.
К сожалению, эта стройная теория разбивается об украинские реалии. Никто не станет утверждать, будто избранный и переизбранный мэр Черновецкий служил киевлянам лучше, чем назначенный глава КГГА Попов. Виктора Федоровича и его предшественников на Банковую тоже никто не назначал – их благополучно выбрали.
Демократия далеко не всегда является панацеей. И, сравнивая выборы с наймом слуг, надо учитывать один принципиальный нюанс.
Система взаимоотношений "слуга – хозяин" предполагает материальную зависимость первого от второго. Наниматель платит деньги, нанимаемый отрабатывает свое жалование, но никак не наоборот. Именно это обстоятельство делает возможным контроль над нанятыми работниками. А когда заработок "хозяина" определяет "слуга", то первый не является настоящим хозяином, а второй – слугой.
Человек, избранный на высокий пост, получает доступ к бюджетным суммам и право распределять их по своему усмотрению. Сколько бы мы ни кричали, что это не его личные средства, а деньги налогоплательщиков, распоряжается ими он. Ему решать, кто получит больше, кто меньше, а кто останется ни с чем.
Все получатели бюджетных средств автоматически попадают в материальную зависимость от него. Ни о каком контроле с их стороны не может быть и речи – кормильцу не диктуют свою волю. И чем больше реципиентов бюджета среди избирателей, тем меньше голосование напоминает наем на работу.
Граждане могут нанять президента, мэра или шерифа, когда они финансово независимы от государства, сами формируют бюджет, четко представляют, какая доля их заработка идет в центральную или местную казну и на какие нужды расходуется. Лишь тогда выборы корректно сравнивать с приемом на общественную службу.
Если же за избираемое лицо голосуют, чтобы получить от него зарплаты, пенсии или социальные выплаты, этот человек никогда не станет слугой своих избирателей. Он называется по-другому – патроном. Слово хорошее, благородное, античное. Так именовался знатный и влиятельный римлянин, бравший под покровительство малоимущих граждан – клиентов. Взамен опекаемые клиенты обеспечивали своему патрону политическую поддержку.
Элементы патроната успешно проникли в современную демократию, и на постсоветском пространстве эта схема достигла настоящего расцвета. Развитие налогообложения предоставляет государственному человеку возможности, которые и не снились римским патрициям. Содержать целую армию клиентов за бюджетные деньги гораздо удобнее, чем опекать ограниченную клиентуру за свои собственные.
Может ли Украина перейти от патронатных отношений к найму должностных лиц? Чисто теоретически – да.
Увы, нечто подобное возможно лишь при условии, что бюджетные расходы будут радикально сокращены, бюджетные обязательства – резко ограничены, а реципиенты бюджета окажутся в явном меньшинстве и не смогут влиять на исход выборов.
Очевидно, подобный сценарий неприемлем для нынешнего украинского общества. Но в таком случае бессмысленно мечтать о дисциплинированных слугах народа и наемных менеджерах. Лучше расслабиться и наслаждаться тем, что есть.
В конце концов, патронат – вполне работоспособная система, испытанная временем. Вы голосуете за патрона на народном собрании, а патрон берет вашу судьбу в свои руки, подкармливает вас со своего стола и время от времени дарит бесплатный билетик на гладиаторские бои.
Чем не жизнь?
- Информация о материале
Как купить тюремный срок в интернете
Именно таким может быть наказание для украинцев, которые заказывают, покупают, продают или используют последние технологические "ноу-хау", которые предусматривают скрытую запись.
Подобные вещи в Украине относятся к специальным техническим средствам - СТС - негласного получения информации, которыми согласно законодательству запрещено пользоваться обычным гражданам.
Такие устройства могут применять только правоохранители.
Тем временем от приобретения запрещенной вещи с вмонтированной камерой или микрофоном никто не застрахован. Такое устройство может быть даже в детской игрушке. Затем, ее могут признать средством негласного получения информации.
Более того, от привлечения к ответственности не застрахован даже тот, кто никогда не покупал СТС. Кто-нибудь из недругов может купить такой предмет в Интернете, не открывая личных данных, и указать нужный почтовый адрес. А дальше - "сочувствие" бравых ребят из Службы безопасности, допросы и суды.
Как известно, незнание законов не освобождает от ответственности. К сожалению, это касается и незнание абсурдных законов.
Криминализация шпионов
Блестящие показатели задержания преступников, которые игрались со спецтехникой, правоохранители начали давать с лета 2010 года. Именно тогда Верховная рада постановила изменения в Уголовный кодекс, предусмотрев криминализацию купли- продажи и контрабанды СТС.
Эти изменения начали готовить еще в 2008 году. По словам собеседников ЭП, к криминализации этих нарушений приобщились представители СБУ. Хотя, поговаривают, инициировали злосчастные изменения руководители Киевской региональной таможни.
До принятия соответствующего закона к ответственности могли привлечь лишь за незаконное использование "шпионских игрушек".
Главный аргумент авторов этой законодательной новеллы - усовершенствование правового режима защиты основных прав и свобод человека. По мнению чиновников, это позволит обезопасить граждан от вмешательства в ни частную жизнь.
Теперь Служба безопасности не устает сообщать о новых фактах задержки контрабандистов с СТС и изъятия специальных устройств из гражданского оборота.
Только в 2011 году, по данным СБУ, у населения было изъято больше 1,5 тыс. таких устройств. В 2012 году запрещенных орудий правоохранители изъяли уже 2 тыс. и задержали сто правонарушителей. Однако эти показатели возрастают, и в 2013 году, скорее всего, будут установлены новые рекорды.
В Генпрокуратуре в апреле отчитались, что в 2013 году было зарегистрировано свыше 600 производств по фактам незаконного приобретения, сбыта и контрабанды СТС.
К слову, массово заказывают в Китае гаджеты со шпионскими видеокамерами жители Донбасса. В 2012 году здесь СБУ изъяла около 230 запрещенных устройств, а за весь 2011 год - 50 единиц.
В конце концов, это официальная статистика. По словам собеседников ЭП, за неделю таможенники задерживают пять-семь посылок с подозрительными устройствами.
В общем, те, кто провинились рискуют сидеть в тюрьме скончания века. Для любителей технических "примочек", действия которых подпадают под 359 статью Уголовного кодекса - приобретение, хранение и реализация СТС - все может закончиться лишением свободы на срок от семи до десяти лет.
Максимальное наказание можно получить за преступление, совершенное организованной группой или если причинен существенный ущерб. Минимальное наказание - штраф.
Если же устройства выявляют при пересечении границы, к указанной статье будет добавлена статья 201 УК, которая предусматривает уголовную ответственность за перемещения через государственную границу Украины СТС и наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией предметов контрабанды.
Перспективы нерадостные. Это при том, что преимущественно без 201 статьи в самый раз не обходится: почти все "новинки" заказываются из-за границы. То есть, минимальным штрафом все, конечно, не заканчивается.
Во многих случаях за СТС украинцы получают несколько лет испытательного срока, однако судимость никуда не девается. Условным лишением свободы наказывают и тех, кто заказал два-три устройства, и тех, кто старался завезти десятки СТС.
Игрушки или СТС
Тем временем определение понятия СТС довольно противоречиво. Невинные игрушки в виде ручек, очков или фонариков с вмонтированными мини-камерами могут быть идентифицированы как "специальные технические средства негласного получения информации". "Шпионскими" могут быть признаны любые бытовые вещи с видеокамерами.
Среди изъятых правоохранителями устройств случаются и довольно оригинальные шпионские конструкции. Например, извне респектабельные часы на самом деле могут быть аудио-видео регистратором с очень неплохими характеристиками или GSM-микрофон, закамуфлированный под компьютерную мышку.
Украинским фанатам Джеймса Бонда, которые решили посвятить жизнь шпионскому делу, не нанесет много хлопот заказать себе такую игрушку в Интернете. ЭП нашла такие товары в Интернете за считанные секунды.
Много из этих вещей на самом деле не способны нанести вред и явным образом не могут полагать высокотехнологическим шпионским орудием. В США, Китае и других странах мира, кроме Северной Кореи, авторучки свободно продаются и считаются обычной игрушкой-видеокамерой. Купить ее может кто угодно за символическую сумму.
В Украине же за такую символическую сумму можно купить еще и тюремный срок.
Хотя сейчас внимание мира приковано к новым форм-факторам, которые могут прийти на смену телефонам, смартфонам и компьютерам: часов-смартфонов или очков дополненной реальности, которые подключаются к Интернету.
Украинские пользователи не хотят оставаться в стороне. Главные преимущества новых разработок - миниатюрные размеры, высокое качество видео- и звукозаписи, незаметное ношение и мощная функциональность. Итак, шансы попасть под криминал за продажу и использование в Украине, например, Google Glass очень высоки.
Такой запрет может касаться и других новинок. Самое понятие СТС, которое служит основой для квалификации преступлений, настолько нечеткое, что правоохранители при большом желания могут всегда толковать его в свою пользу.
"Специальные технические средства для снятия информации с каналов связи, другие средства негласного получения информации - технические, программные, оборудование, аппаратура, приборы, устройства, препараты и другие изделия, предназначенные для негласного получения информации". Так описывает запрещенные гаджеты СБУ в своем приказе.
"Такое определение неприемлемо на практике, поскольку оно тавтологическое и повторяет определяемое: средствами негласного получения информации есть средства, предназначенные для негласного получения информации", - говорит юрист AstapovLawyers Олег Гринь.
Под это определения можно подвести что угодно. К тому же, вывод о принадлежностях устройства к категории СТС предоставляет Украинский научно-исследовательский институт специальной техники и судебных экспертиз при СБУ.
Эксперты СБУ руководствуются "Общей методикой отнесения объектов к специальным техническим средствам негласного получения информации". Этот документ, якобы, позволяет определить и обосновать необходимую и достаточную совокупность технических и качественных признаков, на основании которых формулируется вывод эксперта.
Впрочем, методика имеет гриф ограничения доступа и пользоваться ею могут только эксперты СБУ. "Даже если лицо изъявит желание разобраться, подпадает ли технический прибор, который продается в Интернете, под определения СТС, оно не сможет этого сделать", - объясняет Гринь.
Зато критерии отличения СТС есть на сайте СБУ.
1. Видео и аудиозапись выполняет устройство в виде обычного бытового предмета.
2. Минимизированные размеры устройства.
3. Конструктивное построение средства позволяет осуществлять быстрое и скрытое размещения объектов.
4. Отсутствие индикации о режимах работы технического средства.
5. Маскировка входного отверстия для объектива микротелекамеры.
6. Маскировка местонахождения акустического отверстия микрофона.
Безусловным признаком принадлежностей изделий к СТС есть их конструктивное выполнение в закамуфлированном виде или в виде, которое предусматривает их камуфлирование.
Срок на заказ
Избежать ответственности за покупку СТС невозможно. В суде в 99,9% случаев правы правоохранители. Впрочем, бывает, что дела не доходят до суда, если обвиненные "стимулируют" "чекистов". Так часто бывает, когда покупателями запрещенных устройств оказываются дети.
Иногда правоохранители и сами провоцируют граждан на совершение преступления. В частности, не без помощи ее представителей попалась на контрабанде СТС жительница Львова, которая зарабатывает на жизнь поставкой в Украину товаров из Китая, преимущественно бижутерии.
Согласившись на предложение неизвестного ей бизнесмена, она решила привезти к Украине другие товары - часы, ручки, вешалки и брелоки со встроенными видеокамерами. Бизнесмен оказался офицером СБУ, и львовянку привлекли к ответственности фактически за выполнения задания правоохранителя.
Подобные схемы могут быть использованы и для "выбивания" денег у других мелких предпринимателей. Например, на Одесщине за похожим сценарием "чекисты" обдирали владельцев аптечного бизнеса, подбрасывая им подделанные рецепты.
На самом деле, в случае с СТС прецедентов хватает даже без провокаций. По незнанию законов люди заказывают "шпионские" устройства и даже не догадываются о приближении знакомства с ребятами со СБУ.
По обыкновению, таких неосведомленных "принимают" в почтовых отделениях, когда те приходят за посылкой с китайскими изделиями и расписываются в получении. Реже их вызывают к таможенному подразделу, который осуществляет таможенный контроль и оформление международных почтовых отправлений.
В итоге - судимость и испытательный срок. Хорошо, что хоть не тюрьма. В Едином государственном реестре судебных решений таких примеров множество.
Продавцов СТС в Украине Служба безопасности разыскивает по объявлениям в открытых источниках, впрочем, похоже, выборочно. Очень много сообщений с предложениями приобрести СТС можно найти в украинском сегменте Интернета.
Доказать свою непричастность нереально. "Если лицо осуществило все зависимые от него действия для приобретения данного предмета, избежать ответственности не удастся", - говорит президент ассоциации "Украинский правозащитный альянс" Сергей Демченко.
По мнению правозащитника, лицо, которое хочет приобрести вещи с закамуфлированными видеокамерами, не может не понимать неправомерность своих действий. И доводов у следователей по обыкновению более чем достаточно.
Если, например, человек заказал устройства на Ebay, Payрal или других Интернет- площадках, то такими доводами могут быть извлечение из системы электронных платежей или Интернет- банкинга, справка о движении средств на банковском счете или протокол о нарушении таможенных правил.
Однако идентификации при желании можно избежать. Это может сделать и школьник. Самый простой способ - создать "фейковый" аккаунт на Web Money, указав чужие данные и пополнять счет через терминал.
Это обеспечит анонимность при оплате покупок. Впрочем, за посылкой все равно придется пойти в почтовое отделение, иначе СТС не получить.
Зато этот вариант идеально подходит для мести. Достаточно указать в аккаунте данные жертвы и ее адрес для доставки. Возможно, на такого "счастливчика" судимость и не повесят, но познакомиться с "чекистами" таки придется.
"Я бы советовал всем проявлять внимательность и не получать посылки, которые вы не заказывали. Если кого-то и поймали на получении посылки, которую он не заказывал, то проблемы этого лица скорей будут связаны со старанием получить то, что ей не принадлежит. Как известно, жадность до добра не доводит", - предупреждает партнер адвокатского объединения "Хасин и Дроздовский" Любомир Дроздовский.
Вместо вывода
Сегодня налогоплательщики оплачивают содержание СБУ, МВД и прокуратуры. Все вместе эти учреждения съедят в 2013 году больше 22 млрд грн. И за это население получит "щедрую благодарность" - бездеятельность во время избиения журналистов и аресты активистов за "обидные" для Виктора Януковича плакаты.
Криминализация нарушений, связанных с СТС, - из той же серии. Зачем лишать свободы обычных граждан, которые хоть и решили поиграться у шпионов, но своими действиями не причинили никому никакого вреда?
"Статья 359 Уголовного кодекса является отголоском государственной паранойи, которая пленила Советский союз. В те времена дома запрещалось иметь печатную машинку, а те, кому ее иметь разрешалось, должны были зарегистрировать ее в "соответствующих органах". Сегодня, когда каждый мобильный телефон есть многофункциональным "специальным техническим средством негласного получения информации", существование таких статей указывает на "государственную шизофрению", - подчеркивает Дроздовский.
По его словам, ответственность за такие действия могла бы охватываться составом административного правонарушения, потому что они не являются общественно опасными.
- Информация о материале
Депозиты превратят в бумагу
Банковские депозиты украинцев могут в одночасье превратиться в бумагу. В ближайшее время депутаты намерены принять законопроект №2845 «Об усовершенствовании механизма обращения финансового векселя». Среди прочих новаций документ предлагает внедрить в Украине выпуск банковских векселей, которые должны стать альтернативой безналичной гривне. Такие бумаги будут своего рода гарантией, подтверждающей обязательства банковского учреждения уплатить владельцу векселя определенную сумму в назначенный срок. Полномочия по контролю эмиссии ценных бумаг банками получит НБУ. Регулятор также сможет определять основные правила выпуска, обращения и погашения этих бумаг финучреждениями.
Введение финансовых банковских векселей де-факто позволит банкирам брать отсрочку для выполнения своих финансовых обязательств в денежной форме. Этот механизм может быть использован ими для расчетов друг с другом или соблюдения финансовых нормативов. Однако эксперты не исключают, что в случае необходимости банкиры начнут вручать бумаги и вкладчикам-физлицам. «Поскольку законопроект не устанавливает каких-либо ограничений для выдачи банковских векселей, в том числе и физлицам, финучреждения будут иметь право возвращать депозиты такими ценными бумагами. Возможность возвращать вклады в «иной форме» (то есть в неденежной) оговаривалась Центробанком еще в 2004 году в письме от 18.08.2004 г., №18-111/3249-8378, в котором он разъяснял банковские аспекты Гражданского кодекса Украины», — рассказал «k:» адвокат Игорь Реутов, руководитель департамента АФ «Грамацкий и партнеры».
По данным НБУ, на 1 мая 2013 года депозиты физлиц в украинских банках составляли 395,4 млрд. грн. В случае обострения в стране кризиса и возникновения новых проблем у финучреждений часть этих денег может вернуться к владельцам в виде ценных бумаг. Такой метод расчетов вполне может стать альтернативой мораторию на выдачу депозитов, который вводился Нацбанком осенью 2008 года. Его также могут задействовать, чтоб уберечь от банкротства Фонд гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ), если проблемы возникнут у крупного банка. Общая сумма средств, аккумулированных фондом на 1 мая 2013 года, составляла всего 5,4 млрд. грн. В то же время объем обязательств финучреждений первой десятки перед физлицами колеблется в диапазоне от 10 до 87 млрд. грн. Депутаты уже неоднократно вносили на рассмотрение законопроекты, предполагавшие экономию средств ФГВФЛ. Последней подобной инициативой стал зарегистрированный в конце апреля законопроект №2949 «О внесении изменений в Закон Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» (относительно суммы предельного размера возмещения средств по вкладам). Документ предложил снизить сумму предельного возмещения средств по вкладам до 12 минимальных заработных плат. Если законопроект будет принят, в 2013 году максимальный размер компенсации из фонда может упасть до 13 764 грн. Это в 14,5 раза меньше суммы возмещения, предусмотренной действующим законом (200 тыс. грн.).
Эксперты считают, что возможность банков рассчитываться с физлицами векселями спровоцирует на рынке новые скандалы. Если финучреждение прогорит, выданные им бумаги автоматически потеряют какую-либо ценность. «Если у банка возникнут финансовые проблемы и его активов не хватит для погашения задолженности перед вкладчиками, данные векселя автоматически утратят интерес для будущих покупателей. Как следствие у вкладчиков возникнут проблемы с возвратом своих средств. Банк также может объявить себя банкротом и погасить долги в пределах существующих активов, размер которых может быть значительно меньше суммы задолженности, по которой выданы векселя», — поясняет адвокат Денис Писанный, партнер юридической компании «TIC». Возможна также ситуация, при которой векселя будут либо погашаться за «откат», либо их будут погашать только нужным людям. В итоге векселедержатели будут вынуждены продавать их с большим дисконтом, теряя часть накопленных сбережений. «Если такие финансовые инструменты все же будут использоваться в отношениях с физическими лицами, они должны индоссироваться (передаваться) как и обычные векселя и приниматься в качестве оплаты за поставленные товары и услуги. Кроме того, было бы логично, если бы банковские векселя принимались самими финансовыми учреждениями в качестве исполнения перед ними денежных обязательств, например, погашение кредита», — отмечает Игорь Реутов. Однако будет ли у вкладчиков проблемных банков такая возможность, неизвестно.
- Информация о материале
Процедура добровольного пенсионного страхования: статья закона, не оправдавшая надежд
Наше повествование — об одной малоизвестной ныне статье Закона "Об обязательном государственном пенсионном страховании": "Добровольное участие в системе общеобязательного пенсионного страхования" (ст. 12). Ее появление в обновленной редакции закона (2004) позволяло надеяться на прорыв во взаимоотношениях граждан Украины и государственной социальной системы. Ибо в непредвзятом понимании содержательная часть статьи может быть прочитана так: лица, по тем или иным причинам не имеющие отношений с Пенсионным фондом в общеустановленном порядке, имеют право заключить с фондом договор добровольного пенсионного страхования. Договор заключается на будущий период (не менее чем на год), но в момент заключения договора граждане имеют право внести пенсионные взносы за некоторый предыдущий период и таким образом восстановить пенсионный стаж.
Вроде как прорыв в отношениях государственного страхового фонда со своими клиентами: переход от существующих "надзорных отношений" к созданию "мягких" условий добровольного присоединения к общегосударственной страховой программе за счет своих собственных накопленных средств. В условиях, когда граждане зарабатывают средства где и как придется, это могло бы стать разумным компромиссом для тружеников теневой экономики (иногда имеющие статус безработных), трудовых мигрантов, разного рода "самозанятых лиц" (индивидуальная профессиональная деятельность, фермерские и домашние хозяйства) и т. д. и т. п.
Однако прорыва не произошло. Потому что есть содержательное видение статьи, приведенное выше, есть сама статья закона, а есть современное видение ситуации со стороны пенсионных органов.
История такова. Статья закона пролежала мертвым грузом без необходимых подзаконных актов практически до того момента, когда на пике финансового кризиса 2008 г. правительство Юлии Тимошенко озаботилось провалом Пенсионного фонда и вспомнило о "потребностях" зарубежных трудовых мигрантов. Немедленно появились инструкции об их добровольном (и даже заочном!) присоединении к этой программе. А самое главное — указывалось, куда присылать валюту для зачисления. В апреле нынешнего года данную нормативную базу усовершенствовало правительство Николая Азарова. Технические новшества касались того, на какой счет зачисляется валюта, каким образом конвертируется в гривню, по какому курсу засчитываются взносы и каким образом в обратном порядке (на основании суммы взносов) рассчитывается заработная плата (доход) для дальнейшего исчисления пенсии.
То есть в подзаконных нормативных актах государственная власть усиленно продвигает интересы двух категорий: украинских граждан, работающих за границей, и иностранцев, работающих в Украине. При том что сами эти категории в подобных услугах почти не нуждаются. Наши трудовые мигранты всячески пытаются закрепиться за границей и большинство из них свою пенсионную судьбу с исторической родиной не связывает. А если и связывает, то просит совсем о другом: о заключении межгосударственных соглашений, по которым взаимно засчитываются взносы, уплаченные в соответствии с законодательством других стран. Потому как при легальном трудоустройстве в чужой стране все равно приходится платить местные взносы. Да плюс еще здесь — "в добровольном порядке".
Точно так же, "в принудительном порядке", платят в отечественный Пенсионный фонд иностранные граждане, легально работающие в Украине. Хотя те из них, кто связал судьбу с Украиной, потихоньку становятся полноправными гражданами и платят на общих основаниях, а остальные вряд ли когда-либо обратятся за отечественным пенсионным пособием. То есть ситуация складывается примерно так: платите, платите — ваши деньги всегда нам пригодятся: мы зачислим их на ваше имя, а то, что из общего котелка их уже никто никогда не заберет, — так это ваша проблема!
Потому на прямой вопрос об официальной статистике — сколько лиц уже воспользовалось такой возможностью, каковы общие тенденции в этом вопросе, преимущества и недостатки подобной процедуры — ответа от Пенсионного фонда так и не последовало. Одни цитаты из нормативных актов.
Официальные разъяснения в отношении прочих категорий граждан, у которых по разным причинам не сложились отношения с Пенсионным фондом, напрочь отсутствуют. Завуалированный бюрократический ответ выглядит примерно так: статья 12 регулирует возможные отношения с фондом для граждан, на данный момент не подлежащих общеобязательному пенсионному страхованию. Если вы работаете в отечественной теневой экономике и официально числитесь безработным, то в этот период вы подлежите общеобязательному пенсионному страхованию, но у вас нет официальных доходов, с которых уплачивались бы взносы. Значит, вам — незачет. Надо работать легально. Вы скопили какие-то средства и теперь хотите финансово искупить прошлую вину, позаботиться о своем будущем? А закон не предусматривает для вас такой возможности. Надо было платить и отчитываться своевременно. Вы тут не за границей.
Почему так? Дело в том, что наши трудовые мигранты давно и уверенно сказали исторической родине, что ничего ей не должны. И поэтому с ними приходится договариваться. А вот местную "теневую экономику" мы еще "нагнем"! Мы ей покажем, что надо было своевременно получать "белую" зарплату и что такие смертные грехи не подлежат финансовому искуплению!
Прямого и ясного ответа на вопрос, каким образом к данной программе могут присоединиться самозанятые лица, члены фермерских и личных крестьянских хозяйств, студенты, безработные, мы не получили. Подозреваем, что для большинства этих категорий четкой процедуры не существует, а должностные лица Пенсионного фонда побоятся брать на себя излишнюю ответственность.
Более того, нам не удалось получить со стороны Пенсионного фонда стратегического видения ситуации. Теневая экономика в стране составляет около 50%. Теневая занятость стала социальной тенденцией. По мере приближения пенсионного возраста эти люди изменяют свою точку зрения и готовы на компромисс за счет собственных средств. Однако реального механизма такой финансовой договоренности (даже с возможными умеренными санкциями) нет и в помине. Пенсионному фонду не нужны ваши средства "задним числом" — сберегайте и обеспечивайте себя сами! А к нам можете обратиться лишь за социальной пенсией.
Подобное бюрократическое цитирование нормативных актов стало уже привычным, когда речь идет о сотрудниках налоговой службы. Подоплека этой позиции известна: "Вы нам должны". Безусловно и в неограниченном количестве. Но позвольте, мы обратились за консультациями в социальный фонд, постоянно балансирующий на грани сведения доходов и расходов. Почему никто не представил стратегическое видение ситуации? Это для нас загадка. Вынуждены предположить, что в балансе Пенсионного фонда уже давно существенную роль играют государственные дотации — настолько существенную, что возможные альтернативные варианты наполнения бюджета не представляют никакого интереса. Бюрократическое следование существующим инструкциям превыше всего.
Конечно, гораздо проще высочайшим решением назначить какой-нибудь глобальный дополнительный взнос с покупки валюты, машин, ювелирных изделий и прочих "предметов роскоши". Но в этом случае опять же неизбежен вопрос: подати в Пенсионный фонд — это налог или сбор? Если налог — то это безусловно и безгранично, а если взнос — то лично за себя и под последующие социальные обязательства. Именно такая игра понятий в отечественной финансовой реальности ставит в тупик специалистов МВФ, категорически возражающих против базирования всякого рода социальных страховых систем на податях с оборота.
Таким образом, за неимением разумных пояснений положений статьи 12 о личном добровольном государственном пенсионном страховании мы вынуждены привести их собственное толкование.
Договором о добровольном участии может быть предусмотрена одноразовая уплата застрахованным лицом взносов за предыдущий период. При этом сумма страховых взносов за каждый месяц не может быть меньше минимального страхового взноса. Вся сумма уплачивается одним платежом в течение 10 дней после заключения договора. Почему столь жесткие условия для стартовой суммы, при том что дальнейшие взносы будут вноситься понемногу как минимум год? Вероятно, в 2004 г. рьяный законодатель решил, что за оказание такой милости он вправе диктовать гражданам любые условия. И они согласятся, ибо нет альтернативы.
В договоре о добровольном страховании нельзя предусмотреть лишь уплату страховых взносов за прошлый период — необходимо последующее действие договора в течение года с планомерными ежемесячными взносами. Зачем такая обязательная увязка? Предполагаем, что злобный законодатель в 2004 г. предполагал использовать ее как инструмент "осветления" трудового рынка. Льготное право предоставляется вам однократно при условии, что в дальнейшем вы обязуетесь прилежно платить текущие взносы. Но что такое оговоренный срок в один год для общего пенсионного стажа — сущая мелочь! Должно ли это коренным образом перевоспитать человека? Сомнительно. На самом деле человек принимает для себя подобное решение исходя из совсем других побудительных мотивов. Действительно ли действенна подобная нормативная увязка? Или это только повод для глубокомысленных разъясняющих консультаций? Опять же — побеседовать по существу вопроса в Пенсионном фонде оказалось не с кем.
Вы можете уплатить пенсионные взносы (восстановить пенсионный стаж) за период любой продолжительности, начиная с 2004 г. (начало действия новой редакции закона) до настоящего времени. Почему именно так? Понятно, что закон вроде бы обратной силы не имеет. Но подобный подход обычно используется относительно усиления санкций и ответственности. А если речь идет о добровольном искуплении прошлых финансовых грехов, то вроде было по-другому. Возможно, суровый законодатель изначально не мог предположить действенность подобной меры и потому ограничил временные рамки? Тогда не пора ли пересмотреть подобное ограничение? Потому что множество социальных взносов не было уплачено именно в 90-х годах, а теперь эти люди подходят к своему пенсионному возрасту и готовы на компромиссное решение за счет своих собственных средств.
Лица, желающие заключить договор добровольного пенсионного страхования, "подают в отделение Пенсионного фонда соответствующее заявление и документы в соответствии с перечнем, утвержденным Правлением пенсионного фонда": документ, удостоверяющий личность, копию справки о присвоении идентификационного кода, трудовую книжку. В течение тридцати дней фонд будет рассматривать эти документы, проверять указанные в них сведения, а при необходимости затребует дополнительные пояснения. Вот интересно, а сразу после удостоверения личности просителя Пенсионный фонд не может самостоятельно установить его статус по своей персонифицированной базе пенсионных взносов, которую он, настойчиво насилуя бухгалтеров и граждан, собирает с 2000 года?
Если же гражданину не удалось договориться с работодателем и тот официально уплачивает за него лишь минимальный взнос, работник считается уже участвующим в общегосударственной системе пенсионного страхования на общих основаниях. Если вдруг он решит из собственных средств доплатить свои взносы, то окажется нарушителем установленных правил и чуть ли не преступником, покушающимся на целостность страховой системы. Потому что должен был пойти и "настучать" на работодателя, а не пытаться решить свою проблему самостоятельно.
Наконец, принципиальный подход: готова ли страховая пенсионная система принимать взносы в счет будущих выплат на основе разумного расчета страховых рисков (то есть сведения доходов и расходов)? Если да, то нет принципиальной разницы, в какой момент внесены эти страховые средства. Важно, чтобы они были достаточными.
Итак, в массовой реализации процедуры добровольного пенсионного страхования видятся две принципиальные проблемы. Первая. Если разрешить разово замаливать прошлые грехи (восстанавливать пенсионный стаж за деньги), то может увеличиться количество финансовых грешников в текущем периоде, рассчитывающих на будущее искупление. Вторая. Сам солидарный Пенсионный фонд настолько глубоко и надолго застрял в государственных дотациях, специальных и льготных пенсиях, что здравый финансовый страховой расчет в его балансе практически невозможен. Соответственно, положения пенсионного законодательства формулируются на уровне логического мышления: "логично—нелогично", "полезно—бесполезно", "вроде бы имеет смысл", "срочно нужно для электората". Доказательная база для серьезных финансовых расчетов в этом случае попросту отсутствует. Но, как оказалось, в сегодняшних условиях разговоры на эту тему вести не с кем.
- Информация о материале
Стандарт недискриминации: когда равноправие оказывается неравноправным
В процессе интеграции Украины в европейское сообщество камнями преткновения становятся проблемы в разнообразных социальных, политических и экономических сферах, в т. ч. и в части недискриминации. Правоотношения, возникающие в этой плоскости, регулируются Конституцией Украины, Законом Украины №5207-17 «Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине», а также иными нормативно-правовыми актами.
Так, согласно Закону №5207-17, под дискриминацией следует понимать любое ущемление прав человека и гражданина по этническим, языковым, гендерным, политическим и иным признакам. Более того, сам этот термин разделен на непрямую дискриминацию, т. е. непроизвольные ограничения при применении одинаковых правовых норм к разным категориям лиц, и прямую, т. е. умышленное ущемление прав. Существенным напоминанием о недискриминации являются также ст. 2-1 КЗоТ, регламентирующая равенство всех категорий лиц при реализации права на труд, и ст. 161 УК, согласно которой попирание расового, национального или религиозного достоинства может грозить штрафом или лишением свободы на срок от 5 до 8 лет.
Кто понесет бремя доказывания?
Однако, исходя из рекомендаций ЕС относительно мер по недискриминации, парламентарии пришли к выводу о необходимости усовершенствовать отдельные положения законодательства. На данный момент постановлением ВР №2342/П принят за основу законопроект №2342 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения и противодействия дискриминации в Украине». в законопроекте предлагается защищать право на труд лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, о чем будет указано в КЗоТе, усилить уголовную ответственность, а также декриминализировать отдельные категории дискриминации, которые не содержат состава уголовного правонарушения.
Кроме этого, груз ответственности по доказыванию фактов, позволяющих предположить, что имела место дискриминация, будет возложен на ответчика (ст. 60 ГК), значительно расширяется сфера применения закона об Уполномоченном ВР по правам человека, вносятся редакционные изменения в некоторые терминологические определения. Например, дискриминацию предлагается трактовать не как деяния, а как ситуацию, в которой лицо может быть подвержено ущемлению прав. Добавляются термины объявленное намерение о дискриминации – публичные действия, направленные на разглашение желания обращаться с лицом и/или группой лиц, имеющих определенные признаки, менее благосклонно, чем с другим лицом и/или группой лиц, и пособничество в дискриминации – любая сознательная помощь в решениях, действиях, бездеятельности, в результате которых возникла ситуация, когда лицо и/или группа лиц, имеющих определенные признаки, подвергаются или могут подвергнуться ограничениям в любой форме.
В Украине нет украинофобии?
Следует отметить, что наряду с законопроектом №2342, был подан альтернативный проект №2342-1, отклоненный парламентариями как утративший актуальность. Основным его отличием стало введение термина украинофобия – форма дискриминации, которая заключается в решениях, действиях или бездействии, направленных на унижение Украины как государства, украинской нации, культуры, языка, истории и традиций. Однако парламентарии обратили внимание на то, что определение в проекте украинофобии как одной из форм дискриминации и установление за нее уголовной ответственности будет противоречить конституционным предписаниям относительно запрета всех форм дискриминации, а именно ст. 24 Конституции Украины, которой, в частности, установлено, что не может быть привилегий или ограничений по признакам этнического происхождения.
«Граждане Украины, имеющие инвалидность»
А вот вопрос о том, кто может стать объектом дискриминации, а также о правовых аспектах защиты от нее, стал основанием для проведения международной конференции «Равенство и недискриминация: прогресс в реализации законодательства и политики» при участии Уполномоченного ВР по правам человека Валерии Лутковской, руководителя антидискриминационной секции офиса верховного комиссара ООН по правам человека Юрия Бойченко, первого заместителя председателя Конституционного Суда Украины Сергея Винокурова, представителей законодательной власти, Министерства юстиции, общественных организаций.
В ходе обсуждения выяснилось, что дискриминация может быть легитимной в рамках конкретно взятой общественной системы. Например, такая ситуация сложилась для граждан Украины, имеющих инвалидность. К слову, именно такое определение было предложено председателем Комитета Верховной Рады Украины по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов Валерием Сушкевичем, посчитавшим, что общеупотребляемый термин люди с ограниченными возможностями не отвечает сегодняшним реалиям. Оказывается, лишаясь тех или иных физиологических функций, украинец автоматически лишается ряда прав, данных ему Конституцией Украины (например, права на доступ к правосудию ввиду отсутствия пандусов в зданиях судов), что абсолютно органично воспринимается как им самим, так и обществом в целом.
Попытка изменить ситуацию была предпринята в 2009 г., когда Украина ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую резолюцией 61/106 Генеральной ассамблеи от 13 декабря 2006 г. Однако, реально воплотить в жизнь постулаты Конвенции не удается и по сегодняшний день. Так, в 2012 г. на нужды, обусловленные Конвенцией, было заложено не более 12% от необходимой суммы, а в 2013 г. – еще на 2% меньше.
Гендер имеет значение?
Кроме проблем граждан, имеющих инвалидность, особое внимание было обращено на дискриминацию по признаку гендера. Не секрет, что в некоторых сферах трудовых отношений принадлежность к женскому полу ставит соискателя должности в заведомо невыгодное положение. Например, женщин не только неохотно берут на работу в структуры ОВД, но и при трудоустройстве в гражданской сфере им предлагают подписывать документ, подтверждающий согласие на добровольное увольнение в случае беременности. На сегодня права женщин защищаются со ссылкой на Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой резолюцией 34/180 Генеральной ассамблеи от 18 декабря 1979 г., а также Факультативный протокол к этой Конвенции, принятый резолюцией 54/4 от 10 декабря 1999 г.
Более подробная информация о том, как понимаются отдельные права, защищенные Конвенцией, находится в таких общих рекомендациях:
• насилие в отношении женщин – общая рекомендация №19, 1992 г.;
• равенство в браке и семейных отношениях – общая рекомендация №21, 1994 г.;
• женщины в политической и общественной жизни – общая рекомендация №23, 1997 г.;
• женщины и здоровье – общая рекомендация №24, 1999 г.
А общая рекомендация №25 предоставляет важную информацию о «временных специальных мерах», которые должны принимать государства-участники для активизации достижения фактического равенства между мужчинами и женщинами. Данная конвенция пока не ратифицирована Украиной, невзирая на ее ратификацию такими странами, как Азербайджан (1995 г.), Алжир (1996 г.), Бахрейн (2002 г.), Ботсвана (1996 г.), Габон (1983 г.), Йемен (1984 г.), Катар (2009 г.), Кувейт (1994 г.), Ливан (1997 г.), Оман (2006 г.) и др. а вот Факультативный протокол к ней действует у нас с 2003 г. Согласно этому протоколу, государство-участник признает компетенцию Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин, в функции которого входит рассмотрение сообщений от лиц, пострадавших от дискриминации.
Иные формы дискриминации
Исходя из результатов выборочного исследования, проведенного Госкомстатом, можно говорить о том, что большинство респондентов считает, что не должно существовать преимуществ, а также дискриминации в оплате труда и при приеме на работу отдельных категорий работников: женщин по сравнению с мужчинами – 85,9 и 75,3%; работников, которым более 50 лет, по сравнению с теми, кому 30–49 лет – 80,7 и 67,2%; работников, которым 30–49 лет, по сравнению с теми, кому меньше 30 – 80,3 и 75,0%; женщин с детьми по сравнению с женщинами без детей – 65,1 и 58,3%; мигрантов в пределах Украины по сравнению с постоянными жителями данной территории – 81,0 и 67,6%; иммигрантов в Украину по сравнению с лицами, которые родились в Украине – 75,9 и 62,5% (по данным http://www.ukrstat.gov.ua).
Для устранения указанных негативных социальных проявлений парламентарии вынесли на рассмотрение законопроект №2427 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях» относительно усиления ответственности работодателей за проявление дискриминации в сфере труда. Этим документом предлагается ввести административную ответственность за любую дискриминацию в сфере труда, в т. ч. при приеме на работу, в части нарушения принципа равенства прав и возможностей, прямого или непрямого ограничения прав работников в зависимости от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического, социального и иностранного происхождения, возраста, состояния здоровья, инвалидности, подозрения или наличия заболевания ВИЧ/СПИД, семейного и имущественного положения, семейных обязанностей, места жительства, членства в профессиональном союзе или другом объединении граждан, участия в забастовках, обращения или намерения обратиться в суд или другие органы за защитой своих прав или оказания поддержки другим работникам в защите их прав, по языковым или другим признакам, не связанным с характером работы или условиями ее выполнения, если это прямо не предусмотрено законом. Пока законопроект не нашел должной оценки.
Комментарии
Юрий Бойченко, руководитель антидискриминационной секции Офиса Верховного комиссара ООН по правам человека
– Вопрос расизма достаточно злободневный. Он обсуждается на международном уровне, особенно в части степени ответственности. Поскольку ответственность зависит от того, является ли подобное проявление проступком или уголовным правонарушением, она может быть как административной, так и уголовной. Скажем, вопросы, связанные с возбуждением национальной ненависти, которые могут приводить к серьезным беспорядкам в обществе и государстве, безусловно, должны решаться в области уголовного правосудия. Например, в России около 7–8 лет назад не было серьезного уголовного преследования деяний, имеющих признаки расизма. Подобные правонарушения относились к сфере хулиганства и прочих бытовых отношений. Однако благодаря помощи многочисленных правовых организаций Министерство внутренних дел РФ выработало четкую позицию по вопросам характера таких правонарушений. Расовый аспект учитывается и судами при вынесении решений.
Валерия Лутковская, Уполномоченный ВР по правам человека
– Не так давно в Украине был принят базовый закон, касающийся внедрения антидискриминационной политики, а сейчас на рассмотрении в Верховной Раде находится проект закона о внесении изменений в него для того, чтобы усовершенствовать защиту лица от дискриминации в реализации его конституционных прав. Мы достаточно часто не знаем, когда нарушаются наши права и, соответственно, не имеем возможности обезопасить себя от подобного нарушения. Что такое дискриминация, мы уже определили в базовом законе. Не могу сказать, что это определение является совершенным, однако оно вполне достаточно для понимания того, когда нарушаются права человека путем его дискриминации. Основания для дискриминации могут быть как традиционными, когда, например, согласно украинским традициям, определенную работу могут выполнять только представители того или иного пола, так и финансово-экономическими, когда действительно нет средств на то, чтобы оборудовать здания, в которых размещены государственные органы, надлежащим образом. Поэтому и вопрос о дискриминации на территории Украины должен рассматриваться комплексно.
Сергей Винокуров, первый заместитель председателя Конституционного Суда Украины
– Конституционный Суд Украины является специфическим институтом, который, невзирая на участие в разнообразных конференциях, в т. ч. и научных, не сотрудничает ни с одним органом власти. Приоритеты в деятельности Конституционного Суда определяются исключительно Конституцией Украины и иными законами. в то же время, при рассмотрении споров судьи Конституционного Суда всегда принимают во внимание позицию Уполномоченного Верховной Рады по правам человека. Поскольку он является субъектом обращения, все его обращения рассматриваются принципиально. И если говорить о сотрудничестве, то именно при рассмотрении обращений имеет место сотрудничество КСУ и Уполномоченного по правам человека. Более того, при исследовании каждого рассматриваемого нами вопроса мы обязательно учитываем позицию украинских и международных экспертов по правам человека.
Алина Панченко, директор Департамента конституционного, административного и социального законодательства Министерства юстиции Украины
– Европейский выбор Украины определяет концептуальные подходы к обеспечению европейских стандартов в сфере защиты прав и свобод человека, и гражданина. Определяющую роль в их обеспечении в каждой стране играет Основной закон. Именно в Конституции фиксируются исходные положения взаимоотношений человека и государства. в Конституции Украины воплощены достижения международного опыта в сфере защиты прав человека, и почти треть ее статей непосредственно посвящена данному вопросу. Текс большинства этих статей отвечает международным стандартам по правам человека.
Аксана Филипишина, представитель Уполномоченного по вопросам соблюдения прав ребенка, недискриминации и гендерного равенства
– Принцип равенства прав и возможностей является одним из основных для обеспечения прав человека. Свобода от дискриминации гарантируется, прежде всего, Конституцией Украины, а также международными нормативно-правовыми актами, к которым Украина присоединилась. в тоже время, практическая сторона предотвращения дискриминации на территории Украины является одной из проблемных сфер. Об этом говорят не только мониторинг ситуации, проведенный Уполномоченным по правам человека, но и полученные данные в рамках второго цикла Универсального периодического обзора*, около 30% которых касаются проблем дискриминации. Сегодня, к сожалению, не отработан эффективный механизм доступа пострадавших от дискриминации к правосудию, возобновления их прав и компенсации материального и морального вреда. в законе о противодействии дискриминации требует пересмотра ряд основных понятий – собственно дискриминации, а также ее отдельных форм – прямой и непрямой дискриминации.
*Универсальный периодический обзор (УПО) (англ. The Universal Periodic Review, UPR) – крупнейший мировой механизм мониторинга соблюдения прав человека, в рамках которого каждая страна-член ООН должна отчитываться, как она соблюдает права и свободы человека, и получать критическую оценку своего отчета.
Валерий Сушкевич, председатель Комитета Верховной Рады по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов
– Для начала стоит остановиться на терминологической сентенции «люди с ограниченными возможностями». Сегодня мы можем говорить о том, что человек с инвалидностью имеет неограниченные возможности, поэтому сам термин является неудачным. Вместо него я предлагаю использовать термин «гражданин Украины, имеющий инвалидность», который не противоречит действующему законодательству и является понятным для носителей языка. Проблема реализации своих прав людьми, имеющими инвалидность, в украинском обществе состоит в том, что ограничение определенных физиологических функций совершенно естественно воспринимается социумом как ограничение определенных прав.
- Информация о материале
Три хитрости, с помощью которых мужья при разводе оставляют жен без квартиры
О том, как прекрасный пол использует «бывших» для решения своего квартирного вопроса, написано уже немало. Но есть и обратная сторона вопроса. По мнению адвоката Олега Сухова, мужья своих бывших жен при разделе недвижимости обманывают ничуть ни реже. Причем можно даже выделить типичные «мужские» схемы обмана при разводе.
1. Переезд
Самым частым является пример, когда муж предлагает супруге продать квартиру, приобретенную ею до брака, чтобы переехать в новую с расширением жилплощади. Женщина, не думая, соглашается, а впоследствии узнает, что фактически отдала половину своей квартиры мужу. Жилье, приобретенное одним из супругов в период брака, пусть даже на его личные средства, считается совместной собственностью супругов и делится между ними пополам. В последующем доказать в суде, что за купленную недвижимость уплачены средства, вырученные от продажи личной квартиры супруги, очень сложно, практически невозможно. А с учетом того, что спорами о разделе недвижимости сопровождаются 40% разводов, риск потерять половину жилья очень велик.
2. Заем у друга
В одном из судебных дел, не желая делить с бывшей супругой квартиру, мужчина предоставил фальшивую расписку, выданную им якобы перед приобретением спорного жилья, о том, что денежные средства на покупку недвижимости он одолжил у знакомого. Последний, в свою очередь, подтвердил законность сделки и наличие займа. Поскольку долги при разделе совместно нажитого имущества супругов делятся пропорционально присужденным им долям, суд обязал бывшую жену «мошенника» вернуть ему половину займа по расписке.
- Проблема в рассматриваемом случае связана с несовершенством российского законодательства, – поясняет адвокат Олег Сухов. – Дело в том, что долги семьи подлежат обоюдному погашению независимо от того, подтверждено ли согласие второго супруга на их возникновение (например, на получение займа по расписке). Такая ситуация создает возможность не только для отъема собственности, но и на возложение любых несуществующих долгов на обманутого супруга».
3. А квартира - свекрови
Наиболее распространенный способ обмана, чтобы не делить квартиру или дом, - «тайная» продажа супругом общей недвижимости третьему лицу. Однако подобная сделка, совершенная без согласия жены, может быть признана недействительной. Те, кто знают о подобном риске, «избавляются» от собственности более изобретательно.
Так, в одном из случаев, средства от реализованной квартиры, принадлежавшей супруге, семейная пара решила потратить на приобретение нового жилья в строящемся комплексе. Оформлением занимался муж, который заверил, что недвижимость куплена. Но когда строительство завершилось, супруга обнаружила, что квартира оформлена на свекровь. И несмотря на документы, свидетельствовавшие о продаже недвижимости жены, доказать так ничего не удалось. Как оказалось, и квартиру можно «спрятать» от раздела. Супруга в итоге потеряла около 200 000 долларов.
- Следует отметить, что сделки, оформленные на родственников, оспорить практически невозможно. Чтобы избежать подобных афер, при заключении договора и совершении операций с деньгами, присутствие обоих супругов обязательно, – резюмирует адвокат Олег Сухов.
Кстати
Чаще всего при разводе супруги делят именно недвижимость - около 70% всех споров по разделу имущества. А затем уже - денежные средства на счетах, автотранспорт, фирмы, долги и прочее.
- Информация о материале
Страница 1271 из 2102
