Именно таким может быть наказание для украинцев, которые заказывают, покупают, продают или используют последние технологические "ноу-хау", которые предусматривают скрытую запись.
Подобные вещи в Украине относятся к специальным техническим средствам - СТС - негласного получения информации, которыми согласно законодательству запрещено пользоваться обычным гражданам.
Такие устройства могут применять только правоохранители.
Тем временем от приобретения запрещенной вещи с вмонтированной камерой или микрофоном никто не застрахован. Такое устройство может быть даже в детской игрушке. Затем, ее могут признать средством негласного получения информации.
Более того, от привлечения к ответственности не застрахован даже тот, кто никогда не покупал СТС. Кто-нибудь из недругов может купить такой предмет в Интернете, не открывая личных данных, и указать нужный почтовый адрес. А дальше - "сочувствие" бравых ребят из Службы безопасности, допросы и суды.
Как известно, незнание законов не освобождает от ответственности. К сожалению, это касается и незнание абсурдных законов.
Криминализация шпионов
Блестящие показатели задержания преступников, которые игрались со спецтехникой, правоохранители начали давать с лета 2010 года. Именно тогда Верховная рада постановила изменения в Уголовный кодекс, предусмотрев криминализацию купли- продажи и контрабанды СТС.
Эти изменения начали готовить еще в 2008 году. По словам собеседников ЭП, к криминализации этих нарушений приобщились представители СБУ. Хотя, поговаривают, инициировали злосчастные изменения руководители Киевской региональной таможни.
До принятия соответствующего закона к ответственности могли привлечь лишь за незаконное использование "шпионских игрушек".
Главный аргумент авторов этой законодательной новеллы - усовершенствование правового режима защиты основных прав и свобод человека. По мнению чиновников, это позволит обезопасить граждан от вмешательства в ни частную жизнь.
Теперь Служба безопасности не устает сообщать о новых фактах задержки контрабандистов с СТС и изъятия специальных устройств из гражданского оборота.
Только в 2011 году, по данным СБУ, у населения было изъято больше 1,5 тыс. таких устройств. В 2012 году запрещенных орудий правоохранители изъяли уже 2 тыс. и задержали сто правонарушителей. Однако эти показатели возрастают, и в 2013 году, скорее всего, будут установлены новые рекорды.
В Генпрокуратуре в апреле отчитались, что в 2013 году было зарегистрировано свыше 600 производств по фактам незаконного приобретения, сбыта и контрабанды СТС.
К слову, массово заказывают в Китае гаджеты со шпионскими видеокамерами жители Донбасса. В 2012 году здесь СБУ изъяла около 230 запрещенных устройств, а за весь 2011 год - 50 единиц.
В конце концов, это официальная статистика. По словам собеседников ЭП, за неделю таможенники задерживают пять-семь посылок с подозрительными устройствами.
В общем, те, кто провинились рискуют сидеть в тюрьме скончания века. Для любителей технических "примочек", действия которых подпадают под 359 статью Уголовного кодекса - приобретение, хранение и реализация СТС - все может закончиться лишением свободы на срок от семи до десяти лет.
Максимальное наказание можно получить за преступление, совершенное организованной группой или если причинен существенный ущерб. Минимальное наказание - штраф.
Если же устройства выявляют при пересечении границы, к указанной статье будет добавлена статья 201 УК, которая предусматривает уголовную ответственность за перемещения через государственную границу Украины СТС и наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией предметов контрабанды.
Перспективы нерадостные. Это при том, что преимущественно без 201 статьи в самый раз не обходится: почти все "новинки" заказываются из-за границы. То есть, минимальным штрафом все, конечно, не заканчивается.
Во многих случаях за СТС украинцы получают несколько лет испытательного срока, однако судимость никуда не девается. Условным лишением свободы наказывают и тех, кто заказал два-три устройства, и тех, кто старался завезти десятки СТС.
Игрушки или СТС
Тем временем определение понятия СТС довольно противоречиво. Невинные игрушки в виде ручек, очков или фонариков с вмонтированными мини-камерами могут быть идентифицированы как "специальные технические средства негласного получения информации". "Шпионскими" могут быть признаны любые бытовые вещи с видеокамерами.
Среди изъятых правоохранителями устройств случаются и довольно оригинальные шпионские конструкции. Например, извне респектабельные часы на самом деле могут быть аудио-видео регистратором с очень неплохими характеристиками или GSM-микрофон, закамуфлированный под компьютерную мышку.
Украинским фанатам Джеймса Бонда, которые решили посвятить жизнь шпионскому делу, не нанесет много хлопот заказать себе такую игрушку в Интернете. ЭП нашла такие товары в Интернете за считанные секунды.
Много из этих вещей на самом деле не способны нанести вред и явным образом не могут полагать высокотехнологическим шпионским орудием. В США, Китае и других странах мира, кроме Северной Кореи, авторучки свободно продаются и считаются обычной игрушкой-видеокамерой. Купить ее может кто угодно за символическую сумму.
В Украине же за такую символическую сумму можно купить еще и тюремный срок.
Хотя сейчас внимание мира приковано к новым форм-факторам, которые могут прийти на смену телефонам, смартфонам и компьютерам: часов-смартфонов или очков дополненной реальности, которые подключаются к Интернету.
Украинские пользователи не хотят оставаться в стороне. Главные преимущества новых разработок - миниатюрные размеры, высокое качество видео- и звукозаписи, незаметное ношение и мощная функциональность. Итак, шансы попасть под криминал за продажу и использование в Украине, например, Google Glass очень высоки.
Такой запрет может касаться и других новинок. Самое понятие СТС, которое служит основой для квалификации преступлений, настолько нечеткое, что правоохранители при большом желания могут всегда толковать его в свою пользу.
"Специальные технические средства для снятия информации с каналов связи, другие средства негласного получения информации - технические, программные, оборудование, аппаратура, приборы, устройства, препараты и другие изделия, предназначенные для негласного получения информации". Так описывает запрещенные гаджеты СБУ в своем приказе.
"Такое определение неприемлемо на практике, поскольку оно тавтологическое и повторяет определяемое: средствами негласного получения информации есть средства, предназначенные для негласного получения информации", - говорит юрист AstapovLawyers Олег Гринь.
Под это определения можно подвести что угодно. К тому же, вывод о принадлежностях устройства к категории СТС предоставляет Украинский научно-исследовательский институт специальной техники и судебных экспертиз при СБУ.
Эксперты СБУ руководствуются "Общей методикой отнесения объектов к специальным техническим средствам негласного получения информации". Этот документ, якобы, позволяет определить и обосновать необходимую и достаточную совокупность технических и качественных признаков, на основании которых формулируется вывод эксперта.
Впрочем, методика имеет гриф ограничения доступа и пользоваться ею могут только эксперты СБУ. "Даже если лицо изъявит желание разобраться, подпадает ли технический прибор, который продается в Интернете, под определения СТС, оно не сможет этого сделать", - объясняет Гринь.
Зато критерии отличения СТС есть на сайте СБУ.
1. Видео и аудиозапись выполняет устройство в виде обычного бытового предмета.
2. Минимизированные размеры устройства.
3. Конструктивное построение средства позволяет осуществлять быстрое и скрытое размещения объектов.
4. Отсутствие индикации о режимах работы технического средства.
5. Маскировка входного отверстия для объектива микротелекамеры.
6. Маскировка местонахождения акустического отверстия микрофона.
Безусловным признаком принадлежностей изделий к СТС есть их конструктивное выполнение в закамуфлированном виде или в виде, которое предусматривает их камуфлирование.
Срок на заказ
Избежать ответственности за покупку СТС невозможно. В суде в 99,9% случаев правы правоохранители. Впрочем, бывает, что дела не доходят до суда, если обвиненные "стимулируют" "чекистов". Так часто бывает, когда покупателями запрещенных устройств оказываются дети.
Иногда правоохранители и сами провоцируют граждан на совершение преступления. В частности, не без помощи ее представителей попалась на контрабанде СТС жительница Львова, которая зарабатывает на жизнь поставкой в Украину товаров из Китая, преимущественно бижутерии.
Согласившись на предложение неизвестного ей бизнесмена, она решила привезти к Украине другие товары - часы, ручки, вешалки и брелоки со встроенными видеокамерами. Бизнесмен оказался офицером СБУ, и львовянку привлекли к ответственности фактически за выполнения задания правоохранителя.
Подобные схемы могут быть использованы и для "выбивания" денег у других мелких предпринимателей. Например, на Одесщине за похожим сценарием "чекисты" обдирали владельцев аптечного бизнеса, подбрасывая им подделанные рецепты.
На самом деле, в случае с СТС прецедентов хватает даже без провокаций. По незнанию законов люди заказывают "шпионские" устройства и даже не догадываются о приближении знакомства с ребятами со СБУ.
По обыкновению, таких неосведомленных "принимают" в почтовых отделениях, когда те приходят за посылкой с китайскими изделиями и расписываются в получении. Реже их вызывают к таможенному подразделу, который осуществляет таможенный контроль и оформление международных почтовых отправлений.
В итоге - судимость и испытательный срок. Хорошо, что хоть не тюрьма. В Едином государственном реестре судебных решений таких примеров множество.
Продавцов СТС в Украине Служба безопасности разыскивает по объявлениям в открытых источниках, впрочем, похоже, выборочно. Очень много сообщений с предложениями приобрести СТС можно найти в украинском сегменте Интернета.
Доказать свою непричастность нереально. "Если лицо осуществило все зависимые от него действия для приобретения данного предмета, избежать ответственности не удастся", - говорит президент ассоциации "Украинский правозащитный альянс" Сергей Демченко.
По мнению правозащитника, лицо, которое хочет приобрести вещи с закамуфлированными видеокамерами, не может не понимать неправомерность своих действий. И доводов у следователей по обыкновению более чем достаточно.
Если, например, человек заказал устройства на Ebay, Payрal или других Интернет- площадках, то такими доводами могут быть извлечение из системы электронных платежей или Интернет- банкинга, справка о движении средств на банковском счете или протокол о нарушении таможенных правил.
Однако идентификации при желании можно избежать. Это может сделать и школьник. Самый простой способ - создать "фейковый" аккаунт на Web Money, указав чужие данные и пополнять счет через терминал.
Это обеспечит анонимность при оплате покупок. Впрочем, за посылкой все равно придется пойти в почтовое отделение, иначе СТС не получить.
Зато этот вариант идеально подходит для мести. Достаточно указать в аккаунте данные жертвы и ее адрес для доставки. Возможно, на такого "счастливчика" судимость и не повесят, но познакомиться с "чекистами" таки придется.
"Я бы советовал всем проявлять внимательность и не получать посылки, которые вы не заказывали. Если кого-то и поймали на получении посылки, которую он не заказывал, то проблемы этого лица скорей будут связаны со старанием получить то, что ей не принадлежит. Как известно, жадность до добра не доводит", - предупреждает партнер адвокатского объединения "Хасин и Дроздовский" Любомир Дроздовский.
Вместо вывода
Сегодня налогоплательщики оплачивают содержание СБУ, МВД и прокуратуры. Все вместе эти учреждения съедят в 2013 году больше 22 млрд грн. И за это население получит "щедрую благодарность" - бездеятельность во время избиения журналистов и аресты активистов за "обидные" для Виктора Януковича плакаты.
Криминализация нарушений, связанных с СТС, - из той же серии. Зачем лишать свободы обычных граждан, которые хоть и решили поиграться у шпионов, но своими действиями не причинили никому никакого вреда?
"Статья 359 Уголовного кодекса является отголоском государственной паранойи, которая пленила Советский союз. В те времена дома запрещалось иметь печатную машинку, а те, кому ее иметь разрешалось, должны были зарегистрировать ее в "соответствующих органах". Сегодня, когда каждый мобильный телефон есть многофункциональным "специальным техническим средством негласного получения информации", существование таких статей указывает на "государственную шизофрению", - подчеркивает Дроздовский.
По его словам, ответственность за такие действия могла бы охватываться составом административного правонарушения, потому что они не являются общественно опасными.