Взяв курс на Восток, власти надеются решить несколько проблем, главная из которых — снижение цены на российский газ. Впрочем, далеко не факт, что создание единого таможенного пространства с Беларусью, Казахстаном и Россией обеспечит Киеву новую цену на голубое топливо. Опыт Минска, получившего только временные газовые льготы, и то лишь после сдачи «Газпрому» 100% «Белтрансгаза» — прямое тому доказательство. Очевидно, что и Украине за газовые скидки придется пойти на новые «харьковские соглашения». Впрочем, «Комментарии» решили оставить за кадром глобальные последствия вхождения Украины в ТС и разобраться, чем хороши российские стандарты жизни, которые станут внедряться у нас вслед за этим.
Переходим на российское
Таможенный союз — это прежде всего унификация таможенных ставок. И, по мнению экспертов, как раз это принесет Украине в случае вступления в ТС несколько неприятных сюрпризов. Сейчас уровень таможенных ставок в Украине существенно ниже, чем в ТС. Несмотря на тот факт, что в прошлом году Россия вступила в ВТО и обязалась привести средневзвешенный таможенный тариф в соответствие с нормами, приемлемыми для мирового торгового клуба, в 2013 году этот показатель для РФ (а значит и для всего ТС) составит 7,4%. Для сравнения: в Украине он равен примерно 5,8%. Причем таким высоким (по европейским меркам) его делает сельхозпродукция со своей средневзвешенной ставкой в более чем 10%. Если же брать только промышленные товары, то средневзвешенный тариф у нас составляет 4,7%. ТС к этой цифре по плану должен прийти не ранее 2016 года.
Сейчас в стоимости непродовольственных товаров доля таможенных платежей, по экспертными оценкам, составляет около 7–10%. То есть если в ТС ставка в полтора раза выше, то в случае вступления Украины в этот тройственный союз товары для украинцев автоматически станут дороже на 3–5%. Если в два раза выше, то на 8–10%.
К примеру, в Украине ставка на бытовые холодильники колеблется от пяти до 10%, в России — 15–20%. Значит, привычный домашний прибор в рознице подорожает, скажем, с 6 тыс. до 6,4 тыс. грн. Правда, есть и приятный момент. Огромное количество техники сегодня собирается в РФ. И при покупке холодильника или стиральной машины российской сборки цена останется неизменной. Аналогичная ситуация с автомобилями. Российские пошлины на легковые транспортные средства в этом году снизились с 30–35 до 25%. Однако до украинских 10% им еще далеко. Значит, в случае вступления в ТС рядовые украинцы станут перед выбором — платить за авто на 15% дороже или покупать собираемые у соседей форды и рено.
Что примечательно, опыт Казахстана показывает, что дороже станут не только импортные товары, но и отечественные. Один из экспертов, председатель совета Казахстанской ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков, приводит наглядный пример: «Пошлины на оборудование увеличились на 10–20%, на сырье и компоненты — на 20%. И теперь, например, ламинат, произведенный в Казахстане на бельгийском оборудовании, будет в любом случае дороже, чем привезенный напрямую из Бельгии. В итоге вся высокотехнологичная продукция, которая у нас производится, стала значительно дороже».
Пищепром уйдет на экспорт
Сегодня Украина имеет положительное сальдо внешней торговли продукцией АПК со странами Таможенного союза. По итогам 2012 года этот показатель почти в полтора раза больше по сравнению со странами ЕС ($2,5 млрд.). Причем, несмотря на «сырную войну» с Россией, украинский экспорт в страны Таможенного союза вырос на 28%. Эта тенденция, безусловно, положительная для пищепрома, таит опасность для отечественных потребителей. В случае вступления в ТС предприятия, скорее всего, воспользуются возможностью нарастить экспортные поставки, переориентировавшись на более платежеспособный российский и казахский рынок. Учитывая, что основу экспортных поставок в страны ТС составляет отечественная кондитерская продукция и сыры, с открытием ворот экспортного рынка они автоматически подорожают внутри страны. Что касается некоторых других отраслей, они тоже имеют хорошие шансы для выхода на рынки стран союза с аналогичными для украинцев последствиями. В то же время «производителям из стран ТС активная экспансия в Украину на фоне отсутствия прозрачных стандартов качества и большой конкуренции со стороны отечественных предприятий малоинтересна», считает руководитель аналитического департамента «Консалтинговой компании «ААА» Мария Колесник.
Однако на сегодняшний день требования к качеству пищевых продуктов, например тех же молочных, в России и Беларуси намного выше, чем те, которые действуют в Украине. Согласно Техническому регламенту на молокопродукты в РФ четко разделяют молочные и молокосодержащие продукты (с растительными жирами). В Украине подобной градации нет. Поэтому действующие стандарты придется подвергнуть существенной корректировке, обозначив более жесткие рамки для украинских производителей. Аналогичная ситуация и с мясопереработчиками — отечественные стандарты на колбасу уступают российским. Это может повлечь за собой определенный рост цен, однако потребителям больше не придется детально рассматривать этикетки с мелким шрифтом, пытаясь понять, присутствует ли в составе продукта пальмовое масло или другие добавки.
Бензиновый рай
Россия — страна богатая не только газом, но и нефтью. С одной стороны, это позволяет украинцам надеяться на более низкую цену бензина и дизельного топлива в случае вступления нашего государства в Таможенный союз. Ведь по итогам 2012 года средняя стоимость бензина марки АИ-95 в соседней Беларуси составила 0,71 евро, в России — 0,76 евро, тогда как в Украине она составляла 1,01 евро. Однако тут есть несколько но. Во-первых, рост стоимости топлива в РФ определенный период искусственно сдерживался, но со второго полугодия 2012 года цены неуклонно ползут вверх. Прогноз на этого год — плюс 17 евроцентов. Во-вторых, Россия, по прогнозам аналитиков, сама в этом году может столкнуться с дефицитом бензина, соответственно, на соседей топлива точно не хватит.
Конечно, в этом вопросе и ей, и себе могли бы помочь украинские НПЗ. Особенно те, которые находятся в руках российских инвесторов. Однако в планы России наращивание нефтепереработки в Украине не входит. О чем свидетельствует исследование Евразийского банка развития. Так, по этому прогнозу, у нас производство нефтепродуктов (доля в ВПП) в случае интеграции в ЕЭП (в частности в ТС) через пять лет должно снизиться в 1,6 раза, через десятилетие — в шесть раз. Так что бензин нам придется покупать импортный.
Что касается краткосрочной перспективы, то в случае вступления в ТС Украина имеет все шансы стать бензиновой свалкой для России. С этого года там уже не действует стандарт Евро-2, а многие нефтяники не готовы перейти полностью на топливо класса Евро-3 и выше. Это притом, что через год уже и Евро-3 будет вне закона. Украина же на неопределенный срок отложила введение новых стандартов, и весь поток устаревшего бензина беспошлинно устремится в Украину.
С другой стороны, ТС может сыграть на руку автолюбителям. Россия, озабоченная тем, чтобы дешевый бензин не вывозился с ее территории, не устанавливала в рамках ТС никаких импортных пошлин. Наоборот, говорит о свопах для удешевления импорта. А значит вечные украинские инициативы ввести заградительные пошлины на импортные бензины в рамках Таможенного союза обречены на провал.
Безработных меньше не станет
Поборники идеи вступления Украины в Таможенный союз обещают украинцам золотые горы. Одним из бонусов ожидаемого увеличения товарооборота и оживления в промышленности должно стать сокращение безработицы. «По самым скромным подсчетам, только на первых порах интеграция в Таможенный союз обеспечит нашей стране 166 тыс. новых рабочих мест. А в будущем их количество будет неуклонно расти», — подсчитал коммунист Владимир Матвеев. Такие выводы были сделаны на основании последних данных по безработице в РФ — в минувшем году она снизилась до отметки 5,2% (в Украине — около 8%).
Впрочем, скептики настаивают, что экономическое оживление в России отнюдь не означает автоматического снижения безработицы для ее партнеров. Прогнозируемый рост занятости может оказаться призрачным, как и само увеличение объемов торговых потоков. Не стоит забывать, что зона свободной торговли между странами СНГ уже существует. Поэтому объем товарооборота стран Таможенного союза и Украины близок к своему максимуму. По предварительным данным за январь-октябрь 2012 года он составил $52,9 млрд., из них экспорт — $26,1 млрд., импорт — $30 млрд. «Вступление в Таможенный союз, возможно, увеличит спрос на продукцию украинской промышленности — пищевой отрасли, металлургии, машиностроения и т.д. — но этот рост будет совсем незначительным. Большинство наших товаров сейчас и без того активно экспортируются в страны ТС благодаря как давно налаженным связям, так и выгодной ценовой политике. Поэтому не стоит ожидать ни расширения производства, ни увеличения занятости», — убежден экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
Снижение уровня безработицы в РФ может лишь активизировать потоки наших соотечественников, отправляющихся на заработки к северным соседям и работающих на российскую экономику. По данным Федеральной миграционной службы, количество трудовых мигрантов из Украины и без того сейчас составляет в РФ около 1 млн.
Зарплаты расти не будут
Отсутствие роста в промышленности после вступления в Таможенный союз будет означать стагнацию заработных плат, а в некоторых случаях даже их снижение. Членство в альянсе затруднит отношения Украины с ЕС, усложнит доступ и удорожит импорт западных технологий, которые необходимы для развития бизнеса. Например, в Казахстане этот фактор привел к снижению уровня заработных плат на 0,5%.
К тому же нашим соотечественникам придется надолго распрощаться с мечтами о западных стандартах жизни. «Уход от вектора евроинтеграции вернет Украину на советские рельсы. Будет процветать принцип найма дешевой рабочей силы, когда люди работают за копейки. Это только усугубит сложившуюся в стране плачевную ситуацию: явление, когда работающие украинцы находятся за чертой бедности, становится для нас нормой. Сейчас в таком положении находится 25% семей, в которых работают оба супруга», — констатирует депутат фракции УДАР Павел Розенко.
Процесс обнищания украинцев усугубится растущей инфляцией, которая неизбежна ввиду грядущего подорожания импорта. Сейчас средневзвешенный импортный тариф в Украине — 4,45%, в Таможенном союзе — 9,43%. Если Украина войдет в альянс, ей придется подтягивать тарифы до этого уровня, что автоматически приведет к сокращению и удорожанию импорта из европейских стран либо замещению его менее качественными российскими товарами.
Финансисты сменят гражданство
Присоединение к Таможенному союзу станет сигналом к бегству нерезидентов, пока еще остающихся на нашем рынке. «В этом случае из страны на протяжении одного-двух лет уйдет часть западного капитала. Причем в первую очередь эта тенденция будет характерна для финансового сектора. В итоге уровень интеграции страны в цивилизованный мир вернется к показателям 90-х годов», — утверждает старший аналитик ИК «Тройка Диалог Украина» Евгений Гребенюк.
Западные финучреждения, столкнувшиеся со сложностями у себя на родине и вынужденные мириться с неказистыми украинскими реалиями — «непрозрачными» правилами игры и регулирования финансовых рынков, — постараются выйти из страны любой ценой. На данный момент на продажу уже выставлено около десятка «дочек» западных банков и примерно столько же страховщиков. Ссора Украины с Западом только ускорит процесс их бегства. «Зато присоединение к ТС облегчит дальнейшую неограниченную экспансию российского капитала в Украину. Никто из остальных членов альянса не сможет конкурировать с россиянами», — прогнозирует Евгений Гребенюк. Интерес к покупке западных активов могут проявить Сбербанк, Газпромбанк, Альфа-Банк, а также украинские «СКМ» и «Смарт». В итоге уже к 2015 году среди топ-20 банков останутся исключительно российские и украинские государственные финучреждения, локальные банки нескольких финансовых групп и ни одного западного банка. Так что вскоре граждане почувствуют на своей шкуре результаты отсутствия конкуренции и особенности местных стандартов обслуживания.
Коммунальные услуги подешевеют ненадолго
Наиболее ощутимым эффектом от вступления в Таможенный союз для украинцев может стать отсрочка повышения коммунальных тарифов, на которой уже несколько лет настаивает МВФ. Москва не раз намекала на возможность возобновления конструктивных газовых переговоров после вступления Украины в ТС. По некоторым оценкам, если Киев проявит уступчивость, цена на газ может быть снижена на $100–200 за 1000 кубометров и даже более (в прошлом году входящая в ТС Беларусь покупала российский газ по $185 за тысячу кубометров, Украина — по $432). Правда, для этого Киеву, очевидно, придется в виде дополнительного бонуса удовлетворить отдельные пожелания Москвы (в последний раз скидку Украина получила за продление пребывания на своей территории Черноморского флота РФ). Зато эти договоренности избавят правительство Азарова от проведения непопулярных реформ, в том числе по либерализации газового рынка и повышению тарифов для населения.
Пока же слухи о грядущем подорожании становятся все упорней. В Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, настаивают на необходимости повышения тарифов на тепло- и водоснабжение до экономически обоснованного уровня до 1 января 2015 года. Согласно подсчетам регулятора, тарифы на тепло должны вырасти на 30%, на водоснабжение — на 40%. «Возможно, в случае вступления в ТС этого удастся избежать, тарифы будут даже чуть-чуть снижены, но ненадолго. У нас уже есть история получения льгот от РФ. Можно вспомнить ситуацию с Харьковскими соглашениями, которые якобы дали нам скидку при закупках российского газа на $100 за тыс. кубометров в обмен на продление пребывания Черноморского флота РФ в Крыму. Но не прошло и полгода, как правительство было вынуждено поднимать цены на газ для населения на 30–50%», — говорит Павел Розенко.
Скорее всего, нынешняя ситуация будет развиваться по уже накатанному сценарию. «На данный момент проблема стоимости услуг ЖКХ настолько запущена, накопилось столько долгов, что даже снижение цен на газ не поможет. Стоимость услуг ЖКХ будет расти независимо от того, войдет Украина в Таможенный союз или нет», — уверен президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.