Как выяснилось, Президент Украины приезжает на работу поздно, а оставляет рабочее место - очень рано. Не перерабатывает...

К какому времени вы спешите на работу? К восьми утра? К девяти? К десяти?

Тогда вы точно не Президент Украины. Виктор Янукович на работу не спешит. Это мы установили, проведя небольшое расследование.

Но это стало для нас неожиданным открытием. Потому что сначала мы поставили себе несколько иную цель: выяснить, сколько людей задействовано в ежедневных перекрытиях дорог Киева во время движения кортежа Президента на работу и с работы и в какую копеечку это обходится налогоплательщикам.

Вы же знаете, что Виктор Янукович еще не готов перенять в этом вопросе европейские манеры -- передвигаться так, чтобы не доставлять хлопот другим.

В украинских реалиях - все по-другому. Дважды в день многокилометровые "пробки" на дорогах, которые ведут в резиденцию "Межигорье", где поселился Янукович, становятся для киевлян и гостей столицы настоящим стихийным бедствием. Стоя в них, почти физически ощущаешь, как бесцельно проходит жизнь, в то время как вип- житель села Новые Петровцы Виктор Янукович наслаждается ею.

Эту транспортную кому создают искусственно. Ее цель - обеспечить беспрепятственный проезд Президента, не скованного определенными ограничениями морали.

Черные ворота

От Межгорья, где живет Виктор Федорович, до Банковой, где он работает, -- 26 километров.

По большей части путь из Новых Петровцов идет прямо чуть ли не к самому центру столицы, однако на нем мы все же насчитали 26 перекрестков: 11 - на окраинах города и 15 - в самой столице. На каждом из них проезд Януковича обслуживают экипаж ГАИ в составе двух мужчин и два "беркутовца". И одни, и другие -- в служебных автомобилях.

...В село прибываем в шесть часов утра. На одном из домов замечаем табличку "вул. Межигірська". Очевидно, нам сюда. Горбатая дорога впечатления не производит. По бокам -- скромные крестьянские домики. Закрадывается сомнение: неужели этим "убитым" путем ездит сам Президент? Впрочем, через сотню метров из низины выныривает высоченный зеленый забор, обнесенный колючей проволокой и с видеокамерами. Посредине - массивные ворота. С левой стороны -- автостоянка, с правой -- небольшая пристройка. Из нее нам навстречу сразу выбегают вооруженные "беркутовцы" и знаками дают понять, чтобы мы немедленно убирались прочь. Значит, все-таки попали по адресу. Поскольку время раннее, мы, чтобы не нарушить сон гаранта неожиданным визитом, разворачиваемся.

Местная женщина, которая случилась на обратном пути, помогает понять местную специфику:

"Там действительно живет Янукович, но вы заехали к черным воротам. Он тудою не ездит, это для обслуживающего персонала. Белые ворота - это чуть дальше, параллельная улица, надо проехать через царское село. Только зря вы туда едете", - предостерегла нас крестьянка и потом еще долго смотрела вслед.

Начиная от Новых Петровцов и до Минского проспекта, дорожная разметка указывает на то, что здесь -- не простая дорога.

Середина трассы, отделенная двумя сплошными полосами, и специальные дорожные знаки предупреждают, что собственно этим коридором Президент в сопровождении кортежа мчится навстречу своим нелегким трудовым будням.

"Незачем здесь болтаться!"

...Улицу Спасскую, что ведет к белым воротам резиденции Януковича, местные недаром окрестили "царским городком". В отличие от Межигорской, здесь вы не увидите колдобин и покосившихся крестьянских лачуг: идеально асфальтированное шоссе обрамляют фешенебельные трехэтажные виллы, нашпигованные устройствами внешнего наблюдения.

Еще не успели мы приблизиться к этому раю на земле и на сто метров, как позади звучит рев милицейской сирены. Авто с включенными "мигалками" перекрывает нам путь. С машины выходят коренастые "беркутовцы" и, держа руки на кобурах, грозно спрашивают: "Кто вы такие и что вы здесь делаете?".

Объясняем, что мы, журналисты, приехали пофотографировать местные пейзажи, ведь закон этого не запрещает. Суровые "беркутовцы" тщательно записывают данные наших журналистских удостоверений, записывают домашние адреса. Пока наши данные, по их словам, "пробиваются через компьютер", люди в камуфляже обыскивают редакционное авто.

Говорят, что у них приказ останавливать и проверять всех подозрительных.

Минует полчаса, и рядом останавливается еще один автомобиль с наглухо затемненными окнами. Мужчина, который из него вышел, демонстрирует "ксиву" работника СБУ. Снова те же вопросы и та же процедура.

По окончании эсбист раздраженно проговаривает: "Сюда нельзя приезжать без предупреждения, это охраняемый объект". На наши замечания, которые здесь нет знаков, которые запрещали бы въезд, он не реагирует.

Через мгновение появляется автомобиль ГАИ. Нам предлагают немедленно покинуть территорию. Понятно, предлагают без никаких на то законных оснований. Здесь свои законы, законы Януковича.

"Витя любит поспать"

Не спорим. Просто меняем автомобиль и начинаем все сначала.

Ждать приходится долго.

На часах уже десять утра, а на стратегической дороге - никаких признаков начала трудового дня главы государства. Неужели в канцелярии Администрации Президента гаранту сегодня поставят "прогул"?

И нет, нам все-таки повезло. В десять двадцать (!) на перекрестке появляются несколько постов ГАИ, а над трассой неустанно начинают летать три черных "Ленд Ровера" и милицейские патрули. Пока нам не заблокировали выезд с заправки, начинаем "спецоперацию".

Наша задача непростая -- попробовать, образно говоря, промчаться перед кортежем за несколько минут до перекрытия улиц, чтобы сосчитать персонал и технику, которые обслуживают ежедневные визиты украинского вождя в столицу и назад.

Таксист, автомобиль которого стоит рядом с нашим, подтверждает: "О, щас Витя поедет. Витя любит поспать. Может выехать в девять часов, может в двенадцать, а может и вообще на работу не поехать. Счастливый человек. Если ГАИ расставляет посты, значит, через полчаса пойдет кортеж", - рассказал мужчина.

На скорости 200

Время давить на газ. Несмотря на незаконные запреты, начинаем наш маршрут прямо от белых ворот.

Мчимся "царским селом", в каждом переулке замечаем вооруженных бойцов "Беркута". Для них, очевидно, наше появление -- истинная неожиданность, потому что смотрят они на нас с искренним удивлением: что делают здесь эти варяги?

Дорогую вот-вот перекроют, а потому стараемся по возможности быстрее и дальше промчаться трассой, по которой вскоре поедет кортеж первого лица государства. Считаем милицейские посты. Один, второй, третий... Посты ГАИ размещены друг от друга через несколько сот метров. И так почти по всему пути.

Перед улицей Богатырской работник ГАИ активно машет жезлом, требует от нас съехать на обочину. Подчиняемся. За несколько минут пролетает президентский кортеж. Скорость -- 190-200 километров за час. Не дай Бог, на дороге неожиданно окажется ребенок или инвалид. А это возможно, ведь перекрывают лишь перекрестки от движения авто.

Специалисты по вопросам безопасности говорят, что двигаться с такой скоростью Януковича заставляет страх -- на такой скорости, дескать, практически невозможно осуществить точный выстрел из любого оружия.

Пока посты еще не сняты, доезжаем до Банковой.

Кстати, в тот день Янукович оставил Банковую около трех. Красиво жить не запретишь.

Президентская математика

Итак, только на перекрестках передвижения Януковича вообще контролировали 104 правоохранителя в 52 автомобилях.

Кроме того, в ходе наших "гонок" мы заметили еще и 11 промежуточных постов, размещенных на обочинах лесных полос. Большей частью это были экипажи ГАИ по два человека. То есть, еще 22 милиционера. Прибавляем сюда шесть патрульных милиционеров, что стояли на входах трех, подмеченных нами подземных переходов, над которыми должен был промчаться президентский кортеж, а также шесть патрульных нарядов или групп в среднем в составе трех человек. Общая цифра -- 150 человек и 63 автомобиля.

Проезд кортежа Президента обеспечивали 98 милиционеров и 52 "беркутовца". И неужели все ради передвижения одного человека?

...Средняя зарплата младшего милицейского состава, в том числе и работников ГАИ, -- 2000 гривен. У работников "Беркута", которые служат в пятой роте, которая дислоцируется в Межигорье, по свидетельству наших источников, жалованье вдвое большее и составляет около 4000 тысяч гривен. Нетрудно посчитать, что один трудодень рядового милиционера исчисляется приблизительно 83 гривнами, "беркутовца" -- 166 гривнами. Один час, который в среднем тратят правоохранители на обеспечение проезда Президента, у патрульных милиционеров и "беркутовцев" стоит, соответственно, 10 и 20 гривен.

Множим их количество на стоимость часы их службы и получаем общую сумму 2020 гривен. С дорогой назад -- 4040 гривен. Следует заметить, что около 90 процентов из этих 98 патрульных милиционеров несут службу в столице, а следовательно, выезжая за ее границы, должны получать так называемые суточные в размере не менее 50 гривен. Это еще 4500 гривен. Всего -- 8540 гривен на один президентский "трудодень". Множим эту сумму на 288 рабочих дней в годе, на протяжении которых Президент должен бы ездить на работу, и получаем 2 миллиона 459 тысяч гривен.

Но это еще не все. Как мы уже отмечали, нам удалось насчитать свыше 60 автомобилей, которыми ездит эта мини-армия. В среднем каждая из этих автомобилей сжигает восемь литров горючего на сотню километров. Из Киева в Новые Петровцев и назад -- 52 километра. То есть, бак милицейской машины пустеет на четыре литра. Если это бензин марки 95, то в денежном эквиваленте имеем сумму приблизительно 45 гривен. Для 60 автомобилей -- это 2700 гривен на день и почти 778 тысяч на год.

Добавив затраты на "живую силу" и технику, получаем 3 миллиона 237 тысяч гривен в год. Значит, за свою пятилетнюю каденцию Виктор Янукович израсходует из государственного бюджета 16 миллионов 185 тысяч гривен -- только на доставку с Межигорья на Банковую.

Заметим, что эти расчеты базируются на тех фактах, которые нам удалось зафиксировать. Если сюда добавить "невидимую" службу работников СБУ, черные джипы которых каждый день бороздят пространство между столицей и резиденцией Президента, разведки и других структур, амортизацию автомобильной техники, формы и снаряжения правоохранителей и т.п., то эта сумма возрастет по меньшей мере в несколько раз.

Это в бедной Германии, с победой над которой в последней войне поздравлял украинский народ Виктор Янукович, подъезд канцлера Ангелы Меркель стерегут всего лишь два полицейских. В Украине, где каждый день власть работает над улучшениями в жизни народа, Президенту можно жить масштабно и с размахом.

Юрий Грицик

P.S. На следующий день Президент снова на работу не спешил -- кортеж появился на дороге только в 10.20. Правильно сказано: Президентом работать нетрудно, тяжело им стать.