Главная
Гривне приготовили мягкую посадку
Долговые рынки захлопнули двери перед Украиной. На прошлых выходных рейтинговое агентство Moody´s Investors Service снизило рейтинг наших гособлигаций с «B3» (высокорисковых) до уровня «Caa1» (обязательства низкого качества с очень высокой долей риска) с возможностью дальнейшего понижения, то есть до преддефолтного уровня. «Некоторое время рынок игнорировал понижение рейтингов Украины, но на сей раз решение Moody’s вызвало негативную реакцию иностранных инвесторов и привело к падению стоимости украинских еврооблигаций. Их доходность перешагнула отметку 10%», — рассказала «k:» главный экономист Dragon Capital Елена Белан. Теперь нашему правительству будет крайне сложно и дорого размещать евробонды. «Если Украина все-таки выйдет на рынок заимствований и возьмет в долг под проценты, превышающие 10% годовых, это станет сигналом отчаянного положения страны. Такой шаг повлечет за собой дальнейший пересмотр ее рейтингов и увеличение стоимости заимствований», — говорит исполнительный директор исследовательского агентства «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук.
Снижение оценки Украины — результат сомнений аналитиков в достаточности резервов НБУ. В Moody´s считают, что золотовалютные запасы страны будут таять из-за увеличивающегося спроса населения на валюту, а также из-за необходимости погашать внешние долги страны до конца 2014 года. Дополнительными факторами риска станут торговая война с Россией и отсутствие переговоров с МВФ. Синдицированного кредита в размере $750 млн., который Минфин привлек в этом месяце у нескольких банков (включая российский Сбербанк), Украине хватит ненадолго. Из этих денег правительство сможет рассчитаться с МВФ, погасив остаток долга за 2013 год. Однако главному финансовому ведомству еще предстоит выплатить $0,5 млрд. основной суммы по валютным ОВГЗ и $0,3 млрд. процентных платежей. Еще $0,8 млрд. должен заплатить Международному валютному фонду НБУ из своих золотовалютных резервов. «Если ситуация на внешних рынках не улучшится, властям придется полагаться на внутренние источники, в частности на валютные запасы банковской системы либо на двусторонние и синдицированные кредиты. Но таким образом можно привлечь гораздо меньшие суммы, к тому же на более короткие сроки», — говорит Елена Белан.
В свете этих событий перспективы национальной валюты выглядят пессимистично. Нервозность на валютном рынке, царящая с начала сентября, отчетливо продемонстрировала шаткость курса гривни. На минувшей неделе котировки доллара на межбанковском рынке достигли максимума с прошлого ноября — 8,2–8,205 грн./$, и только благодаря интервенциям НБУ и активной продаже долларов госбанками к пятнице курс откатился до 8,187–8,192 грн./$. Однако этот скачок едва ли станет последним. По прогнозам экспертов, уже к концу года курс национальной валюты может просесть до 8,3–8,5 грн./$ и ниже. Чтобы не допустить этого, НБУ начал спешно штамповать регуляторные акты, призванные понизить уровень долларизации экономики. Главное направление — ослабление интереса к зеленым со стороны населения и принудительный перевод расчетов граждан в нацвалюту. 21 сентября вступило в силу постановление НБУ (№365), обязывающее банки принудительно конвертировать в гривню валюту, которую физлица переводят друг другу на счета в пределах страны. Исключение составят операции по зачислению процентов по текущим и депозитным счетам, получение валюты по наследству или по договору дарения, а также перевод СКВ физлицом с одного собственного счета на другой. По оценкам банкиров, эта мера уже в ближайшее время должна увеличить предложение валюты на межбанке и слегка ослабить давление на курс гривни. «Кроме того, этот документ ограничит возможности мошенников, которые, пользуясь пробелами в законодательстве, выводили деньги за границу. До сих пор они могли отправлять валюту на свои счета за рубежом через физлиц-нерезидентов. Теперь этот канал перекрыт», — говорит исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины Сергей Мамедов.
Помимо этого ведомство Игоря Соркина поработало над снижением привлекательности валютных накоплений. С 30 сентября нормы резервирования для банков по долгосрочным вкладам предприятий и населения в инвалюте увеличатся в 1,4 раза (с 5 до 7%, постановление №371). Необходимость замораживать больше средств для привлечения СКВ, заставит банкиров пересмотреть ставки по валютным депозитам. По прогнозам финансистов, с начала октября они снизятся на 0,3–0,5%. Это подвигнет вкладчиков активнее переориентироваться на гривню, уменьшит спрос на инвалюту и приведет к замедлению кредитования в СКВ. К тому же ужесточение норм резервирования сократит ликвидность банковской системы примерно на 2–3 млрд. грн. и умерит аппетиты спекулянтов по покупке безналичной валюты.
Не менее активно НБУ работал и над проблемой вывода валюты из страны через псевдоимпорт. С 16 сентября (постановление №364) банки станут внимательнее отслеживать «импорт без ввоза» — операции по приобретению товара у нерезидента с целью дальнейшей перепродажи или использования для собственных нужд за рубежом. Согласно оценкам правительства, только в 2012 году под предлогом уплаты за товар, который не ввозился на территорию Украины, из страны было выведено около $10 млрд. Отныне сделать это будет невозможно без связей в налоговой: банкиры будут снимать с контроля упомянутые операции лишь после зачисления средств на счет предприятия от продажи такого товара или его использования.
Тем не менее вышеописанные меры регулятора едва ли станут достаточной страховкой от дальнейшего сокращения золотовалютных запасов. «Скорее всего, резервы продолжат уменьшаться из-за увеличения объемов закупки газа осенью и значительных выплат по внешним долгам в ноябре. По нашим расчетам, на конец года их размер составит $19–20 млрд.», — говорит начальник отдела анализа и исследований «Райффайзен Банка Аваль» Дмитрий Сологуб.
Это означает, что без привлечения средств от внешних кредиторов возможности НБУ по поддержке курса будут ограниченными. «Сейчас центробанк работает на опережение. Он предпринимает меры на случай, если экономическая ситуация в стране ухудшится, а МВФ все же не даст кредит. Возможно, действия регулятора и сгладят резкие скачки курса, но не защитят гривню от дальнейшего ослабления», — считает аналитик компании «Альпари» Владислав Антонов. По его словам, если украинскому правительству не удастся договориться о новом кредитном транше c МВФ, к концу года курс национальной валюты может просесть до 8,8–9 грн./$.
- Информация о материале
Безналичные сюрпризы
Усилиями отечественных чиновников 2013-й для рынка недвижимости Украины оказался необычным. Если традиционно в летние месяцы на рынке продаж вторичного жилья наступает полное затишье, и он начинает оживать лишь в первые дни осени, то в этом году все происходило с точностью до наоборот. Нынешнее лето запомнится участникам рынка необычайной нервозностью, а вот осень встретила их глухим застоем. Причин для этого у продавцов и покупателей недвижимости было предостаточно. Власть взялась наводить порядок, а, как известно, любые нововведения в нашей стране не проходят гладко, и страдать от новаций чиновников приходится рядовым гражданам.
Оценка для налогов
Напомним, что с 1 августа в силу должны были вступить законодательные инициативы, принятые Кабинетом министров, Фондом госимущества и Министерством юстиции с целью совершенствования налогообложения сделок с недвижимостью. Согласно этим документам, в последний месяц лета по-новому должна была заработать система оценивания недвижимости для целей налогообложения. Впервые в нашей стране все отчеты по оценке недвижимости должны были регистрироваться в Единой базе данных отчетов об оценке для целей налогообложения и уплаты других обязательных платежей. По замыслу власти, этот реестр будет администрироваться Фондом госимущества, а доступ к этой базе получат Министерство юстиции, Министерство доходов и сборов, Госземагентство, нотариусы, проводящие сделки по купле-продаже недвижимости, и заказчики оценки (то есть продавцы недвижимости).
От грядущих изменений участники вторичного рынка недвижимости стали ждать неприятностей. Прежде всего, возникло опасение, что из-за изменений в правилах купли-продажи недвижимости украинцы будут вынуждены платить в несколько раз больше за оценку своего имущества. Дело в том, что определять стоимость имущества по новым правилам будут только сертифицированные специалисты (заранее прошедшие обучение в одном из 26 "аккредитованных" вузов Фонда госимущества). Соответственно, количество оценщиков 1 августа должно было резко сократиться, а, как свидетельствует опыт подобных реформ, их услуги — столь же резко подорожать. Кроме того, участники рынка справедливо опасаются, что новые правила заставят оценщиков устанавливать более высокую оценочную стоимость недвижимости. Высказывались мнения, что она может быть даже выше реальной рыночной цены объектов. А поскольку платить все налоги и сборы предполагается в процентах именно от цены, выставленной оценщиком, нововведения грозят значительно ударить по карману украинцев, решившихся на сделки с недвижимостью. Оценки реальных потерь участников сделок существенно разнились в зависимости от уровня оптимизма экспертов, и диапазон оценок от 1 до 10% лишь добавлял нервозности рынку.
В результате, как покупатели, так и продавцы недвижимости стремились завершить сделки до 1 августа, и первые два месяца лета оказались для рынка особенно жаркими. Впрочем, 31 июля, накануне решающей даты, Кабмин на своем заседании перенес введение изменений на три месяца — до 1 ноября.
Сентябрьский "безнал"
Однако вздохнуть свободно участники рынка не смогли, поскольку на горизонте появилась новая дата — 1 сентября. Изменения, вступившие в силу в первый день осени, способны не менее кардинально повлиять на денежные затраты рядовых украинцев при покупке столь жизненно необходимой недвижимости.
С первого сентября начало действовать постановление НБУ "Об установлении граничной суммы наличных расчетов" от 06.06.2013 г. Теперь при заключении договора купли-продажи квартиры, дома или любой другой недвижимости (стоимостью свыше 150 тыс. грн), расчеты между сторонами должны проводиться путем перечисления средств с расчетного счета покупателя на расчетный счет продавца или любым другим безналичным способом.
Как это будет происходить на практике, на сегодняшний день еще не знают ни риелторы, ни нотариусы, ни покупатели, ни продавцы. Многие нотариусы просто не оформляют договоры с недвижимостью, ожидая, пока будет отработана новая схема.
В своем электронном уведомлении Нацбанк предложил следующие способы безналичных расчетов:
1. Перечислением денежных средств с расчетного счета покупателя на счет продавца.
2. Путем открытия покупателем депозитного счета на имя продавца.
3. Внесением денежных средств в депозит на отдельный счет нотариуса.
4. Использование аккредитива.
5. Внесением наличных средств покупателем на расчетный счет продавца.
Казалось бы, участникам сделок предоставляется достаточно широкий диапазон возможностей безналичных расчетов через отечественные банки, однако уже сейчас ясно, что при переходе на безналичную форму оплаты у граждан Украины возникнет ряд проблем и нюансов.
Цена реформы
Первый нюанс — валютный. Твердое требование Нацбанка — проведение безналичных операций в гривне — "обойти" никак не удастся. Не секрет, что в нашей стране жители предпочитают хранить свои средства в иностранной валюте. Нередко — в наличной форме, "под матрацем". Поэтому очень многим украинцам необходимо будет произвести обмен иностранной валюты на гривну и только после этого положить ее на свой расчетный счет. Разумеется, место обмена валюты покупатель будет выбирать сам: менять их в обменниках и вести деньги в чемоданах, производить обмен непосредственно при зачислении на счет либо открывать мультивалютный счет. Аналогичные проблемы возникнут и у продавца, доверяющего твердой валюте. В любом случае, будут потери при двойной конвертации валюты (по оценкам специалистов рынка стоимость объекта недвижимости может вырасти только по этой причине на 1–3%).
Ряд серьезных нюансов может возникнуть из-за специфики отечественной банковской системы. Многие банки на сегодняшний день просто не готовы к проведению расчетов за недвижимость по безналу. Практически все они могут предложить стандартный набор услуг: открыть расчетные счета, положить деньги, перевести их на другой счет. Но эти банковские услуги не адаптированы к специфике расчетов по сделкам купли-продажи недвижимости и открывают широкое поле для разного вида мошенничеств. Банки предлагают банальный перевод со счета покупателя на счет продавца, не учитывая, что сделка может растянуться на несколько дней, в течение которых одна из сторон может передумать. Кроме всего перечисленного необходимо помнить, что банки работают с физическими лицами не полный рабочий день. В каждом банке время разное, а это не совсем удобно. Не многие знают, что расчетный счет банки открывают только при наличии прописки (регистрации) в данном населенном пункте, а ведь многие покупатели требуют выписки жильцов из продаваемой квартиры до момента совершения сделки. Поэтому чтобы избежать проблем, желательно открыть текущие счета заблаговременно.
Большое значение, как выяснилось, имеет выбор банка для проведения безналичных расчетов. При принятии решения следует очень внимательно изучить тарифы банка на обслуживание текущих счетов физлиц (см. таблицу).
Тарифы за проведение перевода в большинстве банков колеблются в диапазоне от 0,2% до 1%. Это касается как внутрибанковских операций, так и межбанковских. Перевод денег на счет в другом банке немного дороже, поэтому желательно все же открывать счета и проводить расчеты в одном банке, еще лучше — в одном отделении банка.
Если перечисляется значительная сумма, а в случае сделки с недвижимостью это практически всегда солидные деньги, то лучше выбирать банк, ограничивающий комиссию абсолютным значением. К примеру, комиссия составляет 0,5%, но не более 500 грн. Во многих банках такие ограничения установлены. Если же по невнимательности не будет замечено отсутствие максимального тарифа, то участник сделки с недвижимостью даже на десятых долях процента может потерять тысячи, а то и десятки тысяч гривен. Самая большая угроза чаще всего прячется в тарифах за снятие наличных денег (обналичивания) через кассу банка. К счастью, сегодня пока еще можно найти банк, чьи тарифы окажутся вполне приемлемыми для продавцов и покупателей недвижимости.
Руководство Нацбанка утверждает, что основная цель введения ограничений на расчет наличными — это увеличение объемов безналичных расчетов и привлечение дополнительных ресурсов для кредитования экономики. В НБУ считают, что увеличение безналичных расчетов увеличит поступление финансовых ресурсов в банковскую систему и повысит ликвидность банков. Замглавы Национального банка Украины Вера Рычаковская заверяет: "Сокращение наличного оборота позитивно повлияет на экономику страны. Мы рассчитываем на дополнительный рост ВВП, увеличение кредитования экономики в национальной валюте и снижение объемов иностранной валюты, находящейся вне банковской системы". Собственно, и добавить к сказанному банкиршей нечего. Потому как государственные банкиры сами доступно объяснили, что они на самом деле сделали. Залезли в карман рядовых украинцев с целью повысить ликвидность банков. Привычку наших государственных мужей решать проблемы за счет основной массы украинских граждан, похоже, уже не искоренить.
Однако на этот раз они, кажется, перегнули палку. В результате двух нововведений — обязательного безналичного расчета и новых правил оценки, которые хоть и перенесены на осень, но не отменены, — дополнительные затраты украинских граждан, желающих, как правило, улучшить свои жилищные условия, вырастут, по самым скромным расчетам, на 2–4%. Ирония нашего рынка жилья состоит в том, что украинцы приобретают новое жилье, продавая старое. В результате 2–4% от суммы сделки, которые наши чиновники предлагают отдать государству и отечественной банковской системе, в большинстве случаев могут оказаться неподъемными для простых украинцев. То есть улучшение жизни опять откладывается на неопределенный срок…
- Информация о материале
Война за электронные деньги. WebMoney мешала Колобову?
Счета представительства WebMoney в Украине были заблокированы Министерством доходов и сборов почти 3 месяца назад, но ни судебных разбирательств, ни информации о том, когда проверка будет завершена, до сих пор нет. В то же время их единственный фактический конкурент - компания GlobalMoney - продолжает спокойно работать, увеличивая количество пользователей.
INSIDER попробовал разобраться, за что пострадала система WebMoney.
Из истории WebMoney
Еще 11 июля 2013 года в офис WebMoney Украина нагрянула налоговая. Как сообщал Forbes, силовики вынесли все сервера и записные книжки работников. В тот же день Министерством доходов и сборов были арестованы банковские счета компании на 62 миллиона гривен.
Формальной причиной ареста счетов и обыска в офисе стало отсутствие разрешения Нацбанка на работу с электронными деньгами. О причинах своих действий Миндоходов сообщило лишь спустя три дня после "масок-шоу".
Как известно, WebMoney – бренд, объединяющий группу компаний в электронную систему расчетов. В России эта система начала работать в 1998 году с помощью платформы WebMoney Transfer, разработанной ООО "Вычислительные силы". Согласно данным СМИ, в конце 2012 года создатели ПО владели 51% акций своего творения. Учредителями "Вычислительных сил" являются москвич Андрей Трубицин и его партнеры.
В Украине бренд стал известен в 2003 году, после того, как 38‑летний Алексей Титов зарегистрировал компанию "Украинское гарантийное агентство" ("УГА"), которая и стала гарантом WebMoney в Украине. Собственную платформу разрабатывать не пришлось, её позаимствовали у российских коллег в обмен на фиксированные платежи, размер которых компания не разглашает.
Кредитором "УГА" выступает "Украинский профессиональный банк" (УПБ). Именно через него можно было проводить операции, связанные с вводом или выводом титульных знаков WM, которые по ошибке называют электронными деньгами.
Что за права и кто их требует?
Схема работы WebMoney в Украине более чем запутанная.
Операции проводятся не электронными деньгами, а правами требования. Система работает как переуступка имущественных прав, описанная в Гражданском кодексе. Компания производит передачу (трансфер) этих прав, учёт которых осуществляется при помощи специальных расписок — титульных знаков WM, номинированных в привязке к разным валютам.
Упрощенно этот процесс выглядит следующим образом: "Украинское гарантийное агентство" вносит на счет в "Украинский профессиональный банк" определенную суму денег и получает взамен документ на право собственности этими средствами. Пополняя кошелек с помощью WebMoney Transfer, вы покупаете электронную расписку, в которой "УГА" передает вам имущественные права на часть своих денег.
Тот факт, что титульные знаки WebMoney не являются электронными деньгами, в ноябре 2011 года подтвердила и научно-правовая экспертиза Института государства и права им. В. И. Корецкого.
"Права требования (которые для удобства измеряются в титульных знаках) не являются электронными деньгами, в том числе, и в понимании Положения об электронных деньгах в Украине", - говорится в тексте экспертизы.
К аналогичному выводу в апреле 2013 года пришел и Хозяйственный суд Киевской области. На основании системы переуступки прав требования, кроме WM, в Украине успешно работает немало сервисов. Среди них, например, "Мобильные деньги" одного из крупнейших операторов мобильной связи "Киевстар".
"Законно или незаконно арестованы счета, решит суд. Но мне кажется, что трех месяцев вполне достаточно для того, чтобы разобраться в ситуации. Несмотря на это, официальных претензий к WebMoney пока так и не выдвинули", - говорит эксперт, президент холдинга "Интернет Инвест" Александр Ольшанский.
Электронных денег в Украине нет, а лицензии на них есть
Первая инициатива регулирования рынка электронных денег была проявлена Нацбанком в 2008 году. Тогда же "Украинское гарантийное агентство" разработало собственную систему электронных денег WebMoney Note, правила которой были отправлены на согласование НБУ. Процедура длилась довольно долго, но в мае 2011-го компания получила окончательный ответ от Госрегулятора.
"На сегодня, в законах Украины отсутствует понятие "электронные деньги" и нормы, которые регулируют их выпуск и оборот. В связи с этим, Нацбанком приостановлено согласование правил системы электронных денег до времени урегулирования вопросов, связанных с электронными деньгами в украинском законодательстве", - говорилось в письме НБУ.
Незадолго до этого ответа выдача лицензий на деятельность систем электронных денег была приостановлена и до настоящего времени не возобновлена.
Но все же нашлись три компании, которым посчастливилось получить официальное разрешение. Первая – Maxi Card, созданная топ‑менеджментом VAB Банка и бывшим консультантом McKinsey Юргом Вебером. Она, скорее всего, является системой накопления бонусов и скидок, нежели системой электронных денег. Об этом говорится и на сайте самой компании.
Вторая – MoneXy – действительно является системой е-денег, но компания позиционирует себя больше как инструмент оплаты покупок, приобретенных в сети. Ее основателем является действующий президент Ассоциации участников электронного бизнеса Украины Юрий Чайка. Он, кстати, был одним из подписантов открытого письма Виктору Януковичу, в котором участники рынка просят президента разблокировать счета WebМoney и разобраться в ситуации.
Ну и последняя – GlobalMoney. Компания, официальным гарантом которой выступает государственный "Ощадбанк", была зарегистрирована в 2009 году Александром Тютюном, вместе с тремя партнерами. Она является единственным соразмерным конкурентом WebMoney, получившим лицензию в Украине.
В комментарии Forbes Тютюн сообщил, что среди учредителей компании так же числятся руководитель одного из подразделений Центральной избирательной комиссии Артур Витренко и Юрий Корж, совладелец интернет‑провайдера GlobalUkraine и сын бывшего нардепа от "Батьківщини" Виталия Коржа. По словам Тютюна, на этом список акционеров GlobalMoney не заканчивается, но других имен он не называет.
Колобов и партнеры
Согласно Госреестру, уставной капитал GlobalMoney составляет 12 миллионов гривен, из них всего 0,5% - 48 тысяч - принадлежат Тютюну. Среди учредителей так же значатся лондонская Quick Payment System Ltd и украинский венчурный фонд "Европейские технологии", с долями 4,7 и 7,2 миллиона гривен соответственно.
По данным реестра компаний Великобритании, директором Quick Payment System Ltd указан Александр Тютюн, но уже почему-то в качестве гражданина Израиля. А владеют ею три офшорные компании и еще одна английская - Integrate IT Technologies Limited. Бенефициаром последней является белорусский IT-бизнесмен Сергей Гвардейцев.
А вот с ПАО "ЗНВК ИФ "Европейские технологии" ситуация обстоит сложнее.
По состоянию на сентябрь 2013 года единственным её учредителем с долей в 150 миллионов гривен числится "Юго-Восточная страховая компания" ("ЮВСК"). Но, согласно решению Хозяйственного суда Донецкой области, еще в июне 2010 года она была признана банкротом и ликвидирована.
Однако в пресс-службе фонда-владельца GlobalMoney INSIDER сообщили, что информация из госреестра юридических лиц "является устаревшей".
"ЗАО "Юго-восточная страховая компания" была учредителем в 2005 году. В период с 2005-го по 2007 год ЗАО "ЮВСК" было акционером общества согласно данным сводных учетных реестров владельцев ценных бумаг", - говорится в ответе пресс-службы "Европейских технологий".
"По данным последнего сводного учетного реестра… по состоянию на 18.09.2013 г. количество акционеров общества составляет 30 человек. Акционеры, владеющие более 10% акциями общества, отсутствуют. Предоставление полного перечня акционеров общества являются конфиденциальной информацией", - заявили в фонде.
До ликвидации в состав акционеров "ЮВСК" входили компании КУА "ДАН" и АОЗТ "Промкомбинат". Оба предприятия принадлежали банку "Союз", земпредправления которого является бывший вице-президент "Родовид Банка" Сергей Дядечко.
После ликвидации самой компании "ДАН" управляет "Европейскими технологиями" напрямую.
"К GlobalMoney мы никакого отношения не имеем, а КУА "ДАН" и фонд, которым она управляет ("Европейские технологии", – INSIDER) мы продали еще в 2008-2009 году", - прокомментировал эту ситуацию Дядечко. Впрочем, он не сказал, кому именно была продана компания.
Но есть ряд интересных деталей. Первая из них - номер телефона "Европейских технологий" совпадает с номером директора "ЗНВК ИФ "Новые технологии", бизнесмена Ивана Аврамова. Того самого, который является бизнес-партнером легендарного "регионала" Юрия Иванющенко, более известного как "Юра Енакиевский". Правда, это может еще ни о чем не говорить.
Самое интересное то, что в 2009 году мажоритарным акционером "Европейских технологий" было ООО "Парфе".
История этой фирмы крайне занимательна. Например, "Парфе" принадлежит 100% "Апекс-Банка". Это финучреждение было создано в том же 2009 году.
Согласно информации реестра юридических лиц, среди акционеров "Парфе", в частности, были такие люди, как Александр Дубихвост и Варвара Шульц.
Сейчас Дубихвост является директором департамента управления валютными активами Нацбанка. Варвара Шульц до апреля месяца была членом ревизионной комиссии "Апекс-Банка".
Но важно другое. Как писало в свое время "Свидомо", женщина с таким же именем имела общую компанию с нынешним министром финансов Юрием Колобовым, которого относят к условной властной группе "Семья".
Более того, по информации журналистов, они даже были прописаны в одной квартире на малой родине чиновника – в Павлограде Днепропетровской области.
Информацию о том, что Колобов, мягко говоря, не чужд счастливой системе электронных денег нам подтвердили сразу два осведомленных представителя финансовых кругов. Правда, пожелав остаться неназванными.
"Варвара Шульц – это мама Юрия Колобова. А Александр Дубихвост – его кум. За "глобалами" стоят они", - рассказал один из источников, добавив, что в структуре этой системы работает много экс-сотрудников "Терра-Банка".
Стоит отметить, что владельцем этого финучреждения, до его продажи весной 2010 года, называли нынешнего министра финансов.
"Юрий Владимирович Колобов никогда не имел никакого юридического отношения к ООО "Парфе" и компании "Глобалмани". Варвара Шульц действительно была одним из соучредителей ООО "Парфе" до 2010 года. При участии Варвары Шульц ООО "Парфе" не обладало долей в ОАО "ЗКИФ НВ" Европейские технологии", - сообщили нам в пресс-службе Колобова.
Связи министра финансов с Варварой Шульц в сообщении не отрицали, а с датами немного напутали. Согласно данным системы раскрытия информации "Smida", ООО "Парфе" владело долей "Европейских технологий" не в 2010-м, а именно в 2009 году.
Когда у WebMoney начались проблемы с налоговиками, множество СМИ написало о том, что проверку "заказали конкуренты".
Ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию мы не можем. Крайне запутанная схема работы системы еще больше усложняет определение правых и виноватых.
Более того, не лишено справедливости утверждение о том, что любая система электронных денег теоретически может быть использована для отмывания средств. Например, деятельность WebMoney запрещена в Германии еще с 2009 года. Потому интерес фискальных органов вполне объясним даже с этой точки зрения.
Единственным неоспоримым фактом является то, что только одна компания – прямой конкурент WebMoney – смогла получить лицензию Нацбанка Украины на соответствующую деятельность и спокойно набирает обороты. Этой компанией оказалась та, у которой прослеживаются связи с представителями президентской "Семьи".
- Информация о материале
Обжалование бездействия следователя в случае невнесения сведений в ЕРДР
Согласно старого УПК 1960 года в результате рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях правоохранительные органы выносили постановления о возбуждениилибо отказе в возбуждении уголовного дела. И сразу же вручали копии таких постановлений лицу, в отношении которого возбуждено дело, а также потерпевшему (в случае возбуждения дела), а при отказе в возбуждении – заявителю и иным заинтересованным лицам. Обжаловать постановления об отказе в возбуждении возможно было в течение 7 дней с момента получения соответствующего постановления.
Новым же Уголовно-процессуальным кодексом Украины статьей 214 предписано следователю, прокурору не позднее 24 часов с момента поступления заявления о совершенном уголовном правонарушении внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований. С момента внесения таких сведений и начинается досудебное расследование.
С принятием нового УПК следователю и прокурору не нужно выносить никаких постановлений, иных процессуальных документов. Следователь обязан лишь принятьи зарегистрировать заявление об уголовном правонарушении. Отказ в осуществлении этой обязанности не допускается. Единственным лицом, которого следователь обязан уведомить о начале досудебного расследования, является прокурор.
В статье 60 предусмотрено право заявителя получить документ о подтверждении принятия и регистрации заявления и о завершении досудебного расследования. Но этому праву не корреспондирует обязанность следователя самостоятельно направлять заявителю уведомления. Т.е. следователь только при получении соответствующего ходатайства заявителя обязан сообщить номер ЕРДР и на какой стадии находится его расследование.
В практике случаются случаи, когда следователи не усматривают состава преступления в описанных в заявлении обстоятельствах и не желают вносить его в ЕРДР. Особенно когда заявление касается кого-то из своих. И, как правило, не сообщают о своем решении заявителю.
Согласно статей 303, 304, 305 УПК бездействие следователя по невнесению сведений в ЕРДР после получения заявления об уголовном правонарушении может быть обжаловано заявителем в течение 10 дней с момента бездействия, а в случае вынесения постановления, с момента получения такого постановления.
Вместе с тем, кодексом не урегулировано, с какого конкретно момента нужно исчислять 10-девный срок обжалования, ведь следователь не выносит постановлений о внесении сведений в ЕРДР, отказе внесения сведений и не обязан информировать заявителя о принятом решении.
В случае непосредственного принятия у физического лица заявления, ситуация более или менее понятна. А вот если заявление направлено почтой либо с другой области страны, выходит, что заявитель долгие месяцы может и не знать о нарушении следователем закона. И только при написании ходатайства сможет узнать о результатах рассмотрения своего заявления.
Но в этом случае сроки обжалования истекут, и поданную жалобу суд попросту может вернуть заявителю.
В соответствии со ст. 304 УПК Украины жалоба на действие или бездействие следователя возвращается судьёй в случае пропуска 10-ти дневного срока обжалования и отсутствия ходатайства о восстановлении срока или судья не найдет основания для его восстановления.
И опять же, вопрос о наличии оснований для восстановления сроков на обжалование передан на субъективное рассмотрение судьёй. Каких-то четких и однозначных оснований для восстановления сроков обжалования закон не устанавливает.
Благо статья 304 УПК разрешает обжаловать определение следственного судьи о возврате жалобы на бездействие следователя в апелляционном порядке. Однако, каждый ли заявитель готов пройти все этапы обжалования бездействия следователя для того, чтобы его заявление было внесено в единый реестр досудебных расследований?
Следователи прекрасно знают, что не каждый. И пользуются этим. Кроме того, очень обижаются, если их действия обжалуются не по вышеуказанной процедуре. Например, можно подать заявление о совершении преступления самим следователем (ст.364 УК Украины). Или написать жалобу вышестоящему руководству и управление внутренней безопасности с просьбой привлечь следователя к дисциплинарной ответственности. Этого они боятся гораздо больше, чем обжалование в порядке статьи 304 УПК Украины.
А как по-другому заставить следователей и прокуроров четко следовать закону? Если нет ответственности за нарушения закона – закон можно не выполнять.
- Информация о материале
Странные интересы народных депутатов
Старт нового политического сезона ознаменовался ощутимым оживлением активности парламентеров. В частности, этому поспособствовал евроинтеграционный "прессинг" со стороны президента, который прямым текстом отдал команду депутатам подготовить надежный грунт для саммита в Вильнюсе. Тем не менее, Верховная Рада остается кривым зеркалом украинского общества, где реальные проблемы искривляются и уменьшаются, а мелкие амбиции становятся "монстрами" политического пространства.
Традиционно болевыми точками парламентских сил – в частности, оппозиционных - остается доминирования персональных амбиций и ориентации на краткосрочные выгоды над реализацию политических программ.
Парламентские конфликты происходят на фоне все более большего падения доверия украинцев к властным институтам и к ВР в частности. По июльским данным компании TNS Украина, индекс доверия к власти (в пределах -2...+2) за период с сентября 2012 по июль 2013 года максимально упал у Верховной Рады - с минус 1,12 к минус 1,33. В то же время, интересы средних граждан остаются за скобками текстов законотворцев. Более того, новая политическая ориентация Виктора Януковича прибавляет нового привкуса пресноватому парламентскому бульону.
Если раньше "евроинтеграция" была мантрой для оранжевых и постпомаранчевих сил, то с поворотом президента в бок Брюсселя это слово становится важным и для регионалов. На Ялтинском саммите Янукович в который раз транслировал свои европейские мечты - однако, избегая проблем решения вопроса Тимошенко.
Следует отметить, что тезис евроинтеграции мог бы преодолеть системное недоверие между властью и оппозицией. Вместо того, она уже породила волнение в состоянии ПР, где нашлось многому оппонентов поворота на меру.
Виктору Януковичу даже пришлось организовывать отдельное собрание регионалов, на котором он убеждал нардепов в преимуществах союза с Брюсселем и вероятно дал понять о возможные финансовые проблемы для бизнеса нардепов, которые станут противниками позиции президента. Вместе с тем, парламентарии фактически забыли о тех тезисах, с которыми еще год назад соревновались за сердца и, возможно, умы избирателей.
Сыронизируем, что в лозунге "От стабильности к благосостоянию" ПР не только не достигла второго, но и поставила под вопрос первое.
Например, в последнем рейтинге глобальной конкурентоспособности за версию Мирового экономического форума Украина потеряла 11 позиций, откатившись к результатам 2011 года. На пресс-конференциях и в публичных выступлениях регионалы делают ударение на "ощутимых" показателях роста средней зарплаты и ВВП. Тем не менее, провластные политики часто манипулируют данными, озвучивая номинальные показатели, а не реальные, которые есть значительно менее оптимистичными.
Вместе с тем депутаты-регионалы подают законопроекты, которые призваны пополнить госбюджет за счет новых взысканий из бизнеса или обычных украинцев.
Оппозиция, которая в начале созыва сосредоточилась на "государственных позициях" – в частности, персональное голосование, механизм отзыва депутатов, отмена их неприкосновенности, ликвидация Конституционного суда - очевидно неспособна реализовать эти идеи за неимением голосов.
Вместе с тем, сфокусировавшись на подобных серьезных преобразованиях, члены "Батькивщины" не ищут компромисса с партией власти. Кроме того, четкую альтернативу конституционных преобразований БЮТ так и не предложил - как правило, лишь демонтаж тех механизмов, которые, по их мнению, угрожают украинской демократии.
Как и у представителей других фракций, у УДАРовцев фактически отсутствуют законопроекты, которые бы прямо транслировали их программные тезисы. Ощутимая частица документов касается незначительных правок существующих норм и точечных бюджетных коррекций.
Следует отметить, однако, идею законодательного упрочения возможности "перекрестного" вступления на магистратуру в цикле высшего образования. Это тема, которая стала предметом конфликта Минобразования и науки с Киево-Могилянской академией - вопрос возможности вступления на магистратуру на специальность, отличную от полученной на бакалаврате. Кроме того, УДАР также предложил проект закона о всеукраинской референдум, выдвинув идею обязательности его результатов.
Свободовцы кроме экзотической для стен парламента физической активности, показали особую активность относительно социальной сферы.
Среди других инициатив они предложили заменить закон о нацменьшинствах - на закон о национальных меньшинствах и праве на идентичность. Кроме того, представители фракции активно озаботились вопросом запрета рекламы алкоголя и табака. Вместе с коллегами из ПР, КПУ и УДАРа свободовцы предложили официально признать степени высших духовных учебных заведений.
Более того, на фоне усиления экономических проблем и головокружительной налоговой политики власти, ВО "Свобода" в который раз подняла вопросы переосмысления советской истории и Второй Мировой войны. В частности, проблема правового статуса и социальной защиты бойцов ОУН- УПА содержится в законопроекте под обтекаемым названием "О статусе и гарантиях социальной защиты участников борьбы за независимость Украины в ХХ столетии". Отдельный документ свободовцы посвятили жертвам политических репрессий в Украине.
У традиционных союзников большого капитала, коммунистов, сейчас назревает с властью идеологический конфликт - после поворота Виктора Януковича в сторону Брюсселя Петр Симоненко усилил лоббистские усилия относительно вступления в Таможенный союз.
Так, в начале сентября, вместе с подконтрольной "куму Путина" Виктору Медведчуку ОО "Украинский выбор", КПУ объявила о намерении организации всеукраинского референдума о присоединении Киева к альянсу Москвы, Минску и Астаны. Декларативность и популизм подобных планов не вызывает сомнения - это уже далеко не первая попытка коммунистов организовать плебисцит из громких политических вопросов.
Вряд ли стоит упоминать и о том, что Коммунистическая партия после прихода в парламент "забывает" о краеугольном камне собственной идеологической модели - разрушение капиталистической модели и возвращения Украины на рельсы социалистической схемы развития общества и государства. Реального описания социалистической Украины в 21 веку от коммунистов так и не слышно.
Вместо того, львиную долю своих усилий представители КПУ направляют на борьбу за советское наследство - по крайней мере, в сознании людей.
Так, коммунисты соревнуются за сохранения памятников Ленину в городах Украины, в частности, выступая против решений городской власти о демонтаже монументов, стремясь запрета переименования улиц, выступая за сохранения традиционной советской трактовки истории и т. п.
***
Анализ работы депутатов в который раз доказывает, что политические игроки в парламенте находятся в одной, общей для них иной реальности. Ведь проблемы, на которые они обращают внимание в своих нормотворческих проектах, часто поражают оторванностью от текущих событий и недостатком актуальности, а нередко - и сомнениями относительно взвешенности и здравого смысла.
Мы убеждены, что вместе с евроинтеграционными законами в постоянном фокусе Верховной Рады должны находиться:
- вопрос реформы правоохранительной системы - особенно после событий во Врадиевке, которые завершились исключительно взаимными обвинениями власти и оппозиции, без законотворческой реализации путей решения проблем;
- реформирование экономики и переформатирования отношений центр-регионы.
- кроме того, на фоне неопределенности с выборами в Киеве и приближением выборов президента Украины, парламентерам следовало бы озаботиться вопросом согласования и модернизации избирательного законодательства, а также гарантии честности и прозрачности волеизъявления украинцев.
На фоне почти полного покорения властной вертикали, внутренних конфликтов и старых обид депутаты могут сделать попытку перезагрузки парламентаризма - особенно на фоне все более громкой агрессивной риторики Кремля и готового к объятиям Брюсселя.
Тем не менее, в кривом зеркале Верховной Рады Европа и Россия становятся лишь пятнами на карте сравнительно с недальновидностью и состоянием банковского счета депутатов.
Кривое стекло почти окончательно превратило политику в маркетинг. Сначала умение продать себя избирателю обменивается на депутатский мандат, а дальше - обещания, которые были даны раньше, приносятся в жертву политической конъюнктуре.
- Информация о материале
Москва попробует удержать Украину в серой зоне
Минувшая неделя в Украине стала «евроинтеграционной». В среду Кабмин одобрил Соглашение об ассоциации с ЕС — необходимый шаг для получения Президентом права на подписание документа в ноябре. В конце недели на ежегодной конференции Ялтинской европейской стратегии разговор шел преимущественно о перспективах и сроках сближения Киева с Брюсселем. И если год назад на представительном форуме Виктора Пинчука в Крыму тоже говорили о евроинтеграции, но исключительно в связи с судьбой осужденного экс-премьера Юлии Тимошенко, сейчас контекст принципиально иной — Россия. Единственный козырь Виктора Януковича в игре с ЕС — ставка на то, что Соглашение об ассоциации сводится не к экономике и демократии, а главным образом к геополитическому будущему Восточной Европы, — наконец-то сыграл в полной мере. Европейцы нехотя и брезгливо протянули руку украинскому лидеру. С первыми залпами августовской торговой войны стало ясно — Украину уже не предупреждают, ее готовятся примерно наказать за рывок на Запад.
Бросок на юг
Благодаря неожиданному повороту в ситуации вокруг Сирии Владимир Путин добился наибольшего дипломатического триумфа России за все время после завершения холодной войны. На этом фоне проблема ускользающей из российской сферы влияния Украины отошла на второй план. После спасения (хоть и временного) последнего союзника Москвы на Ближнем Востоке от угрозы вторжения Путину вроде бы стало не по чину переживать из-за экономически слабой и политически разделенной соседки.
Бремя борьбы с самоуправством Януковича целиком и полностью свалилось на плечи советника российского президента Сергея Глазьева. Впрочем, доходя в своих заявлениях до откровенного хамства и истерики, опытный экономист Глазьев лишь камуфлирует то, что способов остановить движение Украины и ЕС к подписанию соглашения в Вильнюсе у Кремля не осталось. И пока в Киеве устраняют последние препятствия к историческому шагу на пути в Евросоюз в Москве прорабатывают план действий на период после саммита. И здесь главный упор будет делаться на то, чем Кремль гнушался заниматься после провала на президентских выборах 2004 года, — на внутреннюю украинскую политику.
Для ввода в действие наиболее важной для Киева части соглашения — положений о свободной торговле — документ должен быть ратифицирован Верховной Радой. Россияне через свои каналы влияния на депутатов в разных фракциях будут добиваться срыва голосования. Вряд ли это получится, но многим «ответственным за Украину» товарищам в Москве необходимо демонстрировать Путину активность.
Гораздо большие усилия будут прилагаться к ухудшению политического положения Виктора Януковича в целом. Если американские консультанты и ближайшие соратники убедили украинского Президента, что подписание Соглашения об ассоциации практически гарантирует ему переизбрание на второй срок, то задача россиян — на практике продемонстрировать противоположное. Поэтому, вероятнее всего, Москва начнет искать собственного сильного кандидата в президенты, который выступит против Виктора Януковича с пророссийских позиций, расширенных критикой социально-экономической ситуации в стране. Очень разных и по разным причинам ориентированных на Россию политиков, бизнесменов, общественных деятелей и журналистов призовут отказаться от любой поддержки Януковича и работать на откровенно антизападный проект. Причем «Украинский выбор» Виктора Медведчука ввиду его очевидной маргинальности станет лишь частью такого проекта. В России есть опыт создания надпартийного Общественного фронта, которому прочат место «Единой России» в центре политической системы. Некий «Славянский фронт» вполне могут попробовать сконструировать и в Украине, что позволит объединяться вокруг идеи, а не конкретной личности или группы лиц. Без этого не удастся связать в одно целое коммунистов, активистов движений в защиту русского языка, крымских и севастопольских сепаратистов. Пока все они действуют разрозненно, угроза от них для власти незначительна.
Соответствующая целенаправленная политика России больно ударит по местным структурам ПР на востоке и особенно на юге Украины, где засилье «донецких» и без того раздражает региональные элиты. Именно причерноморские области, историческая Новороссия, станут главным местом приложения усилий Москвы по созданию третьей силы — альтернативы Януковичу и проевропейской оппозиции.
Ставка на нестабильность
В короткой перспективе (из-за дыр в украинском бюджете, увлеченности американцев и европейцев Сирией, проблем Киева с возобновлением сотрудничества с МВФ) у Кремля есть хорошие шансы довести Януковича до полного отчаяния. Особенно если проблемы с украинским экспортом в Россию приобретут масштаб августовской торговой блокады, а само по себе подписание соглашения с ЕС не откроет Украине быстрый доступ к западным кредитным ресурсам. Немного умерив амбиции и переступив через свою гордость, при таком варианте Путин сможет принудить Януковича к шагам, которые на уровне символов в общественном сознании выровняют западный крен. Если оценивать ситуацию трезво, то в вопросе украинской евроинтеграции вся игра для России сводится к совершенно нематериальным ценностям вроде ощущения восстановления единоличного контроля над постсоветским пространством. Так что даже при работающей зоне свободной торговли с ЕС от Киева можно будет добиться достаточной готовности подыграть иллюзии «возрождения Великой России».
Однако, вероятнее всего, в Кремле не ограничатся наблюдением за постепенным втягиванием Украины в европейское политико-правовое и экономическое пространство, и исключительно ритуальными жестами в адрес столь дорого Путину евразийского проекта. В Москве понимают, что логично следующий за ассоциацией безвизовый режим с ЕС как уполовинит число симпатиков России в Украине, так и четко продемонстрирует российским «рассерженным горожанам», что путинский режим оставил их за границами общего европейского пространства.
В связи с этим весьма вероятно, что Кремль займется разноплановой дестабилизацией Украины, доведением ситуации до аналога 2006–2008 годов, когда прозападный курс украинского руководства блокировался его неспособностью обеспечить управляемость страны. Для этого Москва будет тайно работать с украинской оппозицией, искать пути использования партии «Свобода» и как пугала для жителей востока страны и как инструмента саботажа проекта добычи сланцевого газа в Прикарпатье. Не исключено возобновление шагов по расшатыванию ситуации в Крыму, другие провокации. Все это в качестве ответной реакции будет порождать еще большее ужесточение режима, усиление давления на региональные элиты и депутатов из Партии регионов, как это происходит уже сегодня. Как и в Грузии, россияне будут вынуждены поддерживать столь нелюбимые ими демократические процессы в надежде на связанный с ними хаос. Именно нестабильность в Украине — сегодня главная цель Москвы. Ведь Кремлю не очень важно формальное членство нашей страны в Таможенном союзе — достаточно затормозить интеграцию в ЕС, энергетическое сотрудничество с США, сближение с Западом в целом. А там, рассчитывают в Москве, они уже и разживутся собственным популярным политиком и лояльной к ним партией, которая на следующем этапе решительно поведет Украину в противоположном направлении.
- Информация о материале
Страница 1194 из 2102
