Долговые рынки захлопнули двери перед Украиной. На прошлых выходных рейтинговое агентство Moody´s Investors Service снизило рейтинг наших гособлигаций с «B3» (высокорисковых) до уровня «Caa1» (обязательства низкого качества с очень высокой долей риска) с возможностью дальнейшего понижения, то есть до преддефолтного уровня. «Некоторое время рынок игнорировал понижение рейтингов Украины, но на сей раз решение Moody’s вызвало негативную реакцию иностранных инвесторов и привело к падению стоимости украинских еврооблигаций. Их доходность перешагнула отметку 10%», — рассказала «k:» главный экономист Dragon Capital Елена Белан. Теперь нашему правительству будет крайне сложно и дорого размещать евробонды. «Если Украина все-таки выйдет на рынок заимствований и возьмет в долг под проценты, превышающие 10% годовых, это станет сигналом отчаянного положения страны. Такой шаг повлечет за собой дальнейший пересмотр ее рейтингов и увеличение стоимости заимствований», — говорит исполнительный директор исследовательского агентства «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук.
Снижение оценки Украины — результат сомнений аналитиков в достаточности резервов НБУ. В Moody´s считают, что золотовалютные запасы страны будут таять из-за увеличивающегося спроса населения на валюту, а также из-за необходимости погашать внешние долги страны до конца 2014 года. Дополнительными факторами риска станут торговая война с Россией и отсутствие переговоров с МВФ. Синдицированного кредита в размере $750 млн., который Минфин привлек в этом месяце у нескольких банков (включая российский Сбербанк), Украине хватит ненадолго. Из этих денег правительство сможет рассчитаться с МВФ, погасив остаток долга за 2013 год. Однако главному финансовому ведомству еще предстоит выплатить $0,5 млрд. основной суммы по валютным ОВГЗ и $0,3 млрд. процентных платежей. Еще $0,8 млрд. должен заплатить Международному валютному фонду НБУ из своих золотовалютных резервов. «Если ситуация на внешних рынках не улучшится, властям придется полагаться на внутренние источники, в частности на валютные запасы банковской системы либо на двусторонние и синдицированные кредиты. Но таким образом можно привлечь гораздо меньшие суммы, к тому же на более короткие сроки», — говорит Елена Белан.
В свете этих событий перспективы национальной валюты выглядят пессимистично. Нервозность на валютном рынке, царящая с начала сентября, отчетливо продемонстрировала шаткость курса гривни. На минувшей неделе котировки доллара на межбанковском рынке достигли максимума с прошлого ноября — 8,2–8,205 грн./$, и только благодаря интервенциям НБУ и активной продаже долларов госбанками к пятнице курс откатился до 8,187–8,192 грн./$. Однако этот скачок едва ли станет последним. По прогнозам экспертов, уже к концу года курс национальной валюты может просесть до 8,3–8,5 грн./$ и ниже. Чтобы не допустить этого, НБУ начал спешно штамповать регуляторные акты, призванные понизить уровень долларизации экономики. Главное направление — ослабление интереса к зеленым со стороны населения и принудительный перевод расчетов граждан в нацвалюту. 21 сентября вступило в силу постановление НБУ (№365), обязывающее банки принудительно конвертировать в гривню валюту, которую физлица переводят друг другу на счета в пределах страны. Исключение составят операции по зачислению процентов по текущим и депозитным счетам, получение валюты по наследству или по договору дарения, а также перевод СКВ физлицом с одного собственного счета на другой. По оценкам банкиров, эта мера уже в ближайшее время должна увеличить предложение валюты на межбанке и слегка ослабить давление на курс гривни. «Кроме того, этот документ ограничит возможности мошенников, которые, пользуясь пробелами в законодательстве, выводили деньги за границу. До сих пор они могли отправлять валюту на свои счета за рубежом через физлиц-нерезидентов. Теперь этот канал перекрыт», — говорит исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины Сергей Мамедов.
Помимо этого ведомство Игоря Соркина поработало над снижением привлекательности валютных накоплений. С 30 сентября нормы резервирования для банков по долгосрочным вкладам предприятий и населения в инвалюте увеличатся в 1,4 раза (с 5 до 7%, постановление №371). Необходимость замораживать больше средств для привлечения СКВ, заставит банкиров пересмотреть ставки по валютным депозитам. По прогнозам финансистов, с начала октября они снизятся на 0,3–0,5%. Это подвигнет вкладчиков активнее переориентироваться на гривню, уменьшит спрос на инвалюту и приведет к замедлению кредитования в СКВ. К тому же ужесточение норм резервирования сократит ликвидность банковской системы примерно на 2–3 млрд. грн. и умерит аппетиты спекулянтов по покупке безналичной валюты.
Не менее активно НБУ работал и над проблемой вывода валюты из страны через псевдоимпорт. С 16 сентября (постановление №364) банки станут внимательнее отслеживать «импорт без ввоза» — операции по приобретению товара у нерезидента с целью дальнейшей перепродажи или использования для собственных нужд за рубежом. Согласно оценкам правительства, только в 2012 году под предлогом уплаты за товар, который не ввозился на территорию Украины, из страны было выведено около $10 млрд. Отныне сделать это будет невозможно без связей в налоговой: банкиры будут снимать с контроля упомянутые операции лишь после зачисления средств на счет предприятия от продажи такого товара или его использования.
Тем не менее вышеописанные меры регулятора едва ли станут достаточной страховкой от дальнейшего сокращения золотовалютных запасов. «Скорее всего, резервы продолжат уменьшаться из-за увеличения объемов закупки газа осенью и значительных выплат по внешним долгам в ноябре. По нашим расчетам, на конец года их размер составит $19–20 млрд.», — говорит начальник отдела анализа и исследований «Райффайзен Банка Аваль» Дмитрий Сологуб.
Это означает, что без привлечения средств от внешних кредиторов возможности НБУ по поддержке курса будут ограниченными. «Сейчас центробанк работает на опережение. Он предпринимает меры на случай, если экономическая ситуация в стране ухудшится, а МВФ все же не даст кредит. Возможно, действия регулятора и сгладят резкие скачки курса, но не защитят гривню от дальнейшего ослабления», — считает аналитик компании «Альпари» Владислав Антонов. По его словам, если украинскому правительству не удастся договориться о новом кредитном транше c МВФ, к концу года курс национальной валюты может просесть до 8,8–9 грн./$.