Старт нового политического сезона ознаменовался ощутимым оживлением активности парламентеров. В частности, этому поспособствовал евроинтеграционный "прессинг" со стороны президента, который прямым текстом отдал команду депутатам подготовить надежный грунт для саммита в Вильнюсе. Тем не менее, Верховная Рада остается кривым зеркалом украинского общества, где реальные проблемы искривляются и уменьшаются, а мелкие амбиции становятся "монстрами" политического пространства.

Традиционно болевыми точками парламентских сил – в частности, оппозиционных - остается доминирования персональных амбиций и ориентации на краткосрочные выгоды над реализацию политических программ.

Парламентские конфликты происходят на фоне все более большего падения доверия украинцев к властным институтам и к ВР в частности. По июльским данным компании TNS Украина, индекс доверия к власти (в пределах -2...+2) за период с сентября 2012 по июль 2013 года максимально упал у Верховной Рады - с минус 1,12 к минус 1,33. В то же время, интересы средних граждан остаются за скобками текстов законотворцев. Более того, новая политическая ориентация Виктора Януковича прибавляет нового привкуса пресноватому парламентскому бульону.

Если раньше "евроинтеграция" была мантрой для оранжевых и постпомаранчевих сил, то с поворотом президента в бок Брюсселя это слово становится важным и для регионалов. На Ялтинском саммите Янукович в который раз транслировал свои европейские мечты - однако, избегая проблем решения вопроса Тимошенко.

Следует отметить, что тезис евроинтеграции мог бы преодолеть системное недоверие между властью и оппозицией. Вместо того, она уже породила волнение в состоянии ПР, где нашлось многому оппонентов поворота на меру.

Виктору Януковичу даже пришлось организовывать отдельное собрание регионалов, на котором он убеждал нардепов в преимуществах союза с Брюсселем и вероятно дал понять о возможные финансовые проблемы для бизнеса нардепов, которые станут противниками позиции президента. Вместе с тем, парламентарии фактически забыли о тех тезисах, с которыми еще год назад соревновались за сердца и, возможно, умы избирателей.

Сыронизируем, что в лозунге "От стабильности к благосостоянию" ПР не только не достигла второго, но и поставила под вопрос первое.

Например, в последнем рейтинге глобальной конкурентоспособности за версию Мирового экономического форума Украина потеряла 11 позиций, откатившись к результатам 2011 года. На пресс-конференциях и в публичных выступлениях регионалы делают ударение на "ощутимых" показателях роста средней зарплаты и ВВП. Тем не менее, провластные политики часто манипулируют данными, озвучивая номинальные показатели, а не реальные, которые есть значительно менее оптимистичными.

Вместе с тем депутаты-регионалы подают законопроекты, которые призваны пополнить госбюджет за счет новых взысканий из бизнеса или обычных украинцев.

Оппозиция, которая в начале созыва сосредоточилась на "государственных позициях" – в частности, персональное голосование, механизм отзыва депутатов, отмена их неприкосновенности, ликвидация Конституционного суда - очевидно неспособна реализовать эти идеи за неимением голосов.

Вместе с тем, сфокусировавшись на подобных серьезных преобразованиях, члены "Батькивщины" не ищут компромисса с партией власти. Кроме того, четкую альтернативу конституционных преобразований БЮТ так и не предложил - как правило, лишь демонтаж тех механизмов, которые, по их мнению, угрожают украинской демократии.

Как и у представителей других фракций, у УДАРовцев фактически отсутствуют законопроекты, которые бы прямо транслировали их программные тезисы. Ощутимая частица документов касается незначительных правок существующих норм и точечных бюджетных коррекций.

Следует отметить, однако, идею законодательного упрочения возможности "перекрестного" вступления на магистратуру в цикле высшего образования. Это тема, которая стала предметом конфликта Минобразования и науки с Киево-Могилянской академией - вопрос возможности вступления на магистратуру на специальность, отличную от полученной на бакалаврате. Кроме того, УДАР также предложил проект закона о всеукраинской референдум, выдвинув идею обязательности его результатов.

Свободовцы кроме экзотической для стен парламента физической активности, показали особую активность относительно социальной сферы.

Среди других инициатив они предложили заменить закон о нацменьшинствах - на закон о национальных меньшинствах и праве на идентичность. Кроме того, представители фракции активно озаботились вопросом запрета рекламы алкоголя и табака. Вместе с коллегами из ПР, КПУ и УДАРа свободовцы предложили официально признать степени высших духовных учебных заведений.

Более того, на фоне усиления экономических проблем и головокружительной налоговой политики власти, ВО "Свобода" в который раз подняла вопросы переосмысления советской истории и Второй Мировой войны. В частности, проблема правового статуса и социальной защиты бойцов ОУН- УПА содержится в законопроекте под обтекаемым названием "О статусе и гарантиях социальной защиты участников борьбы за независимость Украины в ХХ столетии". Отдельный документ свободовцы посвятили жертвам политических репрессий в Украине.

У традиционных союзников большого капитала, коммунистов, сейчас назревает с властью идеологический конфликт - после поворота Виктора Януковича в сторону Брюсселя Петр Симоненко усилил лоббистские усилия относительно вступления в Таможенный союз.

Так, в начале сентября, вместе с подконтрольной "куму Путина" Виктору Медведчуку ОО "Украинский выбор", КПУ объявила о намерении организации всеукраинского референдума о присоединении Киева к альянсу Москвы, Минску и Астаны. Декларативность и популизм подобных планов не вызывает сомнения - это уже далеко не первая попытка коммунистов организовать плебисцит из громких политических вопросов.

Вряд ли стоит упоминать и о том, что Коммунистическая партия после прихода в парламент "забывает" о краеугольном камне собственной идеологической модели - разрушение капиталистической модели и возвращения Украины на рельсы социалистической схемы развития общества и государства. Реального описания социалистической Украины в 21 веку от коммунистов так и не слышно.

Вместо того, львиную долю своих усилий представители КПУ направляют на борьбу за советское наследство - по крайней мере, в сознании людей.

Так, коммунисты соревнуются за сохранения памятников Ленину в городах Украины, в частности, выступая против решений городской власти о демонтаже монументов, стремясь запрета переименования улиц, выступая за сохранения традиционной советской трактовки истории и т. п.

***

Анализ работы депутатов в который раз доказывает, что политические игроки в парламенте находятся в одной, общей для них иной реальности. Ведь проблемы, на которые они обращают внимание в своих нормотворческих проектах, часто поражают оторванностью от текущих событий и недостатком актуальности, а нередко - и сомнениями относительно взвешенности и здравого смысла.

Мы убеждены, что вместе с евроинтеграционными законами в постоянном фокусе Верховной Рады должны находиться:

- вопрос реформы правоохранительной системы - особенно после событий во Врадиевке, которые завершились исключительно взаимными обвинениями власти и оппозиции, без законотворческой реализации путей решения проблем;

- реформирование экономики и переформатирования отношений центр-регионы.

- кроме того, на фоне неопределенности с выборами в Киеве и приближением выборов президента Украины, парламентерам следовало бы озаботиться вопросом согласования и модернизации избирательного законодательства, а также гарантии честности и прозрачности волеизъявления украинцев.

На фоне почти полного покорения властной вертикали, внутренних конфликтов и старых обид депутаты могут сделать попытку перезагрузки парламентаризма - особенно на фоне все более громкой агрессивной риторики Кремля и готового к объятиям Брюсселя.

Тем не менее, в кривом зеркале Верховной Рады Европа и Россия становятся лишь пятнами на карте сравнительно с недальновидностью и состоянием банковского счета депутатов.

Кривое стекло почти окончательно превратило политику в маркетинг. Сначала умение продать себя избирателю обменивается на депутатский мандат, а дальше - обещания, которые были даны раньше, приносятся в жертву политической конъюнктуре.