Главная
Замглавы Госбюро расследований Александр Буряк: Следователи прокуратуры утратили полномочия регистрировать новые производства, а ГБР еще не может регистрировать. Образовался правовой вакуум
Госбюро расследований, создававшееся по аналогии с ФБР, должно стать самым влиятельным правоохранительным органом в стране. Но, пережив ряд скандалов, оно так и не заработало. По результатам недавних конкурсов выбраны первые победители, но их пока не назначают на должности.
О том, стоит ли ждать осенью громких арестов, почему в бюро нельзя набрать оперативников, какую зарплату получат секретные агенты и как планируют защитить его сотрудников от давления, в интервью «Цензор.НЕТ» рассказал заместитель директора Госбюро расследований Александр Буряк.
Зарплата оперативного работника в перечне окладов отсутствует, нужны изменения в закон
- С момента избрания директора и заместителей ГБР прошло уже 9 месяцев. За такой срок можно выносить и родить ребенка. Александр Александрович, что мешает запустить работу бюро?
- Ребенок ведь рождается слабым и не самостоятельным, а наш орган должен быть сильным и независимым, поэтому и времени нам нужно больше.
На данный момент уже самое сложное позади. Внешняя комиссия определила победителей на должности начальников территориальных управлений и руководителей в подразделениях центрального аппарата. Также закончен конкурс внутренней комиссии №1, по результатам которого выбрано 180 кандидатов. В их числе следователи и государственные служащие (бухгалтерия, юристы и т.д.), которые будут обеспечивать работу бюро. Часть персонала набирается без спецпроверки, это около 50 человек. Думаю, в ближайшие дни эти люди будут назначены. Следователи же подпадают под иную категорию, по каждому из таких кандидатов должна проводиться спецпроверка, которая займет какое-то время.
- А если кто-то из них не пройдет спецпроверку? Их место может занять второй по рейтингу кандидат?
- Нет, на начальном этапе, конкурсные условия этого не предусматривают. Если кандидат не проходит спецпроверку, на эту должность объявляется новый конкурс. Ничего страшного в такой процедуре не вижу. Уверен, что 99% победителей конкурса, а возможно и все 100, спецпроверку пройдут успешно, поскольку большая часть из них – действующие сотрудники правоохранительных органов и в соответствии с требованиями закона уже ее проходили. У многих есть допуск к гостайне, перед получением которого они тоже проходили определенную проверку.
- До сих пор не набраны сотрудники оперативных подразделений, только руководители управлений центрального аппарата. Почему не проводился конкурс и когда планируете его запустить?
- Мы не можем объявить конкурс, пока парламент не проголосует за необходимые изменения в законодательство. Речь не только о законе о ГБР. Например, в законе «Об оперативно-розыскной деятельности» отсутствует ряд оперативных служб ГБР, которые необходимы для запуска работы оперативного блока, в частности это оперативно-технические подразделения и оперативные работники. На данное время в законе предусмотрены лишь работники подразделения внутреннего контроля и личной безопасности.
- То есть, оперативники бюро, за исключением этих двух категорий, не имеют права заниматься оперативно-розыскной деятельностью?
- Именно так. Кроме того, в самом законе о ГБР оклад оперативного уполномоченного вообще не оговорен. И если оклад следователя привязан к 20 прожиточным минимумам, а на сегодня это 35,2 тысячи гривен, то зарплата оперативного работника в перечне окладов отсутствует.
Поэтому необходимо принять на законодательном уровне ряд технических правок в закон, чтобы запустить конкурс для оперативных сотрудников.
Законопроект доработан профильным комитетом ВР ко второму чтению и даже стоял в повестке еще до каникул народных депутатов, но очередь до него, к сожалению, не дошла. Мы очень надеемся, что в первых числах работы парламента он все-таки будет проголосован. В нем нет никаких моментов или норм, которые были бы дискуссионными.
- Пока будут работать лишь следователи? А кто возьмет на себя оперативные вопросы до внесения изменений в закон?
- Сейчас очень важно поскорее запустить следственный аппарат. Согласно УПК Украины следователи прокуратуры утратили полномочия регистрировать новые производства, а ГБР еще не может регистрировать, поскольку мы полноценно не заработали. В результате образовался правовой вакуум. Поэтому, невзирая на пробелы в законе, нужно запустить следствие, а оперативное сопровождение пока будут обеспечивать коллеги из других правоохранительных структур.
Проверка НАБУ не может проводиться по сотрудникам госбюро расследований, особенно по работникам оперативных служб
- Отбор на руководящие должности в бюро проводила внешняя комиссия, состоящая из представителей Администрации Президента Украины, Кабмина и Верховной Рады. Накануне голосования было обнародовано два разных списка с именами «будущих победителей». И когда комиссия выбрала 27 человек на руководящие должности, оказалось, что большая часть фамилий совпала со списком обнародованным накануне народным депутатом Сергеем Лещенко. Вы можете как-то объяснить эту историю со списками?
- Нет, я не входил в состав этой комиссии. Полагаю, все вопросы вы можете переадресовать ее членам напрямую. Хотя для меня нет ничего удивительного и сенсационного в том, что члены комиссии заранее обговаривают какие-то свои варианты фаворитов, ведь для этого и придуман такой этап конкурса, как собеседование, чтобы лично пообщаются с кандидатами и сложить определённый рейтинг. Если человек хорошо прошел все этапы, у него положительный полиграф, и он произвел впечатление при собеседовании, скорее всего, о нем будут говорить, как о реальном претенденте.
- Отвечая на запрос общества, директор бюро Роман Труба обратился с письмом в НАБУ и попросил проверить победителей. Почему к этим людям решили присмотреться только после того, как конкурс закончился? Раньше нельзя было на каждого сформировать досье и провести все необходимые проверки?
- В квалификационных требованиях, подписанных директором и переданных комиссии перед началом конкурса, оговорены такие условия, как профессиональный стаж и стаж работы на руководящей должности. Поэтому если говорить об оперативном блоке, то туда выбраны комиссией профессионалы, имеющие опыт проведения оперативно-розыскной деятельности, соответствующее образование, и которые прошли специальную подготовку. Часть из них сейчас занимает руководящие должности в других правоохранительных структурах, соответственно люстрационные запреты на них не распространяются. Кроме того, они в обязательном порядке подавали декларации, их имущество и доходы должны были проверить в НАПК. В том случае если НАПК нашло бы нарушения, то они должны отреагировать своими полномочиями, либо передать материалы в НАБУ, если есть основания для регистрации уголовного производства. Например, если в ходе спецпроверки НАПК устанавливается, что человек скрыл имущество или доходы в больших размерах, это является основанием для открытия уголовного производства и проведения расследования НАБУ.
Закон не дает права НАБУ проводить проверки, они осуществляют досудебное расследование. Законом о Госбюро расследований четко предусмотрен порядок специальной проверки кандидата.
- Проверка уже проводится?
- Такой информацией я не располагаю.
- Что именно должны сделать работники НАБУ? На какие вопросы должны ответить детективы?
- Считаю, что проверка НАБУ не может проводиться по сотрудникам Госбюро расследований, и особенно по работникам оперативных служб. Поскольку они выполняют специфическую работу, методы проведения которой разглашать запрещено законом. Проведение какой-либо проверки органами, которые не наделены такими полномочиями законом, недопустимо. Проведение таких действий в принципе говорит о конфликте интересов. Ведь работники НАБУ - это субъекты ГБР и потом наш сотрудник, по которому они проводили «проверку», будет проводить оперативно-розыскные мероприятия или вести следствие по них.
Мне вообще не понятно, как будет действовать в данном случае НАБУ и на основании чего. Насколько я понимаю, те, кто прошел конкурс, не давали своего согласия на обработку своих персональных данных НАБУ. Если есть какое-то уголовное производство или оперативно-розыскное дело, тогда собирать по ним информацию можно. В противном случае – нет.
Во время конкурса все кандидаты прошли определенные этапы отбора, включая полиграф, где им задавали в том числе вопросы, касающиеся коррупционных рисков. И внешняя комиссия изучала результаты тестирования на полиграфе и должна была их учитывать при принятии решения.
Кроме того, конкурс был открытым и занял определенное время. Если какой-то человек располагал негативной или разоблачающей информацией о любом из кандидатов, у него была возможность передать ее комиссии, а та в свою очередь отреагировать, в т.ч. направить в НАБУ, если речь шла о преступлении.
Хотел бы в какой-то степени успокоить общественность относительно всех, кого мы принимаем на работу. В составе бюро предусмотрено подразделение внутреннего контроля, которое, с одной стороны, обязано защищать наших сотрудников, с другой – проводить в отношении них проверочные мероприятия. Такое подразделение имеет право проводить полиграфические исследования, и каждый сотрудник ГБР обязан раз в год проходить полиграф. Также оно может в случае необходимости мониторить способ жизни каждого сотрудника и проводить проверку на добропорядочность. Если у кого-то возникает вопрос о недобропорядочности, коррупционных рисках по какому-то нашему сотруднику, этот человек может обратиться в подразделение внутреннего контроля и проверку обязательно проведут. На законных основаниях.
На данный момент два сотрудника этого подразделения выбраны внешней комиссией. Если их завтра назначат, послезавтра они могут начать проверку по любому из назначенных победителей конкурса в случае необходимости, у них есть все полномочия.
- Победители еще не разбежались, узнав о грядущей проверке?
- Не знаю, я не общаюсь ни кем из них.
- Не боитесь, что этих людей в НАБУ банально завербуют?
- Не исключаю этого, но будем надеяться на их высокие моральные качества и преданность идеи.
- Сколько планируете ждать эту проверку и не назначать людей на должности?
- Я считаю, что нужно назначать и двигаться вперед, поскольку необходимо начинать расследования.
Кроме того, нам предстоит еще немало сделать, чтобы наладить работу территориальных подразделений, а для этого победившие в конкурсном отборе кандидаты тоже должны быть официально оформлены.
Нам необходимо создать академию по аналогии с учебным учреждением, готовящим кадры для ФБР
- Уже выбраны заместители начальников территориальных управлений. Но почему эти кандидаты не проходили полиграф? Насколько полиграф в принципе важен?
- Полиграф помогал отсеять людей, подверженных коррупционным рискам, склонных к алкогольной, наркотической зависимости, а также тех, кто может сотрудничать с иностранными спецслужбами, связан с криминальными структурами. Поэтому такое исследование для нас чрезвычайно важно, и полиграфологи проделали огромнейшую работу. Их заключения очень помогали при принятие решений во время проведения конкурсных процедур.
Кабинет Министров Украины изменил порядок проведения конкурса. И внутренняя комиссия №2 выбрала и подала на назначение директору 14 кандидатов, которые не проходили полиграф. Но согласно закону о ГБР они все равно должны будут сейчас пройти спецпроверку и исследование на полиграфе. Только после этого их назначат.
- Результаты исследования на полиграфе являются поводом отказать человеку, которого выбрали во время конкурса, в принятии на работу?
- В законе о ГБР такой нормы нет.
- НАБУ не пыталось внедрить в ваши ряды своих секретных агентов?
- Может, и пыталось. Но такие факты мы не выявили, так что удивить вас нечем.
- У ГБР будут свои агенты?
- Законом предусмотрены и штатные, и нештатные негласные сотрудники.
- Когда они появятся?
- Скоро. Но конкурс при отборе агентов должен быть закрытым, учитывая специфику их работы. Сейчас мы просим Кабмин внести изменения в конкурсные условия.
- Какая у них будет зарплата?
- Такая же, как будет у оперативного сотрудника после принятия закона.
- Госбюро часто сравнивают с ФБР. На ваш взгляд, это оправданно? Есть что-то общее?
- Сказать, что мы абсолютно идентичные нельзя. Есть общее в идее, совпадает ряд функций, мы также планируем создавать базы данных, дактилоскопические карты, экспертные учреждения. Модель похожая, но законодательство все-таки у нас с коллегами из ФБР разное.
Уверен, что если мы хотим в будущем избежать каких-то кадровых ошибок, нам необходимо создать академию по аналогии с учебным учреждением, готовящей кадры для ФБР. Предусмотреть экзамены при поступлении, разработать качественные программы, а сам учебный процесс построить так, чтобы, поместив человека в определенную среду, его можно было детально изучить. Во-первых, это не будет короткое собеседование. Это будет процесс, позволяющий проанализировать, как человек ведет себя в стрессовых ситуациях, в общении с другими людьми, в быту. Кроме того, академия должна дать человеку необходимые знания и навыки, подготовить его на надлежащем уровне.
Не знаю, удастся ли нам ее создать именно такой и когда, но уверен, что это бы сняло многие негативные моменты, связанные с проведением конкурса. Мы бы получали профессиональных сотрудников, которые прошли обучающий спецкурс. И у нас было бы время провести полноценную проверку в отношении каждого.
Невозможно отобрать идеальных людей. Тем более на начальном этапе. Вспомните конкурс в НАБУ. Они тоже уже после запуска увольняли людей и набирали новых, через новые конкурсы. Любой новый орган проходит через процесс самоочищения кадров.
- Сейчас ГБР набирает также сотрудников, не имеющих опыта работы в правоохранительной системе. Такой квотный принцип заложен в самом законе. А кто будет их учить?
- Будет школа наставничества. То есть, будут учить следователи, имеющие опыт работы. Другого пути у нас пока нет.
- Кроме академии законом предусмотрено создание еще и научно-исследовательского института. А он чем должен заниматься?
- Изучением законодательства, его модернизации. Все это заложено в стратегической программе развития ГБР на пять лет. Будем стараться ее воплотить.
- Сколько нужно времени, чтобы бюро масштабно развернуло работу?
- За полтора-два года можно полноценно запустить работу всех служб, отсеяв людей, которые окажутся не готовы к выполнению такой работы. При условии, что законодатели нас поддержат. Например, эксперты предусмотрены законом о ГБР, но их нет в законе о судебной экспертизе. Получается, что мы их набрать можем, но они не смогут функционально выполнять свои обязанности, и их робота не сможет быть доказательством в суде.
- А как обстоят дела с материально-техническим обеспечением?
- На сегодняшний день у нас есть помещение в Киеве на улице Симона Петлюры, которое передано ГБР согласно распоряжению Кабмина. Но по нему нет акта приема-передачи, поскольку оно оказалось под арестом. Есть еще три этажа в здании «Пресса Украины», там требуется капитальный ремонт. Сейчас проводятся проектные работы, потом будут тендерные процедуры, и лишь после этого ремонт может начаться.
В регионах помещения тоже подыскали, сейчас мы в процессе оформления договоров. Когда будут назначены начальники территориальных управлений, они смогут заниматься этими вопросами и быстрее все двигать.
- Как получилось, что помещение оказалось под арестом?
- Предприятие, которому оно принадлежит, имеет задолженности по заработной плате, в связи с чем его имущество было арестовано, в том числе и это помещение. Почему нам его передали сказать не могу, не видел документы, предшествующие распоряжению Кабмина. Сейчас мы обратились за разъяснениями в Минюст, как быть в этой ситуации. Потому что мы не можем проводить там ремонтные работы, вкладывая бюджетные деньги в помещение, не имея на него акта приема-передачи.
- Переехать без ремонта в здание «Пресса Украины» можно?
- Нет, здание постройки 60-х годов прошлого века, помещение требует капитального ремонта. Повреждена крыша, ее тоже нужно приводить в порядок.
- Иностранные доноры помогают?
- Нам очень помогает Консультационная миссия ЕС. Ее представители мониторили конкурс и им тоже можно задать вопросы о его прозрачности и победителях. Например, при работе нашей комиссии они присутствовали постоянно.
- Материально помогают?
- Мы не можем, как НАБУ, получать напрямую материально-техническую помощь от иностранных доноров. В законе написано, что мы можем ее получать лишь в рамках договоров, которые ратифицированы Украиной. Пока механизма получения такой помощи нет.
- Когда у ГБР появится спецназ? Руководителя комиссия выбрала.
- Это тоже оперативный блок. Поэтому сможем начать формировать спецназ только после того, как будет проголосован законопроект, о котором мы уже говорили.
- Предполагается, что бюро начнет расследования с «чистого листа» и никаких уголовных производств вы у ГПУ забирать не планируете. Поправьте, если ошибаюсь.
- Нет, это не совсем так. На данный момент изменения в УПК Украины обязали следователей прокуратуры продолжить расследование уголовных дел нашей подследственности, но не дольше 2-х лет с момента начала работы ГБР. Поэтому, если досудебное следствие не будет завершено в указанный строк, то производство передадут в ГБР. Конечно нам бы хотелось отвечать только за те дела, которые мы будем расследовать с самого начала и до обвинительного судебного приговора, поэтому будем настаивать на изменениях.
- А как быть с делами, которые касаются агрессии РФ и событий на Донбассе? Военной прокуратурой проделана колоссальная работа, в них опрошены тысячи людей, собрана доказательная база, но расследование еще продолжается. Эти дела вы тоже не хотите забирать?
- Органы прокуратуры продолжают выполнять функцию следствия и смогут завершить расследование в делах, которые ранее были открыты.
Даже при наличии ГБР Генеральный прокурор может определить процессуальное руководство за военной прокуратурой, Ведь Вы правы, когда говорите, что эти производства действительно очень объемные, в них проведена громадная работа. После запуска бюро мы сможем включать в группы своих следователей, чтобы они интегрировано смогли изучить эти производства и могли по ним работать дальше, если будет принято решение о передаче их нам. Хотя я уверен, что в военной прокуратуре работают профессиональные кадры и они завершат расследование до того момента, когда прокуратура будет полностью лишена следственных функций.
Следователей бюро будет защищать подразделение внутреннего контроля
- Некоторые эксперты указывают на то, что сотрудники в департамент ГПУ, который будет надзирать за ГБР и осуществлять процессуальное руководство, отбираются без конкурса. И существует риск наполнения этих подразделений кадрами, которые будут в ручном режиме блокировать расследование уголовных производств. Прокомментируете?
- Считаю, что блокирование в ручном режиме исключено. Кроме того, не стоит забывать, что есть судебный контроль и контроль со стороны общественности, которая не допустит принятия незаконных решений.
- Их принимают десятки по всей стране. Почему вы думаете, что в случае с ГБР будет иначе?
- Принимая решение, прокурор руководствуется законом и исходит из тех материалов производства, которые есть. Если прокурор видит, что тех доказательств, которые собраны в деле, не достаточно, чтобы поддерживать обвинение и получить обвинительный приговор в суде, он в соответствии с требованиями УПК Украины закрывает это производство. К сожалению, так бывает, независимо от того, нравится это кому-то или нет.
Посмотрите статистику оправдательных приговоров других стран, их там немало. Но никто же не говорит, что во всех случаях это коррупционная составляющая или какое-то личное, неправильное мнение прокурора. Прокурор выполняет функцию поддержания публичного государственного обвинения, если его кто-то в чем-то уличил, давайте проводить расследование.
В последнее время мы сами гробим свою правоохранительную систему. С одной стороны, хотим, чтобы правоохранители нас всех защищали, с другой постоянно говорим о них негативно, априори им не доверяя. Давайте начнём поддерживать систему и научимся доверять тем кто её представляет. Конечно, негодяев, которые дискредитируют органы, совершая должностные или другие преступления, нужно наказывать. Мы это и будем делать.
- Вы много лет проработали в прокуратуре. Были приказы от руководства, с которыми не соглашались?
- Практически все время работал в следствии, за исключением тех лет, когда занимал административные должности. А кто будет давать следователю незаконные указания? Это же уголовная ответственность.
- Следователи у нас только формально независимые.
- Это неправда. Давать следователю незаконные указания нелогично, он не только может поступить совсем по-другому, а и привлечь того кто незаконно вмешивается - к наказанию, по закону все полномочия для этого у него есть.
- Что дает гарантию независимости следователю ГБР?
- Привлечь следователя к ответственности может только дисциплинарная комиссия, которая состоит из трех членов Совета общественного контроля и двух сотрудников ГБР. То есть представителей общественности в дисциплинарной комиссии большинство. Это обеспечивает определенные гарантии следователю. Поскольку ни начальник отдела, ни заместитель директора не может дать ему указания и давить на него, угрожая наказать или уволить.
Также следователей бюро будет защищать подразделение внутреннего контроля. Вплоть до обеспечения личной безопасности в случае необходимости.
- А как обезопасить руководство бюро от политического влияния?
- С чего вы взяли, что оно есть или будет? Никто из нас никогда не состоял ни в каких партиях.
Да, мы сейчас общаемся с народными депутатами представителями всех фракций, обсуждая необходимость внесения изменений в закон, который позволит ГБР начать полноценную работу, но политического влияния они на нас не оказывают, и с уважением относятся к принципу политической нейтральности как основе организации и деятельности бюро.
- Вас называют человеком Пшонки. Когда вы с ним последний раз общались?
- Пшонку видел несколько раз за всю карьеру в прокуратуре, на публичных официальных мероприятиях в помещении ГПУ. В 2012 году в ГПУ создали особенное подразделение по борьбе с коррупцией, на счету которого не одно громкое дело, его работники выезжали по разным областям, проводили реализации, задерживая судей и чиновников высокого ранга. К набору кадров в управление были высокие требования, приглашали лишь опытных следователей, так получилось, что предложили и мою кандидатуру. При назначении в это управление Пшонка проводил собеседование лично, в присутствии работников управления кадров, тогда вызывали и меня.
- Это тогда же было дело о взяточничестве экс-главы Госслужбы занятости Галицкого? Напомните, чем закончилось расследование и что стало с деньгами, которые у него нашли.
- Уголовное производство было направлено в суд. Деньги в размере более миллиона долларов, которые мы нашли у него дома при обыске и на счету в одном из банков Монако, были арестованы и взысканы в бюджет государства.
- Вернемся к вашему общению с Пшонкой.
- Ещё два раза я видел его, когда меня назначали на должность прокурора Франковского района города Львова и позднее заместителя прокурора города Львова. Тогда тоже был отбор, мы проходили тестирование, психологов, собеседования, а по итогу проводилась кадровая коллегия, которую он возглавлял и соответственно задавал вопросы кандидатам. Этим наше общение ограничилось.
- Должность заместителя прокурора Киева вы получили в 2015 году. Благодаря чьей поддержке?
- В органах прокуратуры отработал 20 лет. Ко всем своим должностям я шел постепенно, никто меня не продвигал.
- Вы лично согласны со всеми кандидатурами, которых выбрала внешняя комиссия на руководящие должности? Там есть четверо ваших непосредственных подчиненных.
- Могу быть с ними согласен или не согласен, это никак не влияет на ситуацию. Поэтому руководствуюсь следующим: комиссия их выбрала, значит, они были этого достойны. Когда директор примет решение об их назначении, то мы начнем работу с чистого листа. Дальше все зависит от них. Если не будут справляться со своими обязанностями, будем ставить вопрос о замене.
- Успеете запустить работу бюро в сентябре?
- Делаем все возможное, чтобы это произошло. Шар надо сдвинуть, потом он начинает набирать обороты. Нам сейчас надо сдвинуть этот шар, назначив тех сотрудников, которые выбраны комиссиями, и начать работать. Дальше все уже будет гораздо проще. Потому что появится штат людей, которые смогут выполнять конкретные задачи. Сейчас мы просто физически не можем сделать все, что нужно.
- На что в первую очередь будете обращать свое оперативное внимание? Какие сферы?
- Искренне говоря, после назначения на должность в голове автоматически фиксирую и откладываю информацию, которую вижу и читаю в СМИ, слышу от людей, с которыми общаюсь, но не хочу сейчас разглагольствовать о анонсах, лучше позже предоставлю конкретные результаты. Для разработок, выявления, сбора и фиксации преступлений, подследственных ГБР, нам в первую очередь нужно с нуля сформировать дееспособные оперативные подразделения и агентуру.
- Стоит ждать уже в этом году громких арестов?
- Считаю, что работа ГБР должна славиться и измеряться не громкими задержаниями, а обвинительными судебными приговорами.
- Информация о материале
Политика для бедных. Почему бездомные не повлияют на результаты выборов
В преддверии выборов снова актуализировалась тема использования черных политических технологий. Уязвимая часть населения оказалась в центре внимания политтехнологов.
Одни говорят о том, что эти граждане станут объектом для манипуляций, и, »колеся» по избирательным участкам, вероятнее всего, они будут голосовать за нужного кандидата.
Другие заверяют в дороговизне этого процесса и бессмысленности, ведь сфальсифицированные голоса могут быть обжалованы.
Срывая пластырь наболевшей темы в обществе, разберемся, насколько бездомные могут повлиять на результаты выборов, поразмышляем о вероятности кратного голосования бездомных и о мифах, которые ходят вокруг «избирательного могущества» лиц без определенного места жительства.
Как на ближайших выборах будет голосовать бездомный Вася
Итак, представим себе Васю, типичного бывшего интеллигентного человека без определенного места жительства, падкого на алкоголь, уязвимого к манипуляциям, с большим и проверенным опытом политического участия в митингах, акциях протеста и так далее.
Васю легко подкупить. Васины аппетиты легко удовлетворяются литром сивухи.
Кроме этой, очень важной составляющей его участия в политической жизни страны, Вася важен тем, что у него нет прописки, а значит – он не привязан округу. А значит, его теоретически можно привязать ко всем округам.
Чтобы засвидетельствовать свою «гражданскую позицию», Васе придется как минимум отпроситься у организаторов какого-нибудь митинга за какое-нибудь очередное «життя та майбутнє», куда он регулярно ходит в качестве фрилансера, и зарегистрироваться в Центре учета бездомных граждан или социальной службе района.
Затем Васе придется покататься в микроавтобусе по другим районам, чтобы «зачекиниться» в каждом подобном центре и во всех избирательных участках.
Задача устроителей «чекина» – «юзать» Васю везде, где только можно и сколько можно. До тех пор, пока его имя не появится в реестре.
Задача Васи всего одна – написать заявление о том, чтобы его внесли в списки избирателей.
Как повлияет голос Васи на результаты выборов
По данным Минсоцполитики, в Украине насчитывается около 70 тысяч бездомных. Это те люди, которые зарегистрировались в одной из соцслужб и имеют право голосовать.
В реальности же, по оценкам экспертов, таковых – около 200 тысяч.
Очевидно, точечно их голоса могут быть куплены, однако о массовости речи не идет, ведь в населенных пунктах их число, даже в больших городах, не превышает 200 человек.
Что касается Васи. После того, как он зачекинится в центрах для бездомных и избирательных участках, система электронного реестра, естественно, просигнализирует о том, что Вася уже в нем есть.
Васины чекинщики попробуют договориться с теткой-регистраторшей. Но у той страх быть уличенной окажется сильнее страсти к лёгким деньгам. В лучшем случае она не поднимет гвалт. В худшем – поднимет.
Значит, не срослось. И, собственно, на этом незамысловатую историю с участием Васи в украинской политике можно было бы и закончить. Если бы не одно «но».
А что, если кто-то всё-таки решится на крупномасштабный чекин, собрав 70 тысяч васей страны, и привезет на участок/участки?
Не сложно спрогнозировать, что в условиях повышенного внимания партий и различных наблюдателей это вызовет в лучшем случае скандал, а в худшем – банальное аннулирование результатов выборов (если фальсификации превышают 5%).
Одним словом, бездомных, как и всегда, будут вовлекать в политический процесс, но существенно исказить результат выборов они не смогут.
Однако в Украине, где возможен третий тур выборов, победителя иногда определяют решением суда, протоколы с мокрыми печатями имеют свойство ехать в ЦИК по несколько суток из соседнего района с округов, а сервера виснут в самый неподходящий момент – все возможно.
- Информация о материале
С миру по нитке. Как возрождается украинская киноиндустрия
В одном из павильонов Одесской киностудии во время встречи Film Industry networking, организованной в рамках Одесского международного кинофестиваля (ОМКФ), я подслушала обрывок диалога.
— Что вы можете предложить помимо идеи?
— У нас есть сценарий, команда, место для съемок. Вообще все есть, кроме денег.
В июле несколько десятков кинематографистов из семи стран собрались, чтобы познакомиться, обсудить идеи новых проектов и увидеть презентации перспективных локаций для съемок в Украине. День выдался жарким, время было обеденное, но фуршетные столы с ледяным соком, охлажденным вином и тающими во рту лакомствами почти никого не интересуют, участники мероприятия поглощены общением. «В Украине появилось так много кинопродюсеров, есть к кому присмотреться», — говорит своей коллеге исполнительный директор фонда Euroimages при Совете Европы, уже на крыльце, покидая встречу. Он прав. Продюсеров у нас определенно прибавилось.
Общее дело
В последние два года украинская киноиндустрия переживает небывалый подъем. Это происходит, несмотря на бедственное состояние национальной экономики и скандалы, возникающие вокруг распределения бюджетных средств, направленных в поддержку киноискусства. Только в 2018 году состоялось 16 премьер. Среди них несколько партнерских проектов, реализованных совместно с зарубежными кинопроизводителями. «Вулкан» Романа Бондарчука — копродукция Украины, Германии и Монако. «Когда падают деревья», дебютная полнометражная картина Марыси Никитюк, известной по работе в коротком метре, — совместное производство Украины, Польши и Македонии.
В этом году впервые в истории ОМКФ фильмом открытия стала картина, созданная в копродукции с участием нашей страны. Драму Бенедикта Эрлингссона «Женщина на войне» снимали исландская, французская и украинская студии. Как выразился бельгийский режиссер и продюсер Олиас Барко, снимавший в нашей стране фантастический фильм «Полина» с Жаном Рено, а сейчас, опять-таки в партнерстве с украинскими студиями, работает над триллером «Последний шаг», мы живем в эру копродукции.
В современном мире крайне сложно реализовать масштабный проект силами единственной кинокомпании в границах одной страны. Съемки полнометражного художественного фильма — по определению рискованная инвестиция. Бюджет требуется солидный, а возврат средств гарантировать невозможно. Производство на условиях международной копродукции означает, что привлечением финансирования занимаются несколько продюсеров в разных государствах и в дальнейшем они совместно координируют работу над фильмом. Причем каждый адаптирует его к вкусам и восприятию аудитории своей страны. По умолчанию предполагается демонстрация во всех странах, участвовавших в производстве.
Список партнеров может быть длинным. В создании драмы Аннемари Джасир «Ваджиб» участвовали Палестина, Франция, Германия, Колумбия, Норвегия, Катар и ОАЭ. Такой сложный межнациональный пазл, с одной стороны, затрудняет администрирование и юридическое сопровождение съемок, с другой — обеспечивает диверсификацию финансовых рисков и практически гарантирует глобальный прокат.
Неудивительно, что многие украинские кинематографисты ищут возможности копродукции с коллегами из других государств. И вроде бы есть чем привлечь потенциальных партнеров. Съемки в Украине обходятся относительно дешево — местные цены примерно на 50% ниже среднеевропейских, при этом хватает красивых локаций, на которые давно обратили внимание западные режиссеры. К примеру, Джузеппе Торнаторе еще в 1998 году снимал свою «Легенду о пианисте» в Одессе. Правда, тогда о копродукции с Украиной речь не шла. В продюсировании участвовали представители четырех стран, нашей среди них не было.
Чтобы войти в проект на партнерских основаниях, недостаточно располагать локациями и техническими возможностями для съемки. У многих наших соотечественников, которые пытаются выйти на рынок международной копродукции, есть готовые сценарии и уже собранные творческие команды, но и этого оказывается мало. Желая выяснить, чего им, собственно, не хватает, какие ошибки они совершают, представляя свои идеи иностранным коллегам, и в чем могут заключаться их конкурентные преимущества, Фокус обратился к успешным западным продюсерам и кураторам форумов копродукции.
Гениальность – не аргумент
Мартина Блайз (Германия), сооснователь Berlinale Co-production Market, работает на Берлинском международном кинофестивале с 2001 года
— Первое, что нужно понять, затевая международный проект: копродукция — не желание, а необходимость. Если потенциальный партнер может обойтись без вас, значит, обойдется. Многим молодым продюсерам, с которыми я общалась, кажется, что их более опытные коллеги рассуждают так: «Какая хорошая идея! Давайте реализуем ее в партнерстве нескольких стран». На самом деле никто изначально не стремится расширять географию. Это значительно усложняет процесс управления съемками, создает дополнительные операционные издержки. Многих вообще раздражает тот факт, что на проекте оказывается несколько продюсеров из разных государств и с ними приходится согласовывать каждый шаг. Хотите привлечь западного партнера — приготовьтесь обосновывать, почему он вообще должен иметь с вами дело. То, что вы гений, хоть и не признанный, и ваша идея сама по себе прекрасна, не может быть единственным аргументом.
Может, моя рекомендация и звучит как нечто очевидное, но вы удивитесь, если узнаете, как часто продюсеры пытаются выйти на международный рынок копродукции, вовсе не задаваясь вопросом, в чем должен заключаться интерес их потенциального зарубежного партнера.
Недавно ко мне обратились люди из Украины, сказали, что ищут возможности копродукции с Германией. У них есть сценарий, написанный исключительно на местном материале. Тема сугубо одесская. Режиссер и актеры местные. Весь фильм они собираются снимать в Одессе. Я спрашиваю: «Так чего вы хотите от немецкого партнера?» Они отвечают: «Денег». Это не просто наивность, а непонимание сути понятия копродукции. Допустим, у вас и вправду есть все, кроме финансовой поддержки. Хотите, чтобы другой продюсер занялся поиском инвесторов под ваш проект — предоставьте ему пространство для реализации каких-то собственных замыслов. Проект должен стать общим, у партнера должно появиться право голоса и при подборе актеров, и при творческой корректировке. Сам сюжет нужно писать таким, чтоб его поняли и приняли не только в нашей стране. Даже если он построен на эмоциональном материале, в нем должна ясно прослеживаться общечеловеческая идея.
Прекрасный пример — фильм «Ваджиб» Аннемари Джасир. Хоть там и показаны палестинские традиции, не имеющие отношения к моей жизни, в центре сюжета вполне понятная мне проблема отцов и детей. В любой стране поймут переживания сына, покинувшего родительский дом, и папы, который хочет видеть в нем свое продолжение.
Еще одна типичная ошибка не слишком опытных продюсеров: каждому, кто выразил готовность их выслушать, они тут же пытаются пересказать всю фабулу. На самом деле в начале разговора нужно просто коротко и емко объяснить, о чем будет кино: о любви во время войны, об одиночестве в толпе, о проблемах женщин в современном обществе. Если начнете пересказывать всю историю: «Мой герой родился в маленьком городке, автостопом приехал в мегаполис и там познакомился с будущим диктатором», — скорее всего, вас не дослушают до конца, и вы банально упустите шанс презентовать свою идею.
И наконец, самая очевидная, но на удивление распространенная ошибка украинских продюсеров. Они пытаются вести переговоры через переводчика. Странно, что это приходится объяснять, но для такого дела непременно нужен свободный английский. О каком доверии и сотрудничестве идет речь, если вы с иностранным продюсером даже поговорить без посредников не можете? Копродукция предполагает довольно тесное общение. Не можете выучить английский — возьмите в команду человека, который им владеет. Но это должен быть не переводчик, а полноправный представитель, с которым можно оперативно решать организационные вопросы.
Неслабый квест
Марианн Слот (Франция), продюсер всех фильмов Ларса фон Триера, многих работ Бенедикта Эрлингссона, Наоми Кавасе и Сергея Лозницы, член Европейской киноакадемии
— Мне приходилось снимать кино, в котором на условиях копродукции участвовали семь и более стран. Настоящие сложности начинаются тогда, когда их набирается больше трех. Я сама, как правило, занимаюсь поиском денег во всех странах-участницах проекта и я же координирую расходы. Их нужно распределить так, чтобы потратить в каждой стране понемногу. А есть ведь еще художественное видение режиссера, что должно быть в кадре — в итоге решает он, и его позиция не зависит от моих финансовых схем. К тому же я не могу привезти его в страну, где он будет чувствовать себя некомфортно. Квест получается неслабый. Однако, снимая артхаус, обойтись без копродукции почти нереально.
Допустим, для жанрового, явно коммерческого кино еще можно представить себе ситуацию, когда все необходимые средства найдутся в одном государстве, но для более нишевого кино деньги наверняка придется искать в нескольких местах. Считается, что финансовые риски в таких проектах выше, и коммерческую успешность таких картин зачастую обеспечивает как раз широта географии. Допустим, стандартная романтическая комедия может окупиться и без выхода в зарубежный прокат, потому что внутри страны билеты на нее купит огромное количество зрителей. На артхаус вся страна не пойдет, но его могут смотреть во множестве разных государств, где есть любители этого типа фильмов.
Нечто подобное происходит и с поиском средств перед съемками: для жанровой картины проще найти нескольких инвесторов с большими суммами. Для артхауса взносы, скорее всего, будут меньшими, а круг инвесторов — шире. Плюс этой ситуации в том, что, работая со множеством стран, получаешь оперативный фидбэк от людей разной ментальности и лучше понимаешь, как адаптировать картину для глобального проката.
Впрочем, фидбэк и идеи — это хорошо, но главное преимущество при поиске иностранных партнеров для копродукции — способность найти какие-то деньги в своей стране. Я продюсировала фильм «Женщина на войне», его финансировали из множества разных источников, но очень важно, что украинский сопродюсер был готов самостоятельно найти средства, чтобы покрыть часть расходов на съемку. Еще один фактор, безусловно влияющий на принятие решения о сотрудничестве в копродукции, — позиция местных государственных институций. Если известно, что в Украине Госкино поощряет и поддерживает международную копродукцию, желающих снимать здесь, естественно, становится больше. Кстати, со временем развивать партнерские проекты станет проще. Люди имеют привычку возвращаться туда, где уже работали.
Если говорить о минусах съемок в Украине, это языковой барьер и расхождения в ментальности. Философия профессии, принципы построения рабочих взаимоотношений и функционирования команды здесь зачастую трактуются не так, как у нас. Я, например, привыкла к тому, что всем сотрудникам, вне зависимости от должности и степени «звездности», полагается равно уважительное отношение. Всякий труд на площадке имеет ценность, ассистентский в том числе. Это вклад в общее дело, и он влияет на качество конечного результата. Потому явная иерархичность на съемочной площадке мне не совсем понятна, и я как продюсер не приветствую пренебрежительного обращения к тем, чья работа считается проще.
- Информация о материале
Агрессивная толерантность
На дворе — дремучее Средневековье. Социальные сети — тому прямое доказательство.
«Удалитесь из друзей все, кто…» — провозглашают очень сознательные граждане, расставляя акценты на превосходстве себя, окруженного кольцом «неадекватных идиотов». За этим следует обесценивающий спич, задача которого — «выявление врагов» по определенным очень точным и конкретным признакам, а, объявленные врагами, в свою очередь, не заставляют себя долго ждать с ответной реакцией. В многочисленные холивары подтягиваются хейтеры — всякого рода склочники, которые отлично заменили бабушек на скамейках, столь нетолерантных к ярким личностям и чужим достоинствам. Они даже вполне подхватили их риторику и интонационный колорит, давая возможность любому, кто хоть как-то выделяется, почувствовать себя ничтожеством. Хейтерство стало модным. А казалось… Казалось, что мы все движемся в сторону европейской толерантности… Нет, показалось.
Проблема, на мой взгляд, в том, что, несмотря на возможность прочитать в любом словаре точное определение этого понятия, мы никак не можем вникнуть в его суть. Ибо само слово «терпимость», которое и подразумевается под толерантностью, в нашем пропитанном моральным абсолютизмом контексте означало совершенно иное. Это уже не контекст, а скорее подтекст, а слово используется столь часто и под таким разным углом, что уже потеряло свою ценность и смысл, и, словно истрепанное знамя, стало бесполезным куском ткани.
Стало привычным, что когда хоть кто-то затрагивает тему морали, всегда находятся сознательные приверженцы двух очень разных позиций: позиции абсолютности морали, где контекст теряет свою роль, а истины являются абсолютными и непреклонными. И позиции относительности морали, в которой моральные истины варьируют в зависимости от социального, культурного, исторического или личностного контекста, а также от данной конкретной ситуации.
Есть с десяток тем, которые собирают огромное количество взглядов и предлагают массу разночтений, что же такое толерантность в целом и в данном конкретном случае. Но, решившись рассуждать о толерантности, я ни в коем случае не стану претендовать на истину, а всего лишь выскажу свое мнение. Я постараюсь избавиться как от излишнего раздражения, так и от пафоса в этом вопросе. Разве что позволю себе не снижать тон свойственной мне эмоциональности.
Я не могу статистически точно определить, какая тема вызывает наибольший ажиотаж, поэтому подам их в случайном порядке, не ссылаясь на актуальность тех или иных доводов для проявления толерантности.
Люди с инвалидностью. В Советском Союзе ходила такая байка: иностранцы, кажется, из Японии, приехали в советский город-миллионник и очень удивлялись, какая здоровая у нас нация: на улицах они не встретили ни одного инвалида, ни одного человека в инвалидной коляске. А партийные лидеры, принимая японскую делегацию, лишь качали головами: они-то знали, что люди просто были заперты в своих домах, на последних этажах хрущевок, без лифта и любой возможности выйти на улицу.
К сожалению и сейчас возможности многих жилых домов и общественных мест не соответствуют международным нормам, что делает невозможным для многих людей даже просто выйти на улицу без посторонней помощи. Но именно эта полная изоляция и становится тем фактором, который, на мой взгляд, мешает нам воспринимать людей с ограниченными возможностями как полноценных членов общества, равных среди равных. Мы не привыкли к тому факту, что таких людей достаточно много и они могут быть нашими соседями, коллегами, родственниками.
Чтобы понять остроту проблемы, достаточно почитать родительские чаты по поводу инклюзии в школах. Родители бетонной стеной встают на защиту своих «здоровых» детей от присутствия рядом с ними «больных» или «ненормальных». Непринятие часто переростает в агрессивное преследование — какая уж тут может быть терпимость и толерантность?!
Да, когда мы видим некую условную непохожесть человека, мы испытываем страх, жалость, отчаяние, и никак не считаем это нормой. Мы полны своими личными проекциями, которые заставляют нас словно откупиться от того, что пугает, сбежать от ужасной реальности, не видеть, не замечать. Но не этого ждут от нас люди, имеющие какие-либо физические особенности. Деликатность ситуации заключается в том, что нам достаточно сложно даже находиться рядом с такими людьми: мы ведь не знаем, нужно ли предложить помощь, будет ли это уместно, как это сделать, чтобы не обидеть. И вместо того, чтобы быть рядом, мы отворачиваемся и делаем вид, что не замечаем.
Но есть и другая крайность, принимаемая нами за толерантность. Это как раз излишнее компенсаторное внимание, которое мы начинаем оказывать этим людям в тот момент, когда они совсем этого не желают. Однажды я видела, как чиновник фотографировался с детьми-инвалидами, видимо для того, чтобы показать свою толерантность. Но выглядело это скверно. Согласитесь, быть фоном для предвыборной кампании — не самое лучшее предназначение.
Для примера давайте представим такую картину: спросим простых обывателей, к кому вы подойдете на кассе, если увидите, что один кассир — человек с инвалидностью, а другой — здоровый? Наше «подготовленное» общество скажет: к человеку с инвалидностью, предполагая, что это именно и есть проявление терпимости. А вот и нет! В адекватном здоровом обществе скажут: а какая разница? Где очередь меньше, туда и пойду! Никому не нужна наша снисходительность и жалость, которую мы почему-то принимаем за толерантность. Важнее как раз понимание, что мы с людьми с инвалидностью на равных, и просто создаем условия, которые облегчат им жизнь и доступ к тем вещам, к которым мы привыкли как к данности.
К слову, и тогда, когда мы используем разного рода снисходительные эвфемизмы «солнечные дети», «даунята», «аутята» «индиго», обозначающие этих людей, мы тоже отмечаем всего лишь то, что нам почему-то хочется выделить их инаковость, но при этом морально остаться «красивыми». Эвфемизмы — это чистое лицемерие, которое дает нам ложное ощущение толерантности и терпимости. За эвфемизмами в языке прячется всё то, чего мы стыдимся, но что является частью нас и нашего нетерпимого общества.
Еще одна тема для проявления терпимости — язык. Да, в меня полетят камни, что, дескать, эта тема не про толерантность, а про национальную идентичность и тому подобное. Возможно. Но я знаю много людей, в том числе и себя, которые с удовольствием перешли бы на украинский, если бы окружающие проявили достаточную терпимость к их ошибкам, которые неизбежны при переходе на любой язык на первых порах. В нашей стране никто не имеет право на ошибку — ни дети, ни взрослые, всегда найдутся те, кто пнут. А когда вокруг тебя столько агрессии, хочется хоть как-то сохраниться, не заходя на чужую территорию с риском получить в нос за неправильно употребленное слово.
В этом вопросе важно понимать, что лингвистические права человека хотя и приобретают особую остроту и широко обсуждаются, зачастую являются формальным политическим аргументом для разжигания ненависти к оппонентам и становятся частью предвыборных платформ некоторых партий.
Лично для меня всегда в приоритете отвечать человеку на том языке, на котором он ко мне обратился, конечно, при условии, что я им владею. Но я не смогу принять агрессивную реакцию на обращение на любом языке, будь то русский в Украине или английский во Франции. Язык должен оставаться средством общения, а не поводом для раздора.
Недавно был день поддержки грудного вскармливания, который тоже выявил массу проблемных зон в плюрализме взглядов и дал понять, что важно отличать необходимость от позерства. Здесь как нигде стало понятно, что очень многое зависит от контекста и осознанной необходимости конкретных действий в конкретных условиях, где нельзя запретить, но все-таки важно уважать мнение окружающих. А противостояние в данном вопросе — лишь способ заявить о себе. Точно так же, как и агрессивное веганство, в котором, уж простите, часто больше позерства, чем стремления к здоровому образу жизни. Да простят меня уважаемые диетологи!
Я уверена, что каждый совершеннолетний человек имеет право решить, стоит ли ему курить или есть мясо, как ему одеваться и какую прическу выбрать. Пожалуй, толерантность — это не обесценивать взгляды, которые тебе не нравятся, живя в гармонии со своим внутренним миром. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь проще найти кого-то виноватого и тихо или бурно его ненавидеть.
Но есть масса тем, которые требуют от нас четкой позиции, например, домашнее насилие и физическое наказание детей, вопросы буллинга и травли в школе, вопросы безопасности, когда речь идет о домашних животных, которые могут причинить вред человеку. Стоит ли быть абсолютно снисходительными к тому, что бьют женщину? А может, она виновата, и вообще это не наше дело? Нужно ли реагировать, когда на улице бьют ребенка, ведь он, скорее всего, не слушался и «заслужил»? Можно ли сделать замечание хозяину бойцовского пса, которого выгуливают около детской площадки без поводка, не говоря уж о том, что он совершает свои привычные дела на детский песочек, — или пусть себе гуляет, пока никого не тронул? Нужно ли говорить детям, что это буллинг и это плохо, в тот момент, когда они просто бросаются чужим портфелем, ведь хозяин портфеля такой противный? Толерантность к насилию порождает еще большее насилие. Здесь нет места компромиссам. Когда речь идет о физической неприкосновенности человека, его достоинстве и психологической безопасности, необходимо сформировать свою четкую позицию и научиться ее отстаивать.
Я сознательно избегала тем ксенофобии, этнической, национальной и расовой принадлежности, как и тему гомосексуальности. Для меня это вообще за гранью человеческого — реагировать на цвет кожи, разрез глаз или широту носа и скул. Точно так же, как обсуждать, кто и как распоряжается своим телом и сексуальностью, определяя общую норму.
Но я не буду испытывать к человеку снисходительности, только потому, что он другого цвета кожи или сексуальной ориентации, когда он совершает преступление или ведет себя агрессивно по отношению к другому человеку, проявляет насилие или ведет себя неподобающе в общественном месте. Свобода одного заканчивается там, где наступает свобода другого. Как ни странно это покажется, но это в современном тесном мире достаточно узкие рамки, конечно если вы не живете в горах Тибета и до ближайшего соседа не десять миль.
Конечно, оценка любого поступка зависит от контекста, и нам часто приходится безуспешно искать тот факт, который выступает моральным критерием. Но любой факт, будь то часть внешнего мира, общественной реальности или психической жизни человека, есть нечто сложное, обусловленное и относительное. И опереться нам остается только на то, что внутри нас.
- Информация о материале
АМКУ програв першу інстанцію по тендерній змові компаній зі спільним бухгалтером, офісом та мобільним
Господарський суд Харківської області визнав недійсним рішення Харківського ОТВ АМКУ в частині визнання ТОВ «Дніпровський завод спеціального обладнання та матеріалів» винним у спотворенні результатів закупівлі змінних деталей для «Південної залізниці» весною 2013 року. Про це свідчить рішення суду від 31 липня.
Переможець тодішніх торгів і другий оштрафований за змову, ТОВ «Дніпропетровський механічний завод» («ДМЗ»), не оскаржував рішення Харківського відділення АМКУ у судовому порядку.
Натомість спаринг-партнер «ДМЗ», ТОВ «ДЗСОМ» (раніше – «ТПК Інструментальний союз»), зміг переконати суд у хибності висновків харківських антимонопольників про антиконкурентність їхніх дій. Суд спростував доведеність низки фактів, які свідчили про узгоджені дії «ДМЗ» та «ДЗСОМ».
Нагадаємо, у ході розслідування Комітет встановив, що обидві компанії знаходились за однією адресою (у Дніпрі на вулиці Робочій, 97-Б), а також у них був спільний бухгалтер – Олена Полковникова. У пакету тендерних документів учасники подали витяг з ЄДР, виданий у один день на запит згаданої Полковникової. Дати видачі інших довідок також збігались.
Більше того, у своїй діяльності компанії використовували один на двох контактний мобільний номер, а протягом 2013-2014 років між фірмами існували сталі господарські зв’язки, що випливає із виписок по їхніх рахунках. Конкурсні документи учасників мали «нехарактерну схожість», а у деяких випадках були ідентичними за оформленням, структурою та текстовим наповненням.
Дослідивши матеріали справи, суд вирішив скасувати рішення Харківського відділення АМКУ посилаючись на те, що для доведення антиконкурентних узгоджених дій мало зафіксувати факти узгодженості поведінки учасників торгів, але потрібно також довести, що ці дії могли призвести або призвели до спотворення їх результатів.
«Можливість оформлення трудових відносин працівника з різними підприємствами передбачена трудовим законодавством України і теоретичне сумісництво бухгалтера «ДЗСОМ» та «ДМЗ» без наявності доказів реальної можливості цієї особи в достатній мірі впливати на управлінські рішення роботи різних юридичних осіб не свідчить про неможливість участі таких суб’єктів господарювання в якості суперників на торгах», – пояснив суд.
На переконання суду, не може свідчити про відсутність конкуренції між компаніями і наявність господарських відносин. А «спільне оформлення запитів та оформлення довідок на запити не свідчить про розповсюдження обміну інформацією на суть конкурсних пропозицій».
Пояснивши у такий спосіб матеріали справи, суд зіслався на статтю 6 Конвенції про захист прав і основних свобод людини 1950 року, відповідно до якої кожній особі гарантовано право на справедливий і відкритий розгляд при визначенні її громадських прав і обов’язків – і задовольнив позовні вимоги «ДЗСОМ» у повному обсязі.
Дніпровське ТОВ «ДЗСОМ» зареєстроване на місцевого мешканця Максима Юнака. За даними «Прозорро», у період від літа 2016 року по сьогодні компанія взяла участь у 77 тендерах, з них у 48 випадках конкурувала із ТОВ «Компанія “Профі-Строй”« та у 43 випадках – із ТОВ «Компанія Промінструмент». Остання з компаній зареєстрована на згаданого Максима Юнака, а «Профі-Строй» на публічних закупівлях світилась як постачальник інструментів «ДЗСОМ».
- Информация о материале
Кризис госфинансов. Почему украинская казна опустела до четырехлетнего минимума
Главными причинами «июльского кризиса» казначейского счета стали: отсутствие прогресса правительства в переговорах с МВФ, недобор налогов и поступлений от приватизации, выплаты купонов по валютным облигациям. Если в ближайшие месяцы МВФ не предоставит транш, украинскую гривну ждет очередная девальвация.
Конец июля – начало августа выдались неспокойными в экономической жизни страны. Сначала у властей возникли проблемы с выплатой пенсий, а затем общественность всколыхнула новость о том, что у правительства в казне осталось крайне мало денег.
Эти два события взаимосвязаны, ведь чтобы закрыть вопрос по пенсиям в июле пришлось «тянуть» деньги из казны. В результате остаток средств на едином счете Государственной казначейской службы на 1 августа снизился до 1,99 млрд грн.
Этот показатель является минимальным с февраля 2014 года. Тогда остаток составлял 108 тыс. грн. Позже экс-премьер Арсений Яценюк любил вспоминать, что, когда он возглавил правительство, «денег в казне не было, а государство было фактически банкротом».
Кризис ликвидности
В июле впервые за долгое время у властей возникли проблемы с выплатами пенсий. До 18 июля выплаты шли по графику, но затем начались задержки. Затянулись они примерно на неделю, тогда как к вечеру 25 июля ситуация была полностью решена.
Смещение графика выплаты пенсий, в Пенсионном фонде (ПФУ) объяснили »кассовыми разрывами», связанными с поступлениями единого социального взноса (ЕСВ).
Напомним, ПФУ финансируется из двух основных источников: поступления от работодателей в виде ЕСВ и средства госбюджета, направляемые на покрытие дефицита фонда. Когда у ПФУ возникает нехватка ресурсов, то он обращается за займом в Государственную казначейскую службу.
В июле Министерство финансов уже традиционно вовремя профинансировало дефицит фонда еще до 13 июля. Тогда как с ЕСВ возникли проблемы.
С 24 июля поступления единого соцвзноса уменьшились, из-за чего как раз и возник тот самый «кассовый разрыв» на 4-5 млрд грн. Для того, чтобы его покрыть ПФУ обратилось в Госзказначейство за займами на 4,8 млрд грн. Таким образом, «пожар» удалось потушить и закрыть месяц по выплатам.
То, что попытались назвать «техническим» сбоем в работе системы госфинансов, на самом деле таковым не выглядит, поскольку поступления от ЕСВ всегда поступают неравномерно.
Об этом уж точно известно руководству убыточного Пенсионного фонда. Не зря же ПФУ с начала года 43 раза обращался за кредитами в Госказначейство на общую сумму 45,4 млрд грн.
И каждый раз они это делали вовремя, опережая возможность возникновения нехватки ресурсов. Но июль в этом отношении стал исключением.
Остается только догадываться, кто виноват в сложившейся ситуации: Пенсионный фонд, «забывший» вовремя обратиться за займом, либо Госказначество, которое не хотело или не имело возможности его предоставить.
Подтвердить второй тезис у нас возможности нет, поскольку информация об остатке средств на едином казначейском счете (ЕКС) появляется только на первое число каждого месяца. Следовательно, узнать были ли деньги в казне на середину июля мы не можем. Но данные на 1 августа косвенно подтверждают эту гипотезу, ведь остаток на ЕКС снизился до рекордно низких за 4 года 1 995 млн грн.
Такой объем средств оказался в 5 раз ниже, чем 1 июля и в три раза ниже показателя, который был зафиксирован в начале 2018 года.
Раздутый бюджет
В Минфине попытались успокоить, что хоть на гривневом счету действительно 2 млрд грн, зато на валютном лежит $778 млн (эквивалент 20,9 млрд грн).
Эти средства понадобятся правительству уже 1 и 25 сентября, чтобы выплатить купоны по еврооблигациям на $505 млн и $109 млн долларов.
Министерство объяснило, что низкий остаток на гривневом ЕКС стал результатом недобора 56 млрд грн средств по внешним займам. На этот год ведомство запланировало выпуск еврооблигаций на $2 млрд. Но пока выйти на внешние рынки так и не удалось из-за паузы в отношениях с МВФ.
«Внешние заимствования составили 2,7 млрд грн. План не был выполнен из-за неблагоприятной конъюнктуры. Возможность выхода на внешние рынки во втором полугодии рассматривается после получения положительного сигнала МВФ и стабилизации ситуации», - сообщили в Минфине.
Проблемы наблюдаются и с выполнением доходной части госбюджета по другим источникам. По июльским данным, бюджет выполнен на 97,8%. Основная недостача идет от Государственной фискальной службы (ГФС).
Поступления от импортного НДС и ввозных пошлин оказались меньше из-за более крепкого курса гривны в первом полугодии, чем ожидалось. В бюджете средний курс закладывался на уровне 29,3 грн за доллар, тогда как по факту его среднее значение составляет 26,7 грн/долл.
При этом, план по расходной части также частично недовыполняется, занижая дефицит госбюджета, который сейчас составляет 9,8 млрд грн.
В прошлом году за этот период госбюджет выполнялся с профицитом 29 млрд грн, но тогда дополнительный эффект для доходной части имела конфискация «средств Виктора Януковича».
В 2018 году расходную часть бюджета раздули повышенные пенсии военным, из-за чего, собственно, Пенсионный фонд и обращался за займами в Госказначейство.
Временное спасение
Текущий кризис ликвидности Минфин взялся преодолевать уже в августе, в первую очередь, за счет новых займов на внутреннем рынке. На четырех аукционах ведомство разместило облигации внутреннего госзайма на 17,1 млрд грн.
Параллельно, последний транш своей прибыли на 6,6 млрд грн в госбюджет в августе перечислил Национальный банк (НБУ).
Если бы НБУ перечислял свою прибыль не с опережением графика, то вероятно мы бы увидели дефицит ликвидности на счетах Госказначейства еще весной.
Нужно помнить и о том, что госбюджет-2018 формировался исходя из перечисления Нацбанком прибыли в размере 50,5 млрд грн.
Хотя во время формирования бюджета в конце прошлого года НБУ предупреждал, что сможет дать только 44,6 млрд грн. В конечном итоге так и получилось. Следовательно, 6 млрд грн так и не поступили в казну.
Из крупных поступлений до конца года ожидается перечисление дивидендов «Нафтогаза» на 17 млрд грн (по 0,5 млрд грн зайдет уже в августе и сентябре), а также 5,5 млрд грн от Фонда гарантирования вкладов (ФГВФЛ).
ФГВФЛ за счет продажи активов банков-банкротов сумел накопить достаточный объем средств для расчета с правительством по своим долгам.
Возможно, определенный ресурс удастся получить от ожидаемой приватизации. Кроме того, гривна уже начала девальвировать, что увеличит доходы от импортного НДС.
Вряд ли стоит ожидать повторение ситуации с пенсиями в июле в ближайшие месяцы. Учитывая нежелание правительства идти на секвестр госбюджета, дальнейший ход событий будет связан напрямую с переговорами с миссией МВФ, которая прибудет в Украину 6 сентября.
Специалистов фонда будет интересовать, как правительство Владимира Гройсмана собирается решать ситуацию с тарифами на газ и проблему выполнения бюджета.
Премьер и вовсе может оказаться в ближайшие месяцы в пикантной ситуации. С одной стороны, у него растут политические амбиции, которые могут остудить непопулярные «газовые решения».
С другой стороны, отсутствие транша от МВФ на $1,9 млрд делают невозможной дополнительную финансовую помощь от ЕС и Всемирного банка на $2,1 млрд.
Также это сделает невозможным выход Украины на внешние рынки. Недобор по внешним займам приведет к тому, что внутри страны могут снова начаться задержки с пенсиями, а внешние выплаты придется закрывать частично за счет резервов НБУ.
По итогам августа они и так снижаются ниже безопасного уровня покрытия 3 месяцев будущего импорта. На 1 августа они составили $17,7 млрд.
В условиях начавшейся с конца июля девальвации гривны, НБУ не сможет активно выходить на межбанк и сглаживать дисбалансы спроса и предложения валюты.
Ранее в СМИ появлялись аналитические материалы НБУ о том, что сценарий Украины без МВФ – это инфляция 13,1%, курс 31,2 грн/доллар и резервы $15,4 млрд на конец этого года.
В таком случае в следующем году 32 грн за доллар может стать среднегодовым значением курса.
- Информация о материале
Страница 8 из 2102
