Главная
Конституционная реформа и доступ к справедливому правосудию
Логика событий подсказывает, что при нынешнем ходе конституционной реформы не исключен парламентский кризис, по крайней мере, в виде досрочных выборов в Верховную Раду. Дело в том, что Конституционный суд уже дал положительное заключение на конституционный законопроект о децентрализации власти, предварительно одобренный также и парламентом. Для окончательного одобрения необходимо набрать как минимум 300 голосов депутатов.
Итак, два конституционных законопроекта — о децентрализации власти и правосудии (о котором будет идти речь далее), — содержат перекрестные положения, касающиеся института прокуратуры и некоторых полномочий Конституционного суда Украины (КСУ). Согласно конституционным ограничениям, повторное внесение изменений в Основной Закон допустимо только парламентом следующего созыва (напомним, что нынешний состав ВР был сформирован около года назад по результатам внеочередных парламентских выборов).
По нашему мнению, действующая Конституция Украины в сфере правосудия содержит ряд институционных ловушек, значительно нивелирующих право человека на независимый и объективный суд.
В целом ход конституционной реформы является довольно хаотичным, и наличие упомянутых конституционных законопроектов отнюдь не свидетельствует в пользу ее системности и видения перспективы развития конституционной системы.
Начнем с конца, или О роли Конституционного суда в ограничении власти
Миссия Конституционного суда заключается в толковании Конституции с целью защиты прав и свобод человека и осуществления контроля над актами органов власти, чтобы те не принимали своевольных решений. Она проявляется в разрешении политических конфликтов между конституционными органами власти исключительно с помощью правовых средств. Для этого суд должен надлежащим образом, доступным языком и весьма детально аргументировать собственные решения, чтобы обычный гражданин, ознакомившись с ними, смог получить представление о последствиях, исходящих из решения этого органа власти. Вместо этого КСУ демонстрирует далеко небезупречную технику обоснования своих решений, что снижает степень его легитимности.
Поэтому существуют особого рода требования к судьям Конституционного суда в отличие от судей общих судов. С формальной точки зрения здесь должна быть непредвзятая процедура назначения конституционных судей. Ныне существующая паритетная система назначения судей якобы призвана обеспечить баланс и противовесы между законодательной, исполнительной и судебной властью. Но у судей КСУ нет представительского мандата от соответствующей ветви власти, как многие думают. На самом деле, судьи являются носителями определенных ценностей и преференций как самодостаточные лица с присущими им достоинствами и недостатками. Однако такая система назначения конституционных судей сохраняется с введением конкурсного отбора. Хотя все это можно было бы прописать прозрачнее и проще: что при замещении вакансии конституционного судьи должны рассматриваться как минимум два кандидата. Как правило, применяется система, при которой кандидатов на освободившиеся вакансии подает президент, а парламент (после слушаний на профильном комитете) одобряет конкретного кандидата судьей на пленарном заседании.
Однако основная проблема — это установление довольно формального требования к кандидату на должность конституционного судьи о наличии стажа. Лучшим вариантом было бы определение критериев высокого авторитета в области права и наличие соответствующей компетентности осуществлять функции конституционного судьи. Ведь судья КСУ должен решать вопросы с толкованием фундаментальных конституционных ценностей и принципов, а потому его нельзя считать «законником». Тем более что законы являются объектом судебного конституционного контроля. Опыт назначения членов КСУ из числа карьерных судей свидетельствует о проблематичности такого подхода —в свое время доходило до того, что в составе КСУ было 11 судей, ранее бывших судьями судов общей юрисдикции. Именно это было одной из причин сухого и формалистического стиля аргументации решений Конституционного суда, которые приходилось читать буквально «между строк».
Следует отметить, что законопроект несколько усиливает основы независимости конституционных судей, поскольку предусматривает расследование обстоятельств нарушения принципов несовместимости и совершения действий, порочащих честь судьи. Они касаются правил отстранения конституционных судей от занимаемой должности по решению, как минимум, двух третей судей от общего состава КСУ, что нужно поддержать. Это гарантирует независимость КСУ от возможных манипуляций извне. На конституционном уровне необходимо закрепить положение, что судья, против которого ведется расследование, отстраняется от выполнения своих обязанностей. Для расследования должна функционировать дисциплинарная палата из числа других конституционных судей.
Законопроект предусматривает некоторое расширение и уточнение полномочий КСУ. Прежде всего, суд лишается несвойственной функции относительно толкования законов, поскольку их должны толковать Верховный суд и высшие специализированные суды. Вместо этого вводится институт конституционной жалобы, открывающий прямой доступ для частных лиц к конституционному судопроизводству. Вместе с тем сохраняется ряд проблем. Желательно предусмотреть прерогативу КСУ о приостановлении до решения дела по сути действия правового акта, который является объектом проверки суда по процедуре конституционной жалобы или конституционного контроля над нормативно-правовыми актами, если из материалов дела видно, что применение такого акта посягает на сущность содержания основоположного права или может нанести существенный ущерб. Это также могут инициировать частные лица (по конституционной жалобе) или омбудсмен, либо депутаты парламента (в порядке конституционного контроля над правовыми актами). В порядке рассмотрения конституционных жалоб КСУ также должен иметь прерогативу относительно определения размера возмещения и способов нарушенного органами публичной власти субъективного публичного права.
В завершение, вместо контроверсионного полномочия по рассмотрению представлений президента о неконституционности актов органов местного самоуправления лучше было бы установить полномочия КСУ по рассмотрению жалоб о нарушении прав местного самоуправления. А указанные вопросы президент может поправить путем обращения в административный суд.
Судоустройство и конституционные ценности
Основная проблема — это вопрос создания мировых судов. Почти со дня обретения независимости Украины судьи жалуются на чрезмерную загруженность делами, которая якобы мешает им принимать качественные по смыслу судебные решения. Мировые суды действительно могли бы разгрузить профессиональных судей, рассматривая мелкие гражданские и уголовные дела. Соответственно, из ст. 127.1 законопроекта следует изъять советский атавизм в форме «народных заседателей», которые не являются ни присяжными, ни шеффенами и легко поддаются манипуляциям со стороны профессиональных судей в составе судейской коллегии.
Формулу ст. 124.6 законопроекта (она немного не согласовывается со ст. 9 действующей Конституции) о признании юрисдикции Международного уголовного суда можно усовершенствовать следующим образом: «На основании международного договора Украина признает действие Римского устава и юрисдикцию Международного уголовного суда». Тогда Верховной Раде будет достаточно ратифицировать Римский устав, чтобы он стал непосредственно действующим правом в Украине.
Законопроект использует термин «судоустрій» (относительно общих судов) вместо «суды общей юрисдикции», что является положительным моментом. Довольно странным кажется положение об обязательной деятельности административных судов — из предложенного дискурса четко видно, что именно над этим бьются судьи — члены Конституционной комиссии, а не над их назначением по защите прав человека. На самом деле роль ценностей и принципов права в правосудии является ключевой, поскольку суды толкуют положения законов в случае их неоднозначности, и они служат базой для надлежащего обоснования судебных решений.
Доступ к правосудию и ценности судей
Законопроект чрезмерно сужает в ст. 124.2 объем и содержание права на судебную защиту. Это крайне неудачный конспект отдельных формул ст. 6 Европейской конвенции по правам человека с вкраплениями откровенного юридического позитивизма. Абсолютно недопустимо определять возможность защиты прав человека от состояния законодательного регулирования, как это фактически предлагают авторы законопроекта. Ведь в действующей ст. 124.2 Конституции важной является констатация открытого характера системы правовой защиты и предмета ведения судов.
Формула о возможности определения в законе правила об обязательности досудебного рассмотрения определенных категорий споров — является слишком жесткой, поскольку такое урегулирование возможно по согласию сторон, т.е. соответствующие конструкции текущего законодательства будут ограничивать права человека.
Также не способствует доступу к правосудию предлагаемая в законопроекте формула о возможности «обжалования судебного решения в случаях и в порядке, определенных законом», что чрезмерно сужает содержание права на судебную защиту в аспекте гарантий обжалования судебных решений и прямо противоречит юриспруденции КСУ и Европейского суда по правам человека. Получается так, что по усмотрению законодателя отдельные судебные решения могут и не подлежать обжалованию, что противоречит содержанию решения КСУ №3-рп/2015. Лучше сохранить здесь действующую редакцию ст. 129.3(8) Конституции, которая содержит универсальную формулу о возможности обжалования судебных решений, указывая на возможность ограничения такого права на основе закона. А такое ограничение согласно принципам верховенства права должно отвечать принципу пропорциональности и не посягать на сущность содержания права на судебную защиту.
Добропорядочность и ответственность судьи
Отрадно, что конституционный законопроект вводит функциональный иммунитет судей. Отменять судейский иммунитет вообще недопустимо, поскольку этим для исполнительной власти открывается широкое поле для злоупотребления и манипулирования судьями. Поэтому ст. 126.3 законопроекта предусматривает возможность ареста судьи на месте совершения или непосредственно после совершения преступления, о чем незамедлительно должно быть сообщено Высшему совету правосудия.
Вместе с тем следует сказать несколько слов о добропорядочности и способностях судьи. Мне неизвестно, почему в законопроекте с грубым и систематическим невыполнением обязанностей судьи связывается понятие «несовместимость со статусом судьи». Они слишком размыты и противоречат принципам правовой определенности. Лучшим вариантом была бы формулировка о возможности увольнения судьи по результатам дисциплинарного расследования Высшим советом правосудия за действия, совершаемые вопреки статусу судьи и подрывающие его авторитет и достоинство. Согласно принципу соответствия Конституции, законодатель должен был бы конкретизировать в законе соответствующие юридические составы такой ответственности судей.
Ст. 127 законопроекта и далее оставляет только формализованные требования относительно судей, не устанавливая критерии их деловых и моральных качеств, требования безупречного поведения и недопустимости деятельности, несовместимой с должностью судьи. Желательно, чтобы такие критерии были определены в Конституции, а потом конкретизированы в законе. Вместо того, избран наихудший вариант — упоминается, что дополнительные требования относительно судей могут быть определены в законе.
Институционные ловушки Конституции в свете принципов правосудия
Конституционный законопроект так и не устраняет большинство т.н. институционных ловушек Конституции. А именно недостатки системного характера. Их сложно преодолеть даже с помощью принципов целостного и согласованного понимания положений Конституции. Эти положения должны толковаться в свете фундаментальных принципов права с учетом динамики общественного отношения и цели Конституции по обеспечению прав человека и сбалансированному распределению власти. Эти ловушки ослабляют гарантии независимости и объективности суда, и их необходимо как можно скорее устранить.
Противоречит принципу законного суда порядок формирования и ликвидации судов по инициативе президента (пусть даже по представлению Высшего совета правосудия) как об этом сказано в ст. 125.2 законопроекта. Такие прерогативы должны принадлежать парламенту, поскольку закон устанавливает компетенцию суда, что является неотъемлемым элементом основы законного суда. В этом отношении также небезупречна юриспруденция Конституционного суда, ведь при существующих правилах прерогатива президента создавать суды согласно принципу разделения власти должна уравновешиваться полномочием Верховной Рады относительно ликвидации судов.
Кажется, что институт прокуратуры в конституционном законопроекте подвергнется косметическим изменениям, поскольку согласно ст. 1312 действующая иерархия прокуратур сохраняется. Следует отметить, что на сегодняшний день в системе прокуратуры сохраняется дисциплинарная ответственность прокуроров в случае принятия оправдательных приговоров судами — это сегодняшние реалии. Такое положение вещей определяется на уровне Дисциплинарного устава прокуратуры, статус которой сегодня находится в подвешенном состоянии из-за вступления в силу нового Закона о прокуратуре. Хотя такие вопросы должны регулироваться исключительно законом. В свете того, что надлежащим образом не расследована причастность фактически ни одного должностного лица к расстрелу Небесной сотни, такое положение вещей выглядит как-то зловеще и неприемлемо с точки зрения уважения достоинства и прав человека. Я являюсь сторонником функционирования прокуратуры в форме департамента государственного обвинения в структуре Министерства юстиции.
В законопроекте качественно по-новому выписана организация, полномочия и порядок деятельности Высшего совета правосудия, который таким образом превращается в полноценный орган судейской магистратуры и обеспечивает независимость судебной власти путем формирования судейского корпуса и привлечения судей к ответственности. На сегодняшний день конституционная конструкция Высшего совета юстиции сохраняет много каналов влияния на суды со стороны исполнительной власти. Вместе с тем даже при новейшей конструкции этого учреждения согласно законопроекту остается опасность превращения судейского корпуса в своеобразную закрытую касту с присущим ей юридическим позитивизмом и произвольным применением закона.
Социальным назначением судьи в демократическом обществе является справедливое рассмотрение дел, что предусматривает прежде всего добропорядочность и взвешенность судьи при принятии решений. Формальное применение законов часто бывает недостаточным, поскольку под этим может скрываться острая несправедливость. Принятие судебных решений, особенно в случае т.н. сложных дел, объединяется с необходимостью выбора оптимального решения в данной общественной обстановке в свете предсказуемых последствий. Как правило, судья предстает перед сложным выбором, который возможно решить исключительно на началах справедливости. Это означает, что судья должен осознавать свою миссию — честно и беспристрастно относиться к сторонам в процессе, гарантировать им равные возможности доказать свою позицию и предоставлять необходимые материалы в пользу своей позиции в деле.
Пока будут продолжаться дискуссии о том, как продлить полномочия действующих судей на их должностях без осознания миссии по защите прав человека и осуществления справедливого правосудия, о реальных результатах реформы правосудия довольно сложно говорить. В свете низкого общественного доверия к судьям именно на эти вопросы следует обратить внимание в ходе конституционной реформы правосудия.
И еще несколько слов об адвокатуре, которой хотят предоставить монополию относительно правовой помощи.
Не отрицаю монопольной роли адвокатуры в предоставлении правовой помощи в уголовных делах, но в отношении других категорий дел такая монополия адвокатуры вызывает сомнения.
- Информация о материале
Комунальники поділилися з оточенням Мусєєва 2 мільйонами
Комунальне підрядне спеціалізоване підприємство по ремонту і будівництву автошляхів міста Харкова «Шляхрембуд» 22 вересня за результатами тендеру уклало угоду з ТОВ «Системи прогресивної очистки» щодо надання послуги з утримання вулично-шляхової мережі вартістю 2,28 млн грн. Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
Роботи мають бути виконані в вересні-грудні 2015 року.
Підрядник повинен очистити дорожнє покриття навісною щіткою (6,12 млн кв.м.), очистити від бруду проїзджу частину доріг біля бордюрів (210 тис кв м), прибирати проїжджу частину за допомогою вакуумної підмітально-прибиральної машини (7,00 млн кв м), упорядити газони.
Конкурентом ТОВ «Системи прогресивної очистки» було приватне підприємство «Будтранс-груп» Максима Кривоноса, але його пропозиція була дорожчою – 2,39 млн грн.
Нагадаємо, що в травні КП «Шляхрембуд» виграло тендер по утриманню протягом року вулиць та мостів Харкова вартістю 93,78 млн грн.
Фірма «Системи прогресивної очистки» зареєстрована на Олену Назаренко, директором є Роман Дворник.
У протоколі розкриття пропозицій «Системи прогресивної очистки» вказало номер телефону (057) 714-05-72, що раніше використовувався як номер факсу ТОВ «Компанія «СПО» («Системи прогресивної очистки»). Крім того, цей номер також використовує ТОВ «Ваго-Рев», яке виграє підряди в Харківському метрополітені.
Відомо, що Компанія «СПО» раніше отримувала підряди на прибирання Харківського метрополітену. Першозасновником цієї фірми був Андрій Артеменко, якого вважають сином колишнього начальника рекламного відділу метрополітену Марини Артеменко й який цього року буде балотуватися в міськраду від партії «Відродження», від якої також балотується мер Геннадій Кернес. У 2011-2012 рр. власником компанії «СПО» був Євген Кріветченко, який очолював Ленінську районну молодіжну громадську організацію «Молоді регіони».
Компанію «СПО» відносять до сфери впливу Максима Мусєєва, голови Адміністрації Ленінського району, депутата міськради від Партії регіонів. На майбутніх місцевих виборах Мусєєв також буде йти по списку партії «Відродження».
У вересні ТОВ «Системи прогресивної очистки» виграли два тендери на ремонт та очистку урн вартістю 4,20 млн грн. Всього цього року компанія виграла тендерів у комунальників на суму 78,71 млн грн. Найдорожчий з них – дезінфекція метро за 54,85 млн грн.
Єдиним конкурентом під час тендеру було ПП «Будтранс-груп». Вони пропонували виконати роботи за 2,38 млн. грн.
- Информация о материале
Водогін Ізюму за 75 мільйонів відремонтує улюбленець «Харківобленерго»
Департамент капітального будівництва Харківської обласної державної адміністрації 11 вересня уклав угоду з ПП «Донком» щодо будівництва водогону в місті Ізюм вартістю 75,37 млн грн.Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
Роботи планується виконати у 2015-2016 роках. Зокрема, підрядник повинен зробити реконструкцію водогону від водопровідної насосної станції 2-го підйому Букинського водозабору до контррезервуарів, розташованих на вул. Аеродромній.
Згідно ДКТ, планується укласти 19 км трубопроводів з підключенням їх до резервуарів, зробити технічне переоснащення водонапорної станції, встановити вузол обліку питної води та ін.
Разом з тим, весною в Харківській ОДА оцінювали довжину водогону в 15км.
Раніше віце-губернатор Євген Шахненко повідомляв, що цей водогін забезпечує питною водою 40% мешканців Ізюму. Харківська ОДА планувала, що в 2015 році фінансування з реконструкції водогону складе 35 млн грн. Ці гроші будуть спрямовані на заміну самої аварійної частини водогону довжиною 4,2 км.
Також у торгах прийняли участь ТОВ «Мост Девелопмент» Дмитра Бондарця і Сергія Поспєлова, ТОВ «Південтранстехмонтаж» Ніни Воронкової і Віталія Шибаєва, ТОВ «Нове будівництво та реконструкція» Володимира Бондара.
Переможеть торгів ПП «Донком» належить Ігору Білецькому, директором підприємства є Вадим Голубенко.
Згідно даних ВДЗ, ПП «Донком» с 2008 рок отримала замовлень на 456,27 млн. грн. Левова частина цих замовлень була отримана від АК «Харківобленерго». У 2013 році «Донком» виграв тендер на будівництво водопроводу в Новомосковську. Тоді тендерний комітет допустив до участі в торгах фірму «Техекс-Буд», власником якої також був Білецький.
- Информация о материале
Декомунізація: чи допоможе свята Дорота не сповзти нам у болото?
Хотілося б, аби було по-іншому. Але маємо те, що маємо. Україною все ще бродить привид комунізму. Бродить містами, вулицями, площами, які носять імена жорстоких катів, котрі за більшовицького режиму топили Україну в крові, винищували, застосовували до народу репресії, геноцид.
За часів незалежності Україна пережила кілька відчутних хвиль пробудження національної самосвідомості. І кожного разу порушувалося питання про зміну топонімічних назв, пов’язаних з тоталітарним режимом. Воно завжди виявлялося одним з найбільш конфліктних і дражливих. Мабуть, тому намагання очистити Україну від топонімічних згадок про комуністичне минуле не було доведене до логічного завершення ні на початку 90-х років, ні після Помаранчевої революції.
Ось і нині. Здавалося б, альтернативи декомунізації немає. Та ми, як завжди, йдемо не тією дорогою, яка може дати конкретний результат, а шукаємо якихось інших манівців.
Тож замість цивілізованого процесу виходить «Декомунізація по-харківськи» (Ольга Багалій khpg.org), чи по-полтавськи, чи по-вінницьки, чи по-сумськи…
До речі, недавно на очі потрапило повідомлення про те, що у Сумах, крім багатьох традиційних назв, пов’язаних з тоталітарним минулим, іменем сумнівного більшовицького персонажу Павлика Морозова і досі названі не тільки вулиця, а ще й провулок? www.sumynews.com Чи треба кращого прикладу, аби довести необхідність якомога скорішого перейменування топонімів?
Топонімічна складова, звичайно, тільки один-єдиний, та все ж не найголовніший, чинник у реалізації Закону України «Про засудження комуністичного та націонал-соціалістичного (нацистського) тоталітарних режимів в Україні та заборону пропаганди їхньої символіки». Бо, як говорять мудрі люди, комунізм ще чекає свого Нюрнберга.
Саме про злочинну його природу йшлося під час недавньої панельної дискусії на тему «Декомунізація: від теорії до практики» в рамках міжнародного проекту «Київський діалог». www.khpg.org
Все ж більшість населення сприймає декомунізацію якраз через заміну символів тоталітарної епохи на історичні, як це зробили у Артемівську на Донеччині, де повернули місту історичну назву Бахмут, чи на нові.
Однак системного підходу у цьому питанні все ж поки що не вироблено.
Взагалі, на місцевому рівні частіше йдеться лише, сказати б, про протоколи намірів, ніж про реальне втілення декомунізаційних процесів. Якщо говорити про заміну топонімів, то хоч на офіційних сайтах органів влади, самоврядування, у місцевих ЗМІ публікуються дані про кількість об’єктів, що потребують зміни назви, пропозиції щодо нових назв, та все ж є відчуття, що навіть ця справа вже відчутно зволікається.
Причини, звичайно, можуть бути різними. Та серед іншого виникає й питання: «А, чи не даються взнаки у реалізації декомунізаційного закону ще й близькі вибори до місцевих рад?»
Не становить секрету той факт, що найбільш сталим електоратом в Україні вважаються люди середнього та старшого віку. Тобто, якраз той сегмент виборців, серед яких значний прошарок осіб, котрі або зовсім не сприймають ідеї декомунізації, або тією чи іншою мірою ставляться до неї не зовсім схвально. Бо вони й досі прихильно ставляться до радянської ідеології і з ностальгією згадують «хороше життя при комуністах».
Так, за результатами соціологічного дослідження, проведеного Харківським філіалом Інституту Горшеніна, до ідеї перейменування топонімічних назв у Харкові негативно ставляться більше 43 відсотків респондентів, а підтримують декомунізаційний закон більше 12 відсотків. gx.net.ua
Схоже соціологічне дослідження, проведене у Полтаві, також подає досить негативний результат: 64 відсотків полтавців не підтримує декомунізаційних ініціатив. Причому, найбільше незадоволення висловили люди віком 30-49 років (22 відсотки) iaaukraine.org
Думається, якраз цей момент і мають на увазі владні структури на місцевому рівні. Прагнучи й далі посідати свої керівні крісла, вочевидь, намагаються не дратувати «свій електорат», відтерміновуючи прийняття конкретних рішень щодо зміни топонімічних назв «на потім», тобто після проведення виборів.
Замість того, аби працювати з людьми, доносити до своїх громад важливість декомунізаційного процесу, вони просто перечікують. На жаль, ця чиновницька тактика досить поширена в Україні.
А тим часом на поверхню починають спливати різноманітні публікації у ЗМІ про доцільність і недоцільність перейменувань, про необхідність збереження історії, про те, що ми так жили і від цього не потрібно відмовлятися… Тобто якраз і звучать комуністичні мантри «…про нашу велику історію», наведені у вже згаданій вище публікації «Декомунізація по-харківськи».
Відтак складається враження, що реалізація Закону України «Про засудження комуністичного та націонал-соціалістичного (нацистського) тоталітарних режимів в Україні та заборону пропаганди їхньої символіки» буксує, як то кажуть, сповзає у в’язке болото дискусій та конфліктів.
Ось тільки з будь-якого багна вибиратися непросто. І якщо знову втратимо час, «заговоримо» проблему декомунізації, чи не буде нам так, як описаному колись Степаном Руданським мазуру. Аби вибратися з болота, бідака-чоловік не знайшов кращого виходу, як кликати на поміч святих, - то Миколу, то Дороту.
Правда, навряд будь-які святі допоможуть нам у тому, що маємо зробити власною волею, набравшись терпіння, мужності, звернувшись до своєї громадянської свідомості.
Бо очищення від важкого комуністичного минулого відбувається не тільки заради нас, сьогоднішніх. Навіть більшою мірою заради майбутніх поколінь.
- Информация о материале
Перенос мобильного номера
В следующем году вступит в действие принцип переноса телефонного номера, после чего можно будет менять оператора, оставляя свой номер неизменным. После длительного процесса шатаний и брожений наконец-то это правило заработает.
31 июля Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), утвердила Порядок предоставления услуг по переносу абонентских номеров, после чего он был утвержден Министерством юстиции Украины. Внедрить услугу планируется в 1 квартале 2016-го.
«Легкий» перенос
Перенос мобильного номера (MNP — Mobile Number Portability) уже давно стал общепринятой практикой во многих странах мира. Хотя вводился он по-разному, и сегодня эта процедура занимает разное время и по-разному оплачивается. Главный принцип заключается в том, что номер фактически находится в собственности человека, и он может распоряжаться им по своему усмотрению.
Конечно же, телеком-операторы изначально не заинтересованы во внедрении подобной услуги, поскольку хотят иметь дополнительный рычаг для удержания клиента. Поэтому данная инициатива всегда исходила от государства в лице регуляторного органа.
«Перенос номера — это не услуга в классическом понимании, это в первую очередь регуляторное обязательство. Ни один оператор не хочет, чтобы от него уходили абоненты, — говорит Андрей Лебедев, начальник департамента регуляторных отношений и стратегии компании «Астелит» (life :)). Поэтому ни один оператор сам не внедряет MNP. Это регулятор заставляет оператора запустить данную услугу».
Однако в Украине механизм внедрения MNP активно обсуждался с телеком-общественностью и представителями операторов, так что они могли донести свою точку зрения.
«Мы совместно с другими участниками рынка участвовали в общественном обсуждении проекта MNP и способствовали регулятору в выработке юридически безупречного механизма внедрения этой услуги», — отмечает Андрей Осадчук, директор по регуляторно-правовому обеспечению компании «Киевстар».
Эксперты единодушно отмечают прозрачность и продвинутость порядка перехода, который вводится в Украине. Так, для переноса номера сначала нужно зарегистрироваться у своего оператора, затем подать заявление оператору, к которому хотите перейти, после чего процесс должен быть проведен всего за 24 рабочих часа. Это, кстати, быстрее, чем средний показатель в Европе, где он составляет 3,6 рабочих дня. Зарегистрироваться и подавать заявление не означает обивать пороги центров обслуживания клиентов и переходить на контрактное обслуживание. Реализовать задуманное можно будет и через сайты компаний. Нюанс в том, что при переходе абонента надо будет идентифицировать, в то время как сегодня многие пользуются припейд-услугами, и их данные не попадают к оператору.
Также предусматривается, что плата за переход будет браться оператором-реципиентом, то есть тем, кто принимает. И в этом еще одна положительная весточка для пользователей, ведь это означает, что в конкурентной борьбе операторы будут понижать эту планку, чтобы заманить к себе клиента. Но это еще не все! Большинство пользователей согласятся сменить оператора, только если у того будут более выгодные условия, включая цену на услуги. Таким образом, выиграют все, даже те, кто и не собирался менять оператора.
Администратор переноса
Роль администратора баз данных перенесенных номеров возложена на Украинский государственный центр радиочастот (УГЦР), на площадях которого будет установлен некий транзитный сервер.
На днях УГЦР объявил о начале процедуры государственных закупок для внедрения в Украине MNP. Перед этим была проведена НИР по технико-экономическому обоснованию внедрения централизованной базы данных.
«Для информирования потенциальных участников конкурса мы разместили на сайте УГЦР технико-экономическое обоснование внедрения централизованной базы данных перенесенных абонентских номеров, — сообщил исполнительный директор государственного предприятия Ярослав Янушевич. — Кроме того, мы готовы предоставить компаниям все необходимые разъяснения по процедуре закупки, что полностью соответствует действующему законодательству Украины».
Так что дело движется уже в практической плоскости, чтобы уже в начале следующего года MNP заработало.
Межсетевой барьер
Все было бы прекрасно, если бы не явные перекосы украинского рынка мобильной связи. Где сложилась ситуация с почти бесплатными звонками внутри сети одного оператора и завышенной стоимостью межсетевых соединений. И многие интересуются, а как же звонящие вам будут догадываться, в какой сети вы находитесь. Вот тут-то и главная загвоздка. Для начала надо выровнять тарифы. Причем это совершенно не означает, что нужно поднять внутрисетевые звонки до 1 грн и выше.
Преградой на пути снижения тарифов стоит так называемая ставка интерконнекта, которую операторы платят друг другу за совершение звонков на чужие сети. Пока что она составляет 36 коп. в минуту, но уже с 1 октября 2015 г. снизится до
23 коп. НКРСИ планирует и дальше постепенно снижать ставку, в перспективе доведя ее до 5 коп.
Комиссия отмечает, что снижение межсетевых барьеров является общеевропейским трендом, и Украина, показавшая свое стремление интегрироваться в европейское сообщество, должна адаптировать свои рынки к нормам и стандартам ЕС.
По мнению НКРСИ, снижение ставки будет способствовать развитию конкуренции и даст возможность операторам уменьшить тарифы на межсетевые звонки, что в свою очередь создает перспективы увеличения объемов телекоммуникационных услуг.
«Максимальный эффект будет достигнут не только после технического запуска MNP в первом квартале 2016 г., но и после снижения ставки интерконнекта и регулирования розничных цен. Тогда у абонента появится реальная свобода. Вот тогда абоненты получат все преимущества, которые обеспечивает данная технология», — отмечает представитель life:).
Однако единодушия в этом вопросе у операторов почему-то нет. Так, «Киевстар» боится потерять часть дохода. «Резкое снижение ставки в середине операционного года — это существенное изменение условий функционирования рынка, что может отразиться как на его динамике и доходах, так и на тарифной политике и стратегии операторов. На наш взгляд, обнуление расчетной таксы — несвоевременный и пока не прогнозируемый в ближайшей перспективе регуляторный шаг», — считает Андрей Осадчук.
Как бы там ни было, но снижать ставку и выравнивать тарифы все равно придется. А это значит, что в следующем году вкупе с внедрением 3G-связи нас ждет рост количества услуг, которые будут предоставляться за меньшую стоимость.
- Информация о материале
У Кернеса розіграли між близькими фірмами ремонт доріг за 184 мільйони
Департамент будівництва та шляхового господарства Харківської міськради 16 та 23 вересня уклав 11 угод на капітальний ремонт доріг у Харкові на суму 184,00 млн грн. Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
Всі замовлення були розподілені між трьома фірмами, які за виключення одного лоту були єдиними учасниками всіх конкурсів. Найбільше за вартістю угод було укладено з ТОВ «ВКП «Укрєвробуд 2013», яке проведе роботи на суму 101,37 млн грн.
Також п’ять угод було укладено з ТОВ «Вега-Буд», але сума замовлень цій фірмі менша – 74,14 млн. Один підряд отримало ТОВ «Дорожньо-будівельна компанія «Уровень», яке проведе ремонтні роботи за 8,48 млн грн.
Найбільше коштів буде витрачено на ремонт проспекту Перемоги та вулиці Шевченка – 67,01 та 34,35 млн грн. відповідно. На ремонт першого було проведено чотири конкурси, кожен з них на окрему дільницю. Ремонт вулиці Шевченка також розділили на дві частини.
Ремонт проспекту Перемоги та вулиці Шевченко проведе ТОВ «ВКП «Укрєвробуд 2013». Тут вартість капітального ремонту одного квадратного метра дороги складає від 869,59 до 1116,49 грн. Разом з тим, середня ціна капітального ремонту вулиці в Україні сьогодні складає в районі 300-400грн/кв м.
Також капітальний ремонт заплановано провести на вулицях Жовтневої Революції, Механізаторській, Новгородській, Данилевського, Калова та проспекті Маршала Жукова. Заплановано укладання нового асфальту, ремонт тротуарів, заміну бортових каменів. На деяких вулицях будуть підняті оглядові колодязі, встановлені пандуси та знаки дорожнього руху, заплановано озеленення.
Роботи будуть проведені протягом 2015-2017 років.
| Адреса ремонтних робіт | Виконовавець | Ціна (млн грн) |
| Просп. Перемоги | ПП «ПВКП «Укрєвробуд 2013» | 67,01 |
| Вул. Шевченка | ПП «ПВКП «Укрєвробуд 2013» | 34.35 |
| вул. Механізаторській | ТОВ «Вега-Буд» | 4,18 |
| Вул. Жовтневої Революції | ТОВ «Вега-Буд» | 22,84 |
| Вул. Новгородської | ТОВ «Вега-Буд» | 14,07 |
| Просп. Маршала Жукова | ТОВ «Вега-Буд» | 28,05 |
| Вул. Чкалова | ТОВ «Вега-Буд» | 5,00 |
| Вул. Данілевського | ТОВ «Дорожньо-будівельна компанія «Уровень» | 8,48. |
ПП «ПВКП «Укрєвробуд 2013» зареєстроване в м.Орджонікідзе Дніпропетровської області на Артуріка Фтояна. Директором підприємства з травня 2015 року є Андрій Давиденко.
В червні 2015 року Фтоян був засуджений за підроблення документів під час проведення конкурсу на ремонт вулиці Шевченка в м. Нікополі Дніпропетровської області. Тоді засновник ТОВ підробив довідку про наявність у підприємства обладнання та матеріально-технічної бази.
ТОВ «Вега-Буд» зареєстровано на Сергія Колесника, який з 2005 року є директором фірми. До липня 2012 року власниками «Вега-Буд» були Ганжа Оксана Віталіїївна і Золотарьова Лілія Михайлівна. На Сергія Колесника також записана частка у ТДВ «Спецбуд-3», яким керує екс-депутат Харківської міськради Віталій Ганжа.
У червні «Вега-буд» отримало від міськради підряд на ремонт вулиці Чеботарської вартістю 28,54 млн грн.
ТОВ «Дорожньо-будівельна компанія «Уровень» заснували депутат Чугуївської райради Валерій Пєвнєв, обраний від Партії регіонів, та компанія з управління активами «Фінекс-капітал» Ігоря Когута та Лади Крімерман.
Зараз Пєвнєв буде балотуватися до Харківської міськради за списком партії «Відродження» разом з директором Департаменту будівництва та шляхового господарства Володимиром Чумаковим та мером Харкова Генадієм Кернесом.
На початку липня ДБК «Уровень» отримала від Харківської мерії замовлень на ремонт доріг на 40,37 млн грн, а раніше у травні – на 12, 00 млн грн. Фірма фігурувала серед підозрілих контрагентів по реконструкції парку Горького у Харкові, список яких склав УБОЗ ГУМВС України в Харківській області.
- Информация о материале
Страница 694 из 2102
