В следующем году вступит в действие принцип переноса телефонного номера, после чего можно будет менять оператора, оставляя свой номер неизменным. После длительного процесса шатаний и брожений наконец-то это правило заработает.
31 июля Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), утвердила Порядок предоставления услуг по переносу абонентских номеров, после чего он был утвержден Министерством юстиции Украины. Внедрить услугу планируется в 1 квартале 2016-го.
«Легкий» перенос
Перенос мобильного номера (MNP — Mobile Number Portability) уже давно стал общепринятой практикой во многих странах мира. Хотя вводился он по-разному, и сегодня эта процедура занимает разное время и по-разному оплачивается. Главный принцип заключается в том, что номер фактически находится в собственности человека, и он может распоряжаться им по своему усмотрению.
Конечно же, телеком-операторы изначально не заинтересованы во внедрении подобной услуги, поскольку хотят иметь дополнительный рычаг для удержания клиента. Поэтому данная инициатива всегда исходила от государства в лице регуляторного органа.
«Перенос номера — это не услуга в классическом понимании, это в первую очередь регуляторное обязательство. Ни один оператор не хочет, чтобы от него уходили абоненты, — говорит Андрей Лебедев, начальник департамента регуляторных отношений и стратегии компании «Астелит» (life :)). Поэтому ни один оператор сам не внедряет MNP. Это регулятор заставляет оператора запустить данную услугу».
Однако в Украине механизм внедрения MNP активно обсуждался с телеком-общественностью и представителями операторов, так что они могли донести свою точку зрения.
«Мы совместно с другими участниками рынка участвовали в общественном обсуждении проекта MNP и способствовали регулятору в выработке юридически безупречного механизма внедрения этой услуги», — отмечает Андрей Осадчук, директор по регуляторно-правовому обеспечению компании «Киевстар».
Эксперты единодушно отмечают прозрачность и продвинутость порядка перехода, который вводится в Украине. Так, для переноса номера сначала нужно зарегистрироваться у своего оператора, затем подать заявление оператору, к которому хотите перейти, после чего процесс должен быть проведен всего за 24 рабочих часа. Это, кстати, быстрее, чем средний показатель в Европе, где он составляет 3,6 рабочих дня. Зарегистрироваться и подавать заявление не означает обивать пороги центров обслуживания клиентов и переходить на контрактное обслуживание. Реализовать задуманное можно будет и через сайты компаний. Нюанс в том, что при переходе абонента надо будет идентифицировать, в то время как сегодня многие пользуются припейд-услугами, и их данные не попадают к оператору.
Также предусматривается, что плата за переход будет браться оператором-реципиентом, то есть тем, кто принимает. И в этом еще одна положительная весточка для пользователей, ведь это означает, что в конкурентной борьбе операторы будут понижать эту планку, чтобы заманить к себе клиента. Но это еще не все! Большинство пользователей согласятся сменить оператора, только если у того будут более выгодные условия, включая цену на услуги. Таким образом, выиграют все, даже те, кто и не собирался менять оператора.
Администратор переноса
Роль администратора баз данных перенесенных номеров возложена на Украинский государственный центр радиочастот (УГЦР), на площадях которого будет установлен некий транзитный сервер.
На днях УГЦР объявил о начале процедуры государственных закупок для внедрения в Украине MNP. Перед этим была проведена НИР по технико-экономическому обоснованию внедрения централизованной базы данных.
«Для информирования потенциальных участников конкурса мы разместили на сайте УГЦР технико-экономическое обоснование внедрения централизованной базы данных перенесенных абонентских номеров, — сообщил исполнительный директор государственного предприятия Ярослав Янушевич. — Кроме того, мы готовы предоставить компаниям все необходимые разъяснения по процедуре закупки, что полностью соответствует действующему законодательству Украины».
Так что дело движется уже в практической плоскости, чтобы уже в начале следующего года MNP заработало.
Межсетевой барьер
Все было бы прекрасно, если бы не явные перекосы украинского рынка мобильной связи. Где сложилась ситуация с почти бесплатными звонками внутри сети одного оператора и завышенной стоимостью межсетевых соединений. И многие интересуются, а как же звонящие вам будут догадываться, в какой сети вы находитесь. Вот тут-то и главная загвоздка. Для начала надо выровнять тарифы. Причем это совершенно не означает, что нужно поднять внутрисетевые звонки до 1 грн и выше.
Преградой на пути снижения тарифов стоит так называемая ставка интерконнекта, которую операторы платят друг другу за совершение звонков на чужие сети. Пока что она составляет 36 коп. в минуту, но уже с 1 октября 2015 г. снизится до
23 коп. НКРСИ планирует и дальше постепенно снижать ставку, в перспективе доведя ее до 5 коп.
Комиссия отмечает, что снижение межсетевых барьеров является общеевропейским трендом, и Украина, показавшая свое стремление интегрироваться в европейское сообщество, должна адаптировать свои рынки к нормам и стандартам ЕС.
По мнению НКРСИ, снижение ставки будет способствовать развитию конкуренции и даст возможность операторам уменьшить тарифы на межсетевые звонки, что в свою очередь создает перспективы увеличения объемов телекоммуникационных услуг.
«Максимальный эффект будет достигнут не только после технического запуска MNP в первом квартале 2016 г., но и после снижения ставки интерконнекта и регулирования розничных цен. Тогда у абонента появится реальная свобода. Вот тогда абоненты получат все преимущества, которые обеспечивает данная технология», — отмечает представитель life:).
Однако единодушия в этом вопросе у операторов почему-то нет. Так, «Киевстар» боится потерять часть дохода. «Резкое снижение ставки в середине операционного года — это существенное изменение условий функционирования рынка, что может отразиться как на его динамике и доходах, так и на тарифной политике и стратегии операторов. На наш взгляд, обнуление расчетной таксы — несвоевременный и пока не прогнозируемый в ближайшей перспективе регуляторный шаг», — считает Андрей Осадчук.
Как бы там ни было, но снижать ставку и выравнивать тарифы все равно придется. А это значит, что в следующем году вкупе с внедрением 3G-связи нас ждет рост количества услуг, которые будут предоставляться за меньшую стоимость.