Главная
Предмет роскоши
Cтолица айтишников
Детская мечта раздобыть машину времени никуда не девается с возрастом. И чтобы ее осуществить, стоит всего лишь купить билет на поезд, приехать во Львов, пройтись старинными улочками армянских, польских, австрийских, русских, еврейских, латинских кварталов, вдохнуть воздух истории семи с половиной веков и вспомнить жизнь и легенды чудесного средневекового города и его жителей.
Впрочем, тот, кто не был во Львове всего пару лет, теперь город не узнает. В средневековье красивых жилых многоквартирных и т.н. «односемейных» домов, дворцов, соборов, костелов, театров и старинных площадей стремительно ворвались модные бутики известных брендов, роскошные отели и рестораны, а также ультрасовременные сверкающие торговые и офисные центры. Теперь и во Львове при посещении торгового центра можно оставить ребенка в детском сказочном городке, а самому после «шопинга» покататься на коньках, поиграть в боулинг, посетить киносеанс с «энным» количеством Д-эффектов, воспользоваться буквально десятками кафешек на любой вкус и кошелек, полюбоваться видами древнего города с роскошных открытых террас. Все это великолепие дополнено старинной и современной брусчаткой улиц, красивыми фонтанами, деревьями, высаженными прямо на разделительных полосах центральных улиц, современными велосипедными дорожками, всего лишь за пару-тройку лет превратившими Львов в самый велосипедный город Украины.
Львов на глазах становится европейским городом, который выбирают для эффективного развития украинские и международные компании из различных направлений бизнеса, и в первую очередь — из сферы информационных технологий. В планах — и голландский проект по первому в стране индустриальному парку, первенцем которого должен стать завод автопроводки с инвесторами-японцами, и проект под условным названием «Креативный квартал» с концепцией создания места совместной работы и развития представителей технологических и креативных сообществ молодых предпринимателей. В одном из самых «магнитных» мест Львова, не исключено, появится комплекс с антикафе, коворкингом, стартап-боксами, хакерспейсом, залами для мастер-классов, творческими мастерскими, центром развития детей, переговорными комнатами, конференц-залами, амфитеатром, экопарком и т.п. «индустрией будущего».
Вообще до недавнего времени по оценкам экспертов в городе проживало около 10 тыс. IT-сотрудников, но с учетом трудовой миграции в западную столицу из-за сложной обстановки в стране сейчас эта цифра существенно больше.
Поэтому Львов по праву можно назвать столицей не только западной Украины, но и столицей «айтишников». Мощные американские, канадские и европейские IT-фирмы с представительствами во всех развитых странах мира создают оптимальные рабочие места для талантливой молодежи, которая хочет и может зарабатывать свой «хлеб с маслом» именно во Львове.
Кроме мощной, зачастую дублированной интернет-»оптики» (скоростная интернет-связь), как правило, обязательными условиями для обеспечения нормальных рабочих мест для IT-специалистов международного класса является обязательное наличие в современном офисе мини-кухни с качественной бытовой техникой, место для велопарковки, душевые комнаты для велосипедистов, бесплатные кофе-чай-сладости, теннисные столы, игровые столы мини-футбола, спортивные тренажеры прямо в офисе, «не отходя от рабочего места» — стола с системным блоком.
Годы летят быстро, как знать, возможно, в будущем именно Львов станет настоящей украинской «силиконовой долиной», западно-украинским тигром, способным быть одним из основных драйверов общего экономического рывка страны.
Когда квадраты «вкуснее» доллара
Недвижимость в современном европейском, почти игрушечном городе, где работает и будет работать несметное количество зарубежных компаний и иностранных специалистов, не может стоить дешево.
Кроме иностранцев на рынке аренды и купли-продажи жилья Львова замечено немало киевлян и жителей других крупных региональных центров страны.
Не только высокопоставленные выходцы из Львова покупают квартиры на «малой» родине, но и, к примеру, «простые» коренные киевские чиновники, знаменитые украинские футболисты и другие спортсмены, известные бизнесмены не прочь прикупить вторую или третью квартиру именно во Львове. Причем зачастую жилье в этом городе используется не для постоянного проживания, а всего лишь как дача, место, куда приезжают на выходные или в праздник — попить знаменитого львовского кофе, погулять по средневековым улочкам, посетить модную театральную постановку или поучаствовать в многочисленных львовских «аттракциях» — представлениях, фестивалях, концертах и презентациях.
Именно такие «варяги», ну и иностранцы (немцы, американцы, поляки), само собой, зачастую взвинчивают цены на аренду и покупку качественной львовской недвижимости. Именно поэтому имеем такую парадоксальную ситуацию, когда цены во всех сегментах жилья во всех городах Украины в долларовом эквиваленте за последние два года буквально обвалились, а сегмент львовского премиум-класса даже в валютном исчислении значительно подорожал.
Еще в 2010—2013 гг. в центре Львова было успешно реализовано несколько удачных проектов, возведено несколько новостроек, где каждая минута пребывания — «в радость». Центр, но под окнами — полоски буйной зелени. Вокруг — старинные виллы конца ХІХ — начала ХХ ст., но в исторически сформировавшуюся застройку органично вставлены современные малоэтажные дома (пяти-шестиэтажки с несколькими мансардными этажами). Все это дополнено открытыми многоступенчатыми террасами для барбекю на крыше с видами на старинный Львов, лифтом прямо в подземный паркинг, помещениями для охраны на входе в закрытый двор, деревянным евробрусом в окнах, высокими потолками (минимум три метра, максимум 3.30 м), ну и привычным уже индивидуальным отоплением с котлами и отопительными батареями от ведущих европейских производителей.
Такое комфортное и притягательное жилье реализовывалось в среднем по 1 тыс. евро за 1 м2, что всего лишь пару лет назад составляло по прежнему курсу около 10 тыс. грн за квадрат (2010—2013 гг.).
В силу того, что прицентральные районы старинного города «не резиновые», и хороших мест в тихом центре не так уж и много, в отличие от всех других сегментов и всех других городов страны, квадратные метры в премиум-сегменте Львова за несколько лет резко подорожали, и не только в гривне. С усредненной 1 тыс. евро за 1 м2 квартиры в элитных новостройках центра города взлетели до 1300—1500 евро за 1 м2, несмотря на то, что по теперешнему курсу это составляет заоблачные и почти фантастические 35—39 тыс. грн за квадрат.
Местные риелторы знают не один случай, когда квартиры в новостройках, приобретенные весной 2010-го по цене 10 тыс. грн за 1 м2 без ремонта, на том же «нулевом» цикле были перепроданы уже в суперкризисном 2015-м по 35—40 тыс. за 1 м2. Разгадка, очевидно, в том, что элитные львовские квартиры в центре — это штучный товар, своеобразные бриллианты рынка недвижимости всей страны. Следовательно, жилплощадь в новых домах (иногда утопающих в зелени старых садов) бизнес- или премиум-класса в тихих районах центра является чрезвычайно выгодным капиталовложением.
Почему такие квадраты иногда «вкуснее» доллара? Такая инвестиция — это защита от:
1) любых финансовых потрясений, например дефолта страны (совсем недавно мы были за полшага от этого нежелательного события);
2) банкротства банков (количество рухнувших финучреждений в Украине за последние два года исчисляется многими десятками);
3) инфляции и девальвации национальной валюты (вспомним, во что превратились некогда сверхнадежные советские рубли, и во сколько тысяч американских долларов оцениваются в настоящее время те же советские квартиры);
4) защита от биржевых падений (квартиры — не акции, их стоимость в отличие от акций обанкротившихся предприятий никогда не будет равна величинам, близким к нулю). Кроме того, на рынке жилья в отличие от рынка акций невозможны резкие значительные скачки цен, этот рынок чрезвычайно инертен (есть возможность и время «рассмотреть» тренд для принятия решений);
5) финансовых реформ (всяческих деноминаций и девальваций);
6) «прелестей» экономических реформ («не дай вам Бог жить в эпоху перемен» — гласит древняя китайская мудрость);
Кроме того, недвижимость — это универсальный товар (даже в «черный день» хорошее жилье можно дорого ли, дешево ли, но сдать в аренду, получать стабильный дополнительный доход, и даже в случае если квартира единственная, можно поселиться в менее престижной и комфортной квартире и жить на разницу в аренде). Цены на классное удобное жилье растут гораздо быстрее цен на «массовку» в период роста цен на рынке недвижимости и падают гораздо меньшими темпами в период понижательного ценового тренда.
Конечно, у недвижимости есть и свои минусы. Это и налог, к которому теперь надо привыкать. И сравнительно невысокая ликвидность (квартиру при необходимости нельзя просто «сдать в ближайшую обменку»), процесс продажи иногда длится годами. Хотя по-настоящему классные квартиры, приобретенные по «разумной» цене, в случае необходимости можно продать и за неделю (иногда приличные варианты риелторы даже в базы объявлений не вносят — штучный товар расходится среди знакомых).
Даже простенькие квартиры — теперь предмет роскоши
Что касается эконом-сегмента львовского рынка недвижимости — «чешек-брежневок», «хрущевок», «сталинок», квартир в стареньких австрийских и польских домах (не в люксах, и не полулюксах), многочисленных новостроек в спальных районах (иногда в Интернете их называют «ульями»), то тут ситуация характерна для всего рынка недвижимости Украины.
Основные тенденции таковы.
- Медленное «сползание» долларового эквивалента стоимости, в среднем до минус 40—50% за два последних года.
- Постоянный перманентный рост гривневой цены. Почти все объекты в гривне подорожали в два с лишним раза, и даже скромная квартира в Украине всего за два года превратилась в предмет роскоши, на который надо работать много-много лет, ведь зарплаты и доходы граждан и бизнеса в отличие от гривневой цены на жилье в стране практически не повысились. Лишь немногие «счастливчики» получили максимум 20% прибавки к заработной плате.
- Смещение спроса в сторону малогабаритных квартир (давление налога на недвижимость и потерявшей тормоза «коммуналки»), в т.ч. и в новостройках. Некоторые проекты срочно в процессе реализации «уплотняли» и вместо просторных квартир «запускали» в работу тесные малометражки.
- Максимальная востребованность жилья в районах хорошей транспортной развязки (в Киеве — это как всегда в первую очередь приближенность к метро). В таких квартирах легче жить, их также на порядок легче и дороже сдать.
- Гибкость позиций покупателей и продавцов. В условиях колоссальных экономических потрясений, трехкратного «девала» национальной денежной единицы и фактической ликвидации ипотеки продавцы зачастую идут на уступки и понижают цену до реального платежеспособного уровня. С другой стороны, когда речь идет о ликвидном жилье, покупатели не переусердствуют в торговле, понимая, что по-настоящему хороших объектов не так много, и когда, рано или поздно, но неминуемо через пару-тройку лет заработает-таки кредитование, цены на квартиры будут такими, что мало не покажется.
- Ну и, наконец, хотя все-таки рынок «скорее жив, чем мертв», количество сделок на рынке купли-продажи рекордно низкое, в разы меньше по сравнению с докризисными временами. У народа банально нет денег, долларовые заначки почти у всех закончились, а по нынешним временам ни на квартиру, ни на машину не заработаешь.
Что касается цены обычных львовских квартир, они, как и по всей стране, стали безумно дорогими (в гривне). Еще два года назад за 10 тыс. украинских денег можно было приобрести квадратный метр жилья в полуклубном доме центра Львова. Сейчас 10 тысяч грн — это всего лишь цена 1 м2. в дальних пригородах города, или в его неблагополучных районах. Иногда такие деньги просят за квартиру в еще непостроенном доме, так сказать, «на котловане».
В условиях Львова 15—23 тыс. грн за 1 м2 — это диапазон цены, по которой реализуются сравнительно качественные квартиры в нецентральных, но достаточно неплохих районах города. Тем не менее, квартиры, особенно в новостройках, покупают, ведь альтернативы капиталовложений зачастую просто нет. Объем ввода в эксплуатацию жилья именно во Львове стабильно растет, даже несмотря на хаос в экономике.
Справка
В 2014 г. во Львовской области сдано в эксплуатацию 877 тыс. м2 жилой площади. Количественные показатели 2013 г. превышены на треть. Это личный рекорд города по объему ввода в эксплуатацию общей площади жилья в течение последнего 20-летия.
Сегодня в Киеве на этапе коммерческой реализации находятся 239 жилых комплексов. Для сравнения, в Одессе — 100, во Львове — 143. С учетом того, что во Львове в четыре раза меньше жителей, чем в Киеве, по количеству жилых комплексов на душу населения города Львов — уже сегодня чемпион Украины.
Первый шаг к финансовой независимости
Рынок недвижимости Львова, как и рынок недвижимости всей страны — это, как водится, зеркало экономики. Экономика рухнула минимум на треть, инвестиции обходят нашу страну, как плавсредства пресловутый бермудский треугольник. И если крупные компании и сетевики еще как-то сводят концы с концами, то мелкий бизнес находится буквально на грани выживания.
По всей стране закрываются мелкие торговые точки, предприниматели предпочитают не работать, чем работать себе в убыток. Количество объявлений «продам» или «сдам в аренду» на коммерческих помещениях даже прицентральных частей городов сейчас практически удесятерилось по сравнению с «прибыльными» временами. Тем не менее, накопленные средства население несет не в банковскую систему, где «вход — гривня, выход — две», и где уже почти два года действуют просто-таки несуразные валютные ограничения, которые и «прикончили» значительную часть финансовой системы страны. Хранение средств «под подушкой» — также не вариант для неспокойного времени и сложной криминогенной ситуацией. Остается «добрый старый рынок недвижимости», который и является сегодня единственным безопасным и перспективным вариантом инвестирования. Только объекты инвестирования должны подбираться тщательно и выверено, иначе низколиквидная новоприобретенная квартира или офис вместо ожидаемой радости могут принести бесконечную головную боль.
Во Львове ведь, как и по всей стране, квартиры уже не покупаются как пирожки на рынке. Прошла «буйная» пятилетка 2004—2008 гг., когда покупатели «гребли» все без разбора, ведь пузырь, раздутый дешевыми иностранными кредитными долларами, закономерно лопнул. Закончилась и эйфория мнимой «нескончаемой» стабильности 2010—2013 гг., когда при курсе 8 грн за 1 долл. валюта зарабатывалась сравнительно легко и быстро. Каждый доллар теперь дается покупателю с неимоверным трудом. За «трудные» деньги покупатель стремится получить достойный товар.
Именно поэтому, как определили эксперты проектной группы «Архиматика», будущее на рынке недвижимости за новым трендом т.н. «комфорт-класса», включающего ландшафтную среду вокруг жилого комплекса, зеленые пешеходные зоны без автомашин во дворах, с паркингом в наземных или подземных кварталах, красивые неординарные фасады, удачные дизайнерские решения вестибюлей и коридоров общего пользования, оптимальную планировку квартир, физический комфорт жильцов (тепло, влажность, акустику, инсоляцию, вентиляцию и т.п.), объекты инфраструктуры — развлечения, питания, медицины, спорта, торговли, детские учреждения размещаются на первых этажах жилых секций. Только такое жилье будет высоколиквидной и надежной инвестицией в будущее.
- Информация о материале
ДАІ. Схема на мільярд
При Авакову збереглась схема викачування грошей з тих, хто продає свій автомобіль. Ціна питання: за півтора року – мільярд. Половина – в «розпил».
На початку квітня цього року очільник МВС Арсен Аваков підірвав своїм постом у Facebook усі ЗМІ України. Новина була справді неочікуваною: за хабарі затримали керівника відділу київського управління ДАІ підполковника Миколу Жебеля, а сам начальник УДАІ полковник Микола Макаренко встиг втекти від правосуддя у Білорусь.
Причина гучної затримки: щомісячні хабарі від підлеглих Центрів послуг ДАІ за обслуговування схеми із так званими «довідками-рахунками», які монопольно роздавало приватне ТОВ «Іннавто».
«Тільки через цю компанію Жебель отримував незаконного доходу понад 600 000 гривень в місяць, наживаючись тільки на одному бланкові 720 грн(!)», – написав тоді Аваков.
А тепер про те, що сталось потім. Будь-яке розслідування намагається відповісти на три запитання: «Скільки вкрали?», «Як?» і «Хто?». І про все це міліціонери дізнались. Прикрість полягає в тому, що сама схема (тобто «Як?») залишилась в абсолютно робочому стані. Вона як генерувала кеш для «кращих людей міста», так і продовжує це робити. Не зважаючи навіть на те, що будь-яка людина при здоровому глузді, ознайомившись із принципами функціонування схеми, скаже, що виглядає вона «трохи по дебільному».
Гроші, вилучені під час обшуків у хабарників з столичного ДАІ
1000-30=970. На ці 3% і живем
Фраза «по-дебільному» написана не для міцного слівця. Для того, щоб у цьому переконатись, розповімо неавтомобілістам, як працює в Україні найпопулярніша система продажу вживаних авто. Отож.
Покупець і продавець ідуть разом в приватну(!) фірму, оформлюють там продаж і отримують документ, який називається «довідка-рахунок», за який і платять приватникам. Уже з цією довідкою приходять до держави, точніше до Центрів ДАІ, де передача власності легалізується остаточно.
Якщо хтось може притомно пояснити, навіщо в цьому ланцюжку приватник – тому пряник. Точніше, ми теж можемо пояснити, але тільки з корупційної точки зору.
Про всяк випадок опитали кількох представників різних європейських країн, які продавали в себе авто на Батьківщині. Відповіді різняться хіба що способом передачі даних місцевій поліції. В одних країнах треба до поліції йти, в інших – вирішити проблему через Інтернет. Але в усіх випадках жодними приватниками і не пахло, а оплата за державну послугу була настільки нікчемною, що співрозмовники не могли пригадати точну суму.
Тут з’являється ще одна особливість України. У нас, на відміну від інших країн, цей бізнес такий самий високомаржинальний, як і торгівля зброєю.
Ціна продажу довідки-рахунку в залежності від регіону коливається в межах 500-1000 грн, хоча часто фіксувалось і 2 000. Ціну придумує сам приватник. Собівартість бланку, який випускає ДП «Поліграфкомбінат «Україна», становить 29 грн 04 коп. Затрати на заповнення можете порахувати самі, глянувши на кількість полів:
Халяви не буде
Назва цього розділу – спеціально для тих, хто, знайшовши у кишені 30 грн, почав роздумувати, як конвертувати їх у тисячу або дві. Не вийде. Бізнес тут не такий простий, як здається на перший погляд.
Спершу приватна компанія мусить отримати дозвіл на цей специфічний вид діяльності. І зробити це в обласному ДАІ. Там перевірять, чи має фірма офіс, сейф для бланків суворої звітності і т.д.. Там же запишуть адресу, за якою компанія матиме право видавати довідки-рахунки. Що важливо: адреса має бути лише одна і чітка (а не, скажімо – м. Київ).
Якщо цей левел вдалось пройти, то чекає наступний. Компанія аналізує, скільки їй потрібно бланків довідок-рахунків, робить замовлення через обласне управління ДАІ, яке передає всі заявки до центрального управління в Києві. Те, в свою чергу, звертається до департаменту ресурсного забезпечення МВС, яке й замовляє довідки для всіх обласних центрів.
Хто пройшов два левели, може спробувати позмагатись за бонус: отримати адресу для продажу довідок-рахунків дуже близько до ДАІ або ж просто в ньому.
Тепер про особливості кожного рівня.
1. Ліцензування і адреса
Вікно з «Експертами» юридично знаходиться в іншому приміщенні
«Зараз продавати машину дуже просто. Зайшов в ДАІ, заплатив там за довідку-рахунок, і все», – розповів «Нашим грошам» один відомий український журналіст. Не називаємо його прізвища, щоб не осоромити. Річ у тому, що чоловік, не відаючи, став учасником корупційної схеми, адже приватна фірма знаходитись в приміщенні ДАІ не може.
Правда, схемотворці викручуються як можуть. Одні розташовують свої офіси впритул до міліціонерів (іншим на це дозволів чомусь не дають), інші діють більш вибагливо. Наприклад, у Білій Церкві фірма орендувала приміщення так вдало, що змогла прорубати до «правоохоронців» двері крізь спільну стіну (на фото).
На щастя двері замурували після виходу журналістського матеріалу про це ноу-хау, але проблема лишилась.
2. Кількість довідок
Де-юре, приватна компанія має право отримати стільки порожніх бланків довідок-рахунків, скільки заманеться. У реалі – все трохи по-інакшому. Часто співробітники обласних управлінь самі вирішують яку кількість довідок видати тій чи іншій торговій компанії. Зрозуміло, що законодавчого закріплення подібних реверансів немає. В пункті 3.7. міністерського наказу №361 від 05.08.2010 року чітко вказано три підстави для відмови у видачі довідок: порушення вимог Порядку торгівлі, невідповідність даних у поданих матеріалах та наявність інформації щодо вироку суду про заборону займатися цією діяльністю.
Але навіть сама міліція час від часу фіксує, що пункти закону не працюють. Нещодавно за обмеження обігу довідок-рахунків звільнили кількох керівників управлінь ДАІ великих обласних центрів. Скількох не помітили, а відтак і не звільнили – одному Богу відомо.
До речі, в Департаменті ДАІ відстежують ще й скільки видали компанії довідок і як виконуються умови ліцензії. Відтак, якщо ваша компанія зареєстрована на одній адресі, а продає – за іншою, то біди не оминути. Але, наприклад, якщо в тій же Білій Церкві компанія має перебувати за адресою вул. Сухоярська, буд.18, а насправді функціонує навпроти будинку Центру ДАІ – в павільйоні авторинку, то цього можна і не помітити. Як карта ляже.
Копієчка до копієчки – мільярд
У результаті цього «лягання карт» у всіх регіонах України – ціни на папір, собівартість якого не перевищує 30 грн, вперто не хочуть падати нижче 500-1000 грн. Занадто багато інтересів «зашили» в цю суму.
Яким є процент корупційної маржі можемо прослідкувати на прикладі того ж «Іннавто». Ще зовсім недавно вона мала цілий ряд «дочок» – «Іннавто-2», «Іннавто-3», «Іннавто-4», «Іннавто-6», «Іннавто-11» і т.д. Разом вони покривали всі райони столиці і мали неймовірні преференції від міліції. У результаті фактично монопольного становища створювались надприбутки, частина з яких перекочовувала в кишені міліціонерів.
Нагадаємо, що за словами Авакова – кожного місяця ця сума у Києві складала 600 000 грн. Яким чином збирались ці гроші, можна прослідкувати на матеріалах Реєстру судових рішень. Слідчі встановили, що раз в тиждень директор «Іннавто» об’їжджав Центри адмінпослуг ДАІ(!) і збирав там чергову данину, яка складала близько 140 000 грн. Потім, перестраховуючись від підстави, заїжджав до банку «Хрещатик», міняв там зібрані купюри на банківські, і вже їх відвозив до керівників столичного ДАІ.
Ні слідство, ні Аваков не згадують «співпрацю» ДАІ із іншими торговельними фірмами, відтак можна передбачити, що загальна сума була вищою. Мила деталь: на допитах керівники Центрів ДАІ засвідчили, що вони передавали ці гроші, оскільки в інакшому випадку їм були обіцяні переслідування на роботі, і вони злякались. Зайвий раз нагадаємо, що цей «переляк» спіткав «правоохоронців» зовсім недавно, після Майдану, під час війни і заяв вищого начальства про битву з корупцією. Ну, і так виглядає, що усі ці керівники середньої ланки справді відбулись тільки переляком.
Але повернемось до грошей. За словами міністра, корупційна маржа в Києві склала 720 грн. на одній довідці. Ми звернулись до центрального апарату ДАІ із питанням про кількість виданих рахунків. Виявилось, що за 2014 і половину 2015 рр. їх було оформлено 979 948 бланків довідок-рахунків, що в перерахунку на суму подальшої реалізації становить під мільярд гривень.
Як вийти із зачарованого кола?
За словами, учасників ринку і співробітників силових структур, схема довідок-рахунків діяла роками, однак фінансові потоки від неї почали централізуватись у 2008 році. Саме тоді були впроваджені перші обмеження щодо постановки на облік торгових компаній. Продовження ліцензії мало б здійснюватися за окрему плату. У 2010 році ці обмеження прибрали, натомість була вибудувана чітка структура хто, скільки і кому має «заносити» за можливість заробляти на продажі довідок-рахунків.
Ми умисно не називаємо прізвища усіх задіяних у цій схемі у минулому очільників міліції, оскільки головне питання не «Як там було?», а «Що робити?».
Вихід із ситуації – точно не в контролі за міліціонерами чи зміні керівників. Досвід боротьби з корупцією свідчить, що найефективніше – це створення такої системи, коли немає як вкрасти.
Можна змусити користуватись власників автомобілів користуватись іншими нині існуючими системами продажу – через нотаріусів або за допомогою біржі. Однак вони або задорогі, або загроміздкі. Саме тому ними ніхто не користується.
Ідеальний варіант – не ламати собі голову, взяти будь-який позитивний світовий досвід, де перереєстрація здійснюється за більш простою і менш корупційною схемою і втілити його в себе. Бажано одразу із використанням Інтернету.
Для тих, же хто хотів би просто видозмінити «систему довідок-рахунків», маємо ще один аргумент. Включення в систему продажу автомобілів приватної структури жодним чином не захищає власника автомобіля. Судовий реєстр просто завалений справами, коли крадена машина виявлялась проданою через видану довідку-рахунок, а попередній власник про це навіть не знав.
Так що усе просто. Прибрати зайву ланку, подивитись на світовий досвід, запровадити нову систему і обрубати корупційні потоки. Хай краще цей мільярд піде на хліб-ковбасу для людей, ніж на хатинки для VIP-міліціонерів.
- Информация о материале
Как выбраться из ямы коммунальных долгов
В связи с постоянным повышением стоимости коммунальных услуг, что неотъемлемо связано со стабильным ростом цен на прочие жизненно необходимые товары, на фоне низкой оплаты труда населения на сегодняшний день у многих возникла проблема задолженности по их оплате. Жилищно-эксплуатационные конторы, объединения совладельцев многоквартирных домов и другие предприятия, предоставляющие коммунальные услуги населению, в случае образования долга нередко грозят взыскивать его в судебном порядке, указывая при этом на увеличение его суммы за счет судебных издержек. Кроме этого, коммунальщики предостерегают о возможности обращения взыскания на принадлежащее должнику имущество и его реализации в принудительном порядке. Так может ли организация, предоставляющая жилищно-коммунальные услуги, распродать имущество должника за долги? И что может сделать должник во избежание судебных тяжб?
За что нужно платить
Положениями Жилищного кодекса Украины установлена обязанность владельца или квартиросъемщика вносить оплату за использование жилья и предоставленные коммунальные услуги (водопровод, газ, тепловая энергия и пр.). Эти нормы дополняются также Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах».
Согласно требованиям законодательства, потребитель обязан заключить договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, подготовленный исполнителем на основании типового договора, оплачивать предоставленные услуги в установленные им сроки, а в случае несвоевременного осуществления такой оплаты возмещать пеню в согласованных размерах.
Законом также установлено, что плата за коммунальные услуги начисляется ежемесячно, а ее размер рассчитывается, исходя из утвержденных цен и тарифов и показателей приборов учета или по нормам, утвержденным в установленном порядке. В случае установления приборов учета оплата полученных услуг осуществляется исключительно на основании их показателей на конец расчетного периода по условиям договора. Т. е. в таком случае владелец или съемщик жилья оплачивает только то количество услуг, которое ему фактически было предоставлено. В случае же отсутствия в квартире таких приборов оплата проводится, исходя из утвержденных норм потребления на человека, помноженных на количество зарегистрированных в жилье лиц.
Эти положения касаются коммунальных услуг, которые предоставляются владельцу или съемщику непосредственно в квартире – централизованного снабжения горячей и холодной водой, водоотведения, вывоза бытовых отходов (с использованием внутридомовых систем), газового и электроснабжения, а также централизованного отопления.
Кроме того, на владельца законом положена обязанность оплачивать содержание самого дома и придомовой территории, включая уборку внутридомовых помещений и придомовой территории, санитарно-техническое обслуживание, обслуживание внутридомовых систем, содержание лифтов, освящение мест общего пользования, текущий ремонт и вывоз бытовых отходов. Все эти услуги хоть и не предоставляются каждому жильцу дома в отдельности, но обеспечивают нормальное функционирование всей системы жизнеобеспечения дома и территории, которая к нему примыкает. Могут быть включены в счет к оплате и услуги по осуществлению управления домом, а также связанные с капитальным ремонтом помещений или дома в целом.
Следует обратить внимание, что даже в случае, если владелец или съемщик жилья в нем не проживает, за поддержание его в должном состоянии платить все равно придется. Более того, если в жилом помещении не установлены счетчики тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, оплату предстоит осуществлять и за неиспользованную по факту услугу. Так, законодательно установлено, что в случае отсутствия внутриквартирного счетчика собственник или съемщик жилья оплачивает услуги, исходя из установленных норм на количество зарегистрированных в помещении людей.
Не доводить дело до суда
В случае появления задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и невозможности ее погашения в момент предъявления законодатель предусмотрел возможность ее внесения частями в несудебном порядке – путем реструктуризации.
С 1 июля 2003 г. действует Закон Украины «О реструктуризации задолженности по квартирной плате, плате за жилищно-коммунальные услуги, использованные газ и электроэнергию». Положения этого закона устанавливают возможность для владельцев и съемщиков жилья реструктуризировать задолженность на срок до 60 месяцев в зависимости от получаемого ими дохода и суммы долга.
Для этого человек заключает с предприятием, которое предоставляет услуги, договор о ежемесячном равномерном погашении задолженности и обязуется своевременно оплачивать текущие платежи. При этом сумма платежей, которая вносится владельцем или съемщиком по оплате текущих платежей и платежей по реструктурированной задолженности, не должна превышать 25% дохода работающих или же 20% пенсии либо других видов социальной помощи. В случае, если доход владельца/съемщика жилья недостаточен, срок действия договора продолжается до полного погашения задолженности. Немаловажный момент: если потребитель заключил договор о реструктуризации и исполняет его условия, пеня за прострочку платежей ему не насчитывается.
Из этого нетрудно сделать вывод, что даже в случае образования задолженности по оплате коммунальных услуг должник имеет возможность провести ее погашение в течение значительного времени без уплаты штрафных санкций, заключив договор о реструктуризации. Однако при этом потребитель услуг обязуется в дальнейшем оплачивать все полученные услуги в срок, т. е. ежемесячно.
Судебное решение и его принудительное исполнение
В случае, если договор о реструктуризации долга заключен не будет, задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг подлежит взысканию с должника в судебном порядке. И сумма долга при этом вырастет за счет пени, которая начисляется на каждый просроченный ежемесячный платеж в отдельности. Предприятие, предоставляющее жилищно-коммунальные услуги, имеет право на возмещение ему полной суммы долга в рамках трехлетнего срока исковой давности. Относительно пени как вида штрафных санкций применяется сокращенный срок исковой давности – всего год. Кроме того, к сумме задолженности добавится сумма судебных издержек, размер которых установлен Закон Украины «О судебном сборе» и составляет 1,5% от цены иска, но не менее 1 размера минимальной заработной платы.
Само по себе судебное решение не всегда гарантирует уплату долга, поэтому после вступления его в законную силу предприятие обращается за исполнительным листом, который затем предъявляет в исполнительную службу. Исполнитель предоставляет должнику 7-дневный срок для добровольной уплаты, а в случае его бездействия открывает принудительное исполнительное производство.
Государственным исполнителем могут быть применены к должнику меры воздействия, определенные ст. 32 Закона «Об исполнительном производстве»: взыскание средств и иного имущества (имущественных прав) должника, в т. ч. если они находятся у других лиц; взыскание из заработной платы, доходов, пенсии, стипендии должника. При этом взыскание из зарплаты или других перечисленных видов дохода осуществляется в случае исполнения решения о взыскании периодических платежей, каковым и является оплата жилищно-коммунальных услуг. Т. е. данный вид принудительного исполнения решения суда в нашем случае является основным.
Положениями ст. 70 указанного Закона установлено, что размер взыскания из заработка по исполнительному производству после удержания всех налогов и сборов не может превышать 20%. Это, в свою очередь, означает долгосрочность таких взысканий. Более быстрым путем является взыскание имеющихся у должника средств и имущества, но оно применяется реже и только в случае значительной суммы задолженности.
Помимо этого, для обеспечения исполнения судебного решения государственному исполнителю предоставлено право проводить в отношении должника ряд действий: накладывать арест на имущество, проводить его изъятие и, в случае необходимости, реализацию на публичных торгах. Особым мероприятием исполнительного производства является представление об ограничении должника в праве выезда за пределы страны. Этот способ воздействия на лиц может быть достаточно эффективным, особенно в случае небольшого размера задолженности за потребленные жилищно-коммунальные услуги.
Изложенное выше свидетельствует о широком спектре влияния государственного исполнителя на должника для обеспечения исполнения судебного решения.
* * *
Таким образом, между предприятием, которое предоставляет коммунальные услуги, и их потребителем существуют договорные отношения, и условия этого договора нужно выполнять. А в случае уклонения от их выполнения наступает ответственность. При этом законодатель предусмотрел для граждан, у которых возникла задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, ряд вариантов выхода из такой ситуации. В частности, долг может быть реструктуризирован на долгий срок без начисления на его суму штрафных санкций в виде пени.
Однако нормы закона защищают и предприятия, которые предоставили услуги и не получили за них должную оплату. Свои права последние могут защитить в судебном порядке. И результатом такой защиты может стать как выплата долга самим должником, так и принудительная реализация его имущества на сумму, которая подлежит возмещению.
Коментарий
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра
– На практике арест и продажа имущества за долги ЖКХ – очень редкое явление, но на сегодня это вполне возможно в рамках действующего законодательства. Если сумма долга по ЖКХ больше 10 минимальных зарплат, действительно можно в рамках законодательства наложить арест и через суд получить право на принудительную продажу имущества за долги. Но лишь при условии, что это имущество не является единственной квартирой или домом должника. Забрать квартиру у лица, для которого это жилье является единственным местом проживания, невозможно, даже если долг за ЖКХ более миллиона. Можно только наложить арест на такое имущество.
Но МВФ требует от правительства Украины внести изменения в законодательство и ввести механизм борьбы с злостными должниками по оплате услуг ЖКХ, в т. ч. и за счет ареста и продажи на аукционе имущества должника. При этом предлагается ввести следующий механизм: будут созданы специальные аукционы, где будут продавать квартиры должников ЖКХ, но одновременно для них будут покупать другое жилье – или на том же аукционе, или у других продавцов. Таким образом, считает МВФ, удастся избежать проблемы бездомных, ведь человек получит жилье для проживания, а долг будет погашен. Пока неизвестно, когда этот закон примут, и кто будет проводить эти аукционы, но это требование записано в Меморандуме между МВФ и Украиной.
- Информация о материале
Кернес відмовився пояснювати чому переписав майно на дружину і розповідати за збитки парку Горького
Мер Харкова Геннадій Кернес не дав відповіді на питання про фінансове становище парку ім. Горького в інтерв’ю «Українській правді». На питання «скільки заробляє парк і скільки витрачає» у контексті «не до кінця прозорих фінансових питань» Кернес почав розповідати про «справжню візитну картку міста» і те що «робота парку на виду».
«На сьогодні там все є, вхід безкоштовний, є атракціони, знижки для соціально незахищених людей і так далі. Що стосується фінансового плану – робота парку на виду, вона перевіряється компетентними органами. Але ті звинувачення, які звучать з боку МВС – це все піар, спрямований на роздмухування проблем», – сказав Кернес.
При цьому мер ніяк не пояснив власне розпорядження від 10 грудня 2014 року, яким дані про фінансовий стан комунальних підприємств віднесено до службової інформації. А відтак вона стала закритою для вільного доступу громадян та журналістів.
Нагадаємо, комунальне підприємство «Центральний парк культури та відпочинку ім. Горького» в 2011 році взяло кредит в 250 млн. грн. (або еквівалент – тоді це було близько 20 млн євро) на строк до 5 років. Станом на лютий цього року борг по кредиту складав 8,19 млн євро та 73 млн грн. – тобто приблизно ті самі 250 млн. При цьому кредит «Промінвестбанку», що належить російському «Внешэкономбанку» був розрахований на п’ять років, і його потрібно гасити вже наступного року. Заставою по кредиту виступило майно Харківського метрополітену.
Питання про стан парку журналіст «Української правди» задавав Кернесу з посиланням на дані «Наших грошей». З цього приводу Геннадій Кернес чомусь перескочив на власний майновий стан, хоча про це питання не було.
«Все що стосується сайту «Наші гроші» – вони можуть писати що завгодно: що Кернес переоформив все своє майно … Та я роблю все, що дозволено чинним законодавством! Тому відповідати на ваше запитання я не буду не тому що не хочу, а тому що не вважаю за потрібне», – заявив Кернес.
Нагадаємо, мер Харкова Генадій Кернес в 2015 році переоформив своє право власності на частки в статутних капіталах та акціях компаній.
У декларації Кернеса вказано, що в 2014 році він володів частками у ТОВ «ТЦ «Комільфо» та ТОВ «Рівлад ЛТД», загальна вартість яких складала 1,21 млн грн. Також йому належали 76% акцій АТ «НПК-Холдінг», 40 % акцій ПРАТ «РТМК «Тоніс-центр» та незначна кількість акцій в АК «Харківобленерго» і «Реал-банк».
Протягом 2015 року власник у цих активів змінився і ним стала Оксана Гайсинська – донька екс-прокурора Київської області Юрія Гайсинського та людина, яку Кернес називає своєю дружиною, але не вказує як дружину у декларації про доходи.
- Информация о материале
Коріння всіх українських негараздів
Тяжко хворе на постгеноцидний синдром українське суспільство трагічно вперто не визнає свого діагнозу. Опис симптомів цієї хвороби варто розпочати з самого нашого постгеноцидного села. До Голодомору українські селяни мали приблизно такі ж за площею земельні ділянки, як і їх нащадки сьогодні.
Тракторів у наших селян у власному користуванні до 1933 року не було і не могло бути в принципі. Але жодному (!) з них не спадало на думку віддати ту свою землю в оренду сусідам чи ще комусь.
А на більшовицьку пропозицію у 1929 році об’єднати їхні ділянки в колективні господарства (колгоспи) українські селяни та кубанські козаки відповідали у своїй абсолютній більшості мовчазною відмовою.
Упевнений, що так само вчинили б тоді й польські та французькі селяни. Тобто можна стверджувати, що до Голодомору українці були однією з найпотужніших фермерських націй Європи – такою самою, як французька чи польська.
Але саме голодний геноцид 1933 року перетворив їх на ментальних рабів, які навперейми побігли здавати свою землю в колгоспи, пропрацювавши в них решту свого життя за жалюгідні копійки.
Після ж того, коли ті колгоспи розпалися, наші постгеноцидні селяни й досі тужать за ними, а ненавидять більше за все саме своїх односельців – поодиноких фермерів, а не земельних баронів із колишньої колгоспної, радянської та комуністичної сільської та районної номенклатури.
Бо раби, як відомо, ненавидять більше за все не своїх господарів, а саме вільних людей, які ще вчора були рабами разом з ними самими.
Свої ж земельні паї ті перевиховані голодом селяни, за дуже рідкісними винятками, віддали в оренду тим самим земельним баронам на кшталт Лозинського. І що характерно, ціна тієї оренди в регіонах обернено пропорційна рівню смертності, а значить, і ментальних зламів у них під час геноциду 1933 року.
У цьому переконує те, що в тих західних регіонах України, де Голодомору не було, селяни обробляють свої паї сьогодні самотужки, причому часто-густо навіть без будь-яких засобів механізації.
Схоже на те, що саме цим постгеноцидним синдромом села на абсолютно більших теренах України хочуть скористатися її сьогоднішні правителі, відмінивши з 1 січня 2016 року мораторій на первинний продаж землі за безцінь.
Певен, що якби не більшовицький геноцид голодом, то всі наші селяни обробляли свої паї сьогодні самостійно, а це вже гарантія того, що компрадорський капітал міг би викупити їх лише за реальною ринковою ціною, і зрозуміло, що тотального розпродажу українських чорноземів тоді б уже не відбулося.
Крім цього, за влучним висловом нашого інтелектуала Івана Дзюби, після Голодомору зникла Атлантида традиційного українського села з його народними піснями, вишиванками та рушниками, чого не скажеш про ту ж таки Західну Україну.
А відомий дослідник Голодомору та постгеноцидного суспільства в Україні історик Джеймс Мейс зазначив: «В умовах масового винищення українського народу такі споконвічні риси його етики, як привітність, доброзичливість, ввічливість, чуйність залишилися в минулому. Натомість запанували байдужість та жорстокість».
Мейс зовсім не випадково вживає в цьому своєму зауваженні слово «народ», а не «селяни». Бо до Голодомору селяни складали ¾ населення УРСР, залишалися вони в більшості і після нього.
Потім потужні хвилі індустріалізації в СРСР зробили більшість постгеноцидних селян містянами, які поширили свою рабську ментальність і на наші міста.
А для тих читачів, кого неприємно вразив сам зміст цитати Джеймса Мейса, скажу наступне. У селах луганської Слобожанщини мені доводилося бачити братські могили жертв Голодомору 1933 року без жодних ознак людських поховань!
Деякі з них були взагалі розташовані під стежками та ґрунтовими дорогами. А це означає те, що перші покоління постгеноцидних селян свідомо ходили та їздили по кістках своїх рідних дітей, батьків, чоловіків та жінок, братів та сестер. Бо вони ж таки на власні очі бачили, як у ті ями десятками, а то й сотнями звалювали трупи їхніх односельців з їхніми найближчими родичами в тому числі!
Таємниця штучної проросійськості південно-східної України
Російські політики, політологи та журналісти пояснюють цю проросійськість банально: мовляв, у так званій Новоросії просто більше етнічних росіян. Це цинічна брехня, бо в жодній області нашого південного сходу, крім окупованого Криму, тієї більшості й близько немає.
А якщо зазирнути в недалеку історію України, то можна побачити, що саме на цих степових просторах діяла селянська армія Нестора Махна, яка чинила потужний опір російським загарбникам, незалежно від того, під якими прапорами вони намагалися вдертися до нас – під червоними або ж російськими триколорами.
А так звана Донецька-Криворізька республіка не мала своєї юрисдикції вже за околицями промислових міст, у яких тоді дійсно переважало етнічне російське населення Донбасу, Катеринославщини та Слобожанщини, тобто без «братньої» допомоги Росії та маріонеткова республіка була приреченою в оточуючому її з усіх боків бунтівному морі українського селянства.
А от сьогодні прямі нащадки тих самих селян у своїй переважній більшості, на відміну від селян усіх інших регіонів України, чекають – не дочекається російської окупаційної армії.
Для тих, хто не бачив цієї ганьби на власні очі, наведу лише приклад ледве не загальнонародної любові в україномовному Сватівському районі Луганщини до їхнього земляка – одного з найбільш жорстоких польових командирів ЛНР покійного Олексія Мозгового.
Що ж таке трапилося з сільським населенням Харківської, Луганської, Донецької, Запорізької, Дніпропетровської, Миколаївської, Херсонської та Одеської областей між 1920 та 2014 роками, що воно у своїй більшості перетворилося у патріотів сусідньої агресивної імперії?
На мій погляд, тут спрацювали два чинники. Перший із них – це найбільш руйнівні трансформації традиційної української свідомості тих селян-степовиків під час тихого геноциду 1933 року.
Саме там спостерігався найвищий рівень смертності під час Голодомору, бо, за спостереженнями інтелектуала Вадима Скуратівського, у залишених тоді більшовицькою владою без усього їстівного селян-степовиків шансів на виживання було в кілька разів менше, ніж в українських селян-поліщуків.
Другий чинник – це наявність кордону з Росією в трьох із тих восьми областей. Навесні 1933-го селяни чудово бачили, що за тим умовним кордоном нічого подібного не коїться.
Вони не знали, і не могли знати, мети геноциду голодом, яка в цілому була більшовиками досягнута і тому очікували його повторення від тієї людожерської влади, яка залишилася тією самою, що й до 1933 року.
А для тих, хто й досі легковажить словом Голодомор, скажу наступне. Мені довелося бачити літніх жінок, які пережили його дітьми, у яких Друга світова війна забрала батьків, чоловіків та братів. На питання, що для них було страшнішим – той голод чи війна, всі вони без жодних вагань відповідали, що Голодомор.
Тому нема нічого дивного, що після нього селяни прикордоння намагалися стати якомога ближчими до росіян, а при нагоді й перетворитися на них. Ті свої намагання вони заповідали дітям та онукам, яким щиро бажали тільки добра.
Ось чому й по сьогодні Донеччина, Луганщина та Харківщина залишаються вотчинами всіх проросійських політичних сил, якщо навіть ті очолюються такими далеко не бездоганними особистостями, як Янукович, Кернес, Єфремов та Добкін.
А всі патріотичні політики сприймаються там лише або вузьким прошарком частини місцевої інтелігенції, або переселенцями та їх нащадками у другому поколінні.
Прояви постгеноцидного синдрому навколо нас
Саме ці прояви й зробили Україну за рівнем життя типовою центрально-африканською країною в Європі. Вочевидь, ця ганьба є прямим наслідком керування нашою країною або солодкоголосими злочинцями, або, у кращому випадку, людьми не компетентними.
Але ж обираємо всіх тих злочинців ми самі. І тут саме час замислитися над тим, чому інші країни можуть обирати до влади своїх дійсно найкращих представників, а ми – ні.
Ось кілька передвиборчих настанов, які випливають із постгеноцидної ментальності моїх колишніх земляків на Луганщині. У самому Луганську мені багато разів доводилося чути наступні перли саме від українців: «Мне все равно, какой он национальности – лишь бы человек был хороший» або «Мне все равно, ковбаса или ковбаса – лишь бы она была».
А в слобожанських селах, ідучи на вибори, керуються наступним: «Оберемо найбагатшого – менше красти буде».
Можна не боячись помилитися, припустити, що тими самими настановами керуються виборці всієї південно-східної України, де проживає якщо не більша частина її населення, то принаймні половина. От і маємо у всіх гілках влади те, що маємо.
Але багато львів’ян та киян, наприклад, також віддали б свої голоси на виборах, гадаю, за більш кращого, на їхню думку, кандидата, незалежно від його національності. Тут уся різниця в тому, що гарні люди для них та для виборців, які виховані батьками, що все своє життя свідомо їздили по кістках своїх родичів, – це зовсім різні за своєю моральною та політичною суттю кандидати…
Та придивившись пильніше до вибору наших патріотичних регіонів, можна констатувати, що й він далеко не бездоганний. Але тут справа вже в зовсім іншому – повній відсутності національної еліти в Україні. Тобто кого не обирай, сінгапурського чи польського економічного дива в нас все одно не очікується.
І корені цього українського феномену також проростають у 1933 рік. Комуністична влада СРСР винищила та вислала свого часу всі його національні еліти як загрозу самому існуванню їхньому тоталітарному режимові.
Але тільки в Україні Голодомор повністю забруднив таке джерело відновлення національної еліти, як селянство, яке замість її представників продукує й по сьогодні лише литвинів, ющенків, лазаренків та кучм.
Погодьтеся, що на їхньому тлі навіть одіозний бацька Лукашенка, який також походить із білоруського села, виглядає майже де Голлем!
Ось чого не врахували круті аналітики з «Дойче банку», які пророкували Україні в 1991 році роль східноєвропейського економічного тигра. Ось чому той прогноз дуже поважної установи лопнув як мильна бульбашка!
А уявляєте, яким вербувальним ельдорадо є постгеноцидна Україна для російських спецслужб, де й сьогодні ніхто і ніщо не переконає принаймні третину її населення в тому, що без Росії ми самі ні на що не здатні?
Сподіваюсь, спостережливі, здатні аналітично мислити читачі погодяться зі мною, що ворожою агентурою просякнуті сьогодні наші спецслужби, Генеральний штаб, уряд, Верховна Рада та адміністрація президента, проводи найпатріотичніших партій та громадських організацій.
Є вони й на всіх інших щаблях влади на місцях, у навчальних закладах, редакціях газет та телекомпаній.
І допоки наші високопоставлені контррозвідники будуть робити вигляд, що не знають цього та звітуватимуть нам тільки про затриманих у лісосмугах диверсантах, можна не сумніватися в тому, що Україна не стане ані членом НАТО, ані Євросоюзу та не буде мати з ним ніякого безвізового режиму.
Що ж робити?
Звісно, що без власної національної еліти подолати свій всеохоплюючий постгеноцидний синдром Україна не в змозі.
Але навіть коли нам пропонують у цьому плані допомогу ззовні, ми ніяким чином не реагуємо на це. Так, усесвітньо відомий соціолог Френсіс Фукуяма ще у 2006 році у своїй Київській лекції люб’язно подарував нам практично дорожню мапу з подолання нашого постгеноцидного синдрому, побудови в Україні справжнього громадянського суспільства та входження її після цього в усі поважні європейські інституції.
Пам’ятаю, на тій лекції була присутня мало не вся наша інтелектуальна еліта. Але то була саме постгеноцидна еліта, яка впритул не почула того великого філософа сучасності – так само, як не сприймає рекомендації лікаря психічно хвора людина.
Тому я не хочу навіть викладати в цій статті свої рекомендації з цього приводу, які співзвучні з фукуямівськими. І мені залишається лише тішитися тим, що маю серед своїх однодумців не тільки Мейса та Фукуяму, але, як нещодавно дізнався, і світлої пам’яті блаженнішого митрополита Андрея Шептицького…
- Информация о материале
Сектор безопасности Украины: эпоха паллиативов
Вряд ли сегодня найдется человек, сколь-нибудь убежденный в том, что московские стратеги отказались от идеи разрушения Украины. Режим Путина будет продолжать войну в различных формах. Да и возобновление обстрелов украинских войск сразу после выборов тоже симптоматично — Кремль будет щелкать затвором всякий раз, когда это ему выгодно.
Более того, принимая во внимание очевидные слабости Запада, нельзя игнорировать возможности повторного использования руководством соседнего государства «военной опции» уже будущей весной. Когда увязшему в выборной кампании Вашингтону будет не до Киева, а в Европе, затопленной беженцами и заинтересованной в возобновлении экономического сотрудничества с Россией, лишь возрастет желание вернуться в эру сытого благополучия.
Украинская власть в настоящее время увлечена мыслями об укреплении и перераспределении полномочий, рассеянные взгляды тех, кто вызвался быть лидерами в смутное время, направлены преимущественно на внутренних противников, а не на внешних врагов. Военная угроза перестала быть заметным раздражителем. Несмотря на то, что сирийский сигнал Путина о способности и возможности, махнув на всех рукой, вести бесконтактную войну, хоть и адресован в первую очередь Вашингтону, он не должен быть оставлен без внимания в и Киеве. Строительство военной базы РФ вблизи нашей восточной границы и настойчивое выбивание из Минска согласия на создание такой же железной цитадели в Беларуси — это уже явные сигналы Украине.
Некоторых возрождение 280-тысячной (согласно заявлению главы военного ведомства) постсоветской армии, оснащаемой преимущественно бронетранспортерами, а также отчасти танками и артсистемами времен империи, подвигло на заявления о способности нанести сильный удар в ответ на новую атаку. Самое время перечитать Макиавелли. «Сильный, но не смертельный удар часто означает смерть для того, кто его нанес», — утверждал прозорливый итальянец.
Скоро два года, как Украина в состоянии войны, и полтора года, как обороной ведает новый президент Петр Порошенко. Но полученная передышка в очередной раз используется слишком медленно, наполовину или как временная мера… Что может оказаться непростительным в непредсказуемом будущем государства, оказавшегося на перекрестке передела миропорядка в условиях беспрецедентного противостояния России и Западного мира.
Предпосылки оборонного реформирования
У государства наконец появилась новая Стратегия национальной безопасности и новая редакция Военной доктрины. Со скрипом легализован отказ от политики внеблоковости. Но объявить своей целью членство в НАТО, как и провозгласить курс на создание профессиональной армии, Киев не решился. Хотя в целом доктрина может быть взята за основу для создания сил обороны нового типа. Но может и не быть. По сути, она ничего не меняет. Да, главным военным противником определена Россия. Но после полутора лет войны это и так ясно каждому украинцу. В результате запоздалое появление доктрины (по оценкам ЦИАКР, как минимум на год) уже спровоцировало заметные негативные настроения внутри военных формирований, которые развиваются параллельно с мыслью, что нынешнее военно-политическое руководство всерьез заниматься военным строительством не планирует. Не потому, что не хочет или не понимает — просто это направление не приоритетное в условиях, когда прошел страх перед большой войной.
Подтверждением тому служит неоспоримый факт, что руководящих документов для развития оборонного щита сдерживания как не было, так и нет. Нет Госпрограммы развития Вооруженных сил (ВС), нет Госпрограммы развития вооружений и военной техники (ВВТ), не появилась и Госпрограмма развития оборонной промышленности. Аргументом власти, как и прежде, остается неукоснительное соблюдение последовательности. Сначала — Концепция развития сектора безопасности и обороны и Стратегический оборонный бюллетень (оба документа «на подходе»), затем упомянутые недостающие документы. А еще бы принять законы о мобилизации и о территориальной обороне (последний стоит сделать открытым вместо закрытого Положения). Но, как говорят, в Верховной Раде ждут рассмотрения порядка 3500 документов, и не факт, что вопросы обороноспособности попадут в разряд неотложных. Там, впрочем, больше всего прислушиваются к инициативам президента, а раз глава государства демонстрирует железное спокойствие, то и в парламенте суеты не будет. В качестве примера можно вспомнить внесение поправок в закон о разведывательных органах, крайне необходимый для развития агентурных сетей на территориях, контролируемых вражеским государством. Несмотря на его прицельную, почти идеальную проработку, как сообщают проницательные парламентарии, шансов у него почти нет. По меньшей мере, в ближайшее время.
Кстати, и парламентский контроль за сектором безопасности — один из краеугольных принципов демократического общества и признак эффективной системы — в сегодняшней Украине некий уже приевшийся миф. Только вместо греческих богов украинские небожители. Правда, есть активные добросовестные депутаты, есть их запросы и честные попытки провести важные решения… Но система, увы, не работает: она попросту не может вступить в противоречие со странной общегосударственной конструкцией. Оттого нет смысла взывать к комитетским слушаниям или выездным заседаниям профильного комитета — все равно принцип загадочной игры не изменится.
Это касается всего сектора безопасности. Комитет по вопросам разведки в стране сначала родился (вернее, возродился), затем канул в неизвестность. Управление разведывательными органами (а заодно и оборонной промышленностью) через совещательный орган СНБОУ только потому, что у кого-то там есть высокие политические амбиции, похоже на какое-то извращение в сфере менеджмента. Не только потому, что подобным образом невозможно решить ту или иную задачу (в конце концов, все зависит от силы и авторитета конкретных личностей), но и потому, что такой подход противоречит фундаментальным принципам государственного управления.
Таким образом, в стране планирование и подготовка к возможному витку войны если осуществляется, то где-то наполовину...
Геометрия отечественной обороны
Срыв последних волн мобилизации и 16 тыс. уголовных производств могут служить самыми убедительными доводами против армии призывного типа. Возвращаться к детальному аргументированию, почему Украине нужна профессиональная армия, не хочется — слишком часто и детально об этом говорили эксперты. Остановимся на ключевых моментах.
Украина — государство с неоднородным обществом, в котором коррупция сильна своими изощренными схемами. Призывная армия с никудышными мотивационными пакетами для военнослужащих — это не только поощрение социального неравенства, но и провокация дальнейшей коррупции (живя в небольшом населенном пункте под Киевом, где все на виду, лично знаю несколько уважаемых семей, в которых родители откупили своих сыновей от мобилизации). Кроме того, в армию попадает немало людей, которые по своим политическим или психологическим характеристикам не должны там находиться.
Страну должны защищать те, кто готов это делать, и для них должна быть предусмотрена адекватная компенсация в виде высокого уровня денежного довольствия и ряда преференций (увы, Украина в силу экономической слабости пока не способна ввести монетизированную систему обеспечения армии). Каждый солдат, сержант, офицер должен четко видеть свою перспективу, знать, чего достигнет, отдав службе в армии 5, 10 или 25 лет. Подходы к мобилизации тоже должны быть пересмотрены в сторону обеспечения качества вместо количества. Уповать только на патриотизм как минимум неразумно. Кстати, всякие мысли о швейцарской системе — не более чем фантазии людей, бесконечно далеких от понимания происходящего в казармах и штабах. По оценкам ЦИАКР, армия только в текущем году потеряла не менее 7 тыс. подготовленных, проверенных войной военнослужащих, которые демобилизовались, не видя перспектив оставаться в рядах ВСУ (НГУ) на долговременной основе.
Подневольный солдат в армии, тем более в такое неспокойное время, как сейчас, — потенциальный разрушитель. Участились случаи откровенных солдатских пьянок, незаконного сбыта топлива и прочих нарушений, которые, среди прочего, должны быть сигналами — такая система построения военной организации неэффективна. «Солдатом управляет страх и личный интерес», — утверждал Наполеон, но в украинской армии страх притуплен подслеповатой фемидой, а личного интереса нет вовсе. В отличие от профессионального воина, у мобилизованного нет никакой иной перспективы, кроме демобилизации. Надо сказать, солдат очень тонко чувствует игру военно-политического руководства — от необъявления вражескому государству войны до экономических отношений с ним. Поведение солдата является, по сути, лишь зеркальным отражением поведения его командования в упрощенном виде. Прекратились активные боевые действия — и в учебном центре «Десна» опять стали больше уделять внимание наличию бирок, а не боевой подготовке. И это тоже сигнал. Восстановление доверия нижнего звена к руководству — проблема, требующая решения.
Если кто-то тешит себя мыслью, что за год-полтора можно подготовить специалистов, способных эффективно управляться со сложными системами, то это иллюзия. Естественно, сейчас призывная армия вписывается в определенную логику военного руководства: ведь если самой сложной техникой является танк или арторудие, зачем тратиться на профессионала? Но есть ли у военного руководства гарантия, что через 7—8 месяцев Кремль не начнет применять авиацию и ракеты?
Отказ или затягивание создания условий для перехода на профессиональную армию является потерей уникального шанса: с учетом войны, на решение этой задачи, по оценкам ЦИАКР, потребуется порядка 4 лет, тогда как мировая практика предусматривает не менее 5–7 лет. Кто не верит, пусть подсчитает, во сколько обойдется подготовка одного наводчика-оператора или механика-водителя, и сопоставит уровень солдата после трех лет службы с уровнем вновь пришедшего. А заодно прикинет убытки от выведения техники из строя этими самыми новобранцами.
Еще одним паллиативным решением ЦИАКР изначально называл организацию разовых выплат за уничтоженную вражескую технику. 11 октября глава правительства Арсений Яценюк сообщил, что с начала 2015 года более 13 тыс. военнослужащих ВСУ получили вознаграждение на сумму свыше 70 млн грн за уничтоженную военную технику боевиков и успешное выполнение боевых задач. Но это избирательное поощрение не только непрозрачно, но и создает условия для манипуляций. Гораздо полезнее было бы употребить эти ресурсы на формирование профессионального ядра ВСУ, хотя бы внутри элитных подразделений.
Еще премьер сообщил о введении механизма, где военнослужащий может получить деньги из бюджета и приобрести ту квартиру, которую он желает. «На это мы выделили 354 миллиона гривен», — возвестил глава правительства. Я не знаю, по какому принципу будут приобретаться квартиры, но как бывший офицер, хорошо знаю многочисленные случаи получения одними и теми же лицами квартир по несколько раз при непрестанно растущей очереди. Полагаю, в условиях войны поощрять квартирами можно лишь семьи погибших на фронте да Героев Украины, остальные ресурсы направить на строительство служебного жилья. Что касается обеспечения жильем военнослужащих, то система должна быть прозрачной и одинаковой для всех (например, путем использования ваучера, соответствующего годам выслуги). Иначе она будет коррупционной, как и в былые времена.
Да, армия усиливается, прирастает оперативными командованиями и бригадами, набирается опыта на многочисленных учениях. Но перекосов в этом процессе по-прежнему хватает.
Ассиметричные мускулы: проблема в головах
Тема развития ассиметричных возможностей для Украины давно перестала быть дискуссией. Страна, которая объективно не может себе позволить закупать новые самолеты и системы ПВО, в качестве щита сдерживания на ближайшие 4–5 лет может использовать лишь возрожденные и хорошо подготовленные спецподразделения. Вакуум получения стратегических вооружений можно заполнить многоплановой деятельностью разных спецназов — от глубинного (с дальностью действия до 300 км театра военных действий) до горнострелковых и подводных, а еще вышколенных разведбатов и разведрот, как это делалось в период войны в Афганистане. Кстати, нынешняя российско-украинская война уже подтвердила силу отечественных традиций в этом сегменте и возможность развития этого направления.
Но системной эта работа не стала. В качестве примера может служить долгая возня вокруг создания Сил специальных операций (ССО). Когда в 2007 году Анатолий Гриценко, будучи министром обороны, после инспектирования подразделений спецназа стал в оперативном порядке создавать ССО, в этом была простая и вместе с тем действенная логика реализации права главы военного ведомства. Однако, несмотря на заявление нынешнего военного министра Степана Полторака (в марте с.г.) о том, что ССО созданы, он лишь выдал желаемое за действительное. И через семь лет после появления первой программы (в том же 2007-м) воз и ныне там. Причины, не исключено, личностного характера. Во-первых, функции ССО заметно выходят за рамки ВСУ и имеют стратегический характер применения — с далекоидущими политическим последствиями. На международной арене толковать об этих явно неприятных последствиях пришлось бы президенту. Не по нраву идея ССО и нынешнему начальнику Генштаба ВСУ генералу Виктору Муженко — именно он уже три месяца не утверждает соответствующую концепцию ССО. К счастью, не без оперативного вмешательства западных партнеров, удалось убедить украинского главнокомандующего, что объединение в рамках структуры ССО спецназа и ВДВ — все равно, что скрещивание ежа с ужом. Но дальше этого не пошло…
Дело дошло до того, что апологеты скорейшего развития ассиметричных возможностей подготовили законопроект о ССО, который должен защитить новый род ВСУ от непредсказуемых решений Генштаба. Например, от применения не по назначению — в этой войне ведь было немало случаев, когда спецназ отправляли охранять блокпосты… Кроме того, необходимо внести изменения в целый ряд других законов и определить форму управления как самими ССО, так и порядок применения для специальных операций других подразделений спецназа.
Подготовка информационно-психологических операций — вообще отдельная тема, требующая дополнительного внимания военно-политического руководства. Эксперты предлагали создать в парламенте отдельный комитет по вопросам специальных служб (СВР, ГУР МОУ, СБУ) и специальных операций. Но любое предложение снабжается оговоркой: с законодательной инициативой должен выступить глава государства. В противном случае законопроект — явно непроходной.
Скажем, Анатолий Гриценко убежден, что фиксировать род войск в законе нет необходимости, а статус начальника Генштаба дает возможность готовить все необходимые для ССО силы и средства разных силовых ведомств. «Зато есть необходимость, чтобы в Госбюджете на 2016 год были отдельной строкой включены средства на создание ССО», — считает автор идеи ССО.
Некоторые эксперты убеждены, что развивать ССО можно уже сейчас, не дожидаясь создания командования и учебного центра. А именно, отработать перспективную модель на основе взаимодействия со спецподразделением Главного управления разведки МОУ — за последний год войны 10-й отряд спецназа не только заметно вырос в численности, но и показал качество реальных действий, превратившись в подлинно элитное подразделение.
В чистом остатке в деле развития ССО — отсутствие политической воли. Неслучайно некоторые эксперты опасаются, что ССО постигнет судьба управления специальных операций СВР, которое вроде бы развивалось с 2011 года, но «доросло» лишь до небольших миссий в Ираке.
Коллизии перевооружения
Конечно, многие хотят, чтобы новая армия Украины создавалась синхронно с ее перевооружением.
Пока краткосрочные задачи перевооружения ВСУ и НГУ решались «Укроборонпромом», преимущественно на тактическом уровне. Как бы там ни было, все, что национальный ОПК способен выпускать, начало производиться и поставляться. К слову, не лишним будет заметить, что все это — на 95% разработки или проекты модернизации 2000–2010 гг., включая танки и бронетранспортеры, ПТРК и РЛС, модернизацию самолетов. Исключение — разве что БпАК тактического звена «Фурия» и недавно предложенная версия модернизации вертолета Ми-8 (последний, впрочем, еще должен подтвердить заявленные качества на испытаниях).
Что касается многочисленных бронированных машин, то Михаил Борисюк, который в течение двух десятилетий был генеральным конструктором бронетанкостроения Украины, напротив, предупреждает не увлекаться наличием на вооружении сразу нескольких десятков модификаций такой техники. Даже для такого военного монстра, как СССР, было тяжело иметь на вооружении три модификации танков. А Украина и вовсе захлебнется.
Но главная проблема в том, что государство пока не может обеспечить новых прорывных разработок, выходящих за уровень применения взводом-ротой. В профильном Центральном НИИ ВВТ признают, что проблема замены парка боевых машин может решаться при таких условиях на рубеже 2025 года. В имеющихся версиях модернизации пока не предусмотрены установка полного варианта оборудования для отстрела ложных целей, новых систем предупреждения о пусках ракет, новой станции постановок радиоэлектронных помех. Нет и оснащения высокоточными средствами поражения. А что касается оснащения ВСУ беспилотными системами, то даже при наличии утвержденной концепции в стране еще нет даже профильного генерального конструктора. Готовящаяся Госпрограмма развития ВВТ до 2020 года предусматривает до двух сотен опытно-конструкторских работ, но пока национальная оборонная промышленность может охватить, по оценкам самих военных, не более 10–15% реальных потребностей армии. Есть над чем задуматься.
14 октября президент сообщил, что до конца текущего года в армию поступит почти 8500 образцов вооружения и военной техники. Среди номенклатуры оружия глава государства назвал «тепловизионные и оптические прицелы, средства ночного видения, бронетанковую технику, средства инженерного вооружения, радиолокационные станции, контрбатарейные станции, средства радиоэлектронной борьбы, модернизированные самолеты». Все нужное. Но…
Заместитель начальника Вооружения ВСУ Вячеслав Шостак во время выставки «Зброя та безпека — 2015» без обиняков заявил, что ВСУ, среди прочего, нуждаются в системах ПВО, оперативно-тактических ракетных комплексах, береговых ракетных комплексах, боеприпасах…
Время требует ускорения принятия решений, усиления контроля за их выполнением и перехода от импорта к совместным проектам. А последнее пока — едва ли подъемная задача для ГК «Укроборонпром».
Тем временем, без создания в структуре исполнительной власти органа управления и координации оборонной промышленности Минэкономразвития уже получило задачу подготовить законопроект о военно-техническом сотрудничестве. Это можно было бы приветствовать, если бы не статус самого министерства. Например, «Укроборонпром» считаться с Минэкономразвития откровенно не желает, напористо продвигая свою идеологию реформирования ОПК. Да и положения упомянутого законопроекта на сегодня прописаны так, что Минобороны окажется как бы за скобками военно-технической политики. И уж тем более, не сможет закупать иностранную технику для ВСУ напрямую, в результате чего она окажется дороже в разы — «Укроборонпрому» нужны комиссионные, которые оплатит украинский налогоплательщик. Например, в тех же ССО говорят: один патрон, купленный напрямую, обойдется в 6 долл., через «Укроборонпром» — в 15 долл. Кроме того, нет никаких гарантий, что армии не будут покупать «Саксоны» или иной военный хлам, за бесполезность которого никто не понесет ответственности. Нет никаких гарантий, что системы не будут просто закупаться вместо создания производственной линии для совместного выпуска той или иной техники, как это вышло со станциями связи. Должны быть запретительные пункты на импорт без офсета (или отдельный закон об офсетных сделках). Формировать военно-техническую политику должно Минобороны, поскольку безопасность государства должна быть поставлено выше прибылей.
Армия перевооружается, это не подлежит сомнению. Но до армии вооруженной Украине по-прежнему далеко.
Первый человек нашего государства и он же Верховный Главнокомандующий, как и прежде, над схваткой. Как говорится, beyond and above. Но и ему стоит принять во внимание, что желание договориться и с Западом, и с Востоком в новых политических и социальных условиях может оказаться абсолютно нереализуемым. И булава была бы нелишней.
- Информация о материале
Страница 673 из 2102
