Главная
Путин готовится уйти: сценарии развития событий для Украины и России
В России происходит стойкое падение рейтинга президента Владимира Путина из-за социально-экономических проблем, вызванных санкциями со стороны Запада. В Кремле понимают, что запас прочности системы тает и может очень быстро закончиться без иностранных кредитов и торговли сырьевыми ресурсами. Поэтому путинские стратеги озадачены поиском такого решения, которое, с одной стороны, помирило бы Россию с Западом и дало новый толчок развитию экономики, а с другой – сохранило бы имидж Владимиру Путину, а также его тотальный контроль над Российской Федерацией. Оптимальный вариант - досрочные выборы, кандидатом от власти на которых будет не Путин, а его преемник, который выполнит всю грязную работу - примирится с Западом и, может быть, пойдет на некоторые уступки по «украинскому вопросу».
В результате аннексии Крыма в 2014 году рейтинг президента РФ Владимира Путина достиг исторического потолка в 90%. После кризисного 2015 года он начал снижаться и сегодня фиксируется на уровне 2010 года, составляя около 80%. Падение уровня поддержки Путина, по мнению российских социологов из «Левада центр», будет усиливаться по мере осложнения социально-экономической ситуации в России. В связи с этим в РФ существует реальный риск возобновления кризиса легитимности системы власти, который уже наблюдался в 2009-2013 годах. И если ситуация не изменится, то до 2018 года сохранить уровень поддержки в российском обществе Путину вряд ли удастся.
В связи с этим в узких кругах российского политикума обсуждается информация о том, что Владимир Путин готовит в 2017 году проведение досрочных президентских выборов. Интересно отметить, что в приложении к письму Минфина России относительно Государственного бюджета РФ на 2017 год прямо говорится о выделении российскому Центризбиркому почти 15 млрд рублей на проведение выборов президента РФ именно в 2017 году.
Если обобщить имеющуюся информацию, то вырисовываются два сценария проведения досрочной президентской кампании в России.
Первый – используя высокие результаты поддержки «Единой России» на выборах в Думу, Путин, не дожидаясь падения рейтингов, лично пойдет на выборы с целью проведения системных реформ. В результате экономического прыжка, описанного, в том числе, и в недавней статье премьера РФ Дмитрия Медведева «Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики», должны появиться внутренние ресурсы для противостояния с Западом. Однако понятно, что без пересмотра внешней политики у России просто не хватит ресурсов для того, чтобы противостоять глобализированному миру с его продвинутыми технологиями. Да и кто мешает Путину проводить реформы в России прямо сейчас, ведь для этого имеются все ресурсы и полномочия?
Поэтому более вероятным видится все же второй сценарий развития ситуации, о котором пока большинство российских экспертов и аналитиков либерального и тем более «пропутинского» толка предпочитают молчать.
Согласно этому сценарию, с помощью досрочных президентских выборов в 2017 году Кремль попытается помириться с Западом. Аргументация необходимости проведения досрочных выборов в этом случае может быть самой разной. Как вариант, они могут быть объявлены в связи с ухудшением состояния здоровья Путина. Интересно, что время от времени в СМИ дозировано проскакивает информация о том, что у Путина якобы есть проблемы со спиной, говорят даже о том, что у президента РФ обнаружен рак. Главным вопросом остается то, кто будет преемником Путина, тем человеком, который формально станет во главе России. Некоторые указывают на Медведева, но знающие люди твердят, что Дмитрий Анатольевич все же останется в премьерском кресле. Дело в том, что менять Путина на Медведева рискованно - Запад просто не поймет проведение такой рокировки во второй раз и может не согласиться на предложенный Кремлем пакет по нормализации отношений.
Ради чего это все затевается? Перед новым президентом будет поставлена задача решения ряда важнейших вопросов, как внутренних, так и международных, которые Путин во главе РФ либо не в состоянии выполнить, либо их выполнение будет связано для него с огромными репутационными потерями. Всю эту грязную работу должен будет сделать не Путин, а совсем другой, чистый в глазах Запада человек, возможно, кто-то из «молодых, но зрелых» министров. При этом нынешний хозяин Кремля демонстративно отойдет от публичной политики, продолжая, впрочем, управлять страной из теневого кабинета, чтобы через пять лет снова вернуться назад.
В глобальном плане новый президент должен будет вывести Россию на уровень 2009-2010 годов. Для этого ему нужно будет обеспечить рост экономики, а это значит - провести жесткие реформы (в том числе, поднять пенсионный возраст и налоги, повысить тарифы и так далее), урезать расходы бюджета, а также пойти на другие непопулярные шаги. Кроме того, перед новым формальным главой Кремля будет стоять задача минимизировать санкционное давление и открыть окно для иностранного капитала. А это значит – пойти на серьезные уступки Западу по ряду вопросов во внешней политике, включая «украинский вопрос».
По идее, в случае проведения системных внутренних реформ и нормализации отношений с Западом, российскую экономику можно оздоровить в течение нескольких лет. При этом, конечно, возможно определенное сопротивление россиян, однако любые протесты должны будут подавлять ФСБ, лояльные силовые органы и Национальная гвардия.
Гораздо сложнее будут обстоять дела в международной политике, где накопилось много проблемных вопросов.
Во-первых, санкции, вызванные аннексией Крыма и войной на Донбассе, что бы там не говорила путинская пропаганда, основательно подкосили экономику России и привели к окончательному уходу Украины из зоны влияния РФ. Во-вторых, сирийская авантюра не способствовала возобновлению международного авторитета Москвы, а напротив – создала жесткий клинч с Вашингтоном. Кроме «украинской оскомины» у Кремля есть и другие проблемы - на Кавказе, в Приднестровье, Курилах. В любой момент может всколыхнуться Центральная Азия, остро испытывающая кризис легитимности авторитарных режимов и угрозу со стороны Исламского государства. Новому президенту, читай - назначенному «козлу отпущения», нужно будет искать точки соприкосновения и торговаться с Западом по меню, составленному и утвержденному лично Путиным.
Для нас, конечно, наиболее важен «украинский пункт», а точнее - понимание того, как его попробует представить российское руководство. Естественно, существуют несколько вариантов развития ситуации, которые уже сейчас обсуждаются в российских кругах, а рано или поздно станут предметом для переговоров на высшем уровне.
Вопрос Донбасса в Кремле намерены закрыть с помощью Минских соглашений до середины 2017 года. «План-максимум» для России – это переформатирование Украины в нейтральное, внеблоковое федеративное государство в посткрымских границах. По мнению российского руководства, этому может помочь давление Запада, а также возможная реставрация власти прагматических партий, ориентированных на сотрудничество с РФ. Данная опция в целом не подходит коллективному Западу, в частности, США, однако во многих европейских кругах нацелены на восстановление торговых отношений с РФ за счет сдачи украинских интересов. В то же время, если «план-максимум» не удастся, Кремлю, возможно, придется пойти по Донбассу на более серьезные уступки.
Второй пункт – это урегулирование вопроса по статусу Крыма. Кремль настаивает, что вопрос с Крымом закрыт, однако в России все же прекрасно понимают, что тема аннексии полуострова будет отравлять процесс нормализации отношений с Западом. Ведь даже в случае выполнения Минских соглашений, «крымский компонент» санкций никто снимать не будет, как минимум - в Вашингтоне. Здесь российская сторона может предложить Киеву совместное экономическое освоение Крыма и даже двойной суверенитет над полуостровом, используя «прецедент Гонконга», ведь для Кремля важен исключительно доступ к военной базе в Севастополе. Россияне также будут пытаться склонить Запад к проведению повторного референдума в Крыму под присмотром международных наблюдателей или же попытаются протащить вариант с уплатой «финансовой компенсации» за полуостров. Но Киев на эти варианты явно не согласится, пока в Украине будет существовать нынешняя архитектура власти.
Третий пункт переговорного меню является более глобальным и касается геополитического обустройства Европы, где активно продвигается концепция построения большой Европы от Дублина до Владивостока. Как бы там ни было, но складывается понимание того, что Россия уже практически созрела к ведению переговоров и торгов по «украинскому вопросу». Каким будет этот торг и предложения от РФ - будет зависеть от нескольких факторов. В числе главных указываются не только позиции США и ЕС, но и то, какая конфигурация власти будет в Украине в ближайшие 5 лет. Ясно одно - российскому новому-старому руководству потребуется приложить очень много усилий для решения своих проблем.
- Информация о материале
Юрій Шухевич: «Я вірю в розпад Росії. Просто він буде поступовим – не в один день»
Народний депутат від фракції Радикальної партії Юрій Шухевич розказав «Цензор.НЕТ» про те, як потрапив до партійного списку, скільки думав перед тим, як дати згоду, які висновки зробив за час роботи в парламенті, як Україні потрібно поводитися з Росією та Польщею, а також про свої стосунки із колишнім Президентом Віктором Ющенком.
Юрій Шухевич – людина з непростою долею. Син головнокомандувача Української повстанської армії Романа Шухевича з дитинства знає, що таке несправедливість. Він був засланий до Сибіру, жив у дитячому будинку «ворогів народу», відсидів по таборах загалом 30 років. Згадуючи ті часи, говорить, що чекав розпаду Радянського Союзу. Зараз сподівається, що така ж доля очікує на Російську Федерацію. Своїми думками про те, як це може статися, Юрій Романович поділився з «Цензор.НЕТ».
«Деякі з тих, хто вперше пройшли до ради, погрузли в це багно»
- Ви вперше пройшли до парламенту, хоч раніше й балотувалися. Які висновки зробили за два роки роботи?
- Я за Верховною Раду слідкував роками, знав деяких депутатів. Скажу вам, що з кожним разом вона стає все гірше й гірше.
- Чому?
- Не знаю, чому. Здавалося б, після Революції гідності, у Верховній Раді мало б бути щось краще. Правда, прийшли нові молоді люди. По-перше, багато хто з них (не хочу сказати, що погані) недосвідчені. Ще є зубри, які давно у парламенті не перше скликання. По-друге, деякі з тих, хто прийшли вперше, вже погрузли у це багно. На жаль.
- Це можна змінити? Бо є багато розмов про те, що наступна Верховна Рада буде ще гіршою за нинішню.
- Я не беруся судити, якою буде наступна Верховна Рада. Все залежатиме від того, як прийде до влади. Може, знову через якісь потрясіння. Тоді, можливо, контингент зовсім зміниться, і з’явиться конвент. Але зверніть увагу на те, скільки після революції обіцяли, що змінять виборчий закон. Ніхто не збирається його міняти. Навіть не згадують. Вони вже пристосувалися до цього закону. Їм вигідно, щоб він був на наступних виборах, бо це гарантія, що знову пройдуть. А там – після нас хоч потоп. Правда, казатимуть, що змінять законодавство. Але між обіцянкою та її виконанням (зітхає. – О.М.) відстань дуже велика.
- Як особисто вам працюєтеся в цій Раді?
- Я би сказав, нелегко. Знаєте, спочатку нормально проводилися закони. А тепер все важче й важче. Там же є свої договорняки, угруповання...
А от своїм комітетом у справах ветеранів, учасників бойових дій, АТО та інвалідів я задоволений. Тут працюється добре. Нормально співпрацюємо з комітетом Денісової (з питань соціальної політики. – О.М.). Бо є дотичні питання. Але дуже багато непрофесійних комітетів. То так – випадкові люди, які пішли туди, невідомо чого. Я як подивлюся на ті засідання, мені прикро. Бо я вважаю, що у будь-якому парламенті основна робота має проходити саме в комітетах. Там повинні засідати професіонали. Головне – обговорити, якісно підготовити, щоб до сесійної зали зайшов точний та відшліфований законопроект. А такого немає. Приймають дуже багато таких документів, які потім вимагають змін. Так не повинно бути. Закони мають прийматися на роки, а не від випадку до випадку.
- Окрім якості законопроектів, є ще проблема в тому, що в залі їх просто не голосують.
- Це так. Але дуже часто й не виносять. Ніхто ж не вимагає, щоб депутати були компетентними абсолютно в усіх питаннях. Тому природно, що всі сподіваються - комітет відпрацює. А він не завжди здатен це робити. От і отримуємо. Є ж багато законів по замовленнях...
- Лобістських?
- Так. От через них та непрофесійні законопроекти й маємо проблеми.
- До обрання ви керували партією УНА-УНСО. Взагалі, враховуючи спрямування політичної сили, було б логічніше побачити вас у списку тієї ж «Свободи». Чому Радикальна партія?
- Це було зовсім випадково. За два дні до того, як спливав термін подачі остаточних списків до ЦВК, мені зателефонував Олег Ляшко й запропонував мені увійти. Я трошки повагався. Недовго, бо не було часу. Але вирішив, що треба йти. Бо я собі поставив за мету дещо зробити у Верховній Раді. Трошки вдалося. Зокрема закон про визнання борців за волю України. Я вважаю це своєю заслугою. Ви не думайте, що то отак відразу було. Над цим документом довго працювалося. Спочатку він був указом Президента Ющенка. Але ж це не закон. Причому його ще довелося відстоювати, бо Вітренко подала до суду. Я виграв, пройшовши усі інстанції. Однак указ не діяв. Тут ще Янукович прийшов до влади. Коли відбулися відомі події, а я зайшов у парламент, з’явився закон. Бачите, вдалося.
- Нещодавно було звернення ініціативної групи Першого грудня про загрозу популізму. Мовляв, він процвітає у Європі та в Україні. Чи не вважаєте ви, що країна скочується у популізм зокрема через погляди опозиційних фракцій, зокрема Радикальної партії?
- Я прочитав те звернення. Поставився до нього негативно, бо це було огульне звинувачення в популізмі. Їм треба було назвати, хто, що і як...
- Прізвища?
- І прізвища, і політичні сили. А вони почали словами з маніфесту Комуністичної партії: «Привид бродить по Європі» (посміхається. – О.М.). Добре, він є в цілій Європі. Значить, це модно й популярно. Чому Україна має відставати?! (всміхається. – О.М.).
Знаєте, що я вам скажу? Популізмом грішать всі політичні сили. Без винятку. Чи то ви візьмете «Блок Петра Порошенка», чи «Народний фронт», чи «Опозиційний блок». Навіщо тут тикати на пані Юлю, Ляшка та ще на когось?! У них просто трохи інший акцент – євроінтеграція, реформи, яких насправді немає, але про них постійно говорять. Ми приймаємо закони заради безвізового режиму. А де ж він?! В Марокко віслюкові прив’язують моркву, щоб вона була в нього перед носом. Він до неї тягнеться, але не може дістати. Так і ми хочемо безвізового режиму, в Європу. Нас ото тими байками й годують – що Президент, що уряд, що провладні фракції. А чим гірші опозиційні?!
- Довго нас ще цим годувати будуть?
- Думаю, довго. Поки ті, хто стоять на чолі держави не зрозуміють: на таких популістських обіцянках далеко не заїдеш. Потрібно тяжко працювати. Я розумію, що в країні багато проблем, не вистачає фінансів. Але, водночас, ви ж бачите, яке марнотратство. Кажуть, що притиснули митницю. Однак реформ там немає. А вона якраз дала б нам ще один бюджет. Ось тут треба попрацювати. Потрібно не робити вигляд, що ти щось підписуєш, проштовхуєш якісь пусті закони. Так в багатьох питаннях. От є нова поліція, а злочинність зростає.
- На засіданні комітету з питань законодавчого забезпечення правоохоронної діяльності Хатія Деканоідзе сказала: «У нас немає професіоналів».
- А чому?! Куди вони поділися?! Значить, щось не так у підборі кадрів.
- Зростання злочинності вона пояснює складною економічною ситуацію.
- Так, завжди при складній економічній ситуації, в час війни кількість злочинів збільшується. Це взаємопов’язані речі. Але попри все треба з цим працювати. В інших країнах їх же розкривають, карають. А у нас – роблять вигляд, а не викорінюють по-справжньому.
- Чому так?
- А хто буде боротися, як вони не професіонали?! Треба вміти це робити. Розумієте, це не така легка справа. Я усвідомлюю, що з нашою колишньою міліцією було багато проблем. Її потрібно було почистити. Але треба наводити порядок, не відкидаючи всіх. Серед потолочі є чесні й порядні. Мали «відсіяти зерно від полови» та працювати. Це стосується не тільки міліції, а й прокуратури, судів, адміністративного апарату. Корупція роз’їла наше суспільство. Ми повинні це визнати. Все почалося ще до незалежності. Але за останні роки вона охопила всі верстви населення. Однак з цим треба боротися.
- Знаєте, в моєму уявленні корупція – це хвороба. Останні кілька років складається таке враження, що вона невиліковна...
- Ну, я не думаю, що невиліковна. Римляни говорили: Якщо не допомагають ліки, то лікує залізо, якщо й воно ні – то вогонь. Мабуть, то правда. Нам треба вогнем випалювати ту корупцію. От чому вона у нас на такому рівні? Бо відчувають безкарність. А треба судити тих, хто дають, хто беруть, та посередників також. Це ж одна ланка.
«Путін, відчуваючи наш страх та кволість, продовжує тиснути»
- Ви пропонуєте розірвати дипломатичні стосунки із Росією. Деякі ваші колеги теж часто про це говорять. Чому влада не наважується на цей крок?
- Мене часто запитують, коли закінчиться ця війна? Знаєте, що відповіла одна людина у Львові? Коли збанкрутує фірма «Рошен» (робить паузу. – О.М.). Я дав відповідь на ваше питання.
- Ви проводили паралелі між своїми очікуваннями руйнації Радянського Союзу та розпаду Російської Федерації. Що може стати для цього стимулом?
- Росіяни не є нацією. То конгломерат рас та народів, скований одним «обручем» - імперією. Подивіться, що було у 1917-1918 роках – як все почало валитися, незалежність оголосили навіть козачі області, як то Кубань. Те саме сталося, коли розвалився Союз. Було потрібно лише три дні путчу, щоб «обруч» розірвався.
От чому я сказав, що це не нація? Коли розвалився Радянський Союз, один мій знайомий, який живе у Волгограді, спитав: «У нас багато хто з місцевих почали записуватися татарами. Чому так?». Я відповів: «Так а що ж ти хочеш?! То ж астраханські татари». Іван Грозний завоював Астрахань. Згодом тим людям у паспортах написали: росіяни. Але десь глибоко на підсвідомості вони усвідомлюють, ким є.
Так от конгломерат без влади не може жити. Яка різниця між українцями та московітами? Для них влада – щось таке, дане Богом. Це як сьогоднішня погода: ви можете нарікати, що йде дощ, але ж ви не можете його скасувати. Так і у них: «Да, несправедливо. Но власть сказала. Что ж поделаешь?!» Українці не такі. Два Майдани тому підтвердження. Особливо другий. Нам не подобається – ми виступаємо проти й скидаємо це ярмо. Бо маємо відчуття справедливості.
Не забувайте, що там же ще є Північний Кавказ, Башкирія. Зліплене докупи тримається до пори до часу. Прийде момент, коли вони не захочуть бути росіянами. Згадають, що вони татари, башкири чи ще хтось. Тоді станеться. Я знаю неприродність цього організму, тому вірю в розпад. Просто він буде поступовим – не в один день.
- Ми можемо якось цьому «допомогти»?
- Знаєте, нас дуже часто лякали: «Путін прийде сюди, його танки дійдуть не лише до Києва, а й до Львова». Але якби він це зробив, підписав би собі смертний вирок. Це б було тим детонатором, який би зірвав імперію. Путін мав би Чечню – але не мільйонну, а 43-мільйонну. Росія би цього не витримала. Я не хочу цього, але внутрішньо не боюся, що таке може статися.
- Судячи з поведінки Путіна, на Київ іти ніхто не планує.
- Так. Але це ж наші так залякують, щоб, не дай Бог, ніяких рухів не робили – мовляв, щоб його не спровокувати, і його танки завтра не були на Хрещатику. По-перше, він того не планує. По-друге, «не такий страшний чорт, як його малюють». Не можна себе обмежувати в рухах. Власне, треба робити різкі кроки. Бо він, відчуваючи наш страх та кволість, продовжує тиснути – як то в Мінську. Й буде це робити надалі. Чому ж ні, як ми піддаємося?!
- Які саме різкі кроки ми маємо робити?
- Один етап війни ми програли у серпні-вересні 2014 року, коли оголосили перемир’я. Тоді були Іловайськ, Дебальцеве. Оце результат того, що ми боялися різких рухів. Якби ми наважилися на них ще напочатку 2014 року, з Кримом все було б інакше. Може, тоді й такой ситуації на Донбасі не було б – лише Крим. Бо якщо немає опору, чому далі не просуватися?! А в нас не було відваги. Здали Крим і почали оголошувати антитерористичну операцію. Три тижні уряд про це говорив, але не зробили жодного кроку, щоб її розпочати. Потім ми здали Донецьк і Луганськ. Гіркін же визнав, що вони «роздмухали вогонь» на Донбасі через нашу недолугість – інакше все б закінчилося, як в Одесі в травні 2014 року.
- Але ж ми знаємо, що тоді українська армія була, м’яко кажучи, не в найкращому стані...
- Добровольці були готові воювати! Справа не в тому, що вони були ненавченими. Там було багато військових, афганців. Однак мали погане озброєння. Але у них був запал, чим вони набагато випреджували російську армію. Що вже казати про те так зване ополчення – його просто б розігнали. Поки зорганізовували армію, добровольці відстоювали наші території. У Путіна був план Новоросії – Харківщина, Донеччина, Дніпропетровщина, Запоріжжя, Одещина – він би до Придністров’я дійшов. Якби не добровольці, так би й було. А тепер їх намагаються скомпрометувати та облити брудом на кожному кроці. Вони самі бояться добровольців не менше, аніж Путін.
- Бо добровольці можуть прийти сюди?
- Так. Повернутися і спитати: «Хлопці, що ви робите?!» На жаль, в нашій історії вже таке було – ми знову наступили на ті самі граблі. У 1918 році в Центральній Раді також боялися військових. Тому вирішили розпустити стару армію, яка була вірна Україні. Такий самий страх був і у батьків новітньої історії - творців сьогоднішньої країни. Говорили, що ми маємо взяти з радянської армії все краще. Тому почали нашу розвалювати, продавати майно. А Янукович довершив цей процес, який до того йшов роками. От прошу дуже.
Подивіться, наших військових змушують не відповідати на постріли. У нас щодня гинуть люди, багато поранених, хлопці повертаються інвалидами. Це деморалізує. Коли така ситуація, вони розуміють, що їх відправили на забій. Що ж ви хочете?! Певне, що вони будуть деморалізуватися. Це злочин перед цим поколінням. Так би міг ставитися тільки ворог. Кажуть, коли у 1943-му Жуков з Ватутіним топили в Дніпрі 250 тисяч, він сказав: «Нічого, менше треба буде вагонів, щоб хохлів відправляти». Хіба зараз не таке саме ставлення?! Більше загине – менше ймовірності, що вони прийдуть під Верховну Раду та на Банкову.
Знаєте, що? Зараз почнуть посилатися на Мінські угоди. А хто вас відправляв у Мінськ?! А хто вам дав право там про щось домовлятися, Бог зна з ким?! Депутат Кірш влучно сказав про Мінський протокол: «Підписали два посла і два козла», маючи на увазі, з одного боку, представників ОБСЄ та України, з іншого – Захарченка та Плотницького. А тепер нас цьому підпорядковують. У нас парламентсько-президентська республіка, а ми, як депутати, не знаємо, про що вони там домовляються, які мають повноваження. Де таке видано?! Так само із Міжнародним валютним фондом. Вони ведуть переговори, але не говорять, що ми обіцяємо та віддаємо за черговий транш. Але ж віддають! І платити прийдеться нашим дітям, внукам і, мабуть, правнукам. Про це також не говорять. А потім до нас приїжджає Байден і говорить: «Чому б вам не зробити автономним той Донбас». Хай він Каліфорнію та Флориду такими зробить, а не розказує, як ми маємо чинити із Донецькою та Луганською областями! Коли Гітлер окупував Чехію, зробив протекторат - ніби там був чеський президент, уряд. Але мали протекта – начальника головного управління безпеки Гайдріха. Він диктував, що робити. А нам – посол Євросоюзу. Розказують про особливий статус Донбасу...
- Ще й про вибори знову заговорили. Зокрема під час візиту міністрів закордонних справ Франції та Німеччини...
- Оце, прошу, вони диктують, які потрібно встановлювати порядки, як Конституцію переписувати. То ми - протекторат чи суверенна держава?! Я не бачу тут суверенітету. З цим суспільство не погоджується. Того вони й бояться сказати, про що домовляються.
«Поляки думають, що під шумок домовляться з Москвою та щось увірвуть»
- За часів Кучми та Ющенка у питанні Волинської трагедії було певне примирення: сторони вибачилися одна перед одною. Зараз воно політизоване – польський сейм назвав цю подію геноцидом. Які матимемо наслідки?
- Ми не хочемо усвідомити одне, що ми ні Європі, ні Америці не потрібні. Маємо розраховувати лише на себе. Це наша територія, і ми повинні про неї дбати. А у нас думають, що Україну будуть захищати, так би мовити, годувати. Цього не буде!
Нам розказують, що ми йдемо до Європи, до якої нам ой, як далеко. Чуємо ще одну байку: Польща – наш адвокат. Але ми забуваємо, що все не так однозначно. Поляки самі виїжджають на заробітки в Бельгію, Францію, Німеччину, тому їм потрібна робоча сила. Її заповнюють українці. Тому вбили нам в голови, що ми багато чим завдячуємо Польщі. Насправді це не так. То така польська натура. Вони нас поділили з Москвою спочатку по Дніпру, потім – по Збручу. Зараз знову в нас вчепилися. Бачать, що ми маємо на Сході серйозну загрозу, вирішили «пришити» нам цей геноцид. А раз так – то відшкодовуйте, бо там же є ще економічно-фінансова частина. Однак ми не повинні забувати про східні кордони Другої Речі Посполитої.
- Ви, до речі, нещодавно говорили про те, Польща хоче заволодіти частиною українських територій. Як нам цьому протистояти?
- Нам треба прийняти відповідну постанову й сказати: «Ви й не мрійте, вже не раз від нас дістали по зубах. Ви завжди використовували те, що у нас є східний ворог. І зараз хочете цим скористатися?! Дивіться, це вам може дорого обійтися». Коли вони побачать цю позицію, зразу будуть чемними – хоч до рани прикладай.
Натомість ми починаємо: «Дійсно, може ми, справді, там винні». Не можна так казати! Я вам говорив, що Путін відчуває, що на нас можна тиснути, тому так і робить. Поляки так само. Але не треба цьому піддаватися. Ще маємо розібратися, хто кому більше потрібен – ми полякам, чи вони нам. Коли вони забули, то можу нагадати: якщо впадемо ми, то Сян і Буг не стримають – російські танки будуть там.
- Так ми ж про це весь час говоримо!
- Між собою. Але треба їм відкрито це сказати – на весь світ. Ми їх сотні років боронили від татарсько-турецької навали. До того – від Чингісхана. Хоч і були у складі тієї ж Речі Посполитої, але ж тягар війни несли ми! І тепер його несемо. А вони думають, що під шумок домовляться з Москвою та щось увірвуть. І ми даємо. Тут потрібна рішучість.
- Чому у нас її немає? Що це взагалі за комплекси меншовартості?
- У нашої влади не комплекс, а інтерес. Їм вигідно те, що робиться на Донбасі. Там же така контрабанда, відмиваються величезні гроші. Вони й не проти того. А те, що люди гинуть... Їм то нічого.
Ми вимагаємо від Європи санкцій проти Росії, а самі з нею торгуємо. То що це таке?! Вигода. А якби ми на перше місце поставили національний інтерес, все було б інакше.
- Ще хотіла вас запитати про Ющенка. Він був тим Президентом, який присвоїв вашому батькові звання Героя України. Складається враження, що останнім часом Віктор Андрійович зблизився з Радикальною партією. Це так?
- Знаєте, я був присутній при розмові, коли Ляшко сказав: «Ющенко був справді українським Президентом, але я цього в свій час не оцінив, бо був разом із Тимошенко та піддався її впливу». Може, з більшою симпатією до нього зараз ставиться. Але Ющенко нині знаходиться поза політикою.
- Не хоче повертатися?
- Я за ним такого не помічав.
- Тобто ми не побачимо його у списку Радикальної партії на виборах?
- Думаю, ні.
- А ви з ним, до речі, коли востаннє бачилися?
- Влітку у Львові. Взагалі я з ним і з пані Катериною у добрих стосунках. Я також вважаю, що його, з одного боку, недооцінили, з іншого – скомпрометували. Він має свої слабкості, як кожна людина, мінуси, як будь-який політик. Але, справді, по своєму духу він був українським Президентом.
- Информация о материале
Привет из прошлого века: чиновники не хотят отказываться от связи 60-х
Похоже, эпоха интернета прошла мимо сотен людей в Госспецсвязи, МВД, СБУ, ГСЧС, ЦИК и множестве других госструктур.
Иначе сложно объяснить, почему там для связи вместо IP-технологий предпочитают использовать раритетные телеграфные аппараты.
Уже два года 310 абонентов телекса — абонентского телеграфа — игнорируют попытки «Укртелекома» перевести их с оборудования 1960-1980-годов прошлого века на современные системы передачи текстовых сообщений.
Так исторически сложилось, что «Укртелеком» предоставляет немало уникальных услуг. Одной из них является телекс.
Несмотря на засилье Skype, VPN, IP telex, E-mail с цифровой подписью, древняя услуга оказалась невероятно живуча в пыльных коридорах государственной власти. Хотя, казалось бы, выполняет совершенно тривиальную задачу: позволяет двум абонентам мгновенно обмениваться текстовыми сообщениями.
В отличие от обычного телеграфа, абонентское телеграфирование (телекс) предоставляется с использованием конечного оборудования — телеграфных аппаратов, установленных непосредственно у потребителя.
Именно с их помощью, а также специальных каналов и коммутатора абоненты в Госспецсвязи, МВД, СБУ и МЧС обмениваются текстовой информацией.
Спецпользователи против эволюции
Оборудование для телекса и коммутационные узлы морально устарели и физически изношены. Новое оборудование не выпускается с 1980-1990-х годов.
Там используется медная инфраструктура, провоцирующая кражи кабеля для сдачи как лом цветного металла. Осталось мало специалистов, которые готовы обслуживать работу телекса. Поэтому в случае поломки оборудования восстановить его работу крайне сложно: нет запчастей, нет специалистов.
Телекс давно потерял популярность среди коммерческого сегмента потребителей. В связи с этим «Укртелеком» в последние два года встречался со специальными пользователями. Оператор также не раз обращался с письмами-предложениями по замене устаревшей технологии на современный аналог IP-Телекс.
Все тщетно. Компания получала ответы руководителей Госспецсвязи, Минобороны, ЦИК, ГСЧС о том, что телекс из 1960-х годов все еще необходим, а прекращение функционирования сети абонентского телеграфирования повлечет значительный резонанс и обвинения в адрес оператора.
IP-телекс
Между тем, уже долгие годы существует товар-заменитель — услуга IP-телекс.
Она предоставляется с помощью современного компьютерного программного обеспечения и доступа к интернету. Более того, география услуг IP-телекс значительно шире, так как услугу можно получить в местах, где имеется доступ к интернету даже сравнительно небольшой скорости.
IP-телекс предусматривает обмен телеграфными сообщениями с использованием защищенного соединения, установленного через интернет, а также с абонентами национальной сети телеграфирования и международной сети «телекс».
Услуга IP-телекс имеет ряд бесспорных преимуществ по сравнению с абонентским телеграфированием. Это возможность подключения абонентских устройств по всей территории Украины, где есть доступ к интернету.
Обмен текстовыми сообщениями в пределах сети IP-телекс не ограничен и не увеличивает ежемесячную плату за ее использование.
Подключение быстрое и легкое — нужен лишь компьютер с установленной операционной системой Windows XP или выше. Единая среда передачи и ее надежность. Возможность постепенного масштабирования сети. Гарантированная беспрерывность предоставления телекса в будущем.
Что дальше
Несмотря на все преимущества новой технологии и предложенную помощь оператора, абоненты «Укртелекома» не хотят переходить на IP-телекс.
Поэтому компания обратилась к первому вице-премьер-министру — министру экономического развития и торговли Степану Кубиву с просьбой посодействовать в принятии госструктурами очевидного решения.
Кабмин дал указания десяти профильным госструктурам озвучить свою позицию по этому вопросу. В «Укртелекоме» ожидают положительного решения, хотя спустя 20 дней оператор не получил ни одного ответа.
- Информация о материале
Курсовая лихорадка: пауза между рецидивами
Валюта, как известно, — отражение экономики. Поэтому о болезнях гривни говорить, казалось бы, нет смысла: о них все давно и так понятно.
Последняя курсовая лихорадка, тряхнувшая рынок накануне выделения МВФ третьего, «вымученного», транша, — еще одно тому подтверждение: ничего нового. Ни по сути, ни по реакции.
И, тем не менее, удивляет единодушный вывод — скачок курса (с 24,8 до 26 грн/долл. и выше) был ожидаем. Почему так говорят эксперты, понятно. А вот то, что им вторят регуляторы, впечатляет. Поскольку это, по сути, их собственная оценка своей коллективной работы и качества наших реформ.
От надежд до неприятия
Совсем недавно украинской гривне исполнилось 20 лет. К моменту ее появления на свет важность валютного курса не вызывала сомнений, как и то, что это парафия центрального банка. Что касается первого, то опыт гиперинфляции и курсового бессилия начала 90-х прошлого столетия был слишком свеж. Во втором же случае вопрос обсуждению вообще не подлежал.
При этом, правда, было очевидно, что тяжесть курса одному НБУ не вынести — как минимум требовалась поддержка Минфина в виде низкого бюджетного дефицита. Его финансирование без помощи Нацбанка стало условием курсовой и ценовой устойчивости. Такому взгляду немало способствовали тогдашние неплатежи, массовый бартер, истощение финансовой системы и хронические бюджетные проблемы.
Вводя в обращение гривню, Нацбанк не скрывал надежд заякорить курсовые ожидания: новая валюта, незапятнанная репутация, чистые горизонты. Но на деле все оказалось намного сложнее. Во-первых, сама по себе полезная деноминация (100 тыс. раз) и новые купюры не меняли смысла тогдашней приватизации, ее принципов, участников и результатов. Последние же не дали ни иностранной валюты, ни умелых собственников, ни технологий, ни новой продукции, ни партнерских отношений с Западом. Скорее, все даже наоборот.
Поэтому и проблемы бюджета остались прежними. Первое время их скрывал приток иностранных вложений в облигации Минфина. При этом он подпитывал бюджет, валютный рынок и курс гривни. Однако скоро ОВГЗ превратились из инструмента в проблему — госдолг разросся до масштаба пирамиды. Рухнула она в 1998 г. на волне бегства иностранного капитала от кризиса в Юго-Восточной Азии.
Гривня из-под ее завалов выбралась лишь в 2000 г., потеряв почти 2/3 своего долларового веса. Для его спасения применялись и курсовые коридоры, и потолки, и массовые увещевания — экономические проблемы тогда стало модно объяснять «неправильными» ожиданиями населения и бизнеса.
Но дело пошло на лад лишь после того, как удалось отложить выплату части внешнего госдолга.
Этому способствовала четырехлетняя программа МВФ (EFF), в рамках которой Кабмин и НБУ сделали заявление об использовании в 2000 г. плавающего валютного курса. И хотя никаких правовых последствий оно не имело, это был прецедент — отвечать за курс после всего случившегося никто уже не спешил. Но и бросать его в Нацбанке тоже не собирались: экономика была чересчур уязвима к резким валютным перепадам не только ввиду высокой долларизации и открытости, но также из-за отсутствия рыночных буферов.
На этом фоне в «Основных направлениях денежно-кредитной политики» ежегодно утверждался прогноз курса на три года. Однако формальной ответственности за него уже никто не нес, хотя де-факто официальный курс гривни к доллару США замер на месте.
На уровне 5,05 грн/долл. он продержался три года, прежде чем упасть до 8,0 грн/долл. во время кризиса 2008–2009 гг. Общее мнение тогда сошлось на том, что во всем виноват Нацбанк: «его» фиксированный курс убил чувство риска, стимулировал валютные кредиты и затянул всех в долговую яму.
Эта критика не лишена смысла. Но ее изъяны тоже очевидны: плавай гривня в докризисный период, и она бы укреплялась, так как на нее давил мощный приток иностранной валюты. Коль так, все перечисленные проблемы только бы усилились, поскольку заимствовать в валюте стало бы еще выгоднее, чем при фиксированном курсе.
Между тем история с фиксацией повторилась в 2012–2014 гг. С той лишь существенной разницей, что теперь она превратилась из инструмента в самоцель. И способствовала уже не росту международных резервов, а их истощению. Поэтому, когда курс гривни в феврале 2014 г. наконец «отпустили», многие… с облегчением вздохнули. Хотя от Нацбанка тут же стали требовать его стабилизации.
Секрет Полишинеля
Такая противоречивость — неизменный фон наших реалий. В 2014 г. он достиг той крайней точки, когда громче всех звучал призыв перейти к свободному плаванию и отменить валютные ограничения. Тогда же НБУ объявил образцом монетарной политики инфляционное таргетирование — режим, отвечающий этим требованиям.
Но как только коснулось дела, все снова оказалось намного сложнее. «Вдруг» выяснилось, что рыночный курс не столько колеблется вокруг идеальной точки равновесия, сколько пребывает в состоянии затяжного подъема или спада. Оказалось, что даже при низкой инфляции эти фазы не зависят от правительства и НБУ, а задаются глобальной конъюнктурой. Причем когда она неблагоприятна, падает не только курс, но и вся экономика, включая доходы бюджета и его способность поддерживать устойчивость гривни.
Стало очевидно, что курсовая гибкость в такие моменты — лекарство небезопасное. Снижая торговые дефициты, оно способно попутно угробить банковскую систему и часть населения, так как из больниц и аптек исчезает жизненно важный импорт. Механическая же борьба с инфляцией сводит на нет кредиты, производство и занятость. Наконец, неконтролируемое падение курса напомнило, что такая гибкость не что иное, как… валютный кризис. Со всеми вытекающими ценовыми, финансовыми и долговыми последствиями.
Конечно, это прозрение было банальным. Однако и оно потребовало в 2014–2015 гг. нескольких настоятельных просьб президента стабилизировать валютный рынок. После чего курсовая риторика НБУ изменилась — из нее исчезли обороты о «свободном плавании» и «валютных вольностях». Да и об инфляционном таргетировании все чаще стали писать в будущем времени.
Тут же всплыли цитаты из прошлого. Так, свои валютные интервенции Нацбанк вновь стал объяснять «сглаживанием чрезмерных колебаний курса». Правда, какие колебания надо считать «нормальными», а какие «чрезмерными», толком никто не знает. Хотя прежде таких формальностей не возникало, так как речь шла о 2-процентном отклонении официального курса от рыночного, прописанном в программе с МВФ. Однако сегодня эта норма выполняется автоматически.
Секреты Полишинеля этим не ограничились. Открещиваясь от поддержки курса, НБУ теперь любую валютную интервенцию поясняет действием «фундаментальных трендов». Однако объяснить мгновенный переход от покупки им валюты к ее продаже он не берется, поскольку на «фундаментальность» такая практика явно не тянет.
Эти и другие подобные мелочи не прибавляют доверия и весомости словам и действиям регулятора. При том что необходимость его усилий по снижению инфляции не вызывает ни малейших сомнений.
Подобное лукавство НБУ мало согласуется с его заявлениями о переходе к политике полной открытости. Однако такое противоречие тоже не новость, а скорее, обычная практика, так как публично своих ошибок не признает ни один регулятор. Поэтому дело, в общем-то, не в них. Проблема, когда из ошибок не делают выводов. Тем более когда они ложатся так плотно и часто.
Рукотворные проблемы
История нашей гривни незатейлива. Ее наглядно описывает помесячная динамика официального курса к доллару. А там все довольно просто — три относительно спокойных периода (1996–1997, 2000–2007, 2010–2013 гг.) и три «ступеньки» (1998–1999, 2008–2009, 2014–2016 гг.). Последние отражают валютные кризисы: сначала гривня обесценилась едва ли не втрое, затем — в 1,6 раза, а потом — еще в 3,3 раза. Общий итог — 14-кратное падение, с 1,76 до 26 грн/долл.
Официальная версия этих событий приведена выше: в конце 90-х подвел бюджет и пирамида ОВГЗ, в 2008-м — валютные кредиты и фиксированный курс гривни, ну а в 2014-м — опять фиксированный курс плюс аннексия, оккупация, война и потеря части Донбасса.
Не подвергая сомнению эту логику, нельзя не отметить одного нюанса — она не может объяснить, почему все экономические проблемы детонировали не годом раньше или позже. Почему, например, валютные кредиты взорвались не в начале 2008 г., а в его конце? Или по какой причине фиксированный курс работал в 2010–2011 гг. и стал вдруг проблемой через год?
Ответ на этот вопрос лежит не в монетарной сфере, а в производственной. Дело в том, что в указанные периоды резко падали цены на сырье, которое экспортирует Украина (зерно, металлы, простейшая химия). Как результат, у нас таяла экспортная выручка, сжимался бизнес, бюджетные поступления, доходы населения. Но поскольку обязательства государства и частного сектора более инерционны, обнажался дефицит валюты и бюджета. Завершающим аккордом служило истощение международных резервов и падение курса гривни.
Знают ли об этой зависимости в НБУ? Очевидно, поскольку о ней немало пишется. Известно ли, что мировые цены на сырье падают пятый (!) год кряду? Безусловно, ведь это одна из ведущих международных тем. В курсе ли Нацбанк, что в мире избыток мощностей по выплавке стали? Знает ли он, что цены на железную руду не только растут, но и снижаются, а на зерно — просто валятся? Конечно. Секрет ли, что это ключевые продукты украинского экспорта и наших валютных поступлений? Об этом знают даже студенты.
Тогда с какой стати НБУ стал смягчать валютные ограничения?! В стране война, нехватка валюты, год бегаем за траншем МВФ, без конца заглядываем в карман США, стоим с протянутой рукой в Европе, реструктуризируем внешний долг на откровенно невыгодных условиях, побираемся, где только можем, и тут на тебе — валютные свободы! При том, что и программа с МВФ этого прямо не требует.
Между тем с июня НБУ снижает с 75 до 65% норму обязательной продажи валютной выручки, а с августа — увеличивает с 90 до 120 дней срок оплаты внешнеторговых контрактов. Результат налицо: как только качнулась сырьевая гривня, экспортеры тут же воспользовались правом держать валюту за рубежом в течение дополнительных 30 дней. А зачем ее продавать сегодня, когда завтра на курсе можно заработать несколько (сот) миллионов гривен? Импортеры же, наоборот, дабы не терять те же миллионы, смогли покупать валюту на 30 дней раньше.
На межбанке на голом месте возник ее дефицит. Плюс НБУ уменьшил норму обязательной продажи. Плюс разрешил банкам менять в течение дня курс в обменниках. Они и меняют — как только дорожает доллар на межбанке, он тут же ползет вверх на наличке. А там уже и межбанк за наличкой тянется — у страха и соблазна глаза велики.
С легкой руки Нацбанка настороженность рынка мгновенно переросла в страх, а затем и в ажиотаж. Тем более что регулятор не упустил случая напомнить в этот момент о курсовой свободе гривни и таргетировании инфляции. Словно подталкивая гривню к краю.
Поэтому, когда Нацбанк убеждает, что ее падение «прогнозировалось», не верить ему нельзя. Другое дело, идет ли при этом речь о доверии к нему и его действиям. Аналогичный эффект имело сообщение НБУ о приемлемой амплитуде колебаний курса. По мнению регулятора, это 10–20% в среднесрочном периоде.
Но что такое «среднесрочный период» — 3–5 лет? А может, один год? Если первое, то зачем начинать спасение гривни, когда ее курс просел всего на 3%? Ведь в пересчете это снижение вполне укладывается в 10–20% за 3–5 лет. В свете же отмены валютных ограничений Нацбанк, очевидно, вообще не видит никаких рисков ни для курса, ни для инфляции. Тогда с какой целью он продал за семь дней почти 200 млн долл.?
Если же колебания курса в 10–20% допустимы в течение одного года, то вопросов еще больше, так как среднегодовое обесценение гривни к доллару в 1996–2016 гг. составляет… 14–15%. Аккурат в указанном диапазоне. Но кто решится назвать нашу курсовую историю «приемлемой»?
Кстати, падай гривня ежегодно на 20% (верхний предел озвученного диапазона), и ее курс в этом году превысил бы 67 грн/долл., а в следующем — 80.
Денежные знаки, деньги, валюта
Если сравнить мировую экономику с глобальным промышленным предприятием, то наше место различимо лишь где-то в заготовительных цехах и за стенами этого предприятия — в шахтах, карьерах да на сельскохозяйственной периферии. Сборочное же производство, а также службы главного инженера и технолога пребывают во власти стран первого — индустриального — мира. Им же принадлежит и конечная продукция предприятия со всеми торговыми марками на выпускаемые компьютеры, смартфоны, бытовую технику, автомобили, лекарства, спутниковую связь, Интернет и т.д. Эти товары — основа современного могущества.
Страны — поставщики сырья и полуфабрикатов вынуждены их покупать, чтобы иметь доступ к промышленным достижениям. Поэтому для них жизненно необходимы доллары, евро, иены, стерлинги — денежные знаки индустриального мира. По сути, только эти деньги и можно сегодня считать полноценной валютой, так как гривни, рубли, манаты и динары настолько же известны миру, как и их национальная продукция. Потому неудивительно, если за пределами большинства сырьевых стран об их денежных знаках никто никогда ничего не слышал.
Удельный вес гривни даже в торговых расчетах Украины не превышает 3%. Что же тогда говорить об интересе к ней всего остального мира?Нравится нам или нет, но вся наша монетарная политика строилась и строится вокруг твердой валюты, которая попадает на счета украинских предприятий и в руки наших сограждан. При этом процесс выпуска в обращение гривни и его регулирования привязан, в конечном счете, к тому, как много этой валюты они получили из-за границы и сколько туда же отправили.
Наши попытки управлять денежным обращением, механически копируя центральные банки индустриальных стран, наивны. Ведь у нас нет ни одного массового ликвидного финансового актива, кроме… твердой иностранной валюты. Но сегодня и она в жесточайшем дефиците. В индустриальных же странах вопрос стоит иначе — их деньги и есть эта самая валюта. В основе ее финансового фундамента лежат акции и облигации собственников конечной продукции того самого глобального мегапредприятия.
Украина не имеет ни одного подобного атрибута: ни такой товарной массы, ни емкого рынка частных ценных бумаг, ни действующего механизма их оценки. Поэтому ключевой финансовой опорой гривни остается твердая иностранная валюта: есть ее поступления, и Нацбанк ее покупает, выпуская в обращение гривню. Если же этот поток обращается вспять, мы вынуждены продавать из резервов ту же валюту, изымая из оборота гривню, дабы предупредить ее обесценивание и скачки цен. Когда же средств в резервах остается критически мало, происходит валютный кризис, что и наблюдалось в 1998–1999, 2008–2009 и 2014–2015 гг.
По этой схеме НБУ работает и сегодня. С тем лишь отличием, что официальный курс гривни он теперь не фиксирует. Но это и понятно: закон его к тому не обязывает, состояние экономики незавидное, валюта в дефиците, а подставляться под лишнюю критику желания нет никакого. Тем более что ее и так хватает.
Вместе с тем это не оправдывает попыток Нацбанка убедить всех в ничтожной роли курса. Особенно когда вся страна является свидетелем громких офшорных скандалов и резкого роста числа обменных пунктов.
Заклинание
Если курс сложно стабилизировать, это не значит, что о нем надо молчать. Тем более что такое пренебрежение дорого стоит, а валютный рынок реально истощен войной, низкими ценами на сырье и закрытыми рынками внешних кредитов.
Вместо напускного равнодушия более разумным был бы поиск комплексного решения проблемы. У Нацбанка для этого есть и конституционный мандат, и властные полномочия, и организационные возможности — от Совета по финансовой стабильности до Совета национальной безопасности и обороны. В связке с правительством было бы уместно определить перечень системно важного импорта, который требует первоочередной поддержки. Аналогично — по иностранным инвестициям и экспорту, в части технологически сложной продукции.
Подобные ориентиры позволили бы умерить валютное напряжение для перспективного производства. Конечно, было бы лучше к этим мерам не прибегать, а уверенно контролировать свои границы, не просить кредиты у США и ЕС, а кредитовать их самим (как Китай) и приобретать импортную продукцию за гривню, поскольку она приобрела статус твердой валюты. Но поскольку такая картина сродни сказкам Г.Х.Андерсена, мы продолжаем держать курс с помощью административных ограничений. Только делаем это хаотично, бессистемно и вульгарно — кромсая в основном наиболее сложное производство, несущее золотые яйца. Однако признаваться в этом не хотим, убеждая себя, что все само собой разрешится, как только среднесрочная инфляция вернется к уровню в 5%.
Между тем она таковой уже была — не далее как в 2010–2013 гг. К сожалению, этого оказалось критически мало. Что потом произошло, хорошо известно: и в части курса, и банков, и вкладчиков, и экономики. Спустя два года мы буквально молимся на кредиты МВФ. И, тем не менее, повторяем как заклинание, что курс гривни для нас ничего не значит. Словно в это действительно можно поверить.
P.S. 14 сентября МВФ решил выделить Украине третий транш в размере 1,0 млрд долл., вместо 1,7 млрд запланированных. В сообщении Фонда указывается, что мы, среди прочего, не выполнили критерий по чистым международным резервам. В связи с этим невольно возникает вопрос: а сможем ли мы его вообще соблюдать, если и впредь будем продавать валюту из резервов, гася пламя рукотворных проблем?
- Информация о материале
Нові київські улюбленці Кернеса отримають ще понад 30 мільйонів на реконструкцію зоопарку
Комунальна організація «Харківський зоологічний парк» 15 вересня акцептувало дві пропозиції ТОВ «Київська будівельна компанія-Плюс» щодо реконструкції зоопарку загальною вартістю 32,99 млн. грн.
Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
Роботи мають бути виконані до кінця 2017 року.
Зокрема, 21,02 млн. грн. буде коштувати реконструкція «Вхідної групи № 2» та адміністративної будівлі «Харківського зоопарку». Мова йде про реконструкцію двох одноповерхових будівель.
Крім того, ще 11,97 млн. грн. витратять на будівництво мереж та споруд зливової каналізації у зоопарку.
Єдиним конкурентом переможця було ПАТ «Альпсервіс». Керівником підприємства є Олександр Ярко а підписантом Ігор Бовикін.
Щодо переможця, то вперше у Харкові ця фірма виплила під час реконструкції саду ім. Шевченко.
Минулого тижня вона ж виграла два тендера на реконструкцію зоопарка.
Зокрема, 48,399 млн. грн. планують отримати за реконструкцію зони «Планета мавп» та існуючих будівель і споруд на території зоопарку.
Крім того, ще 11,165 млн. грн. мають отримати за реконструкцію зони «Дика Австралія». Ця зона включає в себе будівництво зимового вольєру, вольєру для птахів літнього та навісу для птахів.
ТОВ «Київська будівельна компанія-Плюс» заснував Євгеній Волк з Житомирської області.
Він також є засновником ТОВ «Київбудресурс», де його партнерами є Олег Пінчук та Володимир Бойко, ТОВ «Київська будівельна компанія –В» (директор Андрій Безух). Крім того, дружина Волка -Вікторія Волк разом з Олегом Пінчуком заснувала ТОВ «Компанія «Буд-Стар».
ТОВ «Київська будівельна компанія-Плюс» не є відомим забудовником. Але з минулого року почала отримувати цікаві підряди. Так, приватники виграли тендер у київського КП «Інженерний центр» на реставрацію Андріївського узвізу вартістю 5 млн. грн.
А цього року фірма отримує кошти від ДПСУ на будівництво житла для прикордонників у Чернігові.
- Информация о материале
Донбасский прорыв: Марчук рассказал, о чем договорились в Минске
В среду, 21 сентября, в Минске было подписано рамочное решение Трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта на Донбассе о разведении сил и средств противоборствующих сторон. Как пояснил в интервью один из участников переговорного процесса, представитель Украины по вопросам безопасности Евгений Марчук, документ позволяет начать отвод от линии соприкосновения всех воинских подразделений, чтобы обеспечить полное прекращение огня из всех видов вооружения. Пока процесс планируется начать на трех участках, площадью по 4 кв км каждый. Эти участки расположены в районе Станицы Луганской, а также Золотого и Петровского в Донецкой области. По словам господина Марчука, если первый опыт получится удачным, он положит начало разведению сторон и на других участках линии фронта.
- Евгений Кириллович, что произошло 21 сентября в Минске?
- Произошло подписание очень важного рамочного решения. В случае его выполнения - добросовестного и четкого - будет положено начало процессу совершенно нового качества. Речь идет о разведении от линии соприкосновения военных подразделений с бронетехникой и стрелковым вооружением. Все это будет отведено по обе стороны линии фронта. Для реализации этих планов выбраны три участка, расположенные на линии соприкосновения.
- Что это за участки?
- Это Станица Луганская, а также Золотое и Петровское в Донецкой области. Они будут представлять собой территорию площадью по четыре квадратных километра. При этом каждая из сторон отведет свои подразделения на один километр от линии соприкосновения. В отношении Станицы Луганской мы сначала хотели распространить эту зону до государственной границы. Переговоры проходили в два раунда, но, к сожалению, ничего не получилось, и мы остановились именно на такой схеме. Три участка - это только начало. Есть еще четыре, которые будут согласованы во время следующего раунда переговоров. Если первый опыт окажется удачным, будут еще десятка полтора или два для того, чтобы постепенно завершить процесс отведения подразделений по всей линии фронта, протяженность которой составляет 426 км.
- Можете ли Вы назвать те четыре участка, которые могут оказаться следующими?
- Пока рано о них говорить. Но все они идут ниже по карте (к югу Донецкой области, - «Апостроф). Там есть места очень сложные для процесса отведения войск.
- А по какому принципу выбирались три первых участка?
- Все они важны не с военной, а с гуманитарной точки зрения. Например, в Станице Луганской есть взорванный мост и КПВВ. Это непростая проблема для местного населения, большая часть которого состоит из людей преклонного возраста. Им очень сложно ходить по этому мосту, потому что всегда есть риск сорваться вниз. Или, например, Золотое. Там тоже есть контрольный пункт въезда-выезда, но он не работает из-за обстрелов. А если обстрелы прекратятся, это снимет нагрузку с других КПВВ. И так далее. Сейчас тяжелое вооружение, в основном, отведено на 15 км в обе стороны, но снайперы работают, БМП и крупнокалиберные пулеметы стреляют... Но если нам удастся отвести и это добро, тогда у людей появится атмосфера реального спокойствия.
- Каков механизм выполнения рамочного решения?
- Процесс достаточно сложный. Он предполагает подготовительный этап. Стороны должны четко показать представителям ОБСЕ, где находятся их подразделения сейчас и куда они будут отведены потом. Представители ОБСЕ должны, в свою очередь, все точно зафиксировать и верифицировать. Отвод должен осуществляться симметрично и зеркально, то есть - одновременно на одно и то же расстояние и обязательно под контролем ОБСЕ. Предполагается также блокировка нарушений. В основном, нарушения, конечно, бывают военного характера, например, кто-то начал стрельбу, но в результате трехмесячной работы и многочисленных согласований мы выписали абсолютно все виды нарушений, в том числе и невоенного характера. Речь идет, скажем, о нахождении в зоне отведения посторонних лиц и препятствовании работе представителей ОБСЕ, если им не дают пройти на тот объект, куда они хотят и когда они хотят. Четко определена ответственность сторон и что необходимо сделать в случае фиксации нарушений. Впервые, и это очень важно, ОБСЕ взяла на себя обязательство круглосуточно проводить мониторинг ситуации. То есть, мы совершенно точно будем знать, кто именно и когда нарушил соглашение.
- Когда начнется процесс отвода войск?
- К соглашению прилагается график отвода, на выполнение которого выделяется 13 дней. Я думаю, что на этой неделе разведение сторон точно должно начаться.
- У Вас есть уверенность, что достигнутые соглашения будут выполняться? Ведь до этого много раз на Донбассе пытались установить режим тишины, но обстрелы все равно возобновлялись.
- Надежда есть. Потому что в успешной реализации соглашения именно на этих трех участках заинтересованы все стороны. Ведь, как я уже говорил, они имеют не военное, а исключительно гуманитарное значение. Поэтому мы и говорим о том, что если нам удастся все выполнить, то это станет прецедентом и примером того, что противоборствующие стороны на Донбассе могут быть разведены. Но мы понимаем, что идеальных ситуаций не бывает, состояние войны сохраняется и недоверие все еще очень высоко.
- Кто конкретно подписал рамочное соглашение?
- От Украины - Леонид Кучма, от ОБСЕ - Мартин Сайдик, от России - Борис Грызлов. Захарченко и Плотницкий (главари ДНР и ЛНР. - «Апостроф») через своих представителей Пушилина и Дейнего подтвердили, что также поставят свои подписи под этим документом.
- Информация о материале
Страница 448 из 2102
