В среду, 21 сентября, в Минске было подписано рамочное решение Трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта на Донбассе о разведении сил и средств противоборствующих сторон. Как пояснил в интервью один из участников переговорного процесса, представитель Украины по вопросам безопасности Евгений Марчук, документ позволяет начать отвод от линии соприкосновения всех воинских подразделений, чтобы обеспечить полное прекращение огня из всех видов вооружения. Пока процесс планируется начать на трех участках, площадью по 4 кв км каждый. Эти участки расположены в районе Станицы Луганской, а также Золотого и Петровского в Донецкой области. По словам господина Марчука, если первый опыт получится удачным, он положит начало разведению сторон и на других участках линии фронта.
- Евгений Кириллович, что произошло 21 сентября в Минске?
- Произошло подписание очень важного рамочного решения. В случае его выполнения - добросовестного и четкого - будет положено начало процессу совершенно нового качества. Речь идет о разведении от линии соприкосновения военных подразделений с бронетехникой и стрелковым вооружением. Все это будет отведено по обе стороны линии фронта. Для реализации этих планов выбраны три участка, расположенные на линии соприкосновения.
- Что это за участки?
- Это Станица Луганская, а также Золотое и Петровское в Донецкой области. Они будут представлять собой территорию площадью по четыре квадратных километра. При этом каждая из сторон отведет свои подразделения на один километр от линии соприкосновения. В отношении Станицы Луганской мы сначала хотели распространить эту зону до государственной границы. Переговоры проходили в два раунда, но, к сожалению, ничего не получилось, и мы остановились именно на такой схеме. Три участка - это только начало. Есть еще четыре, которые будут согласованы во время следующего раунда переговоров. Если первый опыт окажется удачным, будут еще десятка полтора или два для того, чтобы постепенно завершить процесс отведения подразделений по всей линии фронта, протяженность которой составляет 426 км.
- Можете ли Вы назвать те четыре участка, которые могут оказаться следующими?
- Пока рано о них говорить. Но все они идут ниже по карте (к югу Донецкой области, - «Апостроф). Там есть места очень сложные для процесса отведения войск.
- А по какому принципу выбирались три первых участка?
- Все они важны не с военной, а с гуманитарной точки зрения. Например, в Станице Луганской есть взорванный мост и КПВВ. Это непростая проблема для местного населения, большая часть которого состоит из людей преклонного возраста. Им очень сложно ходить по этому мосту, потому что всегда есть риск сорваться вниз. Или, например, Золотое. Там тоже есть контрольный пункт въезда-выезда, но он не работает из-за обстрелов. А если обстрелы прекратятся, это снимет нагрузку с других КПВВ. И так далее. Сейчас тяжелое вооружение, в основном, отведено на 15 км в обе стороны, но снайперы работают, БМП и крупнокалиберные пулеметы стреляют... Но если нам удастся отвести и это добро, тогда у людей появится атмосфера реального спокойствия.
- Каков механизм выполнения рамочного решения?
- Процесс достаточно сложный. Он предполагает подготовительный этап. Стороны должны четко показать представителям ОБСЕ, где находятся их подразделения сейчас и куда они будут отведены потом. Представители ОБСЕ должны, в свою очередь, все точно зафиксировать и верифицировать. Отвод должен осуществляться симметрично и зеркально, то есть - одновременно на одно и то же расстояние и обязательно под контролем ОБСЕ. Предполагается также блокировка нарушений. В основном, нарушения, конечно, бывают военного характера, например, кто-то начал стрельбу, но в результате трехмесячной работы и многочисленных согласований мы выписали абсолютно все виды нарушений, в том числе и невоенного характера. Речь идет, скажем, о нахождении в зоне отведения посторонних лиц и препятствовании работе представителей ОБСЕ, если им не дают пройти на тот объект, куда они хотят и когда они хотят. Четко определена ответственность сторон и что необходимо сделать в случае фиксации нарушений. Впервые, и это очень важно, ОБСЕ взяла на себя обязательство круглосуточно проводить мониторинг ситуации. То есть, мы совершенно точно будем знать, кто именно и когда нарушил соглашение.
- Когда начнется процесс отвода войск?
- К соглашению прилагается график отвода, на выполнение которого выделяется 13 дней. Я думаю, что на этой неделе разведение сторон точно должно начаться.
- У Вас есть уверенность, что достигнутые соглашения будут выполняться? Ведь до этого много раз на Донбассе пытались установить режим тишины, но обстрелы все равно возобновлялись.
- Надежда есть. Потому что в успешной реализации соглашения именно на этих трех участках заинтересованы все стороны. Ведь, как я уже говорил, они имеют не военное, а исключительно гуманитарное значение. Поэтому мы и говорим о том, что если нам удастся все выполнить, то это станет прецедентом и примером того, что противоборствующие стороны на Донбассе могут быть разведены. Но мы понимаем, что идеальных ситуаций не бывает, состояние войны сохраняется и недоверие все еще очень высоко.
- Кто конкретно подписал рамочное соглашение?
- От Украины - Леонид Кучма, от ОБСЕ - Мартин Сайдик, от России - Борис Грызлов. Захарченко и Плотницкий (главари ДНР и ЛНР. - «Апостроф») через своих представителей Пушилина и Дейнего подтвердили, что также поставят свои подписи под этим документом.