Иногда мне хочется поднять тост за своих врагов: людей без стыда и совести, жадных, бесчестных, неумелых, неумных…

То, что они совершают, порождает порой такой силы встречное действие, что ты всем существом начинаешь ощущать настоящую опору в жизни, заново осознавать, что такое друзья и что такое ценности, которые твоих друзей объединяют, и какая мощная сила во всем этом кроется.

И в такой ситуации ты вдруг чувствуешь себя неуязвимым для врагов, осознаешь себя победителем даже в ситуации, где они видят тебя побежденным.

Вкратце о том, что стало причиной появления этой колонки.

Меня не допустили к выборам ректора Харьковского национального университета радиоэлектроники, который я возглавляю последние 9 месяцев.

В списке кандидатов, допущенных Министерством образования и науки к выборам ректора, назначенным на октябрь, нет моей фамилии.

Подписал письмо с перечнем допущенных замминистра и руководитель аппарата министерства Роман Греба.

Формальный повод – у меня якобы нет необходимых 10 лет педагогического стажа.

Однако казус заключается в том, что всего несколько месяцев назад я благополучно участвовал в аналогичных выборах ректора (они не выявили победителя), и стажа тогда вполне хватало.

Перед подачей документов я спросил, какие справки будут акцептированы. И всё то, что мне сказали, – предоставил. Теперь придётся через суд подтверждать свой стаж.

Выборы ректора одного из вузов – вроде бы мелкое событие в масштабах страны. На самом деле – нет.

Во всей этой ситуации, как в капле – море, отражается то, что происходит в стране. И совершенно не удивительно, что мой скромный пост об этом событии меньше, чем за сутки, собрал около тысячи откликов и больше 200 публикаций.

Поясню, в чем дело.

Две причины.

Первая: ХНУРЭ – базовый национальный вуз по подготовке ИТ-специалистов, т.е. кадров для той отрасли, которая сегодня несет золотые яйца для Украины.

Вторая: в ХНУРЭ осуществляется очень смелый эксперимент. Это единственный на всю страну прецедент, когда Министерство рискнуло разрулить годами складывавшуюся в вузе кризисную ситуацию радикальным образом – назначив исполняющим обязанности руководителя варяга-бизнесмена.

И поэтому сейчас десятки тысяч заинтересованных глаз пристально следят, что же из всего этого получится.

Получается многое, даже больше, чем мы сами ожидали, я неоднократно писал об этом.

Сумасшедший (реально сумасшедший, в разы) рост в рейтингах. В Webometrics, например, мы прыгнули со 152-го места сразу на 14-е в общеукраинском зачете.

В Харькове с «надцатых» позиций перебрались в тройку лидеров. И объявленная мною цель (мы должны стать лучшим техническим университетом Украины), которая поначалу казалась многим утопичной, теперь уже не выглядит такой недостижимой.

Да, мы двигаемся даже быстрее, чем предполагали. Еще весной в своей избирательной программе я говорил о том, что вуз должен научиться самостоятельно зарабатывать средства, не уповая только на бюджетные доходы.

Я закладывал минимум два-три года на то чтобы начать зарабатывать больше, чем мы получаем от государства. Уже сейчас очевидно, что мы должны достичь этой цели прямо в текущем учебном году.

Потому что вдвое увеличили количество контрактников и многократно увеличим число поступающих к нам иностранных студентов (при этом обеспечив 100%-ное заполнение бюджетных мест).

И здесь лежит ключ к успеху: начнем самостоятельно зарабатывать – получим принципиально новые возможности для саморазвития.

Еще один важный фактор – сделать так, чтобы деньги больше не разворовывались. Мы крепко наступили на хвост коррупционерам, перекрыв их основные «схемы», некоторых уволив с должностей.

Вот, собственно, в этом и есть истинная, а не формальная причина моего недопуска к выборам.

Добиться моего снятия с должности министерским решением тройка отставленных мной с должностей бывших проректоров, объединившихся против меня в единый фронт, – не смогла.

В МОН прекрасно понимают, что снимать меня при текущих показателях деятельности не за что, и что такой шаг грозит мегаскандалом, с огромными имиджевыми потерями для министерства и для власти в целом.

Поэтому убирать меня решили «по-тихому» и, как им показалось, элегантно: закрыв возможность выдвигаться на выборах.

Расчет простой: в этом случае победит кто-то из привычного вузовского «болота», кто точно не сможет противостоять возращению старых «серых» схем.

Но «решалы» глубоко просчитались в трех вещах:

во-первых, правда всегда сильнее любого фейка;

во-вторых, общественный резонанс выше любых кулуарных договоренностей;

в-третьих, вернуться в прошлое – невозможно, таков закон природы.

Т.е. вы, ребята, можете, конечно, устроить себе любимый вами «совок» в собственном палисаднике, но вам не дано вернуть в это состояние целый огромный коллектив.

Сделав свой ход, «серые» очень серьезно всколыхнули общественность, от студентов и преподавателей до депутатского корпуса. Первые моментально заявили о готовности к забастовке, а это дело нешуточное, вторые – уже вывели обсуждение ситуации на уровень премьер-министра Украины.

И вот уже то, что казалось твоим врагам большой победой, на самом деле оборачивается для них страшным поражением. Они еще пьют шампанское и празднуют победу, а земля уже уходит у них из-под ног.

Уже сейчас понятно, что они проиграли. Окончательно и бесповоротно.

Но этого мало.

Поэтому, пользуясь случаем, хочу обратиться к некоторым должностным лицам.

Уважаемая министр образования и науки, уважаемая Лилия Михайловна!

Я очень надеюсь, что сложившаяся ситуация станет поводом для рассмотрения в целом эффективности действующей системы выборов ректоров.

Я уже писал об этой проблеме, столкнувшись с ней на практике.

Модель управления, опирающаяся на вузовское большинство, становится реальным тормозом на пути к развитию университетов, поскольку большинство всегда голосует за сохранение статус-кво, а не за реформы.

Мы просто теряем время и конкурентоспособность, а МОН благодаря этой системе де-факто утрачивает контроль над ситуацией в вузах.

В Германии ректор – назначаемая должность, и этого никто не стесняется. У нас оптимальным вариантом, на мой взгляд, была бы двухуровневая система: после первого тура выборов несколько лучших кандидатов должны защищать свои бизнес-планы (не программы, а именно бизнес-планы!) перед коллегиальным собранием, где должны быть представлены и МОН, и наблюдательный совет министерства, и всеукраинские и региональные ассоциации работодателей.

Таким перекрестным участием мы сняли бы все коррупционные риски и обеспечили эффективный отбор с участием всех заинтересованных сторон.

Повторюсь, нынешняя модель абсолютно неэффективна с управленческой точки зрения, и отбрасывает нас далеко назад на глобальном рынке образования.

Это настоящая беда, и с этим надо срочно что-то делать.

Уважаемый Генеральный прокурор Украины, уважаемый Министр внутренних дел!

Хочу напомнить, что в ХНУРЭ за период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года был проведен министерский аудит, разоблачивший незаконные действия и растрату средств и имущества на сумму свыше 20 млн грн.

Главные фигуранты отчета – бывший проректор по научной работе Николай Слипченко, бывший проректор по международному сотрудничеству Мурад Омаров, бывший проректор по научно-методической работе Наталья Лесная. Их усилиями годами закупались по завышенным ценам продукты питания, утрачено более 80% патентов, нецелевым образом расходовались деньги, выделяемые на науку и т.д.

Прошло полгода. Дела не движутся. Прокуратура все это время вместо того, чтобы заниматься расследованием уголовного дела, выясняет, за что Эдуард Рубин уволил трех проректоров.

Я очень прошу разобраться, почему так происходит, и наказать виновных. Я также прошу обратить внимание на журналистские расследования местных СМИ о деятельности семейной фирмы Омаровых «Хазар».

Сон власти, как и сон разума, порождает чудовищ. Бездействие правоохранительных органов приводит к тому, что все эти люди чувствуют себя безнаказанными и делают все, чтобы помешать нормальному развитию вуза. Это проблема огромного масштаба, на самом деле, потому что подрывает авторитет власти и доверие к проводимым в стране реформам.

Уважаемый Юрий Витальевич, уважаемый Арсен Борисович, прошу обратить внимание на эту ситуацию и дать, наконец, правовую оценку действиям тех лиц, которые руководили ХНУРЭ последние два года.

Прошу считать это официальным обращением.

Спасибо всем, кто поддерживает меня. Нас так много, что мы однозначно победим, в этом нет сомнений.

Эдуард Рубин, и.о. ректора ХНУРЭ