Главная
Как собираются снижать нагрузку на суды
Идея уменьшить нагрузку на судебную систему за счет приказного производства (самостоятельный упрощенный вид судебного рассмотрения т. н. бесспорных дел в гражданском судопроизводстве, не предусматривающий судебного заседания и вызова взыскателя и должника) для Украины не нова. Ранее уже озвучивались предложения о необходимости передачи данного института в компетенцию нотариата. Но законодатели решили пойти по другому пути: перевести этот упрощенный вид судебного рассмотрения в электронную форму, распространив сферу его применения не только на гражданский, но и на хозяйственный процесс.
Очередная законодательная инициатива на эту тему была зарегистрирована в ВР 6 сентября с. г. в рамках законопроекта №5073 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения и ускорения процесса судебной защиты нарушенных прав и законных интересов лиц». Его автор, народный депутат Украины Игорь Алексеев, предлагает создать систему электронного приказного производства, что позволит снизить нагрузку на судебную систему путем установления нового порядка рассмотрения определенных законом категорий дел в короткие сроки с использованием информационных технологий и без вызова сторон в суд.
Нардеп уверен, что введение такой процедуры поможет существенно уменьшить расходы сторон и государства, связанные с рассмотрением некоторых категорий дел, облегчить физическим и юридическим лицам доступ к правосудию, однако делает акцент на том, что использование такой процедуры не является обязательным, и заявитель вправе требовать решить его дело в порядке искового производства.
Отметим, что данный проект разработан с учетом опыта по внедрению института электронного приказного производства в Республике Польша. Эксперты утверждают, что за 5 последних лет функционирования данного института в правовой системе Польши в установленном им порядке рассмотрено 1,8 млн дел на общую сумму около 40 млрд польских злотых.
«Алгоритмы рассмотрения дел в порядке электронного приказного производства для гражданского и хозяйственного судопроизводства практически идентичны: как и приказное производство, его электронный аналог не предусматривает проведения судебного заседания и вызова заявителя и должника для заслушивания их пояснений», – сказано в пояснительной записке к законопроекту. При этом оговаривается, напомним, что заявитель вправе требовать решить его дело в порядке искового производства.
Электронный приказ
В соответствии с положениями проекта, рассмотрение дела в порядке электронного приказного производства будет предусматривать обязательную регистрацию взыскателя в автоматизированной системе электронного приказного производства и обращение заявителя через автоматизированную систему с заявлением в суд о выдаче электронного судебного приказа. Далее следуют рассмотрение судом полученного заявления и выдача электронного приказа с установлением срока для подачи должником возражений. Проектом также предусмотрены возможность отмены электронного приказа с разъяснением взыскателю его права обратиться с этими же требованиями в суд в общем порядке (в случае поступления возражений от должника в течение установленного срока), внесение в единый государственный реестр судебных решений сведений о вступлении электронного приказа в законную силу и направление его взыскателю (в случае неполучения от должника возражений).
Обязательным условием рассмотрения дела в порядке электронного приказного производства является наличие между сторонами заключенного в письменной форме договора, причем требование должно ограничиваться исключительно суммой денежной задолженности, вытекающей из такого договора. Кроме этого, нормами проекта установлены ограничения максимальной суммы денежной задолженности по требованию: для физических лиц – не более 100 размеров минимальной заработной платы, для юридических – не более 1000 МЗП.
Проектом предусматривается, что рассмотрение хозяйственных дел в порядке электронного приказного производства будет отнесено к подсудности местных хозяйственных и общих судов, определенных Государственной судебной администрацией Украины.
- Информация о материале
Гиви против Захарченко: как распадается скандальная бандитская группировка в ДНР
осле убийства в Донецке главаря бандформирования «Спарта» Моторолы появилось сообщение, что боевик Михаил Толстых, более известный как Гиви, сбежал в Приднестровье. Также нардеп и бывший лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош заявил, что 60% группировки Гиви — «Сомали» — подали рапорты на увольнение из-за потерь в боях с украинскими военными под Авдеевкой. Координатор группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук не смог подтвердить эти слухи, но объяснил, что это вполне ожидаемо: Гиви взвалил на себя роль царька и бога, поставив под сомнение авторитет главы так называемой ДНР Александра Захарченко, также регулярно злоупотребляя властью внутри бандформирования. Как следствие, последняя «антисистемная» группировка «ДНР» разваливается на глазах.
У меня нет информации, что Гиви сбежал в Приднестровье. Но с начала сентября, если не с конца августа сообщали неоднократно, что в бандформировании «Сомали» крайне плохое морально-психологическое состояние у личного состава. Были большие жалобы по линии контрразведки. Я не знаю, кто сейчас это разгоняет по СМИ, но у нас была информация о разворовывании боевых доплат. То, что командование эти деньги присваивало себе, — только вершина айсберга. Основная проблема была в том, что Гиви фактически взял на себя роль местного царька и бога, который все «решает», активно занимался рукоприкладством, по поводу чего боевики неоднократно обращались во всякие «правоохранительные органы», но без всякого результата.
Такая практика существовала не только в отношении рядовых боевиков, но и заместителей, командиров подразделений, которых избивали перед строем. То есть ситуация была очень жесткая. Ко всему прочему, Гиви пошел на конфронтацию с Захарченко — у них сложились очень нехорошие отношения. Я знаю, что Захарченко в своем кругу неоднократно высказывал претензии, что Гиви демонстрирует лояльность к российским кураторам, облизывая их с ног до головы, но сплошь и рядом саботирует приказы самого Захарченко. После убийства Моторолы напрашивалось, что Гиви — следующий кандидат.
Ситуация внутри подразделения «Сомали» и вокруг него была такая, что фактически оно начало распадаться. Мы фиксировали высокий уровень дезертиров, особенного после того, как группировку перебросили к Авдеевке. И если раньше народ еще как-то не сильно бунтовал: просто высказывали недовольство и стучали куда надо, то сейчас на фоне боевых действий недовольство просто зашкаливает. Насколько я знаю, командир из Гиви просто никакой: он никогда не заботится о личном составе и даже наоборот — чтобы себе галочку поставить — людей использует, как пушечное мясо. Понятно, что людям это не нравится.
«Сомали» — одно из очень немногих бандформирований, которые остались если и не в первозданном виде, поскольку менялась штатная структура, банда доукомплектовалась российскими боевиками, техникой — но ее название использовалось в последнее время как бренд. И Гиви как раз был одним из немногих представителей, которые достаточно давно участвуют в деятельности «ДНР». И его там чуть ли не в ранг героя возвели.
Но неуправляемость со стороны Захарченко сразу ставила вопрос о том, что это бандформирование вряд ли вписывается в ту систему, которую на Донбассе выстраивает Россия: жесткая вертикаль, вхождение в армейские корпуса не только де-юре, но и де-факто, беспрекословное выполнение приказов. Боевики привыкли к тому, что еще с 2014 года, благодаря связям, они выколачивают из России определенную помощь, которую можно «дерибанить», но это ушло — сейчас централизованная система обеспечения: денежная, вещевая, продовольственная. В этой ситуации «Сомали» пыталось оставаться каким-то архаичным осколком во всей структуре «ДНР». Но, как видим, не получилось.
- Информация о материале
Первое чтение комом. Депутаты умерили «хотелки», но повысили себе зарплаты
Верховная Рада приняла проект бюджета на 2017 год в первом чтении. Обсуждение длилось чуть больше двух часов. Презентовал бюджет глава подкомитета по расходам бюджетного комитета Александр Горбунов.
Со стороны правительства на вопросы депутатов отвечал министр финансов Александр Данылюк и премьер-министр Владимир Гройсман. Последний был проводником бюджета: на пиках дискуссий слово брал Гройсман и «гасил» накал страстей.
До рассмотрения в парламенте проект сметы рассматривался в комитете по вопросам бюджета.
Именно на этом этапе заключаются политические договоренности о прохождении документа в парламенте и удовлетворяются или игнорируются депутатские «хотелки».
За время пребывания в комитете с проектом бюджета-2017 произошло много интересного.
Парламентарии подали к нему 1 167 поправок. Их полное принятие означало бы увеличение расходов более чем на триллион гривень.
По итогам рассмотрения депутатских пожеланий комитет учел всего 445 поправок. При этом часть из них офомлена в отдельное «поручение правительству», которое Кабмин еще будет рассматривать.
Поскольку во время обсуждения в комитете Минфин много поправок не поддерживал, но охотно выступал за их включение в поручение, то последнее можно расценивать как вежливый фильтр «хотелок».
В два раза
В среду на финальном заседании комитета, посвященном подготовке бюджета-2017, в присутствии министра финансов и его заместителей Оксаны Маркаровой и Сергея Марченко депутаты обсудили возможность повышения себе зарплат.
Цена вопроса — около 1 млрд грн. Изменения вступают в силу с 1 ноября 2016 года.
В основном представители министерства выражали свое несогласие с некоторыми поправками, чаще всего ссылаясь на дисбаланс бюджета или же некорректность увеличения одних расходов за счет сокращения других. Однако в вопросе повышения зарплат депутатам позиция министерства оказалась более гибкой.
«Зарплаты нужно поднимать. Но ситуация такова, что сейчас под любое повышение нужно оптимизировать расходы где-то в другом месте. Сократят — пожалуйста, будут более высокие зарплаты. Это их решение», — прокомментировал решение депутатов министр финансов Александр Данылюк.
Есть такое мнение: слабое сопротивление повышению зарплат депутатам со стороны правительства стало авансом за консолидацию народных избранников в голосовании за бюджет.
Вторая версия — повышение зарплат протянули «под шумок». «Просто на фоне бюджета это не так заметно», — сказал собеседник ЭП в Минфине. Сначала цена вопроса была не просчитана, а потом, когда просчитали, было уже поздно что-либо менять.
В министерстве признают: повышение зарплат народным избранникам — это решение, которое вряд ли получится отмотать обратно.
Бой «хотелок»
Следующим тестом на лояльность к депутатским «хотелкам» для правительства станет рассмотрение поддержанных комитетом свыше четырехсот поправок на этапе подготовки бюджета ко второму чтению.
Среди них — поправки об увеличении расходов на города и области, по округам которых избирались депутаты. Отклонить их одним махом правительство не может. В таком случае в парламенте может не найтись нужного количества голосов.
По традиции отбор региональных поправок происходит так: во внимание принимаются предложения самых влиятельных депутатов или же депутатов тех политических сил, с которыми предстоит договариваться. Предложения оппозиции в основном игнорируются.
ЭП проанализировала предложения депутатов об увеличении расходов на отдельные регионы и выбрала десять самых больших «хотелок».
| Суть поправки | Инициаторы |
| Предусмотреть новую субвенцию из общего фонда госбюджета на строительство Подольского моста через Днепр в Киеве на сумму 1,135 млрд грн | Дмитрий Белоцерковец, Оксана Продан, оба БПП |
| Выделить 958,77 млн грн на строительство, капитальный и текущий ремонт дорог в Ивано-Франковской области | Виктор Шевченко, внефракционный |
| Предусмотреть субвенцию областному бюджету Николаевской области на реконструкцию и строительство мостов через реки Южный Буг и Ингул в объеме 600 млн грн | Виктор Кривенко, баллотировался от «Самопомощи», но перешел в БПП |
| Предусмотреть Харькову 450 млн грн на финансирование льгот на связь, санаторно-курортное лечение, ремонт жилых домов и квартир | Валерий Писаренко, «Відродження» |
| Предусмотреть субвенцию областному бюджету Одесской области на льготы на связь, льготный проезд в размере 354,2 млн грн | Василий Гуляев, «Відродження» |
| Дополнить дополнение 7 бюджета новой дотацией на повышение качества предоставления общественных услуг в Донецкой области, предусмотрев соответсвущим районным и городским бюджетам 301,8 млн грн | Максим Ефимов, БПП |
| Предусмотреть субвенцию областному бюджету Житомирской области на льготы на связь, льготный проезд в размере 220 млн грн | Александр Ревега, Владимир Арешонков, оба БПП |
| Предусмотреть 208 млн грн на строительство участка метро в Харькове | Валерий Писаренко, «Відродження» |
| Выделить дополнительно 200 млн грн на завершение строительства хирургического лечебного корпуса Сумской областной клиники | Олег Медуница, «Народный фронт» |
| Предусмотреть 175 млн грн субвенции городу Кропивницкий на строительство хирургического комплекса Кировоградской больницы, реконструкцию набережной, обсустройство исторического музея крепости Святой Елизаветы и некоторых других объектов | Константин Ярынич, БПП |
Это поправки, которые комитет по вопросам бюджета не отклонил, а принял полностью или частично. У них есть шанс на принятие в будущем.
Здесь не учтены поправки, поданные парламентскими комитетами, и предложения о выделении новых или увеличении существующих субвенций и дотаций для всех регионов Украины.
В течение двух недель правительство должно доработать проект бюджета с учетом депутатских пожеланий и подать его на рассмотрение Верховной Рады во втором чтении.
- Информация о материале
Правоохранительная реформа на финишном старте
Ключевая роль силовых структур в узурпации государственной власти Януковичем обусловила необходимость кардинального изменения их системы, статуса и принципов деятельности. Перед обществом и новой властью стоит задача заменить политизированные силовые структуры подлинными органами правопорядка.
Задача непростая, поскольку политическое руководство государства традиционно рассматривало такие органы как один из основных рычагов реализации власти, ее сохранения и укрепления.
Поэтому замена силовых структур собственно правоохранительными органами требовала от нового политического руководства нового мировоззрения и совершенно иного правосознания. К сожалению, такого прорыва не произошло, а потому правоохранительная система остается недореформированной, ее функционирование сопровождается постоянными межведомственными конфликтами, перетягиванием полномочий и тому подобным. До сих пор не выработана стратегия реформы правоохранительной системы, она подменяется бессистемными и субъективно ориентированными изменениями, превращается в имитацию, искусственно тормозится, ощущаются попытки отменить уже достигнутое.
Если употреблять спортивную терминологию, можно сказать так: не обеспечив реформе правоохранительной системы должного старта, ее стремятся побыстрее привести к финишу. Особенно четко это прослеживается на примере новых антикоррупционных органов (НАБУ, САП), прокуратуры и Государственного бюро расследований (ГБР). НАБУ и САП хотят нейтрализовать, прокуратуре пытаются сохранить статус-кво, а то и расширить полномочия в части досудебного расследования (что, собственно, и было сделано последними изменениями в Конституции), а «запуск» ГБР очевидно поставлен в зависимость от развития общей ситуации и результатов конкурса по определению его руководства.
Сначала было НАБУ
Следует отметить, что новые антикоррупционные органы появились в Украине главным образом благодаря давлению на власть гражданского общества и усилиям международных партнеров Украины, прежде всего США и ЕС. Образование новых антикоррупционных органов было абсолютно правильным решением. Ведь имеющиеся правоохранительные органы, учитывая их существенную политическую зависимость и серьезную коррупционную пораженность, не могли уничтожить коррупционного спрута, намертво опутавшего страну.
Еще до начала работы НАБУ, созданного для противодействия элитной коррупции, его директор А.Сытник основным направлением деятельности этого органа определил борьбу с коррупцией в судах и правоохранительных органах. Пожалуй, кроме всего прочего, руководитель НАБУ исходил тогда из общественных настроений, ведь после Революции Достоинства общество готово было «на вилах выносить» судей и сотрудников силовых структур, прибегавших к откровенно репрессивным мерам, допускавшим массовый произвол, грубое нарушение прав и свобод граждан. Поэтому, безусловно, это направление для НАБУ важно, но оно не может быть главным. Ведь существует еще более опасный вид коррупции — политическая, являющаяся ядром элитной коррупции.
Реальность Украины такова, что суды и правоохранительные органы были поставлены на службу политическому руководству, а не обществу и государству. Объективно «острие» НАБУ должно быть нацелено прежде всего на политические структуры, в частности на парламент, правительство, администрацию президента. Они являются центром принятия важнейших государственных решений по всем важным вопросам. Там «производится» коррупционная идеология, именно оттуда коррупционные отношения прорастают в нижние властные ступени, в правосудие и правоохранительную сферу, экономику, банковский и финансовый сектор и пр.
За небольшой период своей деятельности НАБУ сделало несколько шагов, направленных на противодействие политической коррупции, что не на шутку испугало тех, кто причисляет себя к государственному руководству. Поскольку, во-первых, эти шаги не были согласованы «наверху» (чего раньше в принципе не могло быть), во-вторых, они потенциально угрожали тем, кто на самом «верху». А потому не могли остаться без адекватного реагирования.
Запрограммированный конфликт
Он постепенно возникал сначала в форме споров между ГПУ с одной стороны и НАБУ и САП — с другой о полномочиях, споров по поводу подследственности дел, взаимных обвинений в нарушении закона и претензий относительно неправомерных действий работников стороны-оппонента. Кульминацией стало обнаружение 12 августа с.г. сотрудниками ГПУ работников НАБУ, осуществлявших наружное наблюдение за одним из них, дальнейшее их задержание и привлечение спецназовцев НАБУ для их освобождения. К этому добавилось «мероприятие» скандально известного следователя ГПУ Суса с обыском в НАБУ.
Однако все это — лишь видимая сторона конфликта. На самом деле он обусловлен не несовершенством законодательного регулирования полномочий ГПУ и НАБУ, а личностно-политическими интересами. Для понимания сути этого конфликта важен ряд моментов.
Во-первых, надо исходить из того, что в наших реалиях борьба с коррупцией — это своеобразная борьба за власть и «долю» от ее эксплуатации. Особенно когда речь идет о борьбе с коррупцией должностных лиц высшего уровня.
Во-вторых, борьба с элитной, а тем более политической коррупцией всегда была «в руках» президента. Фактически президент определял, кого из VIP-чиновников можно «брать», а кого — нет. Ведь такая борьба является мощным средством «воспитания» у обитателей высоких властных кабинетов чувства личной преданности высочайшему должностному лицу. Она также является эффективным средством политического пиара, используемого тем, кто контролирует ход этой борьбы (сегодня это проявляется как никогда).
В-третьих, традиционно президент имел полный контроль над органами с антикоррупционными функциями: например, над СБУ таким контролем он обладал де-юре (по Конституции), над ГПУ — де-факто (вопреки Основному Закону).
В-четвертых, ситуация стала кардинально меняться после создания и начала деятельности НАБУ и САП. Контролируемая борьба с коррупцией, как один из основных рычагов влияния на власть и обеспечения безопасности, начала «ускользать» из рук главы государства.
Стало очевидно, что предыдущие меры, предпринятые на этапе принятия соответствующих законов (когда глава государства получил возможность назначать директора НАБУ, хотя Конституция таким правом его не наделяет) и на этапе формирования НАБУ и САП (присвоение генеральских званий, присутствие на принесении присяги детективами и на рабочих совещаниях, приглашение руководителей этих органов на различные мероприятия в АП и т.п.), не обеспечили установления над новыми органами желаемого уровня контроля. Поэтому не оставалось ничего другого, как начать «тормозить» НАБУ и САП. Следовательно, вместо совместной борьбы с коррупцией в пределах своих полномочий правоохранительные органы были втянуты в междоусобную войну.
Примечательно, что за расследование противостояния между ГПУ и НАБУ взялась СБУ. Однако, с точки зрения беспристрастности расследования, это неправильно, поскольку СБУ (в частности, в лице Главка «К») в этом конфликте фактически была на стороне ГПУ. О скрытом участии сотрудников СБУ в упомянутом конфликте может свидетельствовать тот факт, что оперативное сопровождение расследования противостояния между сотрудниками ГПУ и НАБУ осуществляет управление внутренней безопасности СБУ, которое, по определению, может заниматься исключительно работниками Службы. Кроме того, уж очень вовремя, как раз в разгар противостояния, СБУ составила протокол о коррупционном правонарушении на сотрудницу НАБУ.
В связи с расследованием «событий, произошедших 12 августа 2016 с участием работников ГПУ и НАБУ» генпрокурор Ю.Луценко отстранил от исполнения служебных обязанностей трех работников ГПУ (по имеющейся информации, в т.ч. следователя Суса). По словам председателя СБУ Грицака, следователи СБУ также предложили руководству НАБУ принять аналогичное решение. Однако информации от НАБУ о таком отстранении пока нет. Все как-то затихло.
Продолжение следует...
Указанные обстоятельства вовсе не означают, что конфликт между ГПУ и НАБУ исчерпан. Судя по всему, он просто вошел в непубличную стадию, и стороны (безусловно, под наблюдением верховного арбитра) договариваются по ключевым вопросам «мирного» сосуществования. Для понимания предмета подковерных договоренностей и их последствий важен ряд обстоятельств.
Во-первых, этот конфликт выгоден тем, кто хочет политического контроля над НАБУ и САП, для кого такой контроль является жизненно необходимым. Конфликт приводит к серьезным репутационным потерям НАБУ и САП, ослабляет эти органы, не дает возможности полноценно работать и наращивать свою мощность, а потому их оппоненты будут всячески подогревать этот конфликт, чтобы достичь своей цели.
Во-вторых, нельзя исключать, что им удастся найти убедительные «аргументы», которые сделают руководство антикоррупционных органов более покладистым и чувствительным к позиции политического руководства.
В-третьих, усилились попытки вбить клин между НАБУ и САП, которые могут результативно работать только как единое целое. Судя по всему (в том числе по публичным претензиям директора НАБУ относительно недостаточно активной позиции прокуроров САП в судах), отношения между этими органами дали трещину, что одинаково пагубно для каждого из них.
В-четвертых, очевидно, что в ближайшее время НАБУ не получит права на самостоятельное прослушивание телефонов и проведение других специфических оперативных мероприятий, которые сейчас оно осуществляет при технической поддержке (а, следовательно, и под контролем) СБУ. Этого не произойдет, даже несмотря на требования МВФ, обусловившего предоставление Украине очередного кредитного транша наделением НАБУ таким правом. Если НАБУ при действующей власти получит такое право, то это означает, что власть достигла своей цели и Бюро для нее уже не представляет серьезной угрозы.
В-пятых, как прогнозировалось еще летом, указанный конфликт станет поводом к сужению компетенции НАБУ за счет законодательного расширения полномочий генпрокурора в части разрешения споров о подследственности коррупционных дел. В конце концов, предметом подковерных договоренностей могут быть определенные дела, находящиеся в производстве НАБУ. В частности, хотя это кому-то может показаться странным, дело судьи Чауса. Этот «служитель Фемиды» по известным причинам чрезвычайно важен для определенных лиц из окружения президента. Поэтому может оказаться, что он никуда (ни в Крым, ни в Беларусь, ни куда-либо) не сбегал, а спокойно ждет дома политической развязки своего дела, которым до того никто активно заниматься не будет.
Совокупно эти моменты нивелируют предусмотренную законом независимость НАБУ и превращают его из ключевого субъекта противодействия элитной коррупции в бутафорский орган, который будет действовать на тех же принципах, что и остальные правоохранительные органы, которым традиционно уготована роль «обслуживания» интересов политического руководства государства.
Указанную опасность хорошо понимают международные партнеры Украины, приложившие огромные усилия для появления в нашей стране новых антикоррупционных органов. Так, посол США в Украине Мари Йованович сразу выразила свою обеспокоенность внесением на рассмотрение парламента законопроекта о расширении полномочий генпрокурора в части определения подследственности коррупционных дел. Более того, по имеющейся информации, недавно она обратилась к президенту со специальным письмом, в котором попросила не ограничивать независимость и полномочия НАБУ. Фактически США предъявили верховной власти Украины дипломатический ультиматум, невыполнение которого чревато для нее негативными последствиями. А это значит: главный стратегический международный партнер Украины убедился в том, что политическое руководство Украины взяло курс обратно в прошлое; что его проевропейская риторика явно не согласуется с его действиями.
Судя по всему, генпрокурор Ю.Луценко пытался как-то сгладить критическое отношение к идее упомянутого законопроекта и Генпрокуратуры как инициатора его разработки при личной встрече с руководителями иностранных дипломатических представительств государств — членов ЕС, США и Японии, когда заверил их в том, что его «ведомство занимает исключительно конструктивную позицию и не намерено посягать на независимость новосозданных антикоррупционных органов».
Конкурс как фарс
В разгар конфликта между ГПУ и НАБУ я также высказал предположение, что он приведет к торможению процесса создания Государственного бюро расследований. Такой вывод напрашивался как из общей логики событий в правоохранительной сфере, так и из анализа состава и деятельности конкурсной комиссии по отбору кандидатов на замещение руководящих должностей ГБР.
Но чтобы понимать суть этого конкурса, стоит кратко остановиться на деятельности новых конкурсных комиссий в целом.
В постреволюционный период конкурсы стали едва ли не главным трендом и ключевым признаком каждой реформы. Многие видели в них панацею от политической зависимости и коррумпированности государственной службы. Поначалу действительно казалось, что конкурсы способны изменить принципы государственной кадровой политики, суть которой заключалась в самосохранении и самовоспроизводстве власти. На волне революционных преобразований новое политическое руководство государства не могло прямо отказать общественным реформаторам в необходимости введения кадрового конкурса — этого общество просто не поняло бы. Хотя внутренне руководство его не воспринимало и всячески пыталось контролировать конкурсный процесс.
Это было заметно уже в ходе первого конкурса по отбору кандидатов на должность директора НАБУ. Но тогда конкурсной комиссии удалось сработать максимально независимо (по отечественным меркам). Этому поспособствовали: 1) мощный состав конкурсной комиссии (в которую входили такие известные общественные деятели, как, например, Р. Чубаров, В.Мусияка, Ю.Бутусов, Я.Грицак, Захаров, И.Зисельс, Е.Нищук); 2) огромное общественное внимание к конкурсу и широкое его освещение в СМИ; 3) большое значение, придававшееся этому конкурсу международными партнерами, которые, кроме политического влияния на отечественную власть, помогали новосозданным антикоррупционном органам материально и технически.
В определенной степени «обжегшись» на НАБУ, власть сделала для себя серьезные выводы и приняли необходимые меры (начиная со стадии законодательного регулирования конкурса), дабы в дальнейшем обезопасить себя от каких-либо кадровых эксцессов, прежде всего в части замещения ключевых государственных должностей.
Сегодня очевидно, что руководство государства успешно овладело этим демократическим инструментом кадрового отбора и умело начало использовать его для своих нужд. Примерами могут служить результаты конкурсного отбора на должности глав Николаевской и Киевской областных государственных администраций. В обоих случаях результаты конкурса были заранее прогнозируемы. И Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы (в состав которой, кстати, парламент до сих пор не смог делегировать своего представителя) «не подвела»: она дала возможность прогнозам полностью оправдаться. В первом случае победителем конкурса объявлен кандидат, которого связывают с группой Яремы–Даниленко, во втором — кандидата, которого связывают с Медведчуком и бывшим регионалом нардепом Москаленко. А ниточки в обоих случаях тянутся на Банковую, где фактически и решаются эти вопросы.
Аналогично все будет происходить и с конкурсами на замещение судейских должностей, что предусмотрено последними изменениями в Конституцию, названными «судебной реформой». Для ручного управления конкурсами в этом случае достаточно установления политического контроля над двумя органами — Высшей квалификационной комиссией судей и Высшим советом правосудия (до недавнего времени — ВСЮ). Предполагаю, что такая задача уже выполнена, поэтому с такой легкостью и появилось в Основном Законе положение о конкурсном отборе на судейские должности.
Кадровые перипетии вокруг ГБР
По такому же сценарию запланировано и проведение конкурса на замещение должностей директора ГБР и его заместителей. По крайней мере, все идет к тому, чтобы в принципе исключить любой кадровый эксцесс в формировании руководства этого важнейшего органа, который в перспективе может стать ключевым во всей правоохранительной системе, аккумулировав значительную часть полномочий ГПУ, СБУ, МВД, ДФС, а также НАБУ (последнее вообще, по некоторым планами, должно стать структурным подразделением ГБР).
На это указывает ряд обстоятельств.
Во-первых, состав конкурсной комиссии. Ее большинство сформировано из представителей двух политических сил — БПП (президента) и «Народного фронта». Итак, есть высокая вероятность того, что руководящие должности в ГБР будут просто разделены по договоренности между этими силами: директор — от БПП (президента), заместитель (заместители) — от НФ. Не исключено, что в пакет договоренностей войдут и другие важные для обеих политических сил вопросы. Поэтому о независимости будущего руководства ГБР, а значит — и самого правоохранительного органа, говорить не придется в принципе.
Следует отметить, что президентских назначенцев в этой комиссии изначально связывали с нардепом от БПП А.Грановским, которого в политических кругах называют «ответственным» за ГБР. Ключевой в президентской тройке членов конкурсной комиссии фигурой считается адвокат Т.Слипачук. Кстати, в начале октября президент присвоил ей звание заслуженного юриста Украины, что, в контексте ее участия в конкурсной комиссии, представляется не вполне корректным.
Во-вторых, к работе этой комиссии нет того внимания со стороны общественности и международных партнеров, какое было приковано к работе комиссии по отбору кандидатуры на должность директора НАБУ. Такое безразличие лишает деятельность комиссии придирчивого общественного контроля, а следовательно — расширяет ее возможности действовать по своему усмотрению.
В-третьих, ход конкурса и промежуточные решения комиссии, в общем контексте представляются весьма симптоматичными. Так, показательно решение комиссии отказать, на формальных основаниях, в допуске к участию в конкурсе на замещение должности директора ГБР руководителю департамента специальных расследований ГПУ С.Горбатюку. Этот отказ был вполне ожидаемым, исходя из тех задач, для выполнения которых подбирается руководитель указанного органа.
Все уже решено «до нас»
Помните известное выражение из фильма «Операция «Ы», касавшееся инсценировки кражи на торговой базе — «Все уже украдено до нас!»? Так и с кандидатурой на должность руководителя ГБР — ее определили еще до проведения конкурса те, кто считает себя уполномоченным на принятие всех государственных решений. Конкурсу же отведена роль формальности, которая должна только закрепить это «государственное» решение.
Безусловно, у основного претендента на должность директора ГБР есть «дублеры» на случай каких-то неожиданностей. Вроде той, что произошла недавно, когда на заседание комиссии вовремя не явился один из ее членов, что помешало принять нужное решение. Поэтому понадобилась пауза в работе комиссии для исправления «технического сбоя». Если кто-то считает, что длительный перерыв в проведении указанного конкурса обусловлен жалобой одного из претендентов на некачественное содержание тестовых заданий, то он ошибается.
Следует четко понимать: конкурс продлится до тех пор, пока у режиссеров формирования руководства ГБР не будет стопроцентной уверенности в том, что место его директора займет «свой» кандидат. Вне всяких сомнений: названный победителем кандидат будет четко ориентирован на группу политических «кураторов» силового блока, которые в СБУ «ведут» Главк «К», в ГПУ — имеют «свой» департамент, а через недавнюю так называемую судебную реформу взяли под полный контроль судебную власть.
Очевидно, что правоохранительная реформа затормозила, так должным образом и не начавшись. Ситуация с ее проведением только усложняется, поскольку благоприятный для этого период уже пройден: чем дальше от Революции Достоинства, тем меньше становится шансов на проведение демократических преобразований в государстве в целом. Новая команда уже достаточно окрепла и начала функционировать в обычном режиме, ориентируясь исключительно на обеспечение собственных интересов и нейтрализацию угроз для своего существования. Она, как в свое время и предыдущая, главную ставку делает не на правовые основы функционирования государства, а на силу, которую в нужных ей случаях должны применять «силовые» структуры.
Сейчас фактически завершено установление политического контроля над «старыми» правоохранительными структурами, в частности путем восстановления института «смотрящих», которые в отдельных случаях уже доросли до уровня заместителей руководителей правоохранительных структур и готовятся их возглавить. Активно идет процесс установления контроля над новыми органами, в т.ч. еще не образованным ГБР. Его абсолютно искусственно «загнали» под президента еще на этапе принятия профильного закона, установив, что директора ГБР назначает президент. Между тем Конституция, предусматривающая исключительный перечень полномочий главы государства (что неоднократно в своих решениях отмечал Конституционный суд), таким правом его не наделяет. Поэтому установленный законом порядок назначения директора ГБР изначально ставит под сомнение легитимность (конституционность) деятельности этого органа, что, в случае политической необходимости, может привести к блокированию его работы и развалу расследуемых им дел. К тому же, как свидетельствует совсем недавняя отечественная практика, такие неконституционные шаги ведут к узурпации власти.
Бесполезно надеяться, что у руководства государства вдруг проснется совесть и оно проведет эффективную правоохранительную реформу на конституционных принципах и в соответствии с потребностями общества. Ситуацию уже не исправят и те факторы, которые были определяющими для начала реформы: давление общества и международное влияние на отечественные управленческие и бизнес элиты. Остается одно — пока еще не поздно, менять саму политическую систему.
- Информация о материале
У справі про кооперативи Кернеса-Добкіна ГПУ за два роки дійшла лише до їхньої фінзвітності
Суд надав слідчим слідчої групи Головного слідчого управління Генеральної прокуратури доступ до документів стосовно 63 харківських кооперативів, які перебувають у володінні Головного управління статистики у Харківській області. Про це свідчить ухвала Печерського райсуду від 5 жовтня.
Слідчі отримали доступ до звітів 63 житлово-будівельних кооперативів за усіма формами державної статистичної та фінансової звітності поданих у паперовому та електронному вигляді за період з 2008 по 05.10.2016. Відомості, які в них містяться, можуть бути використані як докази у кримінальному провадженні.
5 жовтня слідчі отримали доступ до документів таких 63-х ОК ЖБК: «Авілес», «Квантум», «Триумф», «Сонячне містечко», «Лісна поляна», «Цезар», «Орбіта-сервіс», «Явір», «Легенда», «Спартак», «Добриня», «Поляна», «Триес», «Форест констракшн», «Булат», «Надійне житло», «Легація», «Муромець», «Наш оберіг», «Еревія», «Вправний господар», «Авантаж», «Парк-міленіум», «Міг», «Віртус», «Оріс», «Перемога 2000», «Ермітаж», «Парус плюс», «Мирт», «Дизель», «Альбус», «Наша будівля», «Елара», «Альянс», «Титан», «Кастель», «Форвард», «Південний горизонт», «СБС Сонячний», «Фортуна», «Лісопарк», «Домовий», «Зірка 2008», «Тамагавк», «Ліберті», «Престиж», «Східний», «Добробут», «Олексіївський», «Південний хрест», «Самшит», «Дачний», «Сокольники-люкс», «Слайс», «Слобожанка», «Бархани», «Шевченківський», «Мілленіум», «Зеленоград», «Пальмира», «Білгородський», «Колібрі».
У цей же день суд надав слідчим доступ до банківських рахунків деяких кооперативів.
Нагадаємо, посадові особи Харківської міськради підозрюються у незаконному привласненні понад 650 га земель міста вартістю понад 4,05 млрд грн. у 2008-2010 роках, коли мером був Михайло Добкін, а секретарем міськради Геннадій Кернес. Це було здійснено шляхом створення у 2008-2010 роках обслуговуючих кооперативів житлово-будівельних кооперативів, засновниками та учасниками у яких були люди з їх близького оточення.
Розслідування цієї справи триває вже майже два роки, а саме з 08.11.2014. Розслідування проводить Управління з розслідування особливо важливих справ Головного слідчого управління Генпрокуратури України.
Зауважимо, що розслідування «Наших грошей» виявило привласнення не 650 га, а понад 900 га земель. При цьому список кооперативів, які безкоштовно отримали землю в Харкові, нараховує більше 100 ЖБК.
15 вересня цього року у рамках цієї справи відбулися обшуки у приміщеннях, що належать Кернесу і матері Добкіна, а також у міській раді. За даними прес-секретаря генпрокурора Юрія Луценка, для цього до Харкова прибуло близько ста співробітників СБУ і ГПУ.
Мер Харкова Геннадій Кернес назвав підстави для обшуків «придуманою ілюзією», а його адвокат заявила, що правоохоронці нічого не знайшли.
Детальніше про історію питання читайте у тексті «Кооперативна схема Кернеса-Добкіна».
- Информация о материале
Субсидии: кто имеет право, а кто злоупотребляет
Уже в ноябре украинцам придут платежки на оплату отопления. При этом каждый помнит, что тариф на тепло подняли в несколько раз. Кроме того, в этом году подорожали свет, газ, горячая и холодная вода. По прогнозам Кабинета министров, к отопительному сезону каждая третья семья в Украине оформит субсидии. Но некоторых граждан все-таки могут оставить без компенсации.
Крупная покупка – не повод для отказа
По словам министра социальной политики Андрея Ревы, главная причина, по которой могут отказать в субсидии – одноразовое приобретение определенного товара на сумму от 50 тыс. грн. И то не всегда. Вопрос обещают рассматривать индивидуально. Если обстоятельства складываются таким образом, что семье, скажем, пришлось продать большую квартиру и купить меньшую, а разницу потратить на лечение одного из членов семьи, комиссия, которая рассматривает такие случаи, может назначить субсидию.
Нужно учесть и такой немаловажный момент, что тем, кто оформил субсидию в 2015–2016 гг., проходить эту процедуру снова не нужно – в 2016-2017 гг. субсидии им назначаются автоматически. А это означает, что о таких подробностях, как крупные покупки, чиновники знать не будут. Поэтому необходимо подать соответствующую информацию и документы вовремя, чтобы факт крупной покупки был оправдан.
На какую сумму рассчитывать?
Есть и иные нюансы при расчете заветной компенсации от государства. Например, семья, которая оформила субсидию, платит за коммуналку не больше 15% от своего общего дохода. Однако при этом учитывается количество человек, проживающих в квартире. Например, семья из трех человек с совокупным доходом 15 тыс. грн должна будет платить за коммунальные услуги не больше 4020 грн. В то же время, если субсидию оформляет одинокий человек с доходом 5 тыс. грн, субсидия ему не положена до тех пор, пока счета за коммуналку находятся в пределах 3659 грн.
Долг – субсидии не преграда
Отметим, что согласно действующему законодательству Украины, наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не является основанием для отказа в назначении субсидии. Однако следует помнить, что после назначения коммунальной субсидии оплата обязательной доли платежа должна осуществляться своевременно. В противном случае предоставление субсидии будет прекращено.
Квартиру в аренду – субсидии не ждите
К слову, сегодня не составит труда найти десятки объявлений об аренде квартир с хорошим ремонтом и оформленной субсидией. В Министерстве экономики комментируют этот факт так: если семья сдает квартиру, оформить субсидию она может только на то жилье, в котором живет. Более того, при оформлении субсидии будет учитываться и доход от сдачи в аренду жилья. Как предполагают чиновники, вероятнее всего, те, кто сдают квартиры «с субсидиями», скрывают дополнительные доходы от аренды.
Отказ в субсидии можно обжаловать
Юристы напоминают, что обжаловать действия или бездеятельность местного органа социальной защиты можно, обратившись в орган власти, которому он подчиняется. В частности, это может быть руководство районной госадминистрации или исполнительного комитета городского совета. Также можно обратиться в областное управление или департамент социальной защиты населения облгосадминистрации. Кроме того, всегда существует возможность защитить свои права в судебном порядке.
Нюансы при получении субсидий
Зарегистрированы, но не живут
Часто бывает так, что в квартире или доме, где проживают родители, зарегистрированы дети, которые фактически там не проживают уже много лет. Как быть в такой ситуации?
В Минсоцполитики уверяют, что доход родственников, не проживающих в квартире потребителя, желающего получить субсидию, к расчету никакого отношения не имеет. В таком случае, по словам главы ведомства Андрея Ревы, владелец квартиры при оформлении субсидии в декларации о доходах в разделе «состав семьи» должен указать родственников, которые зарегистрированы, но не живут с ним. В частности, нужно написать: «зарегистрированы, но не проживают».
Вместе с декларацией необходимо подать заявление с просьбой рассмотреть на комиссии вопрос о начислении субсидий на фактическое количество людей, проживающих в квартире, а также предоставить документ, подтверждающий факт непроживания соответствующего лица по этому адресу. В качестве документального подтверждения отсутствия человека по месту регистрации можно использовать справку, удостоверяющую пребывание лица в другом месте в связи с работой, длительной командировкой, учебой, лечением или отбыванием наказания. Также можно использовать справку об оплате коммунальных услуг по другому адресу.
На основании этого заявления инспектор управления социальной защиты приходит домой к заявителю проверить такие факты на достоверность. По результатам проверки сотрудник составляет акт, и если указанные заявителем факты подтвердятся, субсидия может быть назначена из расчета не на зарегистрированных, а на фактически проживающих лиц.
Проживают без доходов
Также часто возникают вопросы относительно неработающих членов семьи. Закон и практика в данном случае сошлись на том, что если в семье есть неработающий человек, который по возрасту и состоянию здоровья может работать, при расчете субсидии будут считать, что он зарабатывает 2,9 тыс. грн – из расчета двух минимальных зарплат на текущий период.
- Информация о материале
Страница 428 из 2102
