Идея уменьшить нагрузку на судебную систему за счет приказного производства (самостоятельный упрощенный вид судебного рассмотрения т. н. бесспорных дел в гражданском судопроизводстве, не предусматривающий судебного заседания и вызова взыскателя и должника) для Украины не нова. Ранее уже озвучивались предложения о необходимости передачи данного института в компетенцию нотариата. Но законодатели решили пойти по другому пути: перевести этот упрощенный вид судебного рассмотрения в электронную форму, распространив сферу его применения не только на гражданский, но и на хозяйственный процесс.
Очередная законодательная инициатива на эту тему была зарегистрирована в ВР 6 сентября с. г. в рамках законопроекта №5073 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения и ускорения процесса судебной защиты нарушенных прав и законных интересов лиц». Его автор, народный депутат Украины Игорь Алексеев, предлагает создать систему электронного приказного производства, что позволит снизить нагрузку на судебную систему путем установления нового порядка рассмотрения определенных законом категорий дел в короткие сроки с использованием информационных технологий и без вызова сторон в суд.
Нардеп уверен, что введение такой процедуры поможет существенно уменьшить расходы сторон и государства, связанные с рассмотрением некоторых категорий дел, облегчить физическим и юридическим лицам доступ к правосудию, однако делает акцент на том, что использование такой процедуры не является обязательным, и заявитель вправе требовать решить его дело в порядке искового производства.
Отметим, что данный проект разработан с учетом опыта по внедрению института электронного приказного производства в Республике Польша. Эксперты утверждают, что за 5 последних лет функционирования данного института в правовой системе Польши в установленном им порядке рассмотрено 1,8 млн дел на общую сумму около 40 млрд польских злотых.
«Алгоритмы рассмотрения дел в порядке электронного приказного производства для гражданского и хозяйственного судопроизводства практически идентичны: как и приказное производство, его электронный аналог не предусматривает проведения судебного заседания и вызова заявителя и должника для заслушивания их пояснений», – сказано в пояснительной записке к законопроекту. При этом оговаривается, напомним, что заявитель вправе требовать решить его дело в порядке искового производства.
Электронный приказ
В соответствии с положениями проекта, рассмотрение дела в порядке электронного приказного производства будет предусматривать обязательную регистрацию взыскателя в автоматизированной системе электронного приказного производства и обращение заявителя через автоматизированную систему с заявлением в суд о выдаче электронного судебного приказа. Далее следуют рассмотрение судом полученного заявления и выдача электронного приказа с установлением срока для подачи должником возражений. Проектом также предусмотрены возможность отмены электронного приказа с разъяснением взыскателю его права обратиться с этими же требованиями в суд в общем порядке (в случае поступления возражений от должника в течение установленного срока), внесение в единый государственный реестр судебных решений сведений о вступлении электронного приказа в законную силу и направление его взыскателю (в случае неполучения от должника возражений).
Обязательным условием рассмотрения дела в порядке электронного приказного производства является наличие между сторонами заключенного в письменной форме договора, причем требование должно ограничиваться исключительно суммой денежной задолженности, вытекающей из такого договора. Кроме этого, нормами проекта установлены ограничения максимальной суммы денежной задолженности по требованию: для физических лиц – не более 100 размеров минимальной заработной платы, для юридических – не более 1000 МЗП.
Проектом предусматривается, что рассмотрение хозяйственных дел в порядке электронного приказного производства будет отнесено к подсудности местных хозяйственных и общих судов, определенных Государственной судебной администрацией Украины.