осле убийства в Донецке главаря бандформирования «Спарта» Моторолы появилось сообщение, что боевик Михаил Толстых, более известный как Гиви, сбежал в Приднестровье. Также нардеп и бывший лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош заявил, что 60% группировки Гиви — «Сомали» — подали рапорты на увольнение из-за потерь в боях с украинскими военными под Авдеевкой. Координатор группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук не смог подтвердить эти слухи, но объяснил, что это вполне ожидаемо: Гиви взвалил на себя роль царька и бога, поставив под сомнение авторитет главы так называемой ДНР Александра Захарченко, также регулярно злоупотребляя властью внутри бандформирования. Как следствие, последняя «антисистемная» группировка «ДНР» разваливается на глазах.
У меня нет информации, что Гиви сбежал в Приднестровье. Но с начала сентября, если не с конца августа сообщали неоднократно, что в бандформировании «Сомали» крайне плохое морально-психологическое состояние у личного состава. Были большие жалобы по линии контрразведки. Я не знаю, кто сейчас это разгоняет по СМИ, но у нас была информация о разворовывании боевых доплат. То, что командование эти деньги присваивало себе, — только вершина айсберга. Основная проблема была в том, что Гиви фактически взял на себя роль местного царька и бога, который все «решает», активно занимался рукоприкладством, по поводу чего боевики неоднократно обращались во всякие «правоохранительные органы», но без всякого результата.
Такая практика существовала не только в отношении рядовых боевиков, но и заместителей, командиров подразделений, которых избивали перед строем. То есть ситуация была очень жесткая. Ко всему прочему, Гиви пошел на конфронтацию с Захарченко — у них сложились очень нехорошие отношения. Я знаю, что Захарченко в своем кругу неоднократно высказывал претензии, что Гиви демонстрирует лояльность к российским кураторам, облизывая их с ног до головы, но сплошь и рядом саботирует приказы самого Захарченко. После убийства Моторолы напрашивалось, что Гиви — следующий кандидат.
Ситуация внутри подразделения «Сомали» и вокруг него была такая, что фактически оно начало распадаться. Мы фиксировали высокий уровень дезертиров, особенного после того, как группировку перебросили к Авдеевке. И если раньше народ еще как-то не сильно бунтовал: просто высказывали недовольство и стучали куда надо, то сейчас на фоне боевых действий недовольство просто зашкаливает. Насколько я знаю, командир из Гиви просто никакой: он никогда не заботится о личном составе и даже наоборот — чтобы себе галочку поставить — людей использует, как пушечное мясо. Понятно, что людям это не нравится.
«Сомали» — одно из очень немногих бандформирований, которые остались если и не в первозданном виде, поскольку менялась штатная структура, банда доукомплектовалась российскими боевиками, техникой — но ее название использовалось в последнее время как бренд. И Гиви как раз был одним из немногих представителей, которые достаточно давно участвуют в деятельности «ДНР». И его там чуть ли не в ранг героя возвели.
Но неуправляемость со стороны Захарченко сразу ставила вопрос о том, что это бандформирование вряд ли вписывается в ту систему, которую на Донбассе выстраивает Россия: жесткая вертикаль, вхождение в армейские корпуса не только де-юре, но и де-факто, беспрекословное выполнение приказов. Боевики привыкли к тому, что еще с 2014 года, благодаря связям, они выколачивают из России определенную помощь, которую можно «дерибанить», но это ушло — сейчас централизованная система обеспечения: денежная, вещевая, продовольственная. В этой ситуации «Сомали» пыталось оставаться каким-то архаичным осколком во всей структуре «ДНР». Но, как видим, не получилось.