Главная
Брауновское движение в Раде, или Ловкость рук и никакого мошенничества
Парламентская среда – традиционно легкий день. Но этого не скажешь о последней – 15 марта 2017 года. Утренние выпуски новостей были переполнены информацией о конфликте нардепа Владимира Парасюка с правоохранителями.
Ждали также решения Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) относительно ситуации на востоке – решения вопроса торговой блокады неподконтрольных территорий Луганской и Донецкой областей. Председатель ВР Андрей Парубий (НФ) и первый вице-спикер Ирина Геращенко (БПП) отсутствовали. Заседание вела вице-спикер Оксана Сыроид.
Когда в сессионный зал зашли люди в камуфляже, не сразу стало понятно, что происходит. Оказалось, что три фракции – Блок Петра Порошенко, Народный фронт и Радикальная партия – инициировали выступление в зале ВР полицейских и бойцов Нацгвардии, ставших участниками инцидента с Владимиром Парасюком на блокпосте в Славянске 14 марта. И вице-спикер Оксана Сыроид быстро закрыла заседание, что стало поводом для провластного большинства требовать ее отставки.
Как объясняла Сыроид, она действовала быстро и прекратила работу ВР в пленарном режиме, поскольку в зал вошли люди в форме, что могло быть военным переворотом.
Провластные фракции утверждают, что она испугалась не попытки силой изменить строй, а что обществу станут известны деструктивные действия депутатов от Самопомощи и внефракционных, поэтому сбежала. И теперь вице-спикер должна уйти в отставку (об этом говорил заместитель председателя фракции Андрей Тетерук в ВР). Сыроид пытаются выставить защитницей Парасюка, сам он тоже воспользовался ситуацией и написал пост в ФБ, где благодарит ее за ее стойкую позицию.
Однако, каждый, кто хоть раз смотрел пленарное заседание, видел, что в зале присутствуют только народные депутаты Украины. У всех остальных – есть свои места. Даже президент, приходя в Раду, не гуляет между рядами, а имеет специальное место. Уважаемые люди, если их приглашают, занимают гостевую ложу в зале. Отведено там место и для членов Кабинета министров – это правительственная ложа. По приглашению гости и министры выходят на трибуну. Пресса работает на балконах. И не стоит делать исключений. Особенно, коллективных.
К примеру, что мешало провести брифинг, или организовать выступление кого-то одного в сессионном зале? Ставки были другие. Прикрываясь войной, АТО, разыгрывалась политическая многоходовка.
Бить кого-то, прячась за мандат, это – низко, и выглядит так, что нравом Парасюка просто воспользовались. Его поведение общеизвестно. «С ногой в сердце», «Непобедимая нога», «Боевой пес» – это не все обидные эпитеты, употребляемые относительно этого депутата. Чтобы спрогнозировать его действия, не надо быть аналитиком.
Требования об отставке Сыроид странным образом совпали с разговорами о возвращении в большинство РПЛ, лидер которой, говорят, давно хочет председательствовать на заседаниях.
Удивила также и медиа-активность президента Петра Порошенко. Он рассказывал о блокаде «ЛНВ/ДНР», вероятных рисках и вызовах. Ругал Парасюка. Хвалил силовиков. Говорил, что Украина как самолет, имеющий два крыла: демократию и порядок.
«И лететь может только, когда ты имеешь два крыла», – сказал он.
Красиво. Правда, крылья, видно, у власти – другие. Это договоренности БПП и НФ, а также ситуативных сателлитов. А двигатель – давление и решалово. Как, к примеру, в случае рассмотрения на заседании антикоррупционного Комитета парламента кандидатов в аудиторы НАБУ от Рады. На нем вчера представители БПП снова лоббировали британца Найджела Брауна.
Браун, кстати, прибыл на заседание, хотя официального приглашения ему Комитет не посылал, как сообщил Егор Соболев. Кроме того, вопроса аудитора НАБУ не было в повестке дня – его внесли с голоса.
Однако Браун – хоть его спрашивали журналисты, общественные активисты и депутаты – не сказал кто его пригласил в Украину и на заседание.
Прийти свободным слушателем он не мог. В здании ВР, где комитеты, строгий пропускной режим.
О том, как Браун узнал о Комитете и пришел на него, не сообщил также член Комитета, нардеп от БПП Иван Мельничук, активно продвигавший и отстаивавший кандидатуру британца: ответил, что не знает. Вероятно, он был бы многословнее, но подошла коллега Татьяна Рычкова, которой только вчера усилились позиции пропрезидентской фракции в Комитете, культурно оборвав разговор.
Еще одного кандидата в аудиторы от ВР, американца Роберта Сторча – заместителя Генерального Инспектора Департамента юстиции Соединенных Штатов Америки, чью кандидатуру рекомендовало посольство США – на заседании не было. Как и в случае февральской попытки продавить провластного кандидата в аудиторы НАБУ, Сторч не знал о том, что вопрос будет рассматриваться и, соответственно, не мог приехать.
Такое давление подтверждает подозрение, что кандидатура Брауна не просто так интересует провластные фракции БПП и НФ. Имеем дело с попыткой лишить НАБУ возможности проводить расследование в отношении топ-чиновников, дискредитировав Агентство и освободив его директора Артема Сытника. По закону уволить главу НАБУ можно лишь по результатам аудита Бюро.
Свою кандидатуру провластные фракции отстаивают и продвигают серьезно. Пока что создается впечатление, что Браун имеет все шансы пройти. Комитет не принял на заседании никакого решения, так как после длительного обсуждения процедурных моментов, поиска формулировки относительно проведения конкурса, споров и конфликтов на глазах у дипломатов и журналистов, не внес этот вопрос в повестку дня – после перерыва не было кворума.
Этот вопрос могут вынести на рассмотрение зала без решения профильного Комитета с голоса, по предложению фракций коалиции. Говорят, голоса депутатов под британца Брауна у власти уже есть.
- Информация о материале
Равенство и братство. Почему правительство хочет отменить льготы на газ для религиозных организаций
Минэкономразвития намерено продлить обязательство Нафтогаза продавать на льготных условиях газ для населения, бюджетных и религиозных организаций, а также газ для теплокоммунэнерго, который идёт на производство тепла. Изначально Кабмин планировал с 1 апреля этого года полностью перейти к рыночным ценам на газ.
Однако в МЭРТ считают целесообразным продлить льготные цены ещё на год. Об этом говорится в проекте постановления Кабмина «Об утверждении Положения о возложении специальных обязанностей на субъекты рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа (отношения в 2017–2018 годах)», которое сейчас проходит стадию общественного обсуждения.
Заботятся о нас
В середине февраля финансовый директор Нафтогаза Юрий Витренко заявлял, что если государство отпустит цены на газ в свободное плавание, как это предусматривает меморандум между Кабмином и МВФ, они в очередной раз вырастут на 40% (то есть примерно до 9,6 тыс. грн за 1 тыс. куб. м).
В качестве аргументов для роста цен на топливо Витренко привёл колебания курса гривны, а также подорожание газа на международных рынках. Сразу после этого премьер Владимир Гройсман заявил, что цены на газ расти не будут, а Витренко должен либо лучше работать, либо уволиться.
Но Витренко не единственный, кто прогнозировал повышение цен на газ для населения. Ряд энергетических экспертов уже успели высказаться, что если в 2017-м газ для населения не подорожает хотя бы на 1,5 тыс. грн за тысячу кубометров, то цена не будет рыночной.
Как уже говорилось, необходимость отказаться от госрегулирования цен на газ прописана в договорённостях Кабмина и МВФ. То есть Гройсман оказался на развилке. С одной стороны, поднять цены нельзя, поскольку это вызовет недовольство украинцев правительством, с другой — нельзя всё оставить как есть, так как в этом случае не получишь очередного транша МВФ.
Немного не так
Премьеру помогло выйти из положения то, что в Украине пока нет газовой биржи, которая была бы способна показать точную рыночную цену на газ. По сути Витренко предлагал перейти не на рыночное ценообразование, а просто повысить цены, сохранив механизм «ручного» регулирования цен на газ. Однако любое «ручное» регулирование цен, даже с ориентировкой на рыночные показатели, не может считаться либерализацией рынка.
Поэтому появился новый, компромиссный порядок расчёта цен на газ — попытка создать впечатление того, что власть не устанавливает цены на газ для населения, религиозных структур и бюджетных организаций.
В предложенном порядке расчёта цен правительство чётко фиксирует оптовую цену газа, который идёт на их потребности и производство тепла в отопительный сезон, но конечную цену топлива предлагается формировать поставщикам, то есть облгазам.
Согласно документу, с 1 апреля 2017 года по 1 апреля 2018-го Нафтогаз должен закупать у государственной «Укргаздобычи» газ на нужды населения, религиозных и бюджетных организаций по нынешней цене — 4,8 тыс. грн за тыс. куб. м.
Нафтогаз будет продавать топливо облгазам по цене, привязанной к среднегодовой цене газа на немецком газовом хабе NCG. В данный момент это 4,9 тыс. грн за 1 тыс. куб. м без учёта НДС, затрат на транспортировку, распределение газа и прочих расходов.
А вот граничных цен на газ новое постановление не предусматривает (сейчас они составляют 6,9 тыс. грн за тыс. куб. м — для населения и 3,9 тыс. грн за тыс. куб. м — для религиозных организаций). Единственное ограничение для поставщиков в проекте документа — наценка не выше 3,2%.
Что нам с того
Больше всего принятием постановления будут недовольны религиозные организации. Газ и тепло для них подорожает приблизительно вдвое. Вряд ли облгазы захотят заниматься благотворительностью, поэтому установят для всех потребителей максимально возможные цены.
Для остальных категорий потребителей цена на газ изменится несущественно. К примеру, сейчас максимальная торговая наценка на газ для Киевгаза установлена на уровне 60,6 грн на 1 тыс. куб. м, что составляет 1,2% оптовой цены газа. Если новое постановление утвердят, с 1 апреля этого года Киевгаз сможет установить наценку в 3,2% оптовой цены, или 158,1 грн на 1 тыс. куб. м. То есть цена кубометра газа возрастёт всего на 9 коп. за куб. м.
Впрочем, в октябре Нафтогаз будет пересчитывать оптовые цены на газ для облэнерго. Если на мировых рынках цены на газ вырастут более чем на 10%, то и подорожание для потребителей внутри страны может оказаться весьма существенным.
- Информация о материале
Может ли компьютерная платформа остановить сговор и коррупцию?
О трех китах успешности государственных закупок: прозрачности проведения торгов на электронной платформе, широком освещении в средствах массовой информации, антикоррупционных/контролирующих органах. И о том, как можно сделать платформу ProZorro более эффективной.
Объем закупок товаров, работ и услуг через платформу государственных закупок ProZorro растет с каждым днем. Ее создание стало настоящим прорывом в Украине, поскольку сделало процесс подачи документов абсолютно прозрачным, позволяющим видеть документы всех участников закупки, а также видеть и анализировать протоколы решений, принятых заказчиком.
Другим важным моментом является факт привлечения внимания к закупкам со стороны средств массовой информации, широкое освещение в прессе недостатков системы, о чем ZN.UA уже писало.
Слабым звеном в этой цепочке все еще остается недостаточная реакция Антимонопольного комитета и антикоррупционных органов на случаи сговора и недобросовестной конкуренции.
Продолжим обсуждение процедур публичных закупок и в этот раз попробуем разобрать те моменты, где дьявол кроется в деталях, но устранение которых вполне по силам создателям системы.
Можно ли обойти ProZorro?
Закупки бывают допороговыми или сверхпороговыми. Допороговыми являются закупки, где цена товаров или услуг менее 200 тыс. грн, а работ — менее 1,5 млн грн. Они проводятся по упрощенной процедуре и зачастую не требуют большого числа квалификационных документов. Использование системы ProZorro для допороговых закупок допускается, но не является обязательным. В случае сверхпороговой закупки она обязательно должна проводиться с использованием системы ProZorro. И хотя разбивка сверхпороговых закупок на части запрещена, во многих случаях именно это и происходит.
Кто и для чего обязан использовать ProZorro?
Прежде всего, это все органы государственной власти, органы местного самоуправления и социального страхования, а также предприятия, которые обеспечивают потребности государства и территориальной громады при условии, что:
— юридическое лицо является распорядителем бюджетных средств;
— органы государственной власти или органы местного самоуправления либо другие заказчики имеют большинство голосов в высшем органе управления юридического лица;
— в уставном капитале юридического лица государственная или коммунальная доля акций (частей, паев) превышает 50%.
То есть в случае, если перечисленным выше организациям или юридическим лицам необходимо провести сверхпороговые закупки, они обязаны использовать систему ProZorro для проведения тендера.
Правда, закон устанавливает ряд исключений из этого правила, касающихся обороны, атомной энергетики, особой деятельности, в том числе связанной с государственными секретами, и других. Но не о них сейчас речь.
Сколько стоит «дом построить»?
Торги проходят через так называемые площадки, то есть через посредников, которым каждый участник торгов уплачивает сумму, определенную Кабмином в постановлении «Об утверждении Порядка функционирования электронной системы закупок и проведения авторизации электронных площадок» (см. табл.), а уже посредники-площадки рассчитываются с ProZorro.
Почему так, не совсем понятно, и зачем нужны эти посредники, из-за которых увеличиваются расходы на участие в торгах? Ну, любим мы плодить посредников…
Как видно из таблицы, площадка перечисляет на ProZorro часть средств, полученных от участника. Например, в 2017-м из платежа в 1700 грн перечисляются 400 грн от каждого участника на поддержку центральной базы данных (ЦБД), т.е. 1300 грн площадка-посредник оставляет себе за услуги.
В случае успешного проведения закупки ProZorro платит площадке еще 300 грн. Но почему? Ведь успешность закупки никак не зависит от площадки-посредника.
За 2016 г. площадка ProZorro получила 55,537 млн грн валового дохода и 25,411 млн грн чистой прибыли. Хотелось бы знать, какие суммы получили площадки-посредники, и как использована полученная прибыль?
Логичен вопрос: должна ли государственная система закупок зарабатывать прибыль на организации процесса закупок? И если она ее зарабатывает, то чем она отличается, например, от Тендерной палаты? Может, надо снизить платежи от участников, а не от посредников? Почему в 2017 г. платежи от участников остались на том же уровне, а платежи от посредников на ProZorro снижены?
Другой статьей затрат участников (и способом отсеивания чужих участников) может стать банковская гарантия исполнения обязательств, которая не может превышать 3% для товаров и услуг и 0,5% — для работ. То есть если победитель откажется подписывать договор или если он не предоставит вовремя оригиналы документов, то некоторая штрафная сумма будет выплачена участником заказчику.
На практике гарантии давно превратились в часть банковского бизнеса, их продают за деньги, а тарифы у всех банков одинаковые. Банки прекрасно понимают, что гарантию никогда не надо будет оплачивать — кто же откажется от выигрыша в тендере?
В действительности гарантии становятся не только лишними затратами, но и дополнительным препятствием на пути достижения минимальной цены закупки. Поэтому тендеры с гарантиями можно сразу анализировать на предмет «договорняка».
Нужно понимать, что проигравший теряет деньги за участие и за гарантию (если таковую потребуют) безвозвратно. Поэтому многие, попробовав участвовать в одном тендере, отказываются от участия в других, особенно в тех случаях, где попахивает сговором.
Мы искали, мы искали…
Одна из серьезных проблем платформы ProZorro — это поиск участником «своего» тендера. Этот поиск платформа предлагает выполнить по разным фильтрам, таким, как ключевые слова, CPV-код, № закупки, заказчик, и другим.
Понятно, что когда участник только пытается найти тендер, он не знает ни имени заказчика, ни номера закупки, так что искать можно либо по ключевым словам, что весьма неэффективно (как показывает опыт), либо по коду деятельности СPV.
Этот код чем-то похож на код внешнеэкономической деятельности (КВЭД). Но зачем-то использована несколько иная кодировка (CPV-код) — то ли для унификации с европейскими стандартами, то ли еще по каким-то соображениям. К сожалению, с новой системой весьма неудобно работать. Почему?
Поиск по CPV-коду предполагает, что каждая закупка кодируется в соответствии с этими кодами, по которым найти интересующий тендер будет очень просто: нужно только ввести код. Но вот тут-то и кроется шулерство: недобросовестные заказчики, которые хотят «спрятать» тендер, указывают другой код, иногда схожий, а иногда и не совсем, и непонятно, делается это нарочно либо по незнанию.
Таким образом, хорошая задумка поиска по кодам превращается в бесполезную функцию: совсем не обязательно, что интересующая участника закупка будет найдена по CPV-коду. Можно перебирать сходные коды по схожим видам деятельности, но это уже похоже на игру в казино.
Печати на каждой странице — наше все!
Если вы нашли подходящий тендер и решили принять в нем участие, то нужно внимательно изучить тендерную документацию. Преимущество системы — возможность подачи всех документов в электронном виде. Дистанционная подача документов особенно удобна в случае расположения заказчика и участника тендера в разных городах. Логично и то, что оригиналы документов обязаны предоставлять только победители торгов, а не все его участники.
В таком случае непонятно, зачем при этом нужны подписи и печати на каждой странице с заверением копий подписью и печатью участника? Эта процедура имела смысл, когда подавались документы. Но в наше время, когда весь пакет заверяется электронной цифровой подписью участника (ЭЦП), проставление копии печати и копии подписи на каждой странице выглядит, как анахронизм.
Если вы решили участвовать в торгах: практические советы
Для начала вы должны зарегистрироваться на одной из площадок-посредников, через которые ProZorro предоставляет свои услуги. Это означает, что нужно заполнить форму с самыми общими данными о компании или ФЛП и отослать выбранной площадке-посреднику (как ни странно, но площадки ничем, кроме названий, не отличаются).
1. Заплатить взнос за участие (см. табл.).
2. Получить код доступа по электронной почте от площадки, загрузить на сервер необходимый пакет документов и предлагаемую вами цену закупки.
ProZorro рекомендует сделать это заранее и убеждает участников, что их документы никому не будут доступны до начала аукциона. Возможно, так оно и есть. Но почему аукционы всегда проводятся через сутки после подачи документов? Почему, если документы предварительно никто не видит, нельзя начать аукцион сразу же после их подачи? Зачем и кому нужно, чтобы документы «переспали» на сайте ночь?
3. Торги: делайте ставки, господа!
В назначенное время проведения аукциона участников выстраивают в порядке подачи документов под анонимными номерами: участник 1, участник 2 и т.д., включая вас как физлицо или вашу компанию. После начала аукциона система перестраивает всех в порядке снижения цены.
Таким образом участник с наименьшей ценой всегда имеет преимущество, так как ставит свою цену последним. Поэтому ProZorro советует сразу определиться с минимальной ценой, по которой вы можете поставить товар или предоставить услугу.
Далее система предлагает делать ставки — как обычный аукцион на понижение.
Любой аукцион на ProZorro состоит из трех раундов, в ходе которых участник может снижать, а может и не снижать предлагаемую цену закупки. Каждый участник имеет две минуты на обдумывание очередной ставки. На аукционы, где реально ищут поставщика (когда условия не прописывают под конкретного участника), иногда регистрируются 10–15 и больше участников, так что торговля может длиться до полутора часов и больше.
Участник может не менять предложенную цену от раунда к раунду. А если захочет изменить, то система любезно подскажет минимальный шаг, установленный для данного аукциона.
В каждом раунде система показывает (подсказывает) минимальную цену раунда и дает всем участникам две минуты перерыва между раундами.
Если участнику удалось угадать минимальную цену с самого начала, то он всегда сможет поставить на 100 (или 10) гривен меньше, чем любой другой участник, чтобы наверняка выиграть.
4. Финал аукциона: результат и имена участников.
После третьего раунда объявляется потенциальный победитель — участник, предложивший наименьшую цену. В тот же момент происходит раскрытие информации об участниках, и их документы становятся доступными заказчику и всем желающим.
5. Оценка квалификационных требований.
Документы выигравшего участника проверяются заказчиком на соответствие квалификационным требованиям, оценку которых осуществляет сам заказчик. И вот на этом этапе возникают проблемы, так как именно здесь тендерный комитет заказчика отсеивает «нежелательных» поставщиков, о чем ZN.UA уже писало (см. №7 от 25 февраля 2017 г., Наталья Петрова «ProZorro: прозрачная коррупция»).
Если надо отклонить предложение участника, то причины выдвигаются самые разные: и сканирование копий вместо оригиналов, и отсутствие подписей на пустых страничках, и явные опечатки или описки, которые объявляются существенными ошибками, и т.д.
В процессе оценки тендерных предложений участники всегда могут увидеть, являлся ли тендер действительно конкурентным или решение о том, кто победит, было принято заранее. Особенно это видно, когда отклоняются все более дешевые предложения и выбирается в качестве победителя предложение с более высокой ценой.
Квалификационные требования к участникам являются самым слабым звеном, особенно когда они выглядят, как «цвет глаз у секретарши». Все прекрасно понимают, как пишутся условия под определенного заказчика, и в этом, конечно, самый большой корень зла.
На проверку документов заказчику предоставляется пять дней, но он может и продлить себе этот срок. А вот с обжалованием дела плохи, поскольку только при допороговых закупках можно обратиться к тендерному комитету с вопросом о причинах отклонения вашего предложения. И получить, как правило, отписку.
При сверхпороговых закупках нужно обращаться в АМКУ, и в случае принятия заявления к рассмотрению могут на 15 дней задержать подписание договора. В лучшем случае могут отменить тендер, но объявить вас победителем, даже если все документы в вашу пользу, все равно не могут. Так что придется заново за все платить, и вероятность выигрыша при повторном тендере так же мала, как и в первом.
6. Оригиналы — после.
Заказчик размещает на сайте решение о признании победителя и решение о намерении подписать с ним договор, а победитель готовит документы для подписания договора. При этом в течении пяти дней он должен предоставить документы, оговоренные в тендерной документации. На сегодняшний день большая часть документов есть в публичном доступе на различных электронных сайтах, что существенно облегчает их сбор. Единственный документ, с которым все еще есть проблемы, — это справка об отсутствии судимости у лица, подписавшего документацию. Непонятно, почему МВД готовит эту справку месяц, ведь все, что нужно, — это ввести налоговый код физического лица. Это ж как медленно и тщательно работает вся система МВД на примере этой справки, если для того, чтоб ввести индивидуальный налоговый код из десяти цифр и нажать клавишу Enter, требуется целых 30 дней. Можно себе представить, сколько времени понадобится для решения дела посерьезнее! Не пора ли предусмотреть возможность получения такой справки в случае отсутствия судимости через электронные серверы?
Что можно и нужно изменить
Следует признать, что появление системы ProZorro — это хорошо, и многие опрошенные участники торгов с этим соглашаются. Ведь в прошлом нередко участников дисквалифицировали без объяснения причин, и ни они, ни наблюдатели не могли даже узнать, насколько существенны и правдивы причины отклонения предложений, указанные в протоколах тендерных комитетов заказчиков. То, что теперь видны все документы и все решения, все плохо обоснованные отклонения хороших предложений, — факт позитивный.
Но, к сожалению, считать, что коррупция при закупках искоренена, это закрыть глаза и думать, что всем темно.
Неофициальные консультации с сотрудниками тендерных комитетов показывают, что по-прежнему, несмотря на использование платформы ProZorro, зачастую победители тендеров определены заранее. Поэтому необходима дальнейшая кропотливая работа по совершенствованию требований к составлению тендерной документации, которая бы исключала дискриминационные условия, направленные на достижение сговора и коррупцию.
Такое впечатление, что реформаторы излишне увлеклись вопросом программного обеспечения, что само по себе убрать коррупцию и сговор из закупок не может, тогда как необходимо совершенствовать требования к тендерной документации, составляемой заказчиком.
Компьютерная платформа не может остановить сговор и коррупцию, но может помочь «высветить» поведение заказчика и участника, указывающее на сговор и коррупцию. После чего свою роль должны сыграть антикоррупционные органы, такие, как Антимонопольный комитет, НАБУ и другие, у которых то ли мало полномочий, то ли не хватает времени, то ли они заняты другими «важными» делами, но их активность пока не наблюдается. Средства массовой информации могут содействовать выявлению особенно вопиющих фактов, но последнее слово всегда остается за контролирующими и антикоррупционными структурами — без них все будет оставаться таким же, как и прежде, до создания платформы ProZorro.
- Информация о материале
Комунальник, який віддав 700 тисяч за непоставлені сміттєвози і отримав умовний термін, продовжив керувати установою
Чугуївський суд Харківської області призначив директору Комунальної установи по забезпеченню діяльності з утримання та обслуговування майна спільної власності територіальних громад Чугуївського району Ігорю Вознюку 3 роки позбавлення волі умовно із позбавленням права обіймати певні посади і штрафом, та звільнив його за амністією. Про це свідчить вирок суду від 10 березня.
У 2013 році комунальна установа замовила ПП «Валява» два сміттєвози бокового і заднього завантаження за 697,9 тис грн. В подальшому Вознюк підписав акти виконаних робіт, на підставі чого були перераховані приватному підприємству кошти, хоча комунальники сміттєвози не отримали.
На думку обвинувачення, таким чином директор комунальної установи розтратив майно у великих розмірах, зловживаючи службовим становищем (ч.4 ст.191 КК України) та здійснив службове підроблення (ч.2 ст.366).
У суді Вознюк свою вину не визнав. Він повідомив, що особисто перевірив сміттєвози, але не в Чугуєві, а в Кременчуці, і виявив, що вони недоукомплектовані – не мали лопат для вбирання снігу. Він з підрядником підписав акт приймання-передачі та договір відповідального збереження для усунення недоліків. Втім його установа техніку так і не отримала. Вознюк звертався до Госпсуду Полтавської області, який стягнув з підрядника на користь комунальної установи частину перерахованих коштів за сміттєвози.
Суд вирішив, що обвинувачення не довело вину Вознюка за ст.191 та ст.366 і, вирішивши, що керівник комунальної установи не мав злочинного умислу збагатитися чи збагатити інших, перекваліфікував його дії на службову недбалість (ч.2 ст.367).
В результаті Вознюк отримав покарання у вигляді 3 років позбавлення волі умовно (іспитовий строк 2 роки) із позбавленням права обіймати посади, пов’язані з виконанням організаційно-розпорядчих та адміністративно-господарських функцій строком на 3 роки та зі штрафом 6800 грн. і за амністією звільнив його від призначеного покарання.
Ігор Вознюк, якого було призначено на посаду у 2010 році, продовжує очолювати Комунальну установи по забезпеченню діяльності з утримання та обслуговування майна спільної власності територіальних громад Чугуївського району.
Керівником та підписантом кременчуцького ПП «Валява» є Віктор Чхало. Його підприємства «Валява» та ТК «Влів» не поставили сміттєвози комунальникам селища Ружин (Житомирська область), Великої Олександрівки (Київська обл.), Шишаків і Глухова (Полтавська обл.), Кілії (Одеська обл.), Ковеля (Волинська обл.).
- Информация о материале
Судейский гуманизм Виктории Чередник
Оправдательные приговоры все чаще стали появляться в практике судов, судей и кандидатов в заключенные. А зная факты, которые становились поводами для уголовного преследования, складывается впечатление, что оправдать наши судьи готовы все, что угодно.
До сих пор о нашем суде говорили, что он – рудимент советской эпохи. Мол, судьи нацелены на обвинительный приговор. А оправдательных – ноль целых, ноль десятых. И обычно объясняли это крепкой спайкой суда с прокуратурой, которая поддерживает обвинение в суде. Якобы если судья пойдет против обвинителей, то и сам станет впоследствии их мишенью, невзирая на независимость и пожизненное назначение.
Так было, но с началом реформ ситуация стала резко меняться. Оправдательные приговоры стали появляться в практике судов, судей и кандидатов в заключенные. А зная факты, которые становились поводами для уголовного преследования, складывается впечатление, что оправдать наши судьи готовы все, что угодно. Словно они долго терпели иго обвинителей, а теперь открылись шлюзы и все их человеколюбие хлынуло в приговоры.
В июле 2013 года проезжавшая по улице Клочковской маршрутка сбила перебегавшего проезжую часть гражданина. Насмерть. Водитель с места ДТП скрываться не пытался и нашим доблестным правоохранителям дал показания. Из всего следовало, что гражданин перебегал дорогу в неположенном месте и появился перед маршруткой внезапно. Настолько, что у водителя не было никакой возможности ни затормозить, ни свернуть в сторону. Потом возникли вопросы о состоянии гражданина, о том, что именно он принимал внутрь незадолго до того, как попасть под колеса.
Следователь Романа Остропильца, принявший материалы по этому ДТП, по словам водителя, сказал ему что дело можно с чистой совестью закрыть. Но потом добавил, что не отказался бы от денег – за закрытие. И назвал такую сумму, которую водитель не смог бы найти, даже если бы все его родственники разом бросили есть и пить. Поэтому в ходе упорных торгов высокие договаривающиеся стороны сторговались на трех тысячах долларов, которые водитель должен был передать в два захода. Или транша, говоря языком современным.
Водитель, хоть и понимал, что от следователя может что-то зависеть, но коррупцию не поощрял. Тем более, что ему предстояло расстаться с деньгами из собственного кармана в обмен на отсутствие услуги. Ситуация чем-то напоминала банальный рэкет. А потому он обратился в управление внутренней безопасности с заявлением. Там в ситуацию вникли и стали готовить операцию по поимке взяточника-следователя с поличным. Подготовили деньги, пометили их, переписали номера купюр и отправили будущую жертву коррупции договариваться о закрытии дела.
Следователь Остропилец получал деньги в два захода. Сначала 1300 долларов, потом – 1700. Во время получения второй части взятки он был задержан сотрудниками УВБ и прокуратуры. По этому факту было возбуждено уголовное дело. Дальше были допросы, очные ставки, экспертизы и снова допросы.
С точки зрения следствия – обычная рутина. И в конце прошлого года дело попало в суд… В свете реформ и нынешних тенденций можно было бы ожидать, что должностное лицо, получившее взятку, поплатится своей свободой. Но случилось то, что случилось. Судья Виктория Чередник полностью оправдала обвиняемого. Торжество гуманизма! Наш украинский суд – самый гуманный суд в мире!
Вообще-то если прочитать приговор в ее исполнении, а затем еще и вникнуть в него, со многими положениями этого шедевра гуманизма можно поспорить.
«Вказані в протоколах огляду та вручення заздалегідь ідентифікованих засобів-грошових купюр від 19.10.2013 року та 31.10.2013 року, а також показання ОСОБА_5 в судовому засіданні про належність грошових коштів саме йому, суд ставить під сумнів та вважає такі відомості недостовірними» - пишет судья Чередник. Но дело рассматривает о получении взятки следователем. Номера купюр, предназначенных для передачи в качестве взятки были переписаны, а сами деньги помечены. И раз они каким-то чудесным образом сумели переместиться из кармана взяткодателя в карман получателя взятки – вот бы суд и выяснил, что это было. Самопроизвольная телепортация по причине специфического устройства стодолларовых купюр? Или же передача взятки?
«В судовому засіданні ОСОБА_5 вказав суду, що помічені грошові кошти на протязі двух тижнів він приховував у себе, що свідчить про відсутність контролю з боку правоохоронних органів за переміщенням даних грошових коштів, тобто неможливості в подальшому ідентифікувати вказані в обинувальному акті грошові кошти.
Про це свідчить протокол огляду та вручення заздалегідь ідентифікованих засобів-грошових купюр від 19.10.2013 року, де ідентифікаційний номер купюри НВ 62464335L, не відповідає номеру купюри, який вказаний ксерокопії купюри, яка знаходиться в матеріалах справи, а саме купюра під № 7 - KD 80658173A (додаток до протоколу)» - указывает судья Чередник. А на сравнение номеров купюр суда уже не хватило.
Даже если взяткодатель ходил вне поля зрения сотрудников прокуратуры и УВБ с деньгами –всегда можно сравнить их номера и проверить метки. И даже если после передачи в кармане следователя обнаружилась посторонняя купюра, ничто не мешало суду прояснить, каким образом в этот карман попали остальные, которые предназначались именно для передачи взятки.
«В протоколах негласних слідчих дій є посилання на ухвалу Апеляційного суду Харківської області від 11.10.2013 року на підставі якої проводились негласні слідчі дії, по кримінальному провадженню №42013220000000290, внесених в Єдиний реєстр досудових розслідувань за ст. 364 ч.3 КК України, відповідно витягу з Єдиного реєстру, наданого слідчим 31.10.2013 року, однак, як доказ ця ухвала суду не надана. Як на досудовому слідстві так і в судових засіданнях ухвала на проведення негласних слідчих дій прокурором до суду не надана, тому суд не може прийняти ці протоколи як допустимі і належні докази» - утверждает судья Чередник.
Но и тут любой следователь или судья объяснил бы ей, что постановления о проведении негласных следственных действий – секретные. И рассекретить их может только суд, который принимал постановление. Никакой следователь рассекретить такое постановление не может. Поэтому суд, рассматривающий уголовное дело может обратиться с ходатайством и получить рассекреченное постановление. Но судья Чередник не попыталась получить постановление. Просто написала, что его нет.
Подобных моментов в приговоре еще хватает. Их перечисление будет очень длинным. Если к обсуждению подключить защиту и обвинение – у каждой из сторон найдутся свои аргументы. Получится длинный юридический диспут. Но разговор вовсе не об этом.
Все, написанное в приговоре судьей Чередник, даже если его не оспаривать, тянет на докладную записку. Мол, оперативники и следствие работали некачественно, допустили большое количество ляпов. Пусть даже так. Поставить им на вид! Вот и весь смысл того, что судья Чередник именует приговором.
Самое главное – факт перемещения денег из кармана взяткодателя в карман следователя Остропильца – судья рассматривать не пожелала. И тут все становится на свои места. Если в уголовном деле по взятке рассматривать факт получения должностным лицом взятки – последнее должно получить наказание. Если же рассматривать все, что угодно кроме самой взятки – вместо приговора получится докладная записка. Или эссе. Можно написать в стихах – будет поэма. Но суд свою функцию не выполнит.
Так и сейчас. В результате такого рассмотрения уголовного дела по факту получения следователем Остропильцем взятки суд занимался всем, чем угодно, только не рассмотрением дела. Судья Чередник в своем приговоре по большей части критикует работу следствия. И читая текст приговора понимаешь – ей это очень интересно. Возможно интересны такие проблемы еще нескольким десяткам юристов. Наверняка на эти темы пишутся объемные доклады, монографии и диссертации. Но их обычно пишут для университетов или научных институтов. А тут районный суд вдруг стал дискуссионной площадкой.
Что же до гуманных приговоров – это уже становится традицией. В конце прошлого года судья Чередник оправдала следователя, получившего взятку. Первые соображения по этому поводу имели конспирологический оттенок. Судите сами: отец следователя – судья Дергачевского районного суда, мать – адвокат в том же районе. Как тут не уверовать в межрайонный судейский сговор?
Совсем недавно судья Чередник решила, что пророссийские боевики, захватывавшие Харьковскую облгосадминистрацию в марте 2014-го, избивавшие харьковчан, глумившиеся над самим государством Украина, именем которого судит судья Чередник, могут отправиться по домам восвояси. Все, что от них требуется – уплатить по нескольку тысяч гривен.
При таком гуманном отношении к обвиняемым она имеет большие шансы стать самой популярной судьей. Если бы у каждого подсудимого была возможность выбрать себе судью – Чередник была бы просто вне конкуренции.
- Информация о материале
Все по-Гройсману: что ожидает Украину
Премьер-министр обещает две долгожданные реформы - пенсионную и земельную - уже в 2017 году. Во время 13-й ежегодной инвестиционной конференции Dragon Capital премьер-министр Украины Владимир Гройсман рассказал об основных реформах, которые увидит украинское общество в текущем году.
Нужно создавать условия, чтобы бизнес чувствовал себя комфортно. Мы знаем наши внутренние проблемы, но все проблемы, с которыми мы сегодня столкнулись и в промышленной сфере, и в контроле, и в администрировании, все они созданы искусственно. Одна из главных проблем, почему реформы продвигаются медленно, заключается в институциональной слабости государства. Поэтому, относительно ключевых реформ, которые мы должны провести в 2017 году, нам надо изменить систему управления государством.
Нужно реформировать и усилить государственные институты. Мы понимаем что происходит с инспекциями сегодня, понимаем, что происходит с контролирующими структурами. Мы хотим ликвидировать налоговую милицию, экономическую службу СБУ и экономическую службу МВД, и создать единую современную эффективную службу финансовых расследований.
Уже в апреле мы закончим с двойными и тройными реестрами налога на добавленную стоимость. В 2017 году проблема будет решена системно, независимо от того, кто управляет процессом. Мы внедрим совершенно новую систему администрирования НДС. Она будет совершенно электронной, никто не сможет на нее влиять.
Таможня требует коренных изменений. Мы предусмотрели соответствующий механизм для оптимизации украинской таможни в 2017 году. Хотим чтобы она была прозрачной, достаточно автоматизированой и очень быстрой. Мы направили отдельное подразделение из 17 человек, которое выехало на Одесскую таможню, для организации работы. За пять дней работы Одесская таможня выполнила план поступлений за один месяц – представьте масштабы коррупции. Мы прекратим это, преодолеем коррупцию на всех таможнях, ликвидируем неэффективные таможни.
Начата проверка государственной потребительской службы, потому что получаем сигналы, что эта служба, особенно в одесских портах работает абсолютно неэффективно. Сейчас прорабатываем жалобы, соответствующие материалы уже передали в НАБУ. Я хотел бы, чтобы кто-то за это оказался за решеткой.
Нужно улучшить систему корпоративного управления. У нас имеется более 3,5 тыс государственных предприятий и государство не является эффективным собственником. Мы не можем обеспечить качественное управление на большинстве предприятий. Поэтому мы должны публично передать эти активы в корпоративный сектор. Честный бизнес совершенно открыто должен участвовать в приватизации, получать возможности для инвестирования и развития этих предприятий.
Еще одна важная реформа – это новая современная и справедливая пенсионная система. Дефицит пенсионного фонда составляет почти 50%, при этом 80% украинских пенсионеров находятся на минимальной пенсии. Так пенсионная система работать не может, мы должны ее поменять. По нашим расчетам, до 2024 года пенсионная система после реформы может стать бездефицитной.
Совсем скоро мы выйдем публично с предложением относительно земельной реформы. Она даст возможность вводить справедливые рыночные механизмы в отношении обращения украинских земель, в интересах украинских граждан.
У нас есть множество препятствий. Начиная от сопротивления самой системы, заканчивая популистами. Но страна с такими ресурсами в конечном итоге должна стать сильной, демократической и зажиточной страной. Украина полностью самодостаточна и способна достичь этого успеха.
- Информация о материале
Страница 324 из 2102
