Парламентская среда – традиционно легкий день. Но этого не скажешь о последней – 15 марта 2017 года. Утренние выпуски новостей были переполнены информацией о конфликте нардепа Владимира Парасюка с правоохранителями.
Ждали также решения Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) относительно ситуации на востоке – решения вопроса торговой блокады неподконтрольных территорий Луганской и Донецкой областей. Председатель ВР Андрей Парубий (НФ) и первый вице-спикер Ирина Геращенко (БПП) отсутствовали. Заседание вела вице-спикер Оксана Сыроид.
Когда в сессионный зал зашли люди в камуфляже, не сразу стало понятно, что происходит. Оказалось, что три фракции – Блок Петра Порошенко, Народный фронт и Радикальная партия – инициировали выступление в зале ВР полицейских и бойцов Нацгвардии, ставших участниками инцидента с Владимиром Парасюком на блокпосте в Славянске 14 марта. И вице-спикер Оксана Сыроид быстро закрыла заседание, что стало поводом для провластного большинства требовать ее отставки.
Как объясняла Сыроид, она действовала быстро и прекратила работу ВР в пленарном режиме, поскольку в зал вошли люди в форме, что могло быть военным переворотом.
Провластные фракции утверждают, что она испугалась не попытки силой изменить строй, а что обществу станут известны деструктивные действия депутатов от Самопомощи и внефракционных, поэтому сбежала. И теперь вице-спикер должна уйти в отставку (об этом говорил заместитель председателя фракции Андрей Тетерук в ВР). Сыроид пытаются выставить защитницей Парасюка, сам он тоже воспользовался ситуацией и написал пост в ФБ, где благодарит ее за ее стойкую позицию.
Однако, каждый, кто хоть раз смотрел пленарное заседание, видел, что в зале присутствуют только народные депутаты Украины. У всех остальных – есть свои места. Даже президент, приходя в Раду, не гуляет между рядами, а имеет специальное место. Уважаемые люди, если их приглашают, занимают гостевую ложу в зале. Отведено там место и для членов Кабинета министров – это правительственная ложа. По приглашению гости и министры выходят на трибуну. Пресса работает на балконах. И не стоит делать исключений. Особенно, коллективных.
К примеру, что мешало провести брифинг, или организовать выступление кого-то одного в сессионном зале? Ставки были другие. Прикрываясь войной, АТО, разыгрывалась политическая многоходовка.
Бить кого-то, прячась за мандат, это – низко, и выглядит так, что нравом Парасюка просто воспользовались. Его поведение общеизвестно. «С ногой в сердце», «Непобедимая нога», «Боевой пес» – это не все обидные эпитеты, употребляемые относительно этого депутата. Чтобы спрогнозировать его действия, не надо быть аналитиком.
Требования об отставке Сыроид странным образом совпали с разговорами о возвращении в большинство РПЛ, лидер которой, говорят, давно хочет председательствовать на заседаниях.
Удивила также и медиа-активность президента Петра Порошенко. Он рассказывал о блокаде «ЛНВ/ДНР», вероятных рисках и вызовах. Ругал Парасюка. Хвалил силовиков. Говорил, что Украина как самолет, имеющий два крыла: демократию и порядок.
«И лететь может только, когда ты имеешь два крыла», – сказал он.
Красиво. Правда, крылья, видно, у власти – другие. Это договоренности БПП и НФ, а также ситуативных сателлитов. А двигатель – давление и решалово. Как, к примеру, в случае рассмотрения на заседании антикоррупционного Комитета парламента кандидатов в аудиторы НАБУ от Рады. На нем вчера представители БПП снова лоббировали британца Найджела Брауна.
Браун, кстати, прибыл на заседание, хотя официального приглашения ему Комитет не посылал, как сообщил Егор Соболев. Кроме того, вопроса аудитора НАБУ не было в повестке дня – его внесли с голоса.
Однако Браун – хоть его спрашивали журналисты, общественные активисты и депутаты – не сказал кто его пригласил в Украину и на заседание.
Прийти свободным слушателем он не мог. В здании ВР, где комитеты, строгий пропускной режим.
О том, как Браун узнал о Комитете и пришел на него, не сообщил также член Комитета, нардеп от БПП Иван Мельничук, активно продвигавший и отстаивавший кандидатуру британца: ответил, что не знает. Вероятно, он был бы многословнее, но подошла коллега Татьяна Рычкова, которой только вчера усилились позиции пропрезидентской фракции в Комитете, культурно оборвав разговор.
Еще одного кандидата в аудиторы от ВР, американца Роберта Сторча – заместителя Генерального Инспектора Департамента юстиции Соединенных Штатов Америки, чью кандидатуру рекомендовало посольство США – на заседании не было. Как и в случае февральской попытки продавить провластного кандидата в аудиторы НАБУ, Сторч не знал о том, что вопрос будет рассматриваться и, соответственно, не мог приехать.
Такое давление подтверждает подозрение, что кандидатура Брауна не просто так интересует провластные фракции БПП и НФ. Имеем дело с попыткой лишить НАБУ возможности проводить расследование в отношении топ-чиновников, дискредитировав Агентство и освободив его директора Артема Сытника. По закону уволить главу НАБУ можно лишь по результатам аудита Бюро.
Свою кандидатуру провластные фракции отстаивают и продвигают серьезно. Пока что создается впечатление, что Браун имеет все шансы пройти. Комитет не принял на заседании никакого решения, так как после длительного обсуждения процедурных моментов, поиска формулировки относительно проведения конкурса, споров и конфликтов на глазах у дипломатов и журналистов, не внес этот вопрос в повестку дня – после перерыва не было кворума.
Этот вопрос могут вынести на рассмотрение зала без решения профильного Комитета с голоса, по предложению фракций коалиции. Говорят, голоса депутатов под британца Брауна у власти уже есть.