Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животных, в частности, своим сознанием, целеустремленным и волевым характером. По этому поводу Карл Маркс справедливо утверждал, что самый плохой архитектор лучше наилучшей пчелы потому, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. То есть идеальный образ будущего «дома» возникает задолго до того, как последний будет построен.
Между домом, созданным в воображении, и домом, который должен появиться в реальности, находится пространство волевого действия, без которого воображаемое здание никогда не станет реальным.
В то же время не стоит вульгаризировать волевое действие, сводя все к словам из песни легендарного Виктора Цоя: «если к дверям не подходят ключи – вышиби двери плечом». Во-первых, двери могут оказаться кем-то нарисованными на гранитной скале и, толкая скалу, можно сломать не только плечо, но и рога, а если постараться, то и шею можно себе свернуть. Во-вторых, как показывает опыт, некоторые двери открываются на себя, и чтобы их открыть, приходится делать шаг назад. В конце концов, есть двери, которые лучше держать крепко закрытыми...
Под таким углом зрения ситуация с «блокадой Л/ДНР» является очень показательной, поскольку со всей очевидностью еще раз свидетельствует о полном отсутствии как у высшего политического руководства Украины, так и у абсолютного большинства граждан нашего государства идеального образа будущего. А о стратегии и путях достижения этого идеального образа будущего вообще речь не идет, зато предлагается «пилить гири, они золотые».
Риторика о необходимости освобождения от оккупации украинской земли, восстановлении территориальной целостности Украины, привлечение к ответственности агрессора и т. д. в данном контексте больше напоминает детские мечты вроде «когда вырасту – стану космонавтом».
Безусловно, нужно восстановить территориальную целостность Украины и привлечь к ответственности виновных в агрессии против нашего государства. Однако также нужно осознать довольно простую вещь: предварительный статус-кво не будет восстановлен, мы не выйдем из этой ситуации такими, какими в нее вошли. Итак, желание вернуться в прекрасное прошлое, к тому состоянию, как было раньше, ни в коем случае не будет удовлетворено.
Так, как было, уже не будет. А как будет? К сожалению, ответа на этот вопрос пока нет.
Более того, до сих пор не сформулирован, не сартикулирован, не оговорен и не согласован хотя бы внутри украинского общества ответ на вопрос: а как должно быть? Какой вариант решения проблемы с аннексированным Крымом и оккупированными территориями ОРДЛО является для нас желанным? Какой является приемлемым? Какой категорически неприемлем? На какие уступки и ради чего мы готовы пойти? Чем не готовы жертвовать ни при каких условиях и обстоятельствах? Какой ценой в принципе готовы заплатить и насколько большие ставки мы готовы делать в этой игре?
А главное, нужно смириться с тем, что простого, очевидного, легкодоступного решения этой проблемы нет и быть не может.
Словом, как бы то ни было, но сейчас в своей способности создавать идеальные образы (имеются в виду не «совершенные и идеальные пропагандистские картинки», а умозрительные интеллектуальные конструкции) украинский правящий класс находится значительно ближе к уровню пчелы, чем к уровню архитектора. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, не имея идеального образа будущего украинского государства, отечественные чиновники действуют преимущественно подобно червяку, в которого тычут иглой. Понятно, что при таких условиях траекторию движения определяет тот, кто колет, а не те, в кого тычут, даже если последние затем находят тысячи объяснений, почему двигаться надо именно в этом направлении.