Приусадебный участок жителя с. Калиновка Винницкой области Василия Грибенного напоминает кусочек Голландии, неведомыми судьбами оказавшийся в украинской глубинке. Между покосившимися заборами стоит несколько теплиц, в которых аккуратными рядами растут тюльпаны. За теплицами, рядом со старой сельской хатой, возвышается принадлежащий предпринимателю недостроенный двухэтажный дом.
Грибенный пришёл в цветочный бизнес пять лет назад. До этого он, профессиональный водитель, работал у польского бизнесмена, который занимался продажей в Украине луковиц тюльпанов и оборудования для теплиц. Возя шефа по торгующим рассадой польским фирмам и хозяйствам клиентов, Грибенный невольно погрузился в тонкости бизнеса по выращиванию тюльпанов. И в один прекрасный день решил: хватит работать на зарплату и смотреть, как люди зарабатывают на цветах большие деньги. Надо их зарабатывать самому.
Взятых в кредит 100 тыс. грн хватило на установку двух теплиц и закупку первой партии луковиц. Уже в первый год Грибенный вернул одолженные деньги. «На 8 Марта продал около 7 тыс. тюльпанов. 15 грн, вырученных за каждый цветок, хватило, чтобы рассчитаться с долгами и купить очередную партию луковиц», — объясняет предприниматель.
А доходы, полученные в следующие годы, позволили ему купить машину и начать строительство нового дома. «В нашем деле год кормят два дня: 8 Марта и 14 февраля. Заработать на женском дне 200–300 тыс. грн вполне реально», — рассказывает Грибенный. Главное — не лениться и заранее найти большое количество реализаторов. Продавать цветы через посредников невыгодно, они забирают себе большую часть прибылей.
Несмотря на успешный бизнес, Грибенный пребывает в растерянности. Государство намерено отменить празднование 8 Марта. Если это произойдёт, предпринимателю придётся возвращаться к прежней профессии. «По сути, в бизнесе я занят с ноября по март, в остальное время цветами на жизнь не заработаешь. Если 8 Марта отменят, не знаю, как дела пойдут. Может быть, этот год последний, когда моё дело приносит доход», — сокрушается он.
Институт национальной памяти (ИНП) во главе с Владимиром Вятровичем предложил отменить «советские» праздники — Международный женский день и День международной солидарности трудящихся. Одновременно с этим нерабочими предлагается сделать Шевченковский день — 9 марта и День семьи — вторую пятницу сентября.
Не собираются баловать украинцев и привычным переносом выходного дня на понедельник в случае если праздничный день выпадает на субботу или воскресенье. Исключение предлагается сделать только для Пасхи и Рождества.
Проект закона «О государственных и других праздниках, памятных датах и днях скорби», предусматривающий «перекраивание» календаря, вынесли на обсуждение в феврале. Вятрович надеется успеть декоммунизировать украинские традиции до конца апреля, чтобы уже в этом году празднование Дня солидарности трудящихся ушло в прошлое.
Мы весь, мы старый мир разрушим, до основанья
Возможно, Грибенный несколько преувеличивает. Даже если Верховная Рада решит формально отменить празднование 8 Марта, сделав вместо него выходным 9 марта — Шевченковский день, цветы женщинам из-за этого дарить не перестанут. Как минимум в ближайшие несколько лет. Как показала практика отмены 23 февраля, даже после переноса Дня защитника отечества на 14 октября супермаркеты ещё долго рекордными темпами распродавали в феврале мужскую косметику. Одним словом, время подготовиться к смене реалий будет.
А вот если власти действительно отменят длинный уик-энд на майские праздники, сильно пострадают в первую очередь украинские отельеры и небольшие туроператоры, специализирующиеся на автобусных турах внутри страны.
С другой стороны, сокращение числа выходных дней поможет избежать сезонного спада промпроизводства. Как поясняет аналитик инвесткомпании Adamant Capital Константин Фастовец, из-за длинных январских и майских выходных промпроизводство в эти месяцы, по сравнению с предыдущими, падает на 15–20%.
По подсчётам ИНП, в Украине нынешние 11 праздничных дней за счёт практики переноса выходных могут растягиваться на срок до 20 дней. С учётом предусмотренного Трудовым кодексом отпуска в 24 календарных дня, из которых 18 выпадает на рабочие дни, украинские работники, без учёта суббот и воскресений, отдыхают от 29 до 38 дней в году. Если же число праздничных выходных сократить до 9 и отменить переносы, количество «дополнительных» нерабочих дней сократится до 27–29.
По сравнению с мировой практикой, предложение ИНП тяготеет к золотой середине — количество праздников в других странах составляет от 7 до 18 дней в году, а продолжительность оплачиваемого отпуска — от 5 до 28 рабочих дней. То есть работающие граждане в разных странах отдыхают от 18 до 38 дней без учёта еженедельных выходных.
Работать надо!
Нововведение ИНП горячо поддержали работодатели. «Допустим, трудиться на Пасху и Троицу — грех, но разве грешно трудиться в День Конституции, День независимости и в День защитника отечества? Страна переживает экономический кризис и при этом должна постоянно конкурировать с другими государствами на глобальном рынке товаров и услуг. И если мы хотим жить не хуже стран бывшего Восточного блока, нам нужно быть шустрее соседей», — восклицает гендиректор рекрутинговой компании WORLD STAFF Дмитрий Толмачёв.
Как уже говорилось, отмена выходных 1–2 мая и на практике тянущихся за ними выходных до 9 мая выровняет показатели промпроизводства. По мнению исполнительного директора Центра социально-экономических исследований «CASE Украина» Дмитрия Боярчука, для экономики это даст эффект в виде около 1% дополнительного роста ВВП. Некоторый позитив также почувствуют предприниматели. Уменьшение числа выходных позволит им быстрее получить кредит, оформить документы у нотариуса и попасть на приём к чиновнику. Это также приведёт к некоторому оживлению деловой жизни.
Однако, как отмечает Боярчук, чуда не произойдёт: одним лишь увеличением числа рабочих дней Украину не превратить в экономического тигра. «Для страны куда большей проблемой остаётся низкая производительность труда и чрезмерное регулирование. Ведь предприниматели теряют массу времени и сил, чтобы согласовать вопросы, которые в современном мире сняты с повестки дня или решаются за секунды через электронные сервисы», — объсняет наш собеседник.
Более того, мировая практика доказывает, что сколь-либо существенной взаимосвязи между количеством рабочих дней в году и уровнем развития государств не существует. К примеру, в Индии работникам в год положено лишь 10 дней отпуска и три праздничных выходных, но живут индусы куда скромнее трудящихся Австрии, которым положено 25 дней отпуска и дополнительно 13 праздничных выходных.
Дольше или лучше?
Драйвер развития постиндустриального общества — это технологии, а не промпроизводство. Даже в Украине в последние годы именно IT-индустрия стала наиболее быстро развивающейся отраслью страны. «В Украине IT-сектор растёт на 25% ежегодно, и за последние 10 лет он вырос в 10 раз», — говорит директор департамента инноваций и интеллектуальной собственности Минэкономразвития Елена Минич. Так, в прошлом году выручка от экспорта услуг IT-аутсорсинга составила порядка $2,5 млрд в год и заняла третье место по объёму поступившей в страну валюты после металлургии и агросектора. Стоит напомнить, что в прошлом году Украина свела внешнеторговый баланс с плюсом именно за счёт экспорта аутсорсинговых услуг.
Для постиндустриальной же экономики важно не время, проведённое на рабочем месте, а результат труда. «Куда более эффективным для оживления бизнес-среды станет перевод документооборота в электронную форму. Так может нам лучше сосредоточиться на внедрении электронного документооборота и полноценной цифровой подписи, вместо того чтобы на один день ускорять перекладывание бумажек», — восклицает Боярчук.
Ещё одна проблема — рекомендации Кабмина относительно переноса выходного на понедельник, так же, как и график отработки дополнительных выходных, неукоснительно соблюдают только госструктуры с пятидневной рабочей неделей.
Для большинства же частных компаний утверждённый Кабмином график выходных носит лишь рекомендательный характер. Компании, которые не могут остановить свою работу, в праздничные дни переходят на посменный или скользящий график и ведут суммированный учёт рабочего времени. За работу в выходные могут дополнительно доплачивать или предоставлять отгулы. «Если специфика деятельности предприятия предполагает работу по субботам, то сотрудники будут придерживаться этого графика вне зависимости от праздников. А к рекомендованной отработке по субботам в большинстве компаний подходят выборочно, зачастую оставляя за сотрудником право самому решать, в какой из дней выходить», — объясняет HR-директор рекрутинговой компании Dopomoga group Наталья Собчук.
А в компаниях с иностранным капиталом зачастую «синхронизируют» праздники или периоды отпусков с материнскими структурами — например, отмечают Рождество в конце декабря или полным составом на две недели уходят в отпуск во второй половине июля. Одним словом, на корпоративном секторе «перекраивание календаря» отразится минимально или вообще никак.
То есть, если оставить за скобками вопрос идеологии, сокращение количества праздничных дней вряд ли можно оправдать экономической целесообразностью.
Более того, идея ИНП во многом смахивает на предложение правительства Николая Азарова несколькими годами ранее продлить рабочий день или сделать субботу рабочей. Заставив украинцев в 2017 году проработать на несколько дней больше, можно добиться занижения сравнительной базы и благодаря этому по итогам года продемонстрировать неплохой экономический рост, чтобы затем представить его международным кредиторам как показатель действенности происходящих в стране реформ.
Как при Азарове, так и сейчас государство пытается бороться с последствиями низкой конкурентоспособности украинской экономики, а не с её причинами. Для роста ВВП куда более существенны вопросы притока капитальных инвестиций, обновления производственных фондов и удешевления кредитов. В этом плане чиновники бизнесу пока помочь не могут.