Главная
Лицом к предпринимателям или минимизаторам?
Неожиданно, но факт: принципиальный Николай Азаров пошел на серьезную уступку бюджетным «кровосисям». Кабмин таки передал в парламент законопроект (№8521 от 16.05.2011 г.), который в случае принятия возобновит не только возможность существования сотен тысяч субъектов предпринимательской деятельности, но и одну из самых распространенных в Украине схем минимизации налогообложения. Речь идет о возвращении предприятиям возможности включать в валовые затраты оплату товаров и услуг, приобретенных у плательщиков единого налога. Списывать такие платежи на издержки запрещает Налоговый кодекс, но Азаров с Ярошенко решили подправить главный налоговый документ и предлагают изъять из него, в частности, и этот пункт. Кроме того, законопроект содержит еще несколько интересных норм. Например, вводит дифференциацию налогоплательщиков. Их предлагают разбить на три категории. Первая будет платить 10—100 грн. (вместо 20—200 грн., согласно действующему законодательству); ставки для другой категории остаются неизменными — 20—200 грн.; а для третьей — 3 и 5% дохода в зависимости от уплаты или без уплаты НДС.
Изменения в Налоговый кодекс поданы за подписью министра финансов Федора Ярошенко, хотя на самом деле его настоящим инициатором является именно Николай Азаров. Принимался документ в очень короткие сроки без виз других министров.
В Минфине вряд ли толком посчитали, сколько может стоить госказне такая инициатива, да и, как утверждают бывшие руководители министерства, оценить потери практически невозможно. К тому же сейчас их легко спрятать за заявлениями о существенном улучшении экономической ситуации в стране, подкрепленными результатами сокращения дефицита Пенсионного фонда и выполнения бюджета, о которых отчитывается налоговая администрация, а также оптимистичными прогнозами руководителей страны. Поступления в Пенсионный фонд в январе-марте 2011 выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23% до 30,9 млрд. грн., а доходы сведенного бюджета увеличились в 1,4 раза до 80,5 млрд. грн. Виктор Янукович пообещал, что по итогам года страна выйдет на бездефицитный бюджет, хотя запланированный показатель недоимки — 3,5% ВВП. Азаров прогнозирует дефицит государственного бюджета 2,5%.
Показатели, действительно, привлекательны, но можно ли считать, что именно они обусловили появление законопроекта? Мол, у правительства появились дополнительные ресурсы, почему бы не дать послабление малому и среднему бизнесу с расчетом на улучшение имиджа в глазах избирателей?
На самом деле причину стоит искать не в финансовой плоскости. Ею также не будет акция протеста против Налогового кодекса, организованная оппозицией под названием «День гнева». Вряд ли 500 человек, которые собрались под стенами Верховной Рады и Кабмина, могли принудить господина Азарова сделать такой реверанс в сторону отечественных предпринимателей. Предлагая этот законопроект, глава правительства в первую очередь руководствовался собственными политическими интересами. Азаров понимает бесперспективность своего профессионального будущего: в статусе главы правительства он, скорее всего, проводит последние месяцы, если не недели.
Николай Янович уже получал лично от президента предложение найти замену недостаточно компетентному для поста министра финансов, по мнению главы правительства, Федору Ярошенко. Однако перспектива потерять едва ли не последнего надежного подручного в правительстве настолько не устроила премьера, что он вынужден был во время апрельской беседы с Януковичем занять принципиальную позицию вроде «мы пойдем только вместе».
Обошлось пока потерей другого министра, но вряд ли глава государства, у которого, как известно, очень хорошая злая память, простит такое ослушание. Тем более что возраст и наличие большого количества более влиятельных кандидатов на премьерское кресло делает шансы действующего премьера остаться в главном кабинете на ул. Грушевского призрачными.
Как премьер Азаров долгое время был щитом для Януковича, защищая его от критики и принимая большую часть негатива неудачных реформ, и будет преувеличением утверждать, что Азаров это делал по собственному горячему желанию. По данным ZN.UA, его антирейтинг, согласно результатам закрытых социологических исследований Банковой, сегодня самый высокий среди действующих политиков («минус» 74 пункта), превышающий даже тимошенковский («минус» 71 пункт).
Позиция «козла отпущения» за просчеты и неудачи всей ПР-команды, на фоне тотального секвестра премьерских полномочий, судя по всему, надоела премьеру. Предлагая законопроект, к которому будут серьезные вопросы как со стороны президента, так и со стороны влиятельных регионалов, Азаров, похоже, преследует две цели. Во-первых, демонстрирует характер и то, что он все-таки — самостоятельная политическая единица. Во-вторых, играется с претендентами на премьерское кресло в «сапера», раскладывая бомбы замедленного действия, на которых позже наследники подорвутся. Другими словами, ухудшает жизнь своим коллегам уже сегодня, создавая выгодную для себя базу сравнений на будущее.
Законопроект, представленный Кабмином в Верховную Раду, в случае существенного сокращения налоговых поступлений, которые он потенциально может вызвать, затрагивает интересы многих, в том числе и очень влиятельных фигур в лагере «голубых». Например, вице-премьера Сергея Тигипко, который, в случае утверждения документа, утратит хорошую возможность отчитываться о сокращении дефицита Пенсионного фонда, одновременно критикуя отношение власти к предпринимателям и зарабатывая на всем этом политические висты. Или другого, более влиятельного вице-премьера Бориса Колесникова, которому и так не хватает средств на финансирование таких масштабных потребностей Евро-2012. Или даже первого вице-премьера Андрея Клюева, которому не будет хватать денег на уже запланированные супермасштабные инвестиционные проекты. Не потому ли в парламенте, кажется, не очень обрадовались возможности немного возобновить рейтинг Партии регионов, оперативно поддержав потенциально популярный законопроект. Нардеп Виталий Хомутынник, вместо того чтобы «взять под козырек», уже разослал в правительственные инстанции парламентский запрос с требованием дать официальный анализ влияния принятия изменений в Налоговый кодекс на государственные финансы.
Кроме того, в принятии законопроекта однозначно не заинтересованы те регионалы, которые отстаивают интересы конвертационных центров (так называемых ям). Ведь если документ будет принят в том виде, в котором он зарегистрирован, то это приведет, как отмечают осведомленные наблюдатели, к существенному падению спроса на конвертационные услуги. Сейчас их цена — 9—12% суммы, которую обналичивают. Если законопроект примут, то весь средний и малый бизнес снова перешел бы на схему «обнала» через СПДшников. Стоит она намного дешевле — максимум 5%. Поэтому, для того чтобы лоббировать интересы конвертационных центров, их патроны будут пробовать либо убрать из проекта закона норму об отмене ограничений на отнесение на затраты платежей в пользу плательщиков единого налога, либо будут добиваться повышения ставки единого налога с 5% до 8—10%.
С раздражением восприняли появление законопроекта и на Банковой, ведь президент пообещал в этом году повысить социальные стандарты, и вряд ли будет ставить подпись под документом, который легализирует минимизационную схему. Причем Николай Азаров, насколько известно ZN.UA, не захотел даже слушать аргументы Ирины Акимовой, напомнив, что «это не вашей отставки требуют на площадях». Кроме того, Николай Янович сослался на достаточность полномочий главы правительства принимать соответствующее решение и предложил Ирине Михайловне в случае несогласия использовать право президента на вето.
Очевидно, администрация президента будет пытаться заблокировать законопроект еще в парламенте, так как все же ветировать закон, который дает возможность легче дышать предпринимателям — очень непопулярное действие. Но окончательного решения еще нет. Именно поэтому, похоже, за дело взялся «директор ВР» Андрей Клюев.
Обработка законопроекта народными избранниками началось сразу, как только он попал в Раду (16 мая). Через несколько часов после обнародования он неожиданно исчез и опять стал доступным на сайте Рады только через два дня.
Не исключено, что парламент все же примет закон об изменениях в Налоговой кодекс в части упрощенной системы налогообложения, но это будет не законопроект, поданный Кабмином. Альтернативой для парламентариев является проект закона, подготовленный главой комитета Верховной Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики Натальей Королевской. В этом документе она также вводит диференциацию налогоплательщиков на пять категорий, но нормы об отмене ограничений на отнесение платежей «упрощенцам» на издержки там нет, что делает этот документ намного более компромиссным, нежели минфиновский. Однако уже сегодня очевидно, что компромиссы во властном лагере достигаются все сложнее. То ли еще будет…
Комментарий
Иван ЧАЛЫЙ, редактор «EL-бухгалтер», эксперт «Центра Либермана»:
— В целом законопроект можно оценить весьма положительно. Если он будет принят в том виде, в котором обнародован на сайте Верховной Рады, то феномен единоналожия в нашей стране вступит в эпоху ренессанса. Правда, трудно сказать, устроит ли это наших международно-валютно-фондовых кредиторов.
Несложно понять и то, что новые нормы кодекса не принесут радости придворным «конвертаторам». Ясно также, что новый регламент единоналожия вряд ли будет способствовать увеличению поступлений в бюджет. Именно поэтому многие мои коллеги сомневаются, что законопроект дойдет до второго чтения и президентского подписания в том виде, в каком он был первоначально зарегистрирован.
Кроме хороших вещей, о которых уже много было сказано, я бы отметил три момента, которые могут быть оценены негативно и стать проблемными:
1. По сравнению с действующей ныне системой налогообложения налоговая нагрузка на некоторых единоналожников существенно увеличится. Связано это будет с их переходом от уплаты абсолютной суммы налога к обложению оборота по процентной ставке.
2. Разнородные критерии отнесения единоналожников к разным категориям (по признаку места реализации, вида оказываемых услуг, налогового статуса контрагентов) могут сыграть злую шутку с теми, кого угораздит подпасть одновременно под несколько критериев. В таких ситуациях наверняка предприниматели столкнутся с фискальным произволом местных налоговиков.
3. Правило обязательной НДС-регистрации для двух категорий единоналожников, скорее всего, приведет к неразберихе: кому и как станут выдавать НДС-свидетельства налоговики, одному Богу известно. Принимая во внимание нынешнее драматичное положение дел в этой сфере, сложно, скажем, представить себе процедуру спокойного «освидетельствования» тех единоналожников, которые изберут 5-процентную ставку налога.
- Информация о материале
Как работает репрессивная машина
То, что украинские правоохранители круто поменяли свою методику работы с народом, стало понятно сразу же после прошлогодних президентских выборов и победы на них Виктора Януковича. И эту «реформу» Президент вполне может записать в заслугу как своему куму-генпрокурору Виктору Пшонке, так и главе СБУ Валерию Хорошковскому и, конечно же, министру внутренних дел Анатолию Могилеву. В высоких кабинетах силовиков происходящее называется просто «наведением порядка», хотя «беспорядком оранжевых времен» (а на самом деле банальной попыткой власти хоть как-то приблизить милицию к народу) вовсю пользовались сами «регионалы», когда были в оппозиции. Ведь никто и никогда сторонников Партии регионов не выгонял ни с донецкой площади Ленина в 2005-м, ни с того же столичного Мариинского парка в 2006-м (в обоих случаях «бело-голубые» спокойно развернули там многомесячный палаточный городок), ни с киевского Майдана или площади под Центризбиркомом все пять «страшных оранжевых» лет. Но в 2010-м Янукович все вернул на уже изрядно подзабытые с кучмовских времен круги своя — нынче практически не проходит и дня, чтобы подчиненные Могилева не засветились в разных уголках страны, разгоняя какую-нибудь оппозиционную акцию.
Впрочем, «с холодным сердцем» пресекается любое скопление народа: будь то политический протест, как в случае с недавней погрузкой в милицейские микроавтобусы нескольких участников малолюдного Дня гнева в Мариинском парке, так и совершенно неполитические и спонтанные народные выступления, спровоцированные самой же властью. Например, как это было во время демонтажа ряда торговых лотков в понедельник на рынке «Лесном» в Киеве — торговцы попытались было сопротивляться незаконному, на их взгляд, сносу своих МАФов, но тут же их оперативно утихомирил «Беркут», а с десяток самых активных «возмутителей спокойствия» оказались в кутузке за неповиновение милиции. При этом омоновцы в последнее время справляются настолько хладнокровно и умело, что сами же и подтверждают слухи о том, что теперь ставка в «Беркуте» сделана на опытных бойцов, прошедших крещение в Косове в составе украинского миротворческого контингента ООН. Безусловно, оппозиция сгущает краски, заявляя, что на дворе в Украине — «новый 37-й». На деле обычное скатывание страны к полицейскому государству семимильными шагами, и эту тенденцию фиксируют на самом высоком уровне и США, и Евросоюз.
Шесть лет назад ПР везде и всюду трубила о «тысячах жертв оранжевых репрессий», но после первого меморандума Виктора Ющенко с Виктором Януковичем осенью 2005-го, в результате которого неприкосновенность получили все, имеющие в кармане мандат хоть какого-нибудь местного совета, разговоры о «репрессированных» потеряли любой смысл. А дает ли власть повод говорить о каких-либо репрессиях нынешнего «бело-голубого» режима? Вопрос просто риторический, и сколько бы власть не камуфлировала аресты оппозиционеров под борьбу с коррупцией, факт остается фактом — в СИЗО сидят три министра Кабмина Юлии Тимошенко (четвертый — экс-министр экономики Богдан Данилишин — избежал ареста только благодаря выезду в Чехию, которая, предоставила этому «коррупционеру» политическое убежище), а также ряд бывших высших должностных лиц Гостаможни и «Нафтогаза» (все они проходят по «газовому делу», которое некоторые называют элементарной местью Дмитрия Фирташа). А на саму экс-главу правительства открыто целых три уголовных дела, которые хоть и рассыпаются на глазах у публики, но позволяют Тимошенко ходить на допросы в Генпрокуратуру как на работу почти в ежедневном режиме и не позволяют лидеру оппозиционной «Батькивщины» ездить по стране, а также за границу (Юлия Владимировна — трижды «невыездная», так как по каждому из трех дел с Тимошенко взята подписка о невыезде).
Но вся эта работа украинской репрессивной машины уже не впечатляет украинское общество. Привлечь его внимание способен лишь экстраординарный поступок самого репрессированного. Как, допустим, в случае с Юрием Луценко — общественность уже стала забывать о том, что экс-министр до сих пор находится в СИЗО (как совершенно забыла о пребывании под арестом бывшего и.о. министра обороны Валерия Иващенко, который после многомесячного пребывания в камере стал жаловаться на потерю чувствительности стоп обеих ног, или экс-главы Минэкологии Георгия Филипчука, чей скорый выход на свободу анонсировал сам первый замгенпрокурора Ренат Кузьмин еще два месяца назад, но экс-министр по-прежнему в СИЗО). Вернул к себе внимание общественности самолично экс-глава МВД, почти месяц назад начав бессрочную голодовку, которая таки поспособствовала переводу Луценко из камеры в палату больницы скорой помощи. Но если бы состояние его здоровья не было таким критическим, внимание общественности все равно неумолимо сошло на нет.
А что говорить о работе репрессивной машины в регионах и ее влиянии на общественное мнение. Рядовые граждане в других областях мало что знают о положении дел даже в эпицентре «борьбы с коррупцией» — Крыму. Хотя там есть свой вип-арестант — бывший спикер Верховной Рады АРК и действующий депутат крымского парламента от ПР Анатолий Гриценко. А о том, что арестованный в прошлом году экс-мэр Немирова (Винницкая область) Виктор Качур уже получил в суде тюремный срок, знают далеко не все жители Виннитчины. Как и о пребывании в СИЗО бывшего градоначальника Каменец-Подольского (Хмельницкая область) Анатолия Нестерука — на Хмельнитчине. И прорвать информационную блокаду вокруг ареста Нестерука не смогли ни перекрытие жителями города международной трассы и моста, ни другие протесты и митинги, ни несколько тысяч подписей горожан под обращениями к Президенту и генпрокурору с требованием выпустить на волю популярного в Каменец-Подольском бывшего градоначальника.
Правда, иногда из СИЗО все же выпускают, как это произошло с лидером фракции Блока Черновецкого в Киевсовете Денисом Комарницким. И решение об изменении меры пресечения с содержания под стражей на подписку о невыезде обвиняемому в разбойном нападении Комарницкому принял просто следователь Генпрокуратуры, ведущий дело. «Следствие по делу завершается, и дело в ближайшее время будет направлено в суд», — мотивировал свои действия относительно выпуска Комарницкого на свободу сотрудник ГПУ. Как ни странно, в других делах на такой гуманизм следователи почему-то не решаются — ни завершение следствия, ни обострение в камере СИЗО болезни арестанта, ни то и другое вместе взятое не могут поколебать решимость абсолютного большинства правоохранителей. Может, Комарницкому просто попался следователь-филантроп? Или, что намного вероятнее, покровители Комарницкого банально договорились с властью «снять пресс» в обмен на что-то ценное? Или у данного следователя появились более важные задачи, например, таки упрятать в кутузку одного из реальных конкурентов главы КГГА Александра Попова на мэрских выборах Виктора Пилипишина? Как ни парадоксально, но все эти три версии в нынешних украинских реалиях имеют право на существование и даже могут подтвердиться одновременно.
- Информация о материале
Лживое чудовище по имени Конституция Украины
Студентов юрфака не учат писать законы, или хотя бы критически относиться к ним. Именно поэтому я 15 лет смотрела на Конституцию Украины глазами моих учителей. Они часто повторяли нам: «Вы – юристы, элита и будущая власть!». Такая уловка усыпила бдительность моих одногрупников. Мы приняли как должное, что Власть Элиты неизбежна. А в Конституцию верили, как в святую Библию, не сомневаясь в ней ни секунды. Мы лишь вздыхали: «Не выполняется, зараза! А так хорошо написана!». Но очень немногие замечают, какое чудовище скрывается в тонкой книжице с тризубцем на обложке. Мне понадобились годы опыта, чтобы понять настоящую суть этого документа.
Главный обман Конституции в том, что «единственным источником власти является народ Украины». В реальности же все полномочия принадлежит Президенту и Верховной Раде. Эти две силы назначают чиновников на все ключевые государственные посты. В их руках – судьбы:
- Генерального прокурора Украины;
- Премьер-министра и Кабинета министров;
- всех глав местных госадминистраций;
- всех судей Украины, в том числе судей Конституционного суда;
- Главы Нацбанка и членов его Совета;
- Главы и членов Счетной Палаты, контролирующей выполнение бюджета;
- Главы и членов Национального совета Телевидения и Радиовещания;
- Членов Высшего Совета Юстиции.
Народ никак не влияет на приход и увольнение судей, прокуроров, министров. Более того, мы не можем «уйти» даже Президента. В конституционно закрепленной процедуре импичмента народные депутаты «забыли» прописать участие народа. Вопрос отставки Главы государства Верховная Рада решает без нас. И участие Конституционного Суда не делает эту процедуру более «народной». Ведь КСУ на 1/3 состоит из людей Президента, а еще на 1/3 – из людей по протекции самой ВРУ.
Второй обман в том, что вся власть разделена на 3 ветки – законодательную, исполнительную и судебную. И каждая ветка формируется и контролируется при участии двух других веток, что якобы делает правление честным и сбалансированным. Например, те же судьи КСУ назначаются, на первый взгляд, разделёнными ветками власти. (По 6 судей – от Президента, ВР и съезда судей). Однако, судьи Съезда (их тысячи), как впрочем и все судьи Украины, назначаются Президентом и Верховной Радой. А последняя даже выдает согласие на арест неугодного судьи. Другими словами, судебная «ветка» так сильно зависит от двух других «веток», что не может решать свои дела раздельно от них. Вероятно, съезд судей выберет судьями КСУ тех коллег, которых им укажут Президент и ВР. А значит никакого разделения власти нет.
Еще смешнее формируется Высший совет юстиции (ВСЮ), который должен следить за «чистоплотностью» судейского корпуса. Из 20 членов ВСЮ относительно независимы лишь шестеро(3 – от съезда адвокатов, и 3 – от съезда представителей юридических ВУЗов). Остальные 14 членов, по сути, назначаются по протекции ВР и Президента. И вот почему:
- 4 кандидатуры дает Президент (3 + назначенный Президентом Генпрокурор, который по своей должности входит в состав ВСЮ);
- 3 – Верховная Рада;
- 3 – съезд судей (а я уже указала, кому все судьи обязаны своим назначением);
- 2 – Всекураинская конференция работников прокуратуры (порядок назначения и увольнения прокуроров определяет Генпрокурор, назначенный Президентом).
И еще 2 члена входят в состав ВСЮ в силу своей должности: Министр юстиции и Глава Верховного суда. Оба приходят к своей должности не без помощи Президента и парламента. Глава Верховного Суда, прежде всего, судья, назначенный, как и все судьи: в первый раз Президентом, во второй раз (бессрочно) – Верховной Радой. А Министр юстиции может быть в любой момент уволен Президентом Украины. Так что нет у нас разделения власти, хоть ты тресни!
И вот вам еще один пример. Партия Регионов поддерживала на выборах Президента Януковича. После победы «своего» кандидата депутаты ПР продолжают поддерживать Виктора Федоровича в Верховной Раде. Так, где же вы видите разделение законодателей (депутатов) и исполнителя (Президента)? Им подчинено всё: пресса, телевидение, суды, армия, милиция, спецслужбы, бизнес.. любое предприятие и любой человек.
И после этого первые лица страны говорят нам, что они хотят бороться с коррупцией?! Как они могут хотеть этого, когда корень коррупции – они сами?! Если народ действительно источник власти, он должен сам выбирать всех судей. А Президент и ВР не должны вмешиваться в это, как, кстати, и во многое другое.
Задумайтесь как следует, почему Президент имеет право амнистии, а миллионы людей – нет? Народ также не может собрать Всеукраинский референдум по налоговым и бюджетным вопросам. Представляете, позволить нам самим выбирать, какие налоги нас устраивают?! Или дать нам право планировать бюджет? Тут бы мы и урезали депутатские зарплаты – с 50 000 гривен до 3000! И почему депутаты имеют прямое право распределять бюджетные средства, а мы – нет? В отличие от депутатов, мы свою работу не прогуливаем. К тому же платим налоги, которые составляют львиную долю всех бюджетов. Так неужели мы не можем распоряжаться этими деньгами? Я не предлагаю простым людям полностью подменить собой госслужащих. У нас хватает своих забот. Я говорю лишь о равных возможностях управления для людей и чиновников.
В итоге Власти оставляют нам (вместо цивилизованных методов защиты наших интересов) только одну альтернативу – революцию. Но мы не хотим насилия, просто - верните нам наши права! Мы вправе писать и подавать свои законопроекты, в том числе и проекты Конституции. Наше право – уволить Президента и любого чиновника, если они нас не устраивают. Мы можем даже принимать законы на Всеукраинском референдуме, если депутаты затягивают их принятие. На том простом основании, что источник власти – мы.
Нас пытаются убедить, что народную власть никто не отбирал. Якобы местные советы – это органы самоуправления. Однако, между местными администрациями и местными советами принято обмениваться полномочиями… И большинство наших полномочий давно «делегированы» госадминистрациям, которые контролирует Президент.
Но нет худа без добра. Народу Украины просто пора поверить в ненужность централизованного правления. Как можно было отупеть до такой степени, чтобы вручить кучке крикунов все нити нашего существования? Вседозволенность портит самого золотого управленца.
Выход есть. Мы можем мирным путем лишить чиновников их власти и денег. Мы не должны позволять загонять нас на заводы и платить нам копейки. Не должны отказываться от своего малого бизнеса, поскольку мы – хозяева своей страны. Да проснитесь же, не спите, хватит стоять на бестолковых митингах, которые сама же Власть для нас и устраивает! Просто собирайте Всеукраинский референдум, пишите свои проекты Конституции. Не ждите, пока это сделают за вас депутаты. Поверьте, так мы скорее решим нашу проблему.
- Информация о материале
Cвоя труба ближе к газу
Начало мая ознаменовалось серьезными успехами российского «Газпрома» в продвижении на европейские рынки сбыта. Прежде всего, с опережением графика был закончен монтаж подводной (по дну Балтийского моря) части первой нитки газопровода «Nord Stream» («Северный Поток»).
Cправка: Газопровод «Nord Stream» – российско-немецкий проект, ориентированный на потребителей Германии, Великобритании, Нидерландов, Франции и Дании, с которыми «Газпром» уже подписал долгосрочные контракты о поставках газа по будущему газопроводу. Ключевым партнером Газпрома в реализации данного проекта является Германия. Газопровод прокладывается по дну Балтийского моря и свяжет напрямую территорию РФ и ФРГ; его протяженность составляет 1,22 тыс. км, мощность – около 55 млрд. кубометров в год. Начало первой очереди – 2009 год, второй – 2012 год.
Ожидается, что в самое ближайшее время пройдут испытания газопровода – пробная перекачка небольших партий российского газа; контрактные поставки в Европу могут начаться уже осенью, а с начала 2012 года первая нитка заработает на полную мощность – 27.5 млрд. кубов в год. Выход на плановую мощность – 55 млрд. кубов ожидается с 2015 года. С самого начала строительства «Nord Stream» он позиционировался Россией как альтернатива традиционным путям транспортировки газа – через Украину и Белоруссию. А по мнению американских дипломатов в Москве (изложенному в депешах, «засвеченных» сайтом Wikileaks и обнародованных в шведской газете «Dagens Nyheter») газовый конфликт между Россией и Украиной в 2009 году был развязан специально, чтобы показать Европе, как может выглядеть ситуация без «Северного потока».
Изначальные реакция Киева и Минска на проект «Nord Stream» были предсказуемо негативными, но, в то же время, в значительной степени снисходительно-ироничными – Виктор Ющенко и Александр Лукашенко в очередной раз недооценили пробивной силы Кремля, опирающейся не только на убедительные аргументы, но и на убеждающие «нефте- и «газодоллары». Политики и эксперты Киева и Минска, отражавшие официальную позицию своих властей, характеризовали проект как «блеф», ну а Александр Лукашенко в свойственной ему манере, как обычно, упустил шанс промолчать, назвав «Nord Stream» «Самым дурацким проектом России».
Однако, поставив стратегическую цель, Владимир Владимирович редко считается со средствами. Затянувшиеся экономические споры России с Финляндией (по таможенным сборам на импорт финской древесины) и Швецией (по квотам на вылов рыбы) были решены де-факто на условиях северян. Но в ответ (если скептически относится к официальным заявлениям типа «одно к другому не имеет отношения») Хельсинки и Стокгольм провели повторные экологические экспертизы проекта прокладки трубопровода по дну Балтийского моря, которые (в отличие от «предварительных» исследований) показали полную безопасность «Nord Stream».
При этом на фоне столь масштабных quid pro quo учредители проекта не забывают и о самых мелких потенциальных субъектах возможных судебных тяжб. Так в начале нынешнего года представители «Nord Stream» предлагали польским рыбакам по 3-5 тыс. евро за отказ от будущих исков, а Организация Рыбных производителей и Ассоциации морских рыбаков (обе – Польша) получили суммарно 80 тыс. евро с формулировкой «на осуществление деятельности».
Возвращаясь из небольшого и далеко не полного, но поучительного исторического экскурса к сегодняшним реалиям, можно попробовать ответить на вопрос – серьезно ли подрывает наличие «Nord Stream» транзитный потенциал Украины? Позицию «Газпрома» озвучил руководитель газового холдинга Алексей Миллер. По его словам, транзит газа в Европу через Украину и Белоруссию не будет означать прекращения или существенного сокращения поставок по традиционным наземным маршрутам. «Так вопрос не стоит. Эти поставки будут осуществляться по новым контрактам, для новых потребителей».
Газ по «Nord Stream» действительно пойдет по новым контрактам, так что, строго говоря, убытков Украина вроде бы не понесет. А упущенная выгода? Ведь мощность украинской Газотранспортной системы (ГТС) вполне позволила бы перекачать весь газ, предназначенный для первой нитки «Nord Stream», а при условии модернизации – и все 55 млрд. дополнительных кубов.
С другой стороны, Россия активно наращивает поставки газа в постепенно выходящий из кризиса Евросоюз. Так поставки российского газа в Европу в апреле 2011 года превысили на 21% показатели апреля прошлого года, при этом российский газовый монополист взял твердый курс на дальнейший рост экспорта газа в западном направлении. И это при том, что уже сегодня Европа на 41% зависит от поставок газа из России.
Явным симптомом грядущего увеличения поставок в Европу служат обнародованные планы «Газпрома» по значительному увеличению емкости своих подземных хранилищ. В 2015 году их объем должен составить около 4,9 млрд. кубометров, а в 2016 – 6,5 млрд. кубов. При этом «Газпром» является оператором газовых хранилищ в Австрии, арендует емкости для хранения в Британии, Франции и Германии, а также строит крупный газовый терминал в Сербии. Можно ожидать, что продолжится прерванный еще в президентство Леонида Кучмы диалог по украинским газовым хранилищам.
Исходя из газовых планов России, можно рискнуть утверждать, что модернизация украинской ГТС является абсолютно самостоятельной проблемой на уровне национального среднесрочного стратегического планирования, а не конкурентным проектом российского «South Stream» («Южный поток») как это представляет украинской общественности официальные лица. Например, министр топлива и энергетики Юрий Бойко заявил: «Чем больше мы будем модернизировать свою ГТС, чем больше мы будем открыты, показывать надежность, тем меньше шансов реализоваться «Южному потоку», который направлен на то, чтобы осушить нашу газовую трубу».
Cправка: Газопровод «South Stream» – российско-итальяно-франко-германский проект, который пройдёт по дну Черного моря из Новороссийска (РФ) в Варну (Болгария). Далее его две ветви пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию. Для реализации сухопутной части проекта Россия подписала межправительственные соглашения с Австрией, Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Румынией, Словенией и Хорватией. Планируемая мощность «South Stream» – 63 млрд. кубометров газа в год, ввод в эксплуатацию намечен на 2015 год.
В качестве наиболее яркого свидетельства того, что модернизация украинской ГТС не является альтернативой «South Stream», можно привести тот факт, что Россия готова (вместе с Евросоюзом) участвовать в этой модернизации; т.е интерес РФ к украинской трубе не зависит от конъюнктуры транзитных возможностей. А пользу того, что грядущую прокладку «South Stream» можно считать практически свершившимся фактом, свидетельствует вхождение в консорциум «дочки» немецкого химического гиганта BASF Wintershall (на 15% уставного капитала). Нелишне напомнить, что в «Nord Stream» BASF владеет долей в 15,5%.
Переходя к выводам, необходимо признать, что в рамках существующих трендов Украина к 2015 году потеряет статус монополиста в транспортировке российского газа в Европу, причем нужно исходить из того, что к 2016 году оба обводных газопровода заработают на проектную мощность.
Позитивом являются планы «Газпрома» существенно нарастить поставки газа в Европу уже в ближайшее время, а, значит, без дела украинская ГТС простаивать не будет. Но это еще более остро ставит на повестку дня вопрос ее модернизации, – чтобы компенсировать потерю монопольного положения приобретением конкурентных преимуществ.
- Информация о материале
Депутаты поставили на виртуальный грех
Вчера украинские парламентарии внесли ряд изменений в закон «О запрете игорного бизнеса в Украине». В частности, в определении термина «Игорный бизнес» к электронному (виртуальному) казино добавили два дополнительных близких значения: компьютерные симуляторы и интерактивные заведения. По сути, речь идет о попытке вернуть в правовое поле теневой игорный бизнес, который сегодня процветает в украинских городах под прикрытием интернет-клубов, где украинцы имеют возможность сыграть на электронные деньги в виртуальных казино.
Один интернет-клуб, специализирующийся на такого рода деятельности, по информации «Комментариев» приносит в среднем 70 тыс. грн дохода в месяц. Таких клубов в Украине на начало весны было около 5 тыс. штук. Таким образом, годовой оборот этого теневого рынка составляет приблизительно 4,2 млрд грн в год. Именно эту сумму призваны вернуть государству два термина, добавленные вчера Верховной Радой в закон о запрете игорного бизнеса. Однако эксперты, опрошенные «Комментариями» считают, что новая редакция документа лишь точнее определяет терминологию, не решая при этом саму проблему. Одновременно, каждый из экспертов предложил свой вариант борьбы с этим теневым бизнесом.
Легализация крупного игорного бизнеса
Вице-президент Ассоциации деятелей игорного бизнеса Григорий Трипульский: «По большому счету, этим законом изменена трактовка азартной игры. Это попытка подвести под определение азартной игры организацию интернет-клубов, в которых можно реализовывать азартную игру. Но и до этого закона, если правоохранители усматривали в деятельности владельцев таких клубов организацию азартных игр, – например выплату выигрышей, – то могли возбуждать и возбуждали дела по этому поводу. Королевская попробовала чуть упростить им работу и сделать терминологию более удобной для применения. Не произошло никакой революции в этой сфере. Я не думаю, что после этого начнется массовое закрытие подобных «интернет-клубов». Эту норму закона можно применять к тем людям, которые организуют азартные игры через систему электронных платежей. А организуют их не в Украине. Сервера находятся не в Украине. В основном все эти игровые сайты созданы россиянами и гражданами из ближнего зарубежья. Находятся они все за пределами Украины. Вот и получается, что если я куплю виртуальные деньги – я не нарушу закон. И человек, который мне дает эти деньги – не нарушает закон. Человек, который дает мне доступ к интернету – это также законная деятельность интернет-клубов. А то, на что я трачу эти деньги – это уже мое личное дело. По моему мнению, бороться с этим можно только легализовав игорный бизнес в нормальном цивилизованном виде, и тогда конкуренция сама выдавит эти клубы с рынка. Можно, конечно, блокировать доступ на такие сайты, но у нас этого не делают. Я думаю, по техническим причинам».
Бороться с «точками», а не с джином в виртуальном пространстве
Заместитель председателя правления Интернет ассоциации Украины Александр Ольшанский: «С этой проблемой сталкивались многие страны. И мне кажется, что нужно бороться с рекламой этого явления. Нужно бороться непосредственно с конкретными «точками», а не с джином в виртуальном пространстве. Контролировать что делает человек на своем компьютере – невозможно. Вы же можете пойти на Главпочтамт, сесть за компьютер и сделать ставки в интернет-казино. Это будет незаконно? Бороться с виртуальной частью абсолютно бесполезно, потому что имя им – легион. Этих серверов может быть любое количество. Вы можете запретить открыть клуб, который открыто призывает к игре, но вы не можете запретить человеку прийти домой и включить интернет-казино. Вы понимаете разницу? Это же разница между самогоноварением и промышленным производством спирта. Самогоноварение нельзя запретить – это бесполезно, а промышленное производство спирта можно и нужно контролировать».
Контроль над провайдерами под страхом потери лицензии
Глава Интернет партии Украины Дмитрий Голубов: «Я считаю, что если не на 100%, то на 90% заблокировать доступ к этим сайтам можно. Как это делается? Например, принять новый закон, который будет обязывать интернет-провайдеров под угрозой аннулирования лицензии ежедневно скачивать базу запрещенных IP-адресов, допустим, с правительственного портала и ставить эти адреса в так называемый блок-лист. То есть все клиенты интернет-провайдеров Украины (которых по разным оценкам от 1 до 2 тыс.) автоматически не могут зайти на сайты, IP-адреса которых находятся в «черном списке» Кабинета министров. Технически это сделать можно. Конечно, можно обойти эти «черные списки», используя так называемые прокси-сервера, когда выставляется IP-адрес компьютера другой страны и, естественно, вас пропускают на этот сайт, так как думают, что вы не с Украины. Но это умеют делать порядка 5-7% интернет-пользователей. Это существенно снизило бы посещение таких сайтов и сохранило бы деньги украинцев. Да, мы не в праве запрещать людям играть, но тот, кто хочет играть, сможет обойти запрет. Причем это мировая практика. В Германии борются по такой же системе с порнографическими сайтами. Есть блок-лист, которого все провайдеры придерживаются, страницы из этого «черного списка» у пользователя просто не грузятся. В США даже запрещают у себя регистрировать такие онлайн казино. Согласен, там есть отдельные зоны, где проходят игры, но, в то же время, у нас на каждом углу стоят клубы, и все на это закрывают глаза. Это просто смешно».
- Информация о материале
Полеты во сне и наяву
По версии народного депутата Андрея Сенченко, который в апреле стал основным пилотом-ньюсмейкером, налетавшим в 2010 году на 295 тыс. грн. за счет бюджета (+ 269 (!) тыс. грн. к утвержденному лимиту), авиакомпании, обслуживающие ВР перевозят фантомы народных избранников и выставляют необоснованные счета. По этому поводу бютовец Сенченко уже обратился в Генпрокуратуру, МВД, а также профильный комитет парламента. Последний, по словам его главы, регионала Владимира Макиенко, проводит свое «глубокое расследование этой некрасивой истории» и также готовит материалы для информирования силовиков.
Однако начнем с Андрея Сенченко, передавшего ZN.UA документы, подтверждающие его, прямо скажем, интригующую версию о непорядочности компаний, подконтрольных в том числе известному бизнесмену Игорю Коломойскому.
Итак, Андрею Виленовичу, понятно, не сильно обрадовавшемуся первой строчке в депутатском хит-параде авиатрат, сразу пришла в голову простая мысль: совершить двести полетов в год он не мог просто физически. «Да не устал я настолько, говорит Сенченко. — Это ж надо было практически в день по два раза в облака подниматься». Потому для подтверждения (или опровержения — а вдруг все-таки настолько заработался в округе) собственной мысли, депутат обратился в ГП «Зал официальных делегаций» (ДУС) аэропорта Борисполь. И был несказанно удивлен: директор государственного предприятия В.В.Опанасенко официально насчитал у него на 79(!) полетов меньше. Безусловно, 121 перелет в год за счет налогоплательщика тоже не слишком скромно со стороны бизнесмена Сенченко. Особенно, с учетом прохода через ЗОД, а не общий зал. (Напомним, что один проход депутата через vip обходится казне в 180 грн. Автор не поленилась сложить количество всех депутатских перелетов за 2010 год, и получилось, что господа заглянули в ЗОД 9740 раз, за что государство любезно заплатило 1 млн. 753 тыс. грн.)
Тем не менее для публично скомпрометированного в глазах электората оппозиционера отстоять свой 121 полет, а главное, понять, в чем здесь фишка, стало делом принципа. «Ведь если я летал 121 раз, то почему ВР заплатила компании за 200 перелетов? А если такая же ситуация и у моих соседей по рейтингу? Это ж какие деньги из бюджета уходят?!» На самом деле это логичные и ключевые вопросы в этой истории. И Андрей Виленович оказался довольно категоричен в поисках ответа на них. «Сравнение данных, полученных от аппарата ВР и ГП „Зал официальных делегаций“, позволяет утверждать о существовании преступной схемы разворовывания государственных средств из ВР в пользу группы авиакомпаний ОАО
АК „Днипроавиа“ и АО „Аэросвит“, — утверждает он в своем обращении к компетентным органам. — Так, в общей сумме только за перелеты, которые мною не осуществлялись на протяжении 2010 года и за которые перечислены бюджетные деньги, было украдено 77,6 тыс. грн.».
Продолжая комментировать свою позицию ZN.UA, Сенченко предположил, что схема действует на протяжении нескольких лет и, естественно, была применена не только по отношению к нему. «По моим скромным подсчетам, они украли из бюджета ВР в 2010 году примерно 1 млн. долл.».
Опять-таки: каким образом это стало возможно? Есть несколько версий, рожденных в недрах аппарата ВР, который занимается непосредственно процедурой обеспечения деятельности депутатов, а также в регламентном комитете ВР. Если же взять во внимание еще и механизм контроля за перелетами (а точнее, полное его отсутствие) и попытаться найти некую синергию, то ситуация выглядит следующим образом.
По закону о статусе народного депутата, его перелеты по территории Украины осуществляются бесплатно. Не больше и не меньше. То есть, о том, что за все передвижения депутата платит бюджет, законодатель в 1991 году предпочел умолчать. Оно и понятно… Мог ли он тогда, строго привязанный к округу и основной работе, летающий максимум 10—12 раз в год на сессии ВР, предположить, что в 2004 году в результате политреформы мажоритарная избирательная система будет заменена на пропорциональную (появятся партийные списки), а уже к 2008 году в обращение начнут входить электронные билеты. В результате чего, во-первых, депутаты-списочники окажутся не привязаны ни к какому округу и получат бесконтрольную возможность лететь куда захочу и когда захочу. А во-вторых, не будучи привязанными к бумажному билету (который в случае отказа от полета нужно обязательно сдать), начнут по звонку бронировать билеты в неограниченных количествах по ксерокопиям удостоверений.
По версии аппарата ВР, собственно, и подготовившего данные о перелетах для «рейтинга летунов» (на основе расчетных ведомостей с компаниями-перевозчиками), которые впоследствии были изучены комитетом и обнародованы, именно возможность неограниченной брони и безответственность депутатов (а, по сути, ни регламент, ни закон никакой ответственности не предусматривают) и привели к проблеме. «Депутаты у нас люди занятые, и им трудно планировать свою неделю, — рассказывает работник службы протокола аппарата ВР Валерий Крохмаль. — Поэтому сложилась такая практика, когда их помощники по звонку бронируют сразу несколько билетов на один день. Иногда через нашу кассу, иногда через кассы компаний, которые нас обслуживают. И если раньше при бумажных носителях в случае отказа от полета тот же помощник обязательно возвращал билет в кассу, то при электронном, многие депутаты забывают позвонить кассиру и отказаться от брони. А дальше может быть все просто: депутат не летит, бронь не снята, компания засчитывает его место как занятое и выставляет нам счет. А мы его, конечно, оплачиваем. Ведь в ведомости не указывается, что это: неиспользованная бронь или использованный билет. На самом деле мы давно предлагали парламентариям систематизировать процедуру оформления билетов и контроль за перелетами. Однако для этого нужно внести изменения в законы о статусе народного депутата и регламенте, чего, к сожалению, за эти годы сделано не было».
В то же время Сенченко уточняет: «Насчет брони и безответственности депутатов — это чистая ерунда. Я живу в Крыму. На сессии прилетаю в Киев. В начале каждой сессионной недели мой водитель звонит в службу бронирования (чаще «Днипроавиа», я не пользовался кассой ВР) и заказывает на пятницу билеты на разные рейсы. Если он до вечера среды какой-то заказ не подтверждает, — бронь снимается автоматом. (Кстати, о таком же правиле сообщили и мне в кассе упомянутой компании. — Авт.) Иногда даже, когда перегружено направление, кассир, не дожидаясь среды, снимает бронь. Таким образом, бронь — это только предварительный протокол о намерениях. И повторяю: мой водитель всегда ее подтверждает или нет. Но возникает ключевой вопрос: в силу каких причин компания не выполняла свое же правило и автоматически не снимала бронь, оформленную на народных депутатов?
Дошло до того, — продолжает Сенченко, — что когда я начал сравнивать все выписанные на меня билеты и свой рабочий график, то всплыли перелеты, где не только билеты не бронировались, где я априори лететь не мог, так как был на семинаре или принимал избирателей. У меня есть стопроцентные алиби! Знаете, у меня лично сложилось впечатление, что подобные махинации оказались возможны, с одной стороны, по причине ужасающей халатности аппарата ВР и законодателя, не описавшего четко процедуру и контроль. С другой, в сноровистости авиакомпаний, быстро смекнувших, что на хаосе ВР можно хорошо нагреть руки».
В ходе нашего оперативного расследования выяснились еще некоторые пикантные нюансы взаимоотношений аппарата ВР и компаний Коломойского. Оказалось, что расчетные ведомости поступают в ВР не синхронно. Некоторые «экипажи» тянут месяцами. Поэтому сравнить ведомости всех обслуживающих компаний и выявить двойников работникам аппарата ВР не всегда представляется возможным. Стоит ли удивляться, что в списке Сенченко встречаются данные, где он летал из Киева в Симферополь и обратно по пять (!) раз на день. Самолетами разных компаний, время рейсов которых совпадает.
Глава профильной комиссии Владимир Макиенко в разговоре на заданную тему сразу взял инициативу в свои руки: «Мы начали анализировать расходы ВР с целью экономии бюджета. Вышли на шокирующие суммы любителей полетать. В то же время 200 полетов Сенченко сразу показались странными. Я его регулярно видел на сессиях — со вторника по пятницу. Ну, действительно, 200 полетов — нереальны! Что, собственно, и подтвердил ЗОД. Сейчас внимательно изучаем счета авиакомпаний и тему брони.
Почему это происходило? Если по халатности, то тогда — по чьей? Что, кассиры не видели, что они делают, продавая три билета в один день в одни руки? Или просто выполняли команду руководства: «Вы давайте-давайте — за все заплатят». Плюс невыкупленные билеты можно продать и второй раз.
Что это — пробел в законодательстве (законе о статусе и регламенте ВР), о котором все преступно молчали, мол, не мои ж деньги — бюджета?.. Или это умышленный вывод государственных средств в интересах частной компании? Сколько там работало людей, мы сейчас выясняем. Пока же я могу сказать одно: в этой истории не все очень красиво. Это бюджетные деньги. Этой истории уже несколько лет.
На этот раз она не умрет: результаты расследования передадим в Генпрокуратуру. Интересно, что сейчас количество полетов резко снизилось: за последний месяц — в семь раз! Подумайте только — те же депутаты и такое падение».
До последнего момента выхода номера в печать мы ожидали обещанного звонка заместителя председателя правления «Днипроавиа» Сергея Криворотченко. Который, собственно, и мог бы прокомментировать обвинения Андрея Сенченко, предположения Владимира Макиенко, а также раскрыть тонкости механизмов брони для депутатов и взаиморасчетов по договору с ВР. Однако на связи появился помощник генерального директора компании «Аэросвит» (партнер «Днипроавиа» по альянсу) Сергей Куцый, который коротко проинформировал: «Депутаты покупают билеты в кассе или через агентство, которое работает в ВР и в других местах. Агентство, в свою очередь, заключает договор с авиакомпанией и продает билеты. Я знаю, что у других депутатов аналогичные проблемы. Например, в Симферополь у нас три-четыре рейса в день. Бывает так, что депутаты бронируют билеты с одновременной покупкой на несколько рейсов в день, не зная, когда он точно полетит. Это все переправляется в „Днипроавиа“ и компания выставляет счет ВР по факту купленных билетов. Есть еще один нюанс: билет клиенту оформляется только в случае оплаты и предъявления документа. С депутатами другой случай — платит Рада. Что касается документов, то в ходу ксерокопии. Я не знаю, как в конкретной ситуации с Сенченко, но в кассах депутатов знают. Там есть копии их документов. В случае необходимости он звонит и бронирует билет. Или отменяет. Я не знаю взаимоотношений Сенченко с кассами, где он покупал билеты. Что произошло в этой ситуации и почему его бронь не отменяли (если он звонил, конечно) — тема для следствия. И если это будет выясняться через следственные органы или суд — это совершенно нормальное явление».
Кому верить в итоге — вопрос. Потому как проверить ничего не возможно. Реестра полетов в аппарате ВР нет. Учета брони и ее отказа — тоже. Компании, по некоторым данным, архивы уничтожают… Так или иначе, заявление Сенченко — у генерального прокурора и министра МВД. Комитет ВР ведет свое расследование этого вопиющего акта доверия ничего не контролирующего государства частной компании, присылающей ему миллионные, как утверждает депутат, местами дутые ведомости. Разберутся.
Что касается нас, сторонних наблюдателей, то пока они там все летают и разбираются (похоже, во сне и при коммунизме), мы — платим. Наяву.
- Информация о материале
Страница 1789 из 2102
