Неожиданно, но факт: принципиальный Николай Азаров пошел на серьезную уступку бюджетным «кровосисям». Кабмин таки передал в парламент законопроект (№8521 от 16.05.2011 г.), который в случае принятия возобновит не только возможность существования сотен тысяч субъектов предпринимательской деятельности, но и одну из самых распространенных в Украине схем минимизации налогообложения. Речь идет о возвращении предприятиям возможности включать в валовые затраты оплату товаров и услуг, приобретенных у плательщиков единого налога. Списывать такие платежи на издержки запрещает Налоговый кодекс, но Азаров с Ярошенко решили подправить главный налоговый документ и предлагают изъять из него, в частности, и этот пункт. Кроме того, законопроект содержит еще несколько интересных норм. Например, вводит дифференциацию налогоплательщиков. Их предлагают разбить на три категории. Первая будет платить 10—100 грн. (вместо 20—200 грн., согласно действующему законодательству); ставки для другой категории остаются неизменными — 20—200 грн.; а для третьей — 3 и 5% дохода в зависимости от уплаты или без уплаты НДС.

Изменения в Налоговый кодекс поданы за подписью министра финансов Федора Ярошенко, хотя на самом деле его настоящим инициатором является именно Николай Азаров. Принимался документ в очень короткие сроки без виз других министров.
В Минфине вряд ли толком посчитали, сколько может стоить госказне такая инициатива, да и, как утверждают бывшие руководители министерства, оценить потери практически невозможно. К тому же сейчас их легко спрятать за заявлениями о существенном улучшении экономической ситуации в стране, подкрепленными результатами сокращения дефицита Пенсионного фонда и выполнения бюджета, о которых отчитывается налоговая администрация, а также оптимистичными прогнозами руководителей страны. Поступления в Пенсионный фонд в январе-марте 2011 выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23% до 30,9 млрд. грн., а доходы сведенного бюджета увеличились в 1,4 раза до 80,5 млрд. грн. Виктор Янукович пообещал, что по итогам года страна выйдет на бездефицитный бюджет, хотя запланированный показатель недоимки — 3,5% ВВП. Азаров прогнозирует дефицит государственного бюджета 2,5%.
Показатели, действительно, привлекательны, но можно ли считать, что именно они обусловили появление законопроекта? Мол, у правительства появились дополнительные ресурсы, почему бы не дать послабление малому и среднему бизнесу с расчетом на улучшение имиджа в глазах избирателей?
На самом деле причину стоит искать не в финансовой плоскости. Ею также не будет акция протеста против Налогового кодекса, организованная оппозицией под названием «День гнева». Вряд ли 500 человек, которые собрались под стенами Верховной Рады и Кабмина, могли принудить господина Азарова сделать такой реверанс в сторону отечественных предпринимателей. Предлагая этот законопроект, глава правительства в первую очередь руководствовался собственными политическими интересами. Азаров понимает бесперспективность своего профессионального будущего: в статусе главы правительства он, скорее всего, проводит последние месяцы, если не недели.
Николай Янович уже получал лично от президента предложение найти замену недостаточно компетентному для поста министра финансов, по мнению главы правительства, Федору Ярошенко. Однако перспектива потерять едва ли не последнего надежного подручного в правительстве настолько не устроила премьера, что он вынужден был во время апрельской беседы с Януковичем занять принципиальную позицию вроде «мы пойдем только вместе».
Обошлось пока потерей другого министра, но вряд ли глава государства, у которого, как известно, очень хорошая злая память, простит такое ослушание. Тем более что возраст и наличие большого количества более влиятельных кандидатов на премьерское кресло делает шансы действующего премьера остаться в главном кабинете на ул. Грушевского призрачными.
Как премьер Азаров долгое время был щитом для Януковича, защищая его от критики и принимая большую часть негатива неудачных реформ, и будет преувеличением утверждать, что Азаров это делал по собственному горячему желанию. По данным ZN.UA, его антирейтинг, согласно результатам закрытых социологических исследований Банковой, сегодня самый высокий среди действующих политиков («минус» 74 пункта), превышающий даже тимошенковский («минус» 71 пункт).
Позиция «козла отпущения» за просчеты и неудачи всей ПР-команды, на фоне тотального секвестра премьерских полномочий, судя по всему, надоела премьеру. Предлагая законопроект, к которому будут серьезные вопросы как со стороны президента, так и со стороны влиятельных регионалов, Азаров, похоже, преследует две цели. Во-первых, демонстрирует характер и то, что он все-таки — самостоятельная политическая единица. Во-вторых, играется с претендентами на премьерское кресло в «сапера», раскладывая бомбы замедленного действия, на которых позже наследники подорвутся. Другими словами, ухудшает жизнь своим коллегам уже сегодня, создавая выгодную для себя базу сравнений на будущее.
Законопроект, представленный Кабмином в Верховную Раду, в случае существенного сокращения налоговых поступлений, которые он потенциально может вызвать, затрагивает интересы многих, в том числе и очень влиятельных фигур в лагере «голубых». Например, вице-премьера Сергея Тигипко, который, в случае утверждения документа, утратит хорошую возможность отчитываться о сокращении дефицита Пенсионного фонда, одновременно критикуя отношение власти к предпринимателям и зарабатывая на всем этом политические висты. Или другого, более влиятельного вице-премьера Бориса Колесникова, которому и так не хватает средств на финансирование таких масштабных потребностей Евро-2012. Или даже первого вице-премьера Андрея Клюева, которому не будет хватать денег на уже запланированные супермасштабные инвестиционные проекты. Не потому ли в парламенте, кажется, не очень обрадовались возможности немного возобновить рейтинг Партии регионов, оперативно поддержав потенциально популярный законопроект. Нардеп Виталий Хомутынник, вместо того чтобы «взять под козырек», уже разослал в правительственные инстанции парламентский запрос с требованием дать официальный анализ влияния принятия изменений в Налоговый кодекс на государственные финансы.
Кроме того, в принятии законопроекта однозначно не заинтересованы те регионалы, которые отстаивают интересы конвертационных центров (так называемых ям). Ведь если документ будет принят в том виде, в котором он зарегистрирован, то это приведет, как отмечают осведомленные наблюдатели, к существенному падению спроса на конвертационные услуги. Сейчас их цена — 9—12% суммы, которую обналичивают. Если законопроект примут, то весь средний и малый бизнес снова перешел бы на схему «обнала» через СПДшников. Стоит она намного дешевле — максимум 5%. Поэтому, для того чтобы лоббировать интересы конвертационных центров, их патроны будут пробовать либо убрать из проекта закона норму об отмене ограничений на отнесение на затраты платежей в пользу плательщиков единого налога, либо будут добиваться повышения ставки единого налога с 5% до 8—10%.
С раздражением восприняли появление законопроекта и на Банковой, ведь президент пообещал в этом году повысить социальные стандарты, и вряд ли будет ставить подпись под документом, который легализирует минимизационную схему. Причем Николай Азаров, насколько известно ZN.UA, не захотел даже слушать аргументы Ирины Акимовой, напомнив, что «это не вашей отставки требуют на площадях». Кроме того, Николай Янович сослался на достаточность полномочий главы правительства принимать соответствующее решение и предложил Ирине Михайловне в случае несогласия использовать право президента на вето.
Очевидно, администрация президента будет пытаться заблокировать законопроект еще в парламенте, так как все же ветировать закон, который дает возможность легче дышать предпринимателям — очень непопулярное действие. Но окончательного решения еще нет. Именно поэтому, похоже, за дело взялся «директор ВР» Андрей Клюев.
Обработка законопроекта народными избранниками началось сразу, как только он попал в Раду (16 мая). Через несколько часов после обнародования он неожиданно исчез и опять стал доступным на сайте Рады только через два дня.
Не исключено, что парламент все же примет закон об изменениях в Налоговой кодекс в части упрощенной системы налогообложения, но это будет не законопроект, поданный Кабмином. Альтернативой для парламентариев является проект закона, подготовленный главой комитета Верховной Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики Натальей Королевской. В этом документе она также вводит диференциацию налогоплательщиков на пять категорий, но нормы об отмене ограничений на отнесение платежей «упрощенцам» на издержки там нет, что делает этот документ намного более компромиссным, нежели минфиновский. Однако уже сегодня очевидно, что компромиссы во властном лагере достигаются все сложнее. То ли еще будет…

Комментарий

Иван ЧАЛЫЙ, редактор «EL-бухгалтер», эксперт «Центра Либермана»:
— В целом законопроект можно оценить весьма положительно. Если он будет принят в том виде, в котором обнародован на сайте Верховной Рады, то феномен единоналожия в нашей стране вступит в эпоху ренессанса. Правда, трудно сказать, устроит ли это наших международно-валютно-фондовых кредиторов.
Несложно понять и то, что новые нормы кодекса не принесут радости придворным «конвертаторам». Ясно также, что новый регламент единоналожия вряд ли будет способствовать увеличению поступлений в бюджет. Именно поэтому многие мои коллеги сомневаются, что законопроект дойдет до второго чтения и президентского подписания в том виде, в каком он был первоначально зарегистрирован.
Кроме хороших вещей, о которых уже много было сказано, я бы отметил три момента, которые могут быть оценены негативно и стать проблемными:
1. По сравнению с действующей ныне системой налогообложения налоговая нагрузка на некоторых единоналожников существенно увеличится. Связано это будет с их переходом от уплаты абсолютной суммы налога к обложению оборота по процентной ставке.
2. Разнородные критерии отнесения единоналожников к разным категориям (по признаку места реализации, вида оказываемых услуг, налогового статуса контрагентов) могут сыграть злую шутку с теми, кого угораздит подпасть одновременно под несколько критериев. В таких ситуациях наверняка предприниматели столкнутся с фискальным произволом местных налоговиков.
3. Правило обязательной НДС-регистрации для двух категорий единоналожников, скорее всего, приведет к неразберихе: кому и как станут выдавать НДС-свидетельства налоговики, одному Богу известно. Принимая во внимание нынешнее драматичное положение дел в этой сфере, сложно, скажем, представить себе процедуру спокойного «освидетельствования» тех единоналожников, которые изберут 5-процентную ставку налога.