Свыше двух третей нынешних селян не желают покупать новые участки земли, не выращивают продукцию на продажу и не хотят работать в сельском хозяйстве. Такие данные получены по результатам исследования «Социально-экономическое положение современного украинского села», проведенного еженедельником «Комментарии», сайтом www.comments.ua совместно с Институтом Горшенина и при поддержке руководителя группы компаний «Авангард» Олега Бахматюка.

Обычно внимание социологов концентрируется на жителях крупных городов. И даже когда проводятся так называемые всеукраинские социологические опросы, в них крайне редко обеспечивается представительная выборка по типам населенных пунктов. Потому и отчеты о таких опросах зачастую не содержат таблиц со столбцами «села» — «поселки городского типа» — «города» (или хотя бы «сельская местность» — «городская местность»), хотя дают распределение ответов по полу, возрасту и региону проживания респондентов.
Между тем жители села представляют собой специфическое по роду занятий и образу жизни сообщество, до сих пор в значительной мере обособленное от городских жителей, а в некоторой мере (благодаря возможности ведения натурального хозяйства) и от экономики страны. Конечно, в Украине есть масса «специалистов по селу» и «знатоков села» (особенно среди политиков), и благодаря им мы все знаем, что «село вымирает», «село нищает» и вообще «село гибнет». Но чтобы иметь представление о реальной ситуации на селе и о взглядах, ценностях, потребностях сельских жителей, все-таки лучше обратиться непосредственно к самим селянам. 
В рамках этого проекта сотрудниками Института Горшенина в период с 28 марта по 15 апреля 2011 года было проведено социологическое исследование методом массового опроса (в режиме личного интервью) взрослых (возрастом от 18 лет и старше) жителей 123 сел, в число которых вошли села из всех 24 областей Украины и АР Крым. При этом была обеспечена представительность выборки по основным социально-демографическим характеристикам (пол, возраст, регион проживания). Число опрошенных составило 2000 человек, погрешность репрезентативности не превышает ±2,2%.
Доминирующим настроением на селе стала апатия — у тамошних жителей нет большого желания что-либо менять на фоне тотального неверия в перспективы. Действительно, согласно исследованию, проведенному Институтом Горшенина, на вопрос «Возможно ли в Вашем селе обеспечить себе и своей семье достойный уровень материального обеспечения» сказали «да» всего лишь 4,1% опрошенных, «скорее да» — 23,9%, «скорее нет» — 36,5%, «нет» — 28,2%, затруднились с ответом 7,3%. При этом 83,2% считают невозможным или скорее невозможным найти подходящую работу, 80,3% — сделать в селе карьеру, 65% — заниматься бизнесом.
Также заметно изменилось отношение селян к земле как к основному источнику дохода. Только 10,1% ответили «да» на вопрос «Возможно ли в Вашем селе получать доход от своей земли»; при этом 34,3% ответили «скорее да», 22,8% — «скорее нет», 22,4% — «нет» и 10,4% затруднились с ответом. В начале и середине 90-х настроения были иными — по разным оценкам, до 80% домохозяйств были уверены, что возвращение частной собственности на землю кардинально улучшит их материальное положение. Сейчас же большинство домохозяйств используют принадлежащую им землю исключительно для самообеспечения продуктами питания и полагают такую ситуацию нормальной. Так, 71,4% ответили «нет» на вопрос «Выращиваете ли Вы в своем хозяйстве продукцию на продажу», еще 7,8% сказали, что такое желание есть, но нет возможности. При этом 71,7% ответили отрицательно на вопрос «Хотите ли Вы купить дополнительный участок земли». Имеют такое намерение 8,1%, и 16,2% хотели бы сделать такую покупку, но не имеют возможности.
Ответ на последний вопрос несколько парадоксально корреспондируется с отношением селян к основной проблеме украинской земельной реформы, которая уже в течение двадцати лет «решается» продлением срока действия моратория. Всего лишь 16,6% ответили «да» на вопрос «Должна ли земля продаваться как товар». «Нет» — 69%, не смогли ответить — 14,4%. Иными словами, количество желающих купить землю почти в полтора раза превышает количество тех, кто в принципе согласен с тем, что она должна продаваться. Это говорит о силе стереотипов, довлеющих над нынешним украинским селянством, которое приучили ко всем нововведениям относиться консервативно — «как бы не стало хуже, так что не надо». Также интересно отметить, что только 6,2% назвали основным источником дохода свое подсобное хозяйство. Между тем 35,5% живут на пенсию, стипендию или другие госвыплаты, 37% — на зарплату, 12,1% — на заработок других членов семьи.
Прежде чем перейти к анализу уровня доходов домохозяйств, целесообразно посмотреть на занятость на селе. Ответ на вопрос «Ваш род занятий» дает следующую картину: пенсионеров — 33,2%, работников сферы услуг (в том числе торговли) — 13,4%, безработных — 9,2%, работников аграрного сектора — 8,5%, разнорабочих — 8,2%, работников сферы образования — 5,8%, домохозяек — 5,6%, работников сферы охраны здоровья — 3,2%, культуры — 1,8%, студентов — 1,4%, работников правоохранительных органов — 1,3%. Еще 5,3% назвали другой род занятий и 3,1% респондентов отказались ответить на вопрос. К слову, несмотря на высокий уровень безработицы, 66,2% ответили «нет» на вопрос, хотят ли они работать на сельхозпредприятиях. Еще 24% хотели бы, но не имеют такой возможности.
Итак, структура занятости предполагает невысокие показатели доходов домохозяйств. Однако с учетом того, что украинские респонденты традиционно неохотно отвечают на вопросы о своих доходах, пусть и анонимно, и к сельским жителям это относится даже в большей мере, чем к городским, ответы следует рассматривать с известной долей скептицизма. Начать с того, что 17,1% респондентов на вопрос «Каков средний месячный доход вашей семьи» выбрали вариант «трудно ответить». 12,7% выбрали вариант ответа «от 501 до 1000 гривен», 34,3% — «от 1001 до 2000 гривен», 32,5% — «от 2001 до 5000 гривен». Также нашлось 2,3%, доход семей которых находится в интервале 5–10 тыс. грн. и 0,4% — свыше 10 тыс. грн. Еще 0,7% респондентов сообщили о доходе менее 500 грн., хотя минимальная пенсия с 1 января 2011 года составляет 750 грн., то есть даже доход одинокого пенсионера должен быть выше. Соответственно при законодательно установленной минимальной зарплате на нынешний год в размере 1004 грн. сложно представить, что свыше трети домохозяйств действительно имеют среднемесячный доход до 2 тыс. грн.
Что же касается финансовых ожиданий, то 11,2% респондентов скромно полагают 1000–2000 грн. семейным доходом, достаточным для жизни в родном селе. Почти половина (42,9%) назвали сумму от 2 до 5 тыс. грн. Пятая часть (20,8%) селян указала доход от 5 до 10 тыс. грн., а 6,8% выбрали вариант «свыше 10 тыс. гривен». Наконец, тем же 17% было трудно ответить на этот вопрос. Очевидно, по их мнению, с «государством» в лице интервьюеров опасно делиться информацией о суммах даже виртуальных доходов.