Говорят, что у водителя со стажем по-настоящему дикий восторг автомобиль вызывает всего два раза в жизни. Первый раз — когда он покупает машину, и второй – когда продает ее. Благодаря кредитам, лизингу и прочим долговым прелестям автомобиль перестал быть непозволительным элементом роскоши. Мы искренне возмущаемся по поводу безумных цен на бензин и парковку, жадных до денег гаишников. И… все равно покупаем машину.
Если желание добираться из пункта А в пункт Б с комфортом перевешивает ярмо в виде кредита, техосмотра, страховки, нервов, съеденных в бесконечных пробках, поздравляю – вы потенциальный водитель.
Купив свое первое авто, вы будете пребывать в состоянии эйфории ровным счетом до первой царапины на вашей красавице. Но царапина будет, и, слава богу, если только царапина, а не серьезное ДТП. По собственному опыту скажу, что царапина на новенькой блестящей машинке воспринимается начинающим водителем куда более серьезно, чем Всемирный потоп.
Как правило, первый «водительский прокол» большинство желторотиков старается ликвидировать сразу и за любые деньги. Фишка заключается в том, что закрасить «этот ужас» нужно так, чтобы домашние об этом не узнали. После уничтожения следов первого фиаско можно опять наслаждаться собственной солидностью, натирать до блеска железного коня, и с упоением покупать безделушки в виде ароматизированных елочек.
Опять же по собственному опыту скажу, что где-то через год–полтора, если вы, конечно, брали новую машину, то столкнетесь с тем, что «что-то где-то стучит». По идее стучать не должно, так как машина новая, и вы регулярно оставляете на гарантийном СТО весьма солидную сумму за техосмотр и плановую замену расходников.
Итак, почему стучит то, что стучать не должно? И что на самом деле делают на СТО с вашим автомобилем? Для начала скажу, что начинающего водителя опытный механик определит сразу. Женщину — просто по половому признаку, мужчину – по счастливо-дебильному выражению лица и крайне тупым, но о-о-очень солидным вопросам.
Раз вы приехали на СТО, то уже гарантированно попали на деньги. Размер «кидалова» будет зависеть исключительно от серьезности поломки и вашего водительского стажа.
Итак, как обманывают клиентов на СТО.
Способ первый. Лжезамена деталей
Как правило, после мелкого ДТП далеко не всегда требуется замена поврежденной детали на новую. Подчас можно просто отрихтовать побитое крыло или дверь и заново покрасить. А можно и новое крыло установить. Зрительный эффект и в первом и во втором случае абсолютно одинаковый. А вот цена будет отличаться в десятки раз.
Поэтому, когда вы на СТО оплачиваете замену поврежденной части вашего автомобиля, вы можете быть уверены в том, что вас не развели на деньги только в одном случае – если вам покажут снятую с вашего автомобиля поврежденную деталь. Если же вы постесняетесь спросить у механика, где лежит ваше погнутое крыло, можете быть практически уверены, именно его вам и поставили.
Однако бывают ситуации, когда ремонт после ДТП оплачивает страховая компания. В этом случае, СТО, как правило, действительно проводит замену поврежденных деталей. Вроде бы все по-честному. Побитую дверь сняли, новую установили. Клиент доволен. А теперь вопрос в студию – что будет делать клиент с побитой дверью? Правильно. Она ему не нужна, как впрочем, и расколотый бампер, и разбитое крыло. Все это добро остается в недрах СТО. В дальнейшем все, что можно починить, чинится и под видом совершенно новых деталей устанавливается на автомобили.
Способ второй. Лжезамена расходников
Замена масла – это просто классика. Если вы хотите быть абсолютно уверены, что вам действительно поменяли масло, стойте у механика за спиной и лично наблюдайте за сливом в канистру почерневшей жижи. В противном случае вас обманут.
Как показывает практика, зачастую присутствие клиента почему-то крайне раздражает механика и вызывает у него несварение желудка. Дескать, мешаете работать. Сам же клиент, как правило, еще и стесняется настаивать на своем присутствии, чтобы механик не почуял, что ему не доверяют. Парадокс в том, что вас грабят, не стесняясь, а вам неловко защищать свои права.
Если же момент присутствия все-таки невозможен (как на большинстве гарантийных СТО), клиент может видеть работу механика через стеклянную стену. Заметить обман в этом случае сможет только асс. Но асс поменяет себе масло и свечи сам.
Чайники же, которые приезжают на СТО по таким вопросам, в большинстве своем уверены, что машина – это железная коробка с четырьмя колесами и одним рулем. В этом случае, независимо от того, видели вы работу механика издали через стекло или просто пили кофе в комнате ожидания, требуйте показать расходники, которые вам заменили. Меняли масло? Прекрасно. Потребуйте отдать вам канистру с использованным маслом. Меняли свечи? Еще лучше. Заберите старые свечи. То же самое касается замены тормозных колодок.
Безусловно, вам могут, как особо дотошному клиенту, плеснуть чужое масло, а ваше старое лишь слегка разведут новым, чтобы поднять до необходимого уровня. Свечи тоже могут отдать чужие, но, тем не менее, вероятность того, что вас разведут, будет существенно ниже.
Способ третий. Лжеремонт АКП
Если начинаются проблемы с коробкой передач, они начинаются и с деньгами. Ремонт КПП, а тем более автомата — удовольствие не из дешевых.
Зачастую, даже самая пустяковая поломка, например, выход из строя датчика выходного вала, клиенту преподносится как необходимость капитального ремонта всей коробки. А учитывая, что дерзость заглянуть и уж тем более что-то понять в этом хитромудром агрегате имеет один водитель из ста, поломка АКП – просто клондайк для механика.
Схема развода достаточно проста: клиенту сообщается, что коробка передач вышла из строя всерьез и надолго. Ремонт сложный, дорогой и продолжительный по времени. Одним словом, капитальный. Но если клиент очень хочет, СТО может пойти ему на встречу и работать в ускоренном режиме. Разумеется, за дополнительную плату. В итоге, цена реальной поломки может составить три рубля в базарный день. Клиент же заплатит за «капитальный ремонт», за «скорость» и уедет с СТО, даже не догадываясь, что все это время его авто просто провело в стойле.
Способ четвертый. Лжезамена подвески
Как ни крути, но у каждого водителя рано или поздно наступает тот день, когда нужно менять подвеску.
Все, что знает среднестатистический чайник о подвеске, это то, что эту штуковину зачем-то нужно поменять. На этом познания заканчиваются. Следовательно, заканчивается и возможность защитить себя от обмана.
Как вариант, можно загнать авто на яму и просто сверить маркировку рычагов, амортизаторов и рулевых тяг с теми, которые СТО указывает в акте выполненных работ. Если маркировка не совпадает, значит, вам поставили более дешевые детали по цене более дорогих.
Правда шанс обнаружить обман при замене деталей, на которые маркировку не ставят, например резинки и пружины, равен нулю.
Но когда вы последний раз заглядывали под днище своего авто? Те, кто проделывают эту сложную операцию, на СТО появляются крайне редко, ибо большинство ремонтных работ делают своими силами. Остальные водители – вечный источник дохода для мошенников с гордой вывеской СТО.
Способ пятый. Иерархический
Парадокс в том, что хороший механик запросто обманет не только клиента, но и собственного менеджера. Невозможно обмануть только того менеджера, который сам начинал с механика. С таким вариант накрутки и кидалова в обход его кармана практически невозможен.
Но на многих СТО менеджеры – это, как правило, эдакие гламурные мальчики-метросексуалы, которые знают об устройстве автомобиля не больше, чем среднестатистическая блондинка. Да, специалист из него никакой, но очень просили устроить. И работает сие дитя природы на СТО, гордо носит бейджик и демонстрирует миру свою солидность, обаяние и новый галстук. На этом его профессиональные функции заканчиваются.
Такого «спеца» опытный механик, как правило, разводит в два счета. Делиться с ним не нужно, следовательно, в акте выполненных работ можно писать все, чего душенька пожелает, и главное, совершенно без риска быть уличенным в жульничестве.
***
К сожалению, панацеи от жульничества на СТО нет и быть не может. Сколько бы вы не просидели в Интернете перед посещением техстанции, дабы, так сказать, повысить уровень собственной образованности, ваша теория гроша ломанного не стоит на фоне многолетней практики опытного механика. Главное помните, что вас могут обмануть любым способом, на который только способно ваше воображение, а потом еще несколькими, о которых вы пока и не догадываетесь.
Все придет с опытом. Как говорил классик: «и опыт, сын ошибок трудных…». А пока этот самый опыт не пришел, постарайтесь посещать СТО в компании опытного водителя, которому вы доверяете.
Попытка «убить» механика своим интеллектом и зазубренными из Интернета названиями деталей, едва ли заставит его думать, что он имеет дело с внучатым племянником Шумахера. Излишняя солидность вызовет лишь смех и скепсис. А вот присутствие молчаливого, уставшего, но опытного водилы с 20-летним стажем поможет вам сэкономить не одну тысячу кровно заработанных.
Удачи, и помните, что защита клиента – дело самого клиента.