По версии народного депутата Андрея Сенченко, который в апреле стал основным пилотом-ньюсмейкером, налетавшим в 2010 году на 295 тыс. грн. за счет бюджета (+ 269 (!) тыс. грн. к утвержденному лимиту), авиакомпании, обслуживающие ВР перевозят фантомы народных избранников и выставляют необоснованные счета. По этому поводу бютовец Сенченко уже обратился в Генпрокуратуру, МВД, а также профильный комитет парламента. Последний, по словам его главы, регионала Владимира Макиенко, проводит свое «глубокое расследование этой некрасивой истории» и также готовит материалы для информирования силовиков.
Однако начнем с Андрея Сенченко, передавшего ZN.UA документы, подтверждающие его, прямо скажем, интригующую версию о непорядочности компаний, подконтрольных в том числе известному бизнесмену Игорю Коломойскому.
Итак, Андрею Виленовичу, понятно, не сильно обрадовавшемуся первой строчке в депутатском хит-параде авиатрат, сразу пришла в голову простая мысль: совершить двести полетов в год он не мог просто физически. «Да не устал я настолько, говорит Сенченко. — Это ж надо было практически в день по два раза в облака подниматься». Потому для подтверждения (или опровержения — а вдруг все-таки настолько заработался в округе) собственной мысли, депутат обратился в ГП «Зал официальных делегаций» (ДУС) аэропорта Борисполь. И был несказанно удивлен: директор государственного предприятия В.В.Опанасенко официально насчитал у него на 79(!) полетов меньше. Безусловно, 121 перелет в год за счет налогоплательщика тоже не слишком скромно со стороны бизнесмена Сенченко. Особенно, с учетом прохода через ЗОД, а не общий зал. (Напомним, что один проход депутата через vip обходится казне в 180 грн. Автор не поленилась сложить количество всех депутатских перелетов за 2010 год, и получилось, что господа заглянули в ЗОД 9740 раз, за что государство любезно заплатило 1 млн. 753 тыс. грн.)
Тем не менее для публично скомпрометированного в глазах электората оппозиционера отстоять свой 121 полет, а главное, понять, в чем здесь фишка, стало делом принципа. «Ведь если я летал 121 раз, то почему ВР заплатила компании за 200 перелетов? А если такая же ситуация и у моих соседей по рейтингу? Это ж какие деньги из бюджета уходят?!» На самом деле это логичные и ключевые вопросы в этой истории. И Андрей Виленович оказался довольно категоричен в поисках ответа на них. «Сравнение данных, полученных от аппарата ВР и ГП „Зал официальных делегаций“, позволяет утверждать о существовании преступной схемы разворовывания государственных средств из ВР в пользу группы авиакомпаний ОАО
АК „Днипроавиа“ и АО „Аэросвит“, — утверждает он в своем обращении к компетентным органам. — Так, в общей сумме только за перелеты, которые мною не осуществлялись на протяжении 2010 года и за которые перечислены бюджетные деньги, было украдено 77,6 тыс. грн.».
Продолжая комментировать свою позицию ZN.UA, Сенченко предположил, что схема действует на протяжении нескольких лет и, естественно, была применена не только по отношению к нему. «По моим скромным подсчетам, они украли из бюджета ВР в 2010 году примерно 1 млн. долл.».
Опять-таки: каким образом это стало возможно? Есть несколько версий, рожденных в недрах аппарата ВР, который занимается непосредственно процедурой обеспечения деятельности депутатов, а также в регламентном комитете ВР. Если же взять во внимание еще и механизм контроля за перелетами (а точнее, полное его отсутствие) и попытаться найти некую синергию, то ситуация выглядит следующим образом.
По закону о статусе народного депутата, его перелеты по территории Украины осуществляются бесплатно. Не больше и не меньше. То есть, о том, что за все передвижения депутата платит бюджет, законодатель в 1991 году предпочел умолчать. Оно и понятно… Мог ли он тогда, строго привязанный к округу и основной работе, летающий максимум 10—12 раз в год на сессии ВР, предположить, что в 2004 году в результате политреформы мажоритарная избирательная система будет заменена на пропорциональную (появятся партийные списки), а уже к 2008 году в обращение начнут входить электронные билеты. В результате чего, во-первых, депутаты-списочники окажутся не привязаны ни к какому округу и получат бесконтрольную возможность лететь куда захочу и когда захочу. А во-вторых, не будучи привязанными к бумажному билету (который в случае отказа от полета нужно обязательно сдать), начнут по звонку бронировать билеты в неограниченных количествах по ксерокопиям удостоверений.
По версии аппарата ВР, собственно, и подготовившего данные о перелетах для «рейтинга летунов» (на основе расчетных ведомостей с компаниями-перевозчиками), которые впоследствии были изучены комитетом и обнародованы, именно возможность неограниченной брони и безответственность депутатов (а, по сути, ни регламент, ни закон никакой ответственности не предусматривают) и привели к проблеме. «Депутаты у нас люди занятые, и им трудно планировать свою неделю, — рассказывает работник службы протокола аппарата ВР Валерий Крохмаль. — Поэтому сложилась такая практика, когда их помощники по звонку бронируют сразу несколько билетов на один день. Иногда через нашу кассу, иногда через кассы компаний, которые нас обслуживают. И если раньше при бумажных носителях в случае отказа от полета тот же помощник обязательно возвращал билет в кассу, то при электронном, многие депутаты забывают позвонить кассиру и отказаться от брони. А дальше может быть все просто: депутат не летит, бронь не снята, компания засчитывает его место как занятое и выставляет нам счет. А мы его, конечно, оплачиваем. Ведь в ведомости не указывается, что это: неиспользованная бронь или использованный билет. На самом деле мы давно предлагали парламентариям систематизировать процедуру оформления билетов и контроль за перелетами. Однако для этого нужно внести изменения в законы о статусе народного депутата и регламенте, чего, к сожалению, за эти годы сделано не было».
В то же время Сенченко уточняет: «Насчет брони и безответственности депутатов — это чистая ерунда. Я живу в Крыму. На сессии прилетаю в Киев. В начале каждой сессионной недели мой водитель звонит в службу бронирования (чаще «Днипроавиа», я не пользовался кассой ВР) и заказывает на пятницу билеты на разные рейсы. Если он до вечера среды какой-то заказ не подтверждает, — бронь снимается автоматом. (Кстати, о таком же правиле сообщили и мне в кассе упомянутой компании. — Авт.) Иногда даже, когда перегружено направление, кассир, не дожидаясь среды, снимает бронь. Таким образом, бронь — это только предварительный протокол о намерениях. И повторяю: мой водитель всегда ее подтверждает или нет. Но возникает ключевой вопрос: в силу каких причин компания не выполняла свое же правило и автоматически не снимала бронь, оформленную на народных депутатов?
Дошло до того, — продолжает Сенченко, — что когда я начал сравнивать все выписанные на меня билеты и свой рабочий график, то всплыли перелеты, где не только билеты не бронировались, где я априори лететь не мог, так как был на семинаре или принимал избирателей. У меня есть стопроцентные алиби! Знаете, у меня лично сложилось впечатление, что подобные махинации оказались возможны, с одной стороны, по причине ужасающей халатности аппарата ВР и законодателя, не описавшего четко процедуру и контроль. С другой, в сноровистости авиакомпаний, быстро смекнувших, что на хаосе ВР можно хорошо нагреть руки».
В ходе нашего оперативного расследования выяснились еще некоторые пикантные нюансы взаимоотношений аппарата ВР и компаний Коломойского. Оказалось, что расчетные ведомости поступают в ВР не синхронно. Некоторые «экипажи» тянут месяцами. Поэтому сравнить ведомости всех обслуживающих компаний и выявить двойников работникам аппарата ВР не всегда представляется возможным. Стоит ли удивляться, что в списке Сенченко встречаются данные, где он летал из Киева в Симферополь и обратно по пять (!) раз на день. Самолетами разных компаний, время рейсов которых совпадает.
Глава профильной комиссии Владимир Макиенко в разговоре на заданную тему сразу взял инициативу в свои руки: «Мы начали анализировать расходы ВР с целью экономии бюджета. Вышли на шокирующие суммы любителей полетать. В то же время 200 полетов Сенченко сразу показались странными. Я его регулярно видел на сессиях — со вторника по пятницу. Ну, действительно, 200 полетов — нереальны! Что, собственно, и подтвердил ЗОД. Сейчас внимательно изучаем счета авиакомпаний и тему брони.
Почему это происходило? Если по халатности, то тогда — по чьей? Что, кассиры не видели, что они делают, продавая три билета в один день в одни руки? Или просто выполняли команду руководства: «Вы давайте-давайте — за все заплатят». Плюс невыкупленные билеты можно продать и второй раз.
Что это — пробел в законодательстве (законе о статусе и регламенте ВР), о котором все преступно молчали, мол, не мои ж деньги — бюджета?.. Или это умышленный вывод государственных средств в интересах частной компании? Сколько там работало людей, мы сейчас выясняем. Пока же я могу сказать одно: в этой истории не все очень красиво. Это бюджетные деньги. Этой истории уже несколько лет.
На этот раз она не умрет: результаты расследования передадим в Генпрокуратуру. Интересно, что сейчас количество полетов резко снизилось: за последний месяц — в семь раз! Подумайте только — те же депутаты и такое падение».
До последнего момента выхода номера в печать мы ожидали обещанного звонка заместителя председателя правления «Днипроавиа» Сергея Криворотченко. Который, собственно, и мог бы прокомментировать обвинения Андрея Сенченко, предположения Владимира Макиенко, а также раскрыть тонкости механизмов брони для депутатов и взаиморасчетов по договору с ВР. Однако на связи появился помощник генерального директора компании «Аэросвит» (партнер «Днипроавиа» по альянсу) Сергей Куцый, который коротко проинформировал: «Депутаты покупают билеты в кассе или через агентство, которое работает в ВР и в других местах. Агентство, в свою очередь, заключает договор с авиакомпанией и продает билеты. Я знаю, что у других депутатов аналогичные проблемы. Например, в Симферополь у нас три-четыре рейса в день. Бывает так, что депутаты бронируют билеты с одновременной покупкой на несколько рейсов в день, не зная, когда он точно полетит. Это все переправляется в „Днипроавиа“ и компания выставляет счет ВР по факту купленных билетов. Есть еще один нюанс: билет клиенту оформляется только в случае оплаты и предъявления документа. С депутатами другой случай — платит Рада. Что касается документов, то в ходу ксерокопии. Я не знаю, как в конкретной ситуации с Сенченко, но в кассах депутатов знают. Там есть копии их документов. В случае необходимости он звонит и бронирует билет. Или отменяет. Я не знаю взаимоотношений Сенченко с кассами, где он покупал билеты. Что произошло в этой ситуации и почему его бронь не отменяли (если он звонил, конечно) — тема для следствия. И если это будет выясняться через следственные органы или суд — это совершенно нормальное явление».
Кому верить в итоге — вопрос. Потому как проверить ничего не возможно. Реестра полетов в аппарате ВР нет. Учета брони и ее отказа — тоже. Компании, по некоторым данным, архивы уничтожают… Так или иначе, заявление Сенченко — у генерального прокурора и министра МВД. Комитет ВР ведет свое расследование этого вопиющего акта доверия ничего не контролирующего государства частной компании, присылающей ему миллионные, как утверждает депутат, местами дутые ведомости. Разберутся.
Что касается нас, сторонних наблюдателей, то пока они там все летают и разбираются (похоже, во сне и при коммунизме), мы — платим. Наяву.