Главная
Люстраторы подложили Украине свинью
Страсти вокруг люстрации набирают обороты. Закон «Об очищении власти» начали применять, несмотря на концептуальную ошибку, которая просто станет миной замедленного действия для Украины.
Прошу не путать люстрацию в странах бывшего соцлагеря - с нынешней люстрацией в Украине. Потому что у нас сейчас не менялся общественный порядок и политический режим. У нас осталась та же самая Конституция, а следовательно - образ и характер формирования власти, соотношение ветвей власти, центральных и местных органов, условия деятельности политических партий и общественных организаций. Это означает, что основанием для люстрации может быть только доказанная в судебном порядке вина лица, а не факт работы в органах власти во времена Януковича.
Согласно закону «Об очищении власти», люстрация осуществляется с целью недопущения к управлению государственными делами лиц, которые своими действиями или бездеятельностью осуществляли меры нацелены на: узурпацию власти Януковичем; подрыв основ национальной безопасности; противоправное нарушение прав и свобод человека. То есть в первой статье «Основные принципы очищения власти» законодатель называет правонарушение, в том числе преступления, за совершения которых чиновники будут подлежать люстрации.
Политическая целесообразность или законность
Никаких сомнений в необходимости отстранить таких лиц от власти нет. Но существует определенная юридическая процедура, соблюдение которой обязательное, если Украина является правовым государством. А именно: наличие в действиях лица признаков содействия узурпации власти Януковичем, подрыва основ национальной безопасности или нарушение прав человека - должен доказать суд.
Не может Верховная Рада законом автоматически зачислить людей, которые занимали во времена Януковича определенные государственные посты, в преступники!
Так же, не может любой другой орган власти или наичестнейшие представители общественности считать человека виновным в совершении перечисленных правонарушений без решения суда.
Соответственно, и люстрация на основании таких предположений, даже, если они небезосновательные, является неправомерной. Ведь в таком случае это будет политическая, а не юридическая оценка действий лиц, которые подлежат люстрации.
Пренебрежение юридической процедурой порождает опасный прецедент. Следующий победитель президентских гонок сможет так же политически признать, что Порошенко или кто-то другой узурпировал власть - и люстрировать предшественников. Так же - руками парламента и исполнительной вертикали, без суда и следствия, как это делается сейчас.
Кроме того, если руководствоваться политической, а не юридической оценкой действий президента, то под люстрацию должны подпасть не только люди режима Януковича. Не он эту систему создал; он ее просто довел ее до абсурда. Но козлом отпущения назначили только крайнего президента.
Поэтому первым шагом люстрации, который бы не развязывал руки всем следующим поколением власти люстрировать предшественников, должно быть юридическое признание режима Януковича преступным в судебном порядке и на законодательном уровне.
Второй шаг, который был бы справедливым, - это привлечения к уголовной ответственности всех лиц, причастных к преступлениям против государства и против народа.
Липовая люстрация
Все апологеты режима Януковича на свободе - или за границей, или уже без двух минут народные депутаты. Главным столпам уголовно-олигархической системы помогли убежать, помогли срочно вывести деньги с украинских счетов.
Тем временем дело о массовых убийствах в феврале-2014 на Майдане где-то застряло во властных кабинетах, а убийцы «искупят» грех на войне по иронии судьбы по одну сторону с героями Майдана. То есть, никого не накажут за убийство героев Небесной сотни.
Так же, как не наказаны предатели в командовании армии.
Высокопоставленные прокуроры, судьи и даже министры нового правительства продолжают ездить на работу на авто стоимостью от полмиллиона евро.
Вместо того происходит люстрация мелких винтиков системы и «неудобных» людей.
Разве такой люстрации требовали люди?
Еще одна мина - блестящая судебная перспектива
Чуть ли не главная интрига последнего времени - на чью сторону станут суды в делах по жалобам люстрированных лиц? На сторону политической целесообразности временной власти, потому что всякая власть временная, - или на сторону фундаментальных прав человека и здравого смысла? Ведь закон написан так, что целый ряд лиц, которые по нему подпадают под люстрацию, имеют замечательную судебную перспективу обжаловать свое люстрирование.
Вот, скажем, кого хотели обмануть депутаты, когда проголосовали за люстрацию коммунистов, которые работали на руководящих должностях до 1991 года?
Во-первых, общественность требовала, прежде всего - запретить компартию из-за фактов причастности ее членов к сепаратизму, к финансированию терроризма, в связи с чем уже открыто 308 уголовных производств против членов КПУ. Но этим коммунистам позволили принимать участие в выборах в Верховную Раду!
Вместо того, относительно люстрации коммунистов социалистического времени Европейский суд по правам человека уже давно испортил нашим люстраторам все «величие» замысла. Он признал по нескольким делам против Литвы подобную люстрацию запоздалой и в связи с этим такой, что нарушает права человека.
Думаете, наши депутаты об этом не знали?.. Знали. Просто этим формальным пунктом в законе они откупились от нашего с вами требования о запрете компартии.
Ну, пусть решение Европейского суда из прав человека - депутатам не указ, хотя они сами их узаконили. Однако же и нормы Конституции проигнорированы законом «Об очищении власти»!
Так, согласно 3-й статьи закона люстрации подлежат в том числе лица, относительно которых уже вынесены решения суда о содеянных ими правонарушениях. То есть к этим лицам уже применена юридическая ответственность.
Но Конституция же запрещает дважды привлекать к ответственности за одно и тоже действие! Снова прекрасная судебная перспектива у целой группы люстрированных лиц.
Как думаете, депутаты принимали такой неуклюжий закон, потому что знали, что суды станут на бок политической целесообразности и будут обслуживать эту власть так же, как и предыдущую?
А если суды станут на бок законности и отменят много люстрационных запретов и увольнений?
Тогда власть не откупится от общественности какой-то липовой люстрацией.
Нужно будет ответить откровенно на вопрос - почему не привлечена к ответственности верхушка режима Януковича и все, кто был причастен к преступлениям режима.
- Информация о материале
Донбасс: перезагрузка неизбежна
Спустя два месяца после достижения договоренностей в Минске стало очевидно, что импульс, приданный их подписанием процессу мирного урегулирования в Донбассе, затухает, не получая дополнительной действенной подпитки. Такое развитие ситуации в принципе можно было предвидеть исходя из логики политического процесса в Украине: предвыборная кампания — не самое удачное время для постепенного и осторожного пути нахождения разумного компромисса. Условная «партия войны» (включающая в себя не одну политическую силу) собрала неплохой электоральный урожай. Только «прагматикам войны» повезло больше, чем демагогам — но политическим силам, ставившим во главу угла прежде всего политико-дипломатическое урегулирование конфликта, пришлось нелегко: они постоянно находились «под обстрелом» более «воинственных» конкурентов.
Рестарт как осознанная необходимость
Теперь же, когда выборы позади, у власти появилось больше поля для маневра и действий. Признание того, что «минский процесс» забуксовал, вынудило президента поставить вопрос об отмене закона об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донетчины и Луганщины. И хотя термин «перезагрузка» с некоторых пор пользуется не самой удачной славой, именно о перезапуске мирного процесса речь в данном случае и идет.
При этом точкой отсчета, с которой, собственно, и предстоит «перезагружаться», все равно останется Минск — и данный факт неразумно ставить под сомнение. Прежде всего потому, что минские соглашения с самого начала были практически общеевропейским делом. В данном случае на карту поставлена честь не только отечественной дипломатии: в выработке минимально взаимоприемлемого плана урегулирования принимали участие Евросоюз в целом, ОБСЕ, канцлер Германии, президенты Франции и Беларуси. Отступить за проведенную в Минске черту, пытаться найти какие-то совершенно новые условия для прекращения огня и сосуществования Донбасса и Украины в ближнесрочной перспективе вряд ли представляется возможным.
Собственно, дело даже не в том, стоит ли отменять уже принятый закон, приостанавливать его действие или вносить в него поправки и дополнительные «переходные положения».
Во‑первых, потому, что этим должен заниматься парламент. Первое заседание нового созыва Верховной Рады в лучшем случае состоится в конце ноября, а к полноценной законодательной работе депутаты (напомним, половина из них — новички «под куполом») смогут приступить в лучшем случае еще через несколько недель. Процедурные вопросы, создание коалиции, утверждение нового руководства ВР и нового состава Кабмина — все это отнимет драгоценное время. Вариант же, при котором еще раз будет реанимирован пока еще полномочный созыв в виде некоей внеочередной чрезвычайной сессии, представляется весьма маловероятным. Да и превратится она в «бенефис проигравших», получивших шанс произнести последнюю речь «перед расстрелом».
Во‑вторых, сама по себе вера в то, что проблемы и конфликты такого уровня и такой сложности можно решить лишь с помощью принятия нужного закона, — довольно наивна. Для этого нужно нечто большее, чем юридическая формальность. Прежде всего — постоянный контакт между сторонами конфликта. Тем не менее интенсивность переговоров и консультаций — как на высшем уровне, так и с представителями самопровозглашенных республик — в последний месяц слишком заметно снизилась, а их предметом стали совсем уж локальные вопросы. (С другой стороны, для освобожденных за это время из плена сограждан и их семей частными и малозначимыми их никак не назовешь.) Причина все та же — парламентские выборы. Складывалось впечатление, что президент и его окружение слишком уж осторожничали, не желали рисковать рейтингом. Злая ирония в том, что рейтинг все равно упал, а время было упущено. Все стороны изначально не очень-то доверяли друг другу, и снижение интенсивности контактов только усугубило взаимные подозрения. Отметим, что и зарубежные партнеры также проявляли неторопливость, выжидая результатов все тех же выборов.
С мест сообщают
Не могли не сказаться и кадровые перестановки в регионе: речь не о том, насколько эффективными или неудачными были действия Сергея Таруты и Ирины Веригиной, и насколько оправданными были их отставки — Александру Кихтенко и Геннадию Москалю пришлось потратить время на то, чтобы элементарно войти в курс дела. А тот же Москаль, осмотревшись на месте, уже успел заявить, что излишняя политизированность на уровне Киева в решении многих местных проблем мешает сколько-нибудь эффективному их разрешению. В том числе и в переговорах с теми силами, которые на данный момент контролируют эти территории.
Кстати, о факторе времени. За последние месяцы на территории Донбасса, не контролируемой центральной властью, побывало множество журналистов, причем с совершенно различной гражданской позицией. В своих репортажах и зарисовках (в какие бы политические тона они ни были окрашены) представители СМИ, не сговариваясь, подмечают одни и те же тенденции. Первая — местные жители довольно быстро привыкают и адаптируются к новым условиям жизни, даже весьма суровым. Происходящее вокруг уже не ввергает в шок, люди приучаются выживать, воспринимая окружающую реальность пусть и как неуютную, но данность.
В этом нет ничего удивительного, достаточно вспомнить, как быстро украинцы в целом привыкли к совершенно новым реалиям, которые год назад и вообразить было невозможно. Кроме того, население Донбасса само по себе обладает довольно высокой степенью конформизма и гражданской пассивности. Чтобы лишний раз убедиться в этом, достаточно взглянуть на результаты выборов в тех районах области, которые уже несколько месяцев находятся под контролем сил АТО. То, что жителям других регионов кажется абсурдом, для Донбасса — уже почти привычное дело. Более того, если они и не лишены информации о том, что происходит «за линией блокпостов», то новости из «большой Украины», положа руку на сердце, пока что не могут служить для них поводом для такой уж особой зависти.
Вторая тенденция — после летнего стресса, когда массовые обстрелы Донецка и Луганска стали ежедневной частью жизни горожан, со дня на день ожидавших штурма, нынешняя ситуация выглядит действительно как худой, но почти мир. Репортеры отмечают, что Донецк, к примеру, осторожно, боязливо, но возвращается к жизни: понемногу возобновляют работу магазины, общественный транспорт и даже кафе. Этот психологический момент тоже нельзя игнорировать: после пережитого кошмара даже малейшее улучшение кажется огромным достижением и всегда служит поводом для оптимизма.
Не быстро, не легко, необходимо
Сам по себе факт признания того, что мирное урегулирование в какой-то момент «свернуло не туда», следует считать позитивным сигналом. В данном случае упрямство, выдаваемое за принципиальность, лишь усугубило бы ситуацию. Если «закон об особенностях…» и будет отменен, как это 4 ноября порекомендовал СНБО, — свои функции он все равно частично выполнил. Хотя бы потому, что продемонстрировал, что поиск компромисса — дело принципиально не безнадежное, потому что количество жертв среди мирного населения действительно несравнимо снизилось по сравнению со временем, когда АТО была в самом разгаре. Второй повод для оптимизма — стороны конфликта, уже успевшие прокомментировать инициативу Петра Порошенко, согласны с тем, что именно считать отправной точкой для перезагрузки.
Завершение предвыборной кампании дарит надежду и на то, что политические и пропагандистские спекуляции на теме Донбасса все-таки уступят место прагматике и рационализму. Политики, возможно, наберутся смелости сказать гражданам, что мирный процесс не может быть быстрым и легким. В конце концов, нынешний состав парламента на целый год (очень длительный период по нынешним временам) застрахован от роспуска как избранный на досрочных выборах. Так что даже если этот созыв и окажется в итоге мертворожденным, то, по крайней мере до следующего лета уж точно можно отставить в стороне и шапкозакидательство, и бесконечный поиск «предателей».
- Информация о материале
Борьба с коррупцией прекращена. Сui рrodest?
Статьей 1 Закона «Об основах национальной безопасности Украины» установлено, что распространение коррупции — одна из основных угроз национальной безопасности Украины, а борьба с ней — залог национальной безопасности.
Это не просто слова: по данным всех известных мировых рейтингов, положение в Украине с распространением как коррупции, так и ее негативных последствий плачевно. Мы, наряду с Нигерией и Камеруном, плетемся в хвосте мировой добропорядочности, и от этого — большинство наших социальных и политических проблем. Фактически, мы на черте, за которой — экономическая депрессия, финансовый дефолт, бедность и куча других, мягко говоря, неприятностей. И это во время трагических событий на востоке, оккупации Крыма, бесконечных предательств и жертв...
И вот на фоне такого законодательного пафоса и такой реальной жизни наша власть на полгода, до 25 апреля 2015 г., оставляет без какого-либо (!) правового регулирования вопросы предотвращения коррупции. Правовые последствия этого шага будут ощутимы еще несколько лет. Не верите — внимательно посмотрите на текст профильного закона.
Удивительно: украинское общество, которое не первое десятилетие тяжело болеет коррупцией и которому наконец, на праздник Покрова, подали хоть какую-то надежду на излечение, должны благодарить за утрату этой надежды именно главных государственных борцов с коррупцией.
Суть вопроса — в заключительных положениях нового Закона «О предотвращении коррупции» от 14 октября 2014 г. указано: этот Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и вводится в действие через шесть месяцев со дня вступления им в действие; признать утратившими силу Закон «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», Закон «О правилах этического поведения».
Когда-то мы уже имели похожую правовую ситуацию, и она также была связана с антикоррупционным законодательством: один закон утратил силу, а второй ее приобрел, но бездействовал. Думаю, что кто-то всегда делает это специально — чтобы подорвать доверие к новым антикоррупционным законам и государственной власти в целом. А другие, из-за недостаточной юридической образованности или разгильдяйства, просто не уделяют этому должного внимания.
Напомню о 2009 г. Согласно заключительным положениям всех трех принятых тогда антикоррупционных законов, каждый из них вступал в силу со дня опубликования и вводился в действие с 1 января 2010 г. Тогда власть в этом нуждалась, чтобы продемонстрировать Совету Европы: дескать, мы ратифицировали антикоррупционные конвенции и приняли соответствующие законы, которые уже действуют. Но вводить их в действие власть никак не могла себя заставить, поскольку это для нее было как самой себе отрезать корыстную руку. Поэтому тогда и придумали впервые эту хитрую юридическую формулу «вступает в силу со дня... и вводится в действие с...».
Статьей 94 Конституции определяется порядок вступления законов в силу, строгое соблюдение которого позволяет реализовать принципы законности и правовой определенности, а в ч. 1 ст. 152 Конституции говорится о возможности признать законы неконституционными, если была нарушена установленная Конституцией процедура вступления их в силу.
В процесс же вступления в силу рассматриваемых законов Верховная Рада в 2009 г. впервые включила такой элемент как «введение их в действие». Но при таком подходе законы, которые фактически, согласно Конституции, приобрели силу, не приобрели обязательного характера. То есть они стали действующими, но не действенными. По логике законодателя — ни живое, ни мертвое.
Такая правовая неопределенность грубо нарушает право граждан знать свои права и обязанности (ст. 57 Конституции).
В связи с указанным Верховный суд обратился в 2009 г. в Конституционный суд за разъяснением. И тот, перекрутив на мясорубке гривню, прокуратуру, совесть и логику, выдал (решение от 6 октября 2010 г.): «Системный анализ этой статьи во взаимосвязи с другими нормами Конституции Украины свидетельствует, что введение закона в действие не с момента вступления им в силу, а с момента отдельно определенного в нем срока, с которого он применяется, предусмотрен в разделе XV «Переходные положения» Конституции Украины. Так, в пункте 11 этого раздела определено, что часть первая статьи 99 Конституции Украины вводится в действие после введения национальной денежной единицы — гривни, а в пункте 9 — что прокуратура продолжает выполнять функцию надзора за соблюдением и применением законов и функцию предварительного следствия до введения в действие соответствующих законов».
Таким образом, подвел итог Конституционный суд, «Основным Законом Украины предусмотрен порядок и сроки вступления закона в силу, а также введение в действие отдельных его положений. Исходя из этого, законодатель, учитывая разные обстоятельства, может установить другую дату введения закона в действие. Таким образом, размежевание в оспариваемых законах момента введения их в действие и вступления их в силу не противоречит положениям статьи 57, части пятой статьи 94 Конституции Украины и не может толковаться как нарушение установленной Конституцией Украины процедуры вступления этими законами в силу».
Что касается утратившего силу Закона «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», то и такое мы уже видели, — с 1 января 2011 г. утратил силу Закон «О борьбе с коррупцией» от 5 октября 1995 г., а новый — на то время — Закон «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» от 7 апреля 2011 г. вступил в силу лишь с 1 июля 2011 г. Таким образом, ровно полгода ни один антикоррупционный закон не действовал.
Теперь ситуация в точности повторяется. Прикрывшись перед парламентскими выборами громкими и яркими лозунгами о всеобъемлющей, беспощадной, бескомпромиссной борьбе с коррупцией, власть молча и надолго оставила без какого-либо правового регулирования важные вопросы декларирования имущества, доходов и расходов (то есть воруйте, никто не спросит, где взял), специальных проверок кандидатов на государственные должности (добро пожаловать на государственную службу с судимостями и без дипломов о высшем образовании), работы близких родственников на государственной службе (дорогу непотизму и кумовству), проведение антикоррупционной экспертизы законопроектов (представители олигархата, продолжайте лоббировать свои экономические интересы) и прочее. Праздник для коррупционеров!
Из этого следует, что декларирование имущества, доходов и расходов ни за 2014-й, ни за 2015 г., по новому Закону, не состоится (по состоянию на 1 апреля 2015 г., когда будто надо подавать декларации, ни один закон этого не будет требовать, а в следующем году можно будет сослаться на то, что сведения для деклараций соответствующие субъекты не собирали, поскольку закон вплоть до 25 апреля 2015 г. этого не требовал); декларирование по новому закону начнется лишь с апреля 2016 г.
Из этого следует, что статья 368-2 Уголовного кодекса «Незаконное обогащение», новой редакцией которой так долго пугали коррупционеров, не сможет быть применена вплоть до 2017 г. (поскольку в примечании к этой статье указано: значительным превышением является сумма, которая в два или больше раза превышает размер дохода, указанного в декларации за соответствующий период, представленной лицом в порядке, установленном Законом Украины «О предотвращении коррупции»).
Из этого следует, что до 25 апреля 2015 г. можно получать «подарки» и «пожертвования» от подчиненных и других лиц, то есть поддерживать «коррупционные пирамиды» в той же форме.
Из этого следует, что временно прекращают свое действие положения об обязательности увольнения коррупционеров с должностей и останавливается наполнение Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные правонарушения, то есть коррупционеры могут возвращаться на свои должности, а юридическим лицам, пойманным на коррупции, снова можно участвовать в тендерах.
Из этого следует, что члены семей, кумовья и сваты еще долго могут держаться друг за друга на государственной службе и в местном самоуправлении, а еще — сочетать государственную службу с бизнесом и другими интересными занятиями.
Из этого следует продолжение безнаказанности и бессовестности, продолжение лжи, что уже дважды приводило к революциям в современной Украине.
Интересно, что принятый, как и Закон «О предотвращении коррупции», 14 октября 2014 г. Закон «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» вступает в силу через три месяца со дня его опубликования, то есть с 26 января 2015 г., и отдельного срока введения в действие не предусматривает. Тем временем эти два закона по содержанию связаны между собой, и не введение в действие одного из них искажает или в отдельных положениях отменяет действие другого.
Ведь именно в первом из этих законов содержится определение понятия коррупции и коррупционного правонарушения, неправомерной выгоды и подарка, который не является неправомерной выгодой, близкого лица и члена семьи, перечень лиц, уполномоченных на выполнение функций государства и местного самоуправления, приравненных к ним лиц и т.п.
В положениях же Закона «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», наоборот, содержатся отсылки к положениям Закона «О предотвращении коррупции».
Например, в соответствии с ним директор Национального бюро освобождается от должности, в частности, в случае несоответствия ограничениям, предусмотренным Законом «О предотвращении коррупции»; не могут быть членами Комиссии лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления, согласно Закону «О предотвращении коррупции», а лицо, претендующее на участие в конкурсе, подает заявление об участии в конкурсе по предоставлению согласия на проведение специальной проверки в соответствии с Законом «О предотвращение коррупции», декларацию по форме, определенной Законом «О предотвращении коррупции», и другие документы, предусмотренные этим же Законом (ст. 6). Статья 14 Закона «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» устанавливает, что лицо не может быть назначено на должность в Национальном бюро, если оно непосредственно подчинено лицу, которое является его близким лицом в соответствии с Законом «О предотвращении коррупции», и на работников Национального бюро распространяются другие ограничения и требования, установленные Законом «О предотвращении коррупции»; термин «конфликт интересов» употребляется в значении, предусмотренном Законом «О предотвращении коррупции». Статья 26 предусматривает, что письменный отчет о деятельности Национального бюро должен содержать, в частности, сведения отдельно по категориям лиц, указанных в части первой статье 3 Закона «О предотвращении коррупции», а статья 27 — что подразделение внутреннего контроля предотвращает совершение правонарушений работниками Бюро согласно требованиям Закона «О предотвращении коррупции».
Частично можно забыть и о люстрации. В соответствии с Законом «Об очищении власти», в течение десяти лет со дня вступления его в силу не могут занимать определенные должности лица, проверка в отношении которых установила недостоверность сведений о наличии имущества, указанного в представленных ими за предыдущий год декларациях, составленных по форме, установленной Законом «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», и/или несоответствия стоимости имущества, указанного в их декларациях, приобретенного за время пребывания на указанных должностях, доходам, полученным из законных источников. Но упомянутый Закон «О принципах...» уже бездействует, как и установленная им форма декларации.
Согласно Заключительным положениям Закона «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», вносятся изменения в Уголовный кодекс, в которых также есть отсылки к Закону «О предотвращении коррупции», и без них соответствующие статьи Кодекса не смогут «работать». В соответствии со ст. 3 Уголовного кодекса, законы, принятые после вступления их в силу, «включаются в него после вступления их в силу». То есть они в силе, действуют, но... не работают. Ситуация тупиковая.
Также Законом от 14 октября 2014 г. внесены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях и изложены в новой редакции почти все статьи главы 13-А «Административные правонарушения, связанные с коррупцией». Все эти статьи не могут действовать, поскольку субъектом правонарушения в них определены лица, упомянутых в ст. 3 Закона «О предотвращении коррупции», который бездействует.
Согласно заключительным положениям Закона «О предотвращении коррупции», декларации лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, за период до 1 января 2015 г. подаются в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции в объеме и по форме, предусмотренными приложением к Закону Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции». Но эта форма уже недействительна, поскольку никто не обязан руководствоваться приложением к закону, который утратил силу, то есть бездействует. Это очевидно даже для не юристов.
Заключительными положениями Закона «О предотвращении коррупции» вносятся изменения в законодательные акты (это Кодекс законов о труде, законы «О статусе депутатов местных советов», «О государственной службе», «О службе в органах местного самоуправления», «О судоустройстве и статусе судей», «О Конституционном Суде Украины», «О местном самоуправлении в Украине», «О Кабинете Министров Украины» и др.), в которых говорится о замене ссылки на Закон «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» ссылкой на Закон «О предотвращении коррупции», который бездействует. Следовательно, все соответствующие нормы этих законов в течение полугода также не смогут действовать.
Это означает, что в отношении кандидатов на должности, указанные в этих законах, не должны проводиться специальные проверки, временно теряется обязанность избегать конфликта интересов и не определяется порядок его урегулирования. В случае совершения коррупционных правонарушений соответствующие лица не подлежат обязательному увольнению. Можно себе представить, как должен измениться уровень коррупции в Украине, если законодатель говорит им: «Вам можно все!» А мы, наивные, ждем реформ и улучшения...
Фактически, все сказанное означает коллапс системы предотвращения коррупции. Как же это произошло?!
Следует знать, что в проекте Закона «О предотвращении коррупции» (реестр. №5113), внесенном Кабинетом министров на рассмотрение парламента 30 сентября 2014 г., положение пункта 1 заключительных положений имело такой вид: «Этот Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования» — без каких-либо упоминаний о дате введения в действие. Ничего не изменилось в этом положении и 6 октября 2014 г., когда законопроект был внесен правительством повторно как доработанный.
Изменения произошли в дальнейшем и молниеносно, в течение нескольких дней.
Так, уже 14 октября 2014 г. в своем многостраничном выводе главное юридическое управление Верховной Рады Украины указало: «... положения пункта 1 раздела ХIІІ «Заключительные положения», которыми предусмотрено, что «этот Закон вступает в силу со дня и вводится в действие через шесть месяцев» изложено юридически некорректно, поскольку частичный учет поправки №220 привел к неопределенному порядку вступления в силу и введения в действие закона о предотвращении коррупции, что не согласуется с предписаниями части пятой статьи 94 Конституции Украины. К тому же в такой редакции непонятно, с какого момента утратит силу Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции». Учитывая изложенное, предлагаем пункт 1 и абзац первый пункта 2 раздела ХIІІ «Заключительные положения» проекта изложить в такой редакции:
«1. Этот Закон вступает в силу со дня его опубликования и вводится в действие через шесть месяцев со дня вступления его в силу.
2. Признать со дня введения в действие этого Закона утратившими силу:..»
Видим, что парламентские юристы своевременно выявили акт вредительства и попробовали повлиять, надеясь, что, возможно, это ошибка. Но к их совету тот, кто отвечал за подготовку законопроекта к принятию в целом, не прислушался. Хотя по своей должности обязан был сделать это. Потому что им был ни кто иной как... председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. По странному стечению обстоятельств, он же значится в сравнительной таблице как автор поправки №220.
Ошибся или недосмотрел за помощниками? Возможно, что и так. Поэтому первое, что должна сделать Верховная Рада Украины, — это создать, согласно ст. 89 Конституции Украины, временную следственную комиссию для проведения расследования по вопросам о том: что именно стало причиной внезапной и почти полной остановки антикоррупционных механизмов государства, которая выглядит как спецоперация врагов украинской государственности и/или любителей государственной собственности или же коррупционная торговля компромиссами; кто и как манипулирует народной волей при принятии отдельных законов; почему проблемы государственной важности каждый раз решаются с нарушением конституционных процедур и с игнорированием советов экспертов, которые предостерегают от них; что надо сделать, чтобы таких позорных фактов больше не было. Эти вопросы, учитывая чрезвычайные правовые последствия, явно представляют общественный интерес.
Одновременно парламент должен сделать вступившим в силу и действующим хотя бы один специальный антикоррупционный закон. Это технически несложно: надо добавить только несколько слов к пункту 2 заключительных положений — «со дня введения в действие этого Закона».
Что скажешь, новая Рада?
- Информация о материале
«Доктор, мне 19 лет. Мне нужна эта рука. Не отрывайте ее!»
Антон – водитель-механик из 25-ой отдельной Днепропетровской воздушно-десантной бригады. Ему 19 лет. Награжден орденом «За мужество» ІІІ степени. Ранен при проведении АТО. Я нашла его в киевском военном госпитале, и он мне всё рассказал – о Майдане, о сдаче оружия в Краматорске, о взятии Красного Лимана, о войне и о ранении.
На обыски нет времени
Ты же понимал, что могут убить?
Да, конечно. Полнейшее осознание. Там вдруг понял, что не бессмертный.
Рядом умирают?
К этому привыкаешь.
Долго?
Нет, на самом деле, – неделька, полторы.
Умирают и свои, и чужие?
Да. Ты все время видишь, как умирают. Доходит до того: «Хм, человек умер. Пойду водички попью».
Было ощущение, что ты делаешь что-то очень важное?
Нет. Разве что... Знаешь, мы делали что-то очень важное – мы пытались выжить. Первый месяц мы вообще не воевали – мы пытались выжить. Стрелять можно было только в ответ. Никого и ничего нельзя было захватывать. Мы просто стояли и ждали, когда на нас нападут.
Где Вы стояли?
В основном – Краснолиманский район. Я ранен под Ямполем. Там был блокпост сепаратистов, который хорошо укреплен, – наша задача была выбить их оттуда. Но мы к нему не дошли. Засада.
Разбитый блокпост сепаратистов под Ямполем
Засада - это когда ты идешь и точно знаешь, что в тебя будут стрелять вон там – в районе того дядечки. Ты идешь к нему весь сосредоточенный, но по тебе открывают огонь гораздо ближе, вот тут — прямо на перекрестке.
Из чего стреляют?
Ну, вот в меня – из ручного противотанкового гранатомета.
Ты в машине был?
Да. Машина «Реостат».
Засада была в зеленке. Справа – лес, слева – лес. Там заповедная зона — с зеленкой ничего не сделаешь. Трассирующие пули в этом плане коварны. Выстрелил два раза — побежал тушить пожар.
Что делает мальчик, когда в него целятся из противотанкового гранатомета?
Не знаю. Сейчас подумаю – прячется, наверное.
Машину бросить?
О нет, если целятся из противотанкового гранатомета, то ничего бросить уже не успеешь. Я увидел вспышку и взрыв. Все.
Смотри, Красный Лиман мы отбили давно, и уже шли на Ямполь. Было нападение на колонну. Некоторые машины выбили из РПГ.
Первый обстрел – мы не смогли отбиться. Все, кто смог, отступили обратно к нашим позициям. Там оставили раненных. Взамен нам добавили бойцов, и мы опять пошли туда, где нас разбили. Их опять обстреляли.
Мы так три раза ходили! Четвертые не пошли. Они сказали: «Вы что, долбанулись? Мы не пойдем. Три раза уже ходили — толку никакого». Потом кто-то вдруг сообразил, что ведь туда можно из артиллерии пострелять – мы ведь знаем точно, что там сепары. Постреляли артиллерией. Потом кто-то вспомнил – у нас же авиация еще есть. Послали туда авиацию. Постреляли авиацией, а что было дальше - я не знаю.
Красный Лиман брал?
Красный Лиман брал.
Что значит зачистить город?
Колонной выезжаешь в город. Если в тебя не стреляют, значит – они в домах. Выпрыгиваешь из машины – делишься на группы. Начинаешь прочесывать дома. Все, кто в форме и с оружием, все — враги. Всех долой.
Террористы всегда носят форму?
Нет. Есть люди с оружием в гражданском. Это тоже враги.
Если оружие выбросил в окно, то все – ты гражданский?
Да-да-да. Такое тоже было.
В ближнем бою участвовал?
Да.
Доходит до штык-ножа и рукопашной?
По-любому, зубами жилы грызли. Нет, такого не было.
Заходишь в помещение, стоит дядя и ты в него стреляешь?
Тут, понимаешь, такой тяжелый выбор – очень тяжелый. Стоит дядя. Развернись, уйди. Он тебе в затылок выстрелит. У его под подушкой пистолет спрятан. Но может и не спрятан.
Обыски делаете?
Какие обыски! Ну, не издевайся. Нету времени на обыски. Нас слишком мало для такого города.
Почему нельзя кинуть в город миллион военных?
Зачем-зачем-зачем? Так не пойдет — так не интересно. Наше поколение показало на Майдане, что мы слишком офигевшие. Мы что-то понимаем и можем что-то потребовать от правительства. Поэтому всех, кто что-то понимает, мобилизовали и послали туда — сдохнуть.
Это было просто истребление нас. Люди, которые умеют воевать, которые участники боевых действий, они приходили в военкомат и говорили: «Мобилизуйте меня». Ему отвечали: «Нет ты нам не нужен. Мы возьмем какого-то прикольного чувака, студентика. А то ты что, ты ведь сепаратистов убивать будешь. Где нам их брать потом?».
Начинаем сильно бить сепаратистов, они начинают умирать – все! Перемирие. Пускай ребята подготовятся, а то как-то нечестно получается — нас больше. К нам приезжают и говорят: «Там сепаратисты строят блокпост». Но, согласись, зачем ехать туда и выбивать их сразу, пока они строят? Мы подождем полтора месяца, пока их там будет полторы тысячи.
Нас, когда обстреляли под Ямполем, буквально через пару часов приехал дядечка с большими звездами и сказал: «Ребят, ну вы же понимаете, что вам никто не давал приказ туда идти. Это было ваше добровольное решение, вы сами собрались и поехали туда». Насколько я знаю, его побили. Кажется, в него даже стреляли.
Корректировщик огня должен находится на фиксированной точке?
Да, при нормальной войне. Сидишь где-то на дереве, замаскированный.
Тут не так – тут в тебя стреляют. Ты тоже одной рукой стреляешь, другой рукой смотришь в бинокль, ногой рацию возле уха держишь, высунувшись наполовину в окно машины. На кочках машину трусит — тебя все время бросает вверх-вниз, из стороны в сторону. Ездишь по полю, уворачиваясь от минометных выстрелов — восьмерочки рисуешь.
ВДВ – это ведь подготовленные войска?
Ой, мне кажется я сейчас тебя огорчу, разрушу твое восторженное представление о ВДВ. Ты о рукопашном бое спрашивала! Если бы дело дошло до рукопашного боя... Нас не учили этому, мы не подготовлены. До того, как попасть в Красный Лиман я выстрелял 22 патрона в бригаде! Вот это опыт!
Войска готовили к выводу на Майдан
Ты контрактник?
Да.
Долго служишь?
Десять месяцев.
Два месяца в АТО. До этого 8 месяцев чем занимался?
Нормальная человеческая служба по контракту. Значит, рабочий день с восьми утра до пяти вечера. Ходишь газоны выравниваешь, бычки собираешь, херней всякой страдаешь, на построение по 4 раза в день ходишь — 20 минут ждешь пока кто-нибудь выйдет и скажет: «Все. Молодцы. Расходимся».
У нас вообще проблема: раньше были срочники — они жили в казармах. А теперь ведь все контрактники — они живут в общежитиях. Теперь казармы надо перестраивать в общежития. Стенки ставить, комнаты делать. Есть чем заняться. Поэтому с понедельника по пятницу – ты среднестатистический строитель. Правда, в тельняшке!
Вас готовили выходить против Майдана?
Морально. Нас каждый день собирали в клубе. Каждый день показывали фильмы, рассказывали истории, читали обращение от депутатов. Рассказывали, как там тяжело «Беркуту», как он не справляется, как вы их там убиваете, бедных. Он стоит по пять суток с одним щитом. Из последних сил держится, писает и какает прямо в штаны. Народ вокруг дикий — народ с огнестрельным оружием.
Надо «Беркуту» помогать. Нас думали бросать на охрану стратегических объектов. Предлагали переодеться в форму «Беркута» и стоять с ними. Мы отказались.
Просто отказались?
Наш командир бригады раз пять игнорировал приказ о выезде для разгона демонстрантов. Приходил на тот момент главнокомандующий воздушно-десантными войсками Швец. Он говорил, что доставит нас на Майдан лично.
Нам выдали патроны – ящик. Это 2 цинка – в каждом 1080 патронов. Мы получили патроны и ехали вас разгонять, нас бы тогда отпустили домой. 500 наших бойцов доехали до ворот, и я в их числе, но в последний момент нас развернули.
После победы Майдана руководство сменили?
Нет.
Сдача техники в Краматорске
Ты был тогда в Краматорске, когда сдали технику?
Был.
Все было немного не так, как рассказывают?
Да. Немного не так. В тот день должны были взять краматорский аэропорт. Сформировали две группы. Одна небольшая — берет аэропорт. Другая в то же время колонной проходит через весь Краматорск, отвлекая на себя внимание. Нам приказ был один — ни при каких обстоятельствах не открывать огонь.
Когда мы шли, в районе рынка появилось очень много стариков, женщин и детей, беременных. Они хватали нас за автоматы и причитали. Очень скоро за ними появились люди с оружием. Мы не могли по ним стрелять – были бы очень большие жертвы среди гражданских. Старший колоны пошел на переговоры. Он вернулся и отдал приказ сдать оружие.
Ты понимаешь, что значит приказ? Приказ не обсуждают, не обсуждают и все тут. Но я даже решился его пообсуждать — я позвонил своему непосредственному командиру и спросил, что делать. Чем мог помочь мой командир? Он сказал слушать приказ старшего колонны.
И ты сдал оружие?
О, ты себе не представляешь, что значит сдать оружие. У меня не просто оружие, у меня — машина (почти кричит). Понимаешь, как ее отдать? Это моя машина! Она на меня записана, в конце-концов! Я вернусь в штаб и что скажу «Я отдал машину»?!
Вы не могли стрелять из-за гражданских?
Мы не могли стрелять потому что у нас не было приказа. Но мы были готовы сопротивляться.
Это унизительно?
Да. Но это не самое страшное. Самое страшное, что эти козлы не умеют пользоваться техникой. Они дикие — они не умеют управлять такими машинами. После этого последовал приказ – отвезти им машины туда, куда они скажут. Мы сами везли им эти машины.
Потом вас отпустили?
Потом пришел очень милый дядя с бородой и начал рассказывать, что такое ДНР и за что они воюют. Говорил, что их поддерживает местное население. И с виду на тот момент это действительно было так. Говорил, что нас руководство тупо кидает под обстрел. Говорил, что правда на их стороне. Что у них бойцов уважают. Предложил перейти на их сторону.
Ранение
У тебя рука, да?
Да. У меня рука, нога, вторая нога, легкое, лицо, черепно-мозговая травма.
У меня всё было просто. Я не потерял сознание. Я очень хотел, но не потерял. Вспышка, оглушение, снаряд взорвался. Ни хрена не видишь, ни хрена не слышишь, ни хрена не понимаешь. Все, что мог — запрятаться в машину. Скатился на бок.
Секунд через 20 прошла контузия, оглушение. Еще секунд через 30 ты начинаешь видеть. Глаза целы — зашибись. Выстрелы слышишь — уши тоже целы. Отлично. Рукой пощупал лицо. Почему-то сразу не заметил, что пощупал лицо только левой. Правая почему-то не поднялась.
Лицо на месте, голова — просто супер. Смотришь дальше. Налево — все хорошо. Направо – твою мать! Вообще не хорошо, совсем нехорошо. От правой руки кусочек остался, косточка торчит, запах жареного мяса. Мягко говоря, неприятные ощущения.
Запах знакомый?
Да, но не своего тела. К запаху своего тела относишься совсем по-другому.
Посмотрел на руку — нету руки. Печально, очень печально. Первая мысль – сейчас будет очень больно. Вспоминаешь, что у тебя есть шприц-буторфанол. Очень крутое обезболивающее. Достаешь его из разгрузки. Твою мать – его пробило осколком. Ничего, вспоминаю, что у меня есть еще один. Я ведь продуманный — я себе стырил на всякий случай. Этот целый. Разрываешь его зубами. Но вдруг – понимаешь, что у него какой-то пластмассовый тюбик, который ты не можешь пробить одной рукой. Пришлось принимать перорально. В принципе нормально, эффект практически тот же. Обезболился — сидишь дальше. Понимаешь, что надо искать руку.
Реально нет руки?
Я ее просто не заметил. Начал поворачиваться и чувствую, что я ногой стал себе на правую руку. Б..ь, я ее еще чувствую. Поднял руку — она не оторвана. Она осталась висеть на мышце и немного кожи. Еще держится! Положил ее на себя, посмотрел, что она не в очень хорошем состоянии, но есть!
Что делать дальше? Вокруг стреляют, порохом засыпает. Я один в машине. Остальные сидели на ней — их взрывной волной скинуло. Лежишь, одна рука и автомат. Отстреливаться не полезешь. Высунул голову, посмотрел – ребята стреляют! Спрашиваю: «Медики есть в колонне?». Но медиков с нами в колонне не оказалось – не поехали они с нами.
Решил покурить. Лег поудобней. Думал, мол, сейчас кровь потеряю, сосуды от курения сузятся, и сразу потеряю сознание. Твою мать, это ведь так круто! А нет – все следующие 10 часов я был в сознании.
Долго так сидел?
Я в машине сидел минут 20. Пока парни немного не отбились. Знакомый заглянул в машину: «Ни хера себе, Тоха, ты живой!». Потом посмотрел второй раз: «Ой, да ты не очень живой!». Хотел помочь мне выбраться, но я сам спрыгнул. Забежал за машину – там ребята организовали медпункт. У кого что было все снесли туда. У меня с собой даже жгута, какого-то хрена, не было. Провтыкал. Мне дали. Сам себе я его наложить не мог – попросил парней. Первая медицинская помощь была оказана. Надо как-то выбираться.
Подъехала машина, меня закинули внутрь. Маленький минус – меня положили впритык с листом алюминия в кузове. Он на солнце раскалился до неимоверной температуры! Лето, жара — попа горит. Машина подпрыгивает на кочках — я начал с нее скатываться. Пытаюсь за что-нибудь ухватиться, чтобы удержаться. Тут подбегает какой-то чувак и кричит: «Эй, мы тебя теряем!». И после этого он сел рядом и начал меня держать.
Лежу. Чувак говорит: «Воды будешь?». Вау, вот это предложение дня! Вода! Конечно, буду! Он достает пятилитровую баклагу воды – и пытается налить мне в рот. Машину кидает — я захлебываюсь. Не могу дышать, кашляю. Но глоток я сделал. Эту процедуру мы повторили 4 раза. Я еще хотел пить, но понял, что на пятый раз я уже захлебнусь окончательно.
Подъехали мы к первому медику. Он посмотрел на меня и говорит: «Б...ь, мне реально нечем тебе помочь». Он нашел более или менее ровную палку — примотал к ней руку.
Тут я почувствовал, что у меня болят ноги. Он разрезал штаны и говорит: «У тебя п...ц с ногами!» После этого меня отправили на машине в Изюм Харьковской области. В лагерь АТО. Дорога – часа три-четыре.
Обезболивающее кололи?
Нет.
В Изюме был более продвинутый лекарь. Меня положили на носилки. Мне что-то делали с ногами. Руку с палкой привязали уже к настоящей шине и отправили на вертолетную площадку. Там я еще полтора часика повалялся. Пока мы летели в Харьковский госпиталь, наш вертолет обстреливали. Сам вертолет стрелял, с вертолета стреляли, мы маневрировали.
Реальные ощущения начались в Харькове — на операционном столе. Меня облепили семь человек, но почему-то анестезиолога среди них не было. Подошел доктор, посмотрел на это все и сказал: «Эх, отрывайте руку». Я повернулся к нему и взмолился: «Доктор, мне 19 лет. Мне нужна эта рука. Не отрывайте ее!» Доктор задумался и сказал: «Ладно, постараемся что-то сделать». Руку пришили обратно.
Потом выяснили, что у меня пробито легкое. Нет, на общем фоне это вообще было незаметно. Плюс на мне сделали дренажи. Сделали надрезы и вставили трубочки. Такое странное ощущение, когда ты делаешь вдох и понимаешь, что ты не только ртом захватываешь воздух, но воздух всасывается и через ребра.
Единственный плюс в этом всем, что у меня уже совсем не было сил. Чувствовал боль, но ничего не мог сделать. Я даже дергаться не мог. Я просто лежал в сознании. Когда начали собирать руку, я вырубился.
Когда попал под обстрел?
19 июня.
Когда пришел в сознание?
21 июня. Надо мной уже стояли родители и поздравляли... с Днем рождения. Знаешь, это самые интересные поздравления в моей жизни. Рядом в реанимации лежали такие же бойцы и со всех сторон раздавался сдавленный шепот: «Чувааааак! Хегеееей! С Днем рождения!»
Здесь, в Киеве, не верится, что там что-то такое происходит?
Да. Меня пока точно нельзя выпускать из госпиталя. Мне кажется, я буду бить людей.
Почему?
Ну, потому что.
Почему?
Потому что, понимаешь, там воюют — там гибнут. Нормальные адекватные парни, а вот эта вот херня, которая как сидела, так и сидит на районе с бутылочкой пива и ждет модного типочка с iPhone.
Ты обещал армейский юмор.
То есть до этого мы недостаточно посмеялись? (смеется).
Я не смеюсь, я переживаю, что должна быть там.
Нет, нет, нет. Ты себя в зеркало видела? Девушки не для этого созданы! Вы должны быть здесь, пока я там, понимаешь? Вы ведь созданы, чтобы я ради вас там бегал и знал, что мне есть куда и ради кого возвращаться! Я себе представляю — мое чудо бегает там и подставляет себя под пули. Я вернусь, а она нет — вообще гениально!
Девушки были в зоне АТО?
Нет. Были в лагере АТО.
Что они делали?
Хрен его знает, что они там делали. Главное, чтобы улыбались. Ходишь целый день, одни перцы, этот камуфляж, эти офицеры. Все орут, эта гребанная машина. Я как механик-водитель весь в мазуте, масле, антифризе, соляре. Потому что машине 36 лет! И она еще должна ехать. И ты понимаешь, что если она остановиться, то тебе *опа. Идешь грязный, замученный, а она идет навстречу и улыбается. Боже! Это так мило!
- Информация о материале
Новый закон о прокуратуре: во благо или во вред?
Свершилось. 14 октября 2014 г. конституционным большинством народные депутаты приняли Закон «О прокуратуре». «У нас будет действительно европейская прокуратура. Начинается реформа силовых структур», – сказал перед голосованием спикер парламента Александр Турчинов и, видимо, убедил депутатов, так как за документ отдали свои голоса 316 из них. Напомним, что речь идет о законопроекте №3541, автором которого официально выступал Виктор Янукович, и которому эксперты Венецианской комиссии в свое время дали высокую оценку. Однако документ длительное время оставался непринятым, так как вызывал массу противоречий и требовал доработки.
И вот накануне выборов парламент принял судьбоносное для системы прокуратуры и украинского народа в целом решение. Продиктована ли такая единогласность борьбой за избирателя, или законопроект действительно за это время был доработан и сможет поменять систему к лучшему, попробовала разобраться «Судебно-юридическая газета». Ведь надо помнить, что главная задача заключается в том, чтобы не позволить реформе превратиться в имитацию путем внесения лишь декоративных изменений в основы деятельности органов прокуратуры.
Прокурорский надзор
Украинская прокуратура больше не должна исполнять функцию общего надзора, утверждают приверженцы реформы. Именно эта функция стала основным яблоком раздора между противниками и сторонниками реформы. Последние утверждают, что прокуроры благодаря надзорной функции злоупотребляли своими полномочиями и вмешивались в деятельность других государственных органов, предприятий, учреждений и организаций под предлогом выявления несоответствующих закону решений. В свою очередь, значительная часть общественности обеспокоена тем, что с отменой надзорной функции граждане останутся один на один со своими проблемами, и им некуда будет обратиться за помощью.
Хотя справедливости ради надо отметить, что прокуратуру уже давно не интересовали насущные проблемы простых граждан, и возможность обратиться с жалобой в прокуратуру, как правило, носила чисто формальный характер. В большинстве случаев граждане получали лаконичный ответ, в котором прокурор, ссылаясь на ст. 36-1 пока еще действующего Закона «О прокуратуре» (новый вступает в силу через полгода, т. е. 14 марта 2015 г.), а также ст. 3 ГПКУ и ст. 16 ГКУ, предлагал гражданину обращаться прямо в суд для восстановления справедливости и не беспокоить прокурора. Редкие исключения составляли те жалобы, в результатах рассмотрения которых был так или иначе заинтересован сам прокурор (заинтересованность могла выражаться как в денежном эквиваленте, так и в получении так называемых «показателей работы»). Остальным гражданам, невзирая на наличие у прокуратуры общей надзорной функции, не стоило уповать на помощь.
Выходит, новая редакция Закона «О прокуратуре» лишь законодательно укрепляет сложившуюся практику, при которой украинцев отправляют для защиты своих ущемленных прав и интересов в суд. Новый закон гласит, что с целью обеспечения представительства интересов граждан, представительские полномочия перейдут к институтам бесплатной правовой помощи. В связи с этим наше государство должно потратить значительные бюджетные средства для организации работы таких институтов. А пока гражданам придется и дальше жить согласно народной мудрости, и спасаться самим.
Что же касается рекомендаций международных экспертов по этому вопросу, то в выводах Венецианской комиссии содержатся рекомендации вообще изъять функцию общего надзора, поскольку все люди равны в своих правах (ст. 21 Конституции Украины), и каждый имеет право представлять себя сам. А тем, кто не способен это сделать, должны помочь те же представительства по оказанию бесплатной правовой помощи. Однако не учтено, что жители провинции подчас не могут получить квалифицированную медицинскую помощь, а уж о юридической и мечтать не приходится. Правда, законопроектом предлагается расширить компетенции уполномоченного Верховной Рады по правам человека для обеспечения представительства интересов гражданина в суде, хотя, вероятнее всего, участие омбудсмена для всех желающих граждан будет невозможно в силу ряда объективных причин.
Другие нормы закона
Президент в ходе совещания, которое он провел перед заседанием Верховной Рады, отметил, что замечания Венецианской комиссии, относящиеся к законопроекту «О прокуратуре», в полном объеме учтены. В целом принятый законопроект вносит поправки в 51 закон Украины и 10 действующих кодексов.
В частности, будет сформирована 4-уровневая система органов прокуратуры: Генеральная прокуратура Украины, региональные прокуратуры, местные прокуратуры, военные прокуратуры. Надо отметить, что положения о военной прокуратуре были внесены в законопроект дополнительно (после того, как законопроект был рассмотрен европейскими экспертами), и судя по всему, не последнюю роль в этом сыграла та политическая обстановка, которая сложилась в стране – должен же кто-то следить за соблюдением порядка и военной дисциплины в войсках!
Широкому обсуждению подверглись нормы, согласно которым будут ликвидированы специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные), а также городские или районные в городах, районные или межрайонные прокуратуры там, где они действуют одновременно. Кроме того, вводится особый порядок назначения прокуроров на должность и увольнения их от должности, определены основания и порядок осуществления дисциплинарного производства относительно прокуроров, вводится система органов прокурорского самоуправления (всеукраинская конференция работников прокуратуры и Совет прокуроров Украины) и другие.
Требуют изменения?
Надо отметить, что в целом положительно характеризуя данный законопроект, эксперты отмечают, что в нем есть положения, которые требуют корректировки. Например, он не содержит нормы о максимальном количестве прокуроров в Генеральной прокуратуре, местных и региональных прокуратурах. Вызывает возражения и антиконституционное положение о том, что кандидаты в состав квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров от уполномоченного ВР по правам человека должны быть согласованы с соответствующим комитетом Верховной Рады. Юристы также обратили внимание на нормы, в которых говорится о морально-деловых качествах прокурора (ч. 3 ст. 38, ч. 3 ст. 39, ч. 3 ст. 40). Казус в том, что действующее законодательство Украины не определяет критериев личных и моральных качеств прокурора, в связи с чем, по мнению юристов, на практике могут возникнуть проблемы по оценке таких качеств.
Задели за живое и условия социального и материально-бытового обеспечения прокуроров и других работников органов прокуратуры. По мнению общественности, в условиях экономического кризиса усматривается необоснованно завышенным уровень оплаты труда прокуроров, установленный в ст. 81 нового закона. Многие, даже понимая необходимость обеспечения прокурорам достойной заработной платы, считают, что установление Генеральному прокурору Украины зарплаты, большей, чем у премьер-министра Украины, требует соответствующего обоснования. Кроме того, ч. 6 ст. 81 установлен размер доплаты за выслугу лет. При этом «выслугой» считается стаж работы более года с выплатой доплаты в размере 10%, а максимальный размер этой доплаты составляет 50% должностного оклада прокурора.
- Информация о материале
Связанные одной цепью. Почему Путин вводит новые войска в Донбасс
«Путин, введи воска!» – истошно кричал в микрофон на митинге в поддержку Новороссии Александр Дугин. 2 августа на задворках Москвы главный идеолог и публичное лицо кремлевской «партии войны» требовал от главнокомандующего Российской Федерации решительных действий по спасению Новороссии, территория которой сокращалась как шагреневая кожа. Во второй половине августа с помощью серии поражений, которые российские войска нанесли украинским батальонам под Амвросиевкой, Иловайском и Новоазовском, Путин вынудил Киев прекратить наступление.
Спустя два месяца после тех событий Москва вновь посылает свои войска на помощь боевикам «ДНР» и «ЛНР». Да еще и разгар «перемирия». «С чего бы на этот раз?» – задаются вопросом многие и, не находя удовлетворительного ответа, пускаются в спекуляции наподобие «Путин всех перехитрил» или «Путин сошел с ума». Смею уверить, что неправы и первые,и вторые. У Путина нет не только хитрого плана, но даже внятной стратегии дальнейших действий в Донбассе. К тому же российский президент вполне, насколько об этом можно судить по его публичным действиям, ментально здоров.
В Донбассе он действует ситуативно, под давлением объективных обстоятельств и преследует две цели, о которых в эти дни открыто пишет кремлевская пресса. Близкие к администрации Путина издания Газета.Ru и Взгляд.Ru совершенно откровенно рассказывают своим читателям о пропагандистском эффекте, на который рассчитывает Кремль.
Например, по мнению главного редактора Взгляда.Ru, проведение 2 ноября несогласованных с Киевом выборов в ДНР и ЛНР и параллельная переброска в Донбасс регулярных российских войск полностью выводят нынешнего президента РФ из-под усилившейся критики по поводу «слива» Новороссии в результате минских договоренностей с Украиной. Первый тревожный звонок для российского лидера прозвучал в конце октября, когда согласно данным опроса «Левада-центра» президентский рейтинг Путина опустился с 57% в августе до 49% в сентябре. Очевидно, что разогретое милитаристской пропагандой общество так отреагировало на перемирие и потребовало продолжения операции по спасению Новороссии от «хунты». Зависимый от собственного рейтинга, глава России запустил маховик войны – а тот неожиданно стал диктовать ему свои собственные условия и логику дальнейших политических действий.
Страстная увлеченность российского лидера социологическими опросами стала особенно заметна в 2012 году, когда он издал указ №601, которым обязал региональные органы власти проводить масштабные социологические исследования удовлетворенности жителей вверенных им территорий политикой руководства страны. В нормальных государствах проводить подобные широкие и затратные исследования, чтобы выяснить мнение народа о своем правителе, нет надобности. Для этого существуют регулярные выборы, которые, однако, в условиях нынешнего кремлевского режима, превратились в пустую декорацию. Но запрос на обратную связь у лидера государства, пускай даже реализованный в такой, скажем честно, уродливой форме, остался. Отсюда же и недавнее путинское: «Для меня Россия – это вся моя жизнь, это совершенно очевидный факт. Я не могу себя представить вне России ни на одну секунду».
Очень точно суть путинской одержимости социологическими рейтингами, да и вообще одну из главных опасностей в жизни российских правителей определилисторик М. Гефтер: это страх лидера стать лишним, переходящий в недоверие к доверившейся ему стране. Страх остаться «всего лишь» лидером, которого россияне предпочли, хотя могут в любой момент и передумать. Это стремление избежать ненужности для России, которое заставляет Путина выдумывать и навязывать всей стране свою новую военную «нужность».
Чтобы удержать доказывающий его «нужность» рейтинг и продлить президентские полномочия, Путин вынужден будет продлевать существование проекта «Новороссия» максимально долго – столько, сколько захочет оставаться у власти. Теперь они зависимы друг от друга как сиамские близнецы. А потому начавшиеся после заключения минского перемирия деструктивные процессы внутри «ДНР» и «ЛНР» стали второй причиной, вынудившей верховного российского правителя повторно прибегнуть к массированному военному вторжению в Донбасс и санкционировать там непризнаваемые никем выборы – даже несмотря на очевидную болезненность для российской экономики западных санкций.
Не секрет, что никаких реальных республик «ДНР» и «ЛНР» не существует, а есть несколько десятков разрозненных банд и незаконных вооруженных формирований разной степени боеготовности. Которые не все и не всегда получают достаточное финансирование для ведения своей террористической деятельности, а потому вынуждены добывать средства к существованию, кто как может. Например, торговлей металлоломом, углем, рэкетом, грабежами, взиманием поборов с рынков, копанок и автостоянок, наконец, наркоторговлей и прочими способами, ранее доступными лишь подопечным Юры Енакиевского.
Ограниченность ресурсов при избытке претендующих на них полевых командиров – ничего, что все они выступают под зонтичными брендами «ДНР» и «ЛНР» – привела к неизбежным столкновениям между ними. Поэтому об организации устойчивой власти номинальных правительств Захарченко и Плотницкого не могло быть и речи. В лучшем случае они контролируют территорию областных центров, в которых располагаются сами. Неудивительно, что миссия многочисленных кремлевских кураторов при них, по мнению самих же кураторов, к концу октября была признана проваленной. Нужно было что-то срочно предпринимать.
Что именно – можно с легкостью обнаружить в колонке «руководителя гуманитарного направления министерства обороны ДНР» (а по совместительству – кремлевского регента при «премьере» Плотницком) Алексея Анпилогова в издании Взгляд.Ru, выходящем, к слову, под опекой первого замглавы администрации президента РФ Вячеслава Володина. Что, по сути, ставит его в один ряд с такими официальными печатными органами, как газета «Правда» при ЦК КПСС или «Жэньминьжибао» при ЦК КПК в Китае.
В материале от 5 ноября Анпилогов предостерег от вероятного краха «ДНР»-«ЛНР» из-за: (а) экономической нежизнеспособности «республик», усугубляемой отсутствием в них центральной власти; (б) необходимости выхода на «естественные оборонительные рубежи»; (в) снижения общей боеспособности «ополчения» ДНР-ЛНР в силу разложения отрядов полевых командиров и их междоусобной вражды.
Взяться за решение этих проблем Анпилогов предлагает с помощью создания регулярной армии обеих «республик», обеспечения ей полного довольствия и подчинения всех полевых командиров центральным «правительствам» ДНР и ЛНР. С этой точки зрения «избрание» Захарченко и Плотницкого главами ДНР и ЛНР с одновременным исчезновением из Горловки не в меру самостоятельного Безлера и появлением регулярных российских войск призвано продемонстрировать полевым командирам, кто здесь власть и кому следует присягать на верность. Вернее, кого на эту роль для них избрал Путин.
Отдельного внимания заслуживают продолжающиеся вооруженные столкновения российских диверсантов и «ополченцев» ДНР-ЛНР с силами АТО. Из штабов обеих противоборствующих сторон доносятся мнения о крайне малой вероятности широкомасштабных военных действий как минимум до начала весны. Вероятно, продолжающиеся сегодня боестолкновения вдоль линии фронта вызваны стремлением сепаратистов занять более выгодные для дальнейшего удержания этих территорий природные рубежи. Ни сил, ни средств для массированной атаки на фронтах сегодня не накопила ни одна из противоборствующих сторон. А потому будет логичным предположить, что бои в донецком аэропорту и в районе Дебальцево, скорее всего, направлены на решение локальных оборонительных задач.
Таким образом, инфильтрация вооруженных сил РФ на оккупированные территории Донецкой и Луганской областей вызвана прежде всего разложением незаконных вооруженных формирований «ДНР» и «ЛНР» и призвана предотвратить надвигающийся экономический коллапс остатков Новороссии. А также ожидающийся в связи с этим социальный взрыв среди гражданских жителей и самих боевиков. Вспомним голодный бунт в Макеевке 3 ноября. Подобные этому протесты потенциально способны смести и Захарченко, и Плотницкого, и их кремлевских кураторов – причем без каких-либо активных военных действий со стороны Вооруженных сил Украины.
С другой стороны – массированная переброска в Донбасс российских войск, демонстрирующая поддержку и приверженность (читай – зависимость) Кремля идее Новороссии, по замыслу ее инициаторов должна подстегнуть заметно упавший рейтинг российского президента – несмотря на новые экономические санкции Запада. Ведь главное, за что теперь борется Путин – это сохранение личной власти. На как можно дольший срок и, как видим, любой ценой.
- Информация о материале
Страница 916 из 2102
