Страсти вокруг люстрации набирают обороты. Закон «Об очищении власти» начали применять, несмотря на концептуальную ошибку, которая просто станет миной замедленного действия для Украины.

Прошу не путать люстрацию в странах бывшего соцлагеря - с нынешней люстрацией в Украине. Потому что у нас сейчас не менялся общественный порядок и политический режим. У нас осталась та же самая Конституция, а следовательно - образ и характер формирования власти, соотношение ветвей власти, центральных и местных органов, условия деятельности политических партий и общественных организаций. Это означает, что основанием для люстрации может быть только доказанная в судебном порядке вина лица, а не факт работы в органах власти во времена Януковича.

Согласно закону «Об очищении власти», люстрация осуществляется с целью недопущения к управлению государственными делами лиц, которые своими действиями или бездеятельностью осуществляли меры нацелены на: узурпацию власти Януковичем; подрыв основ национальной безопасности; противоправное нарушение прав и свобод человека. То есть в первой статье «Основные принципы очищения власти» законодатель называет правонарушение, в том числе преступления, за совершения которых чиновники будут подлежать люстрации.

Политическая целесообразность или законность

Никаких сомнений в необходимости отстранить таких лиц от власти нет. Но существует определенная юридическая процедура, соблюдение которой обязательное, если Украина является правовым государством. А именно: наличие в действиях лица признаков содействия узурпации власти Януковичем, подрыва основ национальной безопасности или нарушение прав человека - должен доказать суд.

Не может Верховная Рада законом автоматически зачислить людей, которые занимали во времена Януковича определенные государственные посты, в преступники!

Так же, не может любой другой орган власти или наичестнейшие представители общественности считать человека виновным в совершении перечисленных правонарушений без решения суда.

Соответственно, и люстрация на основании таких предположений, даже, если они небезосновательные, является неправомерной. Ведь в таком случае это будет политическая, а не юридическая оценка действий лиц, которые подлежат люстрации.

Пренебрежение юридической процедурой порождает опасный прецедент. Следующий победитель президентских гонок сможет так же политически признать, что Порошенко или кто-то другой узурпировал власть - и люстрировать предшественников. Так же - руками парламента и исполнительной вертикали, без суда и следствия, как это делается сейчас.

Кроме того, если руководствоваться политической, а не юридической оценкой действий президента, то под люстрацию должны подпасть не только люди режима Януковича. Не он эту систему создал; он ее просто довел ее до абсурда. Но козлом отпущения назначили только крайнего президента.

Поэтому первым шагом люстрации, который бы не развязывал руки всем следующим поколением власти люстрировать предшественников, должно быть юридическое признание режима Януковича преступным в судебном порядке и на законодательном уровне.

Второй шаг, который был бы справедливым, - это привлечения к уголовной ответственности всех лиц, причастных к преступлениям против государства и против народа.

Липовая люстрация

Все апологеты режима Януковича на свободе - или за границей, или уже без двух минут народные депутаты. Главным столпам уголовно-олигархической системы помогли убежать, помогли срочно вывести деньги с украинских счетов.

Тем временем дело о массовых убийствах в феврале-2014 на Майдане где-то застряло во властных кабинетах, а убийцы «искупят» грех на войне по иронии судьбы по одну сторону с героями Майдана. То есть, никого не накажут за убийство героев Небесной сотни.

Так же, как не наказаны предатели в командовании армии.

Высокопоставленные прокуроры, судьи и даже министры нового правительства продолжают ездить на работу на авто стоимостью от полмиллиона евро.

Вместо того происходит люстрация мелких винтиков системы и «неудобных» людей.

Разве такой люстрации требовали люди?

Еще одна мина - блестящая судебная перспектива

Чуть ли не главная интрига последнего времени - на чью сторону станут суды в делах по жалобам люстрированных лиц? На сторону политической целесообразности временной власти, потому что всякая власть временная, - или на сторону фундаментальных прав человека и здравого смысла? Ведь закон написан так, что целый ряд лиц, которые по нему подпадают под люстрацию, имеют замечательную судебную перспективу обжаловать свое люстрирование.

Вот, скажем, кого хотели обмануть депутаты, когда проголосовали за люстрацию коммунистов, которые работали на руководящих должностях до 1991 года?

Во-первых, общественность требовала, прежде всего - запретить компартию из-за фактов причастности ее членов к сепаратизму, к финансированию терроризма, в связи с чем уже открыто 308 уголовных производств против членов КПУ. Но этим коммунистам позволили принимать участие в выборах в Верховную Раду!

Вместо того, относительно люстрации коммунистов социалистического времени Европейский суд по правам человека уже давно испортил нашим люстраторам все «величие» замысла. Он признал по нескольким делам против Литвы подобную люстрацию запоздалой и в связи с этим такой, что нарушает права человека.

Думаете, наши депутаты об этом не знали?.. Знали. Просто этим формальным пунктом в законе они откупились от нашего с вами требования о запрете компартии.

Ну, пусть решение Европейского суда из прав человека - депутатам не указ, хотя они сами их узаконили. Однако же и нормы Конституции проигнорированы законом «Об очищении власти»!

Так, согласно 3-й статьи закона люстрации подлежат в том числе лица, относительно которых уже вынесены решения суда о содеянных ими правонарушениях. То есть к этим лицам уже применена юридическая ответственность.

Но Конституция же запрещает дважды привлекать к ответственности за одно и тоже действие! Снова прекрасная судебная перспектива у целой группы люстрированных лиц.

Как думаете, депутаты принимали такой неуклюжий закон, потому что знали, что суды станут на бок политической целесообразности и будут обслуживать эту власть так же, как и предыдущую?

А если суды станут на бок законности и отменят много люстрационных запретов и увольнений?

Тогда власть не откупится от общественности какой-то липовой люстрацией.

Нужно будет ответить откровенно на вопрос - почему не привлечена к ответственности верхушка режима Януковича и все, кто был причастен к преступлениям режима.