Объем заимствований Украины стал единственным растущим показателем, который с марта 2014 г. украинское правительство обеспечило нашей внешнеэкономической деятельности. В среде аналитиков зреет мнение, что к концу года власть готовит для украинцев плохой «подарок» - увеличение персональной задолженности каждого жителя страны перед международными финансовыми институтами в 1,5-2 раза. Но тот, кто берет кредиты под гарантии государства, не слишком заботится о том, как их потом придется погашать.

Считаем чужие или свои?

По состоянию на 31 августа 2014 г. государственный и гарантированный государством долг Украины составил 945,7 млрд. грн. или 69,5 млрд. долл. Только в течение сентября обязательства Украины увеличились на 4,7 млрд. долл. или на 6,88% от той суммы, которую Украина одолжила за все годы своей независимости.

Минфин, по состоянию на 30 сентября 2014 г., зафиксировал уровень государственного и гарантированного государством внешнего долга на уровне 540,5 млрд. грн. (почти 42 млрд. долл.) Это 56,18% от общей суммы государственного и гарантированного государством долга. В свою очередь внутренние долги достигли 421,6 млрд. грн. (или 32,5 млрд. долл.)

Рассмотреть обязательства Украины и возможность их выполнения следует детальнее. Сумма гарантированного государством долга достигла только 158, 5 млрд. грн. Что же касается внешнего долга, то страна гарантирует его только в размере 129 млрд. грн., или 13,4% от обязательств. В свою очередь внутренний долг гарантирован только на 3,08%.

Объемы займов растут беспрестанно. Но это не единственная черта, которая их объединяет. Облигации внешнего займа практически все краткосрочные и возвращать их, в основном, необходимо через 3-5 лет. Кроме того, в большинстве своем они выданы под огромные 16% годовых. Украина дошла до того, что порой начинает возвращать долг тогда, когда тело кредита еще не полностью зашло в страну.

Берем чужие и на время — отдаем свои и навсегда

Дальнейшие подсчеты показывают, что Украине не из чего будет возвращать долги. Золотовалютные резервы (ЗВР) Национального банка с начала года и до осени «похудели» почти на 4,5 млрд. долл. или на 21,9%. Осенью страна ждала роста деловой активности. Но получила дополнительные проблемы.

В октябре почти 2 млрд. долл. было выделено на поддержку «Нафтогаза». НБУ констатировал, что средства пошли на выполнение компанией гарантированных государством обязательств по долговым ценным бумагам, а также для платежей по поставкам природного газа. Кроме того, в октябре было своевременно осуществлены платежи по погашению и обслуживанию государственного и гарантированного государством долга в иностранной валюте общим объемом 641 млн. долл. Почти 233 млн. долл. из этой суммы ушли на расчеты с МВФ. Также, пытаясь уравновесить колебания на валютном рынке, Нацбанк в октябре активизировал интервенции по продаже иностранной валюты. Он продал 985 млн. долл. по единому курсу, а на валютном аукционе - еще 200 млн. долл.

В результате по состоянию на 1 ноября 2014 г. объем ЗВР составил 12,6 млрд. долл. и достиг десятилетнего минимума. Темпы сокращения «подкожного» денежного запаса страны пугают своей скоростью – мы потеряли почти четверть за один только месяц. Падал и ВВП, что стало катастрофическим сигналом для возможных внутренних и внешних инвесторов.

Что делать?

Эксперты констатируют, что страна до сих пор держится на плаву только за счет эмиссии. С начала весны объемы выпуска ничем необеспеченных денег достигли десятков миллиардов гривен. Но на международном рынке не доверяют экономике, которая существует за счет печатного станка. Соотношение спроса и предложения там складываются не в нашу пользу. В дополнение ко всему, страховые взносы при ведении бизнеса с Украиной растут, что делает денежные вливания в нашу экономику еще более проблематичными.

Ситуацию с внешними долгами усугубляет то, что ряд производственных сегментов в Украине свернули работу. Мы потеряли и продолжаем безвозвратно терять рынки. Выплаты по обязательствам несоразмерны с нашими доходами. Такое соотношение может надолго вывести Украину на дальнюю орбиту от центробежных финансовых потоков. В дополнение ко всему способствует наращиванием долгов и АТО.

Внутри страны финансовые процессы тоже вызывают серьезные опасения. В этом году, против ожиданий граждан и бизнеса, возобновился рост налоговой нагрузки. Но фискальное воздействие не помогает избавиться от дефицита денежной массы. Стране, несмотря на работу печатного станка, не хватает гривны. И как только бизнес начнет исчерпывать себя в обеспечении военных и административных нужд, следующим шагом государства может быть отказ от социальной защиты своих граждан.

«Мы живем в XXI веке, а у нас еще существуют рудименты социалистического способа хозяйствования, - констатирует исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. – Рынку нужен конкурентоспособный товар, а не госплан и прочие бюрократические изыски. Такие вещи, как министерство экономики и прочие системные атавизмы бессмысленной централизации должны быть упразднены и лишены права стеснять предпринимателей. Стране все равно не избежать дефолта социальных программ, поэтому единственным выходом для власти будет создание здоровой коммерческой среды, с широким диапазоном рыночной интеграции».

Эксперты уверены, что страна еще может встать на прагматичные рельсы. До тех пор, пока мы не достигли экономического дна, еще можно повлиять на ситуацию. Но власть предпочитает брать балласт в виде долгов, и игнорирует необходимость внедрения системных экономических реформ.